Что такое катки на машине?

Зачем ставят широкие колеса и эффективны ли они в городе?

Гаражный тюнинг обычно начинается со смены колес. Вместо дисков штатной размерности ценители красоты ставят большие и широкие «катки» с тонкой прослойкой резины. Как утверждается, эти колеса улучшают управляемость, курсовую устойчивость и делают торможение более эффективным. Но насколько это правда?

Каждая шина имеет свою размерность. Например, в обозначении 225/45 R18 сначала указана ширина (225 мм), затем процентное отношение высоты профиля к ширине (45%) и посадочный диаметр (18 дюймов). Ну а буква R обозначает вовсе не радиус, а радиальный тип конструкции шины (намотки корда).

Скоростные покрышки имеют меньшую высоту профиля. С ростом скорости растут центробежные нагрузки. Чем выше масса покрышки, тем труднее ей справляться с разрывающим ее моментом инерции. Поэтому для скоростных машин, способных нестись по немецким автобанам на 250 км/ч производят колеса с высотой профиля в 40% и даже в 35%. Чем этот показатель меньше, тем легче покрышка, и меньше центробежные разрывающие ее нагрузки.

Однако для наших дорог гораздо важнее иной показатель, а именно ширина беговой дорожки, то есть расстояние между боковинами накачанной до номинального давления шины. Чем шире «каток», тем больше площадь пятна контакта таких покрышек с дорогой. Считается, что площадь пятна контакта помогает машине эффективнее цепляется за дорогу.

На самом деле это не совсем так. Зацеп колеса зависит от массы машины и от коэффициента сцепления резиновой смеси. Поэтому два колеса из одинаковой резины, но с разной шириной профиля будут тормозить одинаково. Но широкие колеса все же имеют некоторые преимущества для динамичной езды. Дело в том, что с ростом скорости увеличивается трение, и растет сопротивление покрышек поверхности. И чем выше давление, тем сильнее изнашивается покрышка.

Поэтому, чтобы сократить износ протектора о поверхность и снизить нагрев резины, уменьшают давление колес на асфальт с помощью увеличения пятна контакта резины. Колеса делают широкими. Они меньше истираются на высоких скоростях, отчего удлиняется и срок их службы. В особенности это актуально для машин с мощными моторами.

На спортивных трековых автомобилях иногда используют даже покрышки без протектора – «слики», чтобы максимально увеличить пятно контакта. Их изготавливают из пористой резины с максимально эффективным коэффициентом трения. Во время гоночных заездов такое колесо может проработать немного дольше. Хотя беспротекторные слики не выдерживают всей гонки и их тоже приходится менять в течение заезда.

Широкие колеса лучше сопротивляются боковым деформациям во время прохождения поворотов.

Но помимо преимуществ у широких катков есть ряд недостатков, которые вызывают большую настороженность при повседневной эксплуатации. Широкие шины чувствительны к дорожным неровностям и плохо переносят асфальтовую колейность. Они сильнее подвержены аквапланированию, то есть при въезде в лужу за счет большой площади пятна контакта и , соответственно, меньшего давления на дорожное покрытие они всплывают, как водные лыжи. Автомобиль «глиссирует» и на время теряет управляемость.

Широкие колеса заметнее тяжелее обычных стандартных, а значит растут неподрессоренные массы и увеличиваются ударные нагрузки на подвеску, что ведет к снижению ее ресурса.

В общем, использование широких катков в городе вызывает много вопросов. Не говоря уже о том, что нестандартные колеса с большой шириной профиля намного дороже штатных узких шин.

Автосленг, или Как понять водителей и механиков

«Ласточка», «Самолет», «РРРакета», «Танк» — автовладельцы дают прозвища своим машинам, демонстрируют своё отношение к ним. Но, помимо этого, возникла ещё масса специфических словечек, которые характеризуют ту или иную модель, деталь автомобиля, его состояние и отношения водителей на дорогах между собой и с власть имущими.

Терминология различается в зависимости от принадлежности к той или иной группе: у водителей один словарь, у тех, кто увлекается ездой по бездорожью, — другой, у любителей скорости — третий. Также специфические словечки свойственны различным регионам. Некоторые из прозвищ или названий могут быть очень грубыми, но точно отражающими суть. Вот лишь небольшой перечень самых распространённых терминов.

Марки и модели автомобилей

Audi — Авдотья, Властелин Колец, Четыре Кольца, Яйца.

  • Авоська — А8.
  • Сигара — 100.
  • Шоха —A6

BMW — Бимер, Бумер, ХХХ, Рулез, Вентилятор, Бэха, Баварец.

  • Акула — модели 1980 годов выпуска с характерным отрицательным углом радиатора.

Citroen — Ситро.

Chevrolet Lacetti — Лача.

Chery Tiggo — Тигрёнок.

Ford — Голубой Овал.

Jeep — Джипарь, Джипер.

Cherokee — Кирпич, Чирик, Широкий.

ISUZU — Зузу, Сузучка.

Honda Prelude — Прелка.

Hyundai Tuscon — Тушканчик.

Lexus — Лёха, Алексей, Лехус.

Mazda — Маздень.

  • Матрёшка — Mazda3.
  • Люська — Luce.

Mitsubishi — Митсубон, Митсу.

  • Поджарый, Пейджер, Пыжик, Паджерик — Pajero.
  • Демон, Дима — Diamante.

Mercedes — Мерин, Барбос, Барбарис (Brabus), Панорамик (с крышей панорамного типа).

  • Очкастый, Глазастый, Пучеглазый, Ешник — E-Class.
  • Гелик, Кубик, Квадрателло — Gelendwagen.

Nissan

  • Виноград — Wingroad.
  • Енот — Note.
  • Кефир, Чифирь — Cefiro.
  • Лаврик, Лавр — Laurel.
  • Санька — Sunny.
  • Сафарик — Safary.
  • Скай — Skyline.
  • Терранозавр — Terrano.

Opel — Жопель, Орел.

Peugeot — Пыжик, Пыж, Пеугеот, Пивживот.

Porsche — Паршивец, Поршивец.

Renault Logan — Лохан.

SAAB — Собака.

Subaru

  • Легаська, Люси — Legacy.
  • Врыкса, Зубарь — WRX.

Toyota

  • Крузак, Кукурузер, Грузак — Land Cruiser.
  • Корова — Corolla.
  • Маркуша, Маркуха, Марчелло, Морковник, Самурай, Чемодан, Черноостой — Mark II.
  • Рафик — RAV4.
  • Прадик, Прадед — Land Cruiser Prado.
  • Примус — Prius Hybrid.
  • Сугроб — Crown.
  • Туповоз — Crown 1992 г.
  • Чайник — Chaiser.

Suzuki Escudo — Паскуда.

Volkswagen — Корчваген, ФольЦвагО.

Volkswagen Golf — Носок.

ВАЗ — Таз, Тазик, Жучка.

  • Копейка — ВАЗ 2101.
  • Шаха, Шахид — ВАЗ 2106.
  • Зубило, Пацаномобиль — ВАЗ 2108(9).

ГАЗ

  • Шишига — ГАЗ 66.
  • Козёл — ГАЗ 69.
  • Баржа, Карабь, Волжана — Волга.
  • Сухарь — Волга ГАЗ-3102.

ИЖ 2715 — Каблук, Пирожок.

«Запорожец» — Джагер.

  • Ушастый — ЗАЗ 968.

«Москвич» — Маргарин.

  • Азлик, Азылк — Москвич 2441.

УАЗ — Козёл, Воронок.

  • Бобик — УАЗ 469.
  • Буханка — УАЗ 3909.
  • Гюнтер — УАЗ Hunter.
  • Полбатона, Полбуханки — УАЗ-39094.
  • Патрик — УАЗ-Патриот.

Характеристики автомобилей

Англичанка — европейская машина с правым рулем.
Беспробежный (Б/П) — автомобиль без пробега по России.
Безрамочный — автомобиль без рамок боковых стекол.
Бешеная табуретка — 1) ОКА; 2) скутер.
Ведро (с гайками), дрова, трахома — как правило, старая машина в плохом техническом состоянии. Иногда просто автомобиль в отрицательном контексте.
Вэдовый — полноприводный автомобиль (от английского 4WD — four wheel drive).
Драхет — убитый автомобиль.
Дришпель — автомобиль с пробитым глушителем или без него.
Жетековская — машина серии GT.
Зажигалка — быстрый автомобиль.
Каптилка, керогаз, керогазка, трактор, тепловоз — дизельный автомобиль.
Катафалк, сарай — автомобиль с кузовом универсал.
Кормилец — фура.
Коробчатый — автомобиль с механической КПП.
Коротыш — короткобазный трёхдверный внедорожник.
Корч — «усталый» автомобиль.
Капсула смерти — маленькая машинка.
Кегли — пешеходы на проезжей части.
Ласточка, самолет, РРРакета — любимая машина.
Лоховоз — старый автобус.
Микрик, микроб, микробус — микроавтобус.
Одноглазый — машина с одной исправной фарой.
Перевёртыш — автомобиль, побывавший в аварии с опрокидыванием.
Подготовленный — автомобиль, оборудованный для езды по бездорожью.
Правая, правильная, косорукий — автомобиль с правосторонним расположением руля.
Пузотёрка — так джиперы называют любую легковую машину.
ПЯМ — подержанная японская мыльница.
Слепыш — автомобиль с открывающимися фарами.
Топляк, утопленник — автомобиль после наводнения.
Тотал, затоталить — машина под списание после аварии в связи с нецелесообразностью ремонта.
Тупой — плохо разгоняющийся автомобиль.
Ушатанный, убитый, уставший — агрегат или весь автомобиль, приблизившийся к моменту полной выработки своего ресурса.
Цветная — автомобиль любого цвета, кроме белого.
Цэлли — новый автомобиль.
Чилитра — малолитражка.
Шарабан — неказистый автомобиль.
Шуршалка — лёгкая японская машина.

Автомобили и деньги

Бомбила — таксист-частник или без лицензии.
Накрасить губки, навести марафет — провести предпродажную подготовку машины.
Покупан — покупатель авто.
Купец — покупатель из другого региона.

Сотрудники ГИБДД:

Артемон, Волнистый попугайчик, Гай, Гайец, Гей, Гиббон, Гибддун, Даер, Доер, Ментолог, Мушкетёр, Продавец полосатых палочек, Папуас, Подберёзовик, Постамент (ГИБДДшник на посту).

Управление автомобилем и поведение на дороге:

Аздрама — оторваться от кого-то.
Ашанти — перевернуться на машине.
ЕННТ — Еду-Никого-Не-Трогаю.
Вышивать — движение с постоянным перестроением из ряда в ряд по многополосной дороге.
Долгожитель, лихач — агрессивный водитель, нарушающий ПДД.
Дятел — водитель, нарушающий правила в ущерб другим, создающий аварийную ситуацию.
Жучок — скольжение в боковом заносе по окружности.
Лох педальный, чайник — неопытный участник дорожного движения.
На бледно-розовый — проехать светофор в момент переключения с жёлтого на красный.
Положить спидак — разогнаться до предела.
Пофокать, пафафакать — посигналить.
Прокрутка — буксование ведущих колёс.
Растафари — езда под воздействием наркотиков.
Разложить — попасть в аварию.
Тапка, тапка в пол, топить дырку — полное нажатие педали газа.
ТЛРНО — Тошню-в-Левом-Ряду-Никого-не-Обгоняю.
ТПРНО — Тошню-в-Правом-Ряду-Никого-не-Обгоняю.
Уши (встать на уши, поймать уши) — перевернуться.
Шлифовать — трогаться с пробуксовкой.
Экономить лампочки — не включать поворотники.

Части машины

Автомат, тяпка — автоматическая коробка передач.
Автопилот — круиз-контроль.
Акумм, батарейка — аккумулятор.
Алкоголик, алкаш — приспособление для незамерзания стёкол в кабине в зимнее время, потребляет стакан спирта раз в неделю.
Аморт, мартер — амортизатор.
Балалайка, балдёжник, баян, бубнилка, бухтелка, бухгалтерша, голова, игралка, потеха, стонало, шарманка — автомагнитола.
Банан, желток — запасное колесо небольшого диаметра на ярко-жёлтом диске.
Баллоник — гаечный ключ для снятия колёс.
Бардачок — перчаточный ящик.
Бармагнутый движок — двигатель, который был тюнингован.
Басовик — сабвуфер.
Бочка, банка — спортивный глушитель, рычащий глушитель, бывает очень большого размера.
Бублик — маленькая запаска.

Тише едешь — дальше будешь: танковая подвеска

Когда речь заходит о танках, мы представляем орудие, броню, грохот выстрелов, но точно не ходовую. Однако мало кто знает, что в свое время именно из-за этого агрегата многие экспериментальные модели бронетехники так и не пошли в производство.

До начала XX века надежного шасси для боевых машин попросту не существовало. В 1912 году исключительно для гражданских целей появился трактор Holt на гусеничном ходу. Именно его шасси использовали в качестве образца при создании первых танков. Впрочем, вскоре пути инженерной мысли разных стран разошлись. Британцы поставили ходовую от «Холта» на своего «Маленького Вилии», но остались недовольны проходимостью и в итоге полностью изменили подвеску. Опорные катки жестко закрепили на корпусе, а гусеницу пустили по его периметру. Схема применялась на всех ромбовидных танках и обеспечивала хорошую проходимость. Единственным нюансом было то, что экипаж нещадно трясло, однако это не помешало использовать конструкцию до конца Первой мировой войны. Между тем, конструкторы Renault FT постарались смягчить тряску. Блок подвески этой машины жестко крепился сзади корпуса, а спереди устанавливались амортизаторы. Такую подвеску назвали полужесткой.

Со слегка переделанной ходовой от «Холта» работали также немцы и французы, но к концу 1920-х годов стало окончательно ясно: создать полноценный современный танк на шасси от трактора не получится. Оно уже не могло справиться с требованиями к скорости, проходимости и плавности хода. Вскоре американский инженер У. Кристи придумал свой собственный тип подвески. Она состояла из катков большого диаметра (каждый из которых был подрессорен отдельной спиральной пружиной) и располагалась вертикально в специальной шахте в корпусе танка. Благодаря такому решению танки могли двигаться как на гусеницах, так и на колесном ходу для экономии ресурса. Для этого гусеничные ленты снимали, а мехвод устанавливал руль и ехал практически как обычный водитель.

Подвеска Кристи использовалась и на советском танке Т-34. Для того, чтобы уменьшить высоту его корпуса и повысить живучесть, пружины располагались под углом. Аналогичная ходовая устанавливалась на советский БТ, а также на британские «Крусейдеры», «Кромвели» и «Кометы».

В то же время на французских танках «Сен-Шамон», «Шнайдер» и немецких A7V использовали блокированную подвеску. В ней несколько катков (2,3 или 4) располагались подряд и объединялись в тележку, которая, в свою очередь, соединялась с корпусом общей рессорой. Основными достоинствами такой конструкции была простота изготовления, высокая ремонтопригодность и плавность хода на невысоких скоростях.

Еще один тип подвески — «французские ножницы». Она считается простой и «мягкой», а свое название получила из-за широкого применения на боевых машинах Франции. Рессора в ней пружинная, а в тележке два катка.

Уникальная подвеска и у английского танка «Виккерс 6-тонный». Она отличается 4 катками на одной тележке и листовыми рессорами, которые облегчали жизнь наводчикам. Такой же тип применялся и на советском танке Т-26.

Одна из причин популярности танков на блокированной подвеске — низкая раскачиваемость. Ведь чем больше катков в тележке, тем выше плавность хода. В 1920-х годах конструкторы экспериментировали с машинами и объединяли все катки в одну тележку. Но вскоре от идеи отказались и стали делать выбор в пользу увеличения количества тележек для увеличения максимальной скорости.

Блокированная подвеска была едва ли не самой распространенной во времена Второй мировой войны, однако у нее есть и свои недостатки в виде слишком уязвимых узлов, ленивцев и рессор. Они располагаются снаружи танка, а значит нуждаются в защите. Для этого конструкторы закрывали их броней (например, на танках Matilda и Т-28) или располагали как можно ниже, уводя из зоны обстрела (так устроен Т-26).

Концепция применения танков в советской армии 1930-х годов предусматривала различное использование машин, стоявших на вооружении. Т-28 прорывали оборону противника, Т-35 усиливали их, подавляя узлы обороны и парируя танковые контрудары, Т-26 тем временем помогали пехоте прорывать линию фронта. Взломом обороны врага занимались танки с блокированной подвеской, а уже за ними в прорыв входили БТ. Их задачей было вырваться на оперативный простор и развить успех. Здесь нужна была скорость, которую обеспечивала независимая подвеска. Стоит отметить, танки с такой ходовой сильно раскачивало на ходу.

Чтобы избавить экипаж от тряски, британцы успешно применяли гидравлические амортизаторы. Между тем, производство этих узлов удавалось наладить далеко не каждой стране, поэтому немецкие конструкторы отказались от подвески Кристи и применили сначала индивидуальное подрессоривание катков на своих Pz.Kpfw. II, а затем стали использовать торсионную ходовую. Впрочем, без подводных камней не обошлось. Для ее изготовления нужна была качественная сталь, а если торсион ломался, приходилось проводить сложные ремонтные работы.

Торсионная подвеска была и на советских машинах. Ее применяли как на тяжелых танках КВ, так и на легких Т-50 и плавающих Т-40. Также в те годы использовались комбинированные типы подвесок. Например, на самоходку Ferdinand устанавливалась ходовая Porsche. В ней были и торсионы, и резиновые подушки, а каждые два соседних катка объединялись в тележки (по 3 единицы на каждом борту).

Еще одно значимое изобретение немцев — подвеска с шахматным расположением катков. Ее создал инженер Генрих Книпкамп в начале 1930-х. Большое количество катков снижало нагрузку на каждый из них по отдельности, что обеспечивало плавность хода и повышало точность стрельбы. Такая подвеска была громоздкой, тяжелой, не очень долговечной и крайне сложной в ремонте. В итоге после Второй мировой от нее отказались даже немцы.

Больше подробностей о ходовых боевых машин смотрите в видео от компании Wargaming.

Катки

Каток – это разновидность специализированной техники, используемой для строительства дорог и ремонта дорожного покрытия. Его основная задача – утрамбовывать определенные отсыпанные слои грунта.

Каток – самоходная или прицепная машина с уплотняющим устройством, состо . Подробнее ящим из одного или более металлических цилиндрических вальцов (барабанов) или резиновых шин, предназначенная для уплотнения материалов, например щебня, грунта, асфальта или гравия, путем укатывания или вибрационного воздействия уплотняющего устройства.

Каток – это разновидность землеройной машины, специализированной техники, используемой для строительства дорог и ремонта дорожного покрытия. Его основная задача – утрамбовывать определенные отсыпанные слои грунта.

Как и любой тип спецмашин, каток имеет разные вариации конструкции и внешнего вида, отличаются они и по принципу работы, техническим характеристикам.

Дорожный каток – это машина, используемая для утрамбовки, выравнивания и уплотнения рабочего материла. Рабочим материалом служат несвязные или малосвязные грунты, а также смеси: асфальтовая, бетонная и асфальтово-бетонная.

Типы и виды катков:

Катки разделяют по нескольким категориям, основные из которых:

– тип рабочего органа;

– число осей;

– метод работы и передвижения;

– число вальцов.

По типу рабочего органа различают:

– гладковальцовые катки. Имеют широкие металлические колеса (вальцы) с гладкой поверхностью, предназначенные для укладки асфальтового и асфальтово-бетонного покрытия. Они позволяют получить ровную и аккуратную поверхность;

– кулачковые катки. Имеют на колесах (вальцах) в наличии небольшие выступы, которые во время движения катка проникают в верхние слои грунта и разбивают имеющиеся в нем комки, перемешивают насыпной материал, что способствует его уплотнению. Их предназначение – работа с рыхлыми насыпями высотой не более 30 см;

– решетчатые катки. Цилиндры (вальцы) оснащены металлической решеткой, которая в процессе работы дробит крупные комья и различные грунтовые элементы, повышая уплотняемость покрытия. Применяются для всех видов грунтов;

– пластинчатые катки. Имеют колеса (вальцы), на ободе которых при помощи шарниров закреплены специальные «башмаки». Основное назначение – послойная укладка и утрамбовывание грунта на насыпях;

– ребристые катки. Обод их цилиндров (вальцов) оснащен ребрами. Как и пластинчатые, используются для послойной укладки грунта;

– пневмоколесные катки. Вальцы заменены на собранные в пакет колеса с пневматическими шинами. Используются для укладки асфальтового и асфальтобетонного покрытия. Т.к. колеса имеют промежутки, при движении они оставляют за собой не уплотненный шов, избежать которого позволяет несимметричное расположение цилиндров (вальцов);

– комбинированные катки. Данная техника, включающая два вида вальцов: например, передний кулачковый или решетчатый, а задний – гладкий и т.д.

По числу осей катки делятся на:

– одноосные катки;

– двуосные катки;

– трехосные катки.

По принципу действия катки бывают:

– статистические катки. Плотная укладка дорожного покрытия возможна благодаря большой массе техники, увеличить которую возможно при помощи навешивания на каток дополнительных бетонных или металлических конструкций. Применение таких катков целесообразно в местах, где невозможно привлечение вибрационного типа техники: эстакады, путепроводы, жилые зоны и прочее;

– вибрационные катки. Давление на укладочный материал производит сама масса катка и вибрация вальца, преобразующаяся в динамическую линейную нагрузку. Задачи данного вида техники: стабилизировать, выровнять и уплотнить грунтовую насыпь или асфальтобетонную массу за более короткое число проходов. Как результат – нужный тип покрытия возникает в 1,5-2 раза быстрее, чем при использовании статистических машин. Качество работы оборудования определяется такими характеристиками, как диапазон вибрации вальца и ее периодичность.

По способу передвижения катки подразделяют на:

– ручные катки. Представляют собой гладковальцовый тип техники, ширина цилиндра способна доходить до 1 метра. Основное назначение: укладка асфальтобетонного или асфальтового покрытия на небольших по ширине участках дороги (пешеходные и велосипедные дорожки, паровые зоны, игровые площадки и т.д.). Могут быть статистическими или вибрационными;

– прицепные катки. Это одновальцовый тип катка, цилиндр (колесо) которого может быть гладким или ребристым. Приводится в движение трактором, для которого выступает как прицеп. Используется для послойной укладки грунтовых покрытий. Как и ручные, прицепные катки могут быть вибрационными или статистическими;

– самоходные катки. Движение самоходного катка осуществляется с помощью имеющегося у него двигателя и трансмиссии.

По числу вальцов катки делятся на:

– одновальцовые катки. Машина оснащена одной осью, задняя часть имеет пневматические шины. На оси закреплен большой барабан, наличие которого иногда затрудняет преодоление высоких препятствий. Машину используют для строительных работ, дорожного строительства, произведения небольших уплотнений, выравнивания малых по площади территорий (пешеходные дорожки, тротуары и т.д.), оценки ровности поверхности;

– двухвальцовые катки. Техника оснащена двумя барабанами, расположенными на передней и задней осях соответственно. Их задача – приводить в движение вальцы. Применение целесообразно для ровных и плотных покрытий – асфальта, бетона, т.к. при работах на грунтовых насыпях не всегда обеспечивается требуемое сцепление. Маневренность техники низкая, т.к. она не имеет колес и шин, но показатели уплотнения очень высокие.

– трехвальцовые катки. Имеют три вальца, отличающихся расположением: на равном расстоянии вальцов друг от друга либо два вальца расположены рядом, а третий – самостоятельно.

По назначению катки бывают:

– грунтовые катки. Применяются для уплотнения и стабилизации подвижных, рыхлых покрытий (песок, щебень, глина, скальные породы);

– асфальтовые катки. Выравнивают и уплотняют горячие и/или холодные смеси из асфальта или асфальтобетона.

По массе катки подразделяются на:

– легкие катки. Вес машины не превышает 4 тонны, используются преимущественно для работ на малых по площади и узких участках, реже – при ямочном ремонте дорожного покрытия;

– тяжелые катки. Масса катка более четырех тонн, предназначены для строительства, капитального и/или текущего ремонта дорог. Обеспечивают высококачественное грунтовое и асфальтобетонное покрытие независимо от объема выполняемых работ.

Основное и дополнительное рабочее оборудование катков:

Основным рабочим, исполнительным органом катка выступают вальцы – специальные пневматические колеса либо цилиндры, выполненные из металла. Именно их большой вес и дает возможность равномерно уплотнять грунт. Один из цилиндров (вальцов) катка является ведущим, что позволяет изменять направление движения техники.

Привод вальцов может быть механическим (самый популярный тип) либо гидравлическим (им оснащена более современная техника). Гидравлика обеспечивает надежность машины, облегчает ее управление, делает ее более компактной.

Наличие дополнительного оснащение позволяет повысить производительность катка, обеспечить безопасность его использования или сделать этот процесс более комфортным.

В перечень дополнительного рабочего и иного оборудования входят:

– сменные вальцы;

– система климат-контроля;

– прибор для измерения плотности покрытия;

– защитный кожух;

– система фильтрации воздуха;

– кулачковый бандаж;

– система, предотвращающая опрокидывание машины;

– система защиты от падающих предметов;

– бульдозерный отвал для выравнивания поверхности;

– механизм, обрабатывающий кромку асфальтобетонного покрытия.

Применение катка:

Дорожный каток – незаменимый вид техники в таких отраслях, как строительство и ремонт дорожного покрытия. Он позволяет сформировать из основы и твердого материала ровный слой проезжей части, по которому смогут беспрепятственно и комфортно передвигаться автомобили и пешеходы. От того, насколько качественным, плотным и надежным будет сформированный слой, зависит и долговечность автомагистрали или пешеходной зоны.

Кроме дорожной строительно-ремонтной отрасли катки применяются в:

  • – промышленном;

  • – городском;

  • – железнодорожном;

  • – гидротехническом;

  • – аэродромном строительстве.

С их помощью производится подготовка площадок для строительства жилых зданий или промышленных сооружений, кортов и стадионов, парков и велодорожек, тротуаров и пешеходных зон, аэродромов и железнодорожных полотен. Незаменимы они при постройке земляных насыпей, водораздельных дамб и прочих грунтовых сооружений.

Гидротехника – еще одна отрасль, где катки нашили самое широкое применение. С их участием строятся плотины и здания электростанций, туннелей и насосных, водосбросов и водозаборов, а также многих прочих сооружений данной отрасли.

Такой широкий спектр использования катка объясняется тем, что эта техника отвечает самым высоким стандартам качества выполняемых работ, удобна в эксплуатации и экономически выгодна практически для любого предприятия.

Параметры катка:

К основным параметрам качества катка относят следующие показатели:

Каток (машина)

Каток (машина)

Каток – специальная машина, которая уплотняет различные виды покрытия. Это может быть грунт, асфальт, щебень, песок и другие слои используемых материалов. Без катков невозможно бы было прокладывать новые автомагистрали, строить идеально ровные асфальтовые площадки различного назначения.

Немного истории о катках

Первые устройства – трамбовщики были мало похожи на каток в современном значении. Это были цилиндры, вылитые из чугуна. Их как плуг таскали лошади. Таким способом еще в XVIII веке пытались выравнивать поверхность.

Естественно, первый каток грунтовый был произведен не в царской России. Имеется в виду настоящий самоходный механизм, ведь металлические и деревянные катки, запряженные лошадьми, для выравнивания поверхности мостовых использовались на Руси уже давно.

Вибрационный комбинированный каток ДУ-84 Производитель: Раскат Масса, кг: 14000 Марка двигателя: Д-260.1.386 Мощность двигателя, кВт: 109 Ширина уплотняемой полосы, мм.: 2000

В конце XIX века несколькими английскими фирмами поставлялись паровые катки, весом от 12 до 18 тонн. В силу своей громоздкости, огромной массы и чрезвычайно высокой цены в России они были не слишком популярны. Для прокладки путей сообщения были закуплены 18 катков, работающие по всем округам. Уже в 1902 году на Коломенском заводе по эскизам братьев Гейслер был выпущен первый паровой каток отечественного производства.

Кроме паровых машин, в 1920 году был разработан первый в мире кулачковый каток, используемый в основном для мерзлого и вязкого грунта. Как каток дорожный кулачковый механизм не стал популярным, тем более на смену пришли моторные катки – более современные самоходные механизмы.

Керосин, нефть, газ – на чем только не пытались заставить ездить каток изобретатели разных стран. Наиболее продуктивными оказались двигатели внутреннего сгорания, работающие на очищенной нефти. Царские властители использовали больше дармовую силу своих крестьян, заставляя их вручную прокладывать дороги, поэтому после революции стало понятно, что острая нехватка техники приводит к плохому путевому сообщению между городами и округами.

Уже в 1925 году началось массовое строительство дорог с асфальтовым покрытием. Благодаря особому режиму социалистического строя, скорее с помощью ручного, чем механического труда, были налажены дороги между главными городами и столицами СССР. Строительство дорог возобновилось с новой силой после окончания ВОВ.

Каток XCMG XS-142 14 тонн. Каток XS 142 оборудован вальцом диаметром 1523мм на передней части. Сзади располагается пневмошинный привод. Общий вес машины достигает 14 тонн, из которых 7 приходятся на сам валец. При этом показатель ширина вальца равняется 2,13м.

Катки в современности

Современный асфальтоукладчик по способу передвижения может быть самоходным или прицепным. По способу воздействия на поверхность – статическим или вибрационным. Каток может иметь малую массу, а может весить более 100 тонн. Сверхтяжелые катки используются редко – для выравнивания покрытий, где чрезвычайно важно, чтобы поверхность была надежной и гладкой, например, на взлетных полосах аэродромов.

Спецтехника с различного вида вальцами позволяет подготовить или сделать завершающие этапы работы на любых покрытиях. Кулачковые катки сейчас применяются для грунтового уплотнения: благодаря небольшим выступам, барабан сначала разрыхляет до однородного состояния почву, а потом ее тщательно уплотняет. Машина с гладкими вальцами выполняет последний этап работ – трамбовку асфальта.

Именно благодаря современному оборудованию и различной спецтехнике города стремительно разрастаются вширь, а скоростные трассы соединяют между собой города, предоставляя возможность водителям преодолевать большие расстояния за считанные часы. Современный дорожный каток – необходимый инструмент в борьбе с бездорожьем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: