Cpl фильтр для чего нужен?

БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА

Мои эксперименты в области фотосъемки, статьи по фототехнике и оптике

Для чего нужен фильтр — поляризатор C.P.L

  • Неравномерное затемнение
  • Градиентный иногда удобнее кругового поляризатора
  • Какой фильтр выбрать

Некоторые про него вообще не слышали, кто-то слышал, что он нужен для пейзажей, а кто-то думает, что он нужен, чтобы небо было ярко-синее. Я пробегусь по самому на мой взгляд интересному и простому и не буду расписывать марки поляризаторов. Также упомяну «подводные камни». Мне кажется новичку в плане использования поляризатора не так важно сразу раскапывать всю кучу информации, а нужен для начала импульс, который он получит, увидев все «за» и «против» использования такого фильтра.

Предлагаю вашему вниманию небольшую запись с практическими примерами пользы фильтра-поляризатора (здесь и далее мы говорим о круговом поляризаторе C.P.L.)

На данном снимке видно, что кроме изменения яркости и насыщенности цвета неба также поменялись цвет и яркость крыши, листьев и стен.

На мой взгляд (я думаю вы согласитесь) фотография с поляризатором стала намного симпатичнее. А что собственно сделал поляризатор?
А поляризатор просто отсёк ненужные паразитные засветки. Дело в том, что и дерево и листья тоже являются отражающими поверхностями. Они, конечно, отражают не так как зеркало, но вполне достаточно, чтобы блекнуть под прямыми к ним лучами солнца. На самом деле те солнечные лучи, которые нам мешают падают под разными углами. Здесь сохраняется одно из правил природы и соответственно оптики: «угол падения равен углу отражения».

Здесь мы видим, что если крыша почти не изменилась, то небо стало синее, а блик на оконном стекле исчез.

Вот гистограммы получившихся снимков.

Видите, насколько больше цветовой информации мы захватили?

Но учтите, что поляризатор работает не подо всеми углами к солнечным лучам и почти бесполезен в пасмурную погоду (можно только блики убирать, но цвет менять не будет).
Лучше всего результат достигается когда солнце сбоку от объектива. Хуже всего — контровый свет.

Обратите внимание, что вы увидели то, чего в принципе не могли видеть без использования поляризационного светофильтра. Листва стала наконец зелёной, а вода более тёмной и в ней появились более выраженные зеленые рефлексы от листвы. Слева снимок скучный, а справа — с насыщенными цветами. По-моему нагляднее некуда.
А вот небо в данном случае затемнилось неравномерно т.к. я использовал светофильтр на широкоугольном объективе. Для затемнения неба лучше использовать градиентный светофильтр, но подробно о градиентных фильтрах в другой статье.

Учтите, что блики на металле таким образом не удаляются тк свет от металла итак идёт поляризованный, а вот со стекла, пластика, воды — запросто.

Вот на представленном ниже снимке мне хотелось видеть кораллы, для этого нужно было удалить блики от барашков волн и таким образом проникнуть в толщу воды.

Вобщем надеюсь я воодушевил тех, кто не использует круговой поляризатор на эксперименты.

И помните, что при использовании кругового поляризатора нужно думать сначала, какой эффект от него получится и имеет ли он смысл так как он затемняет кадр на примерно 2 стопа. Или имеет смысл использовать передовые поляризационные светофильтры типа B+W HTC, которые затемняют только на 1 стоп и практически не влияют на качество поляризации (отлично поляризуют).

При покупке поляризационного светофильтра не забывайте и про свой смартфон. Если раньше мы смеялись над снимками со смартфона, то сейчас многие современные телефоны снимают весьма неплохо и помогает им в этом поляризатор. Это небольшое ноу-хау.

Это фото снято на iPhone 4s с поляризационным светофильтром B+W. Так что сила в поляризаторах. Особенно хороших.

Сейчас для смартфонов выпускают специальные светофильтры маленького размера. Например, такие.

Неравномерное затемнение

Если про эффект поляризатора многие слышали, то про неравномерное затемнение кругового поляризатора на широкоугольных объективах возможно и нет.

На всю длину/ширину снимка снятого широкоугольным объективом поляризатор, понятное дело, не действует т.к. по ширине снимка меняется и угол падения лучей на поляризатор. Т.е. большой угол зрения объектива означает неравномерную работу поляризатора по ширине снимка, то приводит к появлению круглого затемнения неба на снимке снятым, к примеру, 16мм объективом на полнокадровую камеру. На камерах с кроп-фактором угол зрения объектива меньше и потому такая неравномерность будет менее заметна. Тёмное пятно на небе, которое должно быть однородным портит фото.

Равномернее всего поляризатор на полнокадровой камере будет работать с телеобъективами от 85мм фокусного расстояния, но т.к. он бывает крайне важен для пейзажной съемки, то нам часто приходится мириться с неравномерно затемнённым небом ради красивой травы и листьев (тут поляризационному фильтру нет замены). Помните, что вращая поляризационный фильтр вы можете перемещать неравномерное затемнение неба из стороны в сторону и в результате поместить в такое место, где его легко удалить в фотошопе.

Здесь тёмное пятно по центру неба (снимок из моей поездки в Египет). Оно заметное. Его можно убрать, но относительно трудоёмкий процесс.

А здесь я тёмное пятно переместил вправо, затемнив кусок неба, оно стало более насыщенно синим. В этом случае ничего корректировать не нужно, небо тёмное и пятна неопытный глаз не заметит.

снимок сделан с круговым поляризатором Marumi DHG C.P.L., Индонезия 2011г.

Неравномерность затемнения смещена вправо.

снято с поляризатором

А здесь, кстати, фильм Эммануэль снимался. Узнаете? :)

Градиентный иногда удобнее кругового поляризатора

красными стрелками указаны градиентные фильтры, а синими — круговые поляризаторы

Но в тоже время существует еще один тип фильтров, который может дать нам синее небо, если другие эффекты поляризатора нам не нужны — это градиентный фильтр.

снято с градиентным фильтром 50%, малайзия, 2007г.

Как видите, линейный градиентник дал нам не менее приятное небо, нежели круговой поляризатор и равномерно затемнил его.

снято с градиентным фильтром 50%, малайзия, 2007г.

Но такой фильтр подходит только для затемнения одной из частей кадра ровным градиентом и не подходит, например, для фрагментов снимка.

снято с круговым поляризатором C.P.L

снято с круговым поляризатором C.P.L.

Какой фильтр выбрать

Вот мы и плавно подошли к вопросу предпочесть градиентный фильтр или круговой поляризатор.

Например, в ситуации, когда есть горизонт.

снято с круговым поляризатором

Если солнце не светит вам в лицо или со спины, то используйте поляризатор на фокусном 50 и более мм. К поляризатору вы можете добавить или легкий градиентник (если необходимо) или добавить градиентную коррекцию (программный аналог градиентного фильтра) в RAW-конвертере. Таким образом вы получите максимум от цветности картинки и усилите небо.

нет горизонта и вообще солнце непонятно где

снято с круговым поляризатором

Используйте круговой поляризатор. Грантиентный фильтр тут бессилен. Не всегда можно достичь равномерного освещения неба, но иногда это даже придаёт картинке «живость».

Четкая линия горизонта, широкий угол зрения объектива

Применяйте градиентный фильтр для выравнивания освещенности в этих условиях, чтобы избежать неравномерно освещенного неба — это править потом сложно.

Читайте также  Замена салонного фильтра opel astra h

Вот вроде бы и всё. Если у кого будут вопросы, то не стесняйтесь — задавайте!

Всем удачным снимков и хорошего отдыха там, где небо синее, а рыбы упитанные! :)

Хотите бесплатно получать свежие
статьи по фото?

  • — тесты обьективов и фотокамер
  • — статьи по истории фототехники
  • — секретные приемы фотосьемки
  • — проф. методы обработки в фотошопе

Поляризационные фильтры в фотографии: практика применения

Содержание

Содержание

Поляризационные фильтры широко используются не только в науке или фотографии. В быту мы с ними тоже сталкиваемся — они есть в жидкокристаллических экранах, некоторые солнцезащитные очки так же могут иметь эффект поляризатора.

Какими бывают поляризационные фильтры

По физическим свойствам поляризационные фильтры делятся на два типа. Линейные широко использовались в пленочной фотографии. Сейчас из-за некоторой несовместимости с цифровыми камерами почти не используются.

Принцип действия линейного поляризатора.

В фотофильтрах используется два поляризатора и внешний установлен на вращающейся оправе. На практике эффект от вращения можно увидеть если посмотреть через солнцезащитные очки с поляризатором на экран смартфона и покрутить его: при одном положении смартфона экран будет очень темным, а при повороте на 90° — максимально ярким.

И раз уж речь зашла об очках. Солнцезащитные очки с поляризацией не только защищают от ультрафиолета и избыточной яркости, но и снижают количество бликов. Особенно хорошо это заметят те, кто много времени проводит у воды и на воде — например, рыбаки. Впрочем, и на снегу в горах от таких очков будет польза. Одно время такие очки рекомендовались и водителям — они действительно снижают блики на лобовом стекле и асфальте, делая картинку четче, но с активным использованием электронных приборов с LCD-экранами можно сесть в авто и не увидеть показаний спидометра или картинки с навигатора. А чтобы увидеть, придется повернуть голову пол определенным углом — это никак не способствует безопасному вождению.

Изменение светопропускания при вращении оправы — основной минус линейных поляризационных фильтров, но именно он позволил создать нейтральные фильтры переменной плотности, позволяющие снимать с длинными выдержками при ярком свете.

Циркулярные поляризационные фильтры (маркируются CPL или Circular PL) лишены этого недостатка — они уменьшают количество света примерно на две ступени независимо от положения вращающейся оправы.

Что дает поляризатор фотографу

Свет при отражении от неметаллических поверхностей поляризуется определенным образом, а поляризационный фильтр вращением оправы позволяет пропускать свет с одним направлением поляризации и задерживать все остальные.

На круговой панораме видно, как меняется яркость неба в зависимости от направления.

Синее небо, облака и зеленая листва часто служат примерами работы поляризационного фильтра. В воздухе содержится много аэрозольных частиц, отражаясь от которых свет поляризуется. Именно поэтому чистое небо часто выглядит бледным на фотографиях. Использование поляризационного фильтра позволяет добиться более глубокого цвета неба и зеленой листвы, а белые облака станут более контрастными. Особенно это хорошо заметно в ясный солнечный день, но только если объектив направлен перпендикулярно солнечным лучам. Такова особенность работы поляризационного фильтра — максимальный эффект достигается перпендикулярно солнечному свету, а минимальный, если объектив направлен параллельно солнечным лучам.

Более темное небо на правой стороне правого кадра подскажет, где использовался CPL-фильтр.

Если небо, снятое без фильтра, ярче только в направлении солнца, то с использованием фильтра хорошо заметны затемнения в плоскости, перпендикулярной направлению солнечных лучей, и изменившиеся отражения на воде.

Пропуская свет с одним направлением поляризации и задерживая со всеми остальными, поляризационный фильтр меняет не только интенсивность света, но и его качество. Поэтому эффект от его использования невозможно повторить в графическом редакторе. Если с контрастом и тоном неба или листвы еще можно что-то сделать, то с отражениями в стекле и воде вариантов уже нет.

Два соседних кадра: одна экспозиция и одинаковые параметры конвертации из RAW, все отличия только в повороте оправы поляризационного фильтра.

И снова между кадрами поворот оправы на 90° — как инструмент, контролирующий отражения, поляризационный фильтр не имеет аналогов.

Поляризационные фильтры одни из самых дорогих, поэтому если вы хотите снимать с ними на разные объективы, купите фильтр с диаметром резьбы под самый большой ваш объектив, а на остальные устанавливайте его с помощью переходных колец — не так удобно, но зато экономно.

При съемке через стекло так же, как и на примере выше, свет, отраженный от стекла, и свет, отраженный от предметов за стеклом, имеют разную поляризацию и вращая оправу фильтра можно контролировать то, что зафиксирует матрица фотоаппарата.

Слева снимок сделан без фильтра, справа — с CPL фильтром.

Поляризаторы незаменимы при работе с отражениями, но они не работают при съемке металла и отражениях от металлических поверхностей. В пейзажах они могут помочь прорисовать облака, сделать насыщеннее небо и зелень листвы в определенных условиях, но при съемке панорам или на широкоугольный объектив фильтры добавят темные переходы, которые никак не украсят картинку. А вот съемка через стекло или воду с этим фотоаксессуаром добавит немало интересных кадров в ваше портфолио.

Улучшение качества съёмки видеорегистратора CPL-фильтром: фейк или правда?

Говорят, что качество съемки даже недорогого видеорегистратора можно улучшить, устранив паразитные блики и переотражения, которые ловит его объектив. Для этого предназначены специальные поляризационные фильтры, и мы проверили их в деле.

Н едавно на тесте «Колес» был любопытный видеорегистратор, на объективе которого имелась резьба для установки дополнительных фильтров, а в комплект входил поляризационный фильтр – так называемый CPL, «circular polarizer lens». Подобные фильтры и техническая возможность для их установки – признак довольно небольшого числа моделей видеорегистраторов и комбо-устройств, и знакомы с ними далеко не все, поэтому мы решили рассказать о работе таких аксессуаров поподробнее!

Поляризационный фильтр – как он работает?

Собственно, изначально поляризационный фильтр – гаджет из арсенала фотографов, а не автомобилистов. Фотографы используют такие аксессуары очень давно – с их помощью отсёкаются ненужные паразитные засветки, увеличивается контрастность, цвета становятся насыщеннее. Ведь любой объект в кадре является отражающей поверхностью для солнечного света, а отражение света безжалостно крадет контраст.

Но в случае с видеорегистраторами основная цель использования CPL-фильтров все же иная – устранение влияния лобового стекла. Наверное, каждый владелец «автомобильного видеосвидетеля» видел в снятых кадрах отражение своего торпедо с вентиляционными отверстиями, а также всего, что на торпедо лежит – телефона на силиконовом коврике или зажигалки и монетки в специальной нише для мелких вещей. Эти отражения от стекла неотвязно сопровождают любой видеоролик, снятый во время езды. На некоторых машинах угол «лобовика» таков, что отражение не слишком заметно, а на некоторых оно занимает чуть ли не полэкрана… Помимо трепания нервов водителей-перфекционистов, отражение может банально помешать увидеть номер автомобиля в кадре, если он попадет в зону засветки.

Правда, возникает резонный вопрос – зачем нужен какой-то дополнительный внешний фильтр, если практически все производители видеорегистраторов заявляют о «эффективных поляризационных покрытиях», которые нанесены на линзы объективов их гаджетов?!

Читайте также  Как поменять салонный фильтр на киа соул?

Все «встроенные» поляризационные покрытия малоэффективны из-за невозможности их настроить – а вот стекло внешнего CPL-фильтра можно вращать в оправе, находя, таким образом, положение максимального подавления бликов! К слову, когда-то такой фильтр мелькал даже в арсенале Джеймса Бонда, в числе штучек производства отдела старика Кью. Фанаты и знатоки «бондианы» вспомнят картину 1985 года «Вид на убийство», где Роджер Мур в роли Бонда на приеме у Зорина смотрит через окно в очках с поляризованными линзами, подкручивает окуляры и убирает блики от стекол, мешающие обзору!

Как установить фильтр, если штатно его нет?

Количество моделей видеорегистраторов и комбо-устройств, у которых штатно имеется возможность установки CPL-фильтра, крайне невелико. В лучшем случае, один из десяти гаджетов обладает такой функцией, да и у тех, что обладают, фильтр часто продается за отдельные деньги, а не лежит в коробке… Хотя технически реализация возможности установки CPL очень проста – вокруг внешней линзы объектива просто должен иметься кольцевой фланец с внутренней резьбой какого-либо из типовых фотоаксессуарных стандартов.

Если в имеющемся у вас регистраторе подобной резьбы нет, иных вариантов, кроме как прикупить в любом китайском интернет-магазине фильтр и изготовить самодельный крепеж на корпус регистратора, нет. Однако не всегда стоит заранее ужасаться перспективе сделать что-то в автомобиле собственными руками — подобная доработка несложна и на 100% идентична штатному креплению для фильтра; без каких-то компромиссных ухудшений, свойственных обычно разного рода «колхозу».

В качестве резьбового крепления подойдут разного рода переходные и удлиняющие кольца для объективов, выбор которых на том же «Али» безграничен. Главный критерий – небольшая высота кольца, на несколько миллиметров превышающая высоту выступающей над корпусом части объектива, и внутренняя резьба, соответствующая выбранному фильтру. В целом же установка крепления для фильтра – процедура хотя и несложная, но индивидуальная, ибо разновидностей корпусов видеорегистраторов очень много. Единственная общая рекомендация, которую можно привести – не применять для фиксации крепления фильтра пистолетный термоклей! Эту ошибку совершают многие, но на летнем солнце пистолетные «сопли» размягчаются и крепление быстро отваливается, сколько клея не лей… Гораздо лучше использовать любой силиконовый герметик.

Другой вариант — крепление из наборов съемных линз на прищепке для камер смартфонов. Нужен такой комплект, в котором среди линз уже имеется CPL-фильтр. Качество фильтров из подобных наборов невысокое и соответствует цене всего комплекта в 300-400 рублей. Но для видеорегистратора обычно больше и не нужно. Вот только стоит учитывать, что «окошки» фильтров малого диаметра, даже если и равны (или превышают) по диаметру переднюю линзу объектива, на деле могут оказаться меньше, чем угол обзора. И тогда на видеоизображении появится неприятный эффект виньетирования – затемнения по углам.

Поэтому все же желательно приобретать CPL-фильтр (и резьбовое крепление под него) с диаметром не менее 25 мм, или больше. А поскольку оптическая геометрия передней линзы объектива, отвечающей за ширину угла обзора, у всех моделей гаджетов разная, нельзя однозначно сказать заранее, будет ли нормально работать (не давая виньетки) тот или иной фильтр с конкретно вашей моделью видеорегистратора. В этом случае полезно предварительно загуглить чужой опыт, написав в поисковую строку в кавычках сочетание «моя модель видеорегистратора CPL-фильтр. Установка «поляриков» на регистраторы – популярное DIY-мероприятие, и вы наверняка найдете чей-то отчет по вашему устройству, или очень на него похожему!

Home » Статьи » Что такое поляризационный фильтр (CPL) и для чего.

Что такое поляризационный фильтр (CPL) и для чего он нужен

Круговой поляризационный фильтр (circular polarizer, CPL) является одним из важнейших фильтров в арсенале фотографа-пейзажиста: он позволяет отсекать лишний поляризованный свет, увеличивая цветовую насыщенность сцены и подавляя нежелательные отражения, и его эффект невозможно воспроизвести при цифровой обработке фото.

Чтобы не углубляться в дебри физики света, для начала примем на веру, что свет поляризуется, отражаясь от неметаллических поверхностей. Самыми очевидными примерами подобного отражённого света являются блики и отражения на поверхности воды и стекла. Круговой поляризационный фильтр (о линейных говорить не будем, они используются в фотографии достаточно редко) позволяет отфильтровать прямые отражения солнечного света под определёнными углами. Угол фильтрации при этом контролируется вращением его переднего элемента (задний — навинчивается на резьбу для фильтров на объективе), а сила эффекта — положением камеры относительно солнца.

Таким образом, поляризационный фильтр подавляет блики и отражения, позволяя естественным образом увеличить насыщенность цветов на снимке. В наибольшей степени этот эффект проявляется на небе — оно становится более насыщенным, и на нём гораздо лучше видно облака.

Чтобы увидеть, в каком направлении снимать, чтобы достигнуть максимального эффекта можно применять «правило большого пальца»: направьте указательный палец на солнце, оттопырив большой; для достижения максимального эффекта нужно снимать в любом направлении, в котором указывает большой палец, если вращать кисть вокруг оси, образованной указательным пальцем. В конечном счёте, получается, что максимально эффективным поляризационный фильтр становится в случае, когда солнце находится сбоку камеры.

Использование поляризационных фильтров даёт ряд преимуществ, но они имеют свою цену.

  • Увеличивается насыщенность цветов как следствие снижения количества прямых отражений света. Этот эффект — первое, что бросается в глаза. Насыщенность, однако далеко не всегда увеличивается равномерно по всему снимку. Величина эффекта зависит от положения объекта съёмки относительно солнца, а также его отражающей способности — чем она выше, тем больше увеличится насыщенность цвета. К тому же, эффект поляризационного фильтра больше заметен в ясную солнечную погоду, чем в пасмурную. Могут также возникать проблемы с равномерностью эффекта при использовании со сверхширокоугольными объективами с фокусным расстоянием меньше 28 мм и при съемках панорам;
  • Поляризационный фильтр — незаменимый инструмент для подавления отражений. Он позволяет гораздо чётче очертить влажные объекты или те, которые находятся под водой. Эта способность также делает его полезным при съёмке объектов, находящихся за стеклом – в витринах, за окнами, и пр.

  • Он упрощает съёмку сюжетов с широким динамическим диапазоном, позволяя более-менее уравновесить, к примеру, яркое небо и тёмную листву;
  • При использовании в частности на длиннофокусных объективах является хорошим вариантом для борьбы с дымкой и увеличения контрастности снимка. Однако, если предмет съёмки сам по себе обладает высокой отражающей способностью его контрастность с очень большой вероятностью уменьшится.
  • Высококачественный фильтр позволит вывести вашу пейзажную фотографию на новый уровень и действительно добавить глубины снимкам. С другой стороны, дешёвые низкокачественные фильтры скорее всего будут дополнительно снижать контрастность и резкость снимка и ловить солнечные блики. Также, с широкоугольными объективами скорее всего придётся использовать поляризационные фильтры с тонкой оправой для избегания эффекта виньетирования;

  • Поляризационный фильтр отсекает лишние отражения, что означает потерю в свете, и довольно значительную – в два с небольшим стопа в среднем. Это делает поляризационные фильтры бесполезными при съёмке в условиях слабого освещения, работе на спортивных мероприятиях. В то же время поляризационных фильтр является неплохой заменой нейтрально-серому фильтру низкой плотности, если того требуют обстоятельства. К тому же, их можно использовать в комбинации с нейтральными фильтрами, если это необходимо.
  • Сейчас на рынке предлагается богатый ассортимент круговых поляризационных фильтров различного качества, доступных в очень широком ценовом диапазоне — цены варьируются в зависимости от диаметра резьбы объектива и производителя. Есть достойного качества решения по доступной цене, например фильтры фирмы Phottix .
Читайте также  Замена топливного фильтра kia ceed jd

Очевидно, что круговой поляризационный фильтр — беспроигрышный вариант, если вы хотите улучшить качество ваших пейзажей. Однако, это один из самых дорогих видов фильтров, которые вы найдёте на рынке, и это обосновано. Это одно из тех «стёклышек», которое подчиняется принципу выбора объектива — лучше инвестировать в хороший продукт с самого начала и с удовольствием им пользоваться годами, а то и десятилетиями при правильном уходе. Есть, однако, и вариант экономии: одного фильтра большого диаметра с комплектом переходных колец будет достаточно для использования со всеми вашими объективами — особой нужды тратиться на фильтр для каждого объектива нет.

Зачем нужны нейтральные и поляризационные фильтры

Глядя на некоторые работы современных фотографов невольно задумываешься о том, сколько же времени человек потратил на редактирование изображения. А потом оказывается, что там нет ни грамма обработки.

Сомневаясь в честности фотографа, лезешь в Интернет, находишь описание фотографий и видишь, что автор пишет: «Снимал в яркий день, выставлял выдержку в несколько секунд, использовал ND16. А для получения насыщенности цвета использовал CPL насадку».

Так, с солнечным освещением все понятно, на картинке точно не ночь. Но тогда почему при такой задержке затвора все такое четкое и без малейшего засвета? Ведь сам экспериментировал с длинной выдержкой, фотографируя днем и получал только белые пятна, вместо желаемой красоты.

Это что же, фотограф соврал? И что за звери такие — ND16 и CPL? Нет, автор не врал, говоря о использовании длинной выдержки. Вся хитрость кроется в «зверях». Но обо всем по порядку.

Зачем нужна выдержка

Начнем с выдержки. Чем дольше будет открыта диафрагма, тем большее количество света попадает на матрицу. Другими словами, чем интенсивнее солнечный поток, тем ярче будет фотография.

При ярком освещении фотографы выставляют минимальное значение диафрагмы. То есть, чем ниже показатель, тем быстрее щелкнет затвор и тем меньше света попадет на матрицу. Если снимать в солнечный день с длинной выдержкой, фото неизбежно будет засвечено.

При недостаточном освещении следует использовать длинную выдержку. Благодаря этому матрица сможет лучше «разглядеть» объект съемки. Значение диафрагмы повышают для фотографий ночного неба. Конечно, можно увеличить ISO, тогда фото будет ярче, но при этом качество снимка ухудшается и желаемый результат не будет достигнут.

Еще одна возможность съемки с длинной выдержкой — показать движение объекта. Например, фотографируете бурную горную реку и хотите показать стремительность потока.

При малом значении диафрагмы, вода будет застывшей, будто на секунду кто-то остановил время. Нет ни малейшего ощущения, что река хоть куда-то движется. Но стоит только увеличить выдержку, и сразу становится видно, что с горным потоком шутки плохи.

Но вопрос о засвеченности кадра при длинной выдержке никуда не делся. Чтобы избежать пересветов, снимая при высоком значении диафрагмы, потребуется сущая малость — тот самый «зверь» с инициалами ND. Это не какой-то дух или демон, а всего-навсего фильтр нейтральной плотности — Neutral Density filter.

Как работают ND фильтры

По сути, фильтры нейтральной плотности — это солнцезащитные очки для камеры. При ярком солнце мы щуримся, чтобы разглядеть хоть что-то. Но стоит нам надеть оптику с затемненными стеклами, как мир вокруг преображается.

Тоже самое происходит с камерой, когда фотограф или оператор надевает на объектив ND фильтр, аппаратура перестает «щуриться» и видит все гораздо лучше и четче.

В зависимости от того, при какой яркости освещения ведется съемка, применяется тот или иной ND фильтр. Цифровое обозначение после названия показывает, какое количество света попадает на матрицу. Например, ND2 дает доступ 50% солнечных лучей, а ND16 лишь 6.25%.

ND фильтры используются не только для фото. Во время видеосъемки на экшн-камеры или квадрокоптеры, чтобы получить кадры с движением, необходимо выставлять настройки диафрагмы. Если снимаете в разрешении 4К и 60 fps, то выдержку необходимо поставить вдвое большую — 1/120, иначе объект съемки будет «замороженным».

ND фильтры применяются, в основном, для статичной и динамичной съемок объектов: зданий, людей, животных и т. д. Стоит быть внимательным и выбирать насадки с подходящим значением, иначе кадр будет слишком темным или наоборот, засвеченным. На рассвете и закате используйте ND16, в пасмурную погоду ND4-ND8, а в пик солнечной активности ND32 и выше.

Что ж, разобрались с выдержкой и ND фильтрами. Самое время перейти к CPL насадке.

PL и CPL. Зачем нужны и в чем разница

У фотографов в арсенале есть аксессуары не только для «укрощения» светового потока, но также фильтры для повышения насыщенности. PL и CPL насадки разработаны, чтобы отрезать лишние блики и отражения. Благодаря этому фотография получается контрастнее и четче.

Разницы между PL и CPL практически нет. PL — это линейный поляризационный фильтр, а CPL — циркулярный поляризационный. Первый используется для камер с ручной фокусировкой, а второй для техники с автофокусом. Для экшн-камер и квадрокоптеров применяются CPL фильтры. Для зеркальных фотокамер фотограф подбирает поляризационное стекло под технику самостоятельно.

Полярик или поляризационный фильтр, применяется для отсеивания лишних бликов и отражающегося света. Например, если требуется снять небо без CPL или PL и при этому хотите получить насыщенный синий цвет, увы ничего не выйдет. Можно, конечно, отредактировать в Фотошопе, сделать цветокоррекцию и т. д., но это долго и неспортивно.

Без фильтра / С CPL фильтром

Куда проще использовать полярик. С его помощью фотограф получает насыщенные кадры с минимумом бликов. Поляризационный фильтр добавляет яркости и детализации объектам в кадре.

Что в итоге

ND, PL и CPL фильтры созданы специально для того, чтобы облегчить работу фотографам и операторам. Обрабатывать отснятый материал практически не нужно. Яркость, живость и насыщенность кадров будет обеспечена без долгих часов, проведенных в фото- или видеоредакторе.

Самое главное — это правильно подобрать фильтр для камеры. Для этого всегда досконально изучайте характеристики аппаратуры: какое значение диафрагмы, есть ли автофокус и т. д. Все остальное придет с опытом. Желаем удачи и творческих успехов!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: