Принудительная регенерация сажевого фильтра туарег

Убедительные признаки забитого сажевого фильтра дизеля и суть процедуры его регенерации

Дизель ныне не чадит. Основной компонент дизельного черного дыма (сажа) задерживается в специальном фильтрующем элементе, интегрированном в выхлопную систему. Экодеталь не вечная – со временем забивается. Преждевременная замена или удаление – неуместны, разумней вовремя подметить критический уровень наполнения, чтобы воспользоваться штатными средствами регенерации. Они продлевают жизнь узлу, вернут прыть двигателю и сохранят время.

На что обращать внимание: признаки забитого сажевого фильтра на автомобильном дизеле любой марки

Заметить, а тем более объяснить, небольшие ухудшения в динамике в пределах городской черты может не каждый. А это первый знак засорения сажевика. Сажа на керамической матрице будь-то немецкого DPF с платиновым ускорителем химреакций или французского FAP с жидкостью-катализатором выжигания Eolys откладывается постоянно, создавая сопротивление потоку выхлопных газов. Говоря научным языком, неполное сгорание топлива ведет к образованию частиц аморфных углеродов, которые оседают на стенках очистителя, и постепенно снижают пропускную способность детали.

Приборная индикация

А теперь оцените режим работы двигателя в городской толкучке: постоянные перегазовки, прогревы, простои в ожиданиях зеленого сигнала. И без экспертного мнения ясно, что в таких условиях быстро будет забит сажевый фильтр на дизеле и симптомы выяснять не придется – все будет отображено на приборном табло. Но заметим: универсального стандарта оповещения о наличии проблемы нет.

  • Подсвеченный значок DPF. Фильтрующий элемент заполнен сажей, выполнено несколько безуспешных попыток активной регенерации в движении. В срочном порядке необходим активный прожиг на трассе.
  • Одновременная подсветка датчика сажевого фильтра + Check Engine или «Чек» + мигающая спираль преднакала. Аварийный режим работы двигателя, о чем оповестит бортовая система, а в ЭБУ появится ошибка типа Diesel Particulate Filter Restricted/Clogged MIL ON. Требуется принудительный прожиг.

Физические ограничения


Когда зажигается лампа сажевого фильтра, электронные «ошейники» не активируются, да и тяга заметно не падает. Приближение момента срабатывания электронной индикации помогает вычислить увеличенный на 1-2 литра расход топлива и разжиженное топливом масло (возрастает его уровень в картере).

Совершенно иная ситуация с аварийным режимом: ЭБУ душит систему впрыска – не позволяет пользоваться газом во всю мощь для недопущения чрезмерного нагрева фильтрующего узла. Вот какие принудительные блокировки срабатывают на машине Audi Q7 3,0 TDI:

  • Скорость передвижения – не более 100 км/ч.
  • При ускорениях доступна только половина тягового момента.
  • Расход топлива не превышает 10 л/100 км.
  • Невозможно запустить круиз-контроль.

Итого зимой в автомобиле без установленного подогрева антифриза свечами накала будет прохладно. Если сигналы приборной доски и электронные блокировки игнорируются, наступает момент, когда машина глохнет и не заводится, или двигатель запускается, но тут же останавливается.

Подтвердить, что это действительно крайние признаки забитого сажевого фильтра дизеля помогает демонтаж и продувка фильтрующего элемента компрессором. При таких обстоятельствах на выходе давления не будет.

Решает компания

Автомобили Opel обучены алгоритму индикации, подобному машинам VAG: когда совсем худо дело – лампа DPF мигает. У Toyota – абсолютная аналогия с немцами. Mazda, Peugeot, Citroen предупреждающей индикацией не располагают: подсвечивание лампы сажевика информирует об активации аварийного режима. Однако у французов индикатор вправе засветиться при снижении объема жидкости-катализатора в специальном бачке ниже минимальной отметки.

Что делать при обнаружении симптомов забитого сажевого фильтра на легковом дизеле любой модели

На интуитивном уровне цель ясна – избавиться от скоплений сажи. Наиболее простой метод – выжечь пассивным, активным или принудительным путем, чтобы углеродные частицы преобразовались в диоксид углерода (углекислый газ), который беспрепятственно выйдет в атмосферу. Техническое наименование процесса – регенерация.

Пассивный прожиг

Получасовая загородная поездка на одной передаче с постоянными оборотами, но не ниже 2 500 об/мин, снижает балласт твердых частиц на внушительный процент. С ростом оборотов коленвала в фильтре повышается температура отработанных газов до 350-500°C, что позволяет вступить диоксиду азота в реакцию с сажей и получить диоксид углерода. Отсутствие резких ускорений снижает процент недожженного топлива – основной причины образования углеродных элементов.

Вообще говоря, дизелям в особенности противопоказан прогрев на холостых и движение на низких оборотах. Поэтому, любителям городских покатушек совет один: разбавить список короткометражных маршрутов длинными участками, на которых беспрепятственно можно совершать пассивный прожиг. 2-3-х выездов за город в неделю вполне достаточно. Рекомендуемая скорость: 70-80 км/ч.

Внимание. Пассивный прожиг полезен для сажевиков, совмещенных с нейтрализатором (DPF): путь до него, и выхлопные газы не успевают остыть. Если система основана на применении присадок (FAP), то фильтрующий узел расположен далеко от камеры сгорания и нагреться исключительно от отработавшей газовой смеси не успевает, поэтому выжигание естественным образом не происходит.

Активная регенерация

Приставка Active присвоена процессу из-за вмешательства искусственного интеллекта в режим работы систем двигателя с целью повысить температуру выхлопных газов в сажевике до 600-650°C. ЭБУ запускает активный прожиг сажевого фильтра на дизеле после достижения определенного уровня наполненности его твердыми частицами. Это может быть 30-40 грамм – у каждого автомобиля порог свой.

Если ЭБУ подметил допустимую базовую температуру отработавшей газовой смеси (не менее 250°C), прогретый мотор (не менее 60-75°C) и заметно наполненный топливный бак (более 1/4), то регенерация запускается. На время ее активации (последующие 10-30 минут), электроника меняет тон функционирования мотора:

  • Глушится клапан EGR, перепускающий часть газов из выпуска на впуск. Отсутствие отработавшей газовой смеси при наполнении цилиндров способствует повышению температуры сгорания в котлах.
  • Активируется послевпрыск. Распыление дополнительной порции ДТ после основного цикла (такт расширения) обеспечивает догорание солярки в сажевике, благодаря низкой температуре ее самовоспламенения (62°C).
  • Изменяется геометрия расположения сопловых лопаток турбины турбокомпрессора. Минимизация расширения выхлопных газов уменьшает долю энергии, расходуемой на механическое раскручивание колеса центробежного аппарата, что способствует сохранению тепла отработавшей газовой смеси.

К сведению. Образование углекислого газа при прожиге активным способом происходит вследствие реакции между сажей и кислородом.

О запуске прожига бортовая электроника никак не оповещает. Признаки прохождения активной регенерации считываются по показаниям иных приборов и характеру работы двигателя:

  • Мгновенно растет температура антифриза. Часто водитель не замечает этого и ищет, в чем же причина срабатывания вентилятора охлаждения мотора на холодную , хотя ОЖ уже давно горячая. На BMW 525D E60 показания с положенных 92°C увеличиваются до 97°C.
  • Увеличивается расход топлива из-за послевпрыска. Заметить факт роста на некоторых машинах, в частности на Пежо, невозможно – бортовой компьютер намеренно занижает привычный расход на время проведения процесса.
  • Растет температура масла. Например, у Peugeot 407 в режиме прожига она достигает 116°C при нормальных 90-95°C.
  • Возникает цоканье раскаленного металла, которое отчетливо слышно снаружи.
  • На «холостых» меняется звук мотора на характерный басовитый.
  • Из глушителя идет густой белый дым.


Оптимальные условия для успешного проведения операции: равномерное движение со скоростью 50-60 км/ч и частота вращения коленвала около 2 000 об/мин по тахометру. Электроника в состоянии выявить симптомы забитого сажевого фильтра на легковом дизеле, но оценить, где движется автомобиль, она не может. Посему команда на проведение регенерации может быть подана даже в городе.

В совокупности с тем, что система никак не сигнализирует о запуске цикла восстановления фильтра, водитель может не заметить произведение активного прожига, и продолжать двигаться в рваной манере. Тогда избыток топлива приводит к его попаданию в картер и повышению уровня масла. Разжиженную смазку придется срочно менять, а для сажевика либо остается последняя попытка активной регенерации, о чем говорит горящая лампа DPF, либо принудительный прожиг, если приборная сигнализация однорежимная.

Крайняя попытка активного прожига у каждого автомобиля производится по-разному:

  1. Когда горит лампа DPF на первых VolksWagen с сажевым фильтром, необходимо в срочном порядке выехать на автомагистраль и двигаться на 4 или 5 передаче со скоростью не более 60 км/ч до момента, когда лампа потухнет (обычно это 30-40 минут непрерывного равномерного движения).
  2. На новых Toyota Land Cruiser 200 дополнительно выводится сообщение, требующее остановиться и запустить процесс в «паркинге» с помощью специальной кнопки. Система самостоятельно проведет регенерацию в течение 20-30 минут, при этом оперировать педалью газа запрещено.

Последний шанс: принудительный прожиг дизельного сажевого фильтра штатными средствами

Процесс этот вынужденный, а программа его выполнения прописана в ЭБУ. Запускается он извне, в ручном режиме – чаще с помощью диагностического оборудования. Если коротко: через сервисную программу активируется особый режим работы мотора (закрытый EGR + послевпрыск + изменение геометрии турбокомпрессора), поднимаются обороты ХХ до 1 500-2 000 единиц и двигатель «коптит» в течение 20-30 минут на месте.

По сути, это и есть финальная попытка активной регенерации. Только, скажем, VolksWagen B6, предпочитает дать водителю шанс не посещать лишний раз сервис. Ну а Toyota сразу рекомендует запускать принудительный прожиг, причем никаких программных средств для этого не нужно – включил кнопку и пожалуйста.

Аспекты процесса

Свои ограничения у операции есть. На VAG-овских машинах регенерация не запустится, если система выявит признаки напрочь забитого сажевого фильтра дизеля, а именно принципиальную разницу показаний датчика дифференциального давления (измеряет разницу давлений газов на входе и выходе) и запредельные показания счетчика объема сажи (более 68 грамм). Цель вынужденной очистки – сбить лишь часть задержанных углеродов (на Audi Q7 3,0 TDI операция завершается при расчетных 56 граммах).

К сведению. Определить физический объем твердых частиц в фильтре невозможно, поэтому используется одна из двух моделей: измеряется давление и температура на входе и выходе из очистителя, расход воздуха мотором или оценивается стиль вождения, информация с сенсора температуры отработавшей газовой смеси и кислородного датчика.

Что делать, если принудительный прожиг не запускается

Предлог запрета – выявленные симптомы забитого фильтра. Исключать выход из строя датчика дифференциального давления нельзя, но чаще система не врет, что доказывает окно с расчетным количеством сажи в диагностической программе. Сбросить счетчик можно, но сенсоры не обманешь.

Читайте также  Удаление сажевого фильтра на грузовых автомобилях

Реанимировать компонент реально только после пассивного прожига, когда фактический объем сажи станет меньше. Счетчик, естественно, накрутит лишние цифры из расчета 3-5 грамм на 100 км, но показания датчика дифференциального давления уже будут в кондиции, а накрученное обнуляется через пропись нового сажевика.

К сведению. Резкие старты с 0 до 100 км/ч выбивают сажу из-за избыточного давления в выхлопной системе. 5-6 жестких разгонов в течение первых 10…30 секунд после запуска двигателя способны удалить около 10 грамм углерода. Ускорения производятся только на прогретом моторе.

Частая регенерация сажевого фильтра

Участник

jurik778

Просто заглянул
  • 24.10.2012
  • #22
  • Валера2

    Постоянный участник
    • 25.09.2017
  • #23
  • VanoTank

    Участник
    • 19.07.2018
  • #24
  • Я уверен, что ты не правильно поменял колбу турбины. 1 подсказка ты залез туда без опыта, 2 подсказка — у тебя начались проблемы после того как ты поменял колбу.

    Сажевый фильтр начал чаще делать регенерацию, так как турбина создаёт не верное давление и поэтому появляется не верная смесь она не верно сгорает по получается больше сажи — больше регенераций.

    VanoTank

    Участник
    • 19.07.2018
  • #25
  • А чо там двигатель ровно теперь работает? Если как то работает не ровно постарайся описать последовательно что ты делал вообще с начала проблемы. Вообще на форуме это тяжело выяснить.

    Ты должен понимать, что если двигатель как то работает не ровно, то это уже неисправность и если это дизель, то зарегистрировать ошибку блок управления почти не может. Дизеля отличаются тем, что плохо регистрируют ошибки, а бензины лучше, поэтому в дизеле может не быть ошибки в блоке двигателя, а ошибка есть. Она у тебя есть?

    По идее ты должен убедиться в том, что фильтр сажи у тебя не забит и уже относительно этого изучать неисправности, потому что забитая труба выхлопная не даёт работать двигателю, а сажевый фильтр забивает трубу и поэтому нужно точно знать, что сейчас он не забит и нужно посмотреть как работает машина на холостых и на других оборотах.

    Если ты это проверяешь с уверенностью что сажевый фильтр сейчас не забит и при этом ты не видишь неисправностей в на разных оборотах двигателя и при этом сажевый фильтр заполняется быстро сажей то это уже сажевый фильт скорей всего сдох или ты не можешь понять неисправность дизельного двигателя.

    В обще если тебе что то не нравиться лучше съездить к людям кто разбирается. Нужно найти 1 спеца и ездить только к нему, что бы он набирался опыта.

    Haz1kkk

    Шаблезубiй кiт
    • 20.07.2018
  • #26
  • И, пожалуй, вот это:

    Фил-2000

    Пописываю тут помаленьку. Стараюсь не покакивать..
    • 20.07.2018
  • #27
  • То есть, начать ездить к какому-то рукожопому му. ку, который нихрена не понимает, и платить ему бабло, чтобы он на твоей машине «набирался опыта».
    Сильный ход!!

    AlexTDI

    Quattro рулит.
    • 20.07.2018
  • #28
  • То есть, начать ездить к какому-то рукожопому му. ку, который нихрена не понимает, и платить ему бабло, чтобы он на твоей машине «набирался опыта».
    Сильный ход!!

    AlexTDI

    Quattro рулит.
    • 20.07.2018
  • #29
  • Пробег 240000км, мотор недавноушел в аварию

    Замена датчика и принудительная регенерация все восстановили

    VanoTank

    Участник
    • 23.07.2018
  • #30
  • Можете пояснить каким образом реализованы эти отличия?
    Прошу так-же пояснить
    вот это :

    И, пожалуй, вот это:

    Это реализовано так. Блок управления чего угодно имеет идеальный диапазон измерений и когда узел выходит из диапазона записывается ошибка в блоке управления двигателем, а если не выходит из диапазона, то ошибка не записывается.

    По факту не все диапазоны измерений идеальные. то есть ошибки могут возникать внутри диапазона измерений.

    Конкретно дизельный двигатель в системе питания, не может зарегистрировать пропуск зажигания , поэтому ошибки в блоке двигателя нету, а пропуски есть в виде потряхивания двигателя при его работе, и можно сказать — ошибок нету, а двигатель не ровно работает.. и после этого можно не понять, почему сажевый фильтр прожигается чаще.

    Если человек меняет «сам» колбу турбины то вероятность того, что он НЕ знает, как её настроить правильно — велика. На штоке колбы турбины есть гайка и контргайка регулировочная. Шансы поставить её правильно без опыта сводятся к нулю.
    В случаи когда на колбе есть датчик измеряющий ход штока турбины. Подключается комп, вакуумным пистолетом датчик хода загоняется в определённый диапазон и контргайка зажимается. Когда контр гайка зажимается, то показания датчика могут выйти из диапазона и опять придётся перекручивать, а как интересно это регулировать без датчика хода и без компа? сложней или легче?

    Если поставить не правильно, то лопатки турбины будут большеменьше пропускать газов на оборотах 2000 к примеру и будет большеменьше воздуха чем нужно. Всё это будет внутри диапазона записывания ошибки по турбине и поэтому ошибки по турбине может не возникнуть. Я встречал такое больше 3 раз за практику, когда ошибок по турбине нету, показания нормальные а машина не едет или едет как то хуже.
    .
    В дизеле для пропуска зажигания диапазон широкий, а не бензине меньше. В дизеле по одному измеряется пропуск а на бензине по другому и когда с этим работаешь, то понимаешь что в дизелях большой диапазон по отношению к возникновению жалоб на работу двигателя, а у бензинов ниже этот же диапазон. Поэтому конкретно по пропуску зажигания бензин лучше диагностирует ошибку, чем дизель.

    Из этго может вытекать, что человек не знает о том, что у него троит двигатель, а ему говорят, что у него цилиндр не работает. Так бывает на дизелях. А на бензинах пропуски могут возникать, а найти это будет сложно и дорого.

    ignat

    Замполит команды форума
    • 23.07.2018
  • #31
  • AlexTDI

    Quattro рулит.
    • 23.07.2018
  • #32
  • Это реализовано так. Блок управления чего угодно имеет идеальный диапазон измерений и когда узел выходит из диапазона записывается ошибка в блоке управления двигателем, а если не выходит из диапазона, то ошибка не записывается.

    По факту не все диапазоны измерений идеальные. то есть ошибки могут возникать внутри диапазона измерений.

    Конкретно дизельный двигатель в системе питания, не может зарегистрировать пропуск зажигания , поэтому ошибки в блоке двигателя нету, а пропуски есть в виде потряхивания двигателя при его работе, и можно сказать — ошибок нету, а двигатель не ровно работает.. и после этого можно не понять, почему сажевый фильтр прожигается чаще.

    Если человек меняет «сам» колбу турбины то вероятность того, что он НЕ знает, как её настроить правильно — велика. На штоке колбы турбины есть гайка и контргайка регулировочная. Шансы поставить её правильно без опыта сводятся к нулю.
    В случаи когда на колбе есть датчик измеряющий ход штока турбины. Подключается комп, вакуумным пистолетом датчик хода загоняется в определённый диапазон и контргайка зажимается. Когда контр гайка зажимается, то показания датчика могут выйти из диапазона и опять придётся перекручивать, а как интересно это регулировать без датчика хода и без компа? сложней или легче?

    Если поставить не правильно, то лопатки турбины будут большеменьше пропускать газов на оборотах 2000 к примеру и будет большеменьше воздуха чем нужно. Всё это будет внутри диапазона записывания ошибки по турбине и поэтому ошибки по турбине может не возникнуть. Я встречал такое больше 3 раз за практику, когда ошибок по турбине нету, показания нормальные а машина не едет или едет как то хуже.
    .
    В дизеле для пропуска зажигания диапазон широкий, а не бензине меньше. В дизеле по одному измеряется пропуск а на бензине по другому и когда с этим работаешь, то понимаешь что в дизелях большой диапазон по отношению к возникновению жалоб на работу двигателя, а у бензинов ниже этот же диапазон. Поэтому конкретно по пропуску зажигания бензин лучше диагностирует ошибку, чем дизель.

    Из этго может вытекать, что человек не знает о том, что у него троит двигатель, а ему говорят, что у него цилиндр не работает. Так бывает на дизелях. А на бензинах пропуски могут возникать, а найти это будет сложно и дорого.

    Сажевый фильтр, регенерация на дизельном двигателе

    Пассивная регенерация сажевого фильтра

    Пассивная регенерация полностью очевидна для оператора и не оказывает влияние на показатели работы и характеристики автомобиля. Единственными признаками начала процесса регенерации является загорание контрольной лампы повышения температуры отработавших газов или появление сообщения о начале процесса регенерации на экране бортового компьютера.

    Активная регенерация сажевого фильтра

    Активная регенерация запускается в случаях, когда температура отработавших газов недостаточна для нейтрализации частиц сажи. На основании данных от различных датчиков блок управления дает сигнал о повышении температуры на выпуске путем впрыска небольшого количества топлива в камеру сгорания. Между молекулами драгоценных металлов в сажевом фильтре и частицами сажи происходит химическая реакция, которая в условиях повышенных температур ведет к окислению последних.

    Стационарная (стояночной) регенерация

    Стационарная (стояночная) регенерация аналогична активной, но проводится, когда автомобиль не находится в движении. Она запускается принудительно или самим водителем, или с помощью диагностического оборудования. Иногда для ее выполнения требуется прервать действующую поездку. Такая необходимость может возникнуть при невыполнении требований о проведении автоматической регенерации ранее или в случаях, когда процесс регенерации не был завершен. В других случаях водитель будет вынужден провести парковочную регенерацию, если он до этого проигнорировал запрос на ее проведение и коробка передач автомобиля перешла в аварийный режим. О необходимости проведения процесса регенерации водитель оповещается при помощи контрольной лампы на панели приборов или сообщения на экране компьютера. Как правило, для запуска регенерации нужно остановиться, задействовать стояночный тормоз и нажать на специальную клавишу.

    Читайте также  Средство для очистки сажевого фильтра

    Меры предосторожности при проведении стационарной (парковочной) регенерации

    Вследствие повышения температуры отработавших газов в процессе регенерации требуется соблюдать осторожность. Избегайте расположения автомобиля вблизи легковоспламеняющихся материалов и людей.

    Неисправности сажевого фильтра

    Выход сажевого фильтра из строя может быть связан с нарушением требований, связанных с проведением регенерации. Это ведет к засорению фильтра, которое может быть настолько сильным, что единственным вариантом устранения проблемы станет только его замена. Но даже если вам удастся его очистить, эффективность дальнейшей работы будет снижена. Другим примером являются случаи воздействия высоких температур при засорении фильтра на его корпус. Это приводит к деформации последнего и необходимости замены фильтра в сборе. Сажевый фильтр нуждается в профессиональной очистке каждые 240,000 – 400,000 км пробега или 5,000 часов работы двигателя.

    Мониторинг необходимости регенерации

    На некоторых моделях контроль за необходимостью проведения регенерации осуществляется при помощи датчиков давления, которые измеряют значения на входе и выходе из фильтра. На других отслеживается пробег или часы работы двигателя. На большинстве автомобилей предусмотрено экстренное прекращение процесса регенерации при возникновении угрозы пожара. Однако, не забудьте вскоре после этого завершить регенерацию, иначе сажевый фильтр может выйти из строя.

    Процесс регенерации

    Регенерация может происходить только при соблюдении определенных условий, установленных производителем. Как правило, цикл регенерации реализуется так, что водитель даже не знает об этом. Сажевый фильтр нагревается до температуры около 600°C, а приток кислорода в него возрастает. В некоторых системах предусмотрен дополнительный впрыск топлива на такте выпуска, который обеспечивает прохождение горячих газов через фильтр и нагрев молекул углерода до температуры, необходимой для начала их реакции с молекулами кислорода. Другим вариантом является установка нагревательного элемента перед сажевым фильтром, который разогревает газы, проходящие через фильтр.

    Следующим условием, необходимым для регенерации, является разность давлений на входе и выходе из фильтра. При изменении значения (например, при остановке двигателя) процесс прервется и возобновится только после того, как условия вновь станут подходящими. Эта процедура может быть довольно шумной, так как двигатель вращается с частотой 4 000 об/мин в течение 4 мин или более, а затем 2 000 об/мин в течении еще 4 мин или более. После завершения регенерации двигатель возвращается к нормальному режиму работы, а контрольная лампа на панели приборов гаснет.

    Принудительная, ручная регенерация

    На некоторых моделях регенерацию можно запустить принудительно с помощью диагностического прибора. Перед началом процедуры необходимо убедиться в том, что условия, необходимые для ее проведения, соблюдены. Нужно проверить уровни технических жидкостей (моторного масла и антифриза). Объем топлива в баке должен быть не ниже его емкости (или соответствовать требованиям производителя).

    Регенерация должна производиться вне помещений. На некоторых моделях Ford вакуум в выпускном коллекторе может повлиять на значения противодавления. Также необходимо убедиться в отсутствии посторонних и легковоспламеняющихся объектов под днищем автомобиля и в области выхлопной трубы.

    Для правильного проведения процедуры следует придерживаться инструкций по работе диагностического оборудования и технической информации производителя.

    Проблемы при проведении регенерации

    Сложности возникают при прерывании процесса регенерации и накопления массивных отложений в сажевом фильтре, препятствующих самоочистке. Короткие поездки и транспортные заторы препятствуют нагреву сажевого фильтра до нужной температуры. В этой ситуации на панели приборов загорится контрольная лампа. Если проигнорировать этот сигнал, то вторым предупреждением может быть переход трансмиссии автомобиля в аварийный режим. При этом автомобиль не сможет разогнаться быстрее 10 – 20 км/ч. Выйти из него можно будет только после корректного проведения регенерации.

    Сажевый фильтр представляет собой керамический блок с многочисленными узкими каналами, которые выполняют 2 функции. Во-первых, они задерживают частицы сажи в системе выпуска. Во-вторых, эти каналы создают дополнительную поверхность, на которой размещаются частицы драгоценных металлов, помогающих нейтрализовать частицы сажи. Работа сажевого фильтра подобна функционированию каталитического нейтрализатора, который задерживает и окисляет частицы вредных веществ в системе выпуска. Но сажевый фильтр отличается тем, что его регенерация происходит с определенными интервалами, а не все время, как на бензиновых автомобилях.

    Сажа является побочным продуктом неполного сгорания дизельного топлива и моторного масла. По весу она на 98% состоит из углерода. Молекулы этого вещества клейкие, поэтому они быстро соединяются с другими, образуя более крупные частицы сажи. Сажа оказывает губительное воздействие на живые организмы и окружающую среду. Дизельные двигатели более склонны к образованию сажи. Причинами этого является более высокая плотность дизельного топлива по сравнению с бензином, а также то, что дизельное топливо воспламеняется от сжатия, а не от искры. Для предотвращения склеивания частиц нужно произвести их окисление. Это достигается путем нагрева их до температурных значений, превышающих те, которые достигаются в камере сгорания.

    Дизельные легковые и грузовые автомобили, выпущенные после 2009 г. должны быть оборудованы сажевым фильтром. Недостатком этой системы является необходимость регулярной очистки фильтра. Частицы сажи накапливаются в каналах фильтра, что приводит к его засорению. Очистка сажевого фильтра осуществляется путем его регенерации. Этот процесс может производиться различными способами.

    Промывка сажевого фильтра, способы очистки и прожига

    Вопросы экологии, защиты окружающей среды сегодня во многих случаях становятся если не определяющими, то крайне важными для эксплуатации автомобилей с ДВС.

    Так, по требованиям ЕВРО-5, для дизельного двигателя обязательным является использование сажевого фильтра, обеспечивающего очистку отработанных газов (ОГ) от частиц несгоревшего топлива. А одним из аспектов его успешной эксплуатации, гарантирующим надёжную и долговечную работу машины с дизелем, является регенерация сажевого фильтра.

    1. Несколько слов о конструкции
    2. Как очистить сажевый фильтр
    3. Пассивная чистка
    4. Активная или принудительная регенерация
    5. Как прожечь сажевый фильтр
    6. Промывка сажевого фильтра дизельного двигателя
    7. О возможностях очистки

    Несколько слов о конструкции

    Чтобы лучше понять проблему, а также осознанно принимать меры по ее устранению, необходимо пояснить, что собой представляет сажевый фильтр. Это обязательный элемент конструкции выхлопной системы дизельного двигателя, устанавливаемый, как правило, перед глушителем. Видеть, как это осуществляется, можно на приведенном рисунке:

    Из рисунка видно, что это устройство представляет собой сложную трубчатую конструкцию, изготавливаемую из керамического материала, имеющую пористые стенки межу отдельными каналами. Иногда стенки покрыты катализатором. При прохождении ОГ из одного канала в другой, удается избавиться от несгоревших частиц топлива.

    Однако по мере эксплуатации, поры в керамике забиваются этими частицами, что отрицательно сказывается на работе дизельного двигателя, и требуется очистка сажевого фильтра для восстановления его нормальной работоспособности.

    Как очистить сажевый фильтр

    Чтобы его работоспособность восстановилась, необходимо очистить поры от посторонних частиц. Производителем автомобиля предусмотрена для сажевого фильтра такая процедура, как регенерация. Она может быть:

    • пассивная;
    • активная.

    Пассивная чистка

    Подобным образом очистить внутреннюю поверхность достаточно просто, это предусматривается самой конструкцией фильтрующего элемента. Используются такие способы:

    1. Дожигание несгоревших частиц топлива. Для этого внутри фильтра обеспечивается высокая температура (не менее шестисот градусов), особенно в тех случаях, когда нагрузка двигателя максимальная.
    2. Регенерация с помощью специальных добавок к топливу, таких как мочевина и EOLYS, обеспечивающих сгорание сажи при более низких температурах (не более пятисот градусов).
    3. Регенерация благодаря каталитическому покрытию на внутренней поверхности керамических трубок. Использование катализаторов и высокой температуры приводит к окислению частиц сажи (сгоранию).

    Активная или принудительная регенерация

    В тех случаях, когда трубки забиваются, падает мощность, крутящий момент мотора, и машина, грубо говоря, перестает ехать. Состояние системы контролируется датчиками:

    • температуры;
    • давления в системе очистки;
    • расхода воздуха.

    Сажевый фильтр забивается быстрее всего в условиях городского движения, а также при нахождении в пробках, так что именно такой режим является наиболее вредным для машин с дизелем. Связано это с тем, что при подобном движении температура выхлопных газов недостаточно высока для полного сжигания сажи, поэтому она забивает в трубках поры. Для восстановления характеристик автомобиля, когда это произошло, необходим прожиг сажевого фильтра.

    Как прожечь сажевый фильтр

    Выполнить это можно такими способами:
    Непосредственно водителем, для чего рекомендуется периодически проезжать расстояние около сорока километров со скоростью восемьдесят километров на пониженной передаче. При таком режиме движения температура ОГ повышается, и происходит принудительная регенерация, при которой восстанавливается работоспособность сажевого фильтра, необходимая для нормальной эксплуатации машины в дальнейшем.

    Прожиг может быть автоматически выполнен контроллером управления двигателем автомобиля посредством:

    1. впрыска в топливо специальных присадок, содержащих церий и повышающих температуру ОГ;
    2. позднего впрыска топлива;
    3. дополнительного впрыска топлива при такте выпуска, вследствие чего его сгорание происходит непосредственно в выхлопной системе. Температура ОГ повышается, сгорают частицы сажи и происходит принудительная регенерация;
    4. применение дополнительного электрического нагревателя, устанавливаемого на сажевый фильтр (его вход).

    Промывка сажевого фильтра дизельного двигателя

    Для восстановления штатной работы мотора, можно не только сажевый фильтр прожечь, но и процедуру очистки можно осуществить, если будет проведена промывка. При этой операции применяется специальная жидкость, а сама процедура зависит от используемого средства:

    Жидкость для промывки DPF Flushing Liuquid. В этом случае процедура очистки выполняется следующим образом:

    • снимается сажевый фильтр с автомобиля, и закрывается его входное или выходное отверстие;
    • заливается внутрь используемая для очистки жидкость, так, чтобы был заполнен весь объем;
    • промываемое изделие выдерживают в таком состоянии десять часов, при этом необходимо его периодически встряхивать;
    • по истечении этого времени надо промыть все теплой водой;
    • установить фильтр на автомобиль и проехать некоторое расстояние для оценки результатов промывки.

    Жидкость для очистки «TUNAP MP 131». С ней процедура очистки выполняется несколько по-другому. Убирается штатный датчик давления или температуры, в образовавшееся отверстие вставляется зонд, через него на сажевый фильтр несколько раз с интервалом в пять секунд распыляется жидкость. Затем осуществляется промывка с помощью концентрата TUNAP MP 132.

    Читайте также  Замена фильтра салона опель зафира б

    В результате таких действий сажа растворяется и распределяется по всей поверхности, вследствие чего становится возможна нормальная регенерация. После проведения монтажа, восстанавливающего первоначальное состояние системы, вручную запускается обычная регенерация, в ходе которой сгорает накопившаяся на внутренней поверхности сажа и очищающая жидкость.

    Промывка и регенерация может быть выполнена с применением и других, кроме перечисленных, средств, однако приведенных примеров должно быть достаточно для оценки возможности очистки с использованием специальных препаратов.

    О возможностях очистки

    К сожалению, какие бы варианты очистки не применялись, они не беспредельны. Замена сажевого фильтра производится после его эксплуатации при пробеге не более 180 тысяч километров. А так как изделие достаточно дорогое, поэтому стоит предпринять некоторые меры, позволяющие отдалить эту процедуру.

    На преждевременный износ в значительной степени влияют условия движения, манера езды, а самое главное – качество топлива. Если все эти условия являются тяжелыми для автомобиля, то замена может потребоваться гораздо раньше.

    Вопросы очистки, а также регенерация, должны быть под постоянным контролем водителя. Они оказывают на техническое состояние машины непосредственное влияние и обеспечивают возможность ее нормальной эксплуатации.
    » alt=»»>

    Клуб любителей микроавтобусов BUS-CLUB.BY

    клубный отдых, помощь в обслуживании, взаимопомощь на дороге

    • Темы без ответов
    • Активные темы
    • Поиск
    • Пользователи
    • Наша команда

    Сажевый фильтр и его регенерация

    • Отправить тему по email
    • Версия для печати

    Сажевый фильтр и его регенерация

    Сообщение valeri » 09 сен 2013, 14:15

    Сажевый фильтр
    с каталитическим покрытием
    http://vw-bus.in.ua/index.php?/topic/14 . %82%d1%80/
    http://avtoadapter.ru/index.php?option= . &Itemid=53
    Регенерация сажевого фильтра на TDI двигателях
    20.11.2011 18:59
    Данная статья применима к 1.4l/1.9l/2.0l рядным 4х цилидндровым
    и 2.5l рядным 5-ти цилиндровым двигателям TDI

    Регенерация сажевого фильтра осуществляется двумя вариантами:
    На месте и на ходу. Сначала будем рассматривать как делать её на месте:
    Прогреваем авто
    Ставим на ручник + Положение селектора АКПП — P
    Фильтр должен быть забит не боле чем на 68% (канал 104 в измерениях Двигателя)
    4) Капот должен быть закрыт, а ошибки из блока удалены (надо стереть)

    Регенерация фильтра может занять до 40 минут времени. Так что будте готовы.
    Итак. Заходите в блок двигатея -> Кодирование II -> Вводите в поле 10016 и Жмете «Выполнить».
    По сути, регенерация началась.
    Дальше, заходим в Измерения и открываем три канала сразу: Канал 100, 101 и 102
    Смотрите в Канал 101 в 4е (самое правое) окошко. Там будут статусы «001» — значит фильтр нагревается, «010» — идет прожиг и «100» — охлаждение.
    Если таких цифр там нет, то мы что-то не так сделали и регенерация так и не началась.

    Если 1й вариант не вышел — есть другой:
    Заходим в блок Двигателя
    Открываем Кодирование II
    Вводим 21295 и жмем Выполнить
    4) Идем в Измерения
    5) Выбираем сразу 2 группы. 070 и 075. Запускаем их.
    6) Теперь надо покататься. Причем, так чтобы 15-20 минут ехать на примерно одной скорости
    30-60 км/ч (без остановок) с оборотами от 1500 до 2500 (положение АКПП — D).

    Re: Сажевый фильтр и его регенерация

    Сообщение valeri » 21 сен 2013, 13:12

    Про сажевый фильтр и про принудительную регенерацию сажевого фильтра на моторах VAG 1.4l/1.9l/2.0l R4 & 2.5l R5 PD/PPD-TDI

    Итак, что такое сажевый фильтр и какой геморрой он может принести владельцу. Cажевый фильтр является неотъемлемой частью ЕВРО-4 и предназначен для снижения выброса сажи при сжигании дизельного топлива в двигателе. Может быть установлен как на двигатели с насос-форсунками, так и CR. Представляет собой банку в выпускной системе двигателя и содержит керамические трубки, с нанесенными на них катализатором химического процесса (обычно платина).

    Катализатор позволяет снизить температуру химической реакции, в данном случае — сжигания частичек сажи. Керамические трубки попеременно заглушены на входе и выходе фильтра. Пористая структура трубок позволяет практически беспрепятственно проходить выхлопным газам, при этом частицы сажи задерживаются на стенках.

    Сажевый фильтр может быть совмещен с основным катализатором, как это сделано, например, в Туареге на двигателях V6, или выполнен в виде отдельной банки, как это сделано, например, в Фаэтоне или в А6. В процессе эксплуатации сажевый фильтр забивается сажей, что приводит к затруднению выхода выхлопных газов. Для выжигания скопившейся сажи используется регенерация фильтра. Существует пассивная регенерация, при которой сажа сжигается в процессе движения машины под нагрузкой, например, при движении по трассе, при температуре 350-400 градусов и выше.

    При движении по городу, где не удается разогреть сажевый фильтр до рабочей температуры, при заполнении фильтра используется активная регенерация. При этом контроллер начинает впрыскивать дополнительную порцию топлива после основной, перекрывает клапан EGR и изменяет алгоритм управления лопатками турбины. Топливо через выпускной коллектор попадает в основной нейтрализатор (катализатор окисления) и там сжигается, Температура в катализаторе повышается, и, как следствие, повышается температура в сажевом фильтре до 500-700 градусов. Сажа начинает выжигаться.

    Тут необходимо отметить, что при неудачных регенерациях, при прерывании регенерации или при неисправности датчиков системы или катализатора окисления, часть несгоревшего топлива попадает в масло и разжижает его, причем со временем, уровень масла может подниматься достаточно значительно. Так что, причиной попадания топлива в масло и повышения уровня может быть не только текущие форсунки, уплотнительные колечки на насос-форсунках или тандемного насоса (для насос-форсунок), но и система регенерации. Естественно, что надо срочно менять масло и разбираться с причинами, для двигателя и турбины это как минимум не полезно, как максимум можно попасть на капиталку или замену мотора.

    Для вычисления величины заполнения сажевого фильтра используется две модели, одна базируется на практическом измерении разницы давлений на входе и выходе сажевого фильтра с помощью дифференциального датчика, датчиков температуры и расходомера. Вторая модель рассчитывает заполнение на основе стиля вождения, температурных датчиков и кислородного датчика.

    Коэффициент заполнения сажевого фильтра лучше контролировать в 075 группе измеряемых величин контроллера двигателя.

    Температура перед турбонагнетателем > 100°C

    Температура перед сажевым фильтром 100°C > T > 60°C

    Коэффициент заполнения T > 20°C

    В общем случае, в системе выпуска находятся 3 датчика температуры, датчик кислорода и дифференциальный датчик. Некорректная работа любого из этих компонентов, датчика кислорода, расходомера, EGR и еще кучи всего приводит к невозможности или трудностям с регенерацией, включая и аварийную. Значения датчиков температуры и дифференциального датчика можно посмотреть в измеряемых величинах в группах:

    067 Сажевый фильтр, значения ОГ 1

    Граничное условие: v=konst 50-60 км/ч, 3-я передача, n 690°C (через 10 секунд)

    Температура перед сажевым фильтром > 150°C

    Перепад давления на сажевом фильтре нет установок

    4) Смещение разности давлений на выбеге нет установок

    068 Сажевый фильтр, значения ОГ 2

    Граничное условие: v=konst 50-60 км/ч, 3-я передача, n 690°C

    Значение лямбда 1,0-2,0

    4) не используется

    Что касается индикации водителю о неисправностях в системе регенерации. При обнаружении неисправности (к сожалению, только явных, например обрыва) датчиков загорается значек с изображением двигателя (неисправность в выхлопной системе). В случае, если фильтр заполнен, контроллер пытался сделать несколько активных регенераций в движении, если попытки оказались не успешными (например, прерваны глушением машины), загорается иконка на экране БК c сажевым фильтром.

    Во общем, надо, пока не поздно, отжечь на пустом шоссе. Если количество топлива в баке меньше четверти, то активная регенерация может не запуститься. Так что неисправный датчик уровня, показывающий меньше четверти бака, тоже может быть причиной. Если и это не помогло, то контроллер зажигает значок неисправности выхлопной системе, а через некоторое время и значок неисправности двигателя (спираль преднакала). Двигатель переходит в аварийный режим работы и начинает тупить, причем чем дальше, тем хуже.

    При этом обычно вылезает ошибка:
    009263 — Diesel Particulate Filter (Bank : Restricted/Clogged
    P242F — 001 — Upper Limit Exceeded — MIL ON

    При аварийной регенерации контроллер поднимает обороты до 1.5 тыс (в зависимости от блока ЭБУ и машина обороты может поднимать, а может и нет) и начинает, по сути, ту же процедуру, что и при активной регенерации. При этом температура в выпуске может повышаться до 700-800 градусов. Аварийная регенерация может не запуститься, есть заполнение фильтра сажей больше 68 гр., типа опасность пожара из-за забитости сажевого фильтра.

    Рассмотрим собственно сам процесс запуска аварийной регенерации сажевого фильтра на моторах VAG группы (1.4l/1.9l/2.0l R4 & 2.5l R5 PD/PPD-TDI).

    Необходим адаптер VAG с поддержкой CAN шины и компьютер с программой VAG-COM.

    Зажигание включено. Двигатель работает на ХХ. Температура ОЖ не ниже 50 °C

    [Select]
    [01 — Engine]
    [Coding-II — 11]
    Вводи логин для запуска принудительной (аварийной) регенерации сажевого фильтра 21295.

    [Do It!]
    [Meas. Blocks — 08]

    Выбираем группы 070 and 075.
    [Go!]
    MVB 070.1: Статус регенерации (xxxxxxx1 = Normal Regeneration active, xxxxxx1x = Forced Regeneration active)
    MVB 070.3: Regeneration Counter/Timer
    MVB 075.1: Температура перед турбонагнетателем
    MVB 075.2: Температура перед сажевым фильтром
    MVB 075.3: Коэффициент заполнения сажевого фильтра в %
    MVB 075.4: Температура после сажевого фильтра

    Теперь необходимо выехать и покататься! Процедура примерно занимает 15-20 минут. При этом контролируйте коэффициент заполнения, он должен уменьшаться.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: