Можно ли ездить без турбины на дизеле?

Так ли страшна турбина? Как правильно ездить с турбомотором и сколько может стоить ремонт

В России панически боятся турбированных моторов, предпочитая менее мощные и эффективные «атмосферники». Разбираемся, как не «убить» турбину раньше срока и во сколько встанет ее обслуживание или замена.

В нашей прошлой публикации мы уже сравнивали турбированный и атмосферный моторы, пытаясь понять, в чем их отличие и какой из них лучше выбрать. Допустим, что вы уже приобрели машину с наддувным двигателем или вот-вот собираетесь ее купить.

Как устроена турбина?

В общем-то, турбокомпрессор устроен просто. Главная деталь — это картридж. Внутри него размещается вал, а с двух противоположных концов к этому валу прикреплены турбинные колеса. Для того чтобы вал нормально вращался и не грелся, к нему под давлением подается моторное масло. Также к картриджу идет и трубка с антифризом для дополнительного охлаждения.

По бокам к корпусу картриджа прикреплены две «улитки» — горячая и холодная, внутри которых вращаются турбинные колеса. В горячую поступают выхлопные газы, раскручивают колесо, а затем «улетают» в выхлопную трубу через боковое отверстие улитки. Турбоколесо в холодной улитке всасывает чистый атмосферный воздух из впускного тракта и гонит его под сильным давлением дальше во впускной тракт к цилиндрам мотора.

Такова общая схема турбины, и мы не будем сейчас вдаваться в тонкости конструкции и различные варианты компоновки. Впрочем, стоит упомянуть новое поколение турбин, где масло подается под более низким давлением, а вал вращается в очень дорогих и сверхпрочных шариковых подшипниках.

Будет ли турбина «есть» масло?

Как мы уже говорили, без масла турбина работать не может. Обычно для герметизации вращающихся валов используют резиновые сальники (как в двигателе и коробке передач), но никакие сальники не смогут выдержать режимы работы турбины. Рабочая температура в ней достигает тысячи градусов, а частота вращения валов — сотен тысяч оборотов в минуту. Это намного более суровые условия, чем в моторе.

Валы и втулки в турбине подогнаны друг к другу с очень высокой точностью, и за счет этого масло не должно сочиться сквозь них, если турбина исправна. Но как только зазоры увеличиваются, масло через «холодную» часть турбины засасывает во впускной коллектор двигателя вместе с нагнетаемым воздухом. В таких случаях говорят, что «турбина гонит масло».

Из-за чего это происходит?

  • Естественный износ рабочих поверхностей валов и втулок.
  • Пониженное давление масла в двигателе: турбине не хватает смазки, и она сильнее изнашивается.
  • Повышенное давление масла в двигателе: масло попросту выдавливает через щели между втулками и валами.
  • Повышенное разрежение во впускном коллекторе — масло из турбины туда засасывает. В результате двигатели, где зазоры в цилиндрах близки к идеальным, угар масла из-за неисправной турбины может достигать нескольких литров на сотню километров. Вот этого-то и боятся сторонники безнаддувных моторов.

Каков ресурс турбины?

Здесь все очень индивидуально и зависит от стиля езды. В среднем на бензиновых двигателях ресурс турбины составляет 150 тысяч километров. На дизельных двигателях — 250 тысяч километров. Однако если ездить быстро, перекручивая двигатель и турбину, то ресурс может сократиться и до 100, и до 60 тысяч.

Как понять, что турбина просится в ремонт?

Главный признак скорой кончины турбины — синеватый дым из выхлопной трубы. Его появление означает, что в цилиндрах вместе с топливовоздушной смесью сгорает масло. Весьма вероятно, что во впуск это масло попало именно через турбину. Чтобы провести диагностику, не нужно обладать дипломом автослесаря. Достаточно иметь книжку по устройству автомобиля, где нарисовано расположение узлов под капотом, и немного свободного времени.

  • Найдите впускной патрубок, по которому воздух попадает в турбину и открутите его. Засуньте руку в «улитку» турбины и нащупайте вал, на котором закреплена крыльчатка. Покачайте его, и если есть люфт, то через щели наверняка сочится масло.
  • Найдите интеркулер и загляните внутрь. Если внутри есть масло, то турбина его «гонит». Чем больше масла, тем выше износ.

Еще иногда на приборной доске турбированных автомобилей есть указатели температуры и давления турбины. Соответственно температура не должна быть повышенной, а давление — пониженным.

Все эти советы обязательно нужно учесть, если вы покупаете турбированную машину с пробегом. Турбина — вещь дорогостоящая, и ее дефект может обернуться для вас, как для будущего владельца, крупными затратами.

Сколько стоит ремонт турбины и что в ней ремонтируется?

Когда турбина выходит из строя, можно пойти тремя путями.

Поменять турбину целиком. Чаще всего это совершенно лишняя затея, потому как масло гонит картридж, а корпуса-«улитки» остаются целыми и менять их не нужно. Замену турбины в сборе любят предлагать официальные дилеры и мультибрендовые сервисы, мастера на которых плохо разбираются в турбинах и ставят задачу получить с клиента максимум денег.

Почем? Cнятие, отсоединение трубок подачи масла и антифриза и установка турбины обратно стоит около 4 000 – 5 000 рублей.

Поменять картридж турбины. Под замену идет исключительно сам рабочий элемент турбокомпрессора — корпус с валом и крыльчатками. Поменять готовый картридж может даже мастер, который не специализируется на турбинах. Задача состоит в том, чтобы открутить несколько гаек крепежа, а потом закрутить их обратно.

Почем? Стоимость картриджа с заменой — около 15 000 – 20 000 рублей.

Отремонтировать картридж. Такая работа под силу исключительно мастерам специализированных автосервисов. Турбину разбирают полностью, моют ультразвуком, выявляют изношенные элементы и меняют их. Корпус картриджа растачивают на токарном станке, а затем всю конструкцию балансируют в два этапа, чтобы на скорости до 150 – 200 тысяч оборотов в минуту не было вибрации. Затем еще в картридж закачивают под давлением масло, чтобы проверить на герметичность.

Почем? Цена ремонта турбины зависит от массы факторов и колеблется от 7 000 до 25 000 рублей. Важно понимать, что если мастера называют серьезную сумму, то зачастую проще купить новую турбину.

Расценки на новые и восстановленные турбины разных производителей

Стоимость новой, руб.

Стоимость восстановленной, руб.

Стоимость аналогов, руб.

Volkswagen Passat (1998-2005), Audi A4 (1999-2008), Audi A6 (1998-2005)

Mits u bishi TD04

Volkswagen Crafter, Saab 9-5, Subaru Forester

дизельные Ford Mondeo (2007-2014), Ford S-Max (2007-2014)

Обратите внимание: автомобильные концерны практически никогда не разрабатывают турбины самостоятельно и чаще всего прибегают к помощи компаний, которые на этом специализируются (например, KKK, Borg Warner или Garrett). При этом та же турбина Garrett 760774-5003S под брендом Ford будет стоить в полтора-два раза дороже, чем под собственным именем. Мораль такова: прежде чем платить огромные деньги за «оригинальные» запчасти, узнайте, кто их поставляет производителю и заказывайте у них.

Как нужно ездить, чтобы продлить жизнь турбине?

Понятное дело, что чем активнее ездить, тем быстрее турбина придет в негодность. Но, помимо этой очевидной зависимости, есть еще несколько полезных советов.

  • Нужно охлаждать турбину. Чем активнее вы топтали педаль газа и «отжигали», тем дольше ее нужно охлаждать. Открывать капот и обмахивать «улитку» газеткой не нужно. Просто постойте пару минут на холостом ходу — масло будет циркулировать в моторе и турбине и заберет избыточное тепло. Вообще возьмите за правило перед парковкой ехать поспокойнее.
  • После долгого стояния в пробке не ускоряйтесь резко. Понятное дело, что вам хочется на свободу после заточения в заторе, но помните: пока вы стояли без движения, двигатель, турбина и интеркулер нагрелись, и если их сильно раскрутить, то нагрев будет чрезмерным или даже критическим.
  • Следите за температурой масла и антифриза и почаще их меняйте. Грязное масло и антифриз, который плохо отводит тепло, ускорят износ турбины.
  • Своевременно обслуживать двигатель. Здесь для каждой модели рекомендации будут индивидуальными. На современных фольксвагеновских моторах 1.4 TSI нужно следить за чистотой интеркулера, который быстро загрязняется, так как находится прямо во впускном коллекторе. На старых продольно расположенных 1.8 TSI требует регулярной очистки трубка подачи масла…
Читайте также  Авто смарт какой выбрать бензин или дизель?

У каждого мотора есть свои нюансы. Если хотите максимально обезопасить себя от преждевременной смерти турбины, узнайте эти тонкости у специалистов. При покупке новой машины помогут мастера дилерского центра, а если берете подержанную, то обратитесь на специализированную СТО, которая занимается конкретно этой маркой. Также весьма полезным будет поговорить с мастерами автосервиса, ремонтирующими турбины.

Можно ли ездить без турбины на дизеле?

дело в том что двигатель ушел в разнос из за турбины скорее всего.в сервисе сказали под замену датчик коленвала и сама турбина.вот кажется что со сломаной она опять в разнос уйдет. может лучше снять,да перегнать без нее?

ууууу..если в разнос пашол то врятли ты даедеш уже сам(моё мнение).
да и если поедеш то смотри как бы он ваще не климанул или ещё чего, лучше на буксире

пробовали,не запускается,у официалов стоит.ошибки поудаляли,сказали датчик и турбина.датчик заказали,джем,турбину не могу найти еще.новая очень дорогая.систему будут промывать когда турбина будет,так решили,за одно и клапанную крышку менять буду.пока не заводится к
сожалению

Добавлено через 3 минуты 4 секунды
ууууу..если в разнос пашол то врятли ты даедеш уже сам(моё мнение).
да и если поедеш то смотри как бы он ваще не климанул или ещё чего, лучше на буксире а
почему думаешь сам
не доеду?если компресия в норме будет. или не показатель?

А зачем турбину снимать? Можно и со сломанной спокойно ездить))).

Это что за рекомендации такии?? Со сломаной турбиной ездить нельзя. Мотор уйдёт в разнос. Результат- может быть замена мотора.

Отнюдь. с неработающей турбиной двигатель работает как обычный атмосферник. Логично?

Что значит с неработающей турбиной?? Вы её кнопкой отключили.
Турбина- чистая механика. Выхлопные газы крутят ротор турбины, турбина раскручиваеться и загоняет воздух в цилиндры. и всё. Подаёться масло для смазки. если турбина умерла, то она будет вместе с воздухом загонять масло. Потому что газы крутят ротор. всё просто. Чтоб отключить турбину, вам надо исключить раскручивание газами турбины и подачи масла в неё, тогда и будете ездить как на атмосфернике.

Что значит с неработающей турбиной?? Вы её кнопкой отключили.
Турбина- чистая механика. Выхлопные газы крутят ротор турбины, турбина раскручиваеться и загоняет воздух в цилиндры. и всё. Подаёться масло для смазки. если турбина умерла, то она будет вместе с воздухом загонять масло. Потому что газы крутят ротор. всё просто. Чтоб отключить турбину, вам надо исключить раскручивание газами турбины и подачи масла в неё, тогда и будете ездить как на атмосфернике.

мы чуть о разных вещах беседуем)))
Вот смотрите Вы сами утверждаете что » Турбина — чистая механика»,
а теперь последуем вашей логике, рабочая турбина крутится, нерабочая соответственно нет. тогда как турбина которая не крутится может нагнетать воздух и тем более масло?
это если брать абстрактно.

мы чуть о разных вещах беседуем)))
Вот смотрите Вы сами утверждаете что » Турбина — чистая механика»,
а теперь последуем вашей логике, рабочая турбина крутится, нерабочая соответственно нет. тогда как турбина которая не крутится может нагнетать воздух и тем более масло?
это если брать абстрактно.

Теоретик,:crazy: читай пост Laguna2. На абстакции автос точно не поедет. Если патрубки подачи воздуха пустить на прямую и заглушить подачу масла к турбине, то может что и выйдет.:dntknw:

так значит все таки возможно,это хорошо.значит в моем случае нужно промыть всю систему подачи топлива,заглушить патрубки подачи газов и масла?

Иван я б на вашем месте не горячился. раз двигатель шел в разнос то для него скорее всего это бесследно не прошло(((
ну и самое главное далеко не факт что это могло произойти именно из за турбины.

положа руку на сердце двигатель нужно полностью разбирать и смотреть.
ибо такие нагрузки могли много неприятного внутрях натворить

нерабочая соответственно нет. тогда как турбина которая не крутится может нагнетать воздух и тем более масло?
это если брать абстрактно.

а что ей будет мешать крутиться. Лопости поломаны- погнуты, но врят ли она будет заклинина. и подача масла тоже будет.
У меня ось лопнула на две части, лопости в узел загнуло, то есть турбина наверно вообще не крутилась, но масла гнала в цилиндры, сзади синияя дымовая завеса, ничего не видно. Мотор пошёл в разнос, заглушил передачей.
Если заглушить подачу масла, исключить врещение ротора, то авто станет атвосферным. А со сломаной турбиной ехать нельзя, если не произвести манипуляции с исключением нагнетания масла в цилиндры.

Теоретик,:crazy: читай предыдущий пост. На абстакции автос точно не поедет. Если патрубки подачи воздуха пустить на прямую и заглушить подачу масла к турбине, то может что и выйдет.:dntknw:

Спасибо за теоретика))
предыдущий пост это про патрубки?
но мы вроде не обсуждали про то как отключить турбину))) а суть вопроса была можно ли ездить с НЕРАБОТАЮЩЕЙ турбиной.

))) а суть вопроса была можно ли ездить с НЕРАБОТАЮЩЕЙ турбиной.

Нет, нельзя. мотор пойдёт в разнос. Чтоб ездить без турбины, вам надо её отключить, третий раз говорю.

Добавлено через 1 минуту 48 секунд
Но после такого, что с мотором произошло, я думаю его на замену. 1.9 дци не выживает после такого. если 2.2 поедет. то можно поздравить и сказать, что 2.2 на голову выше и надёжнее и мото ресурс больше, чем у 1.9. но сомневаюсь.
Люди помогите
2.ВООБЩЕ КАПЕЦ.
вкратце ехал-ехал все нормально, развернулся-смотрю черный дым в зеркале и тут машина как с ума сошла: тахометр зашкалил, рев стоит ужасный, ни ка какие педали не реагирует, не глушится из трубы ужасный дым как будто кто то дымовую шашку зажег, вонь жженого масла и резины. так продолжалось секунд 20-30, потом она заглохла.запускать не рискнул-скинул клему и отволок в гараж.сегодня посмотрел ничего не пойму, уровень масла проверил-на щупе даже нет(((((из под клапанной крышки следы масла. ЧТО С НЕЙ((

а что ей будет мешать крутиться. Лопости поломаны- погнуты, но врят ли она будет заклинина. и подача масла тоже будет.
У меня ось лопнула на две части, лопости в узел загнуло, то есть турбина наверно вообще не крутилась, но масла гнала в цилиндры, сзади синияя дымовая завеса, ничего не видно. Мотор пошёл в разнос, заглушил передачей.
Если заглушить подачу масла, исключить врещение ротора, то авто станет атвосферным. А со сломаной турбиной ехать нельзя, если не произвести манипуляции с исключением нагнетания масла в цилиндры.

В Вашем конкретном случае при не крутящейся турбине масло скорее всего поступало через ось которая лопнула на две части. (исключительно мои домыслы).

Нет, нельзя. мотор пойдёт в разнос. Чтоб ездить без турбины, вам надо её отключить, третий раз говорю.

Добавлено через 1 минуту 48 секунд
Но после такого, что с мотором произошло, я думаю его на замену. 1.9 дци не выживает после такого. если 2.2 поедет. то можно поздравить и сказать, что 2.2 на голову выше и надёжнее и мото ресурс больше, чем у 1.9. но сомневаюсь.

+1. Один вариант это ездить со снятой турбиной. Тогда я думаю проблем не будет.
А сколько времени мотор на масле крутил?

Спасибо за теоретика))
предыдущий пост это про патрубки?
но мы вроде не обсуждали про то как отключить турбину))) а суть вопроса была можно ли ездить с НЕРАБОТАЮЩЕЙ турбиной.

В Вашем конкретном случае при не крутящейся турбине масло скорее всего поступало через ось которая лопнула на две части. (исключительно мои домыслы).

Уважаемый Евгений, как вы можете говорить, что на сломаной турбине ездить можно, когда вы абсолютно не знаете как и что там сломалось?? Человек прочитает ваше сообщение и решит, что ничего страшного. поезжу до лучших времён..потом сделаю. в итоге мотор идёт в разнос, человек не знает что с ним делать, он ревёт запредельно, дым в трубу не пролазит. вытаскиваешь ключь зажигания, а машина всё равно работает. пока сама не глохнет. но уже поздно- это масло скончалось, выгорело. в итоге состояние печальное у мотора и ремонт уже не поможет- замена. Вот результат вашей рекос=мендации и теории.
Поэтому четвёрнтый раз говорю, со неисправной турбиной ездить нельзя. Признаки- пропала тяга, синий дымок из глушителя. запах горелого масла.
Всё, хватит. Пожалуйста. suicide:

Читайте также  Как утеплить дизельный двигатель на зиму?

Добавлено через 4 минуты 16 секунд
.
А сколько времени мотор на масле крутил?

В моём случае он только начал набирать обороты. до максимума не дошёл, заглушил шестой передачей и бросанием сцепления.

Уважаемый Евгений, как вы можете говорить, что на сломаной турбине ездить можно, когда вы абсолютно не знаете как и что там сломалось?? Человек прочитает ваше сообщение и решит, что ничего страшного. поезжу до лучших времён..потом сделаю. в итоге мотор идёт в разнос, человек не знает что с ним делать, он ревёт запредельно, дым в трубу не пролазит. вытаскиваешь ключь зажигания, а машина всё равно работает. пока сама не глохнет. но уже поздно- это масло скончалось, выгорело. в итоге состояние печальное у мотора и ремонт уже не поможет- замена. Вот результат вашей рекос=мендации и теории.
Поэтому четвёрнтый раз говорю, со неисправной турбиной ездить нельзя. Признаки- пропала тяга, синий дымок из глушителя. запах горелого масла.
Всё, хватит. Пожалуйста. suicide:
Приятно беседовать с человеком который не нервничая и не переходя на личности отстаивает свою точку зрения.
Теперь поясню почему я именно так ответил. В вопросе Иван спросил можно ли ездить со снятой турбиной? соответственно я предположил что его турбина не работает. исходя из своего опыта езды с неработающей турбиной и был дан ответ. а то что у него турбина была рабочей и двигатель уже шел разнос узнал позднее и наша дискуссия уже велась)))

Спасибо за беседу.

Спасибо за беседу.

Уважаемый Евгений, как вы можете говорить, что на сломаной турбине ездить можно, когда вы абсолютно не знаете как и что там сломалось?? Человек прочитает ваше сообщение и решит, что ничего страшного. поезжу до лучших времён..потом сделаю. в итоге мотор идёт в разнос, человек не знает что с ним делать, он ревёт запредельно, дым в трубу не пролазит. вытаскиваешь ключь зажигания, а машина всё равно работает. пока сама не глохнет. но уже поздно- это масло скончалось, выгорело. в итоге состояние печальное у мотора и ремонт уже не поможет- замена. Вот результат вашей рекос=мендации и теории.
Поэтому четвёрнтый раз говорю, со неисправной турбиной ездить нельзя. Признаки- пропала тяга, синий дымок из глушителя. запах горелого масла.
Всё, хватит. Пожалуйста. suicide:

Добавлено через 4 минуты 16 секунд

В моём случае он только начал набирать обороты. до максимума не дошёл, заглушил шестой передачей и бросанием сцепления.
ну раз он только начал набирать обороты то я думаю ничего страшного не случилось(ну именно с двигателем). в разнос он не пошол — значит всё норм должно быть. но ехать на ней не стоит. лучше затащить на сто и пусть разбираюст.
готовтесь к замене турбины, вырезанию (замене) каталезатора, чистке интеркуллера, и двара раза замена масла и фильтра масленного
кстати посмотрите уровень масла в двигателе счас. много ли сьела его машину

Можно ли ездить на неисправной турбине – последствия. Как избежать поломок турбины

Опубликовано Master в 18 марта, 2019

Большинство современных автомобилей имеют турбины. С одной стороны, это преимущество, т.к. малый объем силового механизма гарантирует большую мощность. Но известно, что без турбины ездить машина может, однако можно ли ездить на неисправной турбине? Серьезный вопрос, поскольку из-за сломанного агрегата может заглохнуть мотор, и машине вовсе остановится где-нибудь посреди глуши. Чтобы избежать таких последствий, рекомендуется знать их заранее.

Содержание

Если ездить на машине с поломанной турбиной – последствия

Последствия езды на машине со сломанной турбиной:

  • В неисправной турбине возрастает потребность большого количества топлива;
  • В поломанном турбокомпрессоре происходят процессы, которые приводят к неполному сгоранию топлива, в результате оно смешивается с маслом и попадает в выхлопную систему. Далее повреждается катализатор и пригорают клапаны (в бензиновом двигателе), а в дизельном двигателе деформируется сажевый фильтр;
  • Если в сломанной турбине повреждены вал и втулки, то механизм начнет потреблять очень много масла. Поэтому следует пристально следить за уровнем масла, чтобы определить неисправность;
  • С плохой турбиной страдает форсунок двигателя.

Зная характеристики неисправностей, нужно понять источники, откуда они исходят. Затем разбираться с тем, как уберечь турбину от поломки.

Источники неисправности турбины

  1. Трещины или провальные уплотнения

Турбокомпрессор вытесняет воздух обратно в цилиндры. Если есть трещины или сломанные уплотнения, то часть необходимого воздуха теряется. Это часто означает, что турбонагнетатель будет перегружен для поддержания примененного форсирования. Довольно распространенная проблема, которая приводит к неисправному турбокомпрессору.

  1. Возраст и обычный износ

Как и с большинством автомобильных запчастей, у всего есть ожидаемый срок эксплуатации. Турбокомпрессор обычно может работать после пробега более 100 000 км. Это число сильно варьируется в зависимости от водителя и его вождения.

  1. Углеродные месторождения

При каждом обслуживании следует проводить замену масла. Недостаток замены масла приводит к накоплению углеродных отложений в турбине. Свежее масло приносит пользу всему мотору, включая турбо. Помните, что даже небольшое количество частиц и загрязнений может вызвать серьезные проблемы.

Как уберечь турбину от поломки

Известный факт – чем чаще и активнее водитель пользуется автомобилем, тем быстрее турбина расходует свои возможности. Однако во избежание проблем, можно прибегнуть к правилам, которые помогут продлить жизнь турбоагрегату.

  • Охлаждать турбину. Если водитель активно давил на «газ», то ему придется дольше охлаждать турбину. Некоторое время лучше постоять на «холостом» ходу (2-3 минуты);
  • После длительного нахождения в пробке, не нужно резко ускоряться. В неподвижном состоянии турбокомпрессор, интеркулер и двигатель сильно нагрелись, и нагрев дошел до критической отметки;
  • Проверять температуру масла и антифриза. При необходимости, менять грязное масло на новое;
  • Своевременно обслуживать двигатель. Некоторые иномарки требуют абсолютной чистоты масла и интеркулера, а также продольно расположенных трубок.

Сколько можно проехать на сломанной турбине, видео:

При любой неисправности турбины, лучше сразу обратиться к специалисту. Ездить на поломанной турбине категорически нельзя, иначе машина полностью прекратит работать. Наилучший выход – обратиться к квалифицированным мастерам сервисного центра, которые с помощью специальных датчиков проведут анализ всего механизма, и проведут при надобности починку или полную замену агрегата.

Турбояма и ремонтонепригодность. Разбираем мифы о турбомоторах

В прошлом столетии турбированные моторы были прерогативой исключительно спортивных автомобилей. Наддувные технологии тогда были не лучшего качества, отчего накопили багаж негативных отзывов. В те времена среди автомобилистов сформировались многие суждения, которые стали мифами. Сейчас мощные турбины ставят на обычные гражданские модели, предназначенные для эксплуатации в городах, а не на автодромах. Однако отношение к ним у подавляющего большинства автомобилистов настороженное. Прежняя мифология проецируется и на современную продукцию автоконцернов. Оправданны ли эти негативные ожидания и действительно ли существующие мифы имеют реальные основания?

У турбомотора есть неприятная турбояма — Не миф, но история из прошлого

Рассказы о турбояме слышали практически все автомобилисты, которые интересовались мощными современными силовыми агрегатами. Мифы утверждают, что в определенном диапазоне мотор перестает тянуть, отчего автомобиль не может набрать скорость. К примеру, начинается обгон, а мотор вдруг «вянет» и не выдает нужной мощности. Поэтому от водителя требуется не попадать в эту опасную «яму». Эксперты «ЗР» разобрались в этом и других мифах и выдали свои заключения.

У первых наддувных моторов ухудшение разгонной динамики действительно наблюдалось. Это происходило из-за инерции ротора турбины на определенных оборотах вращения коленвала. Сейчас инерция сильно снижена благодаря уменьшению диаметра роторов. Чем меньше размер, тем быстрее отклик. Таким образом, турбояма практически побеждена и уже не встречается.

Читайте также  Льют форсунки дизель что делать?

«Можно ездить без турбины» — Миф

Некоторые автомобилисты считают, что турбонаддув включается только при достижении мотором 3000 оборотов. На этом основании они делают вывод, что можно ездить таким образом, чтобы не давать турбине раскручиваться, и тем самым сохранять ее ресурс. Однако это не совсем верно. Турбонаддув работает всегда, но не во всех режимах выдает максимальное давление. Он не может существовать отдельно. По той же причине современный мотор не сможет работать с вышедшим из строя турбонаддувом. При его поломке электронный блок сразу переводит двигатель в аварийный режим и на приборной панели зажжется предупреждение «Check engine».

«Турбокомпрессоры неремонтопригодны» — Миф

В целом турбомотор имеет огромное количество доработок: усиленные поршни и шатуны, другой коленчатый вал, особенную систему охлаждения поршней маслом. Силовой агрегат имеет специальную головку блока цилиндров, механизм газораспределения и жаростойкие клапаны. Все они сложны в производстве и замене, отчего дилеры не всегда спешат тратить время на ремонт и порой предлагают владельцу заменить турбину или даже мотор целиком по гарантии.

Однако это не значит, что по истечении срока гарантийного обслуживания при поломке турбоагрегата хозяин оказывается перед проблемой больших расходов. Турбина и прочие элементы ремонтируются. Могут меняться улитка турбины, корпус с подшипниковым узлом, рабочие колеса компрессора на валу и прочие детали.

«Турбомотору нужно высокооктановое топливо» — Отчасти миф

Действительно, многие премиальные турбированные моторы рассчитаны на АИ-98. Правда, за счет программных ухищрений они могут потреблять и АИ-95. Дело в том, что многие европейские турбоагрегаты разрабатывались под Евро-6, их технические усовершенствования нужны в том числе для снижения выбросов вредных веществ. А обеспечить эти нормативы помогает высокооктановое топливо.

Однако китайские инженеры не обременены такими строгими экологическими требованиями, как европейские, их моторы не настолько чувствительны к топливу и способны потреблять АИ-92. Хотя сейчас разница в цене уже не настолько разительная, как раньше.

«Турбомотор сильно расходует топливо» — Отчасти миф

Действительно, многие небольшие турбоагрегаты потребляют гораздо больше топлива, чем обычные атмосферники аналогичного объема. Чудес не бывает, и при достижении максимальной мощности требуется максимальное количество энергии, которая черпается из процесса сгорания смеси топлива с воздухом. В итоге 1,4-литровый агрегат может потреблять как 3,0-литровый атмосферник. Неудивительно, что их ставят даже на внедорожники. Но это справедливо лишь для пиковых нагрузок. При спокойной езде турбина задействуется не так сильно, и блок управления снижает потребление, чтобы обеспечить низкие выбросы вредных веществ в атмосферу.

Пять ошибок водителей, которые быстро убивают турбомотор

Признаками приближающейся кончины турбины, как правило, являются посторонние шумы из-под капота, которые возникают сразу после запуска. Чаще всего речь идет о свисте или гуле, который может сопровождается также выхлопом сизого цвета. Еще один косвенный признак проблем с турбиной — «масложор», возникающий в результате проникновения масла сквозь люфты и зазоры в деталях. Какие промахи в эксплуатации могут привести к подобным последствиям?

Наиболее часто турбину в современных моторах приговаривает масляное голодание, которое происходит по разным причинам.

Самая банальная — это нежелание владельца контролировать уровень масла. Владельца, впрочем, можно понять — он только купил автомобиль, и масла вроде бы залито на длительный срок эксплуатации. Однако коррективы вносят манера и характер езды. Если гонять и эксплуатировать машину под нагрузкой, например, с заполненным салоном и багажником, расход лубриканта заметно увеличивается. Значительно больше масла расходуется также в холодное время года.

В среднем же, если турбодвижок среднестатистической легковушки относительно новый, он будет потреблять около 80 грамм масла на 100 литров топлива. Что же касается изношенных турбоагрегатов, там моторный «жор» может доходить и до 2 л на 100 литров топлива. Что происходит при таком раскладе с турбиной? При масляном голодании начинается повышенный износ ее деталей и снижается теплоотвод. В результате «улитка» ломается и, как правило, это является негарантийным случаем, поскольку владелец не следил за уровнем масла.

Не секрет, что турбодвижки очень не любят, когда их глушат сразу после долгой и активной езды по трассе или бездорожью. В процессе такого «драйва» крыльчатка турбины может раскручиваться до 10000-15000 оборотов в минуту. Когда же раскаленный узел перестает смазываться маслом, это провоцирует поломки из-за неравномерного температурного расширения.

Кроме того, поскольку масло уже не подается, тепло уходит в подшипниковый узел, где остатки смазки начинают закоксовываться. Самое интересное, что нейтрализовать проблему можно элементарным способом — дать турбоагрегату поработать на холостых оборотах примерно минуту и только после этого глушить мотор.

Многие сейчас подумают — а как же системы страховки, такие как турботаймер (обеспечивает работу двигателя в течение двух-трех минут на минимальных оборотах уже после выключения зажигания), программное включение вентилятора после выключения мотора или, скажем, электрические циркуляционные насосы, подающие к турбокомпрессору охлаждающую жидкость?

Все эти ноу-хау работают без огрехов, но не являются панацеей, поскольку сильный нагрев турбины требует долгого и обстоятельного ее охлаждения. Поэтому наша рекомендация такова — не важно, какой у вас автомобиль. Не глушите турбомотор сразу, дайте ему поработать на минимальных оборотах, и сбережете здоровье турбины.

Есть такая категория водителей, которые сдувают пылинки со своих «железных коней» и в частности не дают мотору работать под серьезной нагрузкой и практикуют движение накатом, например, подкатываясь к светофорам на «нейтрали». Как это ни парадоксально, но такая манера пагубно влияет на турбоагрегаты.

К примеру, некоторые турбомоторы компании Subaru не терпят низкого давления масла в двигателе. Дело в том, что лубрикант начинает хуже циркулировать по системе смазки, а если водитель вдруг становится «тихоходом» после активной езды, возможно также и пригорание масла. Самое интересное, что владелец убежден, что, двигаясь на машине со скоростью черепахи, он дает турбодвигателю отдохнуть.

На самом же деле он стремительно приближает смерть турбины. Именно поэтому на турбированных двигателях переводить коробку передач в нейтральное положение на ходу допустимо лишь непродолжительное время. Передача должна быть всегда активирована даже при равномерном движении накатом.

Что бы ни говорили «знатоки», автомобили с турбомоторами необходимо прогревать после «холодного пуска» зимой — сначала пару-тройку минут на месте, а потом еще несколько минут, двигаясь в спокойной манере, избегая высоких оборотов двигателя.

В противном случае, если холодный мотор раскрутить до красной зоны тахометра, турбина начнет быстро и сильно разогреваться, и из-за резкого перепада температур могут произойти деформации металлических элементов конструкции. При этом смазка все еще густая, и турбина работает в условиях серьезного масляного дефицита. Узел в результате работает почти «на сухую» и гарантированно выйдет из строя раньше времени.

Что будет, если поить машины с высокотехнологичными турбинами низкооктановым бензином?

Ничего хорошего. Если в мануале и на крышке топливного бака указано «не ниже 95 го бензина», то, заправляясь топливом АИ-92, вы повышаете вероятность детонации, иными словами, взрывоподобного горения смеси в цилиндрах.

Последнее явление чревато, как известно, механическим разрушением поршневой группы и износом вкладышей. Турбина же увеличивает массу сгораемой топливной смеси внутри цилиндров.

Чем турбина мощнее, тем выше риск детонации при работе на низкооктановом топливе. Соответственно, чтобы избежать детонации, необходимо заливать в бензиновые турбомоторы только высокооктановое топливо — бензин АИ-95, АИ-95+ и АИ-98 будет предпочтительным вариантом, а если альтернативы 92-ому топливу нет, то необходимо как минимум перемещаться по дорогам спокойной манере и не поддерживать высокие обороты турбодвигателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: