Может ли ваи останавливать гражданские машины?

Может ли росгвардия останавливать автомобили?

Добрый день, уважаемый читатель.

Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» вступил в силу уже достаточно давно — 3 июля 2016 года. Однако поскольку данное ведомство напрямую не связано с автовладельцами и дорожным движением, водители им мало интересовались.

Однако когда 24 октября 2018 года вступили в силу изменения в положение «О Федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения», некоторые автовладельцы посчитали, что теперь сотрудники росгвардии могут останавливать автомобили наряду с сотрудниками ГИБДД. Давайте разберемся, так ли это на самом деле:

Право на остановку транспортных средств росгвардией

Для начала обратимся к статье 9 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»:

Статья 9. Общие полномочия войск национальной гвардии

1. Войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями:
.
29) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на войска национальной гвардии обязанностей по участию в обеспечении безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

С одной стороны сотрудники росгвардии могут останавливать транспортные средства.

С другой стороны, делать это они могут лишь в том случае, если это необходимо для выполнения обязанностей по обеспечению БДД. Давайте разберемся, какие обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения есть у росгвардии.

Обязанности росгвардии по обеспечению БДД

Обратимся к пункту 9 указа президента Российской Федерации «О федеральное службе войск национальной гвардии Российской Федерации»:

9. Росгвардия осуществляет следующие полномочия:
.
77) осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, отдельные функции по федеральному государственному надзору в области обеспечения безопасности дорожного движения в войсках национальной гвардии, а также организует в соответствии с законодательством Российской Федерации выполнение специальных разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения;

Обратите внимание, росгвардия обеспечивает безопасность дорожного движения только в росгвардии.

Это означает следующее. Сама национальная гвардия — это довольно большая структура, включающая в себя огромное количество людей, в том числе и водителей транспортных средств. Полиция (ГИБДД) не может следить за соблюдением правил военными водителями, поэтому данные функции переданы самой росгвардии.

Т.е. росгвардия может останавливать только автомобили росгвардии. На первый взгляд звучит странно, однако чуть ниже речь пойдет о том, что в структуре росгвардии есть отдельное подразделение военной автоинспекции, которое и будет заниматься обеспечением безопасности дорожного движения.

То же самое подтверждается и последними изменениями, внесенными в положение «О Федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» с 24 октября 2018 года:

2. Федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами, Министерством обороны Российской Федерации в части отдельных функций по федеральному надзору в Вооруженных Силах Российской Федерации, возложенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» на военную автомобильную инспекцию Вооруженных Сил Российской Федерации, а также Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации в части отдельных функций по федеральному надзору в войсках национальной гвардии Российской Федерации, возложенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — уполномоченные органы федерального надзора).

В данном пункте указано, что военная автомобильная инспекция национальной гвардии, которую не нужно путать с военной автомобильной инспекцией министерства обороны, занимается надзором в войсках национальной гвардии. К гражданским автовладельцам эта структура отношения не имеет.

Должностные лица военной автоинспекции росгвардии

32. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять отдельные функции федерального надзора в войсках национальной гвардии Российской Федерации, являются:

а) начальник военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации (его заместитель);

б) начальник военной автомобильной инспекции оперативно-территориального объединения (соединения) (его заместитель);

в) начальник отделения (группы, лаборатории);

г) старший помощник (помощник) начальника отделения;

д) старший инспектор (инспектор);

е) старший техник (техник).

В пункте 32 перечислены сотрудники военной автоинспекции национальной гвардии, которые могут осуществлять контроль за дорожным движением. Их функции аналогичны ГИБДД, однако контролируют они не гражданских водителей, а водителей росгвардии.

8 2 . Федеральный надзор в войсках национальной гвардии Российской Федерации включает в себя осуществление военной автомобильной инспекцией войск национальной гвардии Российской Федерации административных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пункт 8 2 еще раз подтверждает, что функции росгвардии аналогичны функциям ГИБДД. При желании Вы можете изучить часть 1 статьи 23.77 КоАП и пункт 93 части 2 статьи 28.3 КоАП. В этом случае Вы увидите, что автоинспекция национальной гвардии будет заниматься нарушениями по тем же статьям КоАП, что и ГИБДД, только в отношении водителей росгвардии.

Будет ли росгвардия проверять машины на тюнинг?

Ну и в заключение рассмотрим пункт, который вводит в ступор некоторых любителей тюнингованных машин:

7. Предметом проверок является соблюдение субъектами надзора обязательных требований (исходя из установленной компетенции уполномоченных органов федерального надзора):
.
г) к изменению конструкции зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Российской Федерации или военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации автомототранспортных средств и прицепов к ним;

Суть его сводится к тому, что в ходе государственного надзора на предмет тюнинга могут быть проверены не только гражданские автомобили, зарегистрированные в ГИБДД, но и военные автомобили, зарегистрированные в ВАИ национальной гвардии.

Некоторые автовладельцы посчитали, что теперь национальная гвардия будет заниматься штрафами за тюнинг. Однако подобных полномочий у данной структуры нет.

Подведем итоги данной статьи:

1. С 24 октября 2018 года были внесены изменения в положение «О Федеральном государственном надзоре в области БДД». Данный документ не привнес в жизнь гражданских водителей ничего нового, поэтому сначала я не собирался делать его обзор. Однако оказалось, что неправильная трактовка этого документа напугала автовладельцев, поэтому он и был рассмотрен в рамках данной статьи. При желании полный текст документа Вы можете найти здесь:

2. Сотрудники военной автомобильной инспекции рогсвардии могут останавливать только автомобили росгвардии.

3. Сотрудники росгвардии не могут останавливать гражданские автомобили. Больше того, правила дорожного движения 2021 года обязывают водителя останавливаться только по требованию регулировщиков, к которым сотрудники росгвардии не относится.

Военной полиции дадут право останавливать автомобили и выписывать штрафы

Остановка машины ВАИ

На сегодняшний день, в 2021 году сотрудники военной инспекции наделены правом остановки только автомобилей вооружённых сил и лиц в статусе таких же военных. Но всё может измениться, если изменения закона примут в правительстве, и они вступят в законную силу. ВАИ по непроверенным данным планируют наделить полномочиями останавливать гражданских водителей машин, проверять у них документы, а также выявлять нарушения ПДД. Кроме того, военная полиция будет в тесном сотрудничестве работать по автофиксациям нарушений на дорожные камеры.

Что за новый закон о военной полиции 2021?

Выше мы указали, что речь идёт о пока непроверенных данных. Якобы изменения вносятся в документ, называемый «Указом №161 Об утверждении Устава военной полиции ВС РФ«. Об этом пишут интернет-газеты со ссылкой на некий документы, ссылку на который не приводят. Намеренно ли это сделано, дабы избежать распространения последнего, или просто по незнанию того, где такой новый закон официально находится, неизвестно.

Однако, на официальных сайтах правительства и думы нет никаких внесённых на рассмотрение законодательных актов о таких изменениях. Более того, нет даже комментариев законодателей о возможности таких изменений.

Что за изменения в полномочия военной полиции?

Речь идёт о 3 основных новых правах:

  • право остановки автомобилей сотрудниками ВАИ,
  • право проверки документов ими же,
  • оснащении техники и объектов вооружённых сил камерами автофиксации, аналогично ГИБДД/ЦАФАП.
Читайте также  Колодки на машине что это?

В обоснование изменений указывается главная задача – контроль над обеспечением безопасности дорожного движения при движении военных автоколонн по дорогам общего пользования, контролирования внутренних военных объектов (камеры автоматической фиксации нарушений), а также отслеживание нарушений ПДД военнослужащими на личных автомобилях.

Казалось бы, ничего необычного – просто военным хотят дать право эффективнее контролировать безопасность дорожного движения в рамках самих военных.

Но есть проблема!

Фактически об обновлениях законодательства говорится как о праве сотрудников военной полиции останавливать в том числе и гражданские машины. А это уже приравнивает их в таком праве к ГИБДД.

И никто не знает, чем это может обернуться для обычных водителей. И, главное, насколько может усилить коррупционную составляющую при общении в сотрудниками полиции.

Право ВАИ остановки автомобиля

Это первая из новых прав сотрудника полиции вооружённых сил. И это приравнивает его к регулировщику. Соответствующее изменение планируют прописать только в вышеназванный Указ президента об Уставе ВАИ.

Обратите внимание, в данном контексте не требуется изменять ПДД и другие правовые акты. В действующей редакции Правил в пункте 2.4 указано, что право остановки транспортных средств есть у регулировщика. А таковым может быть и сотрудник полиции – военной полиции в нашем случае.

Право проверки документов

Это также новая возможность инспектора ВАИ. Логично, что после остановки авто нужно идентифицировать водителя.

В данном случае в ПДД также уже прописана обязанность водителя передать документы сотруднику военной инспекции. Речь идёт о пункте 2.1.1 Правил дорожного движения, который предписывает водителю передать для проверки документы сотруднику полиции. Таковым и является инспектор ВАИ.

Более того, в том же Указе Президента закреплены даже 2 термина:

  • ДПС ВАИ – служба патрулирования, которая в 2021 году пока имеет полномочия остановки и проверки документов только у водителей автомобилей вооружённых сил,
  • инспектор ДПС ВАИ – собственно, исполняющий обязанности по вышеназванной службе.

Но и здесь есть проблема по части проверки документов у гражданских водителей – водитель обязан не просто идентифицировать себя предъявлением документов, но и доказать, что не нарушает – у него должно быть в стандартных ситуациях 3 документа:

  • водительское удостоверение,
  • свидетельство о регистрации ТС,
  • полис ОСАГО.

Ни один из этих документов не идентифицирует водителя, а лишь доказывает его право на участие в дорожном движении.

Но что же сделает инспектор ВАИ, если документов у водителя не окажется или вообще если установит нарушение гражданским автолюбителем нарушения ПДД?

Право выписывать штрафы

И именно этим правом, согласно планируемым изменениям законодательства о военной полиции, не будут наделены такие должностные лица – инспектор ДПС ВАИ не будет иметь права составлять протоколы и выписывать постановления, и обязан будет передать информацию в соответствующем порядке в ГИБДД.

Тем не менее, это вовсе не мешает сотруднику ВАИ намекать водителю о взятке. Ведь здесь уже выбор инспектора – передавать водителя на «растерзание» официальной исполнительной власти или усилить на шаг коррумпированность ещё одного органа, которому расширили права.

Автофиксация нарушений

Здесь речь идёт об установке в автомобили (и только в автомобили на дороге вне военных объектов) камер автоматической фиксации нарушений ПДД.

Технически это будет работать следующим образом:

  1. гражданский водитель автомобиля нарушает ПДД (например, превышает скорость),
  2. его фиксирует камера в машине ВАИ, заранее интегрированная с ЦАФАП ГИБДД,
  3. данные о нарушении отправляют в автоматическом режиме в Центр автофиксации (ЦАФАП),
  4. тот выписывает в таком же автоматическом режиме штраф водителю,
  5. «письмо счастья» приходит нарушившему.

Сейчас в различных источниках говорится об уже проведённых торгах на закупку более 100 камер автофиксации для ВАИ в этих целях.

Глава 3. Военная автомобильная инспекция гарнизона

ВОЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГАРНИЗОНА

85. Для контроля за соблюдением правил дорожного движения водителями (механиками-водителями) транспортных средств воинских частей в гарнизоне, на прилегающих к нему дорогах и в населенных пунктах, а также для поддержания порядка в использовании автомобильной техники приказом начальника гарнизона назначается военная автомобильная инспекция гарнизона в составе: начальник ВАИ, его заместитель, инспектора ВАИ (старшие инспектора), начальник гарнизонного сборного пункта задержанных машин.

Начальником ВАИ гарнизона назначается старший в гарнизоне начальник автомобильной службы, заместителем начальника ВАИ гарнизона — старший автомобильный инспектор военной комендатуры, инспекторами ВАИ назначаются офицеры и прапорщики (мичманы) автомобильной службы, а также офицеры и прапорщики (мичманы) других родов войск и служб воинских частей гарнизона, знающие правила дорожного движения и материальную часть автомобильной техники.

При отсутствии в штате военной комендатуры должности старшего автомобильного инспектора заместителем начальника ВАИ гарнизона назначается один из инспекторов ВАИ.

При ВАИ крупных гарнизонов по перечню, утвержденному командующим войсками военного округа, создаются военные квалификационные комиссии ВАИ гарнизона.

ВАИ в гарнизонах групп войск выполняет свои задачи в соответствии с требованиями настоящего Устава и специальных положений.

86. Инспектора ВАИ несут службу на неподвижных или подвижных контрольных постах ВАИ круглосуточно или в течение определенного графиком времени.

В состав контрольного поста ВАИ кроме инспектора ВАИ входят патрульные и транспортное средство. Наиболее важные контрольные посты ВАИ обеспечиваются средствами связи.

87. Наряд личного состава и транспортных средств контрольных постов ВАИ выставляется согласно схеме расположения неподвижных и маршрутам перемещения подвижных контрольных постов ВАИ.

На схеме указываются состав, расположение и маршруты перемещения контрольных постов ВАИ, время несения службы, места телефонов для связи с начальником ВАИ, военной комендатурой и военной прокуратурой гарнизона, а также размещение постов и подразделений Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) и отделений милиции.

Одновременно со схемой разрабатываются инструкции личному составу контрольных постов ВАИ, в которых излагаются задачи, обязанности и права инспектора ВАИ и патрульных, особенности несения ими службы на каждом посту и способы связи с начальником ВАИ гарнизона и военной комендатурой, ближайшими постами и подразделениями ГАИ и отделениями милиции.

На основании схемы расположения неподвижных и маршрутов перемещения подвижных контрольных постов ВАИ на каждый месяц составляется график дежурства инспекторов ВАИ, наряда патрульных и транспортных средств на контрольных постах ВАИ, который представляется военному коменданту гарнизона для включения в ведомость гарнизонного наряда. В графике для каждого контрольного поста ВАИ указываются: численность личного состава, транспортные средства, время несения службы и воинская часть (подразделение), от которой назначаются личный состав и транспортные средства.

Схема расположения неподвижных и маршрутов перемещения подвижных контрольных постов ВАИ, инструкции личному составу контрольных постов ВАИ подписываются начальником ВАИ гарнизона, согласовываются с военным комендантом гарнизона и утверждаются начальником гарнизона.

88. Начальник ВАИ гарнизона отвечает за организацию и проведение мероприятий по предупреждению происшествий с транспортными средствами воинских частей в гарнизоне, на прилегающих к нему дорогах и в населенных пунктах.

— организовывать систематический контроль за выполнением в воинских частях гарнизона требований приказов по обеспечению безаварийной эксплуатации и порядка использования автомобильной техники, за соблюдением водителями (механиками-водителями) правил дорожного движения и воинской дисциплины в рейсе, а также за техническим состоянием транспортных средств, наличием и правильностью оформления путевых документов;

— ежемесячно анализировать причины и условия, способствующие совершению происшествий с транспортными средствами воинских частей, а также состояние дисциплины среди водителей (механиков-водителей); результаты анализа докладывать начальнику гарнизона;

— разрабатывать и представлять начальнику гарнизона на утверждение план мероприятий по предупреждению происшествий с транспортными средствами в гарнизоне, план работы ВАИ и добиваться их выполнения;

— проверять по плану, утвержденному начальником гарнизона, работу контрольно-технических пунктов воинских частей гарнизона независимо от их подчиненности;

— инструктировать заступающих на дежурство инспекторов ВАИ, распределять их по контрольным постам, контролировать несение ими службы и принимать от них письменные доклады;

— прекращать использование технически неисправных или необслуженных транспортных средств и направлять их в воинские части, а транспортные средства с неисправными тормозной системой и рулевым управлением, а также транспортные средства, водители которых не имеют при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения, — на гарнизонный сборный пункт задержанных машин; ежедневно докладывать начальнику гарнизона и сообщать военному коменданту гарнизона о задержанных транспортных средствах и водителях (механиках-водителях) для принятия решения;

Читайте также  Ястребиное озеро как добраться на машине?

— организовывать учет происшествий с транспортными средствами, нарушений водителями (механиками-водителями) правил дорожного движения и временно изъятых документов;

— немедленно докладывать начальнику гарнизона и сообщать военному коменданту гарнизона, а также военному прокурору о происшествиях с транспортными средствами воинских частей, повлекших гибель или увечья людей и другие тяжкие последствия, лично участвовать в расследовании их причин и обстоятельств на месте происшествия;

— руководить работой военной квалификационной комиссии ВАИ гарнизона;

— согласовывать с органами ГАИ и представлять на утверждение начальнику гарнизона схему улиц и дорог, используемых для движения и практического вождения транспортных средств воинских частей, и доводить ее до воинских частей;

— представлять начальнику гарнизона предложения о создании гарнизонных контрольно-технических пунктов и осуществлять контроль за их работой;

— проводить (по графику) технические осмотры транспортных средств воинских частей, не имеющих штатных средств технического обслуживания и ремонта, транспортных средств, предназначенных для перевозки личного состава, транспортных средств, оборудованных специальными звуковыми и световыми сигналами, транспортных средств, водителями которых являются лица гражданского персонала, а также всех легковых машин воинских частей гарнизона;

— направлять материалы о нарушениях, совершенных водителями (механиками-водителями) транспортных средств воинских частей других гарнизонов, командирам этих частей или начальнику ВАИ соответствующего гарнизона;

— осуществлять четкое взаимодействие с органами ГАИ и военной прокуратуры по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, организовывать совместное дежурство инспекторов ВАИ с гарнизонными патрулями и работниками дорожно-патрульной службы ГАИ.

89. Заместитель начальника ВАИ гарнизона отвечает за организацию и контроль несения службы составом контрольных постов ВАИ, за учет происшествий с транспортными средствами воинских частей, учет и сохранность задержанных транспортных средств и временно изъятых документов. Он подчиняется военному коменданту гарнизона, а по службе в ВАИ — начальнику ВАИ гарнизона и выполняет их указания по контролю за соблюдением водителями (механиками-водителями) воинских частей правил дорожного движения и поддержанием порядка в использовании транспортных средств в гарнизоне.

90. Инспектор ВАИ подчиняется начальнику ВАИ гарнизона, его заместителю и отвечает за безопасность движения транспортных средств воинских частей на закрепленном участке (посту) и правильное несение службы патрульными.

— прибыть в назначенное время к начальнику ВАИ гарнизона на инструктаж и изучить необходимые документы;

— знать задачу контрольного поста ВАИ, порядок работы на месте происшествия с транспортными средствами;

— контролировать соблюдение водителями (механиками-водителями) правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортных средств воинских частей и пресекать нарушения этих правил;

— проверять техническое состояние транспортных средств воинских частей, путевые документы и соблюдение личным составом, находящимся в машине, правил ношения военной формы одежды;

— немедленно докладывать начальнику ВАИ гарнизона полученные сообщения о происшествиях с транспортными средствами воинских частей и действовать по его указанию;

— по окончании службы на контрольном посту ВАИ представить начальнику ВАИ гарнизона письменный доклад, возвратиться с личным составом контрольного поста ВАИ в свою воинскую часть и доложить дежурному по воинской части о выполнении задачи.

91. Начальник ВАИ, его заместитель и инспектора ВАИ гарнизона имеют право:

— делать в необходимых случаях напоминание водителям (механикам-водителям) и равным себе или младшим по воинскому званию старшим машин о соблюдении правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортных средств, записывать выявленные недостатки в путевой лист или при необходимости прекращать рейс;

— рассматривать в установленном порядке дела о нарушениях правил дорожного движения, совершенных водителями (механиками-водителями) транспортных средств воинских частей — военнослужащими, либо передавать материалы о таких нарушениях соответствующим командирам воинских частей для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или органам ГАИ для принятия мер, предусмотренных законодательством;

— подвергать водителей (механиков-водителей) или других лиц, управляющих транспортными средствами воинских частей и совершивших нарушение правил дорожного движения, административному задержанию на срок не более 3 часов;

— отстранять от управления транспортными средствами воинских частей водителей (механиков-водителей) и других лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, и направлять их в установленном порядке на освидетельствование для определения состояния опьянения, а также отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в болезненном или утомленном состоянии;

— составлять в установленном порядке протоколы о совершенных водителями транспортных средств воинских частей нарушениях правил дорожного движения;

— изымать у водителя водительское удостоверение в случае нарушения им правил дорожного движения и вместе с протоколом о нарушении правил дорожного движения передавать в ГАИ для рассмотрения дела о наложении взыскания в виде лишения права управлять транспортными средствами.

92. Патрульный контрольного поста назначается из числа наиболее подготовленных водителей (механиков-водителей). Он подчиняется инспектору ВАИ контрольного поста и обязан:

— бдительно нести службу, наблюдать за соблюдением водителями (механиками-водителями) транспортных средств воинских частей правил дорожного движения и о замеченных нарушениях докладывать инспектору ВАИ;

— принимать меры к задержанию водителей (механиков-водителей) транспортных средств воинских частей при нарушении ими правил дорожного движения, а при невозможности задержания — записать марку транспортного средства, номерной знак (бортовой номер), время и характер нарушения и доложить об этом инспектору ВАИ;

— по окончании службы на контрольном посту и прибытии в воинскую часть с разрешения инспектора ВАИ возвратиться в свое подразделение и доложить дежурному по подразделению о своем прибытии.

93. Для проверки транспортного средства инспектор ВАИ подает водителю (механику-водителю) жезлом регулировщика знак остановки и обращается к старшему машины или к водителю — называет его воинское звание, свою должность, воинское звание и фамилию и излагает причину остановки.

Например: «Товарищ сержант. Я инспектор ВАИ гарнизона капитан Казаков. Машина подлежит проверке».

При обнаружении нарушения правил использования автомобильной техники или неисправности транспортного средства инспектор ВАИ записывает замечания в путевой лист и требует их устранения. В зависимости от характера нарушения транспортное средство или задерживается, или возвращается в воинскую часть, или может продолжать рейс.

При остановке и задержании транспортного средства инспектор ВАИ не должен своими действиями создавать обстановку, опасную для личного состава, находящегося в машине, пешеходов и других участников движения.

94. Для размещения задержанных транспортных средств при военной комендатуре или одной из воинских частей гарнизона приказом начальника гарнизона организуется гарнизонный сборный пункт задержанных машин. Начальник этого пункта назначается из числа инспекторов ВАИ.

Прием транспортных средств производится начальником гарнизонного сборного пункта задержанных машин по протоколам.

Порядок охраны транспортных средств на сборном пункте задержанных машин определяется начальником гарнизона.

Возвращение задержанных транспортных средств и документов производится только после письменного разрешения начальника ВАИ гарнизона.

Военные автоинспекторы смогут выписывать штрафы

Сотрудники Военной автомобильной инспекции (ВАИ) получат право штрафовать водителей Вооруженных сил, Росгвардии и ряда других структур. Такие полномочия им даст разработанный Минобороны регламент работы ВАИ. Военные автоинспекторы смогут составлять протоколы об административных правонарушениях, изымать документы и проводить на месте медосвидетельствование. При задержании нарушителей им официально разрешат использовать штатное оружие и спецсредства.

В Минобороны «Известиям» подтвердили, что ведомство разработало административный регламент исполнения государственной функции по федеральному государственному надзору в области безопасности дорожного движения в Вооруженных силах. Сейчас проект документа проходит межведомственные согласования. Ожидается, что он вступит в силу в мае нынешнего года.

Сотрудники ВАИ впервые получат документ, где будут перечислены их права и обязанности. Ранее военные автоинспекторы руководствовались в работе Уставом военной полиции Вооруженных сил РФ и несколькими статьями из Устава гарнизонной и караульной службы.

Полномочия сотрудников ВАИ распространяются на водителей, управляющих транспортными средствами Вооруженных сил РФ, Росгвардии, МЧС, инженерных или строительных военизированных структур. Военные автоинспекторы получат в работе с ними практически такие же полномочия, которые их коллеги из ГИБДД имеют в отношении гражданских водителей. И даже большие: например, сотрудники ВАИ смогут направлять военнослужащих на гарнизонную гауптвахту за грубое нарушение правил.

Читайте также  Rear в машине что это?

На дорогах общего пользования армейская техника должна находиться под особым и надежным контролем, считает первый зампредседателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков.

— В армии служат молодые водители, — напомнил депутат. — Но техника, которой они управляют, требует повышенного внимания. Армейские грузовики перевозят людей, ГСМ, взрывчатку. Новые полномочия сотрудников ВАИ позволят сделать движение на дорогах общего пользования безопаснее.

Кодекс чести автоинспектора

Согласно проекту регламента, сотрудники ВАИ при исполнении обязанностей должны носить форменное обмундирование и нагрудный знак с указанием фамилии, иметь при себе служебное удостоверение. Дежурные автомобили необходимо оснастить регистраторами, позволяющими вести видеозапись.

Взаимоотношения инспектора с автомобилистами должны основываться на «сочетании решительности и принципиальности». Сотрудник ВАИ обязан быть вежливым, тактичным и обращаться на «вы».

При разговоре не допускаются высказывания дискриминационного характера по признакам пола, расы, национальности и языка. Запрещаются грубости, пренебрежительный тон, оскорбительные выражения и реплики.

При проверке документов инспекторам нельзя брать у водителей «материальные ценности, вещи и предметы». Документы, в которые вложены деньги, ценные бумаги и т.п., надо немедленно вернуть владельцу.

От штрафа до ареста

Инспекторы ВАИ получат право возбуждать дела об административных правонарушениях. Назначить штраф и составить протокол можно будет непосредственно на месте. При этом солдат, проходящих военную службу по призыву, штрафовать не будут. Об их проступке сообщат в часть, где командир применит к ним дисциплинарное взыскание — от выговора до гауптвахты.

Сотрудники ВАИ получат право на освидетельствование водителей на месте остановки с помощью алкотестера. Нетрезвых сразу же отстранят от управления автомобилем.

Видеорегистраторы и дирижабли

При выявлении нарушений инспекторы смогут использовать стационарные и мобильные (в том числе носимые) средства автоматической фиксации.

Также ВАИ получит возможность наблюдать за дорожной обстановкой с помощью вертолетов, аэростатов, дирижаблей и беспилотников. Такой контроль важен, например, при перемещении колонн военной техники. Следующие в начале и конце колонны экипажи ВАИ не видят всего происходящего.

— Военнослужащие могут воспользоваться этим, чтобы незаметно свернуть в магазин, но авианаблюдение исключит такую возможность, — заявил Вячеслав Лысаков.

Группа быстрого реагирования

Автоинспекторы получат право задерживать армейского водителя при подозрении, что тот находится в розыске, уклоняется от исполнения уголовного наказания либо числится пропавшим без вести. При этом сотрудник ВАИ сможет применять физическую силу, специальные средства и штатное оружие. Также инспектору разрешат воспользоваться «подручными средствами связывания».

В документе указано, что огнестрельное оружие может применяться в случаях, описанных в Уставе военной полиции Вооруженных сил РФ. Например, для остановки транспортного средства «путем его повреждения». При подозрении, что водитель вооружен и может оказать сопротивление, инспектор запросит силовую поддержку — группу быстрого реагирования.

Право на телефонный звонок

Сотрудники ВАИ смогут использовать спецсредства — это дубинки, газ, наручники, электро- и светошокеры, окрашивающие и маркирующие спецсредства. Оснащенные шипами ленты типа «Еж» или «Гарпун» можно использовать для принудительной остановки транспорта.

— Без спецсредств не обойтись, — рассказал «Известиям» адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Игорь Симонов. — Военные водители часто имеют на руках оружие, поэтому автоинспекторам необходимы возможности для решения любой проблемы.

Нарушителей будут доставлять в отделение военной полиции. В течение трех часов им будет предоставлена возможность совершить телефонный звонок. Сотрудники ВАИ также смогут арестовывать транспортные средства и направлять их на штрафплощадку. Если машину невозможно переместить на стоянку, колеса заблокируют при помощи блокираторов.

Что такое ВАИ и какие обязанности есть у военных автоинспекторов?

Что такое ВАИ и какие обязанности есть у военных автоинспекторов?

Военная автомобильная инспекция Вооружённых Сил Российской Федерации (ВАИ) — структурное подразделение Главного управления военной полиции Минобороны России. В состав ВАИ Вооружённых Сил Российской Федерации входят: ВАИ Министерства обороны Российской Федерации, региональные и территориальные ВАИ.

Сотрудники ВАИ выполняют задачи по обеспечению безопасности во время движения колонн, сопровождения военной техники, участвуют в выяснении причин ДТП с участием военных автомобилей.

О том, что ещё входит в обязанности сотрудников ВАИ, рассказывает АиФ.ru.

Основные задачи ВАИ

Основными задачами военных автоинспекций являются:

  • контроль за организацией дорожного движения транспортных средств Вооружённых Сил Российской Федерации;
  • сопровождение, в том числе первых лиц государства и военных колонн;
  • организация регистрации и контроля за техническим состоянием транспортных средств ВС России;
  • обеспечение допуска водителей и транспортных средств воинских частей к участию в дорожном движении;
  • организация дорожно-патрульной службы военных автоинспекций на маршрутах движения транспортных средств воинских частей;
  • проведение технического осмотра транспортных средств воинских частей;
  • организация обязательного страхования гражданской ответственности водителей транспортных средств ВС России;
  • обеспечение безопасности дорожного движения на территориях военных городков, полигонов (учебных центров) и других военных объектов;
  • оказание помощи Госавтоинспекции в розыске военных водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являлись, а также угнанных и похищенных транспортных средств воинских частей.

С 1 января 2012 года Военная автомобильная инспекция имеет полномочия составлять протоколы об административных правонарушениях и выносить решения по административным делам.

Сотрудники военной автоинспекции могут проверять документы только у водителей, управляющих транспортными средствами Вооружённых сил РФ. Военный автоинспектор имеет право самостоятельно задержать, досмотреть, отстранить от управления военнослужащего, служащего во внутренних войсках, МЧС, инженерных или строительных военизированных структурах.

Инспекторам также разрешено рассматривать случаи управления автотранспортом, не зарегистрированным в установленном порядке и не имеющим талона техосмотра.

За невыполнение законного требования сотрудника ВАИ об остановке транспортного средства грозит штраф от 200 до 500 рублей. В случае отказа водителя пройти медосвидетельствование на состояние опьянения по требованию инспекции ему будет грозить лишение водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет, а для лиц без прав — арест до 15 суток или штраф до пяти тысяч рублей.

Кто может стать инспектором ВАИ?

Сотрудниками ВАИ могут стать военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях Минобороны, и из числа граждан, состоящих в запасе.

Ежегодная переподготовка офицеров ВАИ Вооружённых Сил проходит в Омском автобронетанковом инженерном институте. В целях допуска военнослужащих ВАИ к проведению технического осмотра транспортных средств Вооружённых Сил организовано ежегодное обучение в соответствующих образовательных учреждениях по специальности «Эксперт по техническому контролю и диагностике автомототранспортных средств» за счёт средств Минобороны РФ.

История создания ВАИ

Первое упоминание о военной автомобильной инспекции встречается в приказе по Главному управлению автомобильной и дорожной службы № 0101 от 26 августа 1942 года. В нём предусматривалось провести реорганизацию Главного управления автодорожной службы. Спустя три года Приказом начальника Главного автомобильного управления Красной Армии № 130 от 31 августа 1945 года предусматривалось создание внештатных военных автомобильных инспекций. Инспекторы ВАИ поначалу выезжали на места дорожно-транспортных происшествий с участием военных автомобилей, проверяли воинский автотранспорт на дорогах, а также контролировали выход и возвращение машин в воинских частях.

С 1970 года и по сей день ВАИ находится в военном городке «Лефортово». В марте 2006 года Военная автомобильная инспекция гарнизона города Москвы была переформирована в 100-ю Военную автомобильную инспекцию (территориальную). Её личный состав подчиняется начальнику Главного автобронетанкового управления и начальнику ВАИ Минобороны, а по вопросам проведения гарнизонных мероприятий — военному коменданту столицы.

С 1 декабря 2011 года вошла в состав Главного управления военной полиции и стала её структурным подразделением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: