Почему дизельное топливо стало дороже бензина?

Почему дизельное топливо дороже бензина?

Если посмотреть графики цен на топливо за последние годы, можно заметить, что дизель дорожает быстрее, чем бензин. Если лет 10-15 назад ДТ стоило дешевле Аи-92, то сегодня 92-й и 95-й бензины стоят дешевле ДТ. Соответственно, если раньше легковые машины с дизельными двигателями покупали ради экономии, то сегодня о какой-то значительной экономии говорить не приходится. Страдают также владельцы сельхозтехники и грузового транспорта, которым приходится значительно переплачивать на АЗС. С чем же связано такое сильное подорожание? Почему дизель стоит дороже бензина?

Почему стремительно растут цены на ДТ?

Если говорить о самой технологии производства различных видов горючего, то дизель является побочным продуктом перегонки нефти и получения бензина. Правда, из одной тонны нефти бензина получается больше, чем ДТ. Но разница не слишком большая, чтобы существенно влиять на уровень цен. Заметим также, что дизельные двигатели являются более экономными, чем бензиновые. Возможно, это одна из причин, почему автомобили на дизеле по-прежнему пользуются спросом.

Тем не менее, факт подорожания на лицо и необходимо разобраться с причинами данного явления. И на эту тему написаны сотни статей в русско- и англоязычной литературе.

Причина первая: высокий спрос

Мы живем в условиях рыночной экономики, в которой есть два главенствующих фактора: спрос и предложение. Солярка сегодня очень популярна в Европе и США, где большинство легковых авто заправляют именно ею. И это несмотря на то, что во многих странах уже запланирован постепенный отказ от двигателей внутреннего сгорания и переход на электричество.

Не стоит забывать и о том, что соляркой заправляют многочисленные виды грузовой и спецтехники. Например, мы можем наблюдать всплеск цен на ДТ во время проведения полевых работ, так как вся техника без исключения заправляется дизелем, начиная комбайнами и тракторами, и оканчивая грузовиками, перевозящими зерно на элеваторы.

Естественно, корпорации не могут не воспользоваться данной ситуацией и стараются получить максимальный доход.

Причина вторая: сезонные колебания

Помимо периода проведения полевых работ, цены на ДТ растут с приходом зимы. Дело в том, что в условиях зимних российских морозов все АЗС переходят на зимнее топливо «Арктика», которое дороже за счет добавок, не дающих ему замерзать.

Причина третья: экологические нормативы

В ЕС уже давно, а в России с 2017 года действуют более жесткие нормы по содержанию серы в выхлопе. Достичь максимального понижения вредных примесей в выхлопных газах удается разными путями:

  • установка каталитических нейтрализаторов в систему глушителя, о которых мы уже писали на vodi.su;
  • переход на гибридные автомобили типа Toyota Prius, требующие гораздо меньше топлива на 100 километров пути;
  • разработка более экономичных двигателей;
  • дожигание выхлопных газов за счет установки турбины и пр.

Ну, и конечно же, нужно изначально при производстве дизеля максимально очищать его от серы и другой химии. Соответственно НПЗ вкладывают миллиарды в усовершенствование оборудования. В результате все эти затраты и сказываются на возрастании стоимости ДТ на автозаправочных станциях.

Причина четвертая: особенности национальной конъюнктуры

Российские производители заинтересованы в получении максимального дохода. Благодаря тому, что дизель растет в цене не только в России, но и в целом по миру, местным корпорациям гораздо выгоднее отправлять ДТ огромными партиями миллионами баррелей нашим соседям: в тот же Китай, Индию, Германию. Даже в страны Восточной Европы типа Польши, Словакии и Украины.

Таким образом внутри России создается искусственный дефицит. Операторы АЗС зачастую вынуждены закупать ДТ оптовыми партиями (не сравнимыми с теми, которые отправляются за рубеж) в других регионах России. Естественно, все издержки на транспортировку оплачивает покупателей, то есть простой водитель, которому приходится платить за литр солярки по новому, более высокому прейскуранту.

Дизельное топливо — это высоколиквидный ресурс, который фигурирует в биржевых котировках. Цена на него постоянно растет, и эта тенденция продолжится в дальнейшем. Тем не менее, эксперты говорят, что дизельные двигатели еще долго будут популярны, особенно среди тех водителей, которым приходится далеко и часто ездить. Но также существует реальная угроза того, что объемы продаж малолитражных авто с дизельными ДВС упадут, так как вся выгода будет нивелирована высокой стоимостью ДТ.

Почему дизель дорожает быстрее бензина 09:42, 26 октября 2018 Версия для печати

В ряде регионов резко подорожал дизель — на один-три рубля. По данным Росстата, на середину октября бензин подорожал на шесть копеек, а дизель в два раза больше — на 12. Получается, что машина на тяжёлом топливе уже не такая выгодная, как это было раньше.

Тем более учитывая более высокую изначальную цену по сравнению с бензиновым вариантом, дорогой ремонт и обслуживание. Почему темпы роста цен на дизель в разы опережают бензин, как долго сохранится эта тенденция и как она может отразиться на авторынке?

В 2018 году в России выросли продажи автомобилей на дизельном топливе. Так, по данным агентства «Автостат», общая доля продаж машин на тяжёлом топливе составила 8%. Притом что в последние годы спрос на них, наоборот, падал: в 2017-м — 7%, в 2016-м — 7,3%, в 2015-м — 7,7%. Всего за первые шесть месяцев этого года было продано 62,5 тысячи машин на дизельном топливе.

Рост интереса к не самому популярному в России топливу совпал с резким скачком цен на бензин. Рачительные автомобилисты стали считать свои расходы и присматриваться к дизельным двигателям — расход топлива у них меньше.

Осенью цены на заправках нанесли новый удар по автомобилистам. Дизель стал дорожать опережающими темпами.

— Тут играет роль сезонный фактор,

— объясняет трейдер-аналитик компании «ФинИст» Денис Лисицын. — В северных регионах уже наступает зима, температура опускается ниже нуля градусов. На АЗС начинают продавать специальное зимнее дизельное топливо, которое дороже летнего. Скоро оно появится на заправках практически по всей территории страны. Сейчас появился очередной повод взвинтить цены на солярку в преддверии зимы, когда спрос на энергоносители увеличивается. При этом на АЗС понимают: спрос на дизель сохранится в любом случае.

По его словам, сам по себе принцип работы дизельного двигателя позволяет расходовать меньше топлива. Поэтому такие машины всегда будут иметь больший спрос у потребителей. Также вся строительная техника — тракторы, бульдозеры, экскаваторы, самосвалы — работает на солярке. Кроме того, зимой повышается спрос на дизель из-за печей и систем отопления. Соответственно, и цена на него будет расти быстрее, чем на бензин.

Кстати, дизельное топливо дорожает быстрее бензина не только в России. Это общемировая тенденция. Дело в том, что цены на дизельное топливо связаны с биржевыми котировками. На международных рынках дизель котируется выше, чем бензин.

Как отмечает эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов, сейчас российские компании повышают экспортные цены на фоне роста мировых цен на топливо. Им выгоднее поставлять дизель за границу, чем продавать внутри страны. В результате на внутреннем рынке образуется дефицит топлива. Причём запасы его в стране распределены неравномерно. Доходит до того, что потребители вынуждены обращаться за соляркой в отдалённые районы страны. Растут затраты на транспортировку, что ещё больше влияет на цену. Причём экспорт дизеля зимой тоже выше — за счёт повышения спроса.

Ещё один фактор роста цен на дизель — это рост объёма грузоперевозок, который связан с сезоном сбора урожая, в первую очередь — овощей и фруктов.

К такому выводу приходит аналитик ГК TeleTrade Александр Егоров. И это обусловлено именно спецификой использования дизеля преимущественно на грузовых машинах и спецтехнике. Для грузовиков с большим объёмом двигателя дизель всё равно использовать выгоднее, чем бензин. Даже при возросших ценах.

Читайте также  Можно ли перевести дизельный двигатель на газ?

— Рост цен продолжится, поэтому сейчас владеть автомобилями с дизельным двигателем выгодно только тем, кто часто и много ездит, — поясняет заместитель директора аналитического департамента ГК «Альпари» Наталья Мильчакова. — Например, по производственной необходимости. А у тех, кто собирался приобрести легковую машину с дизельным двигателем только чтобы сэкономить, такие мотивы могут исчезнуть. И это негативно скажется на продажах машин с дизельным двигателем. Хотя обвала этого сегмента рынка ждать не стоит. Просто не будет ажиотажного спроса.

Если тенденция к росту цен на дизель сохранится, то в первую очередь продажи упадут в сегменте малолитражных машин. Как отмечает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский, по затратам на топливо сейчас они уже сравнялись с аналогичными моделями с бензиновыми двигателями. При этом для внедорожников, которые требуют больших объёмов двигателя и большой мощности, ситуация не изменится. Дизель по-прежнему будет незаменим. Впрочем, если присмотреться внимательнее к динамике роста цен, то окажется, что в среднем по году бензин и дизель дорожали примерно одинаково.

— Если оценить динамику цен на бензин и дизельное топливо с начала года, то они выросли примерно одинаково, — объясняет ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс» Мария Сальникова. — АИ-95 — плюс 19%, с 41,69 до 45,78 рубля, а дизель — плюс 17,9%, с 40,07 до 44,72 рубля. Причиной скачка цен на дизель является тот факт, что летом оптовые цены падали, а сейчас выросли. Именно это и отразилось на конечной розничной цене для потребителя.

Почему в России дизельное топливо дороже бензина

Сколько стоил бензин при СССР? Если посмотреть на фотографии советских времен, то на заправках бензин тогда стоил менее 8 копеек за литр, а солярка чуть более 3 копеек. При этом стакан томатного сока стоил 10 копеек, а литр молока 28, то есть бензин был в 4 раза дешевле молока. А вот ситуация на заправках сегодня — стоимость бензина от 42 до 51 рубля, дизтоплива — 44 рубля. Молоко же сегодня стоит от 60 до 100 рублей за литр. Как так получилось, что молоко стало стоить дороже бензина, а бензин дороже дизтоплива?

Для автомобилистов, чьи автомобили были оборудованы дизельными двигателями, экономия на топливе оказывалась значительной. Постепенно тенденции стали меняться и стоимость обоих видов горючего сравнялась. И вот теперь дизтопливо стало дороже бензина. Хотя себестоимость последнего намного выше солярки. В чем же дело?

Дизтопливо и бензин производят из нефти путем двойной обработки. Сначала сырьё разделяют в ректификационных колоннах, потом подвергают крекингу, то есть дроблению молекул. Процесс производства дизтоплива и бензина схож, но в целом солярку, как более дешевую фракцию, производить дешевле. Исходя из обычной логики цена на дизтопливо должна быть меньше, как это и было в Советском Союзе.

Но, с другой стороны, было бы ошибкой считать, что ценообразование упирается только в себестоимость продукта. На него гораздо больше влияют другие факторы, и главный из них, — спрос. Увеличение количества дизельных легковых машин сделало свое дело. Кроме того, дизтопливо перестало быть сезонным товаром для сельхозтехники, оно стало востребованным круглогодично.

Однако ведь и бензин требуется круглогодично, но почему же он растёт меньшими темпами? Всё просто! Нужно вернуться к процессу производства. Из одного барреля нефти, а это 159 литров, можно получить 102 литра бензина и только 30 литров дизтоплива, то есть в 3,5 раза меньше. Чтобы не было дефицита или переизбытка одного из продуктов, нужно чтобы потребление бензина было тоже в 3,5 раза больше. Однако соблюсти эту пропорцию нереально, дизельных моторов стало больше, а на что спрос, то и дороже — таковы законы рынка.

Прошлый год стал переломным в тенденции перехода на дизель. Европейские автопроизводители, и не только они, стали массово отказываться от дальнейшей разработки дизельных двигателей, и снимать их с производства. Правда, всё это происходит под флагом борьбы за экологию. Наиболее вероятно, что дальнейшее опережение роста цен на солярку замедлится, но и дешевле бензина она всё равно не станет, иначе снова начнется рост потребления дизтоплива, и процесс повторится.

К сожалению, отказ от производства дизельных моторов для легкового транспорта является необходимой мерой, и не зависит от того, под каким предлогом он вводится. Ведь лучшей альтернативы дизельной сельхозтехнике пока нет. А дорогая солярка означает, что будут дорогими молоко, помидоры, огурцы и мясо. Мало того, из-за легковушек дизтопливо стали производить по другим, более строгим технологиям — стали удалять из него избыток серы, а это привело к увеличению себестоимости.

Но если все перечисленные механизмы понятны, просты и логичны, то следующая причина чисто российская. Она напоминает плевок в колодец, из которого всё равно придётся напиться. Она выражается в продаже дизтоплива за границу, особенно в Китай. Здесь солярка постепенно вывела бензин из оборота.

В 2018 году вывоз дизтоплива из страны побил новый рекорд. Предыдущий был в 2015 году и составлял порядка 51 миллиона тонн. Прирост объемов вывоза за год составил 10%, хотя производство дизеля, по данным Минэнерго, выросло всего лишь на 2%.

Если проанализировать эти действия, то получается, что страна испытывает дефицит на данную продукцию и приобретать её по оптовым ценам для АЗС всё труднее. В результате владельцы автозаправок вынуждены искать поставщиков в различных регионах страны, даже в тех, которые расположены слишком далеко. Это добавляет к закупочным ценам расходы на транспортировку, поэтому итоговая стоимость зашкаливает.

Таким образом, ради короткого рубля для нефтяников и бюджета, рост цен на дизтопливо только подогревается. А значит придется платить все больше не только за продукты, но и, вообще, за любые товары, ведь при коммерческих перевозках используется именно дизтопливо.

Солярка пошла в рост. Почему дизель дорожает быстрее бензина

В ряде регионов резко подорожал дизель — на один — три рубля. По данным Росстата, на середину октября бензин подорожал на шесть копеек, а дизель в два раза больше — на 12. Получается, что машина на тяжёлом топливе уже не такая выгодная, как это было раньше. Тем более учитывая более высокую изначальную цену по сравнению с бензиновым вариантом, дорогой ремонт и обслуживание. Лайф разбирался, почему темпы роста цен на дизель в разы опережают бензин, как долго сохранится эта тенденция и как она может отразиться на авторынке.

Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников

В 2018 году в России выросли продажи автомобилей на дизельном топливе. Так, по данным агентства «Автостат», общая доля продаж машин на тяжёлом топливе составила 8%. Притом что в последние годы спрос на них, наоборот, падал: в 2017-м — 7%, в 2016-м — 7,3%, в 2015-м — 7,7%. Всего за первые шесть месяцев этого года было продано 62,5 тысячи машин на дизельном топливе.

Читайте также  Как увеличить мощность дизельного двигателя своими руками?

Рост интереса к не самому популярному в России топливу совпал с резким скачком цен на бензин. Рачительные автомобилисты стали считать свои расходы и присматриваться к дизельным двигателям — расход топлива у них меньше.

Осенью цены на заправках нанесли новый удар по автомобилистам. Дизель стал дорожать опережающими темпами.

— Тут играет роль сезонный фактор, — объясняет трейдер-аналитик компании «ФинИст» Денис Лисицын. — В северных регионах уже наступает зима, температура опускается ниже нуля градусов. На АЗС начинают продавать специальное зимнее дизельное топливо, которое дороже летнего. Скоро оно появится на заправках практически по всей территории страны. Сейчас появился очередной повод взвинтить цены на солярку в преддверии зимы, когда спрос на энергоносители увеличивается. При этом на АЗС понимают: спрос на дизель сохранится в любом случае.

По его словам, сам по себе принцип работы дизельного двигателя позволяет расходовать меньше топлива. Поэтому такие машины всегда будут иметь больший спрос у потребителей. Также вся строительная техника — тракторы, бульдозеры, экскаваторы, самосвалы — работает на солярке. Кроме того, зимой повышается спрос на дизель из-за печей и систем отопления. Соответственно, и цена на него будет расти быстрее, чем на бензин.

Фото: © РИА Новости / Максим Богодвид

Кстати, дизельное топливо дорожает быстрее бензина не только в России. Это общемировая тенденция. Дело в том, что цены на дизельное топливо связаны с биржевыми котировками. На международных рынках дизель котируется выше, чем бензин.

Как отмечает эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов, сейчас российские компании повышают экспортные цены на фоне роста мировых цен на топливо. Им выгоднее поставлять дизель за границу, чем продавать внутри страны. В результате на внутреннем рынке образуется дефицит топлива. Причём запасы его в стране распределены неравномерно. Доходит до того, что потребители вынуждены обращаться за соляркой в отдалённые районы страны. Растут затраты на транспортировку, что ещё больше влияет на цену. Причём экспорт дизеля зимой тоже выше — за счёт повышения спроса.

Ещё один фактор роста цен на дизель — это рост объёма грузоперевозок, который связан с сезоном сбора урожая, в первую очередь — овощей и фруктов. К такому выводу приходит аналитик ГК TeleTrade Александр Егоров. И это обусловлено именно спецификой использования дизеля преимущественно на грузовых машинах и спецтехнике. Для грузовиков с большим объёмом двигателя дизель всё равно использовать выгоднее, чем бензин. Даже при возросших ценах.

— Рост цен продолжится, поэтому сейчас владеть автомобилями с дизельным двигателем выгодно только тем, кто часто и много ездит, — поясняет заместитель директора аналитического департамента ГК «Альпари» Наталья Мильчакова. — Например, по производственной необходимости. А у тех, кто собирался приобрести легковую машину с дизельным двигателем только чтобы сэкономить, такие мотивы могут исчезнуть. И это негативно скажется на продажах машин с дизельным двигателем. Хотя обвала этого сегмента рынка ждать не стоит. Просто не будет ажиотажного спроса.

Фото: © РИА Новости / Евгений Одиноков

Если тенденция к росту цен на дизель сохранится, то в первую очередь продажи упадут в сегменте малолитражных машин. Как отмечает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский, по затратам на топливо сейчас они уже сравнялись с аналогичными моделями с бензиновыми двигателями. При этом для внедорожников, которые требуют больших объёмов двигателя и большой мощности, ситуация не изменится. Дизель по-прежнему будет незаменим. Впрочем, если присмотреться внимательнее к динамике роста цен, то окажется, что в среднем по году бензин и дизель дорожали примерно одинаково.

— Если оценить динамику цен на бензин и дизельное топливо с начала года, то они выросли примерно одинаково, — объясняет ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс» Мария Сальникова. — АИ-95 — плюс 19%, с 41,69 до 45,78 рубля, а дизель — плюс 17,9%, с 40,07 до 44,72 рубля. Причиной скачка цен на дизель является тот факт, что летом оптовые цены падали, а сейчас выросли. Именно это и отразилось на конечной розничной цене для потребителя.

В Минэнерго объяснили, почему дизельное топливо сравнялось по цене с бензином

Пока автовладельцы ностальгируют по тем временам, когда солярка стоила дешевле бензина, чиновники рассказывают о преимуществе свободных цен на ГСМ.

Сентябрьские цены на дизельное топливо стали настоящей неожиданностью для казахстанцев. Дизтопливо, которое испокон веков считалось бюджетным горючим и стоило дешевле большинства других видов ГСМ, вдруг подорожало до уровня самой ходовой марки бензина – АИ-92, а на некоторых заправках и вовсе стала стоить дороже 92-го. Интернет-пользователи в связи с этим даже начали ностальгировать по тем временам, когда люди специально покупали автомобили с дизельным двигателем, чтобы сэкономить на топливе, которое, надо признать, зимой, особенно в северных регионах, использовать крайне затруднительно – солярка при минусовой температуре в баке замерзает, и транспорт, оставленный на ночь на улице, утром не заведёшь.

«Теперь просто так не подизелишь. В 1990-е многие в Акмоле покупали авто с дизельным движком, потому что солярка была дешевле. Теперь это такое же авто, как и на Аи-92, но круче», – написал на своей странице в Facebook Жанболат Мамышев.

Говорить о том, что казахстанцев не предупреждали о подорожании солярки, конечно нельзя. Цены на социальное топливо, прежде регулируемые государством, в августе были отпущены в свободное плавание. О волевом решении Министерства энергетики сообщалось в СМИ. В итоге с 99 тенге за литр ДТ подорожало до 120. Основная причина невозможности больше сдерживать цены на дизельное топливо, как отмечают в профильном ведомстве, – это стихийный экспорт ГСМ из приграничных регионов Казахстана в Россию и Кыргызстан.

«Это решение считается обоснованным, в связи с тем что на внутреннем рынке Казахстана прогнозировался дефицит дизельного топлива из-за его перетока на рынки соседних Кыргызстана и России, где цена на ГСМ значительно выше: в частности, литр дизтоплива в Кыргызстане стоит свыше 160 в пересчёте на тенге, а в России – свыше 180, в то время как в Казахстане установленная государством цена для потребителей составляла 99 тенге за литр. В связи с чем возникает особый интерес жителей приграничных районов Казахстана и соседних стран заняться вывозом топлива и перепродажей», – говорится в ответе Министерства энергетики на официальный запрос informburo.kz.

Результат не заставил себя долго ждать: вывоз дизельного топлива в соседние страны резко снизился до исторически сложившегося уровня. Впрочем, реакция экспертного сообщества на решение профильного министерства оказалось неоднозначной. Одни убеждены, что Казахстан ещё не готов к саморегулированию цен на горючее, и теперь, когда стоимость ДТ не контролируется, реализаторы точно не упустят возможности набить себе карманы сверхприбылью. Другие, наоборот, считают, что государству уже давно следовало бы не вмешиваться в рыночное ценообразование, и тогда проблема дефицита решилась бы сама собой.

Читайте также  Сигнализация с автозапуском на дизельные машины

«Нам всегда говорят, что в условиях рынка произойдёт саморегулирование цены, – ничего подобного у нас не происходит. Все пользуются моментом. Как только наступает период дефицита, а сейчас наблюдается этот дефицит в связи с сельскохозяйственными работами, то тут же пользуются этим моментом. Сегодня, в условиях, когда отпущены цены, каждый реализатор может искать выгоду только в повышении стоимости, это мы и видим. А говорить о том, как формируется цена, сегодня уже вообще не приходится», – прокомментировал ситуацию главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки Олег Егоров.

«По большому счёту, сезонный дефицит дизтоплива для нас традиционен. Это говорит о том, что Казахстан, на мой взгляд, запаздывает с унификацией цен с Российской федерацией. Представьте себе, если бы бензин, допустим, стоил 150-160 за тенге за литр, как в России, как вы думаете, был бы сегодня дефицит на нашем внутреннем рынке? К тому же низкие цены на ГСМ ведут к потерям в налогах, поэтому я считаю, что наиболее оптимальный выход из ситуации – это, может быть, либо плавная, либо шоковая унификация цен с Россией. Ведь автолюбители – это не самый бедный слой населения», – считает Жасулан Кужеков, эксперт в нефтегазовой сфере, 20 лет проработавший на АНПЗ.

При обсуждении цен на топливо невольно напрашивается вопрос о себестоимости солярки и бензина. То, что ДТ – априори более дешёвый продукт, нежели АИ-92, – это, как оказалось, миф, в который люди охотно поверили после многолетнего искусственного сдерживания цен на этот вид ГСМ. На самом же деле, средств на производство 92-го бензина и солярки, судя по таблице, предоставленной Министерством энергетики, тратится примерно одинаково. На графике видно, что разница только в налоговой ставке (на бензин она выше) и в количестве сырья (на ДТ нефти расходуется больше). В конечном счёте, показатели уравнивается.

Пик роста цен на дизтопливо пришёлся на период уборки урожая. Эксперты объясняют это тем, что для восполнения сезонного дефицита ДТ везут в Казахстан из России, где цены на ГСМ выше. Чтобы не работать себе в убыток, частные поставщики вынуждены продавать привезённую солярку дороже, чем местный бензин марки АИ-92, отсюда и дисбаланс ценников на некоторых заправках. Сезонный дефицит, по мнению специалистов – это ещё один важный фактор, который сказался на необходимости отпустить цены в свободное плавание.

«Парадокс в том, то что заводы не могут, когда это необходимо, осенью и весной производить больше дизтоплива, а летом – бензина. В течение года выработка ГСМ одинаковая. При этом хранить топливо негде, поэтому придержать солярку, для того чтобы избежать сезонного дефицита, невозможно. В итоге возникает большой дефицит, и ДТ везут из России, где оно там стоит на уровне 92-го бензина», – прокомментировал генеральный директор консалтинговой компании BRB Invest Галим Хусаинов.

Избежать сезонного дефицита солярки, по данным Министерства энергетики, осенью 2016 года пока удаётся. Для проведения уборочных работ выделено 391 600 тонн по цене 79 тенге за литр с завода. Отгрузка ведётся своевременно, в соответствии с произведённой оплатой за выделенные объёмы. Кроме того, в профильном ведомстве отмечают, что поскольку в осенне-зимний период спрос и потребление ДТ снижается, то и цена на него может упасть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: