Нива 4х4 с дизельным двигателем

Дизельная Нива: какой мотор подойдет

Серийные версии полноприводного внедорожника Нива (Lada 4×4) традиционно встречаются на дрогах СНГ исключительно с бензиновым двигателем, хотя завод-изготовитель предпринимал попытки установить дизельный ДВС на эту модель. По этой причине одной из тем, связанных с популярным джипом, является возможность самостоятельно установить дизельный двигатель на Ниву.

Дизельный двигатель, особенно в простой атмосферной версии, на серьезных внедорожниках является более предпочтительным вариантом сравнительно с бензиновым агрегатом. Такой мотор имеет много очевидных преимуществ:

  • высокий крутящий момент дизеля на низких оборотах незаменим для внедорожной машины;
  • дизельный двигатель расходует намного меньше топлива, что немаловажно при езде по бездорожью;
  • требования к качеству солярки заметно снижаются при условии использования атмосферного дизеля;
  • больший ресурс дизельного двигателя до серьезного ремонта позволяет активно и долго эксплуатировать такой мотор;

Главным недостатком является уязвимость высокоточной топливной аппаратуры дизеля, а также сложность и дороговизна последующего ремонта. В системе питания дизельного двигателя часто выходят из строя ТНВД и дизельные форсунки. Определенные сложности в процессе эксплуатации может вызвать также наличие турбонаддува (турбодизель), так как состояние турбины сильно зависит от качества топлива и дизельного моторного масла.

Серийная Нива с дизельным двигателем

Идею установки дизельного двигателя на модель Нива 2121 с самого начала пытались реализовать инженеры на заводе. Для Нивы предполагалось использовать отечественную версию 1.5-литрового турбодизельного мотора. С таким агрегатом опытные образцы не смогли эффективно справляться с ездой по бездорожью по причине недостаточной мощности. Следующим шагом стала установка аналогичного дизеля на 3-х и 5-и дверную версию Нивы, но уже с увеличенным рабочим объемом до 1.9 литра. Данные попытки успехом не увенчались, дизельная Нива с указанными ДВС не попала в серию.

Конструкция мотора: дизельный, рядный, 4-цилиндровый, с продольным расположением. Рабочий объем: 1905 см 3 . Одна из модификаций этого дизеля при установке на Ниву обеспечила машине следующие динамические показатели и эксплуатационные характеристики:

Нива с таким дизелем оказалась экономичной и неплохо показала себя на бездорожье, так как дизельный мотор Peugeot xud9sd обеспечивал полноприводному автомобилю приличный крутящий момент на «низах». Дополнительным плюсом импортного дизельного двигателя на Ниве оказалась его надежность и относительная простота в ремонте и обслуживании.

Что касается динамики, Нива 2121 с двигателем Peugeot xud9sd разгонялась до «сотни» очень медленно. Акцент был сделан на главном целевом назначении автомобиля — повышенная проходимость на тотальном бездорожье. Модель Нива с дизельным двигателем Пежо попала в серию, но машина выпускалась ограниченными партиями, а также шла исключительно на экспорт. В 2009 году серийное заводское производство дизельной Нивы полностью прекратилось.

Niva-Chevrolet дизель

Дальнейшие попытки почти «официально» установить дизельный двигатель на Ниву (модель Нива-Шевроле) предприняли в городе Тольятти. Для этого тюнинг-ателье под названием «Тема-Плюс» получило разрешение от производителя GM-АвтоВАЗ. Главной доработкой модели Нива-Шевроле стала установка итальянского дизельного двигателя производства Fiat в паре с японской трансмиссией Aisin.

Устанавливаем дизельный мотор на Ниву

Одним из доступных вариантов становится самостоятельная установка дизельного двигателя на Ниву. Для этого можно воспользоваться услугами крупных тюнинг-ателье или частных профессионалов, которые занимаются доработкой автомобилей. Установить дизель на Ниву можно также самому при наличии определенного опыта и специализированного инструмента. Нужно быть готовым к тому, что для законной эксплуатации автомобиля после замены двигателя обязательно потребуется регистрировать внесенные изменения в соответствующих государственных органах.

В процессе подбора дизельного агрегата многие задаются вопросом, какой дизель поставить на Ниву. Существует достаточное количество дизельных двигателей, которые могут быть установлены на этот автомобиль. На Ниву своими руками чаще всего устанавливают дизельные моторы японских и европейских брендов. Главным требованием становятся подходящие физические размеры силового агрегата для размещения в подкапотном пространстве Нивы.

Необходимость внести изменения в конструкцию начинается с особенностей крепления дизеля. Вторым нюансом выступает увеличение нагрузки на передней оси после установки дизельного ДВС на Ниву, так как мотор данного типа зачастую оказывается более тяжелым. По этой причине необходимо дополнительно усилить как подвеску, так и кузов после размещения мотора. Практически всегда замене будет подлежать и штатная коробка передач.

В списке общих изменений в конструкцию Нивы под дизельный мотор отмечены: замена передних опор двигателя, доработанный поддон, изменения выпускной системы. Модернизации подлежит и система охлаждения двигателя. Радиатор охлаждения зачастую меняют (подходит радиатор от автомобиля ГАЗ Газель).

Также вносятся изменения по ходовой части, отдельные элементы заменяются на усиленные. Для обычной Нивы их можно позаимствовать у Niva-Chevrolet. Что касается эксплуатации дизеля, отдельно рекомендуется установка системы подогрева дизтоплива.

На Ниву также можно установить дизель Peugeot с индексом xud 11, но в данном случае КПП уже нужно будет менять. Коробка ВАЗ с этим мотором долго не выдержит. Решением становится КПП от модели Fiat Polonez. Дополнительно потребуется установка другого сцепления. Не менее часто на Ниву устанавливают дизельные двигатели с японских автомобилей. Подходят агрегаты c индексом Toyota 3c/ct мощностью 80 и 100 л.с. Для замены КПП можно использовать 5-ступенчатую коробку от модели Noah производства Toyota.

Оптимальным вариантом станет дизельный двигатель и КПП, которые изначально были спроектированы для работы в паре. В этом случае задача упрощается благодаря соответствию всех точек крепления, а также совпадению по осям валов ДВС и трансмиссии. Данный подход позволяет исключить сложности в процессе совмещения дизельного двигателя и коробки передач, а также значительно увеличивает срок службы сопряженных узлов. Нет необходимости высчитывать, какой показатель крутящего момент способна выдержать та или иная коробка с различными дизельными двигателями.

На АвтоВАЗе сделана опытная Lada 4×4 с дизельным мотором

Новости 29.12.2014 17

Как пишет сайт «Русский автомобиль», на АвтоВАЗе сделан опытный внедорожник «Лада 4х4» (классическая «Нива») с дизельным мотором Fiat. Рыночные перспективы новой версии автомобиля пока туманны.

Попытки установить дизельный двигатель на «Ниву» предпринимались давно, например в начале 2000-х годов мелкосерийно выпускалась экспортная модификация ВАЗ-21215 с мотором Peugeot XUD 9SD объемом 1,9 литра. На этот раз под капотом оказался турбодизель Fiat 1.3 MultiJet.

Итальянский дизель, представленный в 2003 году, выпускается на заводах в Польше и Индии. Его рабочий объем — 1248 куб. см, поэтому правильнее его называть 1,2-литровым. Мощность варьируется в зависимости от исполнения, а на опытную «Ниву» был установлен 85-сильный вариант.

О возможности серийного выпуска дизельной «Лады Нивы» речи пока не идет. Установка «фиатовского» дизеля потребовала значительной перекомпоновки подкапотного пространства (места для «запаски» там уже не осталось), кроме того в связи с увеличившимся крутящим моментом, нужно будет дорабатывать и трансмиссию.

Возможно, дизель Fiat 1.3 MultiJet окажется под капотом «Нивы» нового поколения, разработка которой идет сейчас. Существовавший ранее проект по установке на внедорожник восьмиклапанного 1,6-литрового мотора от леговых моделей ВАЗа пока приостановлен.

Читайте также  Почему гонит масло через сапун на дизеле?

• Это было интересно? Подпишитесь на наш телеграм-канал — там есть наши новости, рассказы про интересные машины и фотографии с курьёзами.

Подпишитесь на наши аккаунты

Александр Круглов Фото АвтоВАЗ

Комментарии

Леха 29.12.2014 ответить

доолго наши конструктора соображают, давно пора что то по менять только да думались что именно, только вот 85и лошадок как то маловато будет что то как то из пустого в порожнее получается:smile_15:

я кароч 29.12.2014 ответить

лучше бы дизайн изменили 21 век же, и мотор хотяб кобыл 100:smile_7::smile_32::smile_29:

neguz 06.01.2017 ответить

Лучше Вы Юноша порш кайен купили бы и не надо парится о продукции автоваза.

Дизайн вещь спорная. А вот движок новый—это хорошо

м 29.12.2014 ответить

объем бы побольше

ну больший объём—больше цена. Если, цена на машину с дизелем не вырастит, то как альтернатива бензину нормально.

А еще лучше — Ниву с роторно-поршневым двигателем. или с турбореактивным от МИГ-21:smile_1::smile_21::smile_21::smile_21:

САНЯ 29.12.2014 ответить

ЛУЧШЕ БЫ НА РАМУ КУЗОВ ПОСАДИЛИ:smile_19:

Саша 02.01.2015 ответить

согласен,рама ниве как раз бы и не помешала! ну а с рамой можно и двигатель любой поставить!

Полностью переделывать древнюю машину? Зачем?:smile_11::smile_1:

Ксенон 30.12.2014 ответить

А че такой маленький . туда бы 2.0 литра. А лучше японский 1kzT — 3.0 литра 130 лошадей, перспективы у этого движка заоблачны. Жрет все что угодно, прет как танк.

Дизайн нивы переделывать не надо, это нива в своём облике, а вот техническое оснащение улучшить немешало-бы, хотя сейчас нива вполне комфортная по сравнению со своими 20 летними собратьями. Дизильный мотор. хм. я думаю не приживётся, на это несколько причин, топливо дорогое, в машине будет холодно, дизель имеет большую вибрацию и гемморой с запуском в холодное время года. Лично меня бензинка устраивает полностью. Тут люди пишут про мощьность, это видимо те кто про понижающюю передачу на РК ни разу не слышал. Там мощьности на пониженной в достатке не морочте голову. Эта машина разрабатывалась как универсальный легковой автомобиль повышенной проходимости, с относительным комфортом и относительно экономичным двигателем. Вот реально я не напрягаюсь по поводу расхода, сейчас зимой ест 12-13литров при нормальной эксплуатации, в ебенях может и в 25 зайти, но это исключение. Так давайте посчитаем. расход беру зимний, зима ведь 92-й бензин расход 13-14л на сотню, цена 30р литр итого 390-420рублей, теперь дизель 10-11литров на сотню 350-385руб. охренеть разница, я думаю не стоит она того гемора что несёт в себе дизель. Я хрен когда куплю себе дизельный мотор, по крайней мере до тех пор пока цена на неё не станет как раньше на половину меньше чем бензин.

Сергей 05.04.2016 ответить

Поддерживаю, не надо ничего сильно снаружи менять, поменять оптику, в урбановских бамперах сделать места под штатные ПТФ, на стеклоочистителях сделать несколько режимов работы, на 21310 может уже наконец-то пора сделать цельную крышу и пороги. А вот внутри много пора чего изменить, поменять торпеду, печку, на 21310 сделать жёсткий потолок, сделать для задних пассажиров обдув в ноги с печки, изменить конструкцию замка двери багажника, задние сидения сделать чтоб складывались 40/60 .

Сергей 05.04.2016 ответить

И по расходу я с вами согласен, у меня 21310, стоят колёса 215/65/16 , зимой 12-13, а летом смешанный 9 литров, если конечно не месить «говно» . )))

Андрей 07.01.2015 ответить

На парах ездишь зимой 12-13 литров. Это по трассе при скорости 90 в летнее время . Сказочник

торето 11.01.2015 ответить

Дизельный двигатель на Ниву

Автомобили Нива имеют повышенную проходимость и полный привод, что позволяет называть их русским джипом. Немаловажным фактором для внедорожника, является мощность его мотора. Большинство автомобилей имеют бензиновые моторы, однако, выпускались и дизельные варианты. Это значит, что возможна и допустима модификация Нивы таким мотором. Разберем преимущества и недостатки такой модификации и как поставить дизель на Ниву.

Преимущества и недостатки

  • высокие показатели мощности на низких оборотах, дают тяговую силу, позволяющую легко преодолеть бездорожье;
  • сниженный расход горючего. Цена солярки ниже, чем бензина, что тоже дает экономию;
  • повышенный ресурс мотора, по сравнению с бензиновыми собратьями;
  • повышается вес машины;
  • усиливаются вибрации;
  • увеличивается стоимость ремонта и обслуживания (мотор и коробка импортные);

Какие дизели ставил производитель

АвтоВАЗ давно понял необходимость установить дизельный агрегат в Ниву. Была предпринята серия попыток постановки дизеля в ВАЗ 2121, для модернизации внедорожника. Путем экспериментов, получилось установить мотор от Peugeot XUD-9SD. Такой вариант машины производился с 1999 до 2007 года с индексом 21215, и продавался за пределами страны (на экспорт).

Недавно, на заводе выпущен новый образец дизельной Нивы, оснащенной мотором Fiat 1.3 16v MultiJet нового поколения. Для его установки пришлось модифицировать моторный отдел. Пока не известно, чем завершатся ходовые испытания, и будет ли серийный выпуск. Не известно так же, насколько повысится стоимость машины.

Дизель на Ниву своими руками

Доступным вариантом является самостоятельная замена агрегата Нивы на дизель. Рассмотрим, как это сделать и какой дизельный двигатель можно поставить на Ниву:

  1. наиболее простым из всех, является услуга тюнинговых СТО, где профессионалы все работы по подгонке и установке выполнят за ваши деньги;
  1. второй способ, самостоятельная установка, тут нужен опыт, знание устройства агрегатов, и наличие специализированных инструментов.

В обоих случаях, будьте готовы к регистрации в нужных инстанциях (например ГИБДД), которая требуется после внесения таких изменений.

Выбор мотора

Разумеется, мотор подойдет далеко не каждый. Есть несколько разновидностей, которые можно установить на Ниве, после доработок узлов крепления. При этом:

  1. основным требованием являются габаритные размеры дизеля, чтобы они позволяли разместить его в моторном отсеке Нивы;
  1. второе, что следует учесть, увеличение нагрузки на переднюю ось, после замены двигателя, так как дизель чаще всего тяжелее бензинового аналога. Необходимо усилить кузов и подвеску, перед установкой дизеля;
  1. коробку передач рекомендуется менять вместе с мотором, штатная не походить к дизелю и не рассчитана на его мощность;
  1. придется полностью заменить передние опоры под мотор;
  1. произвести модификацию выхлопной системы;
  1. установить доработанный поддон;
  1. заменить штатный радиатор, на радиатор от Газель, он лучше подходит к дизельному двигателю;
  1. производится усиление деталей ходовой. На Ниву лучше всего подходят детали от Нива Шевроле, они попрочнее и выносливее;
  1. кроме того, для дизеля рекомендована установить подогреватель топлива, без которого, его будет трудно завести зимой.

Какие моторы годятся

Вот список проверенных агрегатов, которые для эксперимента были опробованы на Ниве и показали неплохие результаты:

  1. наиболее простым вариантом станет дизель Пежо xud9sd. Преимущество его в том, что крепления совпадают с креплениями бензинового аналога. Что ускоряет и упрощает замену. Кроме того, этот мотор позволяет использовать штатную КПП от Нивы. Можно применять с коробкой от Fiat Polonez;
Читайте также  Есть ли лямбда зонд на дизеле?

  1. к Ниве подходит дизель Пежо марки xud 11 однако, родную коробку тогда придется заменить. Она не выдержит нагрузки и быстро сломается. Рекомендована в паре с таким движком КПП от Fiat Polonez. При этом, неизбежна замена сцепления;

  1. если брать Китайские дизели, то наиболее оптимальным для Нивы считается Toyota 3c/ct, имеющий мощность до 100 лошадей. Коробку передач к нему лучше ставить Noah с пятью ступенями, выпущенную той же фирмой, что и мотор.

Модификация Нивы дизельным агрегатом допустима, не забывайте только зарегистрировать изменения по закону, во избежание неприятностей. Лучше модифицировать указанными выше агрегатами, они прошли проверку и их установка обойдется проще и дешевле остальных. Плюс, они гарантированно подходят. Выбирая указанные коробки, вы избежите проблем совместимости мотора с ходовой, что повышает срок службы обоих агрегатов.

Дизель на Ниву: решаем задачи самостоятельной установки

Легковые автомобили и внедорожники с дизельным двигателем очень популярны за рубежом. У нас же идея оснастить машину таким мотором долгое время не приживалась. Только недавно на автомобильный ранок стали поступать внедорожники УАЗ с таким двигателем.

И все же попытки сделать внедорожник с дизельным двигателем были. Одним из примеров такого автомобиля была дизельная Нива. Эта модель ВАЗ Нива 2121 была экспортной и имела индекс 21215.

Комплектация автомобиля дизельной установкой имеет ряд положительных качеств. Эти моторы в значительной мере экономичнее, чем агрегаты, работающие на бензине, и менее прихотливы к качеству топлива. Они имеют хорошие тяговые показатели при низких оборотах мотора. Ресурс дизеля больше, что позволяет эксплуатировать его дольше без проведения капитального ремонта.

Основным недостатком этих двигателей является сложность и высокая стоимость ремонта топливной системы, поскольку в ряде агрегатов используются детали с высокой точностью обработки.

Заводская Нива с дизельным агрегатом

Изначально разработчиками были предприняты попытки установить на Ниву 2121 дизель отечественного производства. Этот дизельный двигатель обладал рабочим объемом камер сгорания 1,5 литра и был турбированным. Но идея отечественного дизельного двигателя на Ниву провалилась. Причиной тому стала его малая мощность. Нива 2121 с этим двигателем не способна была качественно преодолевать бездорожье.

Были попытки и установить на Ниву отечественные дизели, объем которых был увеличен до 1,08.янв,9 литра. Причем они устанавливались на Ниву 2121 как в 3-дверном, так и в 5-дверном кузовах. Но это были экспериментальные модели, которые в серийное производство так и не попали.

Выходом из ситуации стала установка модели зарубежного производства. В качестве дизеля на Ниву стали устанавливать двигатель марки Пежо с заводским индексом XUD-9SD. Он являлся довольно распространенным и устанавливался на многие автомобили.

Дизель XUD-9SD от Пежо, который устанавливался на Ниву, обладал мощностью 69-75 л. с. Такая разбежность в мощности объясняется разными версиями самого двигателя. Объем же камер сгорания у этого дизеля составлял 1,9 литра. Нива с ним являлась экономичной, расход дизтоплива был на уровне 8-8,7 литра.

Двигатель дизельного типа

Основным же достоинством данного дизеля была отличная тяга при низких оборотах, что позволяло автомобилю с легкостью преодолевать бездорожье и грязь. При этом дизельная установка от Пежо была надежной и имела хорошую ремонтопригодность.

Скоростной максимум для Нивы 2121 с двигателем от Пежо был установлен на уровне 120 км/ч. Но динамичность при разгоне была не на высоте. Спидометр показывал скорость в 100 км/ч только через 25 секунд. Но данный показатель не столь важен, поскольку для Нивы 2121 гораздо больше важна высокая проходимость, а не скоростные характеристики.

Нива 2121, на которой устанавливался дизельный агрегат от Пежо, выпускалась до 2009 года, после чего производство ее прекратилось. Поскольку Нива дизель являлась экспортным вариантом, у нас она встречается редко. Те авто, которые можно увидеть у нас на дорогах, чаще всего являются реэкспортными.

Самостоятельная установка двигателя от Пежо

Встречаются и Нивы, на которые дизель владельцы устанавливают своими руками, либо же обращаются на специализированные СТО, занимающиеся заменой моторов.

Вариантов, какую дизельную установку поставить на Ниву, большое количество. Самым распространенным является все тот же дизель XUD-9SD от Пежо. В итоге получается, что из обычной Нивы путем замены двигателя создают версию 212151.

Этот дизель проще всего установить на авто, поскольку точки крепления у XUD-9SD точно такие же, как и у родного бензинового двигателя. Стоит учитывать, что кроме замены самого двигателя, приходится делать некоторые доработки. Существует также возможность установить на Ниву вместо XUD-9SD силовой агрегат XUD 11, производства того же Пежо.

Кроме самого двигателя, нужно будет и менять коробку передач. Связно это с тем, что родная коробка ВАЗ не сможет выдержать нагрузки, которые будет на нее создавать дизельный агрегат. Вместо коробки от ВАЗ часто устанавливают коробку передач от Фиат Полонез. Ее используют потому, что на Полонез устанавливался тот же агрегат XUD-9SD. Вместе с КПП устанавливают и корпус сцепления.

Кроме того, владельцы, которые переделывают Ниву под дизель XUD-9SD, дополнительно меняют и передние опоры крепления агрегата. Трансформациям подвергается и поддон. Еще нужно будет переделывать выпускную систему. Чтобы обеспечить дополнительную надежность элементов переднего привода, часть деталей заменяются на аналогичные от Шевроле-Нива.

Чтобы обеспечить должное охлаждение силовой установке, часто штатный радиатор заменяют на радиатор от Газели. При этом меняют и резиновые патрубки. Не помешает и установка системы подогрева дизельного топлива в зимний период.

После всех этих переделок и доработок потребуется оформление документации в ГАИ.

Другие двигатели

Некоторые владельцы устанавливают на Ниву дизели японского производства. Самыми распространенными являются двигатели 3С и 3СТ от Тойота. Обе эти силовые установки обладают рабочим объемом, но по мощности отличаются. У мотора 3С мощность составляет 79 «лошадей», у 3СТ — 100 л. с.

Как и в случае с XUD-9SD, автомобиль проходит некоторые доработки, чтобы обеспечить работоспособность двигателя. При этом, используя указанные японские силовые установки, не всегда производится замена элементов трансмиссии. В таком случае короба передач остается штатная, но относительно долговечности ее работы гарантии не даются.

Машина не боится бездорожья

Вместе с силовым агрегатом японского производства некоторые владельцы заменяют и коробку передач. Чаще всего используется коробка передач на 5 ступеней от микроавтобуса Toyota Noah.

Некоторые умельцы устанавливают на Ниву дизельные силовые установки от:

  • Мерседес-Бенц,
  • Фольксваген,
  • Ниссан.

Основным критерием при монтаже являются габаритные размеры силового агрегата. Он должен хотя бы примерно соответствовать размерам штатного мотора.

Далее вносятся конструктивные изменения, которые позволят закрепить агрегат на месте. Некоторые силовые устройства имеют значительный вес. Поэтому после установки на авто, производится усиление подвески. Стоит учитывать, что некоторые изменения в конструкции кузова, проделанные для замены мотора, снижают его прочность. Часто после проделанной работы требуется усиление кузова.

Дополнительно придется заменять и дорабатывать трансмиссию. Хорошо, если силовой агрегат и коробка передач используются от одного автомобиля. Тогда не нужно будет подгонять точки крепления и выдерживаться соосность валов мотора и коробки. В противном случае, даже малое отклонение в соосности будет приводить к частым неисправностям, особенно в трансмиссии.

Читайте также  Как проверить расходомер воздуха на дизеле?

Лада Соляра: история автомобилей ВАЗ с дизельным двигателем

Эксперименты по установке дизельного двигателя на серийный легковой автомобиль в Европе начались еще в тридцатые годы ХХ века. К примеру, уже в 1936 году существовала 45-сильная версия Mercedes 260D с детищем Рудольфа Дизеля под капотом. В СССР же легкового дизеля просто не было – по нескольким объективным причинам.

В о-первых, такой мотор сложнее в производстве, чем обычный бензиновый двигатель. Во-вторых, дизели тех лет существенно уступали отто-моторам по удельной мощности и слыли настоящими тихоходами. В-третьих, существовала проблема запуска мотора на солярке в мороз. Да и специфический звук (и запах выхлопа) приводил к тому, что дизель долгие годы оставался уделом советских танкистов и трактористов.

Наконец, была еще одна очень важная причина: в стране с планово-административной экономикой при наличии огромных запасов нефти бензин стоил сущие копейки. Поэтому на «обычном» топливе ездили не только легковые машины, но и грузовики – как «газоны» и ЗиЛы, так и огромные армейские крейсеры. Верх экзотики – УРАЛ-375, работающий на… «девяносто третьем» (!) бензине. Как шутили современники, «чтобы прапорщику было, чем заправлять личные Жигули».

При этом легковушки производства СССР дизельными моторами все же оснащались – но не дома, а за рубежом. Бельгийский импортёр Волг уже в 1960 году начал устанавливать на «двадцать первые» несколько разновидностей атмосферных дизелей – разумеется, иностранного производства. Правда, машина при этом «переставала ехать», но в Западной Европе уже 50 лет назад экономия была куда важнее динамики.

Тем не менее, на рубеже восьмидесятых годов и советские конструкторы задумались о дизельном моторе для легковых автомобилей. После грянувшего в 1973 году мощнейшего энергетического кризиса легковой дизель все активнее начали внедрять на автомобили малого и среднего класса – как оказалось, по мощности он уже не так сильно уступал аналогичным «овощным» версиям, работавшим на бензине. Зато дизель был заметно экономичнее: если легковой автомобиль класса Жигулей в среднем потреблял около 8 литров топлива, то дизель близкой мощности – около 6 литров. При этом версии с наддувом по энерговооруженности вообще не уступали бензиновым моторам, а в части максимального крутящего момента заметно превосходили их. Было у дизеля и еще одно важное преимущество: в силу большей механической прочности деталей и низких рабочих оборотов ресурс такого агрегата примерно в 1,5–2 раза превосходил аналогичный бензиновый.

А коль уж дизель набирал обороты в Европе, в СССР не могли игнорировать эту тенденцию хотя бы потому, что экспорт легковых машин являлся важной частью валютного дохода страны. Следовательно, впору было заняться «дизельной темой».

«Если «тракторно-танковые» агрегаты в СССР были хорошо известны, то легковыми моторами всерьез практически никто не занимался».

Своя игра

В начале восьмидесятых на ВАЗе занялись разработкой собственного дизеля, причем в Тольятти решили делать так называемый конвертор – мотор, детали которого изготовлены по «бензиновой» технологии, отработанной на проекте двигателя 2108. Единственной существенной проблемой было отсутствие в СССР топливной аппаратуры для малогабаритных и высокофорсированных дизелей.

На фото: ВАЗ-341 в разрезе

Тем не менее уже в середине восьмидесятых на базе блока 2103 был разработан атмосферный дизель объемом 1,45 л и мощностью 55 л. с. Его особенность – предкамерная конструкция, при которой смесеобразование происходит в специальной камере, а не в зоне поршня. Разумеется, никакой управляющей электроники – распределением топлива по цилиндрам ведал классический топливный насос высокого давления. Конструктивно такой агрегат напоминал «фольксвагеновские» и «фордовские» моторы начала восьмидесятых годов. По современным меркам ВАЗовский дизель, конечно, далёк от идеала, поскольку он не может похвастаться ни высокой мощностью, ни хорошими экологическими параметрами. Во время доводки двигателя также выяснилось, что он требует куда более высокой точности изготовления и механической прочности деталей – особенно это касалось цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма.

На фото: Чертежи двигателя ВАЗ-341

«Пятерка» с дизельным мотором, получившая индекс 21055, в 1988 году успешно прошла государственные испытания, но. Даже несмотря на определённую технологическую унификацию с бензиновыми моторами, запустить в серийное производство дизель на ВАЗе в то время не смогли по целому ряду причин, среди которых не последнее место занимало отсутствие финансовой поддержки со стороны государства. Именно поэтому обернулась обидной неудачей попытка в начале девяностых годов наладить выпуск дизельных моторов на Кировском заводе.

Именно поэтому к «дизельной» теме на ВАЗе всерьез вернулись лишь в 1996 году, причем совместно с предприятием «Барнаултрансмаш».

Для производства в Барнауле в НТЦ ВАЗа разработали целое семейство вихрекамерных дизелей – «базовый» 341 объемом 1,5 л, более мощный 343 (1,8 л) и его турбированная версия с индексом 3431.

Кроме самих моторов в Тольятти подготовили и соответствующие модификации автомобилей. Было принято решение, что дизель будет использоваться на «утилитарно-практичных» моделях – «четвёрке» и Нивах. Универсалы 21045 и 21048 должны были довольствоваться безнаддувными дизелями 314 и 343 соответственно, в то время как Нивам 21215-50 и 21215-70 полагались лишь 1,8-литровые агрегаты как в атмосферном, так и в наддувном вариантах. Для тяжелой «длинной» Нивы 21315 планировали использовать лишь 1,8-литровый турбодизель 3431.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: