Что будет если разбить каршеринговую машину?

Что делать, если попал в ДТП на каршеринговом автомобиле

Сервисы каршеринга работают в Москве уже несколько лет. Часто аренда каршерингового автомобиля оказывается более выгодной в сравнении с такси, но в некоторых ситуациях выгода сомнительна. Среди них — ДТП на арендованном автомобиле. Чтобы избежать больших финансовых потерь, при аварии нужно действовать правильно.

Сразу после ДТП

Операторы каршеринга требуют немедленно уведомлять их об аварии, но сначала водителю нужно:

  • остановить автомобиль, включить аварийную световую сигнализацию;
  • выставить знак аварийной остановки (должен быть в багажнике у каждого каршерингового авто);
  • вызвать на место аварии инспектора ГИБДД.

После этого можно звонить в колл-центр и сообщать об аварии.

Что на практике? Некоторые сервисы принимают уведомления о ДТП не только по телефону, но и онлайн. Лучше все-таки дозвониться до оператора и получить у него информацию по дальнейшим действиям. Ответа в мессенджере можно и не дождаться.

Если вы не виноваты в ДТП

Все автомобили сервисов каршеринга должны иметь полисы ОСАГО. Еще до начала поездки проверьте, что полис находится в бардачке автомобиля с другими документами. Порядок действий стандартный: инспектор оформляет ДТП, выдает справку. Оформленные им документы водитель оставляет в бардачке автомобиля, запирает его и завершает аренду. Дальше компания-арендодатель урегулирует вопросы со страховкой и ремонтом самостоятельно.

Если водитель каршеринга виноват в ДТП

Финансовые последствия определяются условиями договора и выбранным тарифом аренды. Каршеринговые компании прописывают лимиты ответственности для арендаторов, допустивших ДТП по своей или обоюдной вине, в договоре. Итоговая сумма складывается из:

  • штрафа за нарушение ПДД или повреждение автомобиля. Размер штрафа определяется суммой причиненного арендованной машине ущерба, обычно это — несколько фиксированных сумм;
  • процента от суммы ущерба. При небольших повреждениях процент может отсутствовать, и водитель оплачивает только штраф. Чем сильнее поврежден автомобиль, тем больший процент удержит с клиента каршеринг;
  • сопутствующих расходов (проведение экспертизы, почтовые расходы и т.п.). Формируя итоговый счет, сервисы каршеринга учитывают все свои расходы.

Самый безопасный вариант — выбирать тарифы без финансовой ответственности за повреждение авто. Они дороже, но в этом случае водитель точно не будет оплачивать ремонт машины. Учитывайте, что даже тариф с КАСКО может не освобождать от штрафа за нарушение ПДД.

Полностью от ответственности при ДТП освобождает только тариф «Сказка» сервиса Делимобиль. Тарифы с КАСКО предусмотрены у сервисов ANYTIME, CAR5, EASYRIDE, YOUDRIVE, BELKACAR, LIFCAR, RENTMEE, Яндекс.Драйв, но для них действует франшиза от 10 до 50 тыс. руб. Франшиза — это сумма, которая обязательно выплачивается клиентом в случае ДТП по его вине. У сервисов CARENDA, CAR4YOU, CARLION, КАРУСЕЛЬ предусмотрены только тарифы с ОСАГО — они покрывают ответственность перед другим участником ДТП, но ущерб арендованному автомобилю клиент компенсирует за свой счет.

Если был выбран стандартный тариф, нужно:

  • проследить, чтобы инспектор ГИБДД оформил справку правильно, точно описал повреждения на участвовавших в ДТП автомобилях;
  • сфотографировать повреждения при хорошем освещении. Лучше сделать фото всего автомобиля «по кругу», чтобы в итоговой оценке ущерба не появилось неприятных сюрпризов;
  • если возможно — взять контакты у свидетелей ДТП (пригодятся, если дело дойдет до суда).

Последствия ДТП на автомобиле каршеринга

В таких ситуациях каршеринговые компании действуют, соблюдая условия договора, но не всегда правомерно.

Дополнительные повреждения. В отчете о ремонте можно обнаружить повреждения автомобиля, которых в момент ДТП не было. В практике «Инвест Консалтинг» — случай, когда каршеринговая компания пыталась отремонтировать машину за счет клиента. В его счете к помятому бамперу и треснувшей фаре добавился скол на двери, деформация законцовки лонжерона, повреждение спойлера на бампере. Все повреждения находились вне зоны удара при аварии. Каршеринг в своем расчете приписал и несколько нормочасов на ремонт деталей с незначительными повреждениями, что тоже увеличило общую сумму ущерба. Мы рекомендуем внимательно проверять документы, которые присылает каршеринг.

Самовольное списание денег с карты. Штраф списывается в фиксированном размере в сроки, установленные договором. Дополнительно может быть списан определенный процент от ущерба (его размер каршеринг рассчитывает самостоятельно). Так как сервис имеет доступ к счету клиента, тот не успевает даже возразить перед списанием. Возможны списания и «по ошибке». Любые такие транзакции каршеринг должен обосновывать. Если списано лишнее, с компании можно и нужно требовать возврата денег и выплату неустойки за пользование чужими средствами.

Не связанные с ДТП повреждения. Клиент после ДТП запирает машину, завершает аренду и уходит. Автомобиль приезжает на осмотр, который кроме полученных в аварии дефектов выявляет дополнительные повреждения, явно не связанные с ДТП. Счет за них выставляют клиенту. Это происходит из-за невнимательного осмотра автомобиля до начала аренды. Если кузов запылен, забрызган грязью или снегом, сколы или вмятины легко пропустить. Мы рекомендуем внимательно осматривать автомобиль, фотографировать его до начала поездки, сообщать сервису о любых, даже незначительных дефектах, чтобы потом не оплачивать окраску крыла или дверцы из-за пропущенного при осмотре скола.

Что не нужно делать?

Пытаться скрыть ДТП. Если автомобиль поврежден, следующий арендатор сообщит об этом. Если при этом вы скрылись с места аварии, последствия будут серьезными: выплата штрафов, полная компенсация ущерба и лишение водительских прав.

Оформлять европротокол. Составление европротокола запрещено всеми каршеринговыми сервисами. Любое ДТП оформляется с обязательным вызовом инспектора ГИБДД.

«Решать вопрос» на месте. Даже если у второго водителя не будет к вам претензий, оператор запросит компенсацию повреждений.

Как защитить финансы от каршеринга?

Компания «Инвест Консалтинг» рекомендует фиксировать повреждения автомобилей, следить за правильностью оформления документов инспектором ГИБДД. Важно участвовать в процессе урегулирования убытков: присутствовать при экспертизе, тщательно проверять документы по оценке ущерба и конечно не прятаться, а вести переговоры. Если вы не согласны с требованиями, у вас есть право самостоятельно провести независимую экспертизу и подать по ее результатам претензию каршеринговой компании или иск в суд.

Если Вы сомневаетесь в своих навыках, то лучше использовать такси – это выйдет дешевле!

ДТП на каршеринге: что нужно знать

Попал в ДТП: что делать?

При любом ДТП порядок действий идентичен говорит Алена Зеленовская, руководитель практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × Закон не делает исключений для арендованных машин. Нужно остановиться, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и позвонить в ГИБДД. Главным отличием, по словам Татьяны Мацуковой из ЮК «Генезис», будет то, что о случившемся нужно оповестить и арендодателя. В некоторых договорах прописано, что сделать это нужно немедленно, при первой возможности. Сообщить о ДТП можно как через приложение, так и по номеру телефона. А заодно узнать, можно ли составить европротокол. То есть самим оформить ДТП без вызова полицейских. Многие компании не позволяют пользоваться упрощенной схемой. У оператора нужно уточнить и список необходимых документов, и сроки их предоставления компании.

Обязательно нужно сделать как можно больше фото и видео с места ДТП. Это может пригодиться в будущем. После составления протокола необходимо снова позвонить диспетчеру каршеринговой компании, сообщив о завершении формальных процедур. Михаил Чернокозов, юрист отдела судебной практики ЮФ Солнцев и партнеры Солнцев и партнеры Региональный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 27-31 место По количеству юристов × предупреждает, что «на слово» верить операторам нельзя. Лучше все условия узнать в договоре. Он делится случаем из практики компании:

Водитель не справился с управлением и съехал с дороги на арендованной машине. Сразу позвонил оператору каршеринга, тот сказал, что с места ДТП после оформления можно уезжать, никакие бумаги привозить не нужно. Спустя время клиент узнал, что на него подари в суд и согласно договору из-за непредставления документов компании ответственность за причиненный машине ущерб ложится на плечи водителя. Фактически автолюбителя в заблуждение ввел сам оператор, несмотря на это, первая инстанция требования удовлетворила и взыскала с ответчика 500 000 руб. После этого водитель обратился к юристам и с их помощью заключил мировое соглашение, выкупив пострадавшую машину.

В большинстве случаев в договоре компании прописывают не только ответственность за нарушение сроков передачи документов о ДТП, но и за их неправильное оформление. Так, один из популярных сервисов краткосрочной аренды указал, что клиент выплатит всю сумму ущерба, если некорректно запротоколирует аварию. Этот подход связан с отказом страховой оплачивать ремонт машины, объясняет Антон Атяскин, адвокат АБ Яблоков и партнеры Яблоков и партнеры Региональный рейтинг. × .

Если вы не виноваты в ДТП, то просто дождитесь завершения оформления, сообщите об этом в каршеринговую компанию и проследите за правильностью заполнения всех документов.

Аким Ложковой, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Региональный рейтинг. ×

Если вы виновник

Если ДТП устроил сам арендатор, то кроме штрафа от ГИБДД за нарушение правил дорожного движения водителю нужно быть готовым заплатить оператору каршеринга, говорит Атяскин. Компании потребуют выплатить и обязательный штраф, его сумма индивидуальна у каждой фирмы и зависит от тарифа. За обычную машину может быть один, и совсем другой за ущерб авто премиум-класса.

Один из самых громких скандалов с завышенными ценами в случае аварии на каршеринге произошел в 2016 году. Тогда водитель на арендованном авто попал в ДТП, проехав на красный свет. После этого компания выставила ему счет почти на 600 000 руб. Об этом он сообщил на своей страничке в социальных сетях и заявил, что намерен судиться с оператором каршеринга. После скандала компания пересмотрела тарифы и снизили сумму требований до 150 000 руб (См. «Делимобиль» отменил полумиллионный штраф клиенту за разбитый автомобиль)

Читайте также  Esc что это такое в машине?

Не все каршеринговые компании покупают КАСКО, поэтому включают в договоры условия о частичном возмещении ущерба автомобилю по вине арендатора. Причем путем списания денег с карты в безусловном порядке.

Алена Зеленовская, адвокат, руководитель практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. ×

У некоторых фирм есть так называемая франшиза «Виновника». То есть, при оформлении полиса КАСКО они заключают договор с определённым порогом. Чем он выше, тем дешевле сама страховка. В случае ДТП виновный водитель выплачивает только обозначенную сумму, а все остальное компенсирует страхования компания. Например, франшиза — 100 000 руб., а ущерб 30 000 рублей — придется заплатить все, но если дефекты авто оценят в 400 000 руб., то клиент каршеринга возместит только 100 000 руб. Если водитель не согласен с цифрой, которую насчитали за повреждения машины, он может написать жалобу арендатору. Если договориться не выходит, надо обращаться в суд. Мацукова предупреждает, что подсудность может быть предусмотрена договором.

В январе 2019 года Иван Мышкин* арендовал у ООО «Каршеринг Руссия» автомобиль, но не выдержал безопасную дистанцию и въехал во впереди идущую машину. Его признали виновником аварии. Тогда компания оценила причиненный ТС ущерб, он согласно заключению составил больше 500 000 рублей. Вернуть деньги водитель не захотел, общество обратилось в суд. Компания просила не только взыскать средства на ремонт, еще и расходы на экспертизу, штраф за невыполнение требований договора о возмещении ущерба и пени – всего почти 600 000 руб. В суде водитель заявил, что в иномарке были неисправны тормоза, это и стало причиной столкновения. Но так как доказательств он не предоставил, первая инстанция встала на сторону арендатора авто. Суд решил, что клиент должен выплатить всю заявленную сумму, так как отказ от исполнения обязательств по договору недопустим (дело № 2-879/2020, вступило в силу).

Олег Ромашкин* взял машину в аренду и попал на ней в аварию, ее виновником признали водителя арендованной иномарки. Компания каршеринга сама оплатила эвакуатор и ремонт машины, а потом выставила счет Ромашкину. Сначала пыталась получить средства в претензионном порядке, а после через суд. Фирма просила выплатить не только деньги за восстановление транспорта, но и услуги оценщика, и штраф – согласно договору он составляет 20% от причиненного ущерба. Суд отметил, что водитель фактически повредил имущество компании, поэтому обязан возместить все убытки. Суд исходил из того, что вина в ДТП Ромашкина доказана, а сам он не представил доказательств в пользу снижения размера требований (дело № 2-5555/2019, вступило в силу)

Зеленовская говорит, что зачастую на практике именно арендатора обязывают доказывать невиновность в причинении вреда каршеринговому транспорту. Обычно в таких случаях суды учитывают, кого признали виновником ДТП. То есть сначала нужно попытаться оспорить именно это. Если не удалось, то пытаться уменьшить заявленную сумму. Здесь помогут фотографии и видео с места аварии, которые сделали сразу. Атяскин предлагает в качестве доказательств предоставлять заключения экспертов, с ним соглашается и Зеленовская. Независимая оценка поможет определить природу повреждений и стоимость ремонта.

В некоторых случаях операторы требуют вернуть не только деньги за восстановление машины, но и упущенную выгоду, ведь фактически автомобиль стоял на ремонте и не приносил выгоду. Пункт об этом могут включить в договор. Но у клиента есть шанс это оспорить.

ООО «Карусель» обратилось с иском к Игорю Журову*, требуя возместить ремонт авто и компенсировать упущенную выгоду. В 2018 году клиент взял в аренду иномарку, не справился с управлением и врезался в препятствие. В результате машина получила повреждения бампера, крыла, капота. Восстановление машины оценили в 164 300 руб., компания настаивала, что транспорт простаивал 58 дней. Истец рассчитал свои убытки исходя из стоимости количество минут, в течение которых автомобиль не мог использоваться по тарифу аренды. У него вышла крупная сумма – 167 000 руб. Суд первой инстанции и апелляция компанией согласились, так как пункт с расчетом упущенной выгоды есть в договоре. Арендовав машину, клиент согласился с этим. А кассация встала на защиту водителя: общество не подтвердило, что на ремонте ТС находилось 58 дней, не обосновало заявленную сумму (167 000 руб.) и не указало размер затрат, которые бы компания понесла при извлечении выгоды. Все это суд указал учесть и направил дело на пересмотр в апелляцию, который решение отменил частично (дело № 33-15223/2020).

Передал «руль» или был пьяный

Если пьяный водитель сел за руль арендованной машины, то помимо ответственности, установленной в 12.8 КоАП («Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения»), он будет обязан возместить ущерб остальным участникам, а также оплатить убытки и штраф арендодателю. Его сумму так же устанавливается каждая компания индивидуально.

«Поплатиться рублем» можно и за передачу права управления. Так, Марина Егорова* взяла в аренду Volkswagen Polo у Делимобиль. Машину остановили сотрудники ГИББД и выяснили, что за рулем находилась не сама женщина, а ее знакомая. Пассажирке предложили «дунуть в трубочку», но она отказалась. Тогда каршеринговый автомобиль эвакуировали на штрафстоянку, а саму Егорову направили на медосвидетельствование. Согласно договору Делимобиль, клиенту запрещено садиться за руль в состоянии опьянения или передавать управления третьим лицам, нарушение наказывается штрафом в 200 000 руб. Задолженность женщина не погасила, а после решила обанкротиться, тогда компания по аренде включилась в реестр кредиторов (дело № А40-231472/2019).

Если же тот, кто незаконно сел за руль, устроит аварию, то отвечать будут оба. Николай Серый* взял в краткосрочную аренду машину, но за руль сел не сам, а его знакомый, который не имел водительского удостоверения. Парень без прав стал виновником аварии, тогда компания каршеринга провела оценку повреждений авто, а после потребовала обоих возместить убытки, связанных с ДТП (сумма вымарана из акта). Деньги они не вернули, тогда компания обратилась к ним с иском. Суд поддержал общество и решил взыскать с пассажира и водителя солидарно всю сумму (дело № М-7284/2019, вступило в силу).

А вот за езду по фальшивому аккаунту штрафом не отделаться, уверена Мацукова. Чернокозов считает, что использование автомобиля с чужим аккаунтом могут расценить как угон, а в отношении нерадивого водителя возбудят уголовное дело по ст. 166 УК («Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»). А если такой водитель станет виновником аварии, то страховка не покроет ущерб. Клиенту каршеринга придется платить, причем и за чужой автомобиль тоже, отмечает Мацукова.

Скрыть факт ДТП

Скрыть факт повреждения автомобиля, покинув место ДТП, не лучшая идея, считает Атяскин. За это водителя могут лишить прав или арестовать до 15 суток согласно ст. 12.27 КоАП («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием»). На некоторых ТС установлены специальные датчики, чтобы определять состояние, местоположение авто. То есть оператор каршеринга точно установит личность пользователя и сможет взыскать ущерб в полном объеме. А самого автолюбителя внесут в «черный список». Пока у каждой компании он свой. Если же клиенту удастся скрыть несерьезное ДТП, то повреждения заметит следующий пользователь. Разбирательство займет некоторое время, но итог тот же самый – с виновника спишут ущерб в полном объеме, считает Чернокозов.

Поэтому Зеленовская советует перед тем, как нажать кнопку в приложении, убедиться, что с автомобилем все в порядке. Ведь именно этот жест означает приемку автомобиля, так как арендатор не подписывает бумажный акт приема-передачи. Эксперт рекомендует сфотографировать машину со всех сторон и только потом подтвердить прием нажатием в приложении.

ДТП на каршеринге: Что вас ждёт?

Каршеровод Александр Юрпалов попал в ДТП на Делимобиле и рассказал, что ждет виновника аварии, а чего бояться не стоит.

Доброго времени суток, друзья!

Хочу поделиться своим опытом попадания в ДТП на Делимобиле. Многие скажут, что подобный текст уже есть на ТШ, однако мне этот пост на многие вопросы не ответил, да и время идёт, многое меняется. Желаю, чтобы никому из вас не пригодилась информация из данного поста, однако кому-то точно пригодится. В данном посте рассматривается вариант, где вы являетесь виновником, всё описано с этой точки зрения.

Контекст ситуации

Ехал утром на учёбу на VW Polo по Шоссе Энтузиастов аккуратно, никому не мешал. Решил пропустить мадам на Kia перед собой, но не успел я набрать дистанцию – она по тормозам, и столкновение. ГИБДД признаёт меня виновным, оно и неудивительно.

Так как это моё первое ДТП в жизни – сразу паника, что да как, откуда брать деньги на оплату, может быть, не оформлять, а просто купить в магазине косметики лак и подкрасить (да-да, были и такие мысли), сердце колотится и так далее. Думаю, для каждого ДТП – это состояние стресса.

1. Включите аварийку, поставьте знак аварийной остановки в 15 метрах от автомобиля (да-да, 15 метров, а не четыре шага от машины).

2. Проверьте, есть ли пострадавшие. Это очень важно: автомобиль – источник повышенной опасности, вы, как водители, ответственны за здоровье и жизни окружающих Вас людей.

Если есть:
• Вызывайте скорую помощь
• Окажите первую помощь
• Позвоните в каршеринговую компанию

3. Визуально оцените ущерб. Когда у нас произошло столкновение, для меня было открытием, что грязь с её машины перешла на мою. Казалось сначала, что там прямо ужас, но после того, как полил водичкой и протёр тряпкой, картина стала очевиднее и приятнее.

4. Пусть вторая сторона звонит в полицию (если что – номер 112), вы же звоните в каршеринговую компанию и рассказывайте ситуацию. Первым делом у вас спросят, нужна ли скорая. Если что, они помогут ее вызвать. Дальнейший план действий они вам расскажут. Не бойтесь звонить им, они ваши лучшие друзья на данный момент. Если нужно, довольно оперативно может подъехать человек и помочь вам в этой ситуации (но это не у всех). Сообщив им, вы автоматически снижаете уровень своей материальной ответственности перед компанией до 30 тысяч рублей в моём случае (если не было серьёзного нарушения, таких как выезд на встречку, управление в состоянии алкогольного опьянения и т. д.) и до 0 рублей перед второй стороной ДТП, так как есть ОСАГО.

Читайте также  Сколько надо обкатывать новую машину?

5. Сделайте много фотографий. Со всех ракурсов. И повреждения тоже. И повреждения второй стороны ДТП тоже. И номера автомобилей чтобы было видно. И протоколы все, которые у вас в руках остаются. Я фотографировал своё объяснение случившегося. У меня с этого ДТП получилось 12-16 фотографий.

Что вас ждёт на этом этапе? Приедут полицейские. Одним глазом посмотрят, что да как тут, вынесут решение, оформят бумаги, потом отпустят. В течение всего этого времени вам поступит несколько звонков от каршеринговой компании, они вас во всём сориентируют.
В течение 10 дней можно обжаловать постановление. В случае, если вы на 100% уверены, что были правы, и знаете, что сможете это доказать, жалобу надо подать в течение 10 дней с момента ДТП, документы с самого ДТП каршеринговая компания вам предоставит. Если этого не происходит, постановление вступает в силу и компания начинает действовать.

Всё, что вы можете в этой ситуации, — это оплатить штраф от гаишников и просто ждать, откладывая деньги на возмещение. Лично для меня это стало последним пинком, и я нашёл себе работу (год искал, найти не мог, а тут за две недели устроился).

Из повреждений в моём случае

У меня вмятина на бампере плюс царапина на месте вмятины.

У мадам – маленькая трещинка на пластмаске катафота и какие-то царапины, но мне всё еще кажется, что это не от меня.

Вроде мелочи, но страх был большой. Сейчас говорю конкретно за Делимобиль. В интернете есть таблица штрафов за повреждённые элементы.

Сразу вас успокою: если вы не скрылись с места ДТП, сообщили компании о ДТП, не нарушали грубо правила и т. д. – это вас, скорее всего, не коснётся. Это стоимость новых элементов (как мне объяснили по горячей линии). Ваша ответственность не превышает 30 тысяч в случае простой машины (а-ля солярис, поло и прочие) и 50 тысяч в случае более экзотической (БМВ, кашкай, смарт и т. д.). Можете ориентироваться примерно на эти деньги.

Важно понять

• Если вы поцарапали бампер, вам не нужно будет платить этот штраф, если вы об этом сообщите

• Если вы разбили в труху бампер, скорее всего, придётся заплатить за новый

• Не забываем про работы, такие как установка, снятие, покраска и так далее — это доп. стоимость

• В общей сложности, если правила сервиса не нарушены грубо, ваша ответственность не превысит 30 000 или 50 000 рублей в зависимости от машины

Что, когда и как?

В ДТП я попал 12.09, все счета были оплачены 21.11, то есть прошло два с небольшим месяца. Заплатил я 3913 рублей. Списание для меня было неожиданным: уведомление о списании прилетело в 16:00 и благополучно улетело в СПАМ, в 16:00:06 было произведено списание денежных средств.

Сразу предупреждаю, организация, принимающая платёж, которая отображается у вас в банковском оповещении об оплате, называется не как обычно — «Делимобиль», а «DM REFAUND». Не пугайтесь, это они. Но на всякий пожарный позвоните и уточните, они ли это и за что это списание.

Ваше последнее действие перед успокоением души вашей: напишите им на электронную почту с электронного адреса, который вы указывали при регистрации. Попросите счёт-фактуру о проведении ремонтных работ и подтверждение о том, что компания к вам не имеет никаких претензий и за ДТП вы расплатились в полном объёме. Это письмо они будут делать дней пять, по итогу они пришлют нечто следующее:

Из сметы можно понять, что во время ремонта автомобилю произвели ремонт еще нескольких кузовных элементов, которые были повреждены не во время ДТП, соответственно, и цена выше.

Чего не нужно бояться:

• Штрафа за простой автомобиля, штрафа из таблички из договора (вас не коснётся, если вы не нарушали грубо условия договора)

• Официального оформления ДТП, сообщения в каршеринговую компанию о ДТП

• Списания денежных средств через день, неделю и 10 дней: у вас будет время подготовиться к оплате

• Штрафов в миллиард рублей: максимальная ответственность прописана в договоре и при бронировании автомобиля (если кликнете на тариф)

Чего следует ожидать:

• Неопределённости: каршеринговая компания будет до последнего молчать, никто не скажет вам практически ни слова о вашей примерной ответственности, когда ждать списания и так далее

• Списания через два месяца (плюс-минус километр)

• Блокировки: у многих после ДТП компании блокируют их аккаунт до оплаты

Помните, я описал случай, который справедлив для большинства ДТП с участием каршеринга, однако бывают исключения из правил, где случаются и судебные тяжбы, и бумажная волокита, и прочая ерунда.

Я вам желаю, чтобы информация из этого поста вам никогда не пригодилась. Удачных дорог.

P. S. Если есть вопросы – отвечу в комментариях.

Мужчина арендовал автомобиль и дал его своей знакомой, а теперь должен оплатить ремонт

Одному мужчине из Белгорода понадобился автомобиль. Своей машины у него не было, поэтому он обратился в прокат: подписал договор, оплатил аренду — 2600 Р в сутки — и получил в свое распоряжение Фольксваген Поло на два дня.

На следующий день этот автомобиль попал в серьезную аварию — были повреждены задняя правая дверь, заднее крыло и балка. Но оказалось, что в момент ДТП Фольксвагеном управлял не арендатор, а женщина, которой он на время дал автомобиль. Ни в договоре, ни в акте приема-передачи , ни в доверенности женщина не упоминалась, все документы были оформлены на мужчину.

Мужчина вернул автомобиль в прокат. Скрыть повреждения было невозможно, поэтому компания подробно их описала в акте приема-передачи .

Дальше прокатчик обратился к независимому оценщику, чтобы тот посчитал стоимость восстановительного ремонта автомобиля. Мужчине направили телеграмму с просьбой прийти на осмотр, но он ее проигнорировал. Оценщик заключил, что на восстановительный ремонт Фольксвагена без учета износа понадобится 123 539 Р .

Компания направила мужчине претензию с требованием возместить причиненный ущерб. Но мужчина и ее оставил без ответа. Тогда прокатчик пошел в суд с требованием взыскать с арендатора эту сумму. К стоимости ремонта он прибавил 24 528 Р неустойки, 6000 Р расходов на оценку, 1036,07 Р почтовых расходов и 4413 Р госпошлины.

Аргументы сторон

Прокатчик. Мы дали этому мужчине в аренду автомобиль без повреждений, а получили разбитый. Ремонт автомобиля стоит 123 тысячи рублей, и мы не хотим платить эти деньги из своего кармана.

Мы заключили с этим мужчиной договор, по которому он должен был лично управлять автомобилем и вернуть нам его в том же виде, в каком получил. И он должен сам отвечать за нанесенный ущерб, кто бы ни сидел за рулем этой машины в момент аварии.

Пусть суд взыщет с него все расходы на ремонт Фольксвагена, неустойку, почтовые и судебные расходы.

Мужчина. Я ничего платить не буду. Во-первых , оценщик насчитал слишком много. Во-вторых , все автомобили, которые передаются в посуточную аренду, застрахованы. Пусть требуют эти деньги со страховой компании.

Что сказали суды

Районный суд: ➡️

Этот мужчина взял автомобиль в аренду и посадил за руль другого человека. Под управлением этого человека автомобиль попал в аварию и получил повреждения, что подтверждается извещением о ДТП.

Любой вред, который причинен человеку, компании или их имуществу, должен быть возмещен. Обычно вред возмещает тот, кто его причинил, но бывают случаи, когда отвечает не причинитель вреда. Например, если вред причинен автомобилем. Автомобиль — это источник повышенной опасности, и его владелец, как правило, отвечает за причиненный вред независимо от того, был он в этот момент за рулем или спал дома.

На момент ДТП этот мужчина считался владельцем автомобиля на основании договора аренды. Несмотря на то, что ДТП совершила другая женщина, отвечать все равно ему. Условия договора аренды это подтверждают. Там прямо написано, что в случае нарушения условий договора за причиненный ущерб отвечает арендатор.

Независимый оценщик посчитал стоимость ремонта — 123 539 Р без учета износа. Это значит, что эксперт учитывал новые детали — несмотря на то, что автомобиль не новый и детали в нем изношены. Так можно. Даже если стоимость автомобиля после ремонта увеличится по сравнению с его стоимостью до повреждения, в пользу пострадавшего можно взыскать стоимость ремонта без учета износа.

Если бы мужчина доказал, что существует другой разумный и распространенный способ отремонтировать автомобиль, то мы бы рассмотрели эти доводы. Но он не представил никаких доказательств, не принес другой отчет оценщика и вообще не пришел в суд. Поэтому принимаем представленный отчет как верный.

В договоре аренды предусмотрена неустойка за то, что арендатор не компенсировал причиненные убытки добровольно. Ее мы тоже взыскиваем полностью.

Иск удовлетворяем. Взыскиваем с ответчика стоимость ремонта — 123 539 Р , неустойку — 24 528 Р , расходы на оценку — 6000 Р , почтовые расходы — 1036,07 Р , расходы на заверение банком платежного поручения об уплате государственной пошлины — 200 Р , расходы по уплате государственной пошлины — 4161,34 Р . Всего мужчина должен истцу 159 464,41 Р . Платите.

Читайте также  Что будет если долго не мыть машину?

Мужчина не согласился с решением суда и пошел его оспаривать.

Областной суд: ➡️

Этот мужчина не согласен с оценкой стоимости ремонта автомобиля. Он считает, что только суд может назначить экспертизу и оценить ущерб, а заключение какой-то непонятной оценочной компании нельзя считать независимым. Также он настаивает на том, что оплачивать ущерб должна страховая компания.

С тем, что он говорит об оценщике, мы точно не согласны. Надо было ходатайствовать о назначении судебной автотехнической экспертизы, а мужчина этого не сделал, поэтому суд правильно принял отчет, представленный истцом.

А вот в том, что касается страхования, мужчина прав. В договоре аренды есть условия, на которые не обратил внимания районный суд. Тут сказано, что арендодатель за свой счет страхует автомобиль по каско. Риск в пределах франшизы несет арендатор. Франшиза составляет 30 000 Р . Страхование распространяется только на арендатора и водителя, указанного в договоре.

Если же компания не застраховала автомобиль, то арендатор отвечает так, как если бы автомобиль был застрахован по каско. То есть в пределах франшизы. Получается, прокатчик должен был застраховать автомобиль по каско и в случае аварии требовать с водителя только сумму франшизы — 30 000 Р .

Спорный Фольксваген Поло не был застрахован. Компания сама нарушила договор, сэкономила на каско и теперь хочет взыскать полную сумму с арендатора автомобиля.

Уменьшаем размер взысканной суммы до 30 000 Р , неустойку до 6720 Р , а госпошлину до 1301,6 Р . Остальное взыскиваем без изменений. Всего мужчина должен 45 257,67 Р .

На этот раз с решением не согласился прокатчик автомобиля. Так дело дошло до Верховного суда.

Апелляционный суд ошибся. В договоре четко написано, что страхование распространяется только на арендатора и водителей, указанных в договоре. Если за руль допускают других лиц, ответственность за любой причиненный ущерб ложится на арендатора.

Это значит, что, раз мужчина отдал автомобиль постороннему человеку, ответственность за причиненный ущерб возлагается только на него самого. Каско в этом случае на него не распространяется.

То есть факт наличия или отсутствия каско в этом деле значения не имеет. Если бы мужчина сам попал в ДТП — тогда да, заплатил бы только 30 тысяч. Или если бы эту женщину вписали в договор. Но в этом деле ответчик без согласования с арендодателем допустил до управления автомобилем другое лицо, поэтому страховка ему бы в любом случае не помогла.

Решение суда апелляционной инстанции отменяем. Изучите дело еще раз с учетом наших замечаний.

Областной суд: 🧔 ➡️ 💸 💸 💸

Давайте еще раз посмотрим на договор аренды. В нем написано, что арендатор обязан вернуть автомобиль в том же состоянии, в каком его принял.

Арендодатель же обязан за свой счет застраховать автомобиль по договору каско, при этом арендатор в случае ДТП несет ответственность в пределах франшизы — 30 000 Р . Если арендодатель не застрахует автомобиль, то сам и отвечает за ущерб, нанесенный машине в случае ДТП.

По договору аренды все эти условия распространяются на арендатора, который указан в приложении к договору и лично управляет автомобилем. Если к управлению автомобилем он без согласования допустит кого-либо еще, тогда он сам будет отвечать за любой ущерб и возмещать его в полном объеме.

В этом деле автомобиль не был застрахован по каско.

Мужчина, который взял автомобиль в аренду, не опровергает того, что без согласования с арендодателем передал право управления автомобилем женщине, а та не справилась с управлением и попала в ДТП.

Поэтому оставляем в силе решение суда первой инстанции. Ответчик должен выплатить фирме по прокату автомобилей 159 464,41 Р .

Что в итоге

Мужчина, взявший в аренду автомобиль, остался должен арендодателю почти 160 тысяч рублей за причиненный ущерб, хотя сам даже не был за рулем.

Трудно сказать, почему такое произошло. То ли мужчина увидел в договоре слово «каско» и дальше читать не стал, то ли халатно отнесся к своим обязанностям. В итоге за двое суток проката ему придется заплатить 165 тысяч рублей.

Какие выводы можно сделать из этой истории

Многие пользуются каршерингом очень легкомысленно: дают машину друзьям, нарушают ПДД, распоряжаются автомобилем как хотят. Кажется, что все убытки включены в стоимость аренды, а если что — страховая заплатит. Но это не так.

По закону человек, который берет в прокат автомобиль, во время действия договора аренды обязан:

  1. Поддерживать надлежащее состояние автомобиля.
  2. Самостоятельно им управлять.
  3. Нести ответственность за вред, причиненный автомобилем третьим лицам во время действия договора аренды.

В договоре аренды авто могут быть прописаны и другие условия. Не относитесь к договору формально, внимательно прочитайте его, прежде чем подписать. Подчеркните непонятные условия и уточните их смысл у компании-прокатчика.

В договоре не бывает неважных пунктов, поэтому не подписывайте его, пока не поймете все условия. В противном случае за пару дней аренды можно заплатить половину стоимости автомобиля, как мужчина из этой истории.

ДТП на каршеринге: что делать и сколько платить

Все операторы требуют полноценного оформления ДТП, так что обойтись европротоколом не получится. При попадании в аварию нужно совершить стандартные действия: включить аварийную сигнализацию, выставить знак, вызвать на место происшествия сотрудников ДПС. Далее необходимо оповестить оператора, который уберет автомобиль из системы, чтобы после аварии им не смогли воспользоваться другие люди, и объяснит, что делать с документами.

От сотрудников ДПС нужно получить протокол об административном нарушении и определение, которое теперь выдают вместо справки о ДТП. Также нужно составить извещение о ДТП. Все эти документы придется либо отвезти в офис оператора на следующий день, либо просто оставить в бардачке автомобиля вместе с полисом ОСАГО и свидетельством о регистрации — в зависимости от того, что именно потребует оператор.

Самостоятельно заниматься эвакуацией машины не нужно. Если автомобиль на ходу, его следует припарковать в любом разрешенном месте и завершить аренду — дальнейшие действия оператор будет предпринимать самостоятельно. Если машина не может ехать и блокирует движение, оператор подскажет порядок дальнейших действий. Скорее всего везти разбитый автомобиль на стоянку оператора придется за свой счет.

Через некоторое время после ДТП, произошедшем по вине пользователя, оператор в соответствии с договором спишет с его карты сумму, которая зависит от условий договора, использованного тарифа и типа автомобиля. После скандальной истории 2016 г. с разбитым «Делимобилем», когда счет за машину оказался больше стоимости новой, все операторы ввели более щадящие лимиты на сумму выплат, четко прописанные в договорах.

Отдельно оговаривается, что неисполнение обязанностей по оформлению ДТП, которые привели к отказу в страховом возмещении, влечет взыскание полного ущерба с клиента. Наконец, ущерб третьим лицам виновник ДТП возмещает самостоятельно.

Для пьяных водителей законом предусмотрено наказание в виде штрафа 30 000 руб. и лишения прав на срок от 1,5 до 2 лет. Помимо этого все операторы каршеринга также накладывают свои собственные штрафы за попадание в ДТП в состоянии опьянения. Сумма варьируются от 50 000 до 250 000 рублей. Кроме того, пьяному водителю придется возмещать ущерб в полном объеме, а не в соответствии с имеющимися ограничениями. Наконец, в большинстве случаев таких водителей вносят в черный список, и пользоваться сервисом в дальнейшем они не могут.

Крупнейший столичный оператор «Делимобиль» не требует выплат с виновника ДТП при использовании тарифа «Сказка», а в случае базового тарифа спишет до 25 000 рублей. Каршеринг Anytime с разнообразным парком штрафует на сумму от 15 000 руб. при ДТП на арендованном Kia Rio или Hyundai Solaris до 45 000 руб. в случае повреждения Audi Q3. Промежуточный вариант — 30 000 руб. за разбитый Nissan Qashqai. С пьяного водителя в любом случае спишут 100 000 рублей.

Youdrive списывает 50 000 руб. при ущербе до 70 000 руб., а при более крупном к выплате прибавляется 25% стоимости ущерба, превышающего 70 000 рублей. При этом сумма штрафа может быть уменьшена по соглашению сторон после оценки повреждений. Кроме того, у Youdrive есть опция «ограничение ответственности» с которой максимальная сумма возмещения составляет 15 000 рублей. А в случае опьянения штраф составляет 50 000 рублей.

Каршерингу Belka придется заплатить не более 30 000 руб. при ущербе до 100 000 руб., либо 30 000 руб. + 15% размера ущерба при более крупном. При использовании премиальной линейки BelkaBlack лимит штрафа увеличивается до 50 000 руб., а граница ущерба — до 150 000 рублей. Пьяный водитель должен будет оплатить штраф в размере 50 000 руб. или 150 000 руб. при пользовании BelkaBlack.

Пользователи Яндекс.Драйв возмещают 30 000 руб., либо меньше, если сумма ущерба не превышает этот лимит. В случае опьянения будет наложен штраф в размере 100 000 руб., причем отдельно оговаривается, что если это привело к эвакуации автомобиля, то придется заплатить еще 50 000 рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: