Замена масляного фильтра змз 402

Устранение течей масла ЗМЗ 402

содержание .. 1 2 3 8 ..

СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-402.10 АВТОМОБИЛЕЙ РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01

Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием (рис. 11). Подшипники коленчатого и распределительного валов и коромысел, верхние наконечники штанг толкателей, распределительные шестерни и шестерни привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания смазываются под давлением, остальные поверхности трения — разбрызгиванием.

Система смазки состоит из поддона масляного картера, масло приемника, масляного насоса с приводом, масляного фильтра, масляных каналов и масляного радиатора.

Поддон масляного картера — штампованный из листовой стали или литой из алюминиевого сплава. В масляный картер погружен

стержневой указатель уровня масла (щуп). На указателе уровня имеются метки «П» и «О». Уровень масла должен находиться вблизи метки «П», не превышая ее.

Масло заливается через горловину на крышке коромысел.

Маслоприемник — неподвижный, снабжен сеткой.

Масляный насос — шестеренчатого типа. Корпус насоса изготовлен из алюминиевого сплава, крышка насоса — из чугуна. Ведущая шестерня закреплена на валике, ведомая — свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. Крышка имеет прилив, в котором помещается редукционный клапан плунжерного типа. Пружина клапана тарированная.

Привод масляного насоса осуществляется от распределительного вала парой шестерен. Ведущая шестерня выполненая заодно с распределительным валом, ведомая закреплена штифтом на валике, вращающемся в корпусе привода. На верхнем конце валика закреплена втулка с прорезью для привода датчика-распределителя зажигания К нижнему концу валика привода шарнирно присоединен промежуточный шестигранный валик, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика ведущей шестерни масляного насоса.

Масло из насоса по сверлениям в блоке цилиндров и наружной трубке подводится к масляному фильтру.

Масляный фильтр — полнопоточный с картонным сменным элементом. Через фильтр проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему В верхней части центрального стержня фильтра расположен перепускной клапан, который при засорении фильтрующего элемента пропускает масло в масляную магистраль, миную фильтрацию.

Давление масла определяется указателем на щитке приборов, датчик которого ввернут в блок цилиндров — подключен к масляной магистрали.

Давление в системе смазки при средней частоте вращения коленчатого вала (2200±50 мин-1) должно находиться в пределах 0,29—0,39 МПа (3—4 кгс/см2). Оно может повыситься на непро-гретом двигателе до 0,44 МПа (4,5 кгс/см2) и упасть в жаркую погоду до 0,14 МПа (1,5 кгс/см2). Датчик аварийного давления масла ввернут в нижнюю часть корпуса масляного фильтра. Контрольная лампа аварийного давления масла загорается при падении давления ниже 0,04—0,08 МПа (0,4—0,8 кгс/см2).

Масляный радиатор служит для дополнительного охлаждения масла при эксплуатации автомобиля в летний период. Масляный радиатор соединен с масляной магистралью двигателя при помощи резинового шланга через запорный кран и предохранительный кла-пан Положение ручки крана вдоль шланга соответствует открытому положению крана, поперек — закрытому Масло из радиатора по шлангу сливается в картер двигателя.

Все клапаны системы смазки двигателя отрегулированы на заводе и регулировать их в эксплуатации запрещается.

Вентиляция картера двигателя

(рис. 11) закрытая, принудительная, действующая за счет разрежения во впускной трубе и в воздушном фильтре. При работе двигателя на частичных нагрузках, газы из картера отсасываются во впускную трубу, на полных нагрузках — в воздушный фильтр и впускную трубу.

Рис. 11 Система смазки и вентиляции картера двигателя 1 — пробка слива масла из картера двигателя; 2 — маслоприемник, 3 — редукционный клапан масляного насоса; 4 — датчик указателя давления масла, 5 — масляный радиатор; 6 — карбюратор; 7 — воздушный фильтр; 8 — перепуск ной клапан; 9 — масляный фильтр; 10 — пробка сливного отверстия масляного фильтра; II — датчик контрольной лампы аварийного давления масла; 12 предохранительный клапан масляного радиатора; 13 — краник масляного радиатора

содержание .. 1 2 3 8 ..

Конструкция системы смазки двигателя ЗМЗ-402

Система смазки двигателя — комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.

Маслом под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей.

Остальные детали смазываются разбрызганным маслом.

В систему смазки входят масляный насос 20 (рис. 1) с приемным патрубком и редукционным клапаном (установлен внутри масляного картера), масляные каналы, масляный фильтр с перепускным клапаном, масляный картер, указатель уровня масла, крышка маслозаливной горловины, датчик указателя давления масла, датчик сигнализатора аварийного давления масла.

Масло, забираемое насосом из масляного картера, поступает через маслоприемник по каналам в корпусе насоса и наружной трубке в корпус масляного фильтра.

Далее, пройдя через фильтрующий элемент 16, масло поступает в полость второй перегородки блока цилиндров, откуда по сверленому каналу в масляную магистраль — продольный масляный канал 4.

Из продольного канала масло по наклонным каналам в перегородках блока подается на коренные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала.

Масло, вытекающее из пятой опоры распределительного вала в полость блока между валом и заглушкой, отводится в картер через поперечное отверстие 3 в шейке вала.

На шатунные шейки масло поступает по каналам 12 от коренных шеек коленчатого вала.

В ось коромысел масло подводится от задней опоры распределительного вала, имеющей посередине кольцевую канавку, которая сообщается через каналы 23 в блоке, головке цилиндров и в четвертой основной стойке оси коромысел с полостью 11 в оси коромысел.

Через отверстия в оси коромысел масло поступает на втулки коромысел и далее по каналам в коромыслах и регулировочных винтах на верхние наконечники штанг толкателей.

К шестерням привода распределительного вала масло подводится по трубке 8, запрессованной в отверстие в переднем торце блока, соединенное с кольцевой канавкой 9 на первой шейке распределительного вала.

Из выходного отверстия трубки, имеющего малый диаметр, выбрасывается струя масла, направленная на зубья шестерен.

Через поперечный канал в первой шейке распределительного вала масло из той же канавки шейки поступает и на упорный фланец распределительного вала.

Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, выбрасываемой из канала 6 в блоке, соединенного с четвертой шейкой распределительного вала, также имеющей кольцевую канавку.

Стенки цилиндров смазываются брызгами масла от струи, выбрасываемой из отверстия 18 в нижней головке шатуна при совпадении этого отверстия с каналом в шейке коленчатого вала, а также маслом, вытекающим из-под подшипников коленчатого вала.

Все остальные детали (клапан — его стержень и торец, валик привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания, кулачки распределительного вала) смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым движущимися деталями двигателя.

Емкость системы смазки — 6 л.

Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину, расположенную на крышке коромысел и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой.

Уровень масла контролируется по меткам «П» и «О» на стержне указателя уровня.

Уровень масла следует поддерживать между метками «П» и «О».

Давление в системе смазки при средних скоростях движения автомобиля (примерно 50 км/ч) должно быть 200—400 кПа (2—4 кгс/см 2).

Оно может повыситься на непрогретом двигателе до 450 кПа (4,5 кгс/см 2) и упасть в жаркую погоду до 150 кПа (1,5 кгс/см 2).

Уменьшение давления масла при средней частоте вращения ниже 100 кПа (1 кгс/см 2) и при малой частоте вращения холостого хода — ниже 50 кПа (0,5 кгс/см 2) свидетельствует о неисправностях в системе смазки или о чрезмерном износе подшипников коленчатого и распределительного валов.

Дальнейшая эксплуатация двигателя в этих условиях должна быть прекращена.

Давление масла определяется указателем на щитке приборов, датчик которого ввернут в корпус масляного фильтра.

Кроме этого, система снабжена сигнальной лампой аварийного давления масла, датчик которой ввернут в отверстие в нижней части фильтра.

Сигнальная лампа находится на панели приборов и светится красным светом при понижении давления в системе ниже 40—80 кПа (0,4—0,8 кгс/см 2).

Эксплуатировать автомобиль со светящейся лампой аварийного давления масла нельзя.

Допустимо лишь кратковременное свечение лампы при малой частоте вращения холостого хода и при торможении.

Если система исправна, то при некотором повышении частоты вращения лампа гаснет.

В случае занижения или завышения давления масла от приведенных выше величин следует в первую очередь проверить исправность датчиков и указателей.

Система смазки ГАЗ 3110 Волга

  1. Руководства по ремонту
  2. Руководство по ремонту ГАЗ 3110 (Волга) 1996-2004 г.в.
  3. Система смазки

2.3.1 Система смазки Система смазки двигателей мод. 406 и 402 комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Система смазки состоит из масляного картера двигателя, масляного насоса, полнопоточного фильтра, масляного радиатора, шлангов и масляных каналов в блоке двигателя. Давление в системе смазки создается шест…
2.3.2. Масляный насос (Категория). Список материалов смотрите внутри…

2.3.3. Масляный фильтр (Категория). Список материалов смотрите внутри…

2.3.4. Масляный радиатор (Категория). Список материалов смотрите внутри…

↓ Комментарии ↓

1. Эксплуатация и техническое обслуживание

1.0 Эксплуатация и техническое обслуживание 1.1 Отопление и вентиляция салона 1.2. Обкатка автомобиля 1.3 Проверка автомобиля перед выездом 1.4 Периодичность замены эксплуатационных жидкостей, смазочных материалов 1.5 Уход за лакокрасочным покрытием кузова 1.6 Периодичность смазывания узлов автомобиля

2. Двигатель

2.0 Двигатель 2.1. Снятие и установка 2.2. Двигатель моделей 402 и 4021 2.3. Система смазки 2.4. Система охлаждения 2.5. Система выпуска отработавших газов 2.6. Система питания двигателя ЗМЗ-4062 2.7. Система питания двигателей ЗМЗ-402 и ЗМЗ-4021

3. Трансмиссия

3.0 Трансмиссия 3.1. Сцепление с диафрагменной пружиной 3.2. Сцепление с периферийным расположением пружин 3.3. Пятиступенчатая коробка передач 3.4. Четырехступенчатая коробка передач 3.5. Карданная передача 3.6. Задний мост 3.7. Полуоси 3.8. Главная передача

4. Ходовая часть

4.0 Ходовая часть 4.2. Задняя подвеска

5. Рулевое управление

5.0 Рулевое управление 5.1. Рулевое колесо 5.2. Рулевая колонка 5.3. Механизм рулевого управления 5.4. Рулевая трапеция 5.5. Шаровые шарниры рулевой трапеции 5.6. Маятниковый рычаг 5.7. Шаровой шарнир маятникового рычага 5.8. Механизм рулевого управления с гидроусилителем 5.9 Возможные неисправности рулевого управления.

6. Тормозная система

6.0 Тормозная система 6.1. Педаль тормоза 6.2. Вакуумный усилитель 6.3. Главный тормозной цилиндр 6.4. Передний тормозной механизм 6.5. Задний тормозной механизм 6.6. Регулятор давления 6.7. Стояночный тормоз 6.8 Прокачка тормозной системы 6.9 Возможные неисправности тормозной системы.

7. Электрооборудование

7.0 Электрооборудование 7.1. Аккумуляторная батарея 7.2 Блок предохранителей 7.3. Генератор 7.4. Генератор 9422.3701 или 2502.3771 7.5. Генератор 1631.3701 или 192.3771 7.6. Регулятор напряжения 7.7. Стартер 7.9. Звуковой сигнал 7.10. Система зажигания 7.11 Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-3110 с двигателем ЗМЗ-4062 7.12 Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-3110 с двигателем ЗМЗ-402

Читайте также  Замена фильтра салона ларгус с кондиционером

8.0 Кузов 8.1. Передний буфер 8.2. Задний буфер 8.3. Брызговик облицовки радиатора 8.4. Капот 8.5. Переднее крыло 8.6. Крышка багажника 8.7. Передняя дверь 8.8. Задняя дверь 8.9 Замена ветрового и заднего стекол 8.10. Наружное зеркало заднего вида 8.11. Панель приборов 8.12. Стеклоочиститель 8.13. Переднее сиденье 8.14 Заднее сиденье 8.15 Ремни безопасности 8.16 Задняя полка 8.17 Навесное оборудование салона 8.18. Отопитель 8.19 Возможные неисправности узлов и деталей кузова.

9. Приложения

9.0 Приложения 9.1 Масса агрегатов 9.2 Лампы, применяемые на автомобиле 9.3 Подшипники качения, применяемые на автомобиле 9.4 Манжеты, применяемые на автомобиле 9.5 Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости 9.6 Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений *

10. Технические характеристики автомобилей

10.0 Технические характеристики автомобилей 10.1. Двигатель

Система смазки двигателя ЗМЗ-402 автомобиля ГАЗ-2705

содержание .. 1 2 3 8 ..

СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-402.10 АВТОМОБИЛЕЙ РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01

Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием (рис. 11). Подшипники коленчатого и распределительного валов и коромысел, верхние наконечники штанг толкателей, распределительные шестерни и шестерни привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания смазываются под давлением, остальные поверхности трения — разбрызгиванием.

Система смазки состоит из поддона масляного картера, масло приемника, масляного насоса с приводом, масляного фильтра, масляных каналов и масляного радиатора.

Поддон масляного картера — штампованный из листовой стали или литой из алюминиевого сплава. В масляный картер погружен

стержневой указатель уровня масла (щуп). На указателе уровня имеются метки «П» и «О». Уровень масла должен находиться вблизи метки «П», не превышая ее.

Масло заливается через горловину на крышке коромысел.

Маслоприемник — неподвижный, снабжен сеткой.

Масляный насос — шестеренчатого типа. Корпус насоса изготовлен из алюминиевого сплава, крышка насоса — из чугуна. Ведущая шестерня закреплена на валике, ведомая — свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. Крышка имеет прилив, в котором помещается редукционный клапан плунжерного типа. Пружина клапана тарированная.

Привод масляного насоса осуществляется от распределительного вала парой шестерен. Ведущая шестерня выполненая заодно с распределительным валом, ведомая закреплена штифтом на валике, вращающемся в корпусе привода. На верхнем конце валика закреплена втулка с прорезью для привода датчика-распределителя зажигания К нижнему концу валика привода шарнирно присоединен промежуточный шестигранный валик, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика ведущей шестерни масляного насоса.

Масло из насоса по сверлениям в блоке цилиндров и наружной трубке подводится к масляному фильтру.

Масляный фильтр — полнопоточный с картонным сменным элементом. Через фильтр проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему В верхней части центрального стержня фильтра расположен перепускной клапан, который при засорении фильтрующего элемента пропускает масло в масляную магистраль, миную фильтрацию.

Давление масла определяется указателем на щитке приборов, датчик которого ввернут в блок цилиндров — подключен к масляной магистрали.

Давление в системе смазки при средней частоте вращения коленчатого вала (2200±50 мин-1) должно находиться в пределах 0,29—0,39 МПа (3—4 кгс/см2). Оно может повыситься на непро-гретом двигателе до 0,44 МПа (4,5 кгс/см2) и упасть в жаркую погоду до 0,14 МПа (1,5 кгс/см2). Датчик аварийного давления масла ввернут в нижнюю часть корпуса масляного фильтра. Контрольная лампа аварийного давления масла загорается при падении давления ниже 0,04—0,08 МПа (0,4—0,8 кгс/см2).

Масляный радиатор служит для дополнительного охлаждения масла при эксплуатации автомобиля в летний период. Масляный радиатор соединен с масляной магистралью двигателя при помощи резинового шланга через запорный кран и предохранительный кла-пан Положение ручки крана вдоль шланга соответствует открытому положению крана, поперек — закрытому Масло из радиатора по шлангу сливается в картер двигателя.

Все клапаны системы смазки двигателя отрегулированы на заводе и регулировать их в эксплуатации запрещается.

Вентиляция картера двигателя

(рис. 11) закрытая, принудительная, действующая за счет разрежения во впускной трубе и в воздушном фильтре. При работе двигателя на частичных нагрузках, газы из картера отсасываются во впускную трубу, на полных нагрузках — в воздушный фильтр и впускную трубу.

Рис. 11 Система смазки и вентиляции картера двигателя 1 — пробка слива масла из картера двигателя; 2 — маслоприемник, 3 — редукционный клапан масляного насоса; 4 — датчик указателя давления масла, 5 — масляный радиатор; 6 — карбюратор; 7 — воздушный фильтр; 8 — перепуск ной клапан; 9 — масляный фильтр; 10 — пробка сливного отверстия масляного фильтра; II — датчик контрольной лампы аварийного давления масла; 12 предохранительный клапан масляного радиатора; 13 — краник масляного радиатора

содержание .. 1 2 3 8 ..



Способы подачи масла. Устройство системы смазки двигателей ЗМЗ-402, 406, 53-11, ЗИЛ. Приборы.

Наиболее нагруженные детали (коленчатый и распределительный валы, оси карамысел) смазываются под давлением, а все остальные детали – распылением.

Поддон – хранилище для масла. В него устанавливается неподвижный маслоприёмник. В него вваривается трубка, идущая к масляному насосу. Он устанавливается в самой нижней точке поддона.

Масляный насос – все шестеренчатого типа, приводится в действие от шестерни распределительного вала (ЗМЗ-402, 53-11, ЗИЛ). Насосы бывают одно (ГАЗ-53, все легковые) и двух секционные (ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ).

Смазочная система двигателя ЗМЗ-53-11. Смазочная система состоит из масляного насоса (рис. 6.1), установ­ленного с левой (по ходу) стороны двигателя, полнопоточного масляного фильтра 8

, масляной магистрали
11
с каналами, радиатора
1,
маслозаливной горловины с крышкой, указателя уровня масла и других частей. Масляный насос приводится в действие от распределительного вала при помо­щи двух зубчатых колес. Во время работы двигателя шестеренный масляный насос забирает масло из поддона
19
через неподвижный маслоприемник
18.
К насосу масло поступает по каналам, имеющимся в блоке цилиндров. Насос нагнетает масло в полнопоточный фильтр
8
, пройдя который, оно подается в главную масля­ную магистраль
11.
Из маслиной магист­рали по каналам в блоке цилиндров масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала и опорным шей­кам распределительного вала. От ко­ренных шеек коленчатого вала по кана­лам, просверленным в щеках вала, масло поступает к шатунным шейкам. В шатунных шейках коленчатого вала имеются грязеуловительные полости для дополнительной центробежной очистки масла. Пройдя эти полости, масло по­ступает к сопряжению шатунная шейка коленчатого вала — шатунный подшип­ник. Под давлением смазываются корен­ные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорный фланец распределительного вала, втулки коромысел и верхние нако­нечники штанг. Коромысла и верхние наконечники штанг смазываются пульси­рующим потоком.

В смазочной системе имеется масляный радиатор, который включается при темпе­ратуре окружающего воздуха выше 293 К. При включенном радиаторе рукоятка крана направлена вдоль шланга.

При тяжелых условиях работы авто­мобиля (например, движение с небольшой скоростью по глубокому снегу или песку) водитель должен включить масляный ра­диатор, несмотря на низкую температуру окружающего воздуха. Масло, пройдя че­рез радиатор, охлаждается и стекает по маслопроводу в поддон. В радиатор масло поступает через предохранительный кла­пан 3,

который открывается при давлении около 0,1 МПа. Следовательно, масло циркулирует через радиатор при наличии давления в магистрали более, чем 0,1 МПа.

Рис. 6.1. Схема смазочной системы двигателя ЗМЗ-53-ll:

—масляный радиатор;
2
—кран масляного радиатора;

—предохранительный клапан;
4
—ось коромысел;
5
-стойка оси коромысел;
6
—канал в голов­ке блока;
7—
канал в блоке;
8—
полнопаточный масляный фильтр;
9
—штанга;
10
—толкатель;
11
— главная масляная магистраль;
12—
отверстие в кор­пусе распределителя.
13—
полость;
14—
маслопровод к полно поточному масляному фильтру;
15
и
16—
соответственно верхняя и нижняя секции масляно насоса;
17
и
21
— редукционные клапаны;
18-—
маслоприемник,
19
—поддон;
20
—маслопровод для слива масла из радиатора;
22
и
23—
соответ­ственно вторая и четвертая шейки распредели­тельного вала

Смазочная система двигателя ЗИЛ-508.10.Схемы смазочных систем двигате­лей ЗИЛ-508.10 (рис. 6.2) и ЗМЗ-53-11 аналогичны, поэтому рассмотрим только схему подвода масла в зоны трения. Во время работы двигателя верхняя секция масляного насоса 3

по маслопроводу
4
нагнетает масло в полнопоточный центро­бежный очиститель
8.
Далее масло поступает в маслораспределительную ка­меру
5.
расположенную в задней перегородке блока цилиндров. Из камеры наг­нетается в левый
11
и правый
21
магистральные каналы. Из левого кана­ла
11
масло, смазав толкатели, поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, а из правого канала, смазав толкатели правой группы цилиндров, масло поступает к компрессору по трубо­проводу
12,
откуда по трубке
13
сливается в поддон двигателя. В колен­чатом валу имеются каналы
18
для пода­чи масла к шатунным шейкам. Средняя (третья) опорная шейка распределитель­ного вала имеет три отверстия. При их совпадении с отверстиями в блоке цилинд­ров масло пульсирующим потоком посту­пает по каналам к головкам блока, затем по отверстиям в стойках — в полые оси
24
коромысел (рис. 6.2, б). Масло смазывает втулки коромысел и далее поступает к регулировочному винту и верхнему наконечнику штанги (рис. 6.2, в). Бойки коромысел и стержни клапанов смазываются масляным туманом или мас­лом, поступающим самотеком.

У некоторых двигателей (автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ и др.) на нижних головках шатунов сделаны небольшие 1,5 мм отверстия (рис. 6.2, г), по которым при совпадении их с отверстиями в шатун­ных шейках коленчатого вала подается пульсирующий поток масла на стенки цилиндров или кулачки распределитель­ного вала.

Нижняя секция масляного насоса при открытом кране 2

нагнетает масло по трубопроводу
1
в масляный радиатор
14,
из которого масло по трубопрово­ду
15
сливается в поддон
20.
Масляный радиатор воздушного охлаждения уста­новлен перед основным радиатором систе­мы охлаждения. Выполнен он из оребренной алюминиевой трубки. Масляный радиатор автомобиля ЗИЛ-431410 должен быть постоянно включен и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже 273 К.

При снижении давления в смазочной системе до 0,03…0,06 МПа на щитке приборов загорается контрольная лампа 7

красного цвета. В корпусе центробежного очистителя установлен перепускной клапан, отрегулированный на перепад давле­ний, равный 0,1 МПа. Клапан предназ­начен для перепуска масла в распреде­лительную камеру при увеличенном его расходе вследствие износа подшипников двигателя.

Читайте также  Где находится фильтр тонкой очистки топлива?

Рис. 6.2. Схема смазочнойсистемы двигателя ЗИЛ-508.10:

—общая схема;
б
—подача масла в ось коромысла;
в
—смазывание регулировочного винта и верхнего наконечника штанги;
г-
смазывание стенки цилиндра;
1—
трубопровод подачи масла в масляный радиатор;
2
—кран включении масляного радиатора;
3
—масляный насос;
4
—маслопривод от насоса к центробежному очистителю;
5—
маслораспределительная камера;
6
—указатель давления масла (манометр);
7
—контрольная лампа аварийного сни­жения давления наела;
8
—полнопоточный цент­робежный очиститель;
9
— воздушный фильтр;
10
— кривошипно-шатунная группа компрессора (смазывание разбрызгиванием).
11
—левый ма­гистральный канал.
12
-трубопровод подачи масла для смазывания компрессора;
13 —
трубка для слива масла из компрессора;
14
—масляным радиатор;
15
—трубопровод для слива масла из радиатора;
16
-зубчатое колесо распределительного нала;
17
—зубчатое колесо коленчатого вала;
18
-канал, соединяющий коренную шейку с шатунной;
19 —
грязеуловительная полость;
20
—поддон;
21 —
правый магистральный канал;
22—
маслоприемник:
23
—ка­нал к стойке пен;
24
—полая ось коромысла;
25 —
отверстие вшатуне для подачи масла на стенку цилиндра



Двигатель ЗМЗ-402 технические характеристики

Капитальный ремонт ЗМЗ 402: принципы, процессы

Двигатель ЗМЗ 402, который производился на Заволжском моторном заводе, стал настоящей легендой отечественно автомобилестроения целой эпохи. Он устанавливался на многие модели автомобилей, таких как Волга, УАЗ, Газель и прочие. Но, поскольку силовой агрегат перестали выпускать, а его эксплуатация проводится по этот день, то периодически это движки нуждаются в ремонте.

Причины проведения капитального ремонта

Любой двигатель в процессе эксплуатации изнашивается, и это случается не только с внутренними элементами, но и снаружи. На этот показатель влияет много факторов, которые разрушают двигатель. Итак, рассмотрим, причины, по которым движку ЗМЗ 402 необходим ремонт, особенно, что касается капитального восстановления:

  • Как упоминалось ранее — износ. Этот фактор и процесс не щадит даже самые совершенные силовые агрегаты. Происходит это вследствие воздействия на детали — трения, высокой температуры, попадания охлаждающей жидкости.
  • Коррозия. Процесс окисления металла неизбежен, и хоть двигатель сделан с алюминия, то коррозионные повреждения внутренней и наружной части автомобиля неизбежны.
  • Механические повреждения. В процессе эксплуатации двигателя возможны повреждения наружной части блока и других элементов сердца автомобиля.
  • Манера езды. Еще один фактор, который повышает степень износа. Постоянная езда на высоких оборотах, а также ненадлежащая эксплуатация мотора может привести к повышенному износу.
  • Несвоевременное обслуживание также может привести к скорому износу внутренних узлов. Так, накопление в силовом агрегате металлической стружки и несвоевременная замена масла может привести к быстрому износу и проведению ремонта.
  • Хранение. Как и любая техника, автомобиль и его компоненты хотят быть в сухом и теплом месте. Так, двигатель, который постоит несколько дней на сильном морозе, уже нормально функционировать не сможет. Это связано со свойствами масла, которое уже не способно защищать мотор в полном объеме.
  • Другие факторы, которые могут повлиять на износ, что приведет к ремонту.

Процесс капитального ремонта двигателя

Процесс проведения ремонта, в том числе и капитального, для двигателя ЗМЗ 402 и его модификаций, похожий с другими силовыми агрегатами серии. Все силовые агрегаты, произведенные и выпущенные Заволжским заводом по конструктивным характеристикам похожи, а поэтому ремонт проводится достаточно легко. Итак, рассмотрим, как отремонтировать движок ЗМЗ 402 своими руками.

Демонтаж двигателя

Ремонт двигателя ЗМЗ 402 начинается с демонтажа силового агрегата. Этот процесс достаточно простой, но рекомендуется выполнять его в четыре руки. Но, есть одно отличие, если ДВС снимается с Волги, то это одна последовательность процедур. Что касается 402-го двигателя Газель, то здесь немного технология демонтажа отличается. Чтобы не запутаться, рассмотрим классический процесс съема мотора с автомобиля Волга.

Итак, какую последовательность операций необходимо выполнить автомобилисту, что снять движок с транспортного средства:

  1. Сначала, демонтируется АКБ и откручивается его полка.
  2. Далее, необходимо снять воздушный фильтр и карбюратор.
  3. Отсоединяем приемную трубу от выпускного коллектора.
  4. Выкручиваем свечи зажигания, снимаем провода и трамблер.
  5. Сливаем моторное масло.
  6. Отсоединяем топливную систему.
  7. Снимаем крыльчатку вентилятора.
  8. Демонтируем стартер и генератор, а также проводку, связанную с ними.
  9. Отсоединяем сцепление от коробки передач.
  10. Демонтируем корпус масляного фильтра.
  11. Снимаем радиатор и патрубки системы охлаждения.
  12. Демонтируем впускной и выпускной коллектор.

Далее, когда все разобрано, снимаем полностью капот, чтобы можно быть беспрепятственно, вытянуть двигатель. Проводим демонтаж силового агрегата, зацепив его за тельфер или лебедку. Теперь, устанавливаем мотор на специальный стенд, если такого нет, то на поддоны и приступаем к его разборке. Автомобилисту необходимо разобрать свой двигатель полностью.

Для этого снимаем детали в следующей последовательности: сцепление, клапанная крышка, поддон, головка блока цилиндров, масляный и водяной насосы, поршни, бугеля, коленчатый вал. Теперь можно приступить к процедуре диагностики состояния деталей.

Диагностика неисправностей

Диагностика деталей мотора начинается с осмотра целостности блока цилиндров и коленчатого вала. При необходимости корпус может завариваться специальной сваркой. Если блок сильно подвержен разрушениям, то следует его заменить на новый.

Следующим этапом проведения диагностики становится промер цилиндров. Стандартом для ЗМЗ 402 считается размер 92 мм. Но, если есть выработка на стенках, царапины или раковины, то придется точить до следующего размера. А если промер показал, что стенки уже имеют ремонт, то нужно в обязательном порядке точить до следующего, поскольку цилиндры имеют выработку и ее необходимо устранить.

Рассмотрим, таблицу размерности ремонтов для силового агрегата 402 и его модификаций:

Ремонт Размер
Стандарт 92,0 мм
1 92,5 мм
2 93,0 мм
3 93,5 мм
4 и более Гильзовка блока (установка гильз стандартного размера 92,0 мм)

Следующим исследуемым становится коленчатый вал. Так как и с блоком цилиндров необходимо промерить шейки на размер, наличие повреждений и твердость. Если по все показателям и критериям коленвал можно точить, то определяется вид ремонта. Кстати, номер ремонта коренных и шатунных шеек могут между собой отличаться.

Рассмотрим, таблицу размерности ремонтов для коленчатого вала 402 и его модификаций:

Вид ремонта Размер
1 0,05 мм
2 0,25 мм
3 0,50 мм
4 0,75 мм
5 1,00 мм

Все остальные детали диагностируются согласно руководству по эксплуатации и ремонту двигателей ЗМЗ 402.

Расточка блока

Расточка блока цилиндров проводится на специальном расточном стенде согласно предварительно определенному размеру. После проведения протоки, стенки цилиндров поддаются хонинговке, то есть доводятся до зеркального состояния.

Это делается с целью, чтобы маслосъемные кольца надлежащим образом снимали масло со стенок цилиндров. После проведения всех операций, необходимо прошлифовать поверхность блока цилиндров на 0,05 мм, а затем вымыть его от металлической стружки.

Ремонт коленчатого вала

Ремонт коленчатого вала, также, проводится на специальном станке с круглым каменным диском разной зернистости. Шейки вала шлифуются согласно ранее установленному размеру, под определенного размера вкладыша.

Ремонт головки блока

Отремонтировать головку блока цилиндров удается не всегда, поскольку многие автомобилисты используют вместо тосола воду, а это разрушает структуру детали. Так, прежде чем приступать к ремонту следует разобрать узел и определить его ремонтопригодность. Если понадобиться, то заменить корпус ГБЦ на новый.

В процессе разборки определяется, какие детали необходимо заменить. Как показывает практика, зачастую, замене подлежат: впускные и выпускные клапаны, седла, направляющие втулки, сальники клапанов и распределительного вала.

Прежде чем установить новые направляющие втулки, они проходят процесс «развертки» или проточки. Конечно, можно оставить старые, но тогда ремонт проводится за технологией k-line, где непосредственно ставятся бронзовые втулки. Остальные операции проводятся стандартно.

Процесс сборки

Когда все отремонтировано, можно приступить непосредственно к процессу сборки. Для этого все детали сносятся в одно место, и начинается волшебство непонятное многим. Рассмотрим последовательность действий сборки силового агрегата:

  1. Устанавливаем коленчатый вал и коренные вкладыши, которые фиксируются бугелями.
  2. Собираем воедино поршни и шатуны.
  3. Закрепляем нижнюю шейку шатуна к коленчатому валу, при этом, не забыв поставить шатунные вкладыши.
  4. Устанавливаем масляный насос и закрываем поддон.
  5. Ставим сцепление и проводим балансировку с коленчатым валом.
  6. Устанавливаем головку блока цилиндров, при этом прокладку необходимо смазать графитовой смазкой, если на ней нет герметика.
  7. Устанавливаем клапанную крышку.
  8. Все остальные детали устанавливаются в том же порядке.

После сборке силового агрегата, его необходимо установить на автомобиль. Сборка проводится о обратном порядке от разборки.

Обкатка

Обкатка движка ЗМЗ 402, если ремонт проводился самостоятельно, проводится только на горячую. Так, двигатель должен поработать в разных режимах. Рассмотрим, как обкатать двигатель после капитального ремонта:

  • При помощи ручного способа проводиться накачка топливной смеси.
  • Далее, непосредственно идет пуск силового агрегата.
  • Сначала, обороты составляют 1000-1200 в минуту.
  • Спустя 5 минут их необходимо увеличить при помощи педали акселератора до 2000 об/мин. И так мотор должен проработать около 7 минут.
  • Далее, опустить обороты до 1200 в минуту и давать проработать 2-3 минуты.
  • Двигатель глушиться и ему дают остыть.
  • Проводиться регулировка клапанов.
  • Процесс повторить.

Таким образом, двигатель будет обкатан и готов к дальнейшей эксплуатации. Если в процессе обкатки появились подтеки или стуки, стоит определить неисправности и устранить их. При этом мотор эксплуатировать нельзя.

Техническое обслуживание после проведения капитального ремонта

Техническое обслуживание после капитального ремонта 402-го кардинально не отличается от обычного ТО. Разницу составляет только время пробега. Итак, рассмотрим, когда необходимо делать техническое обслуживание, и какие процедуры проводятся:

  1. 1000 км: замена масла и масляного фильтра.
  2. 8000 км: замена масла, масляного и воздушного фильтра, свечей зажигания, высоковольтных проводов, фильтра тонкой очистки топлива.
  3. 17000 км: замена масла, масляного фильтра, топливного фильтра.
  4. 25000 км: замена масла, масляного и воздушного фильтра, свечей зажигания, высоковольтных проводов, фильтра тонкой очистки топлива, регулировка клапанов.
  5. 35000 км: замена масла, масляного фильтра, топливного фильтра, замена ремня ГРМ и генератора.
  6. 45000 км и последующие: замена масла и масляного фильтра. Каждые 20000 км меняется — топливный и воздушный фильтр, регулируются клапана. Каждые 40000 км пробега — замена ремня ГРМ.

Замена масла в двигателе

Одним из самых проводимых процессов, после проведения ремонта, является — замена моторного масла. Завод изготовитель рекомендует проводить смену смазочной жидкости на ЗМЗ 402, не позднее 10000 км пробега от предыдущей замены.

Рассмотрим, последовательность действий направленных на замену моторного масла:

  1. Демонтируем клемму-минус с аккумулятора.
  2. Снимаем нижнюю металлическую защиту двигателя.
  3. Подставив емкость, откручиваем сливной болт и ждем, пока вытечет масло.
  4. Откручиваем верхний болт крепления масляного фильтра и вынимаем фильтрующий элемент.
  5. Устанавливаем новый фильтр, при этом не стоит забывать, что уплотнительные резинки между корпусом и крышкой также стоит сменить.
  6. Закручиваем сливной болт, не забыв заменить уплотнительную прокладку.
  7. Через заливную горловину, заливаем 5,5 литра нового масла.
Читайте также  Как поменять салонный фильтр на митсубиси асх?

Процесс замены масла на ЗМЗ 402 достаточно простой, и проводится легче, чем на автомобилях серии ВАЗ.

Вывод

Ремонт ЗМЗ 402 — это целый комплекс операций, который необходим для восстановления двигателя до заводских норм. Так, отремонтированный силовой агрегат становиться почти новым, а ресурс пригодности составляет около 90%.

Для того чтобы провести капитальный ремонт стоит сделать многое, а именно — расточить блок цилиндров, сделать проточку коленчатого вала, перебрать головку блока, а также заменить попутные детали, такие как водяной и масляный насос.

Ремонт и замена масляного насоса ЗМЗ-402

Маслонасос двигателя представляет собой обычный шестеренчатый насос.

Принцип действия насоса: при вращении шестерен на стороне входа создается разряжение, в результате чего жидкость заполняет впадины между зубьями и в них перемещается со стороны входа в сторону выхода.

Маслонасос снимаем, если давление масла не соответствует норме и при капитальном ремонте двигателя.

Чтобы снять маслонасос, нужно снять поддон картера, как описано в статье – «Как разобрать двигатель ЗМЗ-402».

Головкой или ключом на 13 отворачиваем две гайки, крепящие масляный насос

Когда сняли маслонасос из-за дефекта – (давление масла не соответствует норме), то сразу надо обратить внимание на сетку заборника маслонасоса.

Бывает что сетка маслоприемника очень сильно забита и поэтому мало давление масла.

Промывать маслонасос можно в сборе окунуть в емкость с бензином, и вращая ведущую шестерню, промываем насос.

Разборка масляного насоса

Ключом на 12 отворачиваем четыре винта крепления маслоприемника

Снимаем маслоприемник масляного насоса

Вынимаем ведущую шестерню

Вынимаем ведомую шестерню

Расшплинтовываем крепление редукционного клапана и извлекаем его детали

Осмотр и дефектация масляного насоса

1. Если на перегородке (крышке для мод. 402) есть выработка от шестерен, ее нужно прошлифовать, чтобы не осталось следов выработки.

2. Осмотреть корпус. Если он сильно изношен, нужно заменить насос.

3. Шестерни в корпусе насоса должны вращаться совершенно свободно.

4. Плунжер редукционного клапана должен перемещаться в корпусе совершенно свободно.

5. Осмотреть пружину редукционного клапана. Если на ней заметны трещины или поломаны витки — пружину заменить.

Длина и жесткость пружины подобраны на заводе таким образом, чтобы работа редукционного клапана была оптимальной, поэтому нельзя изменять каким-либо образом длину и жесткость пружины.

Для двигателя ЗМЗ-402, чтобы сжать пружину до длины 40 мм, необходимо приложить усилие 43,5– 48,5 Н (4,35–4,85 кгс).

Если пружина не удовлетворяет хотя бы одному из этих требований, ее нужно заменить.

Зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса должен быть 0,040-0,140 мм.

При измерении плоским щупом зазор между наружным диаметром шестерен и корпусом должен быть 0,120-0,215 мм

Зазор между зубьями шестерен должен быть не больше 0,15 мм

Если эти величины не соответствуют, то нужно заменить детали насоса или заменить насос

Сборка насоса

Собираем масляный насос в обратной последовательности, смазав трущиеся детали моторным маслом.

При сборке насоса двигателя мод. 402 под крышку насоса нужно поставить картонную прокладку толщиной 0,3 мм.

Запрещается ставить прокладку другой толщины или применять при установке прокладки герметик, краску и т.п., так как это приведет к снижению производительности насоса.

Устанавливаем насос в обратной последовательности.

Гайки крепления маслонасоса затягиваем моментом 18-25 Нм (1,8-2,5 кгс.м).

Замена прокладки поддона ЗМЗ-402

Приветствую.
Течёт масло из под прокладки поддона. Заменил уже 2 штуки-течь не прекращается. Ставил резино-пробковую, предварительно обмазывая герметиком, результатом не доволен. Масло так всё и течёт. При прижиме прокладке(даже не большом) начинает вылазить и рваться. В общем хочу поставить пробковую. Хочется узнать ваше мнение и советы, и Каким герметиком лучше пользоваться? Надоело доливать масло каждые 2 дня.

Смотрите также

Комментарии 52

Не мучайся, купи железную прокладку и забудь.не слушай ни кого, пробковую надо уметь тянуть, и они все равно будут течь.в моем БЖ посмотри.

Читал, что на 402 нет железной, это только на 406

Тогда печалька.поищи, не только почитай.а нет, выреж из паранита.

Я уже пробку поставил, хорошо держит

А при чем тут прокладка…ты поддон на плоскость проверь а том походу уже барханы выросли а ты все тянешь

поддон сегодня смотрел-ровный, ровный. а гайки поддона открутил почти от руки, а прокладка рваная вся.

попробуй для начала поддон простучать тихонько на бруске ровном!

Скидываешь поддон, смотришь его края, неровности рихтуешь, прокладку ставь картонную с не небольшим количеством герметика(красного)гайки не тяги сильно так они руки с небольшим натягом.
Что прокладка поддона, что клапанной крышки не любят сильного затяга

На «Тойоте» вешал поддон БЕЗ прокладки на серый герметик «ABRO». Потом при разборке двигателя поддон еле оторвали)
www.drive2.ru/l/10309726/

но герметик использую всегда только витя рейнз.

ставил резиновую и герметиком мазал. По поддону теперь ржа пошла

не ставь резино пробковые прокладки мне чел сказал что это кака))

Я себе ставил пробку и мазал тонким слоем герметика, уже год все отлично.

Только волгари и газелисты обладают особым скилом сажать резину и пробку на герметик. И патрубки. Патрубки, Карл! И любись потом, очищай всю эту порнографию.

пробковую прокладку сильно не затягивай никогда! она так не работает! вроде тянешь 65-75% от обычного.

Смотря где течет.Если смотря из ямы вы видите течь сзади мотора это может быть вовсе не поддон, а прокладка крышки головки блока или набивка с флажками.
А металлический поддон перед установкой надо править молотком, любит эта машина молоток и кувалду.
И еще мне кажется, что собрать этот мотор
не снимая, что бы не тек, невозможно.

Ставь прокладку из картона.

Я тоже их, штук 5 перебрал.Оказалась течь в районе флажков.

Да не сопливит 402. Если всё по уму сделано. Лью синтетику. Она при нагреве сохраняет вязкость, а минералка как вода. Пробег 160тык. Под крышкой абсолютно чисто.
Снаружи мотор мыть надо. Тогда будут видны сопли и х легко устранить. Делов на 100руб. Использую самый дешёвый очиститель мотора.

если привалочная плоскость поддона ровная! И сделано всё! АККУРАТНО прокладки не перетянуты ничего не течёт! (возьми стекло и приложи поддон—сразу все увидишь!)

Если Волга не течет — значит масло в ней закончилось) Ну а если серьезно, идеально устранить все равно не удастся, уж конструкция такая, что у 402, что у 406, все равно они в масле в 80% случаях. Сопливить понемногу будет все равно. Но вот так уж конкретно выгонять масло не должно. Сам поддон то ровный?

ничего подобного. за год расход масла такой, что на щупе до сих пор между мин и макс.герметик хорош там где без него нельзя, например на крышке толкателей -там пробковая прокладка вырубается больше чем нужно. Шпильки сажать на фум ленту, не перетягивать гайки. Ах — да я лью синтетику.

На то они и исключения. А сколько добивался то этого?) Через мои руки прошла туча машин и у всех одни и те же проблемы. масло по низу шпателем чистить можно. Зачем в 402 синтетика мне не понять, у двигателей и так давление хромает на малых оборотах, лучше и дольше он от этого работать не станет и не полетит уж точно. Ну да каждый делает свой выбор и спорить о маслах дело последнее. Главное чтобы нравилось как говориться)

синтетика, потому что увидел разницу с минералкой и стакан заменён на современный фильтр, а радиатор был вырезан ещё до меня.давление держится в норме вплоть до времени замены. как правило при падении давления я меняю масло и ещё ни разу не прогадал:) но вы правы, 402 каждый уникален. что подходит одному — принесёт вред другому.

И совсем бы хорошо все шпильки вернуть на место на фиксатор-герметик. И притягивать гайками. Часто шпильки выкручиваются и текут по резьбе.
Так же перед монтажом всё обезжирить. Можно очистителем тормозов.

а прокладку на герметик надо? и какую лучше картонную или пробку?

Я ж тебе выше всё написал. Герметик не нужен. Прокладка толстый картон.

Напротив первой камеры с торца.

Вентиляция картера исправна?

Снимаешь клапанную крышку, вытаскиваешь сетки, всё моешь и назад собираешь. Малую ветвь продуть и можно очистителем карбюратора прыснуть.

У меня карбюратор к 126 гм(на нём нет штуцера под трубку вентиляции картерных газов), а клапанная крышка имеет штуцер.

Обычно на коллекторе уже есть штуцер. Если штуцера нет, то можно просто заглушить малую ветвь.

А если вентиляция нарушена, то как это влияет на течь масла?

Повышается давление картерных газов на ХХ. Начинает течь со всех щелей. Прокладки давление не держат. Они работают без давления, а при исправной вентиляции картера при разряжении.

Сам поддон должен быть ровным. Выровнять его. И ещё там по резьбе масло идёт. Нужно герметик для резьбы или химию какую. Плюс вентиляция картерных газов должна быть исправна.

шпильки нужно выкручивать и сажать на фиксатор резьбы?

По мануалу там лак используется какой-то. Но не для фиксации, а для устранения утечки по резьбе. Есть сейчас всякая химия. Так и называется герметик для резьбы.

Запомни раз и на всегда, что прокладки не мажутся герметиком на то они и прокладки, и тем более уж пробковая, ее категорически нельзя мазать герметиком. Перед установкой прокладки повехжности должны быть ровными и чистыми, тобишь обезжиренный!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: