Нужна ли рация в легковой машине?

Радиосвязь в авто – баловство или необходимость?

Статей про автомобильную Си-Би-радиосвязь понаписано очень много. Но все они в первую очередь посвящены техническим нюансам аппаратуры, её выбору, настройке и доработке, а также теории радиосвязи в принципе. Почему-то предполагается, что сама необходимость установки рации в авто – дело решенное и очевидное, хотя это далеко не так! Kolesa.ru дали рацию «чайнику» и попросили его разобраться – нужна ли она рядовому автовладельцу, или это чисто коммерческий или хоббийный гаджет?

Эффективность рации. Проверим?

Основные пользователи автомобильной радиосвязи – кто они? В принципе, не сильно погрешим против истины, если выделим упрощенно 4 основные категории «юзверей»:

1 – таксисты, получающие по радио заявки от базового офиса;

2 – водители-дальнобойщики;

3 – джиперы-экстремалы, любители рейдов по глухомани и коллективных выездов;

4 – обычные автовладельцы, которые «что-то слышали о пользе автомобильной радиосвязи».

Сразу скажем, что наша цель – четвертая категория. Люди, которые приобретают и устанавливают комплект связного оборудования в автомобиль:

— не имея в этом коммерческой или «хоббийной» нужды;

— не имея никакого понимания о радиосвязи вообще и о Си-Би-автоканале в частности.

Но если вы думаете, что мы приготовились нудно учить «чайников » основам распространения радиоволн и правилам выбора и покупки рации, то ошибаетесь! Такой информации в Сети море, ищущий да обрящет! Мы же все прекрасно пользуемся смартфоном, не имея ни малейшего представления, как функционирует в нем GSM-модуль, MP3-плеер, фотокамера и прочие узлы, верно? А значит, попробуем наплевать на физику процессов в сфере радиосвязи и подойти к ней исключительно с потребительской точки зрения!

Наша задача – понять, нужна ли радиосвязь на автомобильном канале самому обычному автовладельцу, который от знакомых краем уха услышал, что Си-Би-станция может существенно облегчить ему жизнь, заменив антирадар, навигатор и телефон и сделав передвижение по дорогам стремительным и безопасным.

Так ли это?

Чтобы выяснить практическую пользу от радиосвязи на автомобильном радиоканале 27,135 мГц, Kolesa.ru поставили в редакционный автомобиль простейший комплект оборудования (радиостанция без всякого монтажа, просто уложенная на противоскользящий коврик на торпедо и подключенная к гнезду прикуривателя + магнитная антенна) и несколько дней катались по Москве и области для осознания полезности этого гаджета для обычного человека, совершающего заурядные поездки «дом-работа-магазин-дача» + областные маршруты выходного дня.

Главной целью была непредвзятость и объективность – отсутствие опыта использования автомобильной радиосвязи и заморочек на связанных с ней мифах и легендах. Мы проверили несколько типичных ситуаций, когда рация могла бы помочь рядовому автовладельцу в его повседневных поездках и потребностях.

Можно ли с помощью рации узнавать о засадах ДПС?

И да, и нет… На крупных трассах система оповещения между дальнобойщиками работает весьма эффективно, всегда можно услышать о засаде, да и самому спросить. Однако если вы едете по местной дороге через какую-нибудь деревню, где притаились гаишники, узнать о них с помощью радиосвязи вам почти наверняка не удастся – весьма мала вероятность того, что перед вами по этому маршруту проехала машина с рацией, и сейчас она еще находится в радиусе связи. Тут всё как с миганием фарами – большинство, проехав засаду, мигнет одной-двум машинам, и все. А надо бы мигать долго и интенсивно, пару километров и до ближайшего поворота. А вот так почти никто не делает…

Так или иначе, во время нашего эксперимента мы вовремя получали информацию практически обо всех засадах на крупных федералках, а один раз даже были предупреждены о засаде с радаром-треногой за селом на кольце А-107 – переносной радар стоял прямо на выезде из населенного пункта, направленный на разгоняющихся после деревни. Интересно, что гаишники сидели возле треноги в личном Suzuki SX4, а не в рабочей машине с бортовой раскраской и синими номерами!

Можно ли с помощью рации узнавать о пробках?

Будущему неофиту радиосвязи может показаться, что рация в мегаполисе – эффективный инструмент получения информации о дорожных заторах и способах их объезда, но это, увы, не так. Вопросы о заторах можно задавать разве что на крупных городских магистралях – если речь о Москве, это в первую очередь МКАД. Там действительно по радио можно узнать о близящейся пробке, о том, какая полоса быстрее едет впереди, о причинах затора. А на внутригородских улицах, как правило, нет крупных грузовиков, в которых все же наибольшая часть радиофицированных водителей, и спрашивать, по сути, не у кого… Плюс в городе невероятно «загаженный» эфир – это и помехи, и постоянная реклама, которую гоняют на автоканале, подключив к рации вместо микрофона MP3-плеер, магазины запчастей, стоянки, склады и мойки. Так что дорожную обстановку на МКАДе реально проще разведать с помощью навигационного приложения на телефоне – благо мы недавно сравнивали платные и бесплатные сервисы, а также разбирались, чьи карты лучше – Google или Яндекс.

Можно ли выяснить с помощью рации качество автозаправки?

Малозначимая дорога в Московской области. Автозаправка с сомнительным названием «У Максима» со старыми и грязными топливораздаточными колонками и непонятным качеством бензина. Останавливаемся возле неё намеренно и без конкретной нужды – просто представим, что лампочка уровня топлива горит уже километров двадцать, и «У Максима» нам кровь из носу нужно заправиться.

Как не налететь на «паленое» топливо? Попробуем спросить в эфире – возможно, кто-то знает эту заправку и скажет, что бензин там «левый», и заправляться категорически нельзя. Или наоборот – «заправка непрезентабельная, но топливо обычно без нареканий»… Однако полчаса стояния на обочине возле «Максима» и почти непрерывные крики о помощи в эфире ни к чему не приводят – дорога местного значения, большегрузы по ней почти не ездят, да и легковой трафик слабый, нужных нам машин с характерными антеннами не видно. Неудача…

Автозаправка крупного бренда на большой трассе – останавливаемся и повторяем вопрос. В связи с тем, что у заправки расположена стоянка дальнобоев, где ночуют десятки машин, ответ приходит сразу:

Заправляйся, не боись! Соляра отличная, бензин тоже!

Спасибо, конечно, но эта информация, увы, малополезна – крупные сетевые колонки и так обычно не вызывают нареканий по качеству топлива, так что эффективность рации в этом вопросе – под сомнением.

Можно ли с помощью рации получить топливо?

Иная ситуация. Представим, что мы, как говорят опытные шоферюги, «обсохли» – не рассчитали бензин до ближайшей заправки, злоупотребили ездой «на лампочке» и двигатель заглох. Встаем на обочине и выходим в эфир – просим литров пять бензина или помочь съездить с канистрой до ближайшей заправки и привезти горючее.

Ребята, помогите – стою на А-108 между Малино и Карпово, бензин кончился, прозевал «лампочку»выручайте!

Отвечают достаточно активно, но сплошь фуры. Они готовы отлить литров 5-10, у них всегда есть электронасос со шлангами для перекачки из бака в бак, но вот топливо – только дизельное. А нам-то нужен бензин! Понятное дело, что отвезти меня с «банкой» до заправки и привезти обратно клянчить бесполезно, ни один грузовик не станет прерывать свой рейс для этого.

Меняем тактику – высматриваем в потоке легковые машины с характерными сибишными антеннами и кричим им уже адресно:

– Эй, на черном Ховере, выручай – стою на обочине на серебристом Фольксвагене, ты его только что проехал. Бензин кончился! Отвези с канистрой до заправки!

Увы, тут уже ответа просто нет – либо люди не в эфире, либо не слышат из-за музыки, либо (что более вероятно) делают вид, что не слышат… И их, в общем-то, можно «понять и простить» – ситуация сомнительная, возможно, о помощи просят борсеточники, кидалы или какие-нибудь последователи «банды GTA», память о которой еще свежа. Словом, будь у нас дизельная машина, проблема была бы решена с помощью дальнобойщиков минут за 10-15, а вот с бензиновой «зажигалкой» ничего не вышло…

Итоги и выводы

Подытожить можно так. Си-Би-рация в легковой машине обычного горожанина, чья работа не связана с автомобилем и у которого редки дальние междугородные поездки, не нужна. Дискомфорта от неё гораздо больше, чем практической пользы. Помимо вышеперечисленных примеров не слишком удачного использования, подведем еще и дополнительную пятерку минусов, также выявленных в процессе этого несложного эксперимента:

1 – Рацию нужно слушать вместо музыки. И если вы привыкли к Бетховену и Баху, их сменит шипение, треск, реклама и мат. Рация как торрент: если только качать и не раздавать, то система умрет. Так и тут – во все эти далеко не всегда отчетливые эфирные бормотания нужно постоянно вслушиваться, будучи готовым откликнуться и помочь. Нельзя быть только потребителем информации, ничего не давая взамен.

2 – Рацию категорически невозможно использовать, если в машине с вами едут женщины и дети. Зачастую в эфире стоит такой многоэтажный мат, что страницы сервисной книжки в бардачке заворачиваются…

3 – Рация в салоне портит интерьер, создает дополнительную привлекательность для автоворья, а антенна при движении зачастую создает гул или свист. С этим можно бороться новыми моделями, предназначенными для скрытой установки, шумоизоляцией и т. д., но это полумеры.

4 – Радиосвязь – дорогая игрушка, особенно в кризис. После подорожания доллара купить комплект из рации и антенны дешевле 10 тысяч стало крайне сложно. Плюс к этому нужно добавить услуги по прокладке проводов питания и настройке антенны. Про серьезный монтаж со скрытой установкой в недешевом автомобиле я и не говорю… Для «безрукого» гражданина это выльется в копеечку.

5 – Оборудование для Си-Би-радиосвязи не производят серьезные авторитетные фирмы. Рации и антенны выпускаются разношерстными китайскими халтурщиками – зачастую как OEM-модели, на которые только клеятся разные «бренды». Поэтому весьма велика вероятность того, что через полгода от сырости сгниют и потеряют настройку потроха антенны, а через год заглохнет и станция.

Читайте также  Как открыть солярис если ключи в машине?

Прием-прием: кто и зачем покупает рации в 2021 году

Рассказывают сами пользователи

Охотник, режиссер, походница, яхтсмен и просто родители рассказали, зачем им рации, когда есть мобильные телефоны. Бонус — подсказки, на что обратить внимание при выборе

Не заблудиться в горах и отложить покупку мобильного для сына

Лиза , ходит с рацией в горы и магазин

Мы с сыном и моим бойфрендом живем в деревушке в горах. Мой папа — геолог, и в один из своих приездов привез нам подарок два комплекта раций Turbosky

. Сын был счастлив, уже два года он берет их на прогулки с друзьями. Они очень смешно общаются. Федор, например, говорит по рации: «Пойдем на задний двор», а его друг ему кричит через всю улицу: «Пойдем!» — и всё в таком духе.

Мы любим хайкинг и каждые выходные выходим в горы — обязательно с рациями. Мой парень может уйти вперед, разведать дорогу, пока я делаю фотографии для своего блога, и дать сигнал, что дальше нужно идти до камня и налево, например. Дальность приема у раций — 7 км, на практике мы так далеко не расходились, но в паре километров друг от друга прием отличный. Информация о замеченных змеях и прочих опасностях тоже передается сразу.

Даже в магазин беру рацию и регулярно получаю громкие сообщения: «Мама, я только что съел последний помидор. И купи конфету». В общем, сын пока без мобильного, и этому факту я рада, а для общения на расстоянии у нас есть рации.

Для связи с другими автомобилями, но не как у дальнобойщиков

Дмитрий , ездит в поход на машинах

У меня две рации: китайская и Kenwood, но у последней сгорел аккумулятор, хотя прослужила мне около 7 лет, поэтому просто заменю аккумулятор и буду пользоваться снова.

Рации нужно выбирать исходя из условий эксплуатации и маршрута. Где-то важно, чтобы был аккумулятор, потому что есть возможность его заряжать. А где-то требуется, чтобы была на батарейках, желательно самых распространенных, поскольку заряжать возможности не будет, а связь нужна. В каких-то случаях нужна хорошая влагостойкость, в других — достаточно защиты от дождя. Наши походы в основном все на автомобилях. То есть мы идем колонной в определенное место, и связь нужна уже в машине, так как сотовый не везде работает. Доезжаем до места и находим парковку, дальше спешиваемся и идем вглубь леса или, если местность проходима, едем на машине и устраиваем стоянку. Для моих запросов этих раций вполне хватает.

Я разные пробовал — от самых простых, которые продаются парами, до тех, что у дальнобойщиков. Рации для дальнобойщиков показались нам сначала хорошей идеей — благодаря большому количеству пользователей в этом диапазоне гигантский охват. Но был минус — очень высокая антенна, которая требовала к себе внимания. В лесу она цеплялась за ветки, это было неудобно, поэтому от такого варианта связи мы отказались.

Для скорости и эффективной работы в кино

София , использует по работе каждый день

Я работаю вторым режиссером, помощником продюсера в кино, и без раций нам никуда. Свои собственные я не покупаю, беру в аренду. Мне больше нравятся Kenwood, они довольно распространенные — легко собрать комплект на всю группу. У всей администрации, режиссера, операторов, гаферов обязательно должны быть рации во время съемок. Площадки большие, часто это улица или какие-то специфические места, где шумно. Людей на площадке много. В общем, рации сильно экономят время и энергию. Не нужно никого искать, все слышат свои задачи и могут отчитаться о сделанном.

У Kenwood достаточно большой радиус охвата, до 6 км, и даже на съемках в городе, в домах, квартирах работают отлично. Однажды мы снимали сцену в «Москве-Сити» и переживали, что рации будут фонить из-за стекла и бетона. Ассистент по актерам был внизу, а мы на высоком этаже, но всё равно получали отчеты о приходе массовки.

Однажды у меня случилось даже небольшое собеседование по рации. Я была в одном павильоне, и мне срочно нужен был гример, поскольку нашего увезли на скорой. Я переключила канал, поймала съемочную группу из соседнего павильона и наняла гримера, чтобы доработал день.

С нашим, кстати, всё хорошо, не переживайте.

Не потеряться в лесу

Юрий , охотник и рыбак

Для охотников и рыбаков рации необходимы. В лесу очень часто не ловит телефон, а когда стоишь на номерах (в групповой охоте участников расставляют в определенных участках и гонят на них зверя), связь очень нужна. Плюс зимой телефоны быстро разряжаются и садятся. С рациями проще, к внешним условиям они менее чувствительны.

Мы с друзьями скидывались и покупали одинаковые рации для всей нашей компании из 6 человек — каждому по одной. Покупать рации одной модели одного бренда — это важный нюанс, поскольку частоты для настройки у всех немного отличаются, а такие комплекты удобно сонастраивать. У нас рации Midlant — по соотношению цена/ качество нас устраивают полностью. Рация умеренно водонепроницаема, работает в дождь, но если уронить в воду, конечно, сломается.

Моя рация неплохо берет до 1,5 км на пересеченной местности и до 6 км — на открытой. Раньше, когда ездили с семьей в деревню и ходили там за грибами на болото, тоже брал рации: меньше рисков потеряться и попасть в беду. Любые походы в дикой природе, даже короткие, могут быть опасны.

Как полезная игрушка и средство сэкономить (в будущем)

Лев , купил сыну

Если честно, самому всегда хотелось попробовать, но решил подарить рацию сыну, чтобы не разыскивать его на большом дачном участке, когда, например, жарю мясо и отойти неудобно. Для него развлечение, для меня — польза. Тем более что на даче очень нестабильная мобильная связь: редко кто может дозвониться. Купил самые простые — Motorola

. Они дешевые, а выглядят классно: по стилистике напоминают мне Gameboy или какую-то другую игрушку.

Больше свою Motorola пока нигде не пробовал, ибо пандемия, но знаю, что рации — полезная штука в яхтенных походах. За границей мобильная связь дорогая, несмотря на все акции на роуминг, а по рации всегда можно связаться с капитаном, чтобы узнать, во сколько отходим или не нужно ли пополнить запасы съестного.

Рация в автомобиль: какую выбрать

Радиостанция в автомобиль — необходимый инструмент связи с другими участниками дорожного движения. В первую очередь, это информация обстановки на дороге и конечно же помощь при нештатных ситуациях. Представляем 7 лучших моделей.

Большой выбор радиостанций для автомобилей позволяет подобрать именно ту модель, которая подходит под ваши задачи. К тонкостям выбора относится учет ряда факторов, среди которых основными являются два: топография применения (город, загородная траса, равнины или горно-лесистая местность), назначение (профессиональное или любительское). Исходя их них к рации можно применять другие технические требования: выходная мощность, количество каналов, виды шумоподавителей и модуляции; российский или европейский диапазон частот и быстрый доступ к каналу «15» для дальнобойщиков и аварийному «9».

В соответствии с этими критериями мы подобрали для вас по две автомобильных радиостанции на каждую из групп пользователей: для автолюбителей, для путешественников и для таксистов и дальнобойщиков. Кроме того, наш рейтинг раций для дальнобойщиков завершит универсальный комплект радиостанции, подходящий для всех категорий водителей.

Но прежде, чем приступить к списку лучших моделей коротко познакомим малоопытных пользователей с важными фактами по этой интересной технике для связи в пути.

Для начала отметим, что данное радио устройство работает в гражданском диапазоне частот и не требует получения разрешения или лицензии радиолюбителя. Рации этого типа называются «Си-Би» (от аббревиатуры CB — Citizen`s Band, что означает «гражданский диапазон»). Но, помимо него существуют и LPD-радиостанции, которые также не требуют специального разрешения, но они чаще всего используются охранными предприятиями и в строительстве. Для автомобилей же лучшим вариантом является именно рация «Си-Би» из-за большой дальности покрытия. Ниже мы расскажем про автомобильные рации для дальнобойщиков как выбрать.

На какой частоте общаются

Для связи дальнобойщики используют рабочую диапазон частот 27,135 МГц (коротко — 27 МГц). В этом диапазоне можно настроить 40 каналов и общим каналом в России является 15 канал. Именно на нем общаются большинство водителей — как дальнобойщики, так и автолюбители. К слову, в Белоруссии профессиональные перевозчики работают на аналогичном канале, в Польше — на 12, в Прибалтике — на 10.

Чем неудобна такая рация

По сравнению с LPD-радиостанциями, это отсутствие портативности. Мощный сигнал в 15-20 Вт требует хорошего питания от автомобильного аккумулятора на 12 ли 24 в. Еще один минус — это достаточно большая антенна, которую нужно располагать на крыше автомобиля. При въезде под мост или в гараж есть риск ее повредить.

Культура общения

И, пожалуй, главный минус для простых автолюбителей — такую рацию не рекомендуется использовать, если вы возите в салоне женщин и детей. Как правило, в эфире постоянно звучит многоэтажный мат и отфильтровать его от полезной информации никак не получится. В остальном же сплошные плюсы, включая относительно невысокую стоимость даже самых навороченных моделей — около 6-7 тыс. рублей. Итак, представляем наш рейтинг автомобильных радиостанций для дальнобойщиков, автолюбителей и др. профи.

Радиостанции для автолюбителей

Если вы поняли, что созрели для этого необычного устройства, то наверняка задались вопросом — рация в автомобиль какую выбрать? Из особенностей устройств для данной категории — простота использования и настройки, а также средняя мощность излучателя.

Читайте также  Можно ли поставить двигатель от другой машины?

MEGAJET MJ-333

Данная модель является модернизированной версией 300-й серии в Си-Би диапазоне. Это хорошая рация в машину. Главное ее преимущество — подавление шумов как в ручном, так и в автоматическом режиме. Мощность передатчики составляет 8 Вт. Доступна ЧМ/АМ модуляция, функция сканирования, 120 открытых и 15 скрытых (HD) каналов. Есть возможность смещения диапазона на европейскую «5». Оснащается всевозможными переключателями, в том числе на аварийную «9».

В наличии качественный многофункциональный дисплей, удобная тангента с микрофоном, громкий динамик. Из минусов можно отметить понижение чувствительности на больших дистанциях.

Стоит такая модель от 4 000 до 5 000 рублей, что существенно дешевле самого бюджетного смартфона.

Prezident Lincoln II ASC MOD

Эта радиостанция также ориентирована на автолюбителей, но более продвинутых и более богатых. Ее стоимость зашкаливает за 25 000 рублей, но и возможностей у нее гораздо больше. Данное радио работает с модуляциями SSB, FM, AM, CW в 400R и 400E каналах. Мощность здесь также космическая — в зависимости от типа модуляции выдает 31, 28, 12, 31 Вт соответственно. Есть автоматический и ручной шумоподавители, система VOX активации, мониторинг 2-приемов DW, блокировка клавиатуры. Радиостанция оснащена фильтрами импульсных и высокочастотных помех, а также настройщиками уровня чувствительности, тона звучания и защиты от перенапряжения.

Радиостанции для таксистов и курьеров

Как известно, таксисты и курьеры обитают большей частью в городах с плотной и не очень застройкой. А значит им нужна солидная мощность аппарата и много каналов, т.к. таксистов много. Есть два варианта: для больших городов и для средних.

Optim 778

Это очень мощная рация с модуляциями FM (ЧМ) и AM и излучением до 50 Вт в первом режиме и до 20 Вт — во втором. Напомним, что по правилам без лицензии допускается использование раций мощностью на выше 10 Вт. В противном случае устройство придется регистрировать в соответствующем ведомстве.

Есть ручной SQ и автоматический ASQ шумоподавители, а также доступны режимы «ЭХО» и сканирования частот. Удобная клавиатура позволяет быстро переключаться на нужный канал и выполнять настройку.

В быстром доступе забиты «дальнобойный» «15» или экстренный «9/19». Не нуждается в усилителе сигнала. Устройство много раз модернизировалось и полностью излечено от «детских болезней» почему и пользуется заслуженной популярностью у таксистов и курьеров. Стоит около 6 200 рублей.

Vector VT-27 Smart

Это достаточно простая в использовании, но функционирующая рация с выходной мощностью до 10 Вт на гражданских частотах 27 МГц. Есть возможность сканирования по 450 каналам E и R, а также доступны частотные FM и амплитудные АМ модуляции. Есть автоматический и ручной регулятор шумоподавления. Профи высоко ценят качественный микрофон и приятный 2-разрядный светодиодный дисплей. Стоит примерно 4 500 рублей.

Радиостанции для дальнобойщиков

Как выбрать рацию в автомобиль для трассы? Дальнобойщики, как понятно из этого составного слова, «бьют» далеко, а значит и радиостанция для них требуется с хорошей мощностью, но без лишних наворотов и не очень дорогая.

MegaJet MJ-650 turbo

Эта радиостанция обладает меньшей выходной мощностью, чем предыдущий монстр — всего 8‒10 Вт. Но она может работать в 6 частотных сетках, на каждую из которых распределяется по 40 каналов. Есть шумоподавление и FM и AM модуляция, а также мониторинг и отслеживание 2-х линий приема. В аппарат встроен аттенюатор, который позволяет регулировать чувствительность. Данная модель как раз позволит ответить на вопрос, рация для дальнобойщиков какую выбрать.

Alan 48 plus

Это испытанная временем, доработанная и очень комфортная в использовании рация пользуется спросом у профессиональных водителей за надежность и невысокую цену — около 3 500 рублей. Она имеет небольшую выходную мощность в 4 ватта, но зато здесь очень хорошая модуляция. К тому же, в Сети можно найти немало способов увеличить мощность до 20 Вт ри исключительно частотной модуляции.

При этом часть тракта, отвечающая за АМ, вынужденно отключается. Из-за невысокой цены здесь отсутствует передача в AM/FM еще и нет SSB.

Универсальное решение

Завершает наш рейтинг довольно необычная радиостанция, позволяющая настроить ее под собственные предпочтения.

Optim Voyager

Данная рация поддерживает работы в диапазонах 25.615-30.105 МГц, 400 каналов, АМ/FM, 4-15Вт и имеет встроенный КСВ-метр. Здесь есть автоматический шумоподавитель, а также «Российская» и «Европейская» сетки. Корпус аппарата представляет из себя литой алюминиевый моноблок, из-за чего вставить его в нишу магнитолы не получится. Здесь использован широкий цветной дисплей, на котором отображаются все самые необходимые показатели, в том числе выбранная частота или номер канала, а также текущее время и дата. Высококонтрастный экран способен менять свою яркость или режим показа «день / ночь», давая возможность отрегулировать изображение в зависимости от освещения на данный момент. Стоит эта модель около 5 500 рублей.

Читайте также:

Фото: компании-производители

Рации в машину: какие бывают и зачем нужны?

Большинство водителей не задумываются о покупке такого гаджета как рация, полагая, что он востребован только в кругах дальнобойщиков. Однако для автовладельцев, отправляющихся в дальнюю дорогу, радиостанция тоже может оказаться полезной.

  1. Преимущества рации в дороге
  2. Недостатки дорожной рации
  3. Какие бывают рации — чем отличаются и как выбрать?
  4. Антенна для рации на машину

Преимущества рации в дороге

Рация в машину — это не просто своеобразная «игрушка» для автолюбителей, но и полезный прибор, позволяющий узнать нужную информацию и избежать неприятных ситуаций. Итак, какие преимущества дает радиостанция в дороге:

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» — эта фраза, произнесенная однажды Натаном Ротшильдом, актуальна даже по отношению к рациям. Настроившись на гражданскую частоту, вы сможете узнать, где находятся «засады» ГИБДД, ближайшее кафе, отель и парковка. Опытные дальнобойщики могут подсказать, как объехать большую пробку.

Чтобы не заснуть в дороге, можно использовать рацию как средство избавления от дорожного однообразия и скуки. Водители фур порой могут рассказывать очень своеобразные анекдоты и истории.

Через рацию можно подать сигнал SOS — попросить о помощи при поломке машины, если вы заблудились или в других ЧП.

Недостатки дорожной рации

Кроме преимущества покупка рации имеет некоторые недостатки, с которыми лучше ознакомиться перед таким приобретением:

  • Высокая цена. Стоимость подобных приборов довольно «кусачая» — нормальную рацию можно приобрести от нескольких тысяч рублей. Перед покупкой хорошо подумайте, есть ли в этом необходимость. Например, если вы в сутки проезжаете не больше 200-300 км, то особого смысла в этой покупке нет.
  • Неудобство. Если вы заезжаете под низкий мост или в гараж (особенно если у вас грузовой автомобиль или «Газель»), не забывайте об антенне на крыше — в лучшем случае она может сложиться, а в худшем — сломаться.
  • Культура общения. Если вам придется путешествовать на дальние расстояния с детьми или впечатлительными женщинами, лучше позаботиться о гарнитуре, потому что в эфире частенько используется ненормативная лексика, что может шокировать ваших попутчиков.

Если вы учтете все перечисленные особенности и придете к выводу, что этот гаджет вам все-таки необходим — рация станет выгодным приобретением. Преимущества, которые она предоставляет в дальних поездках, намного существеннее, чем неудобства, связанные с ее использованием.

Какие бывают рации — чем отличаются и как выбрать?

Если вы решили обзавестись радиостанцией в машину, наверняка у вас возникнет вопрос: а нужно ли какое-то специальное разрешение на установку этого прибора? К счастью, нет — если вы покупаете рацию гражданского диапазона, можно спокойно пользоваться ей без каких-либо разрешений и бумажек. Рации этого типа в народе называются «Си-Би» (от английской аббревиатуры CB — Citizen`s Band, что означает «гражданский диапазон»).

Помимо Си-Би рации существуют LPD-радиостанции. Для их использования также не нужно специального разрешения, но чаще всего их эксплуатируют работники охранных предприятий, торговых центров, строители и другие. Для автомобиля выбор однозначен — это рация «Си-Би».

Антенна для рации на машину

Еще одним важным элементом при покупке рации является антенна. По типу крепежа они делятся на три вида:

Врезная. Такой способ крепления обеспечивает оптимальный контакт антенны с корпусом автомобиля и позволяет спрятать провода. Но для ее монтажа придется сделать отверстие в крыше автомобиля — мало того, что не каждый автовладелец решится на такое, так еще придется воспользоваться платными услугами.

На магните. Закрепить такую антенну достаточно просто, однако поверхность может поцарапаться. К тому же, железная крыша машины сама по себе является хорошим проводником, а магнит только препятствует наилучшему прохождению сигнала.

На креплении. Антенна устанавливается при помощи специального механизма к водостоку, бамперу, задней двери или другим деталям машины. Такой способ не из дешевых, зато позволяет установить антенну в удобном месте, обеспечить хороший контакт с корпусом авто и при этом не поцарапать его.

Рации дальнобойщиков работают в диапазоне частот 27 МГц, если быть точнее, на частоте 27,135 МГц. Всего в радиостанции есть 40 каналов. Общим каналом в России является 15 канал — на нем общаются водители, перевозящие грузы на дальние расстояния. В Белоруссии дальнобойщики пользуются аналогичным каналом, в Польше — 12, в Прибалтике — 10.

Чтобы настроиться на указанную частоту, необходимо использовать прибор, поддерживающий режим амплитудной модуляции (АМ). Существуют рации, работающие в режиме FM, но на трассе они будут практически бесполезны (такие гаджеты нужны скорее таксистам). Качество сигнала может зависеть от погодных условий, но в большей степени важно качество самой рации, антенна и ее грамотная настройка.

Радиосвязь в авто – баловство или необходимость?

Статей про автомобильную Си-Би-радиосвязь понаписано очень много. Но все они в первую очередь посвящены техническим нюансам аппаратуры, её выбору, настройке и доработке, а также теории радиосвязи в принципе.

Почему-то предполагается, что сама необходимость установки рации в авто – дело решенное и очевидное, хотя это далеко не так! Kolesa.ru дали рацию «чайнику» и попросили его разобраться – нужна ли она рядовому автовладельцу, или это чисто коммерческий или хоббийный гаджет?

Читайте также  Как правильно поменять антифриз в машине?

Эффективность рации. Проверим?

Основные пользователи автомобильной радиосвязи – кто они? В принципе, не сильно погрешим против истины, если выделим упрощенно 4 основные категории «юзверей»:

1 – таксисты, получающие по радио заявки от базового офиса;

2 – водители-дальнобойщики;

3 – джиперы-экстремалы, любители рейдов по глухомани и коллективных выездов;

4 – обычные автовладельцы, которые «что-то слышали о пользе автомобильной радиосвязи».

Сразу скажем, что наша цель – четвертая категория. Люди, которые приобретают и устанавливают комплект связного оборудования в автомобиль:

— не имея в этом коммерческой или «хоббийной» нужды;

— не имея никакого понимания о радиосвязи вообще и о Си-Би-автоканале в частности.

Но если вы думаете, что мы приготовились нудно учить «чайников » основам распространения радиоволн и правилам выбора и покупки рации, то ошибаетесь! Такой информации в Сети море, ищущий да обрящет! Мы же все прекрасно пользуемся смартфоном, не имея ни малейшего представления, как функционирует в нем GSM-модуль, MP3-плеер, фотокамера и прочие узлы, верно? А значит, попробуем наплевать на физику процессов в сфере радиосвязи и подойти к ней исключительно с потребительской точки зрения!

Наша задача – понять, нужна ли радиосвязь на автомобильном канале самому обычному автовладельцу, который от знакомых краем уха услышал, что Си-Би-станция может существенно облегчить ему жизнь, заменив антирадар, навигатор и телефон и сделав передвижение по дорогам стремительным и безопасным.

Так ли это?

Чтобы выяснить практическую пользу от радиосвязи на автомобильном радиоканале 27,135 мГц, Kolesa.ru поставили в редакционный автомобиль простейший комплект оборудования (радиостанция без всякого монтажа, просто уложенная на противоскользящий коврик на торпедо и подключенная к гнезду прикуривателя + магнитная антенна) и несколько дней катались по Москве и области для осознания полезности этого гаджета для обычного человека, совершающего заурядные поездки «дом-работа-магазин-дача» + областные маршруты выходного дня.

Главной целью была непредвзятость и объективность – отсутствие опыта использования автомобильной радиосвязи и заморочек на связанных с ней мифах и легендах. Мы проверили несколько типичных ситуаций, когда рация могла бы помочь рядовому автовладельцу в его повседневных поездках и потребностях.

Можно ли с помощью рации узнавать о засадах ДПС?

И да, и нет… На крупных трассах система оповещения между дальнобойщиками работает весьма эффективно, всегда можно услышать о засаде, да и самому спросить. Однако если вы едете по местной дороге через какую-нибудь деревню, где притаились гаишники, узнать о них с помощью радиосвязи вам почти наверняка не удастся – весьма мала вероятность того, что перед вами по этому маршруту проехала машина с рацией, и сейчас она еще находится в радиусе связи. Тут всё как с миганием фарами – большинство, проехав засаду, мигнет одной-двум машинам, и все. А надо бы мигать долго и интенсивно, пару километров и до ближайшего поворота. А вот так почти никто не делает…

Так или иначе, во время нашего эксперимента мы вовремя получали информацию практически обо всех засадах на крупных федералках, а один раз даже были предупреждены о засаде с радаром-треногой за селом на кольце А-107 – переносной радар стоял прямо на выезде из населенного пункта, направленный на разгоняющихся после деревни. Интересно, что гаишники сидели возле треноги в личном Suzuki SX4, а не в рабочей машине с бортовой раскраской и синими номерами!

Можно ли с помощью рации узнавать о пробках?

Будущему неофиту радиосвязи может показаться, что рация в мегаполисе – эффективный инструмент получения информации о дорожных заторах и способах их объезда, но это, увы, не так. Вопросы о заторах можно задавать разве что на крупных городских магистралях – если речь о Москве, это в первую очередь МКАД. Там действительно по радио можно узнать о близящейся пробке, о том, какая полоса быстрее едет впереди, о причинах затора. А на внутригородских улицах, как правило, нет крупных грузовиков, в которых все же наибольшая часть радиофицированных водителей, и спрашивать, по сути, не у кого… Плюс в городе невероятно «загаженный» эфир – это и помехи, и постоянная реклама, которую гоняют на автоканале, подключив к рации вместо микрофона MP3-плеер, магазины запчастей, стоянки, склады и мойки. Так что дорожную обстановку на МКАДе реально проще разведать с помощью навигационного приложения на телефоне.

Можно ли выяснить с помощью рации качество автозаправки?

Малозначимая дорога в Московской области. Автозаправка с сомнительным названием «У Максима» со старыми и грязными топливораздаточными колонками и непонятным качеством бензина. Останавливаемся возле неё намеренно и без конкретной нужды – просто представим, что лампочка уровня топлива горит уже километров двадцать, и «У Максима» нам кровь из носу нужно заправиться.

Как не налететь на «паленое» топливо? Попробуем спросить в эфире – возможно, кто-то знает эту заправку и скажет, что бензин там «левый», и заправляться категорически нельзя. Или наоборот – «заправка непрезентабельная, но топливо обычно без нареканий»… Однако полчаса стояния на обочине возле «Максима» и почти непрерывные крики о помощи в эфире ни к чему не приводят – дорога местного значения, большегрузы по ней почти не ездят, да и легковой трафик слабый, нужных нам машин с характерными антеннами не видно. Неудача…

Автозаправка крупного бренда на большой трассе – останавливаемся и повторяем вопрос. В связи с тем, что у заправки расположена стоянка дальнобоев, где ночуют десятки машин, ответ приходит сразу:

Заправляйся, не боись! Соляра отличная, бензин тоже!

Спасибо, конечно, но эта информация, увы, малополезна – крупные сетевые колонки и так обычно не вызывают нареканий по качеству топлива, так что эффективность рации в этом вопросе – под сомнением.

Можно ли с помощью рации получить топливо?

Иная ситуация. Представим, что мы, как говорят опытные шоферюги, «обсохли» – не рассчитали бензин до ближайшей заправки, злоупотребили ездой «на лампочке» и двигатель заглох. Встаем на обочине и выходим в эфир – просим литров пять бензина или помочь съездить с канистрой до ближайшей заправки и привезти горючее.

Ребята, помогите – стою на А-108 между Малино и Карпово, бензин кончился, прозевал «лампочку»выручайте!

Отвечают достаточно активно, но сплошь фуры. Они готовы отлить литров 5-10, у них всегда есть электронасос со шлангами для перекачки из бака в бак, но вот топливо – только дизельное. А нам-то нужен бензин! Понятное дело, что отвезти меня с «банкой» до заправки и привезти обратно клянчить бесполезно, ни один грузовик не станет прерывать свой рейс для этого.

Меняем тактику – высматриваем в потоке легковые машины с характерными сибишными антеннами и кричим им уже адресно:

– Эй, на черном Ховере, выручай – стою на обочине на серебристом Фольксвагене, ты его только что проехал. Бензин кончился! Отвези с канистрой до заправки!

Увы, тут уже ответа просто нет – либо люди не в эфире, либо не слышат из-за музыки, либо (что более вероятно) делают вид, что не слышат… И их, в общем-то, можно «понять и простить» – ситуация сомнительная, возможно, о помощи просят борсеточники, кидалы или какие-нибудь последователи «банды GTA», память о которой еще свежа. Словом, будь у нас дизельная машина, проблема была бы решена с помощью дальнобойщиков минут за 10-15, а вот с бензиновой «зажигалкой» ничего не вышло…

тоги и выводы

Подытожить можно так. Си-Би-рация в легковой машине обычного горожанина, чья работа не связана с автомобилем и у которого редки дальние междугородные поездки, не нужна. Дискомфорта от неё гораздо больше, чем практической пользы. Помимо вышеперечисленных примеров не слишком удачного использования, подведем еще и дополнительную пятерку минусов, также выявленных в процессе этого несложного эксперимента:

1 – Рацию нужно слушать вместо музыки. И если вы привыкли к Бетховену и Баху, их сменит шипение, треск, реклама и мат. Рация как торрент: если только качать и не раздавать, то система умрет. Так и тут – во все эти далеко не всегда отчетливые эфирные бормотания нужно постоянно вслушиваться, будучи готовым откликнуться и помочь. Нельзя быть только потребителем информации, ничего не давая взамен.

2 – Рацию категорически невозможно использовать, если в машине с вами едут женщины и дети. Зачастую в эфире стоит такой многоэтажный мат, что страницы сервисной книжки в бардачке заворачиваются…

3 – Рация в салоне портит интерьер, создает дополнительную привлекательность для автоворья, а антенна при движении зачастую создает гул или свист. С этим можно бороться новыми моделями, предназначенными для скрытой установки, шумоизоляцией и т. д., но это полумеры.

4 – Радиосвязь – дорогая игрушка, особенно в кризис. После подорожания доллара купить комплект из рации и антенны дешевле 10 тысяч стало крайне сложно. Плюс к этому нужно добавить услуги по прокладке проводов питания и настройке антенны. Про серьезный монтаж со скрытой установкой в недешевом автомобиле я и не говорю… Для «безрукого» гражданина это выльется в копеечку.

5 – Оборудование для Си-Би-радиосвязи не производят серьезные авторитетные фирмы. Рации и антенны выпускаются разношерстными китайскими халтурщиками – зачастую как OEM-модели, на которые только клеятся разные «бренды». Поэтому весьма велика вероятность того, что через полгода от сырости сгниют и потеряют настройку потроха антенны, а через год заглохнет и станция.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: