Почему нельзя обгонять похоронную машину?

Интересное

К чему перейти покойнику дорогу на похоронах?

Чего ожидать от покойника, если перешёл ему дорогу?

Наши предки считали похороны сакральным и отчасти мистическим событием. Существовали строгие ритуалы и обычаи, связанные с этим мероприятием. Их нужно было неукоснительно выполнять и запрещено нарушать. Впоследствии такие традиции трансформировались в поверья. Самая известная примета – перейти дорогу покойнику — ни в коем случае нельзя переходить дорогу похоронной процессии перед гробом с покойником. Расскажу всё об этом суеверии.

Откуда пошло это поверье?

Похоронная процессия вызывает уважение и мистический трепет у людей, так как всё, что связано со смертью, пугает и настораживает. Существует две основные версии появления этой приметы.

1 версия.

Наши предки верили, что с одной стороны гроба располагаются демоны, а с другой — ангелы. И пока несут гроб, эти сущности ведут борьбу за душу усопшего. Это противостояние открывает перед процессией невидимый, энергетический коридор, связанный с потусторонними мирами. Поэтому, если человек попадёт в такой коридор, он должен умереть в течение сорока дней после похорон. Существуют рассказы о смельчаках, которые хотели показать своё неверие в приметы и смелость. Они намеренно пытались перейти дорогу покойнику от случая к случаю. Но ничем хорошим это не закончилось.

2 версия.

По второй версии перед кладбищем душу покойника встречают ранее усопшие родственники, друзья, знакомые. И если вместо покойной души впереди процессии появится живой человек, то может произойти путаница и его душу заберут с собой в мир мёртвых. А итог будет закономерен — вскоре такой человек умрёт.

Важно понимать, что похороны — крайне щепетильная и мистическая тема. Поэтому наши предки вряд ли стали бы выдумывать такие приметы, если бы под этим не было веского основания. Значит, нужно прислушиваться к мудрости праотцов и стараться следовать суевериям, связанным с похоронами.

Чего ожидать?

Бывает так, что человек случайно перешёл дорогу покойнику или проехал на машине впереди похоронной процессии. Что можно ожидать в такой ситуации? Есть несколько вариантов развития событий.

Если специально?

Бывает так, что слабоумие и отвага побеждают здравый ум и смельчак намеренно пытается перейти дорогу покойнику. Наши предки считали, что в таком случае его обязательно настигнет кара. Особенно пострадает тот человек, который переходит дорогу покойнику, чтобы выиграть спор или показать свою «смелость». На самом деле никакой смелости тут нет. Просто неуважение к усопшему, его родне и близким людям.

Кроме того, считается, что человека настигнет такая же смерть, какая пришла к покойнику.

Если случайно.

Чаще всего человек переходит дорогу покойнику случайно. Можно задуматься и не заметить этого. А когда прохожий поймёт, что произошло, будет уже поздно. Наши предки считали, что в такой ситуации человеку ничего не угрожает. Нужно лишь узнать имя покойного и мысленно почтить кончину этого человека.

Особенно сильно переживают беременные женщины, которые случайно перешли дорогу мертвецу по неосмотрительности или из-за проблем со зрением. Но как раз им переживать не стоит. Наши предки однозначно считали, что беременным женщинам ничего плохого не угрожает.

Как исправить?

Как быть и что делать, если человек всё же проявил неуважение и перешёл дорогу мертвецу, а потом раскаялся и испугался? В таком случае нужно совершить следующие действия.

Если похороны ещё не закончены, нужно пройти с похоронной процессией до кладбища и проводить покойника в последний путь, кинув горсть земли на крышку гроба. При этом нужно произнести слова, подобные «земля пухом» или «спи спокойно». Потом на 9 и 40 дней принести на могилку угощения и цветы, попросить прощения.

Верующий человек может поставить в церкви свечу за упокой. Для этого нужно узнать имя покойного. Также нужно помолиться о спокойствии души усопшего и попросить у него прощения. Можно попросить защиты у Девы Марии, Архангела Михаила или Матроны Московской. Также можно обратиться за защитой к ангелу-хранителю.

Если человеку ближе магия и шаманизм, то можно провести очищающие ритуалы и укрепить энергетическую защиту. Это можно сделать самостоятельно с помощью проточной воды или огня. Если нет навыков в магии, лучше обратиться к профессионалу.

В общем, нужно сделать всё, чтобы покойная душа не держала зла и не обижалась. Если в течение 40 дней ничего плохого не произойдёт, можно говорить о том, что усопший принял извинения и простил.

Мнение церкви.

Священнослужители говорят, что к ним часто приходят с вопросом о том, что делать, если перешёл дорогу похоронной процессии. Церковь считает так. Если поступок был неумышленным, то душа покойника мстить не станет, и не нужно вымаливать у неё прощения. И вообще, на том свете усопшему нет дела до живых людей. Если душа попала в ад, то он там испытывает такие муки, что ему нет дела до какого-то человека. Ну, а если душа в раю, то тем более.

А вот если человек хвастался, что ничего не боится, и всячески проявлял неуважение к усопшему и его родственникам, то наказание божье неотвратимо. Бог не станет защищать наглеца и оставит его душу на растерзание бесам, демонам и прочим низшим сущностям.

А если смотреть шире, то церковь считает приметы и суеверия мракобесием, и не принимает их ни в каком виде. Поэтому при посещении церкви лучше вообще не поминать о суевериях и приметах.

Что говорят шаманы и заклинатели духов по этому вопросу?

Человек по своей природе, непросто кусок мяса, праздношатающийся по своей воле, а прежде всего временное вместилище для чего большего бессмертного.

В мире всё взаимосвязано, и влияние мира мёртвых на мир живых очень велико. Почтение к умершим, есть уважение к миру мёртвых.

По этой причине перейти дорогу покойнику считается как минимум сильнейшим оскорблением.

Почему примета сильна до сих пор?

Казалось бы, что с развитием науки все приметы должны остаться в прошлом. Но нет! Оказывается, суеверия с каждым годом все укрепляются в сознании людей. Особенно сильны те приметы, которые связаны со смертью, похоронами, загробным миром.

Дело в том, что людям нужно во что-то верить. Это потребность души. Некоторые верят в бога, но для этого нужно посещать церковь, читать религиозную литературу, духовно просвещаться и расти. Всё это отнимает время и силы. Да и мотивации не у всех хватает.

А в приметы, такие верить проще! Для этого не нужно каких-то специальных знаний, религиозных символов. Также не нужно работать над собой. В какое бы время ни жил человек, приметы будут занимать достойное место в его сознании.

Могут ли оштрафовать за обгон поливальной машины?

Часто по многополосным проспектам едут сразу несколько поливальных машин, за которыми следуют спецавтомобили со щетками и пылесосами, собирающими грязь с обочин. Двигаются они крайне медленно, и водители легковых машин стараются совершить обгон, чтобы не тратить время и не задерживать других участников движения. Однако не во всех случаях такой обгон законный. Как же правильно вести себя при встрече с дорожной техникой?

Поливальная машина — это не тихоход

На дорогах много камер, следящих не только за соблюдением скоростного режима, но и за маневрированием транспортных средств. Они контролируют автобусную полосу и наблюдают за съездами и выездами с прилегающих дорог, которые отделены сплошными линиями разметки. Перестраиваться на этих участках можно только в определенных местах, где имеются прерывистые полосы.

Именно на таких выездах чаще всего и фиксируются нарушения, связанные с опережением дорожной техники. Autonews приводит несколько случаев получения таких штрафов. На дублере Ленинградского проспекта в Москве два легковых автомобиля и такси не стали ожидать, пока поливальная машина закончит полный выезд на проспект, и обогнали ее через линии сплошной разметки прямо под объективом камеры. Все они получили штрафы.

По сообщениям Центра организации дорожного движения (ЦОДД), подобные случаи далеко не редкость. В Москве они регистрируются сотнями, и по многим зафиксированным нарушениям рассылаются административные протоколы со штрафами, что часто раздражает водителей.

Автомобилисты часто не берут в расчет требования правил и стараются опередить поливальную машину или дорожный пылесос через линии разметки, считая, что это помеха на дороге. Между тем это не так.

Препятствием коммунальная машина может считаться, когда она неподвижна или у нее включены специальные светографические обозначения, предписывающие водителям осуществлять маневр. К примеру, на корме висит знак в виде белой стрелки на синем фоне, показывающий направление объезда. Мигающая стрелка видна издалека и предупреждает водителей о препятствии впереди.

Правила дорожного движения также допускают обгон тихоходов, которые движутся по дороге со скоростью не более 30 км/ч и создают помехи для другого транспорта. Это строительная техника, дорожные машины, трактора, асфальтоукладчики и прочие подобные самодвижущиеся машины, обозначающиеся специальным знаком в виде оранжевого треугольника. В отношении них действует правило, разрешающее обгон даже в неположенном месте, через встречную полосу, так как эти транспортные средства конструктивно не могут ездить быстрее.

Однако на поливальных автомобилях таких знаков нет, так как они могут двигаться со скоростью выше 30 км/ч даже во время работы.

Следовательно, коммунальная техника, которая движется медленнее потока, выполняя свою работу, не является препятствием.

Если за поливалкой скопился хвост из нескольких автомобилей, ожидающих ее выезда на прилегающую автомагистраль, то необходимо ждать, пока дорожная машина завершит маневр. Опережать ее нужно только в положенном месте через прерывистые линии разметки.

Читайте также  Что такое бернаут на машине?

Наказание за неправильный обгон поливальных машин

Если водитель нарушит правила и под камерами пересечет сплошные линии разметки, то он рискует получить штраф. В соответствии с пунктом 1 статьи 12.16 КоАП РФ, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Если же водители будут обгонять дорожную технику по асфальтированной обочине, то штраф будет больше. Согласно части 1 статьи 12.15 КоАП РФ, движение по обочине наказывается штрафом в 1500 рублей. Поэтому если фонтанирующий грузовик не спешит пропускать автомобили сзади, то необходимо ждать появления участка дороги со свободным для обгона пространством.

Обгоны такой техники по встречной полосе вне разрешенных мест также запрещены. В соответствии со статьей 12.15 КоАП РФ, выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Поворот налево + обгон = ДТП, или О мерцающем преимуществе

Ситуация достаточно опасная и, мягко говоря, неоднозначная.

Неоднозначность вызывает формулировка абз. 3 п. 11.2 ПДД:

«Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево».

Главный вопрос заключается в определимости приоритета исходя из хронологической последовательности действий участников — начала обгона обгоняющим и включения левого указателя поворота обгоняемым (или подачи «механического» сигнала рукой).

Напомним, обгон включает в себя несколько стадий:

  1. перестроение (выезд) на полосу встречного направления (сторону проезжей части, предназначенную для встречного движения);
  2. фаза опережения одного или нескольких транспортных средств (самая «горячая» стадия обгона);
  3. перестроение (возвращение) на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Норма абз. 3 п. 11.2 ПДД несколько неконкретна, но единообразие судебной практики в этом вопросе формируется.

Итак, наиболее дискуссионным является вопрос о содержательной стороне запрета выполнять обгон ТС, движущегося впереди по той же полосе с включенным левым указателем поворота.

Впереди – это где? Включённый сигнал поворота – это когда?

Ведь ситуацию возможно довести до абсурда, истолковывая норму исключительно формалистски.

Впереди где-то кто-то когда-то включает левый указатель поворота. Все обгоны запретим?

Или перед обгоном запускать квадрокоптер?

Представляется, если перед началом обгона сигнал левого указателя поворота объективно не мог быть не виден участником, намеревающемся совершить обгон, но, несмотря на запрет, установленный п. 11.2 ПДД, водитель приступил к обгону – это очевидное нарушение.

Если же обгоняющий до обгона (перед его началом) не мог определить (не «не мог бы», но именно «не мог»), включены ли указатели поворота ТС, движущегося впереди по той же полосе, и при этом непосредственно обгон не запрещён иными нормами Правил — нарушения п. 11.2 со стороны обгоняющего нет. Данная ситуация возможна при множественном обгоне (нескольких транспортных средств). В этом случае следует презюмировать включение указателей поворота поворачивающим во время обгона иным пользователем дороги, но не до его, обгона, начала. Именно так в основном и развиваются события – поворачивающий включает указатель поворота во время выполнения обгона иным участником, осуществляет поворот/разворот «не глядя», тем самым создавая опасность для движения и препятствуя обгону.

Видимость указателей поворота – категория не вероятностная, но выражает реальную (не гипотетическую) возможность (осуществимость).

Обгоняющий не обязан отслеживать («сканировать») указатели поворотов ТС на стороне дороги, соответствующей направлению движения, после того, как приступил к обгону, и во всех его фазах вплоть до завершения. В то же время обгоняемому запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями (п. 11.3 ПДД). Под иными действиями следует понимать и маневрирование.

Если водитель, намеревающийся осуществить левый поворот/разворот, включил указатель поворота во время выполнения другим участником обгона, и приступил к манёвру, в случае ДТП в судебной практике обгоняемому инкриминируют нарушение п.п. 8.1 и 11.3 ПДД.

Здесь отчётливо вырисовываются ниточки причинно-следственной связи. Невыполнение поворачивающим требований п.п. 8.1, 11.3 ПДД – в прямой ПСС с ДТП.

Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения (п. 8.1 ПДД).

Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями (п. 11.3 ПДД).

Инкриминировать нарушение п. 11.2 обгоняющему в условиях, когда левый указатель поворота поворачивающего/разворачивающегося и одновременно обгоняемого ТС был включен после начала обгона – несправедливо и неправомерно. Искажение смысла п. 11.2 и иных норм Правил — недопустимо.

Небольшой исторический экскурс.

ПДД СССР, утверждённые Приказом Министерства внутренних дел СССР от 2 ноября 1979 г., отличались более внятными формулировками требований, включая обязанность маневрирующего (обгоняемого) уступить дорогу завершающему обгон.

11.6. При повороте налево (развороте) вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу встречным и завершающим обгон слева попутным транспортным средствам.
14.6. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо, завершающим обгон слева попутным транспортным средствам, а также трамваю попутного направления.
15.5. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо, а также завершающим обгон слева в попутном направлении.

Приведем примеры судебной практики:

Левый поворот и обгон. Установлена вина поворачивающего.

Решение Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 08 июля 2019 года по делу № 2-15/2019:

«Исследовав в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей под управлением водителей Алексеева В.А. и Субботина Ю.А. произошло по вине водителя Суботина Ю.А., нарушившего требования п. 8.1 Правил дорожного движения РФ, создавшего помеху для движения выполнявшему манёвр обгона автомобилю под управлением Алексеева В.А., при этом, доводы ответчика Субботина Ю.А., показания свидетеля ФИО11 о том, что Субботиным Ю.А. был включен указатель поворота налево, не свидетельствуют с безусловностью об отсутствии вины Субботина Ю.А. в совершении ДТП, так как доказательств своевременности включения указателя поворота Субботиным Ю.А. в ходе рассмотрения дела не представлено, из показаний Свидетеля №1 следует, что указатель поворота был включен Субботиным Ю.А. непосредственно перед столкновением, когда расстояние между автомобилями не превышало 10 метров, кроме того, даже при наличии включенного указателя поворота Субботин Ю.А. должен был убедиться в безопасности совершаемого им манёвра, что им сделано не было. Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что именно виновные действия Субботина Ю.А. явились причиной дорожно-транспортного происшествия и состоят в прямой причинно-следственной связи с возникновением вреда, причинённого Алексееву В.А.»

Обгон + разворот. Установлена вина разворачивающегося.

Постановление ВС РФ от 02 ноября 2020 г. №11-АД20-21:

«Из материалов дела усматривается, что 14 августа 2019 года, примерно в 14.00 часов, Миникеев А.А., управляя автомобилем «Audi А4», в нарушение требований п.8.1 Правил дорожного движения РФ, перед началом разворота не убедился в безопасности своего маневра, ввиду чего создал помеху и не уступил дорогу автомобилю «Toyota Land Cruiser» под управлением Голитарова А.Г., совершающему обгон.

Как усматривается из материалов дела, 14 августа 2019 года в 14 часов 00 минут на 1279 км +220 м автодороги «Москва -Челябинск» Миникеев А.А., управляя транспортным средством «Ауди — А4», в нарушение требований пунктов 1.3, 8.1 Правил дорожного движения, перед началом разворота не убедился в безопасности маневра, создал помеху другим участникам дорожного движения, не выполнил требование уступить дорогу транспортному средству «Тойота — Ленд Крузер» под управлением Голитарова А.Г., пользующемуся преимущественным правом движения, что привело к столкновению указанных транспортных средств.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: схемой место дорожно-транспортного происшествия (л.д. 20); письменными объяснениями Миникеева А.А. (л.д. 21); письменными объяснениями Голитарова А.Г. (л.д. 22); письменными объяснениями Голитаровой М.П. (л.д. 23); схемой организации дорожного движения на участке автодороги М-5 «Урал» (л.д. 35-39) и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.»

В другом случае Верховный суд согласился с мнением нижестоящих коллег, инкриминировавшим обгоняющему нарушение п. 11.2 ПДД.

Постановление Верховного Суда РФ от 11.02.2020 N 39-АД20-1:

«Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 14 октября 2018 года в 17 часов 00 минут на ул. Союзной, 73 в г. Курске, водитель Каргин В.В., управляя транспортным средством «Пежо 508» (принадлежащего Трофимову Р.В.), в нарушение требований пункта 11.2 Правил дорожного движения совершил выезд на полосу движения, предназначенную для встречного движения при совершении обгона транспортного средства «Ауди» под управлением водителя Приведенцевой М.В. с включенным сигналом поворота налево.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2); схемой места совершения административного правонарушения (л.д. 3); письменными объяснениями Приведенцевой М.В. (л.д. 5); карточкой водителя и списком административных правонарушений Каргина В.В. (л.д. 9 — 12), которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах факт выезда Каргина В.В. в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, сомнений не вызывает, как подтвержденный совокупностью перечисленных выше и иных имеющихся в деле доказательств.»

Таким образом, при включении поворачивающим/разворачивающимся левого указателя поворота и реальной, не гипотетической (вероятностной) его видимости до начала обгона, участник, намеревающийся совершить обгон, не имеет для этого правовых оснований в силу запрета, установленного п. 11.2 ПДД. В случае отсутствия перечисленных условий и иных запретов, установленных ПДД, обгон является правомерным и обгоняемый в любом случае обязан выполнить требования п.п. 8.1, 11.3 ПДД. При этом произвести разбивку в пространственно-временной последовательности начала обгона и включения обгоняемым левого указателя поворота — достаточно сложно. Многое зависит от имеющихся доказательств — записей видеорегистратора, камер наружного наблюдения, показаний участников и иных лиц. В каждом конкретном случае необходимо установить все обстоятельства по делу, исследовать доказательства в совокупности и дать им соответствующую правовую оценку.

Правила обгона машины ГИБДД: можно ли обгонять и опережать?

Правила обгона транспортных средств достаточно просты и понятны. Но есть определённые тонкости, если вы обгоняете автомобиль ГИБДД. О том, как правильно это делать, в каких случаях обгон машины ДПС запрещён, а также что, если экипаж с мигалками сопровождает колонну спецавтомобилей, выясним в этой статье.

Самое главное

Прежде всего, выясним различия между обгоном и опережением – это 2 разных манёвра:

  • опережение, вне зависимости от того, автомобиля ДПС или любого другого транспортного средства – это движение по соседней полосе со скоростью больше, чем у опережаемого,
  • обгон же включает в себя опережение, но его атрибутом является непременно выезд на встречную полосу.

Таким образом, обгон – это 2 перестроения (из попутной полосы на встречную и затем возврат обратно) с опережением другого авто между двумя этими манёврами. В то же время сам обгон считается отдельным манёвром.

Но есть ещё такое понятие, как объезд – это также 2 перестроения (причём, как с выездом на встречку, так и без оного), но в этом случае вы объезжаете стоящий автомобиль или иное препятствие на дороге. Например, если машина полиции стоит на дороге с включёнными маячками, мешая проезду, то вы её объедете, и это можно делать, только если манёвр не образует нарушение ПДД.

Можно ли обгонять служебный автомобиль?

Так вот к чему мы это всё. Просто правила обгона и опережения различаются, потому как это разные манёвры. И начнём мы именно с первого – то есть выезда на встречную полосу.

Совершать обгон машины экипажа ДПС можно в случае, если на нём не включены одновременно мигалка и сирена. Причём, не обязательно, чтобы на транспортном средстве была цветографическая схема. Главное для запрета обгонять – наличие включенных спецсигналов.

То есть, объясняя обратное, автомобиль службы ГИБДД запрещается обгонять в следующих случаях:

  • если на нём одновременно включены проблесковый маячок и спецсигнал,
  • также запрещается обгонять колонну с сопровождением таким авто с включенными мигалкой и сиреной,
  • и, конечно же, нельзя совершать манёвр, если действуют другие запреты правил обгона (о них поговорим ниже).

В остальных случаях – в том числе, если машина ДПС двигается только с включенной мигалкой, но выключенной сиреной, производить обгон запрещено. Но следует быть очень осторожным, и это как раз та ситуация, когда лучше «перебдеть», так как лишиться прав можно на ровном месте. Ниже мы подробнее выясним опасности такого манёвра.

Всё перечисленное заключено в пункте 3.2 ПДД, который буквально предписывает следующее:

Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесённые на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включёнными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

Можно ли опережать?

Да. Действующие ПДД не содержат запрета для движения быстрее автомобиля ГИБДД, в том числе если у него включены спецсигналы.

Но нужно иметь в виду, что регламентом специальные звуковой и световой сигналы автомобилям служб разрешено включать только при выполнении неотложного задания, а водители при этом обязаны уступать дорогу таким транспортным средствам. Поэтому, если вдруг машина экипажа с включенными спецсигналами решит перестроиться, то необходимо прекратить опережение, если это создаст помехи.

Какое наказание?

За любой выезд в нарушение ПДД на встречную полосу предусмотрено наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП. Обгон – это частный случай такого выезда, но любые нарушения правил этого манёвра караются именно по этой статье. И норма предусматривает вилку из 2 видов наказаний:

  • штраф 5 000 рублей как более мягкое при отсутствии отягчающих обстоятельств и однородных нарушений,
  • лишение прав на 4-6 месяцев как более строгое при наличии отягчающих, отсутствии смягчающих и/или присутствии однородных нарушений в течение года (грубо) до этого.

Опасности обгона машины ДПС

Между тем, есть несколько тонкостей такого манёвра. Иногда на дороге можно увидеть даже подставу от сотрудников ДПС, когда те движутся с намеренно слишком маленькой скоростью, чтобы вынудить вас обогнать их. И вроде очевидно нарушение, если, вы начинаете или заканчиваете манёвр с нарушением Правил дорожного движения – например, через сплошную линию разметки.

Но менее очевидна ситуация именно с более «экзотическими» нарушениями ПДД, о которых водители не сразу задумываются.

Видеорегистратор

Во-первых, следует сразу указать, что обгон машины ДПС может быть безопасен с правовой стороны только в том случае, если у вас в автомобиле есть работающий видеорегистратор. Порой даже ловящий у края дороги полицейский может наказать невиновного, указав лишь на то, что водитель пересёк сплошную, заканчивая манёвр, и суд охотно верит именно инспектору при отсутствии у водителя видеозаписи.

А всё почему? Потому что протокол всё ещё является доказательством нарушения. Хотя, Верховный суд указал на недопустимость этого, в нижестоящих судах всё также практикуется правило верить инспектору на слово, ведь тот принимал присягу и врать не может, а водитель не принимал. Вот и при сомнениях в виновности последнего на практике судов действует не презумпция невиновности, а «нет основания не доверять сотруднику полиции»!

То есть ситуация, когда вы вроде бы без нарушения ПДД начали обгон, но вас остановили сотрудники обгоняемого авто и выписали протокол в суд для привлечения, вполне вероятна не только в теории, но и на практике, хотя и в очень редких случаях.

Ловушка от сотрудников

Следующая опасность может случиться даже при наличии у вас видеорегистратора.

Суть её заключается в том, что мигалка и сирена на служебной машине ДПС включаются именно тогда, когда вы уже начали манёвр обгона. Причём, это может быть настолько тонко, что вовремя поймать включение спецсигналов вы просто не сможете.

Выше мы описали, что обгон связан с выездом на встречную полосу. То есть как только вы пересекли разметку, разделяющую потоки автомобилей, либо выехали левее центральной части дороги, формально начался обгон. И экипаж ДПС вполне может следить в зеркало заднего вида, когда вы начнёте этот манёвр, и включить спецсигналы за доли секунд до обгона.

И в этом случае наказание уже будет, к сожалению, справедливым. Притянутым, но законным.

Превышение скорости

Ещё одна тонкость, о которой нельзя забывать – это возможное превышение скорости при обгоне. Вполне возможно, что в служебной машине работает радар, который и зафиксирует это.

Нет, в этом случае нарушений правил обгона не будет, но штраф за превышение вполне возможен.

Другие неочевидные нарушения при обгоне

Кроме того, не стоит забывать, что инспекторы знают ПДД в большинстве случаев полностью и целиком. Чего нельзя сказать о большинстве водителей.

Между тем, к ответственности в виде лишения прав можно привлечь автолюбителя за любой выезд на встречу в нарушение Правил. Все ли эти правила вы знаете?

Итак, обгон запрещён (раздел 11 ПДД):

  • если будет создана помеха не только обгоняемому, но и любому другому транспортному средству, в том числе встречному, а также пешеходам,
  • служебная машина ДПС сама собирается обгонять либо производить объезд препятствия,
  • у автомобиля ГИБДД включен левый поворотник,
  • за вами едет машина (причём, не имеет значения, на каком расстоянии), которая уже обгоняет другой автомобиль,
  • на регулируемых перекрёстках (и нерегулируемых, если вы едете не по главной),
  • на «зебре»,
  • на ж/д переезде и за 100 метров перед ним,
  • на мостах, в туннелях, на эстакадах и под ними,
  • в конце подъёма,
  • перед опасными поворотами,
  • и в местах с ограниченной видимостью,
  • ну и, разумеется, через сплошную или под знак 3.20 «Обгон запрещён».

Обратите также внимание, что даже если машина ДПС едет со скоростью 30 км/ч, то обгонять её как тихоходное средство через сплошную и под знак нельзя. «Тихоходом» признаётся автомобиль, имеющий соответствующий опознавательный знак, а не просто двигающийся с меньшей скоростью.

Поворот налево + обгон = ДТП, или О мерцающем преимуществе

Ситуация достаточно опасная и, мягко говоря, неоднозначная.

Неоднозначность вызывает формулировка абз. 3 п. 11.2 ПДД:

«Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево».

Главный вопрос заключается в определимости приоритета исходя из хронологической последовательности действий участников — начала обгона обгоняющим и включения левого указателя поворота обгоняемым (или подачи «механического» сигнала рукой).

Напомним, обгон включает в себя несколько стадий:

  1. перестроение (выезд) на полосу встречного направления (сторону проезжей части, предназначенную для встречного движения);
  2. фаза опережения одного или нескольких транспортных средств (самая «горячая» стадия обгона);
  3. перестроение (возвращение) на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Норма абз. 3 п. 11.2 ПДД несколько неконкретна, но единообразие судебной практики в этом вопросе формируется.

Итак, наиболее дискуссионным является вопрос о содержательной стороне запрета выполнять обгон ТС, движущегося впереди по той же полосе с включенным левым указателем поворота.

Впереди – это где? Включённый сигнал поворота – это когда?

Ведь ситуацию возможно довести до абсурда, истолковывая норму исключительно формалистски.

Впереди где-то кто-то когда-то включает левый указатель поворота. Все обгоны запретим?

Или перед обгоном запускать квадрокоптер?

Представляется, если перед началом обгона сигнал левого указателя поворота объективно не мог быть не виден участником, намеревающемся совершить обгон, но, несмотря на запрет, установленный п. 11.2 ПДД, водитель приступил к обгону – это очевидное нарушение.

Если же обгоняющий до обгона (перед его началом) не мог определить (не «не мог бы», но именно «не мог»), включены ли указатели поворота ТС, движущегося впереди по той же полосе, и при этом непосредственно обгон не запрещён иными нормами Правил — нарушения п. 11.2 со стороны обгоняющего нет. Данная ситуация возможна при множественном обгоне (нескольких транспортных средств). В этом случае следует презюмировать включение указателей поворота поворачивающим во время обгона иным пользователем дороги, но не до его, обгона, начала. Именно так в основном и развиваются события – поворачивающий включает указатель поворота во время выполнения обгона иным участником, осуществляет поворот/разворот «не глядя», тем самым создавая опасность для движения и препятствуя обгону.

Видимость указателей поворота – категория не вероятностная, но выражает реальную (не гипотетическую) возможность (осуществимость).

Обгоняющий не обязан отслеживать («сканировать») указатели поворотов ТС на стороне дороги, соответствующей направлению движения, после того, как приступил к обгону, и во всех его фазах вплоть до завершения. В то же время обгоняемому запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями (п. 11.3 ПДД). Под иными действиями следует понимать и маневрирование.

Если водитель, намеревающийся осуществить левый поворот/разворот, включил указатель поворота во время выполнения другим участником обгона, и приступил к манёвру, в случае ДТП в судебной практике обгоняемому инкриминируют нарушение п.п. 8.1 и 11.3 ПДД.

Здесь отчётливо вырисовываются ниточки причинно-следственной связи. Невыполнение поворачивающим требований п.п. 8.1, 11.3 ПДД – в прямой ПСС с ДТП.

Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения (п. 8.1 ПДД).

Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями (п. 11.3 ПДД).

Инкриминировать нарушение п. 11.2 обгоняющему в условиях, когда левый указатель поворота поворачивающего/разворачивающегося и одновременно обгоняемого ТС был включен после начала обгона – несправедливо и неправомерно. Искажение смысла п. 11.2 и иных норм Правил — недопустимо.

Небольшой исторический экскурс.

ПДД СССР, утверждённые Приказом Министерства внутренних дел СССР от 2 ноября 1979 г., отличались более внятными формулировками требований, включая обязанность маневрирующего (обгоняемого) уступить дорогу завершающему обгон.

11.6. При повороте налево (развороте) вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу встречным и завершающим обгон слева попутным транспортным средствам.
14.6. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо, завершающим обгон слева попутным транспортным средствам, а также трамваю попутного направления.
15.5. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо, а также завершающим обгон слева в попутном направлении.

Приведем примеры судебной практики:

Левый поворот и обгон. Установлена вина поворачивающего.

Решение Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 08 июля 2019 года по делу № 2-15/2019:

«Исследовав в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей под управлением водителей Алексеева В.А. и Субботина Ю.А. произошло по вине водителя Суботина Ю.А., нарушившего требования п. 8.1 Правил дорожного движения РФ, создавшего помеху для движения выполнявшему манёвр обгона автомобилю под управлением Алексеева В.А., при этом, доводы ответчика Субботина Ю.А., показания свидетеля ФИО11 о том, что Субботиным Ю.А. был включен указатель поворота налево, не свидетельствуют с безусловностью об отсутствии вины Субботина Ю.А. в совершении ДТП, так как доказательств своевременности включения указателя поворота Субботиным Ю.А. в ходе рассмотрения дела не представлено, из показаний Свидетеля №1 следует, что указатель поворота был включен Субботиным Ю.А. непосредственно перед столкновением, когда расстояние между автомобилями не превышало 10 метров, кроме того, даже при наличии включенного указателя поворота Субботин Ю.А. должен был убедиться в безопасности совершаемого им манёвра, что им сделано не было. Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что именно виновные действия Субботина Ю.А. явились причиной дорожно-транспортного происшествия и состоят в прямой причинно-следственной связи с возникновением вреда, причинённого Алексееву В.А.»

Обгон + разворот. Установлена вина разворачивающегося.

Постановление ВС РФ от 02 ноября 2020 г. №11-АД20-21:

«Из материалов дела усматривается, что 14 августа 2019 года, примерно в 14.00 часов, Миникеев А.А., управляя автомобилем «Audi А4», в нарушение требований п.8.1 Правил дорожного движения РФ, перед началом разворота не убедился в безопасности своего маневра, ввиду чего создал помеху и не уступил дорогу автомобилю «Toyota Land Cruiser» под управлением Голитарова А.Г., совершающему обгон.

Как усматривается из материалов дела, 14 августа 2019 года в 14 часов 00 минут на 1279 км +220 м автодороги «Москва -Челябинск» Миникеев А.А., управляя транспортным средством «Ауди — А4», в нарушение требований пунктов 1.3, 8.1 Правил дорожного движения, перед началом разворота не убедился в безопасности маневра, создал помеху другим участникам дорожного движения, не выполнил требование уступить дорогу транспортному средству «Тойота — Ленд Крузер» под управлением Голитарова А.Г., пользующемуся преимущественным правом движения, что привело к столкновению указанных транспортных средств.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: схемой место дорожно-транспортного происшествия (л.д. 20); письменными объяснениями Миникеева А.А. (л.д. 21); письменными объяснениями Голитарова А.Г. (л.д. 22); письменными объяснениями Голитаровой М.П. (л.д. 23); схемой организации дорожного движения на участке автодороги М-5 «Урал» (л.д. 35-39) и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.»

В другом случае Верховный суд согласился с мнением нижестоящих коллег, инкриминировавшим обгоняющему нарушение п. 11.2 ПДД.

Постановление Верховного Суда РФ от 11.02.2020 N 39-АД20-1:

«Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 14 октября 2018 года в 17 часов 00 минут на ул. Союзной, 73 в г. Курске, водитель Каргин В.В., управляя транспортным средством «Пежо 508» (принадлежащего Трофимову Р.В.), в нарушение требований пункта 11.2 Правил дорожного движения совершил выезд на полосу движения, предназначенную для встречного движения при совершении обгона транспортного средства «Ауди» под управлением водителя Приведенцевой М.В. с включенным сигналом поворота налево.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2); схемой места совершения административного правонарушения (л.д. 3); письменными объяснениями Приведенцевой М.В. (л.д. 5); карточкой водителя и списком административных правонарушений Каргина В.В. (л.д. 9 — 12), которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах факт выезда Каргина В.В. в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, сомнений не вызывает, как подтвержденный совокупностью перечисленных выше и иных имеющихся в деле доказательств.»

Таким образом, при включении поворачивающим/разворачивающимся левого указателя поворота и реальной, не гипотетической (вероятностной) его видимости до начала обгона, участник, намеревающийся совершить обгон, не имеет для этого правовых оснований в силу запрета, установленного п. 11.2 ПДД. В случае отсутствия перечисленных условий и иных запретов, установленных ПДД, обгон является правомерным и обгоняемый в любом случае обязан выполнить требования п.п. 8.1, 11.3 ПДД. При этом произвести разбивку в пространственно-временной последовательности начала обгона и включения обгоняемым левого указателя поворота — достаточно сложно. Многое зависит от имеющихся доказательств — записей видеорегистратора, камер наружного наблюдения, показаний участников и иных лиц. В каждом конкретном случае необходимо установить все обстоятельства по делу, исследовать доказательства в совокупности и дать им соответствующую правовую оценку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: