Депрессорные присадки для дизельного топлива

Что такое и для чего нужны депрессорные и диспергирующие присадки

Особенности климата России диктуют свои требования к распределению дизельного топлива по категориям. Зимний период эксплуатации дизельных транспортных средств начинается при температуре воздуха +5°С. Это связано с тем, что дизельное топливо проявляет особые свойства при низких температурах.

Классификация по температуре климатической зоны

Разделение топлива на три вида, принятое в РФ связано с климатическими особенностями (в скобках обозначение по ГОСТ Р 52368-2005):

  • Летнее топливо для климатических зон с умеренным климатом (сорта A…F) — распределяются по предельной температуре фильтруемости (°С, не выше) от +5 до -20.
  • Зимнее топливо для температур воздуха до -20 °С (классы 0…4).
  • Арктическое топливо для температур воздуха до -50 °С (классы 0…4).

Классы зимнего и арктического вариантов более строго определяют предельную температуру фильтруемости, цетановое число и ряд других показателей.

Фракционный состав

Фракционный состав — важный показатель дизельного топлива, который показывает содержание легколетучих углеводородов и определяется выпариванием при разных температурах. Изменяется в достаточно широких пределах. Этот показатель опосредованно указывает на содержание н-парафинов в топливе, которые влияют на показатели текучести топлива и температуры образования твердых частиц парафина.

Для конкретного указания свойств вида топлива определяются:

  • Температура помутнения топлива, при которой низкокипящие парафины из раствора начинают переходить в твердое состояние образовывать частицы аморфно-кристаллической структуры с размерами до 5 мкм. При этой температуре топливо не теряет способности проходить через фильтр топливной системы.
  • Температура фильтруемости, при которой частицы парафина образуют гелеобразную субстанцию. Температура фильтруемости является наиболее важным показателем для применяемости топлива, т.к. она определяет минимальную температуру бесперебойной эксплуатации топливной системы дизельного двигателя на открытом воздухе.
  • Температура потери текучести, при которой топливо превращается в желе и перестает перекачиваться топливным насосом.

Для соответствия топлива требуемым параметрам применяется промышленная обработка топлива — депарафинизация и добавление в готовое топливо присадок.

Депарафинизация дизельного топлива

В составе нефти, добываемой в РФ, содержится много тяжелых фракций (битум, парафины и смолы), что сказывается на качестве и технологии изготовления дизельного топлива. Большая концентрация низкоплавких парафинов приводит образованию парафиновой пробки в порах топливного фильтра, а низкое содержание парафинов в топливе приводит быстрому выходу из строя топливного насоса (ТНВД), т.к. парафины служат смазкой трущихся частей насоса. Получение стабильного и оптимального фракционного состава (содержания н-парафинов) — это задача, которая решается несколькими способами.

Промышленная депарафинизация

Нефтеперегонные заводы, в зависимости от специфики сырья, применяют различные способы, которые различаются по технологическим принципам и экономичности.

  • Температурное регулирование концентрации парафинов основано на снижении температуры в конце процесса выпаривания легких фракций, т.к. в конце цикла крекинга увеличивается концентрация высококипящих парафинов (концевые фракции).
  • Способ депарафинизации кристаллизацией основан на свойстве парафинов создавать нерастворимые образования при добавлении растворителей и понижении температуры раствора. Образовавшиеся кристаллы удаляются фильтрацией или центрифугированием.
  • Способ карбамидной депарафинизации основан на образовании нерастворимых соединений при добавлении карбамида (мочевина). Нерастворимые комплексы удаляются фильтрацией.

Эти способы имеют технологические недостатки, что снижает качество топлива и приводит к экономическим потерям — уменьшается выход дизельного топлива и снижается цетановый индекс, а при карбамидной депарафинизации не происходит полного удаления высокомолекулярных углеводородов.

  • Способ экстрадиционной депарафинизации основан на способности разных растворителей избирательно растворять парафины. Отделение раствора с низкозастывающими парафинами происходит после расслоения жидкостей.
  • Способ адсорбирования парафинов основан на способности некоторых материалов поглощать их. Например, активированный уголь способен поглощать низкокипящие парафины.

Эти способы эффективны в плане получения максимального выхода конечного продукта, но используют дорогостоящие расходные материалы.

Современные нефтеперерабатывающие заводы работают по технологиям с высокой степенью автоматизации процессов, что позволяет выпускать дизельное топливо с минимальным содержанием парафинов.

«Непромышленная» депарафинизация

Потребитель иногда вынужден регулировать фракционный состав имеющегося в наличии дизельного топлива, т.е. предпринимать действия по изменению содержания парафинов, что позволит снизить температуру «замерзания» солярки или наоборот — сделать «погуще». К этой категории потребителей можно отнести:

  • Крупные хранилища и заправочные станции.
  • Частные или юридические лица, эксплуатирующие транспортные средства или машины с дизельным двигателем.

Существует два способа:

  • Разбавление «летнего» топлива «зимним», которое имеет наиболее низкие численные показатели фракционного состава и наоборот. При этом способе имеет большое значение соблюдение пропорций.
  • Добавление в топливо органических жидкостей (бензин, керосин) или спиртов. Этот способ применяется только для «перевода» дизтоплива в «зимний» класс и серьезно сказывается на длительности эксплуатации дизеля.

Регулирование фракционного состава (содержания парафинов) в непромышленных условиях может иметь место при условии, что есть возможность провести лабораторные испытания на температуру вспышки в закрытом тигле и измерение температуры фильтрации. При несоблюдении этого условия можно говорить о фальсификации продукта.

Наиболее перспективный и эффективный способ улучшения низкотемпературных свойств дизельного топлива — добавление в топливо полимерных добавок, которые получили название депрессоры и диспергаторы.

Депрессорные присадки (антигели)

Назначение депрессорных присадок — взаимодействовать с частицами н-парафина на стадии помутнения топлива под действием низкой температуры и препятствовать возникновению более крупных образований при дальнейшем понижении температуры.

Молекулы депрессора осаждаются на поверхность частиц в начальной фазе их образования и не дают формироваться агломератам величиной более 3…5 мкм. Частицы такого размера значительно меньше забивают топливный фильтр тонкой очистки.

Депрессорные присадки в основном состоят из:

  • полимеров метакриловой кислоты;
  • ароматических и алифатических дистиллятов нефти;
  • сополимеров этилена с винилацетатом.

Применяя антигель, следует помнить:

  • Универсальные присадки с большим диапазоном температуры действия или другими добавками менее эффективны, чем специализированные, т.к. нельзя корректно определить количество действующего вещества.
  • Количество добавляемой присадки должно создавать концентрацию, которая рекомендована изготовителем присадки. Увеличение концентрации не приводит к повышению ее эффективности.
  • Процесс замерзания дизельного топлива, до образования желе, происходит лавинообразно от значения температуры фильтруемости, т.е. для используемого топлива присадка должна работать при температуре фильтруемости и ниже.
  • Эффективность антигеля зависит от качества топлива (соответствия заявленным параметрам).

Депрессорные присадки обладают свойством связывать воду, что снижает возможность образования льда в топливной системе и образования серосодержащих кислот в камере сгорания.

Диспергирующие присадки

Диспергаторы парафинов — препараты препятствующие осаждению парафинов, которое приводит к разделению топлива на слои при холодном хранении или стоянке. Расслоение топлива — образование верхнего слоя, практически не содержащего парафина и нижнего, в котором концентрация парафина сделает невозможной работу двигателя.

Молекулы препарата (вместе с депрессором) оседают на частицах парафина и создают электростатическое поле, которое отталкивает частицы парафина друг от друга и создает их равномерное распределение по объему.

Совместное применение депрессорных и диспергирующих присадок дает максимальный эффект при соблюдении пропорций компонентов и подбирается для конкретного типа дизельного топлива.

Оба типа присадок не могут быть заменой друг другу. Они дополняют и усиливают действие, но в рекомендованных инструкцией концентрациях. Более того, следует обращать внимание на совместимость присадок от разных производителей.

Депрессорные присадки для дизельного топлива антигели

Доктор Рудольф Дизель разработал первый в мире двигатель с воспламенением топлива от сжатия. Впоследствии мощность и экономичность нового двигателя нашли применение во многих областях машиностроения. Единственный недостаток данного типа заключаются в исключительной привередливости к качеству топлива. Летучесть, вязкость, качество воспламенения, чистота, хладотекучесть и содержание серы являются основными факторами качества.

Дизельное топливо в основном состоит из алифатических соединений с углеродным числом от 8 до 28. Из-за его высокой эффективности, рентабельности, адаптируемости и надежности значительная доля мировой торговли топливом приходится на дизельное топливо. Поскольку применение и потребление дизельного топлива растет с каждым днем, а двигатели становятся все совершеннее, необходимо постоянное отслеживание его чистоты.

Одной из немаловажных проблем является кристаллизация дизельного топлива в условиях минусовых температур. При чем кристаллы образуются достаточно твердые и могут легко забить топливопроводящие каналы, а то и вовсе повредить ТНВД. Причиной этому служат все те же алифатические соединения в топливе, которые при низких температурах образуют кристаллы парафина.

Для борьбы с кристаллизацией разработаны специальные депрессорные присадки антигели, которые добавляют в дизельное топливо, когда столбик термометра начинает опускаться ниже нуля. Но есть одно большое НО. Антигель, который содержиться в так называемой зимнем топливе обычно понижают температуру кристаллизации от базового значения -5°C на 10-15°C. В случае более низких температур образование плотных соединений парафина обеспечено. Именно для этого в зимнее время желательно заливать в бак дополнительные депрессорные присадки, дабы избежать непредвиденных проблем с текучестью топлива, а также повреждения ТНВД. Они обволакивают и связывают парафиновые соединения, возвращая им текучесть.

Читайте также  Самый надежный современный дизельный двигатель

Депрессорные присадки антигели влияют на три основных параметра дизельного топлива:

Понижение температуры точки помутнения. Точка помутнения это температурная граница при которой образуется первый кристалл парафина.

Понижение температуры потери текучести. То есть в условиях более низких температур топливо будет текучим.

Понижение температуры засорения парафинами топливного фильтра.

Так же из-за низкого содержания соединений серы современное дизельное топливо имеет слабые смазывающие свойства, что приводит к более короткому ресурсу работы ТНВД. Депрессорные присадки также решают данную проблему, благодаря наличию в их состав дополнительных смазывающих веществ.

Метод применения

Многие автовладельцы неправильно применяют антигели. Автомобиль не заводится, незадачливый автолюбитель бежит в магазин, покупает присадку, заливает её, а автомобиль не хочет запускаться ни в какую.

В чем же проблема?

А проблема в том, что как сама присадка должна быть плюсовой температуры, так и дизельное топливо, в которое заливается сольвент не должно быть холодным и кристаллизованным.

Правильная последовательность применения:

Сначала заливается депрессорная присадка антигель, а уж потом свежее, относительно теплое топливо на заправке.

BG 2476 кондиционер дизельного топлива

Продукт BG 2476 DFC Plus® Easy Treat предотвращает формирование отложений, защищает компоненты топливной системы от коррозии, препятствует деградации топлива, усиливает смазывающие свойства топлива c низким содержанием серы, восстанавливает эффективность работы топливной системы

BG 23811 антигель для дизельного топлива с цетан–корректором

BG DFC Plus Extra Cold Weather Performance (23811) сохраняет текучесть при минусовых температурах, обеспечивает фильтруемость топлива, оптимизирует производительность в условиях низких температур, предотвращает замерзание дизельного топлива, а также повышает цетановое число на 3–7 единиц, что облегчает холодные пуски и способствует более качественному горению топлива

BG 23711 кондиционер дизельного топлива высокоэффективный

BG DFC Plus Extra Cold Weather Performance (23711) удаляет отложения с форсунок и предотвращает закупоривание топливного фильтра в системах Common Rail.

BG 2256 кондиционер дизельного топлива для систем высокого давления

BG 2256 кондиционер дизельного топлива для топливных систем высокого давления с ярко выраженными смазывающими свойствами

BG 248 цетан корректор для дизельного топлива

Продукт BG DFC Plus® with Cetane Improver предотвращает формирование отложений, защищает компоненты топливной системы от коррозии, препятствует деградации топлива, усиливает смазывающие свойства топлива c низким содержанием серы, восстанавливает эффективность работы топливной системы, обладает ярко выраженными свойствами корректора цетанового числа, увеличивает приемистость.

Что добавить в дизельное топливо зимой: рейтинг лучших антигелей

Дизельное топливо (ДТ), в отличие от бензина, делится на марки по сезону. Существует летнее, межсезонное, зимнее и арктическое дизтопливо. Это объясняется тем, что при низкой температуре окружающего воздуха дизель начинает густеть.

Для летней марки достаточно снижения от 0 до -5 °C (бензин же не замерзает даже при -60 °C). Топливо сразу начинает мутнеть (температура помутнения обычно указывается в каждом паспорте на дизель). При малых размерах кристаллы еще проходят через сетку топливного фильтра, но при дальнейшем снижении до -7 °C они начинают слипаться. Наступает точка предельной фильтруемости, при которой сгустки уже не проходят через фильтр. Топливо больше не поступает и автомобиль останавливается – это происходит примерно при -10 °C.


Как выглядит застывшее дизельное топливо

Загустевание объясняется присутствием в составе парафиновых углеродов. Их концентрация зависит от состава перерабатываемой нефти. Зимние марки подвергают депарафинизации, т. е. процедуре удаления парафинов, что позволяет обеспечить приемлемую систему подачи топлива.

Но, какой дизель течет из заправочного пистолета на АЗС, без специальной экспертизы сказать нельзя. Остается только надеяться доброе имя АЗС. На практике все-таки часто встречается, что и зимой на заправке подается летнее топливо. Обезопасить себя можно, если знать, что добавить в дизельное топливо зимой.

Что сделать для профилактики замерзания дизтоплива

Ситуация с замерзанием дизельного топлива может быть неожиданной, поскольку в нашем климате нередко бывает резкое понижение температуры. Автомобилисты просто не успевают сменить марку. Специалисты рекомендуют с наступлением прохладной погоды сразу начать добавлять специальные присадки. Что можно лить в дизельное топливо зимой:

  • Керосин. Добавление этого топлива считается действенным и безопасным способом при замерзании дизеля. Большинство опытных водителей льют именно керосин, что позволяет обезопасить себя от сюрпризов. Плюс в том, что вещество практически не несет вреда двигателю, и он работает так же, как на чистом дизтопливе. В него можно добавлять не более 20% керосина, который нужно вливать первым для хорошего смешивания.
  • Специальные присадки, называемые антигелем. Он предотвращает образование парафиновых хлопьев, которые выпадают при низкой температуре. Важно учитывать, что антигель должен добавляться в дизтопливо с температурой выше 0 °C, поскольку присадка не обладает размораживающим эффектом.

Если дизтопливо уже замерзло, приходится использовать специальный размораживатель. Только с его помощью можно завести мотор с уже закупоренной системой. Сначала размораживателем обрабатывают топливный фильтр, а уже затем топливо в баке. Также помочь может прогрев, например, с помощью пушки, но автомобиль необходимо завезти в помещение. В самом крайнем случае автомобилисты заливают тормозную жидкость, но это не рекомендовано, поскольку это ведет к быстрому износу топливной системе из-за образования агрессивных химических соединений.

Какие присадки все-таки использовать

Если рассматривать, какую присадку залить в дизельное топливо зимой, предпочтительнее все-таки специальные антигели. Дело в том, что для предотвращения перехода дизеля в гель приходится добавлять достаточно много керосина – от 10 до 70% в зависимости от того, насколько сильно опустилась температура. В результате снижаются вязкость и смазывающие свойства топливной смеси, а это ускоряет износ трущихся деталей двигателя и сокращает срок их службы. Исправить ситуацию можно с помощью моторного масла, но из-за него возникают другие проблемы с выбором количества масла и появлением нагара.

Еще добавление керосина сказывается на цетановом числе, которое отражает способность ДТ к самовоспламенению от сжатия. При уменьшении этого показателя происходит задержка воспламенения, из-за чего кривошипно-шатунный механизм испытывает более высокие нагрузки, а сгорание становится более жестким. Это негативно влияет на долговечность двигателя, а еще увеличивает количество выхлопов и ухудшает пусковые свойства.

Как работает антигель

Антигель – это депрессорная дизельная присадка. Термин «депрессорная» означает, что добавка меняет плотность и температуру замерзания. Антигель работает за счет того, что обволакивается частички парафинов в ДТ и не дает им соединяться в крупные сгустки. В результате топливо поддерживается в жидком состоянии, поэтому без проблем проходит через топливные фильтры даже в морозную погоду. Отсутствие в составе антигеля растворителей делает его безопасным для двигателя. Кроме того, он не влияет на физические свойства и цетановое число ДТ.

Рейтинг лучших антигелей: что добавлять в дизельное топливо

Плюс антигелей для дизеля заключается в том, их доза составляет доли процента от количества заправляемого дизтоплива. За счет этого смазывающие свойства ДТ сохраняются. К другим преимуществам относятся дополнительные функции. Кроме снижения температуры фильтруемости, антигели могут защитить топливную систему от износа и коррозии. Они снижают дымность выхлопов и увеличивают цетановое число.

Антигели сегодня представлены множеством разных видов. Их продают на любой автозаправочной станции, но автомобилисту лучше возить присадку с собой. Существующие антигели делятся на виды в зависимости от состава:

  • Сополимерные. В составе содержится этилен, его сополимеры и мономеры. Большинство антигелей представлены именно сополимерными. Они обладают низкой стоимостью и усредненными характеристиками.
  • Полиолефиновые. Менее распространены, чем сополимерные, поскольку ухудшают работу топливных фильтров.
  • Неполимерные. Не слишком эффективны в одиночку, дают результат при смешивании с другими составами.
  • Полиметакрилатные. Более высокотехнологичные антигели, еще не получившие массового производства.
Читайте также  Зачем нужен егр на дизеле?

Теперь предлагаем разобраться, какой антигель для дизельного топлива лучше. В рейтинге представлены наиболее популярные присадки, часто используемые автомобилистами.

Diesel Depresser от Shell

Антигель Diesel Depresser производится компанией из Нидерландов Shell, которой доверяют миллионы автомобилистов по всему миру. Присадка снижает температуру застывания дизтоплива на 7 °C. В ходе исследований было выявлено, что ДТ с такой присадкой замерзает при -26 °C. Окончательная эффективность присадки зависит от качества топлива, поэтому приведенные показатели эффективности могут быть разными в конкретных случаях использования.

Для использования необходимо брать присадку в расчете 10 мл на 10 л дизеля. Таким образом, одной упаковки объемом 500 мл хватает на 500 л ДТ. Если температура снижается ниже -12 °C, то дозу можно удвоить. Хранить присадку необходимо при температуре на 5 °C выше точки помутнения. При -10 °C и ниже антигель может замерзнуть. Размораживать концентрат следует при комнатной температуре.


Diesel Depresser от Shell

Diesel Fliess-Fit от Liqui moly

Антигель Diesel Fliess-Fit от немецкой компании Liqui Moly, о которой знают практически все автовладельцы, уменьшает температуру застывания до -30 °C, а предел фильтруемости до -12°C. По заявлению производителя, добавка изготовлена по высочайшим стандартам в отношении безопасности систем автомобиля и экологических норм. Одного флакона 150 мл хватает на 50 л топлива, т. е. на 1 л необходимо 3 мл средства.


Diesel Fliess-Fit от Liqui moly

Diesel Treatment (With Anti-gel) от STP

Присадка Diesel Treatment снижает температуру предельной фильтруемости на 9 °C до -13 °C, а застывания до -28 °C. Производится не слишком известной, но хорошо зарекомендовавшей себя английской компанией STP. Кроме снижения предела фильтрации присадка способствует более быстрому отделению содержащей в топливе воды, препятствует засорению фильтров и образованию отложений в двигателе, а также поддерживает форсунки в чистоте, помогая продлить срок их службы.

Если рассматривать, какой антигель лучше купить для дизельного топлива, то в пользу Diesel Treatment говорит удобство применения. Флакон имеет длинный носик, который удобно вставлять сразу в бак. Объем составляет 200 мл, которых хватает на 60 л топлива. Антигель совместим с другими добавками STP, подходит для всех типов дизельных двигателей, включая те, что работают на биодизеле.


Diesel Treatment (With Anti-gel) от STP

Spectrol (ПГ «Спектр-Авто»)

Антигель Spectrol понижает предельную фильтруемость ДТ до -18 °C, а окончательную температуру застывания – до -35 °C. Присадка производится отечественной компанией Spectrol . Антигель этой марки считается одним из лучших в своей ценовой категории, причем в магазинах можно его найти в объеме как 450 мл, так и в несколько литров вплоть до 200 л. Поэтому присадка подходит не только простым автомобилистам. Если вы владелец целых автопарков легковых или грузовых авто с дизелем, то на вопрос, что лучше добавлять в дизельное топливо, можно точно сказать, что Spectrol, поскольку можно сразу закупить большие объемы.


Spectrol (ПГ «Спектр-Авто»)

Jetgo

В рейтинге, отражающем, какой гель лучше для дизельного топлива, присадка Jetgo может занять одно из первых мест, поскольку снижает температуру застывания на 11 °C – она составляет -14 °C. Окончательно горючее застывает при температуре -27 °C. Особенность добавки заключается в том, что норма ДТ на один флакон указывается в галлонах. Один галлон составляет в среднем 3,79-4,55 литра в зависимости от страны использования.


Jetgo

Hi-Gear

Антигель Hi-Gear американского производства, который по эффективности можно отнести к категории средних. Температура застывания снижается на 9 °C и достигает -28 °C. В бак присадка добавляется в пропорции 1:500. Антигель выпускается в достаточном большом объеме – 20 л, поэтому его хватает на длительное время. Дополнительно присадка улучшает эффективность сгорания топлива. Многие в качестве минуса называют высокую цену, но она оправдана небольшим расходом.


Антигель Hi-Gear

«Астрохим»

Антигелевая присадка «Астрохим» уменьшает температуру предельной фильтруемости до -19 °C. Окончательно ДТ топливо с такой добавкой замерзает только при -41 °C. Данный антигель побеждает остальные присадки по эффективности. На вопрос, что добавлять в дизтопливо зимой, можно однозначно сказать, что это может быть «Астрохим». Присадка производилась в соответствии с ТУ, но в процессе изготовления все его требования были перекрыты с запасом.


Антигель «Астрохим»

В заключение. Советы по выбору и применению антигеля для дизтоплива

В первую очередь необходимо покупать присадки от проверенных производителей. Это поможет избежать приобретения подделки. Во многих случаях лучше приобретать антигели в большой таре. При значительных пробегах они выгоднее, чем флакончики.

Антигель нельзя просто залить в замерзшее ДТ. Он не сработает, поскольку не способен прочистить уже закупоренную парафинами топливную систему. В любой инструкции к подобной присадке сказано, что ее необходимо добавлять только в жидкое топливо, т. е. заранее, до того, как оно замерзло. Специалисты рекомендуют вводить присадку в канистру в теплом помещении. Опытные автовладельцы всегда имеют такую в запасе, чтобы при необходимости залить топливо в бак.

Другие полезные советы по использованию антигеля:

  • перед применением состав нужно подержать несколько часов в теплом помещении;
  • при смешивании присадки с дизтопливом обязательно необходимо соблюдать предписанные производителем правила;
  • не стоит использовать присадку для чего-то кроме ДТ, например, для бензина, поскольку это не имеет смысла.

Теперь вы знаете, какие присадки нужны для дизельного топлива зимой, как их правильно подбирать и использовать. В идеале лучше применять ДТ соответствующей марки, но на практике это не всегда возможно, поэтому антигель в таком случае помогает решить проблему с застыванием топлива и его негативным воздействием на двигатель.

Депрессорно-диспергирующие присадки в дизельное топливо

В отличие от бензина, температура замерзания которого не менее –60℃, предельная температура фильтруемости дизельного топлива может составлять всего –5℃. Предельная температура фильтруемости (далее по тексту ПТФ) – самая высокая температура, при которой данный объем топлива не протекает через стандартизованную фильтрующую установку в течение определенного времени, во время охлаждения в стандартизованных условиях. Иными словами, при достижении ПТФ, топливо превращается в гель и не может пройти сквозь топливный фильтр автомобиля. Соответственно двигатель не запустится, пока топливо не отогреется и вновь не вернет текучесть.

Для летнего дизельного топлива значение ПТФ нормируется в ГОСТ 305-82 и составляет –5℃ (таблица 2 подпункта 2.2 пункта 2). Для зимнего и арктического дизельного топлива значение ПТФ не нормируется, однако в ГОСТ 305-82 представлены нормы температуры помутнения для зимнего дизельного топлива (–25℃ для умеренной климатической зоны и –35℃ для холодной), а также температуры застывания зимнего (–35℃ для умеренной климатической зоны и –45℃ для холодной) и арктического топлива (–55℃).

В случае если свойства реализуемого на АЗС дизельного топлива не соответствуют текущим температурным условиям, депрессорно-диспергирующая присадка позволит понизить ПТФ и температуру замерзания топлива, а также улучшить его текучесть и предотвратить выпадение парафинов в осадок.

Температура помутнения дизельного топлива – температура, при которой начинают кристаллизоваться парафины. Начало кристаллизации проявляется помутнением топлива. Далее кристаллы растут и при определенных размерах и концентрации образуют пространственную структуру. В результате этого процесса топливо теряет подвижность и плохо прокачивается через топливную магистраль и фильтры. Депрессорно-диспергирующая присадка не препятствует возникновению кристаллов парафина, а действует в качестве диспергатора парафинов путем уменьшения размеров парафиновых кристаллов. Кристаллы парафина в отсутствии поверхностно-активных веществ достаточно анизодиаметричны и представляют собой пластинки в среднем длиной 14-26 мкм, толщиной 0,1-0,2 мкм и шириной 2-3 мкм. Депрессорно-диспергирующая присадки на молекулярном уровне модифицируют кристаллы высших парафинов и предотвращают формирование когерентной решетки за счет уменьшения их анизодиаметричности, что позволяет снизить на 15-20℃ ПТФ и на 20-25℃ температуры замерзания дизельного топлива. Действие присадки не проявится, пока не начнут образовываться кристаллы, что объясняет отсутствие влияния депрессорно-диспергирующих присадок на температуру помутнения топлива.

Ниже представлены результаты измерения ПТФ базового дизельного топлива в присутствии депрессорно-диспергирующей присадки Keroflux 3501, проводившиеся на автоматическом аппарате по определению ПТФ модели HCP 842 фирмы Herzog.

Читайте также  Проверка топливной системы дизельного двигателя

Таблица 1. Результаты испытаний по определению ПТФ

Номер эксперимента Присадка Дозировка, ppm ПТФ, ℃
1 Keroflux 3501 150 –18
2 300 –25
3 450 –26
4 600 –27
5 750 –27

В ходе испытаний было установлено, что исследуемое топливо обладает высокой приемистостью к действию присадки. ПТФ базового топлива снижается на 18-20℃ в сравнении с исходными значениями при дозировках депрессорно-диспергирующей присадки 300-600 ppm (0,3-0,6 килограмма на 1 тонну топлива).

Процентное соотношение к дизельному топливу у всех депрессорно-диспергирующих присадок составляет от 0,01% до 0,1% (0,1-1 килограмм на 1 тонну топлива). Оптимальная дозировка введения депрессорно-диспергирующих присадок составляет от 0,03% до 0,06% (0,3-0,6 килограмма на 1 тонну топлива), что позволяет понизить ПТФ дизельного топлива примерно на 15℃, а температуру застывания на 20℃. При введении 1 килограмма присадки на тонну, ПТФ дизельного топлива понижается примерно на 20℃, а температуру застывания на 25℃. Дальнейшее повышение концентрации присадки не оказывает значительного влияния на ПТФ и температуру застывания дизельного топлива.

Депрессорно-диспергирующие присадки

Зимнее дизтопливо получается смешением прямогонных, гидроочищенных углеводородных фракций вторичного происхождения с температурой выкипания 180—340 °C, углеводороды парафиновой группы при этом из топлива удаляются. Этот способ сложный и очень дорогой, поэтому объемы производства зимнего дизтоплива покрывают не более 10 % от потребности в нем российского рынка. Чтобы использование летнего дизельного топлива стало возможным в зимних условиях, применяют депрессоры и диспергаторы. На НПЗ добавлением в летнее дизельное топливо депрессорно-диспергирующих присадок получают марку ДЗп с ПТФ -25 С. Получить этот же результат возможно и не в заводских условиях — сами потребители могут с применением депрессорно-диспергирующих присадок улучшать низкотемпературные свойства дизельных топлив, имеющихся у них в распоряжении. Наилучшего результата можно добиться если для получения зимнего дизтоплива из летнего использовать малогабаритный производственный модуль «ДИТО» (МПМ «ДИТО»)

Ассортимент

Как работает депрессорная присадка

Изменение текучести дизельного топлива проходит в три стадии:

  1. при достижении t помутнения:
    начало кристаллизации н-парафинов – топливо мутнеет. При этом размеры кристаллов еще малы и они проходят через фильтр. Текучесть топлива не меняется.
  2. при достижении предельной температуры фильтруемости (ПТФ):
    кристаллы н-парафинов достигают размеров превышающих диаметры пор фильтров, топливо не прокачивается через фильтр, текучесть топлива ухудшается.
  3. при достижении t застывания:

кристаллическая решетка уплотняется и разрастается – топливо теряет текучесть.

Действие депрессорной присадки направлено не против возникновения кристаллов парафинов, а против их роста. Сам механизм действия депрессорных присадок окончательно не изучен, существует два мнения:

    Происходит сокристаллизация парафина и депрессора, когда молекула депрессора своей неполярной частью встраивается в кристалл парафина, а полярные части, остающиеся снаружи, мешают новым молекулам парафина осесть на кристалле и увеличить его размер.

Происходит адсорбция молекулы депрессора на поверхности кристалла парафина полярной частью, при этом неполярная обращена в среду и мешает сближению кристаллов парафина и их ассоциации в упорядоченные структуры, они при этом приобретают звездообразную форму.

В обоих случаях принципиальное значение имеет то, что действие депрессорной присадки начинается с того, что ее молекулы взаимодействуют с поверхностью зарождающихся кристаллов, т.е. в дизельном топливе уже должен начаться процесс образования кристаллов н-парафинов. Это и объясняет отсутствие влияния депрессорной присадки на температуру помутнения.

Дополнительный эффект применения депрессорных присадок состоит в положительном влиянии на смазывающую способность дизельного топлива.

Для чего нужен диспергатор:

При длительном холодном хранении дизельных топлив с введенными в них депрессорными присадками образовавшиеся мелкие кристаллы парафинов оседают, и в результате образуются два слоя: верхний – светлый и нижний — мутный, обогащенный парафинами. Оба слоя подвижны, однако прокачиваемость нижнего слоя плохая. Для предотвращения расслоения дизельного топлива депрессоры применяются в композиции с диспергаторами парафинов. Добавка диспергатора парафинов к депрессору удерживает кристаллы парафинов во взвешенном состоянии, а также позволяет снизить на порядок размер кристаллов парафинов.

Как правильно применять депрессор-диспергатор

Эффективность депрессор-диспергаторов очень сильно зависит от фракционного и группового углеводородного состава дизельного топлива, а также физико-химических характеристик парафинов, содержащихся в топливе. Поэтому фирмы производители и поставщики депрессорных и диспергирующих присадок стараются иметь как можно более широкий ассортимент и много вариантность композиций этих присадок, чтобы всегда можно было подобрать для конкретного топлива самую эффективную.

Чтобы не допустить существенного снижения приемистости топлива к депрессор-диспергатору особое внимание также следует обратить на следующее:

Наличие воды в дизтопливе:

Растворенная вода (0,008%) на прокачиваемость топлива не влияет. Однако если в топливо попадает больше воды, то в присутствие депрессора образуется эмульсия. Эмульгированная вода при отрицательных температурах замерзает, и образующиеся кристаллы льда сорбируют на себе часть присадок и снижают ее эффективность.

Температура смешения топлива с присадкой:

Механизм действия депрессоров таков что они эффективны только при введении до помутнения топлива, т. е. до начала образования микроскопических кристаллов парафинов. Улучшать помутневшее топливо бессмысленно. В рекомендациях часто указывают, что минимальная температура введения присадки должна быть примерно на 10°C выше температуры помутнения, т.е. примерно +5°C, для летнего дизтоплива. Однако при указанной температуре часть н-парафинов уже выкристаллизовывается из топлива. Добавлять присадку имеет смысл только в прозрачное дизельное топливо. Максимальный эффект депрессорно-диспергирующая присадка дает только когда парафины полностью растворены, а это происходит при температуре выше 30°C.

Особенности получения зимнего дизельного топлива из летнего с использованием депрессорной присадки

Вводить депрессорную присадку нужно только в прозрачное топливо, до его помутнения т.е.температура топлива должна быть не ниже 30 ºС , потому что полностью раствориться парафины в топливе могут только при такой температуре.

Это требование вытекает из самого принципа действия депрессора, который должен в самом начале образования кристаллов н-парафинов уже находиться в топливе, только в этом случае молекулы депрессора могут помешать зарождающимся кристаллам парафинов разрастаться, сближаться и образовывать прочные связи друг с другом.

Поэтому для введения в дизтопливо присадки необходимо иметь возможность подогрева дизтоплива до 30-40 ºС .

Депрессорная присадка – это высоковязкое вещество, плотность которого превышает плотность дизельного топлива. В связи с этими характеристиками возникает два требования по подготовке присадки к применению:

Во-первых , депрессорная присадка должна быть нагрета до температуры 30-50 ºС — это температура при которой присадка становится жидкой, при температуре ниже 30 ºС присадка загустевает, и уже при температуре +15 ºС застывает.

Во–вторых необходимо предварительно подготовить раствор предварительно разогретой присадки в дизтопливе или керосине в соотношении 1:3 – это условие вытекает из того, что депрессорная присадка производится в концентрированном виде, имеет высокую плотность (она тяжелее дизтоплива) и подлежит доведению до рабочей концентрации.

Из всего вышеизложенного следует, что для использования депрессорной присадки необходимо иметь возможность для разогрева бочек с присадкой.

Раствор депрессорной присадки должен быть распределен по всему объему дизтоплива, — это необходимо для качественного смешения присадки с дизтопливом, без которого присадка не даст нужного эффекта, и улучшения низкотемпературных свойств дизельного топлива не произойдет, и зимнее дизельное топливо не будет получено. Есть два основных способа смешения:

Смешение в объеме: раствор присадки в заданной концентрации смешивается с подогретым до 30 ºС дизтопливом прямо в резервуаре с помощью насоса. Этот способ смешения дизтоплива с присадкой применим только для небольших емкостей, не дает 100% качественного смешения, является ненадежным и устаревшим следовательно может наблюдаться некоторое снижение характеристик полученного ДЗП.

Смешение в потоке: раствор депрессорной присадки в заданной концентрации с помощью специальных дозирующих устройств постоянно подается в поток подогретого дизельного топлива и смешивается в условиях достаточной турбулентности. Это наиболее перспективный способ смешения.

Все перечисленные необходимые условия ввода и смешивания депрессорных присадок с дизельным топливом обеспечивает специальное оборудование -малогабаритный производственный модуль «ДИТО».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: