Как усилить динамики в машине?

Реальность или самообман: тюнинг автозвука за пять минут

Случайно обнаруженные энтузиастом-любителем автозвука скрытые функции жидкости, известной под названием «реставратор покрышек», позволяют радикально улучшить звучание недорогой автоакустики, взбодрить пожилые динамики, чуть ли не дав вторую жизнь! Так, во всяком случае, утверждают адепты популярной в народе «теории пропитки подвесов»… Что же это — полезный лайфхак с моментальным результатом или массовое самовнушение?

Н аш портал, конечно, старается рассказывать своим читателям в первую очередь о проверенных и подтвержденных технологиях применительно к автомобильной сфере, однако некоторые вещи на грани науки и суеверий становятся настолько популярными в автомире, что их известность выходит широко за пределы трёпа в соцсетях и гаражах. «Методика улучшения звука автомобильных аудиосистем за пять минут» как раз из числа таких вещей. Пусть каждый найдет в этой истории что-то свое: профессионал – шанс улыбнуться, любитель приложить руки – повод поковыряться с машиной в выходной, любопытный – пищу для ума. Итак, поехали!

Изобретатель из Саранска

Автор нашумевшей в интернете технологии пропитки подвесов динамиков жидкостью для реставрации шин – Игорь Бобров из Саранска, известный на популярной автомобильной блог-платформе DRIVE2 как IGOR311.

– Я электронщик по образованию, в свое время долго работал на саранском заводе точных приборов. Сейчас занимаюсь торговлей аудиокомпонентами и консультированием в сфере звука – рассказал «Колесам» Игорь.

– Лет десять назад мне в руки попал флакон «реставратора шин» марки Doctor Wax, которым я попробовал обрабатывать различные резиновые детали своего автомобиля. Работало средство очень хорошо: увеличивался срок жизни резинок подвесов глушителя, сайлентблоков и подушек стабилизатора поперечной устойчивости, разрушающихся от соли и температуры. Я уж не говорю про то, уплотнители дверей стали прилегать лучше. В итоге возник интерес попробовать улучшить помощью этого же состава характеристики подвесов каких-то старых динамиков. Эффект был просто ошеломительный – через пять минут после нанесения состава кисточкой на подвес диффузора звучание большинства динамиков улучшалось так, что это заметно любому человеку, а не только «аудиофилу с тренированными ушами»!

– Собственно, ключевая суть технологии – возврат динамикам заводских характеристик – продолжает Игорь.

– Я в свое время регулярно посещал ежегодные Hi-Fi-Show в Москве, где общался с представителями известных зарубежных компаний-производителей аудио: DLS, Jamo и т.п. И они не скрывали, как быстро подвес нового динамика теряет эластичность. Полгода – и характеристики уже не те, что сразу после конвейера. Инженеры об этом факте знают, пытаются при проектировании его учитывать, чтобы компенсировать старение, но получается лишь отчасти… А вот «реставратор шин» справляется с этим отлично, он смягчает подвес и предотвращает дальнейшее высыхание на годы! На тех же Hi-Fi-Show я многим производителям высококачественной акустики не раз предлагал проверить эффект пропитки. Большинство, конечно, пальцем у виска крутили, но кое-кто соглашался и был приятно шокирован: буквально через пять минут после пропитки акустика начинала звучать заметно лучше. Раз за разом переключали провода с обработанной на необработанную колонки, и отличие в пользу обработанной была налицо!

По словам Игоря Боброва, убедившись в явном положительном эффекте, он неоднократно обращался и в российское представительство компании-производителя «реставратора шин», предлагая им за умеренное вознаграждение свою идею – воспользоваться обнаруженным «пасхальным яйцом» и начать под своей же маркой продавать эту же жидкость еще и в небольшой фасовке с кисточкой. Но не как реставратор шин, а как специализированное средство для реставрации и улучшения акустики. В представительстве Игоря внимательно выслушали, пообещали передать информацию в зарубежный офис, на чем все благополучно и заглохло…

Результаты мнимые или реальные?

Игорь Бобров уже без малого десять лет пропагандирует в интернете технологию пропитки подвесов жидкостью для защиты и реставрации шин, подчеркивая, что не имеет с этого ни копейки. За это время его совету последовали сотни, если не тысячи людей, обработав динамики автомобильных и домашних аудиосистем.

Вот типичные отзывы новообращенных адептов технологии:

  • «…я обалдел! В своей старушке «каденсы» обмазал, жёсткий каденсовский бас стал бархатистым, глубоким, звук стал этажным, слойным! Теперь нутром чувствую низы, средние и верха. А хотел менять колонки. Спасибо. »
  • «…обработал автомобильные динамики Morel Tempo 6 – звук стал на порядок сочнее. »
  • «…я пробовал на старых советских динамиках 25ГД-26Б, добился понижения резонансной частоты с 46 Гц до 32 Гц…»

Впрочем, мало кто проводит измерения параметров динамика до и после обработки. Например, таких, как резонансная частота, добротность, амплитудно-частотная характеристика. Почти все испробовавшие «технологию» оценивают результат субъективно, на слух.

Дело в том, что и сам Игорь нарочито пренебрегает числовыми данными и замерами, утверждая, что «все слышно ушами». «Берите и делайте – все же просто и недорого, хватит трепать языком в интернете!» – так, в общих чертах, выглядит его позиция. Однако сторонники научного подхода возмущаются, и их можно понять…

Глубокого и всестороннего исследования технологии мы в редакции «Колес» не проводили, однако, чтобы составить собственное впечатление, проделали все же два несложных теста – субъективный и объективный. Объективный – измерение резонансной частоты динамика до и после пропитки подвеса. Субъективный – прослушивание обработанной с помощью пропитки акустики – также до и после. Собственно, именно субъективный метод и пропагандирует автор идеи. «Вы все услышите своими ушами, это гораздо лучше измерений и полученных в результате сухих цифр!» — утверждает Игорь Бобров.

Итак, объективный метод. Берем 4-оммный автомобильный 13-сантиметровый динамик из разряда дешевеньких, и проводим его измерение. Выясняем параметры Тилля-Смолла, применив распространенную среди любителей поковыряться с акустикой программу AudioTester. Резонансная частота динамика оказалась равной 96 Гц. И ни она, ни прочие параметры после пропитки, увы, не изменились… Быть может, материал подвеса нашего дешевенького динамика оказался из тех, что не подвержены воздействию «реставратора шин»?

Субъективный метод тоже опробовали. Обработали динамик довольно неплохо звучавшего в прошлом, а сегодня «списанного на пенсию» домашнего музыкального центра Philips производства середины 90-х годов. Не заметить результат было бы трудно: мы промазали подвес одной колонки из пары, и слушали результат, оперативно переключая звук с обработанной на не обработанную, и обратно. Увы, изменений отметить не удалось…

Мнение эксперта

Мы попросили эксперта в области автомобильного и домашнего аудио прокомментировать чудодейственное снадобье и «тюнинг звука за 5 минут». Наш консультант, используя свой богатый опыт, высказался достаточно развернуто:

– Начнем издалека. Нередко бывает, что динамик потенциально хорош, но корпус не позволяет ему выдать максимум своего качества звучания. К примеру, у большинства домашних полочных акустических систем, даже от брендов с солидной репутацией, слишком низко настроен фазоинвертор, что улучшает глубину баса, но радикально ухудшает его четкость и собранность. Чистый маркетинг: более глубокий бас услышит каждый, а точность и четкость при меньшей глубине баса оценят далеко не все .

Если акустическое оформление динамика не оптимально, его можно улучшить, изменив характеристики корпуса. Но, как ни странно, допустимо подойти к той же задаче с другой стороны: изменить параметры не корпуса, а самого динамика. Например, воздействием на центрирующую шайбу (оказывающую наибольшее влияние на характеристику колебаний подвижной системы динамика) или тот же подвес (который влияет, но в гораздо меньшей степени, нежели шайба).

Однако пропитка подвесов, о которой идет речь выше, проводится исключительно с целью их размягчения и рекомендуется всем подряд, невзирая на тип динамиков и их оформление, что недопустимо. Ибо совершенно неверно считать, что в любом динамике надо стремиться к максимальному увеличению эластичности шайбы и подвеса!

Нередко бывает, что нужно совершенно обратное. Вот опять же пример . Автомобильные НЧ/СЧ-динамики Dynaudio всем хороши, кроме одного – у них вялый мидбас в объеме автомобильной двери, который чаще всего составляет не менее 28-30 литров. Вялость мидбаса – реакция на неоптимальный, избыточный объем. Но опытным любителям автозвука известно, что от этой проблемы легко избавиться, если установить динамик в корпус 15-17 литров. Можно внутри двери изготовить корпус заданного объема, но никто из инсталляторов этого не любит. Гораздо проще пропитать центрирующую шайбу динамика с целью увеличения её жесткости, и если это сделать грамотно, то у динамика появится нужная скорость и четкость при работе на объем двери.

Возвращаясь к конкретному примеру использования «волшебной жидкости», которой пропитывают подвесы с целью увеличения их эластичности, надо отметить, что размягчение подвеса влечет за собой увеличение эквивалентного объема Vas и уменьшение резонансной частоты Fs. То есть, из трех главных параметров любого динамика мы меняем (причем, бесконтрольно) два, а что уж произойдет с третьим (полная добротность Qts), и вовсе никто не знает.

Да, не исключено, что таким образом удастся попасть пальцем в небо и случайным образом улучшить звучание изначально неоптимальной системы. Если подвес изначально вообще дубовый, то у динамика и чувствительность станет выше, отчего он запоет громче. От подвеса также требуется эффективное демпфирование, то есть гашение резонансов, и если, опять-таки случайно, демпфирующие качества подвеса в результате пропитки улучшатся, то звучание станет чище.

Но как поведет себя обработанный подвес на сильном морозе, либо в жару? Не станет ли слишком мягкий подвес прихлопывать уже на средней громкости и что с ним будет при работе на большой громкости? Риск получить ухудшение конечного результата при воздействии на параметры вслепую крайне велик.

Как сделать хороший звук в машине: инструкция для «чайников»:

Мифы и правда об аудиосистеме автомобиля

Так как аудиосистема напрямую не влияет ни на безопасность, ни на надежность автомобиля, музыка традиционно становится тем местом, где автопроизводители стараются сэкономить. Как правило, они не ставят в свои машины китайский ноунейм, который будет портить статистику поломок, а сотрудничают с именитыми производителями. Однако надо понимать, что почти у любого производителя есть бюджетные и простые решения, которые и идут в ход.

Читайте также  Вредно ли прикуривать автомобиль от своей машины?

Чтоб машина «заиграла»

Если не брать во внимание премиум марки типа Lexus, BMW, Range Rover, Mercedes, то штатная музыка с завода — это ерунда на постном масле, годная разве что для прослушивания радио или колыбельных для детей.

Штатная акустика в бюджетниках и машинах среднего класса имеет узкий частотный диапазон, необъемную звуковую сцену и вообще делается по принципу «есть и ладно». Никто не заморачивается с созданием сцены, объемного звука, вибро- и шумоизоляцией дверей, подбором компонентов. Как правило, с нормальным головным устройством, музыка уже на двух третьих громкости начинает искажаться и похрипывать. Какие-то инструменты вообще теряются, получается каша.

И даже покупка Мерседеса не гарантирует хорошего звучания. Как правило, в машинах премиум класса по умолчанию ставится музыка среднего качества, а вот за доплату в 200+ тысяч рублей уже предлагают действительно хорошую музыку типа Mark Levinson, Harman Kardon, Bang&Olufsen, Focal и так далее.

В общем, если хочется в дороге наслаждаться не только радио, но и слушать музыку разных жанров, надо менять штатную акустику на новую.

Многие, кто никогда не слышал, как звучит хорошая акустика, считают, что им то с музыкой в машине повезло, но, повторюсь, в 99% случаев (если не брать в расчет премиум автомобили) это не так.

Я не буду вдаваться в сильные дебри по поводу того, как сделать, чтобы машина заиграла по-новому и качественно, не буду говорить о настройках, материалах, проводах, контактах, технологии производства и так далее. Расскажу лишь, что нужно сделать обязательно, так сказать, для чайников. Чтобы далекий от автозвука человек примерно понимал стоимость. А тем, кому нужно, чтобы было лучше всех и кого бюджет неограничен, лучше обратиться в профессиональную студию автозвука с хорошими отзывами и победами в конкурсах.

Что делать

Многое зависит от головного устройства. Если магнитола умеет читать все форматы, имеет блютус, usb, слот для SD-карт и так далее — это не говорит, что она будет выдавать качественный звук. Одной только заменой головного устройства можно улучшить качество звука. Но улучшение это будет не радикальным, поэтому идем дальше.

И вот ещё одно важное замечание. Производители прекрасно понимают, что большая часть потребителей смотрит на то, что видно и не особо понимает в том, что спрятано от глаз. Поэтому делают большой монитор, красивую подсветку, большую встроенную память, дизайн, много бесполезных функций, но технические характеристики и используемые детали оставляют желать лучшего.

Так что не ведитесь на китайские ноунейм-магнитолы с сенсорными экранами, Android Auto и огромной памятью, лучше купите качественную японскую или европейскую 1DIN магнитолу с качественными компонентами и жестким контролем-качества. Она будет не такой крутой внешне, зато играть будет лучше.

Практически у всех головных устройств есть встроенный усилитель. Но он скорее для галочки, нежели для серьезных целей. Встроенный усилитель реализует возможности только самых бюджетных динамиков.

Вообще роль усилителя в народе очень часто недооценивают. Люди покупают дорогие динамики, иногда меняют головное устройство, но экономят на усилителе (а он часто стоит столько же, сколько хорошее головное устройство или комплект хороших динамиков). В итоге без усилителя динамики играют только на 30% от своих возможностей и человек разочаровывается в автозвуке, сожалеет и потраченных деньгах или вообще не слышит разницы между «было» и «стало».

Лучше купить динамики и головное устройство попроще, но не экономить на усилителе. В итоге будет громче и качественнее, потому что динамики будут отыгрывать на 100%, а вы будете слышать разницу и понимать, на что потратили деньги.

У динамиков очень много характеристик. Часто смотрят на максимальную мощность и количество. Но это чисто маркетинговые характеристики, которые любят выносить на упаковку. Они не играют вообще никакой роли. Максимальная мощность — это вообще какая-то абстрактная величина, которую вы никогда не получите. Число полос не так важно, как материал из которого сделаны диффузоры и все остальное. Не имеет никакого значения размер магнита, на который так часто смотрят.

Не стоит покупать акустику от неизвестных производителей. Это, как и с любой техникой и автомобилями. Нельзя просто так взять и сделать хороший продукт класса Hi-Fi или Hi-End, если нет опыта. Даже если поставить самые дорогие компоненты и использовать дорогие материалы. К тому же дешевая акустика служит обычно не дольше нескольких лет.

Если вы решили подключать динамики напрямую к головному устройству (чтобы было максимально бюджетно), то надо покупать динамики с сопротивлением не менее 4 Ом и чувствительностью порядка 92 дБ.

И не надо думать, что чем дороже, тем лучше. Не всегда так — это раз. А два — зачастую от более дешевых динамиков можно добиться лучшего звука за счет правильной установки. Например, звук от динамиков за 3000 рублей, которые установлены в дверь на деревянный подиум с шумо-и виброизоляцией будут звучать лучше в 90% случаев, чем динамики за 6000 рублей, установленные на металл.

Если вы хотите иметь сочный бас, никакие динамики (даже «блины») не дадут вам того, что даст простенький сабвуфер. Просто из-за своих размеров и хода диффузора. Саб не обязательно должен быть огромным и занимать полбагажника. Он вполне может быть компактным или даже активным (тогда не понадобиться покупать отдельный усилитель).

Количество динамиков в машине не играет решающего значения. Мощность и громкость — это не самые важные параметры. Гораздо важнее, чтобы акустика была компонентной.

Высокочастотники лучше ставить на уровне ушей или хотя бы груди (в стойках). Если они будут играть в ноги, вы их не услышите. Направлять их нужно в сторону слушателей. Ещё лучше, если будет отдельный канал для баса (саб). Саб можно размещать в любой части салона или даже багажнике. Тогда будет максимально качественно и глубоко.

Все это не удастся сделать без кроссовера, главное предназначение которого, разделение частот и отправка их на нужный канал. То есть басы кроссовер отправляет на саб, высокие частоты (флейты и всякое такое — на твитеры), а все остальное — на среднечастотники.

Установка

Про установку я уже местами говорил. Она не менее важна, чем выбор компонентов. Если кратко подытоживать, то важно обеспечить жесткое крепление к массивной детали. Если это не штатный пластиковый подиум, или вы крепите динамики большего размера, чем штатные, важно сделать подиумы или кольца-проставки из толстой фанеры или дерева.

Ещё сильно улучшит звучание даже локальная шумо- и виброизоляция. Если нет денег на полную шумку, то хорошо хоть как-то проклеить хотя бы двери. Если и на двери нет денег, то крайне желательно проклеить хотя бы места напротив тыльной части динамика. Для этого нужен лоскут поглощающего материала. Это будет совсем недорого и сделать можно самому. Уже это в значительной мере устранит нежелательные резонансы и призвуки от вибрирующего металла.

Строго говоря, не всем нужен в машине хороший звук. Так же, как и не всем нужен смартфон с хорошей камерой и топовыми характеристиками. Если вы день и ночь гоняете на машине по разбитым дорогам с пассажирами и слушаете радио, хорошая акустика вам не нужна.

Цена вопроса

Теперь о стоимости. В принципе сильно улучшить звук можно и полумерами. Например, поставив хорошую голову вместо штатной. Или установкой усилителя. Да даже проклейка дверей или локальная виброизоляция улучшит звучание даже штатной акустики. Всё зависит от бюджета.

Я на модернизацию звука в своей машине потратил примерно 48 000 рублей. У меня надо сказать получилось звучание хорошего уровня. Это не топ, но и далеко не бюджетный уровень. Я бы сказал, средне-продвинутый уровень. Не для конкурсов, а для уха.

Играет моя машина теперь намного лучше того, что было штатно, примерно на уровне тех систем, которые ставятся в недорогой премиум (типа Мерседеса А-класса без опционального музыкального пакета, Mazda с акустикой Bose и так далее). Можно было бы улучшить звук и за в два раза меньшие деньги. А если есть 100 тысяч, то можно было бы сделать ещё лучше и качественнее.

А может, достаточно сделать «шумку» дверей? Узнаём, как улучшить звук в автомобиле

Наш фотограф Максим Малиновский любит не только красивые снимки, но и качественное звучание музыки в автомобиле. И как-то он заявил, что акустика в нашем редакционном Renault могла бы быть получше, учитывая, что в Arkana установлены компоненты не самой худшей фирмы — Bose. Мы обратились к специалисту по автомобильному звуку Андрею Пугачеву, чтобы он рассказал, как можно улучшить качество звучания. Наша машина на гарантии, поэтому под нож мы ее не пускали, зато узнали много нового о том, как выбирать акустику в салон и какие работы над автомобилем необходимо провести кроме замены компонентов аудиосистемы. Оказывается, для того чтобы штатная магнитола «запела» по-другому, можно даже не менять динамики — достаточно лишь чутка доработать двери.

А что вы собираетесь слушать?

Перед тем как начать выбирать динамики, эксперт советует определиться, какую музыку вы будете слушать в автомобиле. Если в салоне чаще будет звучать электронная музыка, то к «акустическому вопросу» следует подходить иначе, нежели в случае, когда вы предпочитаете рок-музыку или творчество поп-исполнителей. И дело здесь не только в басах, как может показаться на первый взгляд.

— Всю музыку можно условно разделить на две категории. Первая — та, где есть исполнитель. Это рок, классика, джаз и т. п. Иными словами, это композиции, которые обычно слушают со сцены. Вторая — музыка без исполнителя. Сюда бы я отнес электронную и клубную музыку. Она должна быть как бы вокруг слушателя, а не играть со одной стороны. Если предпочитаете музыку с исполнителем, то акцент нужно делать на фронтальную часть салона автомобиля — выстраивать так называемую сцену. Если же в вашем плей-листе преимущественно электронная музыка, то необходимо делать просто качественное объемное звучание, — пояснил Андрей.

Читайте также  Как срабатывает подушка безопасности в машине?

Шумоизоляция дверей (70—80 долларов по курсу)

Во время «тест-драйва» акустики нашей Renault Arkana эксперт не просто послушал звучание колонок, но и постучал по обшивке дверей. Она пластиковая с небольшими вставками из кожзама. По заводу дверь в непремиальных машинах практически полая, без особой шумо- или виброизоляции, поэтому там возникают резонирующие частоты, которые могут испортить впечатление от прослушивания музыки на громкости чуть больше средней. Кроме того, за динамиком желательно расположить закрытый объем, который не позволит звуку распространяться в ненужном направлении. Дверь в какой-то степени и выполняет роль такого объема, но она вся «дышит», в том числе за счет технологических отверстий.

Для того чтобы добиться в своем автомобиле качественного звучания аудиосистемы, начать нужно именно с шумоизоляции дверей. Полностью их разобрав, обезжиривают внутренние поверхности. Полые емкости дверей проклеиваются вибропластом.

Далее, как правило, наносится слой сплэна (это самоклеящийся материал на основе пенополиэтилена). Он имеет важное преимущество — не впитывает воду. Но есть у сплэна и недостаток — этот материал достаточно жесткий и в жаркую погоду может отклеиваться. К тому же он не поглощает звук. Вместо сплэна можно использовать битопласт. Качество звука с ним даже лучше за счет поглощения так называемых стоячих волн. Ложкой дегтя в случае с битопластом является впитывание воды, что со временем может повредить материал.

В зависимости от мощности акустики, которую вы планируете ставить в машину, необходимо рассчитать толщину вибропласта. Как правило, двери «полнеют» на 3—5 кг, и это не требует никакой дополнительной доработки. Но иногда шумо- и вибропоглощающие материалы добавляют столько лишнего веса, что приходится даже усиливать петли. Возможно, вы видели, как на соревнованиях по звуку владельцы автомобилей приподнимают двери, чтобы их захлопнуть.

— Когда я плотно занимался автозвуком, зачастую проводил шумоизоляцию двери и отдавал клиентам машину со штатными динамиками. И процентов 30 людей говорили, что им больше ничего не надо. Если сделать нормальную шумоизоляцию хотя бы передних дверей, можно сэкономить на покупке более дорогих динамиков, а то и обойтись заводскими. Но есть клиенты, которые настаивают на том, чтобы я просто поставил другие компоненты. Они покупают дорогие модели, которые, в общем-то, теряют свой смысл без работы с дверями, — рассказал специалист.

Еще можно шумоизолировать днище, переднюю панель и даже крышу. Но если от дверей эффект гарантированно услышат даже те, кто в детстве повидался с медведем, то остальные доработки — для самых требовательных аудиофилов. К тому же доработка, например, передней панели — дело недешевое. Одна работа потянет на 100—150 долларов по курсу.

Шумоизолировать одну дверь стоит 70—80 долларов по курсу. Это материал плюс работа. Но здесь важно помнить, что такая операция, скорее всего, повлияет на заводскую гарантию автомобиля. Поэтому нужно либо ждать, когда машина слезет с дилерской «иглы», либо отказаться от гарантии, либо доработать автомобиль на официальной СТО (некоторые дилеры предлагают такую услугу).

Нужно ли дорабатывать задние двери?

— На самом деле, сидя спереди, вы даже не слышите задние динамики. Поэтому если вы шумоизолируете передние двери, вы улучшаете звук для водителя и переднего пассажира. Если дорабатываете задние — делаете услугу для задних пассажиров. В целом, проще настроить качественное стерео спереди, нежели заморачиваться с задним рядом. Мы иногда для соревнований вообще убирали задние динамики, чтобы они не оттягивали сцену. Так что для большинства людей будет достаточно поработать с передом. Для вашей «Арканы» за долларов 150 можно хорошо изолировать две двери. Поверьте, вы почувствуете разницу, — уверил Андрей.

Шумоизоляция багажника

Самые требовательные любители музыки шумоизолируют еще и багажник. Эффект от этой доработки ощутят разве что владельцы компактных хетчбэков. Когда багажник живет «отдельной жизнью» (например, у седана или купе), то шумоизолировать его следует только при установке сабвуфера. В случае с Renault Arkana от доработки грузового отсека можно и отказаться — багажник достаточно хорошо изолирован от салона. Считай, как в седане.

— Нужно понимать, что машина нужна в первую очередь для того, чтобы ехать, а не устраивать дискотеку. Поэтому и багажник следует трогать только в крайних случаях. Нагрузи крышку дополнительными килограммами — она не будет держаться в открытом положении. А значит, нужно дорабатывать газовые упоры. Я бы разумно взвешивал необходимость доработок в обычном автомобиле, — считает специалист.

Что такое твитеры?

На Renault Arkana, как и на большинство машин данного класса, установлена компонентная система. В нашем случае — фирмы Bose. В передних дверях расположены мидбасы, а на передней панели — высокочастотные твитеры (в простонародье — «пищалки»). Фактически это один динамик, разнесенный в два места. Автопроизводители выносят высокие частоты вверх, потому что они достаточно легко поглощаются ковролином. Другими словами, будь твитеры расположены в том же месте, где основные динамики (внизу дверей), звук от них терялся бы.

В нашем редакционном автомобиле «пищалка» расположена классическим образом — с отражением звука от лобового стекла. То есть воспроизводимый высокочастотным твитером звук отправляется вверх, ударяется о наклонное стекло и улетает в салон. Иногда твитеры размещают в стойках. Как правило, звук в этом случае направляется перекрестно: с левой стойки — в правого пассажира, а с правой — в сторону водителя. Специалист рекомендует заменить корпусы штатных «пищалок», потому что сетка не пропускает много частот и они остаются в передней торпеде. А чтобы увеличить «звуковую прозрачность», необходимо поменять крышку твитера.

Андрей считает, что формат MP3 окончательно убил качественную музыку в машинах.

— Раньше, когда музыку слушали с обычных компакт-дисков, там композиции были записаны полностью, без искажений и вырезания якобы «неслышимого» сектора звучания, без каких-либо преобразований. А в формате MP3 все сжато, и теперь ты не можешь «развернуть» композицию на качественную акустику. Хороший звук в автомобиле нужно слушать с закрытыми глазами. Включил симфонию и показал пальцем, где играет скрипка, а где — валторна. С MP3 такого не сделаешь. Именно поэтому сейчас люди чаще делают «шумку» для себя, чтобы комфортнее было ездить, нежели для качественного звучания. Автомобилистам больше не нужна действительно хорошая акустика. Плюс ко всему заводские системы стали намного лучше, чем раньше, — отметил специалист.

Что можно сделать с Renault Arkana?

В случае с нашей редакционной машиной эксперт советует начать как раз с шумоизоляции дверей и посмотреть, что получится. Возможно, больше ничего не понадобится делать. Если же захочется более «породистого» звучания, в багажник можно установить сабвуфер. Но для этого у кроссовера придется переделывать фальшпол, под которым хранится запаска. По заводу пол поднимается, ломаясь прямо у спинок заднего ряда — именно там должен располагаться корпусный сабвуфер. Переделка пола может привести к другим последствиям — возможно, будет затруднительно доставать запасное колесо.

— Что касается замены динамиков, то она в случае с вашей «Арканой» целесообразна, только если вы будете устанавливать в автомобиль дополнительный усилитель либо если повреждены заводские. Можно, конечно, пойти и купить новые динамики за 50 долларов, но вы не получите никакого эффекта по сравнению со штатной аудиосистемой. Если же менять что-то кардинально, то придется вложить солидную сумму денег, — рассказал Андрей.

Здесь важно отметить, что автомобильные динамики бывают двух типов: рассчитанные на работу с выносным усилителем и работающие с магнитольным усилителем. Как понять, «ху из ху»? Необходимо узнать, насколько динамик чувствителен к подводимой к нему мощности. Эта чувствительность измеряется в децибелах на октаву, и ее можно узнать в характеристиках устройства. Динамики с показателем до 93—94 дБ/окт лучше подключать к дополнительному усилителю. Все, что выше, можно коннектить со штатной магнитолой. Обычно у производителей аудиосистем есть пару моделей динамиков для работы с усилителем, который идет в автомобиле с завода. Это бюджетные решения, которые не дадут ожидаемого эффекта от доработки. Если же вы хотите удивлять качеством звучания в вашей машине, придется ставить дополнительный усилитель, менять динамики и закидывать в багажник сабвуфер. И это, вместе с шумоизоляцией дверей, обойдется в добрую копейку. Большинству автолюбителей такой звук попросту не нужен.

Улучшение качества звучания динамиков в машине: правила и рекомендации

Если в цепи установлен процессор, то улучшить качество звучания динамиков в машине получится после настройки эквалайзера, хотя большинство автолюбителей считает эту функцию системы бесполезной, на самом деле это не так.

Владельцы хорошо звучащих стационарных домашних аудиосистем, садясь за руль плохо оснащенного авто, сразу заметят разницу воспроизведения. Если преодолеть предстоит не одну сотню километров, то путь покажется даже обременительным. Решить проблему и улучшить качество звучания динамиков в машине достаточно легко, нужно лишь заранее изучить несколько важных моментов и воспользоваться советами экспертов.

Мифы и правда, про аудиосистему авто

Во всех дорогостоящих транспортных средствах стоит исключительно хороший «звук» — подобное суждение будет ошибочным, ведь производитель не надеется встретить меломана на тест-драйве, таких людей достаточно мало. К мифам относится и следующая фраза: качественная аудиосистема крайне важна лишь профессиональным музыкантам.

Современный человек, даже если он владелец УАЗа, хочет наслаждаться всеми прелестями инноваций, поэтому обязательно заметит погрешности в звучании. Но есть и правдивые суждения:

  • Без достойной шумоизоляции добиться хорошего воспроизведения сложно.
  • Если не улучшить качество динамиков в авто, то комфорт и безопасность водителя будет под угрозой.
  • Правильно установить и произвести настройку может исключительно специалист.

Изучая технические характеристики новой аудиосистемы, водитель только представляет ее в действии, поэтому лучше делать выводы после непосредственного прослушивания.

Причины плохого звука и как его улучшать

Вина за проявление помех или лишних шумов, а также тихого воспроизведения лежит на одной из составляющих всей акустической системы. Чтобы разобраться в проблеме и принять действенные меры, следует начинать с первой точки общей цепи и проводить тщательное разбирательство даже самых маленьких деталей. Нередко водители вынуждены внедрить дополнительные устройства, такие как усилители или новую магнитолу, чтобы улучшить звук динамиков в автомобиле, от настройки эквалайзера также зависит конечный результат трудов.

Читайте также  Что такое шасси в машине?

Шумоизоляция

Любые песни будут казаться странными и непонятными без достойной шумоизоляции машины. На звук обязательно повлияют такие факторы:

  • шелест колес;
  • гул двигателя;
  • стук обивки.

Избавиться от подобного нюанса поможет виброизоляция, она скроет неприятные вибрации пластика и кузова. Для монтажа можно использовать как металлические, так и пластиковые поверхности автомобиля, фольга с вафельной структурой просто приклеивается.

Замена динамика

Не менее важный фактор – это качество штатных составляющих аудиосистемы, после замены которых о проблеме получается забыть. Сигнал, издаваемый проводами регулировки громкости, может быть слабым, в худшем случае водитель натыкается на брак или элемент со сгоревшими деталями. После обновления владельцы сразу замечают улучшение звука динамика авто, но за качество воспроизведения отвечает исключительно головной механизм, об этом всегда следует помнить.

Внедрение усилителей

Если принять кардинальные меры и серьезно настроиться на поставленную задачу, то улучшить звучание динамиков в дверях автомобиля получится у каждого человека собственными руками.

Составляющая цепи способна благотворно повлиять на звуковой сигнал, который исходит от магнитолы и поступает на динамик, для усиления передней и задней двери следует выбрать модель на 4 канала.

Помощь аудиопроцессора

Для улучшения звука динамиков в личном авто посредством специального оборудования можно точно отрегулировать частотную амплитуду и довести характеристики до идеальной совместимости с аудиосистемой. Аудиопроцессор работает в тандеме с усилителем, но монтаж приспособления лучше доверить специалистам, в противном случае появляется повышенный риск возникновения проблем.

Оптимизирование ШГУ

Современные образцы акустики довольно легко поддаются улучшению или апгрейду, чего не скажешь о старых образцах оборудования. Чтобы справиться с поставленной задачей, профессионалы нередко прибегают к одному действенному способу, который можно повторить самостоятельно. Необходимо отсоединить усилитель от динамиков, а провода колонок просто подключить к новому аппарату.

Точно настроить автомобильный эквалайзер

Если в цепи установлен процессор, то улучшить качество звучания динамиков в машине получится после настройки эквалайзера, хотя большинство автолюбителей считает эту функцию системы бесполезной, на самом деле это не так.

Чтобы максимально убрать верха и низы, следует воспользоваться фильтрами, не менее важно удачно выставить соотношение частоты и сигнала, тогда звук станет более четким и приятным.

Замена штатной магнитолы

Владельцы транспортных средств или мастера могут произвести выше приведенные действия, но не добиться результата, тогда выход один – замена установленной в салоне магнитолы.

Эксперты советуют при покупке отдать предпочтение многоканальным моделям, обладающим функцией усиления сигнала.

Способы, которые не рекомендуют

Серьезно подойдя к решению вопроса, как улучшить качество динамиков в авто, владельцы любых транспортных средств должны помнить о том, что не все способы принесут плоды. Выбрав для подключения выходы высокого уровня, добиться получится лишь увеличенной шумности. Следует отказаться от возможности произвести подключение через преобразователи повышения сигнала. Занявшись проверкой работоспособности ШГУ, менять только его части будет нецелесообразно, благоразумнее приобрести новую модель в сборе.

Как улучшить звук штатной акустики в авто

Подавляющее большинство владельцев бюджетных иномарок так или иначе пытаются улучшить штатную акустическую систему своего авто. Делают это в меру знаний, сил и средств. Соответственно, зачастую попытки превращаются в пустую трату сил времени и денег.

Сперва, по традиции, расскажу немножко теории, в которой заключается суть идеи.

Многие владельцы автоваза наверняка замечали, что блины, установленные в полке «басят» куда лучше передних динамиков, даже если фронт и параметрами и видом ничем не уступает тылу.

Многие считают, что это происходит потому, что блины имеют бОльшую площадь и низкий резонанс. Считают абсолютно верно, так оно и есть.

Но есть еще один фактор, позволяющий блинам басить лучше фронта: расстояние от слушателя.

Многие наверняка слышали от сплщиков о том, что «басу нужно разогнаться». Да что там далеко ходить, все слышали своими ушами это дело, когда по улице едет машина с мощным низконастроенным сабвуфером. Мы слышим сперва низкое валево, по мере приближения авто самый нижний бас стихает, а затем медленно нарастает по мере удаления авто.

Этот эффект связан с нюансами восприятия звуков нашим ухом. Я в этих делах небольшой спец. Могу наплести чепухи и запутаться в терминологии, но если очень просто сказать, то ухо слышит те частоты, длина которых равно или кратно укладывается в расстояние между ухом и источником звука. В случае с вч-сч этот вопрос не шибко актуален. Длины волн там измеряются в сантиметрах и волна сама многократно укладывается в расстояние от уха до источника. Но, когда дело касается саба, где длины волн измеряются уже метрами, этот вопрос становится весьма остро, особо учитывая, что чем выше кратность тем хуже будет слышно частоту.

Если еще проще объяснить, то чем ближе мы к сабу тем хуже будет слышно самые низкие частоты.

Если мы возьмем те же блины, которые басили в полке и врежем их в двери в аналогичные условия, баса мы получим ощутимо меньше. Просто за счет того, что окажемся ближе к динамикам.

Еще раз хочу заранее извиниться, в теории мог напутать с физикой процессов или терминологией, но на практике этот эффект работает и хорошо ощутим.

Так вот к чему я все это?

А к тому, что штатные динамики в задних дверях авто, как правило, находятся ощутимо дальше от водителя чем динамики дверей передних ;) Улавливаете к чему я веду?)))

Вот типичная схема штатной аудиосистемы в авто.

То есть штатное гу со своими встроенными усилителями и акустика в передних-задних дверях.

Естественно, бывают вариации с коаксиальными динамиками, либо вовсе с широполосниками. Суть идеи это никак не меняет.

Наша цель не уродуя салон, не занимая багажник, не вкладывая много денег, не заморачиваясь особо улучшить звук. С этими мыслями большинство «улучшателей» закупается бюджетной акустикой подходящих диаметров и меняет штатку на них.

Потом, конечно, на волне эйфории рассказывая в интернете небылицы о том, каким волшебным и потрясающим стал звук). Разумеется это не так. Они получают просто другой сорт говнозвука и все.

Я предлагаю во первых, заморочиться с изготовлением подиумов под динамики, вместо штатных пластмассок, благо это дело не дорогое и не хитрое. И озадачиться, хотя бы небольшой виброизоляцией передних и задних дверей. Эти два фактора определят эффективность идеи. без этого не стоит вообще трогать штатку, вне зависимости от идеи переделки.

После этого, можно реализовать самый простой вариант по этой схеме:

Мы просто отключаем пищалки задних дверей, в случае, если сзади стоит компонентная акустика. Если коаксиальная, то просто вынимаем мидбасы сразу с пищалками.

В передние двери покупаем и устанавливаем бюджетную, компонентную акустику. Выбираем динамики с легким диффузором и не пытающихся видом изобразить губастый саб). Если в передних дверях стоит компонентная система, то штатные вч меняем на купленные, если были коаксиалы, то пищалки, штатными средствами размещаем, там где они будут лучше петь.

Короче, передние двери комплектуем не дорогой, приятно поющей компонентной акустикой с легкими мидами.

А вот в задних дверях, отключаем (или не устанавливаем) пищалки вовсе, зато мидбас подбираем максимально тяжелый и массивный за свои деньги.

Отлично подойдет что-то похожее на Challenger TAS6, DLS R6A Bass, Урал Warhead, ну или желтые Alphard.

В итоге мы получаем приятный фронт и вариацию стереосабвуфера в задних дверях, который отлично поддержит фронт снизу, но никак не будет себя выдавать внешне. Фейдером в такой системе можно будет регулировать уровень баса в системе.

Ну и второе развитие данной идеи можно изучить на третьей картинке:

Тут видно, что в систему внедрен усилитель.

Сейчас на рынке достаточное количество компактных усилителей небольшой мощности. Такой усилитель легко можно уместить под панелью большинства иномарок, подключить его через высокоуровневый преобразователь к выходам на акустику штатного гу, а к усилителю уже подключить акустику.

С помощью этого маневра, мы легко сможет отрезать лишний низ от фронта, и лишний верх от заднего «сабвуфера» научив их работать вместе. В таком варианте мы получим существенную прибавку как в громкости звука, так и в его качестве.

При этом не захламим багажник, останемся в штатной компоновке и даже со штатной проводкой (любой толковый автоэлектрик, найдет под панелью силовой проводок, от которого можно будет запитать маленький усь).

А самое главное, мы получаем «правильную» систему со звуком не в затылок и не размазанным по салону а звуком прямо перед вами, при этом с хорошим басовым потенциалом.

Если уж пойти дальше и развить идею до потолка, то можно заинсталлить процессорный 4х канальный усь! На типа Kicx серии SC или моделек от MDlab!

В таком раскладе и вовсе мы с минимальными напрягами получим процессорную систему начального уровня, на которой сможем, пусть и не так изящно, как в полноценной, на все таки построить звуковую сцену и притащить звук задних динамиков вперед! А это уже, согласитесь совсем другой уровень, нежели бюджетная штатка!

В общем, вот такая идея. Скажу честно, я такое не практиковал, но с теоретической точки зрения нет ни одного затыка не позволяющего работать этой идее. Конечно профессионального звука так не построить, но то что получится будет реальным улучшением штатки и ваши труды, деньги и время пропадут не зря!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: