Тополь м на базе какой машины?

МЗКТ-79221: технические характеристики. Колесные автомобили военного назначения

МЗКТ-79221 – колесное шасси, которое обладает повышенными характеристиками по мощности и грузоподъемности. Работает оно на 16 колесах. А мощность установленного на него силового агрегата достигает 800 лошадиных сил. Используется шасси для перевозки особо крупных грузов. Является базой для перевозки ракетного мобильного комплекса «Тополь-М». В настоящее время с его помощью можно перевозить даже ядерное оружие.

Исторические факты

Опытный образец шасси МЗКТ-79221 был собран в 1992 году. Его разработка осуществлялась на базе автомобиля МАЗ-7922, который к тому времени успел зарекомендовать себя с наилучшей стороны. Производилось шасси силами Минского завода колесных тягачей.

Разработчики подвижного ракетного комплекса «Тополь-М» столкнулись с такой проблемой, как транспортировка своего детища. Платформа, которая выполняла данную работу ранее, уже не подходила. Поэтому разработчикам пришлось искать предприятие, которое смогло бы изготовить необходимое транспортное средство. К сожалению, среди отечественных предприятий таковых не нашлось. Поэтому был заключен договор на создание шасси с Минским заводом.

В течение последующих нескольких лет разработка продолжалась. В серийное производство модель поступила только в 2000 году.

Назначение автомобиля

Используется специальное колесное шасси для перевозки крупногабаритных грузов. Это могут быть ракетные установки, вышки для бурения нефтяных скважин. На базе шасси могут устанавливаться даже большегрузные краны.

Основное назначение – выполнение функций военной обороны. Кроме этого, может использоваться и в гражданских целях. Для этого разработана специальная модификация с индексом 100. Данная версия шасси способна разгоняться до 45 километров в час.

Особенности тягача

Колесные автомобили военного назначения укомплектовываются силовыми агрегатами ЯМЗ-847. Они способны развивать мощность до 800 лошадиных сил. Полная масса составляет 120 тонн. По бездорожью тягач способен перевозить 80 тонн груза.

Тягач МЗКТ-79221 обладает огромными размерами. Его ширина составляет 3,4 метра. В длину он равен 22,7 метра. Движется за счет 16 колес, шины в которых с переменным давлением. Представить их размер можно, если узнать, что высота каждого такого изделия составляет почти 2 метра. Накачать воздухом такое колесо очень сложно. Поэтому установлены специальные насосы, которые накачают шины в случае поломки прямо на ходу. Давление в колесах контролируется встроенной системой. В случае ремонта необходимо соблюдать специально разработанный порядок действий при замене колеса МЗКТ-79221.

Из 8 осей 6 являются управляемыми (кроме двух центральных). Благодаря этому значительно уменьшился радиус разворота. Он практически равен данному параметру, характерному для четырехосного грузовика. Радиус поворота тягача равен 18 м. Для разворота автомобилю достаточно участка площадью 34 м 2 . За счет этого маневренность для тягача подобных размеров находится на высоте. Для улучшения данного показателя используется интересная система поворота колеса. В то время, когда колеса, установленные на первых осях, поворачиваются в одну сторону, колеса задних осей поворачиваются в противоположную.

Все неровности дороги сглаживаются за счет колес с большим диаметром, подвески и гибкой рамы, которая способна предсказуемо деформироваться. С этой же целью элементы крепятся к шасси в трех точках.

Приемочное испытание грузовик прошел с положительной отметкой. Поэтому его рекомендовали к серийному производству.

Силовой агрегат и коробка передач

На тягач МЗКТ-79221 устанавливается дизельный мотор с турбонаддувом ЯМЗ-847,10. Двигатель четырехтактный с непосредственным впрыском топлива. Охлаждение силового агрегата жидкостного типа. Вырабатываемая им мощность достигает 800 л. с. Объем двигателя равен 25,8 л.

При движении «в пустую» тягач потребляет 240 л. В состоянии полной загруженности расход увеличивается до 300 л. Емкость топливного бака составляет 825 л. Топлива достаточно, чтобы тягач мог двигаться 500 км без остановок.

Коробка передач автоматическая. Но в автоматическом режиме передачи переключаются только после того, как скорость движения тягача будет выше 10 км/ч. Чтобы развить максимальную скорость, необходимо также переключать передачи в ручном режиме. Рабочий интервал КПП разделен на 4 диапазона. Движение вперед или назад регулируется дополнительной кнопкой.

Кабина размещена в передней части, слегка сдвинута в левую сторону. Салон оборудован металлическими элементами. Нет ни стеклоподъемников, ни кондиционера. Управлять тягачом должны трое человек (один водитель и двое помощников), Салон практически полностью заполнен различными кнопками и рычагами. Причем обучение управлению длится год. Во время движения водитель должен выполнять все действия «на опережение».

Достоинства

МЗКТ-79221, технические характеристики которого рассмотрены выше, обладает рядом преимуществ. Среди них выделяют:

  • Способность перевозить грузы общей массой до 80 тонн.
  • Выносливость (автомобиль выдерживает сильнейшие нагрузки во время движения при наличии препятствий).
  • Маневренность (несмотря на свои большие габариты).
  • Контроль давления колес проводится из кабины.

  • Наличие бортового компьютера, который следит за состоянием основных узлов и механизмов машины (двигателя, подвески, ходовых элементов, давления в колесах и так далее).
  • Установлен двигатель автомобильного типа. Он обладает ресурсом до капитального ремонта (5 тысяч часов). Предшественники оснащались танковыми моторами, ресурс которых не превышал 300 ч.
  • Возможность двигаться вброд, если глубина не превышает 1,1 м.

Недостатки

По своей конструкции тягач МЗКТ-79221 является внедорожником, так как обладает несколькими осями. Соответственно, он предназначен именно для движения по пересеченной местности. Но при этом тягач не может двигаться по маршруту, который не проверен. Все колеса должны касаться земли. Если хотя бы несколько будут висеть в воздухе, произойдет перегрузка всей конструкции. А на подобные перегрузки автомобиль не рассчитан.

Среди недостатков можно выделить также большой расход топлива. Мощный двигатель, установленный на автомобиль, потребляет топливо с удвоенной силой.

Аналоги и конкуренты

Серийный выпуск тягача МЗКТ-79221 начался в 2000 году после ряда проведенных испытаний. Все это время автомобиль производится в ограниченных количествах, малыми сериями. За прошедшие годы ни отечественные, ни зарубежные производители спецтехники не смогли предложить аналога данному колесному шасси. Технические характеристики тягача делают его уникальным транспортным средством. Прибрести его можно, но сделать это непросто. В продаже имеются только модификации МЗКТ-79221-100, которые предназначены для использования в гражданской отрасли. Заказать модель можно как у производителя, так и у обычного покупателя. Только в последнем случае техника будет подержанная, а не новая.

МЗКТ 79221

МЗКТ 79221 представляет собой специальное шасси с большой грузоподъемностью и колесной формулой 16 на 16, созданное Минским заводом колесных тягачей.

Весной 1992 года было решено открыть проект по разработке новейшей ракетной установки, в дальнейшем получившей название «Тополь-М». Однако создатели комплекса столкнулись с серьезной проблемой – прежняя платформа, используемая для перевозки, для новой системы не подходила. Начались поиски предприятий, способных разработать необходимый транспорт. Отечественные заводы с задачей справиться не смогли, потому выбор пал на Минский завод.

В 1992 году производитель представил опытный образец шасси МЗКТ 79221, в основу которого был положен МАЗ 7922, уже опробованный ранее и хорошо зарекомендовавший себя. До 1994 года завод выпустил еще 3 опытных экземпляра.

При создании МЗКТ 79221 использовались передовые технические решения, обеспечивающие маневренность, неприхотливость и скрытность действий. Техника могла автономно функционировать независимо от времени года и выдерживала температуру от -40 до +50 градусов. МЗКТ 79221 существенно отличался от предшественников. Разработчики использовали усиленную трансмиссию собственной разработки, пересмотрели принцип построения моторно-трансмиссионного отдела и использовали новый двигатель ЯМЗ-847.10 автомобильного типа, отказавшись от танкового мотора.

В течение нескольких лет на заводе продолжалась доработка МЗКТ 79221. Серийное производство техники началось лишь в 2000 году.

МЗКТ 79221 применяется для транспортировки крупногабаритных грузов. Основное назначение – база для перевозки ракетного комплекса «Тополь-М». Также шасси используется в гражданских целях (специальная версия с индексом 100). Она задействуется для бурения нефтяных скважин или установки большегрузных кранов.

Модификации

МЗКТ 79221 – специальная техника, для которой не предусмотрено обилия модификаций. Основная модель МЗКТ 79221 предназначена для использования в военной сфере. Версия МЗКТ 79221-100 применяется для монтажа гражданского оборудование и имеет схожую конструкцию и характеристики.

Видео: учения

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 22700 мм;
  • ширина – 3400 мм;
  • высота – 3300 мм;
  • дорожный просвет – 475 мм.

Радиус поворота техники составляет 18500 мм. Для полного разворота машине достаточно площади в 34 кв.м.

Весовые показатели:

  • снаряженная масса – 44000 кг;
  • грузоподъемность – 80000 кг.

Максимальная скорость МЗКТ 79221 достигает 45 км/час. Полной заправки автомобилю хватает на 500 км пути. Предельный преодолеваемый брод составляет 1,1 м.

Двигатель

Широкой линейки моторов для МЗКТ 79221 не предусмотрено. Шасси комплектуется исключительно дизельным мотором ЯМЗ-847.10 автомобильного типа. Для него характерен большой ресурс работы до капитального ремонта – порядка 5000 часов. Агрегат является частью серии 12-цилиндровых V-образных двигателей Ярославского моторного завода. Среди других особенностей мотора следует выделить наличие наддува, системы охлаждения жидкостного типа и непосредственного впрыска. Силовая установка выпускается без сцепления и коробки передач.

Характеристики двигателя ЯМЗ-847.10:

  • рабочий объем – 25,86 л;
  • номинальная мощность – 588 (800) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 3090 Нм;
  • диаметр цилиндра – 140 мм;
  • удельный расход топлива – 203 (149) г/кВт в час (г/л.с. в час).

В среднем машина расходует 160-200 л горючего на 100 км пути. Объем топливного бака составляет 825 л.

Устройство

МЗКТ 79221 – сверхнадежная техника. Ходовая часть включает 16 ведущих колес, оснащенных шинами с переменным давлением. Колеса для 3 первых и 3 последних осей являются управляемыми, что делает технику невероятно маневренной. Это позволяет технике передвигаться по любому типу дорог и местности. Колебания из-за неровностей дороги амортизируются за счет гибкой рамы, отличающейся возможностью предсказуемой деформации. Оборудование на шасси крепится в 3 точках. Подобный способ позволяет минимизировать колебания без негативных последствий для прочности самих креплений.

Высота каждого колеса МЗКТ 79221 – порядка 2 м. Причем для повышения маневренности колеса передних осей поворачиваются влево, колеса задних осей – вправо. В базовом исполнении на шасси устанавливается система контроля давления в шинах. Для этого используются специальные насосы (накачка шин осуществляется прямо в процессе движения).

Для управления используется гидромеханическая коробка передач с возможностью автоматической работы. Переход на автоматический режим выполняется после того, как автомобиль набирает скорость более 10 км/час (2 первые ступени включаются вручную рычагом). Для выхода на максимальную скорость также придется перейти на ручной режим управления. Данная особенность необходима для оптимизации управления. Используемая трансмиссия представляет собой 4-диапазонный «автомат». При этом за задний и передней ход отвечает специальная клавиша.

Кабина МЗКТ 79221 располагается в передней части шасси и немного сдвинута влево. Все элементы салона сделаны из металла. Перечень оборудования не содержит ни электрических стеклоподъемников, ни кондиционера. В салоне техники все максимально упрощено, но различных кнопок и рычагов очень много. Для управления машиной потребуются усилия 3 человек (водителя и 2 помощников). Более того, обучиться вождению МЗКТ 79221 не так просто – навыками управления данной техникой овладевают целый год. Уровень комфорта в салоне не самый высокий, но достаточный для длительной работы. Рулевое колесо отличается большими размерами, но крутится очень легко. Ремней безопасности в технике не предусмотрено, но уровень пассивной безопасности у машины весом более 120 тонн и так запредельный. Также модель оснащается специальным бортовым компьютером, который контролирует состояние ходовой системы, мотора и регулирует давление в шинах.

Читайте также  РДВ что это такое в машине?

Цена нового и б/у

Стоимость нового МЗКТ 79221 держится в секрете. Известна лишь примерная стоимость гражданской версии. В начальной комплектации МЗКТ 79221-100 обойдется примерно в 50 миллионов рублей. Б/у МЗКТ 79221 в продаже найти очень затруднительно.

Аналоги

В настоящее время российских или иностранных аналогов у МЗКТ 79221 не существует. С большой натяжкой к таковым можно отнести предшественника данной техники – МАЗ 7919.

«Тополь» подсадили на колеса

В 2006 году на боевое дежурство в Ракетных войсках стратегического назначения заступит первый полк, вооруженный подвижными грунтовыми ракетными комплексами «Тополь-М», заявил 29 августа министр обороны РФ Сергей Иванов.

Пока на вооружении РВСН находятся баллистические ракеты «Тополь» и «Тополь-М» исключительно шахтного базирования. Новый мобильный комплекс значительно повысит качество и эффективность ядерной триады России.

Основу ядерных стратегических сил США составляют авиационные силы с крылатыми ракетами на борту и подводные лодки, что позволяет им скрытно сосредотачиваться для удара и находиться вне зоны видимости вероятного противника. В России же, утратившей большую часть подводного флота, основа СЯС — ракеты сухопутного базирования, в первую очередь шахтного. Но они легко обнаруживаются и берутся на прицел. Альтернативой этому служат грунтовые мобильные ракетные комплексы, способные легко затеряться на российских просторах.

В начале 1970-х новое поколение американских межконтинентальных баллистических ракет стало обладать высокой точностью стрельбы. Нацелены они были в первую очередь на советские ракетные комплексы шахтного базирования. Ответ на американский вызов был найден следующий: решено было создать комплекс повышенной живучести. Она достигалась не за счет строительства дорогостоящих мощных подземных укрытий, а созданием у противника неопределенного представления о месте нахождения ракеты. Для этого пусковой комплекс решено было поставить на колеса и сделать мобильным.

Проектные работы над мобильным грунтовым ракетным комплексом «Тополь» (SS-25 «Sickle» по классификации NATO) с ракетой РС-12М (РТ-2ПМ, 15Ж58) начались в 1975 году в Московском институте теплотехники (МИТ) под руководством генерального конструктора Александра Надирадзе, а после его смерти — Бориса Лагутина. Первый опытный пуск состоялся на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 года. Запуск производился из переоборудованной шахты стационарных ракет РТ-2П. Серия основных испытаний была закончена в декабре 1984-го. В 1985-м ракета РТ-2ПМ поступила на вооружение Ракетных войск стратегического назначения. Однако полностью испытания мобильного комплекса, а не только ракеты, закончились лишь в декабре 1988 года. Серийное производство ракет размещалось на заводе в Воткинске (Удмуртия) с 1985 года, а мобильная пусковая установка изготавливалась на волгоградском заводе «Баррикады».

В качестве шасси мобильного комплекса использовался семиосный МАЗ-7310, в более поздних модификациях — МАЗ-7917. На машине располагался герметизированный транспортно-пусковой контейнер диаметром 2 м и длиной 22 м. Масса пусковой установки с ракетой составляла около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс «Тополь» имел хорошую подвижность и проходимость.

Ракету можно пускать из любой точки маршрута патрулирования. Этим «Тополь» выгодно отличался от своих мобильных предшественников РСД-10 и «Темп-2С», которым требовались специально оборудованные площадки. Для пуска на маршруте пусковая установка вывешивается на домкратах и выравнивается по горизонту. На это требуется 2 минуты. Затем контейнер с ракетой поднимается в вертикальное положение. При пуске отстреливается защитный верхний колпак, ракета выталкивается из «пенала» пороховыми аккумуляторами — вышибным зарядом на несколько метров вверх от контейнера. После этого включается маршевый двигатель первой ступени. Но пуск может производиться и прямо из ангара во время стоянки или технического обслуживания. Для этого крыша ангара сделана раздвижной.

Ракета РТ-2МП трехступенчатая с твердым смесовым топливом разработки Люберецкого ЛНПО «Союз». На первой ступени расположены 4 раскладывающихся поворотных аэродинамических руля и 4 решетчатых аэродинамических стабилизатора. Совместно с газоструйными рулями двигателя они участвуют в управлении полетом. Дальность полета регулируется узлом отсечки тяги двигателя третьей ступени с восемью реверсивными раструбами, а также пробивкой «окон» в корпусе путем подрыва ДУЗов — детонирующих удлиненных зарядов.

Наведение осуществляется автономной инерционной системой с помощью бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ). Головная часть — моноблок массой около 1 тонны с ядерным зарядом 5,5 Мт. Подготовительно-регламентные работы, подготовка к старту и управление полетом полностью автоматизированы благодаря комплексной системе управления. Ракета оснащена системой преодоления средств противоракетной обороны (ПРО) потенциального противника.

Максимальная дальность стрельбы — 10 000 км. Длина ракеты — 21,5 м. Стартовая масса 45 тонн. Диаметр корпуса первой ступени — 1,8 м. Диаметр корпуса второй ступени — 1,55 м. Диаметр корпуса третьей ступени — 1,34 м. Площадь боевого патрулирования комплекса — 125 тыс. кв. км.

В состав ракетного комплекса кроме мобильной пусковой установки также входит подвижной командный пункт боевого управления на четырехосном шасси МАЗ-543М. Для управления огнем использовались передвижные командные пункты «Гранит» и «Барьер», вооруженные ракетой, у которой вместо боевой нагрузки был радиопередатчик. После запуска ракеты он дублировал стартовые команды для пусковых установок, расположенных на удаленных позициях.

После модернизации ракету стало возможно использовать в шахтных пусковых установках (ШПУ). В 1984 году начали снимать с боевого дежурства межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) РТ-2П и УР-100 шахтного базирования. Вместо них началось строительство ангаров и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных комплексов «Тополь». Первый ракетный полк, вооруженный «Тополями», заступил на боевое дежурство под Йошкар-Олой в июле 1985 года. Затем дивизии «Тополей» были дислоцированы в районе Барнаула, Верхней Салды (Свердловская обл.), Бологого, Тейково, Юрья, Новосибирска, Канска, Иркутска, станции Дровяной (Читинская обл.). На территории Белоруссии были развернуты 9 полков (81 пусковая установка). Их вывели в Россию к 27 ноября 1996 года.

В 1999 году на боевом дежурстве в РВСН находилось 360 пусковых комплексов «Тополь», размещенных в 10 позиционных районах. В одном районе базируется 4-5 ракетных полков с 9 мобильными пусковыми установками в каждом и подвижной командный пункт. «Тополь» стал основой потенциала ответного удара РВСН. Ежегодно с полигона Плесецк производится контрольный пуск одной ракеты РТ-2ПМ. Более 50 удачных пусков показывают, что ракета обладает высокой надежностью и может служить основой группировки российских РВСН в начале XXI века.

Первоначально гарантийный срок эксплуатации твердотопливной ракеты РТ-2ПМ был установлен в 10 лет. Позже его продлили до 15 лет. Это означает, что ракеты, поставленные на боевое дежурство в конце 1980-х, уже выработали ресурс и требуют замены. Кроме того, они устаревают морально. Есть смысл заменить их более современной ракетой. Поэтому еще в конце 1980-х годов на конкурсной основе началась разработка универсальной МБР двойного базирования — шахтного и на мобильной установке. В МИТе, традиционно занимавшемся грунтовыми комплексами, стали разрабатывать мобильный комплекс, а в КБ «Южное» на Украине (Днепропетровск) — шахтный. Но в 1991 году все работы были полностью переведены в Московский институт теплотехники. Проектирование возглавил Борис Лагутин, а после его ухода на пенсию в 1997 году — академик Юрий Соломонов, назначенный генеральным конструктором МИТа.

В 1993 году вышел указ президента Бориса Ельцина о создании комплекса, гарантировавший финансирование работ. Фактически речь шла о модернизации МБР РС-12М (РТ-2ПМ) комплекса «Тополь». По классификации НАТО комплекс «Тополь-М» получил индекс SS-X-27.

В отличие от своего мобильного предшественника ракетный комплекс «Тополь-М» изначально планировался для установки в шахты. Первый пуск состоялся в декабре 1994 года на 1-м государственном испытательном полигоне Плесецк из шахтной установки. Пятый из серии испытательных пусков оказался аварийным. Испытания практически продолжаются до сих пор, проходят проверку различные системы ракеты, ее надежность и т.д. Первые две серийные ракеты комплекса РС-12М2 (РТ-2ПМ2) были поставлены на опытно-боевое дежурство в Татищево (Саратовская обл.) в декабре 1997 года. А через год — 30 декабря 1998 года на боевое дежурство заступил первый полк с 10 такими ракетами шахтного базирования. Для их размещения использовались переоборудованные шахтные установки снимаемых с дежурства МБР УР-100. В настоящее время пять полков РВСН вооружены ракетами «Тополь-М».

Но только 28 апреля 2000 года госкомиссия утвердила акт о принятии на вооружение РВСН межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М». Серийное производство ракет развернуто на ГПО «Воткинский завод».

По словам академика Юрия Соломонова, при проектировании ракеты «Тополь-М» требовалось разработать универсальную к видам базирования ракету, которая имела бы: одинаково высокие боевые качества как в составе шахтного комплекса, так и в составе подвижного грунтового комплекса на базе самоходной колесной пусковой установки; высочайшую точность стрельбы и возможность длительного боевого дежурства в различных боевых готовностях; уровень стойкости к воздействию поражающих факторов в полете выше, чем у любой из ранее созданных МБР; способность преодоления противоракетной обороны (ПРО) различного состава.

У «Тополя-М» значительно улучшилась точность стрельбы по сравнению с «Тополем». Снизилась степень уязвимости ракеты средств ПРО. Повысилась стойкость двигателя и других элементов ракеты в полете к воздействию различных поражающих факторов, включая ядерное оружие. «Тополь-М» способен маневрировать в полете, что затрудняет использование против нее средств ПРО вероятного противника.

При проектировании подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь-М» требовалось повысить готовность к пуску и точность стрельбы. Задача, видимо, оказалась непростой, если была решена только недавно. Летные испытания мобильной установки «Тополь-М» завершились в 2004-2005 годах. На 2006 год запланировано приобретение 7 ракет с пусковыми установками.

Пусковая установка в мобильном варианте размещается на восьмиосном ракетовозе МЗКТ-79221 разработки и производства Минского завода колесных тягачей. Саму пусковую установку и ее адаптацию к ракетовозу произвели в ЦКБ «Титан» в Волгограде. Серийное производство начато на волгоградском ПО «Баррикады».

Ракета РТ-2ПМ2 — трехступенчатая, твердотопливная. Корпус изготовлен из стеклопластика. У нее нет решетчатых стабилизаторов и рулей, а мощность смесевого твердотопливного заряда гораздо выше. При создании систем и агрегатов мобильной пусковой установки, комплекса «Тополь-М» использованы принципиально новые технические решения. Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать пусковую установку даже на очень мягких грунтах.

Читайте также  Для чего нужен суппорт в машине?

Перевооружение РВСН с «Тополя» на «Тополь-М» будет проводиться с использованием уже имеющейся инфраструктуры. Мобильный и шахтный варианты ракеты полностью совместимы с имеющейся системой боевого управления и связи. Используются шахтные пусковые установки ракет, снимаемых с боевого дежурства или уничтожаемых по договору СНВ-2. В последнем случае шахту полагается сделать непригодной для размещения тяжелых МБР, массой около 100 тонн и диаметром свыше 2 метров. Для этого нижнюю часть шахты заливают бетоном, а в верхней устанавливается специальное ограничительное кольцо. Такая шахта после соответствующей доработки вполне годится для размещения установки «Тополь-М».

Стартовая масса ракеты РТ-2ПМ2 — 47,1 тонны. Длина ракеты — 22,7 м. Длина без головной части — 17,5 м. Максимальный диаметр корпуса — 1,86 м. Масса головной части — 1,2 тонны. Максимальная дальность стрельбы — 10 000 км.

Моноблочная боеголовка в отличие от других стратегических МБР может быть в короткий срок переоснащена разделяющимися головными частями, способными нести до трех зарядов. Если будут сняты ограничения по договору СНВ-2, на эту ракету можно будет установить несколько боевых блоков с разделяющимися головными частями индивидуального наведения.

Три маршевых твердотопливных двигателя позволяют набирать скорость гораздо быстрее предыдущих образцов МБР. Это снижает уязвимость ракеты на разгонном участке траектории. Десятки вспомогательных двигателей, современные системы управления позволяют маневрировать и делать полет непредсказуемым для противника. РС-2ПМ2 оснащена целым комплексом средств прорыва ПРО. И наконец, для нее разработана маневрирующая головная часть, практически неуязвимая для перспективной НПРО США. По словам министра обороны Сергея Иванова, «сейчас «Тополь-М» имеет вероятность преодоления систем ПРО США 60-65 процентов, а будет — 87 процентов».

Ракетный комплекс «Тополь-М» значительно повышает боеготовность РВСН. Грунтовый вариант обеспечивает скрытность действий, маневренность, высокую живучесть подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономность функционирования без пополнения материальных запасов в течение длительного срока. Дальнейшее совершенствование комплекса будет продолжено. Планируется, что каждые два — два с половиной года на боевое дежурство будет ставиться новый полк мобильных комплексов «Тополь-М».

В РВСН планируется иметь две-три дивизии, в каждой из которых будет от четырех до шести полков подвижных грунтовых комплексов. К 2012 году, когда должны быть выполнены все обязательства по СНВ-2, Россия должна сохранить ядерный паритет с США и иметь на вооружении 1700-2200 ядерных боевых блоков. Сейчас на вооружении РВСН находится шесть типов МБР. Через некоторое время основу ядерного паритета России составят «Тополя-М», а затем они вытеснят все остальные ракеты, которые к тому времени безвозвратно устареют и полностью выработают ресурс. Впрочем, альтернативы им просто нет. Средства на разработку МБР получает только МИТ.

Ракетный комплекс «Тополь-М» – универсальный и грозный

Девиз дивизии ракетных комплексов «Тополь-М»

В 1985 году на боевое дежурство заступил первый полк подвижных грунтовых ракетных комплексов РТ-2ПМ «Тополь». Подвижность стала кардинальным решением проблемы скрытности действий и живучести межконтинентальных ракетных комплексов. Распределение по случайному закону комплексов с высокой степенью боеготовности выводило их из-под «обезоруживающего» удара противника. Не зря «Тополь», получивший в США и НАТО обозначение SS-25 Sickle, вызвал там бурное беспокойство. Но почивать на лаврах не приходилось, и вскоре начались работы по созданию нового комплекса, точнее – системы комплексов различного типа базирования.

ОТ «УНИВЕРСАЛА» К «ТОПОЛЮ-М»

Постановлением Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года задавалась опытно-конструкторская работа «Универсал» – трехступенчатая твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета для подвижного и стационарного (шахтного) комплексов. Работы предполагали кооперацию Московского института теплотехники (головного разработчика подвижного комплекса «Тополь») и днепропетровского КБ «Южное» (традиционного разработчика шахтных МБР). Но распад СССР сделал кооперацию невозможной. В 1992 году было решено использовать наработки по «Универсалу» для создания комплекса «Тополь-М» повышенной боеготовности и точности стрельбы. В феврале 1993 года появился указ Президента РФ о разработке модернизированного комплекса «Тополь-М». Будучи глубокой модернизацией существующего комплекса, он не нарушал бы действующие международные соглашения, но позволил бы в долгосрочной перспективе сохранять боеготовность и эффективность Ракетных войск стратегического назначения.

В связи с этим большое внимание уделялось возможности преодоления перспективной противоракетной обороны потенциального противника (который оставался прежним). Комплекс рассчитывался на нанесение ответного и ответно-встречного удара, то есть должен был сохранять возможность успешного пуска даже при воздействии поражающих факторов ядерного взрыва, прохождения через атмосферный «ядерный зонтик». Требовалось длительное боевое дежурство в различных степенях готовности.

РАЗРАБОТЧИКИ

Головным разработчиком оставался Московский институт теплотехники, где работы возглавлял генеральный конструктор Б. Н. Лагутин, а с 1997 года – Ю. С. Соломонов. Ядерный заряд создавался под руководством Г. Н. Дмитриева в РФЯЦ-НИИ экспериментальной физики (г. Арзамас-16), система управления – в НПО автоматики и приборостроения (г. Москва) под руководством В. Л. Лапыгина и Ю. В. Трунова, заряды твердого смесевого топлива двигателей – в Федеральном центре двойных технологий «Союз» (г. Дзержинский МО) под руководством 3. П. Пака и Ю. М. Милехина, графитовые и композитные элементы конструкции – в ЦНИИ Спецмаш, возглавляемом В. А. Барыниным, автоматизированная система боевого управления – в НПО «Импульс» под руководством Б. Г. Михайлова. Пусковая установка для подвижного варианта разрабатывалась волгоградским ЦКБ «Титан» под руководством В. А. Шурыгина, гидроприводы самоходных пусковых установок – ЦНИИ АГ под руководством В. Л. Солунина, доработку шахтных установок вело московское ОКБ «Вымпел» под руководством Д. К. Драгуна. Использовались новые методики моделирования и экспериментальной отработки с сокращением числа опытных пусков. Подвижный вариант комплекса получил индекс 15П165, шахтный – 15П065, сама ракета – 15Ж65. «Тополь-М» получил обозначение РТ-2ПМ2, по международным договорам обозначается РС-12М2, в США и НАТО ему присвоили обозначение SS-27 Sickle В.

ИСПЫТАНИЯ И РАЗВЕРТЫВАНИЕ

Работы сильно тормозились резким сокращением финансирования, распадом научных и производственных связей, уходом из «оборонки» квалифицированных кадров. Тем не менее 20 декабря 1994 года на полигоне Плесецк произведен первый успешный пуск из шахтной пусковой установки. В 1995-1997 годах пуски продолжились. Шестой испытательный пуск ракеты был успешно произведен 8 декабря 1998 года. 27 декабря того же года на опытно-боевое дежурство под Татищево заступили первые «Тополь-М» в шахтном варианте – использованы переоборудованные шахты снимаемых с дежурства УР-1 ООН. 30 декабря 1998 года заступил на боевое дежурство первый полк «Тополь-М». Летом 2000 года шахтный вариант «Тополь-М» принят на вооружение. По окончании отработки шахтного варианта активизировались работы по подвижному комплексу. 20 сентября 2000 года подвижный вариант «Тополь-М» произвел первый пуск. 24 декабря 2004 подвижным «Тополь-М» успешно проведен последний испытательный пуске космодрома Плесецк – головная часть ракеты достигла назначенной цели на полигоне Кура на Камчатке.

В конце 2006 года один дивизион подвижных «Тополь-М» (три комплекса) заступил на боевое дежурство. К началу 2011-го на боевом дежурстве, согласно открытым источникам, состояло 52 шахтных и 18 подвижных комплексов «Тополь-М». Серийное производство ракет наладило ГПО «Боткинский завод», пусковых установок подвижного варианта – Волгоградское ПО «Баррикады».

УСТРОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ РК «ТОПОЛЬ-М»

Сочетание мощного боевого блока и небольшое вероятное отклонение позволяет «Тополю-М поражать любые малогабаритные высокопрочные стратегические цели.

Согласно Договору СНВ-1, масса, габариты и некоторые конструктивные особенности МБР «Тополь-М» жестко ограничены.

РАКЕТА

Межконтинентальная баллистическая ракета легкого класса 15Ж65 имеет три маршевые твердотопливные ступени. Управление полетом первой ступени -поворотом центрального сопла, второй и третьей ступеней – поворотом частично утопленного в камеру сгорания сопла с раскладывающимся сопловым насадком. Для уменьшения массы ракеты корпуса ступеней типа «кокон» выполнены из композиционного материала, а сопла маршевых двигателей изготовлены из углерод-углеродного материала.

Система управления – автономная инерциальная, на основе бортовой цифровой вычислительной машины повышенной производительности и гиростабилизированной платформы, с улучшенными точностными характеристиками командных гироскопических приборов. Использована элементная база с повышенной надежностью и стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва.

На наружную поверхность корпуса ракеты нанесено защитное покрытие, на корпус герметичного приборного отсека – специальное покрытие с высоким содержанием редкоземельных элементов, кабельная сеть полностью экранирована и защищена.

Ракета принята с моноблочной отделяемой головной частью с высокоскоростным термоядерным боевым блоком мощностью 550 кт в тротиловом эквиваленте. Комплекс средств преодоления ПРО включает пассивные и активные ложные цели, а также средства искажения характеристик. При этом ложные цели трудно отличимы от боевого блока в различных диапазонах электромагнитного излучения на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории, не селектируются РЛС со сверхразрешением. Средствами искажения характеристик головной части служат радиопоглощающее покрытие (совмещено с теплозащитным), аэрозоли, создающие инфракрасное излучение, генераторы активных радиопомех. В числе возможных средств ПРО учитывалось и оружие на новых принципах – например, лазеры с ядерной накачкой. Ракета поставляется и хранится в транспортно-пусковом контейнере (ТПК).

КОМПЛЕКСЫ

В шахтном варианте ракеты в металлических ТПК устанавливаются в имеющиеся шахты ракет, снимаемых с боевого дежурства. Шахтный комплекс включает 10 ракет в пусковых установках 15П765-35 либо 15П765-60 и унифицированный командный пункт высокой защищенности типа 15В222, также установленный в шахте на амортизированном подвесе.

Ракета подвижного грунтового ракетного комплекса размещается в высокопрочном стеклопластиковом ТПК, конструктивно аналогичным металлическому. Базой для автономной пусковой установки 15У175 грунтового комплекса послужило специальное полноприводное восьмиосное шасси М3КТ-79221 (МАЗ-7922) с 800-сильным дизельным двигателем и шестью поворотными парами колес. Шасси отличается повышенной проходимостью, хорошей поворотливостью (радиус поворота 18 м при длине машины 22 м). Система неполного вывешивания позволяет развертывать пусковую установку на мягких грунтах. Установка снабжена навигационной аппаратурой повышенной точности, средствами маскировки в различных диапазонах. Также на колесных шасси повышенной проходимости выполнены подвижный командный пункт и машина обеспечения боевого дежурства.

ПОЛЕТ РАКЕТЫ

Применение «Тополь-М» можно рассмотреть на примере подвижного грунтового комплекса. Как и его предшественник, он может производить пуск ракеты из любой точки позиционного района, как с маршрута боевого патрулирования, так и во время стоянки из гаражных укрытий с раздвигающейся крышей. Наземный комплекс командных приборов, размещенный на ТПК ракеты «Тополь-М», обеспечивает прицеливание за счет реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе. Перед пуском ТПК поднимается в вертикальное положение. Старт ракеты – «минометный». Двигатель первой ступени включается после выхода ракеты из контейнера. Увеличение мощности твердотопливных зарядов позволило увеличить забрасываемую массу и сократить длительность и высоту активного участка траектории, тем самым затруднив противнику перехват ракеты. Предусмотрен программный маневр ракеты на старте при прохождении облака ядерного взрыва. Вместе с описанными средствами защиты это позволяет производить пуск даже после ядерного воздействия по соседним объектам комплекса и при блокировании позиционного района высотным ядерным взрывом. После окончания активного участка головная часть совершает полет по баллистической траектории. Круговое вероятное отклонение составляет 200 м. В сочетании с мощностью боевого блока это позволяет поражать любые малогабаритные высокопрочные стратегические цели.

Читайте также  Категория с это какие машины?

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЛЕКСА «ТОПОЛЬ-М»

  • Стартовая масса ракеты, кг: 47 100
  • Максимальный диаметр ступени, мм: 1 -й – 1860, 2-й -1610, 3-й – 1580
  • Полная длина ракеты, мм: 22 700
  • Длина ракеты без головной части, мм: 17 500
  • Тяга двигателя ступени, т: 1-й – 90,8, 2-й – около 50, 3-й – около 25
  • Диаметр пускового контейнера, мм: 1950-2050
  • Максимальная дальность стрельбы, км: 11 000
  • Боевая часть – моноблочная, термоядерная, мощность кт: 550
  • Масса боевой части, кг: 1200
  • Самоходная пусковая установка: 15У175
  • Масса самоходной пусковой установки с ракетой, кг: 120 000
  • Максимальная скорость хода, км/ч: 45
  • Запас хода, км: 500

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Транспортировка и загрузка в шахту межконтинентальной баллистической ракеты ракетного комплекса 5-го поколения РТ-2ПМ2 «Тополь-М»

Место действия: 60-я Таманская ордена Октябрьской Революции Краснознамённая ракетная дивизия

Комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (код РС-12М2, по классификации НАТО — SS-27 Sickle «Серп») — российский ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь».

• Первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная в России после распада СССР. Принята на вооружение в 1997 году. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники (МИТ).

Ракета комплекса «Тополь-М» является твёрдотопливной, трёхступенчатой. Предельная дальность — 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. Базируется ракета как в шахтных пусковых установках (ШПУ), так и на мобильных пусковых установках. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году.

Предназначена для выполнения задач по нанесению ядерного удара по территории противника в условиях противодействия существующих и перспективных систем ПРО, при многократном ядерном воздействии по позиционному району, при блокировке позиционного района высотными ядерными взрывами. Применяется в составе комплекса 15ПО65 шахтного базирования и 15П165 мобильного базирования.

Стационарный комплекс «Тополь-М» включает в себя 10 межконтинентальных баллистических ракет, смонтированных в шахтных пусковых установках, а также командный пункт.

Количество ступеней — 3

Длина (с ГЧ) — 22,55 м

Длина (без ГЧ) — 17,5 м

Стартовая масса — 46,5 т

Забрасываемый вес 1,2 т

Вид топлива — твёрдое смесевое

Максимальная дальность — 11000 км

Тип головной части — моноблочная, ядерная, отделяемая

Количество боевых блоков — 1 + около 20 муляжей

Мощность заряда — 550 Кт

Система управления — автономная, инерциальная на базе БЦВК

Способ базирования — шахтный и мобильный

Мобильный комплекс «Тополь-М» представляет собой одну ракету, помещённую в высокопрочный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК), смонтированный на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 высокой проходимости и конструктивно практически не отличается от шахтного варианта. Вес пусковой установки — 120 тонн. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 18 метров.

Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля. Двигатель V-образный 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л.c. Глубина преодолеваемого брода до 1,1 метра.

При создании систем и агрегатов мобильного «Тополь-М» использован ряд принципиально новых технических решений по сравнению с комплексом «Тополь». Так, система неполного вывешивания даёт возможность развёртывать ПУ «Тополь-М» даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает её живучесть.

«Тополь-М» способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки, как против оптических, так и других средств разведки (в том числе за счёт снижения инфракрасной компоненты демаскирующего поля комплекса, а также применения специальных покрытий, снижающих радиолокационную заметность).

Межконтинентальная ракета состоит из трёх ступеней с твёрдотопливными маршевыми двигателями. В качестве топлива используется алюминий, в роли окислителя выступает перхлорат аммония. Корпуса ступеней выполнены из композитов. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решётчатые аэродинамические рули отсутствуют).

Система управления – инерциальная, на основе БЦВК и гиростабилизированной платформы. Комплекс высокоскоростных командных гироскопических приборов обладает улучшенными точностными характеристиками. Новый БЦВК обладает повышенной производительностью и стойкостью к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Обеспечено прицеливание за счёт реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе, с помощью наземного комплекса командных приборов, размещенного на ТПК. Обеспечена повышенная боеготовность, точность и ресурс непрерывной работы бортовой аппаратуры.

Метод старта — миномётный для обоих вариантов. Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 Кт тротилового эквивалента. Головная часть также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. Комплекс средств преодоления ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей, а также средств искажения характеристик головной части. Несколько десятков вспомогательных двигателей коррекции, приборы и механизмы управления позволяют боевой части совершать манёвры на траектории, затрудняя её перехват на конечном участке траектории.

Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном). Ложные цели позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой. Впервые спроектированы ложные цели, способные противостоять РЛС со сверхразрешением.

В связи с прекращением существования договора СНВ-2, запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, Московский институт теплотехники работает над оснащением «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является РС-24 «Ярс». Проходят испытания мобильного варианта этого комплекса, размещённого на шасси восьмиосного тягача МЗКТ-79221.

Высокая устойчивость ракеты 15Ж65 к воздействию систем ПРО потенциального противника достигается за счёт:

  • Сокращения по времени и протяжённости активного участка путём крайне быстрого разгона ракеты. Время разгона до конечной скорости (свыше 7 км/с) составляет менее 3 мин.
  • Возможности ракеты маневрировать на активном участке, усложняющей решение противником задачи перехвата, а также совершать программный манёвр при прохождении облака ядерного взрыва
  • Защитного покрытия корпуса новой разработки, обеспечивающего комплексную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва и оружия, основанного на новых физических принципах.
  • Комплекса преодоления ПРО, включающего пассивные и активные ложные цели и средства искажения характеристик головной части. ЛЦ неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном), позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, вплоть до высот 2 — 5 км; являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой и пр. Впервые спроектированы ЛЦ, способные противостоять РЛС со сверхразрешением. Средства искажения характеристик головной части состоят из радиопоглощающего (совмещенного с теплозащитным) покрытия ГЧ, генераторов активных помех и пр. Радиолокационная заметность боевого блока снижена на несколько порядков, ЭПР составляет 0,0001 кв.м. Дальность его обнаружения снижена до 100 — 200 км. Оптическая — и ИК-заметность ББ предельно снижена за счёт эффективного охлаждения поверхности ББ на заатмосферном участке и снижению светимости спутного следа ББ на атмосферном участке, достигаемой в т.ч. за счёт впрыска в следовую область специальных жидких продуктов, снижающих интенсивность излучения. В результате принятых мер обеспечивается преодоление моноблочной ГЧ перспективной многоэшелонированной системы ПРО с элементами космического базирования с вероятностью 0.93 — 0.94. Высоко- и заатмосферный участок ПРО преодолевается с вероятностью 0.99, атмосферный — с вероятностью 0.93 — 0.95.

Ракета 15Ж65 оснащена термоядерной моноблочной БЧ мощностью 0.55 МГт. Проведены испытания МБР с РГЧ (от 3 до 6 разделяющихся головных частей мощностью 150 кт.) В перспективе планируется оснащение ракеты маневрирующей ГЧ (испытания которой также успешно проведены в 2005 г. и продолжаются), в связи с чем возможность перехвата ГЧ, по мнению российских специалистов, будет практически сведена к нулю.

Круговое вероятное отклонение — не более 200 м, что позволяет ГЧ полумегатонной мощности уверенно поражать сильнозащищённые точечные цели (в частности, КП и ШПУ). В силу ограниченного забрасываемого веса, ограничивающего мощность ЯБЧ, ракета «Тополь-М» в отличие от ракеты 15А18 «Воевода» (мощность моноблочной ГЧ которой составляла 20-25 МГт) имеет ограничения по осуществлению уничтожающего воздействия по крупной площадной цели.

Комплекс 15П165 мобильного базирования обладает уникальными характеристиками начальной выживаемости, способен функционировать скрытно и автономно в течение длительного периода времени. Площадь патрулирования комплекса — 250 000 кв.км.

Ракета «Тополь-М» унифицирована с ракетой «Булава» морского базирования, создаваемых для вооружения РПКСН проекта 955. Конкурентом «Булавы» является жидкостная МБР Р-29РМУ2 «Синева». Она существенно превосходит «Булаву» (как и все другие МБР) по энергомассовому совершенству, но уступает по важному для российских ракет морского базирования критерию — выживаемости на активном участке за счёт меньшей скорости разгона и большей уязвимости от лазерного оружия, свойственной жидкостным ракетам по сравнению с твёрдотопливными. Однако ракета «Булава», со стартовой массой около 37 тонн, существенно уступает по ударной мощи существующим более тяжёлым твёрдотопливным ракетам, в том числе ракете «Трайдент»-2 со стартовой массой 59 тонн. (БЧ «Булавы» — 6х150 кт, «Трайдент-2″ (теоретически) — 8х475 кт). Проект оснащения морской составляющей ядерных сил России ПЛАРБ с лёгкими баллистическими ракетами «Булава» подвергается критике специалистов, указывающих на необходимость вооружения отечественных ПЛАРБ высокотехнологичной твёрдотопливной БРПЛ Р-39УТТХ, испытания которой были свёрнуты в 90-х гг. и которая, в случае постановки на вооружение, не имела бы мировых аналогов среди БРПЛ по ударной мощи и лётно-техническим характеристикам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: