Замена масла в АКПП ниссан микра

Замена масла в АКПП Ниссан Микра

Замена масла в АКПП Nissan Micra – обязательная и важная процедура по сохранению АКПП автомобиля в работоспособном состоянии на протяжении всего срока эксплуатации. Модель Микра появилась на отечественном рынке более 10 лет назад и заняла достойной место в компактном А классе, во многом благодаря своим неплохим потребительским свойствам.

Когда нужно менять масло в АКПП Nissan Micra

Процедура смены вещества в картере проводится в соответствии с регламентом работ определенным изготовителем. Производитель в свою очередь для данной модели определил срок смены жидкости раз в 130 тысяч километров пробега. На Микру устанавливался архаичный 4-ступенчатый автомат с 4 ступенями. Агрегат не отличается быстродействием и расторопностью, с его сочетанием автомобиль потребляет достаточно большой объем бензина, однако по своей надежности и запасу ресурса он является одним из лидеров сегмента. Заявленный срок службы установлен в 200 тысяч километров пробега. Однако на практике нередки случаи, когда коробка «выхаживала» и более 250 тысяч километров без проведения капитального ремонта.

Несмотря на неприхотливость агрегата, регламентированный срок плановой смены жидкости не учитывает никаких особенностей эксплуатации. Для соблюдения производственного интервала в 130 тысяч километров пробега условия службы автомобиля должны быть около идеальными – отсутствие постоянных низких температур, отсутствие длительных высоких нагрузок при движении на трассе, недопущение буксировки, а также недопущение перегрева отдельных элементов или всей системы при нахождении в пробках.

Поэтому самым оптимальным решением является сокращение заводского интервала до пробегов в 60000 километров. Такой интервал позволит не только сохранить ресурс, но и не допустить выработки маслом своих предельных значений, после которых оно не сможет эффективно обеспечивать свою работу. При соблюдении сокращенного интервала трансмиссия вполне способна «выходить» и более 250 тысяч километров.

Какое масло в АКПП Ниссан Микра

Производитель модели в руководстве по эксплуатации также приводит перечень рекомендуемых производителей, чья продукция проходила многочисленные испытания на совместимость с данным агрегатом. Однако владелец также может самостоятельно, исходя из собственных предпочтений, выбрать определенный продукт для проведения замены масла в коробке Ниссан Микра К12. В то же время на рынке присутствует 3 основных вида трансмиссионных масел, которые отличаются не только стоимостью и своими характеристиками, но и способом изготовления:

  • Минеральные вещества имеют самый простой состав без использования современных материалов. По своим характеристикам и свойствам менее всего подходят для применения в современных агрегатах, так как не могут эффективно обеспечивать температурный режим в пробках или при высоких температурах, а также посредственно уменьшают трение механических частей коробки во время работы. Единственным существенным плюсом является невысокая стоимость.
  • Полусинтетика – более современный материал, который изготавливается с применением присадок. По своим свойствам вполне подходит для применения на агрегатах с большими пробегами, так как обладает небольшой текучестью и не способствует запотеванию картера и корпуса коробки. При этом не отличается высокой стоимостью, а также не подделывается на рынке.
  • Синтетическое масло является самым современным продуктом как по своему составу с применением большого количества химических присадок, так и по своим характеристика, которые более всего подходят для современного автоматического агрегата. Данный состав эффективнее всех конкурентов обеспечивает поддержание необходимого температурного режима во время работы, а также эффективно омывает механические части агрегата. Минусом является высокая относительно остальных конкурентов стоимость, а также вероятность приобретения контрафактной продукции, так как, несмотря на все меры предосторожности производителей, такой состав подделывается чаще всего.

Объем масла в коробке Ниссан Микра

Показатель объема никоим образом не влияет на надежность и ресурс коробки передач, а является лишь технологической особенностью той или иной конструкции агрегата. В данной модели этот показатель составляет 5,5 л, что достаточно скромно для автоматической трансмиссии. Соответственно, для проведения полной смены вещества с замещением на новое потребуется порядка 11 л материала, для частичной необходимо всего 3,5 л.

Замена масла коробке Ниссан Микра

На практике существует всего 2 основных вида замены вещества в коробке – полная смена с замещением отработанного материала новым и частичная, которая чаще всего осуществляется в виде простого долива материала до отметок на контрольной пробке. Полная замена производится в несколько этапов:

  1. Подъем автомобиля на подъемнике и диагностика состояния картера на наличие запотевания и микротрещин.
  2. Слив отработанного материала посредством откручивания сливной пробки. Данный материал собирается в специальную сливную тару, время стекания отработанного материала в среднем составляет порядка 1-2 часов.
  3. Частичное вскрытие корпуса с последующей заменой масляного фильтра и магнитов.
  4. Сборка корпуса и залив через заливное отверстие, которое расположено в подкапотном пространстве при помощи простой воронки нового вещества.
  5. Проверка работоспособности агрегата во всех режимах работ. При проверке необходимо оставаться на месте с включенным двигателем и попеременно включить все режимы коробки.

После этого процедуру слива и нового долива необходимо повторить еще раз. При частичном доливе не происходит полного замещения на новый материал, однако необходимость замены масляного фильтра и магнитов также присутствует.

Как проверить масло в коробке автомат Ниссан Микра

Проверка уровня вещества при профилактике агрегата или смене масла для АКПП Ниссан Микра К12 осуществляется посредством проверки контрольной пробки, которая расположена в нижней части корпуса. Для этого необходимо поднять автомобиль на подъемнике и провести осмотр контрольной пробки, на которой указан определенный оптимальный уровень вещества. При этом недостатком данной системы является отсутствие возможности для проверки состояния самого вещества, так как по уровню в пробке невозможно определить консистенцию масла и наличие металлической стружки в его составе.

Заключение

В итоге замена масла в АКПП Nissan Micra является неотъемлемой частью производственного процесса по обслуживанию автомобиля и сохранению эксплуатационных характеристик коробки передач. При этом данная процедура не является технологически сложной и может быть проведена собственными силами при наличии определенного инструментария и опыта.

Масло в АКПП Nissan Micra

Линейка компактных автомобилей Nissan Micra, известная в странах Азии как Nissan March, выпускается японским автопроизводителем с 1982 года и по настоящий момент. Так, пройдя через несколько поколений и серию рестайлингов, данный модельный ряд получил в свое распоряжение как механическую, так и автоматическую трансмиссию, работающую на трансмиссионной жидкости с заводским допуском. Соответственно, далее мы расскажем про масло АКПП Ниссан Микра, поговорим про его спецификации, а также приведем примеры оригинальной и аналоговой продукции.

Масло в коробку автомат Ниссан Микра

На Nissan Micra устанавливались 4х-ступенчатые автоматы Jatco следующих модификаций:

  • RE4F03A
  • RE4F03B

При выборе трансмиссионной жидкости в данные АКПП японский автопроизводитель рекомендует руководствоваться спецификацией Matic Fluid D или Matic Fluid J.

Трансмиссионное масло АКПП Nissan Micra RE4F03A (4 передачи)

Более ранние модели Nissan Micra оснащались японским автопроизводителем 4х-ступенчатым гидромеханическим автоматом RE4F03A, разработанным компанией Jatco в 1989 году и устанавливаемый на многие модели бренда Ниссан. Что же касается трансмиссионной жидкости, то в данные АКПП рекомендуется заливать масло с допуском Matic Fluid D, которым обладают как оригинальная продукция Nissan Matic Fluid D, так и ее заменители NGN UNIVERSAL ATF, G-Box Atf Far East.

Читайте также  Сколько масла в АКПП мерседес w211?

Средняя цена: 5000 рублей

1 литр Артикул: KE908-99931

Средняя цена: 2100 рублей

1 литр Артикул: V172085612

Средняя цена: 2500 рублей

1 литр Артикул: 8034108190129

Какое масло заливать в АКПП Ниссан Микра К12 RE4F03B (4 передачи)

Третье поколение Nissan Micra с индексом K12 получило в свое распоряжение модернизированный 4х-ступенчатых гидромеханический автомат RE4F03B, разработанный компанией Jatco в 1999 году. При этом в данную АКПП необходимо заливать трансмиссионную жидкость с совершенно иным, нежели описанным выше допуском. А именно со спецификацией Matic Fluid J. Соответственно к приобретению стоит порекомендовать как оригинальное одноименное масло Nissan Matic Fluid J, так и его аналоги XENUM XA NIPPON ATF, MPM Automatic Transmission Fluid HFM.

Средняя цена: 2600 рублей

1 литр Артикул: 1310001

Средняя цена: 3000 рублей

1 литр Артикул: 1310001

Объем трансмиссионной жидкости в автомате Nissan Micra

  • RE4F03A — 8.3 литров трансмиссионной жидкости
  • RE4F03B — 8.6 литров трансмиссионной жидкости

Периодичность замены масла в коробке автомат Ниссан Микра

  • RE4F03A — каждые 60 тысяч километров
  • RE4F03B — каждые 55 тысяч километров

Как выбрать масло в двигатель Nissan Micra и не попасть на подделку? Читайте в этой статье о проверенных смазочных материалах.

Как проверить уровень трансмиссионного масла в автомате Nissan Micra

Чтобы проверить уровень масла в АКПП RE4F03A и RE4F03B Nissan Micra, необходимо задействовать контрольный щуп, выполнив следующие действия:

  • прогреть масло в автомате до рабочей температуры
  • установить авто на ровную площадку без уклонов
  • плавно пройтись селектором по всем передачам, остановившись на паркинге
  • очистить щуп от частиц масла
  • произвести замеры

Проверка уровня масла в АКПП с использованием щупа

Замена масла в АКПП Ниссан Микра

Чтобы реализовать частичную замену масла в автомате Nissan Micra, необходимо:

  • снять нижнюю защиту мотора
  • открутить пробку слива автомата
  • слить старое масло в тару
  • демонтировать поддон АКПП и очистить его от старого масла
  • заменить расходники
  • залить свежее трансмиссионное масло по уровню

Как заменить масло в АКПП Ниссан Микра своими руками

Процедура замены масла в АКПП на Ниссан Микра проводится по тому же алгоритму, что применяется в отношении других автомобилей. Однако японский хэтчбек отличается несколькими особенностями, которые нужно учитывать, заливая другую смазку. В частности, если помимо замены масла в АКПП в Ниссан Микра необходимо установить новый фильтр, потребуется снимать гидроблок. Последний перекрывает один из болтов, что нужно закрутить во время процедуры.

Nissan Micra: когда менять масло в АКПП

Согласно общим рекомендациям производителя, замена масла в АКПП Nissan Micra проводится каждые 40-50 тысяч километров. Но продолжительность этого срока зависит от следующих обстоятельств:

  • автомобиль часто ускоряется и резко тормозит;
  • машина эксплуатируется преимущественно в городе, где часто возникают дорожные заторы;
  • трансмиссия длительное время эксплуатируется при сильных морозах (ниже -20) или высокой температуре (более +35);
  • хэтчбек используется для перевозки тяжелых грузов;
  • машина часто передвигается в условиях бездорожья.

Из-за воздействия указанных выше факторов повышается нагрузка на основные узловые агрегаты, включая трансмиссию. Это приводит к тому, что масло в АКПП у Ниссан Микра раньше срока теряет свои свойства (меняется вязкость и так далее).

Важно учесть, что многие автопроизводители не рекомендуют проводить замену смазки в автоматических коробках. Более того, такая информация приводится и в паспорте Ниссан Микра. В связи с этим у автомобилистов сложилось мнение, что замена смазки в автоматической КПП не требуется. Однако рекомендации производителя распространяются в основном на весь срок гарантии (то есть на 100-150 тысяч километров). Но если замена масла в АКПП не проводится своевременно (лучше раньше), то трансмиссия на Ниссан Микра придет в негодность.

Как проверить масло в «автомате» Ниссан Микра

Чтобы проверить масло в АКПП, Ниссан Микра необходимо поставить на ровную поверхность. Далее нужно выполнить следующие действия:

  • прогреть двигатель;
  • осмотреть площадку под днищем хэтчбека с целью выявления возможных протечек;
  • поочередно включить каждую передачу, а затем поставить рычаг КПП в режим парковки (буква «Р»);
  • найти место расположения бачка с маслом под днищем, вытащить и протереть щуп;
  • вставить щуп на место, затем извлечь и оценить уровень масло по меткам.

Проводя указанную процедуру, рекомендуется проверить также качество залитой жидкости. Если масло прозрачное, то заменять смазку не нужно. Это придется делать, если жидкость мутная либо содержит в себе посторонние вкрапления (металлическую стружку или иное). В последних случаях крайне не рекомендуется ездить на автомобиле. Мутное или загрязненное масло быстро выведет из строя АКПП.

Какое масло выбрать

Чтобы поменять отработанную смазку в АКПП Ниссан Микра, рекомендуют использовать материал Nissan AT-Matic D. Этот продукт точно соответствует требованиям производителя.

Помимо указанного материала потребуется приобрести:

  • прокладку для поддона (артикул 31397-31X02);
  • фильтр АКПП (31728-31X01);
  • прокладку резиновую (11026-01M02).

Заменить Nissan AT-Matic D можно на другой смазочный материал со спецификацией Dextron Ⅲ.

Прокладку для поддона следует брать оригинальную.

Пошаговая замена масла в коробке Ниссан Микра

Автовладельцы применяют два способа замены масла в АКПП Nissan Micra: частичный и полный. К первому можно прибегать при условии, если при проверке смазка оказалась прозрачной. Если выявлены сторонние вкрапления либо запах гари, то потребуется полная замена. Первый вариант предпочтительнее еще и потому, что масло сливается не полностью. То есть для проведения процедуры не потребуется специализированное оборудование, с помощью которой прочищается вся система.

Для замены отработанного материала нужно подготовить следующее:

  • ключ на «19» и вороток на «10»;
  • лейку;
  • трубки из ПВХ и меди на 10 мм (первая присоединяется к шлангу, идущему от АКПП к радиатору, вторая — к радиатору);
  • ведро;
  • чистые тряпки.

Можно обойтись и без трубок, но это усложнит слив отработанной смазки. Процедура замены проводится в несколько этапов:

  1. Двигатель включается на 15 минут. За это время благодаря продолжительному прогреву масло становится текучим.
  2. Поставить коробку в нейтральное положение.
  3. Снять защиту картера, поставить ведро (иную емкость) и раскрутить сливную пробку под баком АКПП.
  4. Раскрутить болты, которые удерживают поддон коробки передач, и снять последний.
  5. Раскрутить болты и снять гидроблок. Проводить эту процедуру нужно аккуратно. Гидроблок необходимо снимать, избегая перекосов. Иначе сместится блок, в котором происходит переключение передач.
  6. Очистить магниты, предназначенные для сбора металлической пыли.
  7. Прочистить или заменить масляный фильтр.
  8. Опустить шланг от радиатора в емкость, запустить мотор и дождаться, пока жидкость полностью не сольется.
  9. Закрутить пробку на баке АКПП и залить 5,5 литра новой смазки через соответствующее отверстие.
  10. Залить 2 литра через подводящий шланг.
  11. Запустить двигатель и слить 3,5 литра смазки. На этом этапе очищается вся система от посторонних элементов. При необходимости данную процедуру следует провести 3 раза.
  12. Заменить прокладку, закрутить пробку слива и установить на место гидроблок с поддоном.

В зависимости от степени загрязненности и объема, который приходится заливать, замена масла в АКПП на Ниссан Микра занимает от одного до пяти часов. Проводя описанные манипуляции, рекомендуется держать схему конструкции автомобиля под рукой. Объясняется это тем, что болты, удерживающие поддон и гидроблок, имеют разные размеры. И если схемы нет под рукой, то обратная установка деталей может вызвать определенные сложности.

Помимо приведенных операций после слива смазочного материала рекомендуется зачистить поддон, удалить старую прокладку и герметик и нанести новые.

Заключение

Приступая к замене масла в АКПП Ниссан Микра, необходимо учесть несколько обстоятельств:

  • смазочный и расходный материалы рекомендуется приобретать оригинальные;
  • если сливающееся масло непрозрачное (содержит сторонние вкрапления) либо источает выраженный запах гари, то нужна полная замена смазочного материала с прочисткой системы;
  • масляный фильтр и прокладку для поддона рекомендуется заменять сразу.
Читайте также  АКПП типтроник что это такое?

Замену масла в АКПП Ниссан Микра проводят каждые 40-50 тысяч километров. Реже заливать новую смазку нельзя, так как та теряет свои первоначальные свойства, что может стать причиной выхода из строя трансмиссии.

Видео

Как выбрать и заменить трансмиссионное масло в АКПП Nissan Micra

Каждый автовладелец стремится поддерживать свою машину в максимально рабочем состоянии. Процедура по замене жидкости ATF в коробке-автомате является важной частью ухода за трансмиссией, обеспечивающей движение автомобиля. Она может происходить планово или во время ремонтных работ и быть полной либо частичной. Для автомобилей Ниссан Микра замена масла в АКПП методом частичного обновления является несложным процессом, который автовладелец сможет выполнить самостоятельно. А вот применение способа полного замещения жидкости уже должно проводиться в условиях автосервиса с использованием спецоборудования, предназначенного для этой цели.

Нужно ли менять масло в АКПП

Несмотря на заявления многих изготовителей о возможности использования смазочного материала весь срок эксплуатации устройства, на практике дело обстоит иначе. Известно, что спустя какое-то время любое, даже самое высококачественное масло стареет, теряя свойства, и перестаёт выполнять возложенные на него задачи. Целесообразность замены трансмиссионной жидкости в определённые сроки зависит от условий эксплуатации. Проверка уровня, а заодно и состояния смазки может выявить необходимость срочной замены. Кроме того, если АКПП издаёт посторонние звуки, игнорировать данный факт не стоит, ведь при своевременно предпринятых мерах часто именно процедура по смене жидкости ATF помогает избежать необходимости ремонта и лишних материальных затрат. Желательно проводить частичное обновление масла в коробке с периодичностью 50 – 60 тысяч км. пробега.

Правильный выбор трансмиссионного масла

Стабильность работы коробки автомобиля зависит от того, какое масло для неё использовать. Лучшим решением будет применять оригинальную жидкость ATF, рекомендованную автопроизводителем. Автоматическая КПП Ниссан Микра заправляется смазочным материалом Nissan AT- Matic D, который идеально подходит коробке автомобиля и соответствует требованиям завода изготовителя.

Возможно также применение любой оригинальной жидкости со спецификацией Dextron III. На качестве продукции в этом случае лучше не экономить, ведь ремонт устройства при несоответствии смазочного материала обойдётся в разы дороже.

Как проверить уровень масла в АКПП

Контроль утечек АКПП, как и проверка уровня масла может проводиться внепланово при наличии признаков неисправностей устройства. Автомобиль при проведении процедуры должен находиться на ровной поверхности. Допускать падение уровня жидкости опасно, это может повлечь за собой внезапный выход из строя коробки. Объём масла выше нормы тоже отрицательно влияет на работу АКПП.

Чтобы проверить уровень ATF, произведите следующие действия:

  • прогрейте двигатель, трансмиссию;
  • осмотрите коробку на предмет утечек;
  • переключите селектор КПП поочерёдно во все положения, затем оставьте в режиме Р;
  • выньте измерительный щуп, протрите его досуха, затем верните на место;
  • снова извлеките прибор и оцените результаты, ориентируясь по меткам;
  • при недостаточном количестве жидкости её следует долить.

Одновременно с проверкой уровня можно проследить и за состоянием ATF. Если цвет жидкости приобрёл тёмный оттенок и запах гари, значит, продукт уже засорён грязевыми отложениями, металлической стружкой и не обеспечивает полноценную работу устройства. В таком случае не следует медлить с заменой.

Частичная или полная замена масла в АКПП

Каждый из способов замены ATF имеет свои преимущества и недостатки. При частичном обновлении масла сливается не весь объём, часть старой жидкости остаётся в гидротрансформаторе и других узлах трансмиссии. Полное замещение ATF требует использования вдвое, а то и втрое больше продукта, при этом коробка полностью промывается. Для процедуры необходимо специальное оборудование. Многие считают частичную замену жидкости более предпочтительной. При регулярном её проведении обеспечивается стабильность технического состояния деталей коробки, поэтому полное замещение смазки может и не требоваться.

Последовательность действий

Чтобы поменять масло в АКПП Ниссан Микра своими силами, потребуются следующие инструменты и материалы:

  • новая трансмиссионная жидкость;
  • набор ключей;
  • уплотнители для пробок;
  • чистая ветошь;
  • тара для слива отработки.

Частичная замена масла проводится таким образом:

  1. Трансмиссию предварительно необходимо прогреть, чтобы отработанная жидкость стекала быстрее. После чего автомобиль загоняем на яму или устанавливаем на подъёмник.
  2. Обязательно следует проверить уровень смазки, осмотреть коробку и убедиться в отсутствии утечек.
  3. Чтобы добраться до отверстия слива, необходимо снять защиту картера (при наличии).
  4. Откручиваем сливную пробку, ждём, пока жидкость стечёт в подготовленную тару. Отработки будет до 4 литров.
  5. Когда жидкость максимально вытекла, закручиваем пробку, поменяв также прокладку.
  6. Заливаем тот же объём нового масла, что и слили, в соответствующее отверстие.
  7. Далее регулируем количество доливаемой жидкости при помощи щупа.

Чтобы максимально обновить ATF методом частичного замещения, процедуру следует повторить 2 – 3 раза с небольшим интервалом пробега. Точно определить, как часто следует проводить замену жидкости в коробке, нельзя, всё зависит от условий эксплуатации Ниссан Микра. Регулярная проверка уровня и состояния ATF даст наиболее чёткое представление о необходимости процедуры.

Замена масла в АКПП Ниссан Микра

Сколько стоит замена масла в АКПП под ключ

Кол-во передач Частичная замена Полная замена
5 передач (RE5R05A)* 8.700 руб. 11.800 руб.
Вариатор (JF011/JF015)* 10.400 руб. 14.000 руб.
Вариатор (JF016/JF017)* 11.400 руб. 14.800 руб.

*В стоимость входит: работа, трансмиссионная жидкость, комплект ТО (фильтр, прокладка)

*Стоимость может быть выше/ниже в случае выбора клиентом иного трансмиссионного масла из предложенных. Мы являемся официальным дистрибьютором: SHELL, Mobil, Motul, Castrol, Wolf, United Oil.

*Требуется замена фильтра

Скидка 10% на замену масла всем подписчикам:

Частичная замена масла

От 6.000 рублей

Полная замена масла

От 9.000 рублей

Цены на расходники (Масло, фильтр)

Гарантия Период
Масло от 640 рублей за литр
Фильтр 700 — 3.000 рублей

От 30 минут до 1 часа

Все запчасти в наличии

Нужно ли менять масло в АКПП?

Вы наверняка слышали о таком термине, как «необслуживаемая АКПП». Очень часто этим руководствуются многие сервисы, которые не умеют/не хотят заниматься заменой масла в трансмиссии. На самом деле, по всем международным нормам и правилам, замена масла в АКПП (ATF) и фильтра требуется каждые 50.000-60.000км. В таком случае автовладелец ставит себе вопрос -«А какая замена нужна мне? Частичная или полная?».

Частичная или полная замена масла в АКПП?

Частичная замена (обновление ATF) проводится без промывки АКПП. Для проведения такой работы в среднем требуется 4-5 литров и полчаса времени. Новое масло перемешивается со старым, а работа коробки становится более плавной. Многие автолюбители считают, что лучше осуществлять исключительно полную замену ATF, с промывкой системы и вытеснением старой жидкости. Мы же не преследуем цель заработать как можно больше на наших клиентах, а предупреждаем о возможных проблемах, и рекомендуем выполнять в отдельных случаях ТОЛЬКО частичную замену.

К примеру, если пробег автомобиля более 100.000км., а масло в коробке ни разу не менялось, то такая замена может негативно сказаться на работе АКПП, вплоть до ее полного выхода из строя. В автомобилях с солидным пробегом это связано с тем, что при полной замене трансмиссионной жидкости с промывкой АКПП вымываются различные отложения по всей системе, которые забивают масляные каналы, а без нормального охлаждения коробка умирает достаточно быстро. В таком случае для максимального замещения старого масла — следует произвести 2-3 частичных замены с интервалами 200-300км. Это безусловно не будет сопоставимо с полной заменой ATF, но процент свежей жидкости составит 70-75%.

В каких случаях проводится полная замена ATF?

Все вышеперечисленные проблемы не касаются автовладельцев, которые каждые 50.000-60.000км. проводили регламентную замену масла в трансмиссии. В этом случае полная замена масла в АКПП позволяет коробке служить верой и правдой, и увеличивает ее ресурс на 150-200%.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: