Как работает техника на севере?

Особенности эксплуатации спецтехники на Севере

Эффективность использования спецтехники в условиях северных широт обусловлена чёткой организацией своевременного технического обслуживания и ремонтных работ, что гарантирует сохранение высоких параметров работоспособности машин. Все элементы машины: механизмы и компоненты, электрические системы, — испытывают повышенные нагрузки при работе на морозе. Главным условием длительной безремонтной эксплуатации землеройно-транспортной техники является тщательно выполненные в процессе технического обслуживания работы.

Технический осмотр спецтехники как система работы

Система технического ухода за машинами предполагает выполнение необходимых операций через определённые временные промежутки. Операторы спецтехники или закреплённые за каждой машиной сотрудники транспортного парка строго каждую смену осуществляют периодический осмотр технического состояния. Это смазка узлов, регулировка систем и деталей, замена изношенных компонентов, выявление неисправностей и, по возможности, устранение мелких поломок.

Выполнение полного набора регламентных операций, которые должны быть произведены в период ежесменного технического обслуживания спецтехники, как правило, выходит за пределы нормированного рабочего времени. Причиной являемся то, что этим в основном занимаются сами машинисты, без использования специального инструмента, нередко ограничиваясь подручными приспособлениями. В этом случае руководство предприятия сталкивается с одной из двух неблагоприятных ситуаций. Либо технический осмотр проводится поверхностно, без должного внимания, либо – происходит системный процесс перепростоев техники, поскольку для качественного ежесменного обслуживания нормированного времени хронически не хватает.

Периодическое проведение техобслуживания спецтехники также имеет свои недостатки. Для выполнения наиболее трудоёмких работ привлекается дополнительный персонал, создаются временные ремонтные бригады, укомплектованные из рабочих ремонтных баз. Ощущается дефицит специального оборудования и инструмента. Отсутствуют современные диагностические стенды. Тяжёлая техника, которая нуждается в ремонте, попадает на ремонтную базу двигаясь своим ходом. Это ещё одна причина, по которой время ТО и период ремонтных работ существенно увеличивается. Простой машин оборачивается для предприятия прямыми убытками.

Ремонт и обслуживание металлоконструкций спецтехники в условиях пониженных температур Севера

Вскрышные работы в осенне-зимний и зимне-весенний период являются для спецтехники, в целом, и для бульдозеров, в частности, наиболее опасными. Машины испытывают высокие нагрузки. Металлоконструкции не выдерживают, начинается необратимый процесс разрушения. Зафиксированное число случаев поломок данных элементов увеличивается в 3-4 раза.

Ситуация усугубляется сложностью восстановительного ремонта. Большие размеры мощной спецтехники означают высокую степень металлоёмкости. Требуются значительные трудовые и финансовые затраты. В основе аварийного и планового ремонтного процесса, связанного с металлоконструкциями, ведущую роль играют сварочные и наплавочные работы. Качество их выполнения определяет будущую работоспособность основных компонентов бульдозера и другой тяжёлой спецтехники. Особенностью подавляющей части металлоконструкций бульдозера является их жёсткий контур. В процессе сварки возникают пластические деформации, что способствует увеличению напряжения. Неправильно организованные работы приводят к полному разрушению металлических элементов.

Ремонт листовых металлоконструкций чаще всего связан с возникновением в процессе эксплуатации волнистости, вмятин и разрывов. Небольшая деформация может быть исправлена без подогрева металла. Более сложный случай, но не вызывающий трещин, требует подогрева. Категория вмятин, которая способствует появлению сквозных и несквозных трещин, возникновению разрывов, потребует вмешательство сварщика, чтобы выполнить приварку заплат.

В жёстких условиях Крайнего Севера на протяжении почти полного календарного года, спецтехника эксплуатируется при запредельно низких температурах. Лето слишком короткое, чтобы надеятся на тепло. Ремонт оборудования, производимый в сильные морозы, может стать причиной образования холодных трещин и, как следствие, замедленного разрушения.

Наиболее эффективно в условиях низких температур проявились свойства обычной низколегированной углеродистой стали: высокая прочность, лёгкая обработка, свариваемость. И всё это с учётом сравнительно низкой стоимости.

Сварочный процесс, производимый на Севере, требует использования электродов с основным покрытием. Они обладают низкой чувствительностью металла шва к старению и хрупкому разрушению. Ещё одним условием успешной сварки является сближенные характеристики сварочного шва к основному материалу.

Добиться качественного ремонта спецтехники в условиях низких температур отдалённых российских регионов можно лишь за счёт эффективного совместного решения конструктивных и технологических задач. Это позволит увеличить долговечность металлических конструкций тяжёлых машин, а также максимально использовать ресурс их работоспособности.

Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»

Сквозь снег и морозы Эта техника помогает россиянам выжить в Русской Арктике

Арктика — территория стратегического значения для России. Помимо наличия богатых залежей природных ископаемых, тут же проходит и Северный морской путь и ближе всего граница с США. Но для работы в условиях Крайнего Севера необходима специальная техника. «Лента.ру» рассказывает о том, какие машины колесили заснеженные равнины в прошлом и что готово предложить для арктического региона российское машиностроение в будущем.

Первые

Ржавый остов этой странной машины еще пару лет назад стоял на холодном каменистом берегу арктического острова Рудольфа. Маленький и неказистый по нынешнем меркам автомобиль лежал брошенный, словно скелет какого-то древнего существа. И тем не менее в 30-х годах это было чудо советской техники — один из первых полугусеничных вездеходов НАТИ-В, специально приспособленных к климату Заполярья.

Эти машины появились на острове в 1936 году, когда здесь находилась экспедиция «Северный полюс — 1» знаменитого полярника Ивана Папанина. Собранные на основе прототипа НАТИ-3, которым пользовался другой известный исследователь Арктики Николай Урванцев, они были предназначены для таких суровых условий — насколько это было возможно на тот момент, учитывая развитие техники.

Полугусеничный — потому что если сзади у него находится гусеница, то впереди стоят два обычных колеса. Таким образом по своему виду НАТИ-В напоминал обычный грузовик того времени, и предназначение его было соответствующим: перевозить грузы. И то, что эти машины забросили на остров, действительно сильно помогло полярникам, ведь единственной альтернативой им были собачьи упряжки, на которых, конечно, много не перевезешь.

Интересно, что, помимо своих прямых обязанностей, НАТИ-В использовался даже в целях первомайской трибуны. Пока экспедиция ждала вылета самолетов, наступил день этого святого для любого советского человека праздника. Существует фотография, где Отто Шмидт выступает, стоя в кузове вездехода, а Папанин готовится произнести речь, сидя рядом. И наконец, одна из двух машин сослужила совсем уж необычную службу — она стала когтеточкой для белого медведя, и на ее кузове до сих пор можно видеть глубокие отметины.

Снежная крепость

В 2018 году остовы НАТИ-В все же перевезли на Большую землю — теперь это музейный экспонат. И хотя они сослужили хорошую службу полярникам, эпоха активного освоения Арктики Советским Союзом была еще впереди. Она началась 1950-х годах, и теперь полярникам уже требовались не просто вездеходы, а настоящие крепости на гусеничном ходу, внутри которых можно было жить и работать, не опасаясь за свою жизнь, когда за окном температура падает до минус 76 градусов.

Одной из первых передвижных полярных станций стал так называемый «Пингвин», который был разработан на основе плавающего танка ПТ-76 в 1957 году. Это был достаточно внушительных размеров агрегат, утепленный закрытый кузов которого позволял эффективно сберегать тепло. Но, несмотря на то, что запас хода у него был достаточно большой, оставалась главная проблема: «Пингвин» был довольно тесным, и в условиях долгой полярной экспедиции ютиться в нем было не очень удобно.

И тогда в 1958 году появилась на свет «Харьковчанка» — знаменитый полярный «дом на колесах», созданный на основе артиллерийского тягача АТ-Т. Слово «дом» тут можно употребить со всей ответственностью. Несколько жилых отсеков, столовая, кухня, туалет, рабочие рубки — все это помещалось в «Харьковчанке».

Со всей ответственностью отнеслись и к ходовой части. Машину предполагалось использовать в условиях крайне низких температур, когда кристаллы снега по прочности и сыпучести схожи с песком. Поэтому гусеницы расширили, а траки снабдили снегозацепами. К тому же, учитывая, что машина была полностью герметичной, она могла пройти и определенное расстояние по воде, на плаву.

Читайте также  Почему не работает модулятор в машине?

Конечно, несмотря на то, что старые полярники считают «Харьковчанку» и ее последующие модификации идеалом, ее время прошло — сейчас этот шедевр советского арктического автопрома не используется. И, разумеется, у нее были свои недостатки: в салон все равно так или иначе просачивались выхлопные газы, что никак не добавляло передвижной обсерватории комфорта. Зато со своей основной задачей она справлялась отлично: даже при условии полностью заглохшего мотора и не работающих отопителей, температура внутри за день падала всего на 2-3 градуса.

Рабочие лошадки

Сейчас, когда в российской Арктике ведется активная разработка месторождений полезных ископаемых, ценятся рабочие лошадки поменьше и поманевреннее. И хотя современные ледовые «крепости» на гусеничном ходу тоже находят свое применение, прежде наиболее широко используются колесные вездеходы люберецкого предприятия «Трэкол».

Эти машины, своим внешним видом напоминающие джип-переросток, способны работать при диапазоне температур от минус 45 до плюс 45 градусов, обеспечивая при этом максимальный комфорт пассажиров, что сочетается с отличной проходимостью в экстремальных условиях.

Вездеходы «Трэкол» используются во всех сферах деятельности в Заполярье. На них ездят в труднодоступные места как управленцы, так и оказывают экстренную помощь медики, пожарные и сотрудники МЧС, и даже президент Путин во время своего визита на землю Франца-Иосифа также использовал для передвижения этот вездеход. «Трэкол» действительно пройдет везде: проедет по льду, по глубокому снегу, по болоту и даже по воде, ведь он, помимо прочего, является амфибией.

Впрочем, конечно, для более серьезных и длительных экспедиций «Трэкол» не годится. Здесь на помощь придет новый продукт предприятия «КамАЗ», который так и называется — «Арктика». Это мощные грузовые вездеходы, работающие при температуре до минус 60 градусов.

Помимо кабины и кузова, в «Арктике» предусмотрен жилой модуль, в котором в случае непредвиденной ситуации экипаж сможет провести без особых проблем как минимум трое суток. Тут есть и койко-места, и душ, и туалет, и раковина, и некое подобие кухни, где можно разогреть пищу. Жилой модуль оборудован как обогревателем, так и кондиционером. Для связи с внешним миром можно использовать спутниковую связь, а не заскучать в пути поможет встроенный телевизор.

Как на войне

Все перечисленные выше модели, впрочем, предназначены для гражданского использования. Другое дело — арктическая военная группировка, для которой сейчас тоже ведется активная разработка специфической техники.

Так, например, ОАО «Муромтепловоз» испытывает боевую машину огневой поддержки и сопровождения «Торос», специально предназначенную для использования в условиях Заполярья. Она подходит как для транспортировки грузов и личного состава, так и для обеспечения огневой поддержки во время боевых операций. К тому же «Торос» оснащен отвалом, который позволяет расчищать путь в снегу.

ОАО «Курганмашзавод» готовится запустить в производство арктический вездеход TM140A. Он также предназначен для нужд армии, однако задачи его более мирные — только транспортировка грузов и личного состава, артиллерийским орудием, в отличие от «Тороса», он не оснащен.

Боевая техника Севера (5 фото)

Двухзвенные гусеничные транспортеры первыми начали применять шведы. Для действий в Северной Швеции, отличающейся слаборазвитой коммуникационной сетью и сложной местностью, королевство развернуло специальные соединения (так называемые норрландские бригады). Этим войскам требовалась техника повышенной проходимости.

В конце 1950-х годов инженеры компании Bolinder-Munktell (дочерняя фирма Volvo) предложили использовать двухзвенную гусеничную сцепку. Так появилась машина Bv 202 (в серии с 1964 года). С 1981-го ее сменила в серии машина фирмы Hägglunds Bv 206. Эти удачные машины сейчас использует не только Швеция, но и вооруженные силы еще двух десятков стран, причем не только северных (Канада, Норвегия), но и южных (например, Малайзия, Бразилия или Израиль).

Параллельно разработки техники повышенной проходимости для районов Арктики вел и Советский Союз. На Ишимбайском заводе транспортного машиностроения было создано семейство двухзвенных транспортеров под шифром «Витязь» (в частности, ДТ-10), которые пошли в серию с начала 1980-х.

Зенитный ракетный комплекс «Тор-М2ДТ» на репетиции парада Победы в Москве, 2017 год

Однако при оснащении мотострелковых соединений, предназначенных для действий в сложной местности (например, в Карелии и на Кольском полуострове), советские военные полагались на другую машину — транспортер МТЛБ классической компоновки. Заслуженная «мотолыга» до сих пор пользуется уважением в войсках, она была по достоинству оценена и шведами в «норрландских бригадах», куда около 450 этих машин (обозначаемых в шведских вооруженных силах как Pbv 401) попали в начале 1990-х из наличия распущенной Национальной народной армии ГДР.

Не так давно, с середины 2000-х годов, в Швеции выкатили дальнейшее развитие Bv 206 — BvS 10. Машина длиннее и тяжелее своего предка. Она оснащена более мощным двигателем, что позволило увеличить скорость по дорогам с 55 до 65 километров в час. Изначально машину разрабатывали под требования морской пехоты Великобритании (к тому времени Hägglunds уже перешел под контроль британского концерна BAE Systems), однако в дальнейшем она заинтересовала и другие страны, в частности Нидерланды, а также Францию, Австрию и, наконец, собственно Швецию.

Двухзвенные коммерческие транспортеры для арктических условий активно разрабатывают и в Канаде. Однако канадские военные практически не используют эту технику, закупив в начале 2000-х шведские Bv 206.

Военнослужащие 25-го полка морской пехоты США на учениях осваивают транспортер Bv 206, одолженный у норвежской армии

Возвращение в Арктику

С 2000-х годов российское руководство начало уделять повышенное внимание контролю за арктической зоной. В районе полярной шапки планеты сплелось слишком много интересов. Здесь и залежи полезных ископаемых (в том числе шельфовые месторождения углеводородного сырья), и постепенное смягчение ледового режима, что повышало коммерческую эффективность перевозок по Северному морскому пути. Наконец, это очень чувствительный с военной точки зрения регион, по сути огромное пустое пограничье, отделяющее Россию от США и Канады.

В рамках Госпрограммы вооружений на период 2011-2020 годов значительное внимание было уделено созданию задела по снаряжению и специальной технике, предназначенным для войск, действующих в арктической зоне. Российские военные не просто озаботились закупкой транспортных средств для приполярного бездорожья, но пытаются перенести на арктические платформы основные средства сухопутных войск. К начале 2010-х годов работы велись сразу по нескольким фронтам — как преемственным к семейству «Витязь», так и принципиально новым.

Во-первых, была запущена ОКР «Арктика», по которой военные заказали проработку нескольких типов новых защищенных боевых машин на универсальной межвидовой гусеничной платформе. В частности, был обоснован облик бронированного транспортера-тягача ДТ-4ПБ, а также созданного на его базе гусеничного бронетранспортера (проект «Ледоруб»).

Последний может получить разные виды вооружения в модульном исполнении, включая 30-миллиметровую автоматическую пушку, пулеметы калибра 12,7 или 7,62 миллиметра, а также пусковые установки управляемых ракет «Корнет» — по аналогии с оснащением перспективной «нормальной» бронетехники сухопутных войск («Курганец-25», «Бумеранг»). Боевая масса машины — около 25 тонн, при этом масса прицепа около 7 тонн. Машина перевозит 12 человек: троих в первом звене и девять во втором.

Второе направление дала ОКР «Вездесущий», в общих чертах завершенная еще в 2003 году. Это дальнейшая проработка «Витязей» в вариациях с полезной нагрузкой 10, 20 и 30 тонн (ДТ-10ПМ, ДТ-20ПМ, ДТ-30ПМ). Проект дал универсальное тяжелое шасси с бронезащитой для размещения различной нагрузки.

Среди предполагаемых вариантов использования: техника ПВО сухопутных войск (зенитные ракетные комплексы средней дальности «Бук» и малой — «Тор-М2», также прорабатывался вариант для ракетно-пушечного комплекса малой дальности «Тунгуска»), реактивная артиллерия (РСЗО «Град» и «Смерч») и командно-штабные машины, машины связи и т.п.

Показанные на Параде Победы 2017 года в Москве боевые машины зенитных комплексов «Тор-М2ДТ» и «Панцирь-СА» выполнены как раз на базе двухзвенных транспортеров ДТ-30ПМ. Эти машины в базе имеют массу около 60 тонн и оснащены дизельным двигателем мощностью 800 лошадиных сил, что позволяет развивать по шоссе скорость до 43 километров в час.

Читайте также  Как правильно работать педалями на механике?

Плакат по развитию технических платформ в рамках ОКР «Арктика».

Техника, покоряющая Арктику

Последние несколько лет Россия наращивает присутствие в Арктике − регионе, перспективном сразу в нескольких направлениях. Во-первых, полярные территории богаты природными ресурсами, в первую очередь, нефтью и газом. Во-вторых, через Арктику пролегает Северный морской путь – кратчайшая морская магистраль из Европы в Азию, которая в связи с таянием полярных льдов становится доступной не только ледоколам, но и обычным судам. Третье стратегическое направление – оборона северных рубежей России. В связи с этим в полярном регионе строятся военные базы, разворачиваются системы ПРО и ПВО. Холдинги Ростеха разрабатывают оборудование, которое помогает российским военным и ученым осваивать суровые северные просторы.

Зенитный «Панцирь» на краю земли

Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь» является одним из лучших в мире и сегодня, спустя 20 с лишним лет после его создания, продолжает применяться в войсках и совершенствоваться. Арктическая версия комплекса впервые была представлена на параде Победы в 2017 году, а первый «Панцирь-СА» должен поступить в войска уже в 2019 году.

ЗРПК разрабатывается тульским Конструкторским бюро приборостроения (входит в холдинг Ростеха «Высокоточные комплексы» ). Комплекс предназначен для ближнего огневого прикрытия гражданских и военных объектов от воздушной, наземной и надводной угроз. Модульная система позволяет выбирать для «Панциря» различные базы – колесные или гусеничные, а также устанавливать его на военных морских судах.

И хотя базовая модель «Панциря» успешно выполняла задания даже в самых сложных условиях, для Арктики по результатам многочисленных испытаний было решено создать отдельную модификацию. Новый ЗРПК поставили на двухзвенный гусеничный вездеход ДТ-30 «Витязь», который справится с самыми непролазными грунтами. Кроме того, конструкторы отказались от пушки, так как ее работа при экстремально низких температурах осложняется, зато увеличили боекомплект с 12 до 18 ракет. «Панцирь-СА» может работать статично или прикрывать движущиеся по Арктике колонны техники, при этом поражая цели на расстоянии до 20 км и высоте до 15 км.

Беспилотники северных просторов

Применение беспилотных транспортных средств – перспективное направление развития в условиях Крайнего Севера и Арктики. Для работы в этих широтах компания ZALA AERO, являющаяся частью концерна «Калашников» , разработала линейку дронов ZALA Arctic, в которую на данный момент входят модели ZALA 421-08М и ZALA 421-16Е.

Благодаря приспособленности комплексов к работе при значительных минусовых температурах, можно безопасно проводить многочисленные разведывательные операции и регулярный мониторинг ледовой обстановки. Возможности техники ZALA Arctic помогают планировать работы по добыче нефти и газа, где необходимы точные прогнозы погоды и ледовой обстановки. Крупнейшие нефтяные компании уже применяют беспилотники ZALA AERO в труднодоступных регионах.

Для операторов дронов компания оборудует жилые всесезонные модули на базе 20-футовых морских контейнеров, в которых можно автономно проживать и работать в арктических условиях. Устройство модуля позволяет обслуживать и ремонтировать беспилотники на месте. Комплексы ZALA Arctic способны решать задачи в любое время суток при продолжительности полета более 4 часов.

Холдинг «Вертолеты России» предлагает использовать в Арктике беспилотник вертолетного типа VRT300 Arctic Supervision. Благодаря своему немалому весу (70 кг), кроме задач мониторинга, дрон может выполнять транспортные функции – переносить небольшие грузы с корабля на полярную станцию и обратно.

Для ледовой разведки комплекс оснащен бортовым радиолокатором бокового обзора X-диапазона высокого разрешения, который позволяет оперативно оценить динамику ледовой обстановки. VRT300 Arctic Supervision оборудован дизельным двигателем и может использоваться в том числе на ледоколах и буровых платформах.

По сравнению с традиционной авиацией и наземными службами мониторинг с использованием беспилотных летательных средств в Арктике и на Крайнем Севере экономически более выгоден.

Экипировка «Нанук»: укомплектован по полной

Для выполнения работ при экстремально низких температурах требуются специальная экипировка и снаряжение. Концерн «Калашников» разработал для военнослужащих спецподразделений, действующих в условиях Крайнего Севера и Арктики, комплект «Нанук», который уже прошел проверку на местности.


Фото: kalashnikov.media

В составе набора есть все необходимое для экстремальных широт – снегоход, рейдовый костюм, арктическая палатка, спальный мешок, контейнеры для транспортировки и сохранения жизненно важных средств обеспечения: аптечки, продуктов, аппаратов связи и многое другое. Элементы набора могут быть востребованы и гражданскими лицами. Например, костюм «Нанук» может спасти человека, упавшего в прорубь. Костюм обладает высокой плавучестью и имеет встроенную эвакуационную петлю, за которую можно вытащить утопающего из воды.

Напомним, что комплект «Нанук» создавался при участии Министерства обороны Российской Федерации и ассоциации содействия освоению арктических территорий «Северный десант». Все элементы экипировки были опробованы специалистами «Калашникова» и военнослужащими Минобороны РФ в ходе арктической экспедиции в марте 2018 года на полуостровах Ямал и Таймыр. Температура во время испытаний достигала -47 °С, ветер – до 25 м/с и выше, влажность − до 100%.

«КАМАЗ Арктика»: вездеход и арктический дом

Не обошел своим участием программу освоения северных широт и грузовой гигант КАМАЗ . Компания в 2017 году представила уникальную разработку – арктический вездеход «КАМАЗ Арктика», созданный совместно с СКБ МАМИ и рядом вузов России. Машина кардинально отличается от всего, что ранее выходило с конвейеров завода.

Новый «КАМАЗ» сертифицируется как снегоболотоход и будет выпускаться в двух колесных вариациях: 6х6 и 8х8. Автомобиль работает на классическом камазовском двигателе V8, оснащен механической коробкой передач. Максимальная скорость уже выпущенной версии 6х6 – 50 км/ч, грузоподъемность − 13 тонн. На больших колесах установлены широкие шины низкого давления, каждая весом четверть тонны. Поворот «КАМАЗа» выполняется за счет шарнирно-сочлененной рамы. Клиренс автомобиля − 677 мм.

Конструкторы позаботились об экипаже и оснастили новый вездеход полноценным жилым модулем, который позволяет команде существовать в автономном режиме не менее трех суток. В модуле есть три спальных места, кухня, душ, туалет, системы обеспечения и даже телевизор. Для защиты от насекомых предусмотрены кондиционеры.

Газотурбинный агрегат ГТА-8: энергия для севера

Морской газотурбинный агрегат ГТА-8 разработки Объединенной двигателестроительной корпорации может применяться на нефтегазовых платформах в сложных природных условиях Крайнего Севера и Арктики. Разработка ОДК будет полезна и в составе теплоэлектростанций приморских промышленных и муниципальных объектов для выработки тепловой и электрической энергии.

Агрегат изготавливается из отечественных комплектующих на российском оборудовании. При этом в конструкции ГТА-8 использованы уникальные технологии, позволяющие ему работать в районах с высоким солесодержанием в воздухе, что полностью соответствует требованиям к оборудованию в составе морских платформ Арктического шельфа.

Нижний предел температуры окружающей среды для двигателя – минус 55 градусов. Отличительной особенностью ГТА-8 является способность работать на двух видах топлива – дизеле и природном газе. Газотурбинный агрегат может автоматически совершать переход с одного топлива на другое с сохранением рабочего режима. Тем самым достигается гибкость применения агрегата и повышенная безопасность, что особенно важно на удаленных морских объектах в полярных условиях.

АСУ «Андромеда-Д»: протестировано в Арктике

Модернизированная автоматизированная система управления «Андромеда-Д», разработанная НИИ систем связи и управления (входит в холдинг «Росэлектроника» ), прекрасно зарекомендовала себя на учениях в зоне Арктики и успешно эксплуатируется в войсках связи ВДВ.

Система построена для ведения сетецентрических войн и предполагает управление из единого центра всеми видами и родами войск в режиме реального времени. В состав автоматизированной системы управления входят аппаратные связи, командно-штабные машины, мобильные командные пункты и другая техника. «Андромеда-Д» обеспечивает управление частями и подразделениями ВДВ, а также взаимодействие с другими войсковыми формированиями в боевых условиях.

Дом на льду по технологии «Швабе»

Холдинг «Швабе» Госкорпорации Ростех разработал и запатентовал технологию, которая позволяет возводить здания и сооружения на неустойчивых основаниях, в том числе на льду. Новинка существенно повышает эксплуатационную надежность таких строений и ориентирована на применение прежде всего в Арктическом регионе.

Читайте также  Как работает транспондер для м4?

В основе технологии лежит механизм, позволяющий выравнивать и менять положение здания в зависимости от изменений поверхности грунта. В ходе строительства он крепится к сваям и помогает перемещать сооружение относительно основания по вертикали и горизонтали. Такой подход дает возможность избежать деформации конструкций и их дальнейшего разрушения при сдвигах ледяного или снежного покрова.

Технология может применяться в строительстве зданий практически на любом неустойчивом основании – не только на льду и снегу, но и на песчаном грунте. Авторами идеи являются специалисты Научно-исследовательского института «Полюс» (входит в холдинг «Швабе»).

Спецсвязь в экстремальных условиях

«Росэлектроника» разработала специальные комплексы связи для эксплуатации в экстремальных климатических условиях Арктики. Новые радиоцентры разработки холдинга могут использоваться в составе как стационарного, так и корабельного оборудования.

Многофункциональные радиоцентры обеспечивают надежный обмен информацией в различных радиосетях и радионаправлениях. Мощные радиопередающие устройства и радиоприемники с предельно достижимыми параметрами электромагнитной совместимости – это уникальная разработка Омского НИИ приборостроения, входящего в холдинг.

Корабельные узлы связи разработки «Росэлектроники» позволяют быстро развернуть систему зоновой радиосвязи в любых географических районах, организовать информационный обмен с федеральными системами связи по спутниковым и радиорелейным каналам, определить местоположение в системах ГЛОНАСС/GPS как на стоянках, так и на ходу.

Какие вездеходы используют на крайнем Севере: топ-5 самых маневренных

Для поездок по территориям севера разработана специальная техника с усиленным двигателем, прочным корпусом для комфортной езды по бездорожью, ледникам, снежному насту. В перечне специальных агрегатов северные вездеходы Бобр, Лось, Газ-34039, МТЛБ, Трэкол и т.д.

Гусеничный вездеход является универсальным транспортом для езды по северным территориям. Техника рекомендована для геологов, геофизиков, работников области энергетики, компаний нефтегазового комплекса. Подходит вездеход и для туристов при занятиях активными зимними видами спорта. Конструкция вездехода разработана для эксплуатации и хранения без гаража при температуре воздуха до -50°С, поэтому может использоваться на территориях Крайнего Севера.

Машина оснащена дизельным двигателем на 2,8 л, мощность которого составляет 130 л.с. По трассе и земле техника перемещается со скоростью 65 км/ч, скоростной режим на плаву с максимально разрешенной загрузкой достигает 5-6 км/ч. Плавает техника с помощью специальных гусеничных движителей.

Корпус является аналогом пассажирской или бытовой Газели, размещенной на гусеничной тяге. Гусеницы позволяют преодолевать поверхности любой сложности проходимости и могут работать при температурных режимах до -50°С. Вместимость техники составляет 3-4 человека. Стоимость вездехода составляет от 2 735 000 руб.

Северный вездеход Лось может использоваться в работе за Полярным кругом. Транспорт является гусеничным. Техника была спроектирована для шведской армии и имеет высокую проходимость по сложным территориям. Средство может перевозить на борту до 2,5 т груза. Вместимость пассажиров транспорта средняя. В конструкцию встроен дизельный двигатель Mercedes-Benz, рассчитанный на 3 л, мощность составляет 136 л. с.

В вездеходе предусмотрена пятиступенчатая коробка передач. Транспорт предназначен для экстремального вождения гусеничных вездеходов по крайнему северу. Необходимо учитывать при необходимости ремонта, что вездеход оснащен зарубежными комплектующими.

Газ-34039

ГАЗ-34039 является вездеходом гусеничного типа, используется на работе полярников. По конструкции транспортное устройство сходно с бронетранспортером. В технику встроен двигатель на 4,75 л мощностью на 110 л.с. при 2,4 тыс. оборотов, коробка передач пятиступенчатая. Количество цилиндров в двигателе — 4. Мотор снабжен системой предпускового подогрева, коробка дополнена пониженной передачей. Объем топливного бака составляет 370 л.

Транспорт может развивать максимальную скорость по трассе до 60 км/ч. По воде перемещение осуществляется со скоростью 6 км/ч. Вездеход может перемещаться по снежному насту в местах с вечной мерзлотой.
Техническое оснащение вездехода обеспечивает быстрое прохождение снежных заносов, грязи. Дизельный двигатель может заправляться соляркой. Салон обогревается автономной системой отопления. В салоне помещаются до 10 пассажиров, предусмотрена возможность оборудования спальных мест на 4 человека.

Вездеход имеет показатель грузоподъемности 1,2 т, в снаряженном состоянии вес транспортного средства составляет 4,8 т. Конструкция в длину достигает 5,7 м, в ширину — 2,5 м, в высоту — 2 м. Габариты колесной базы составляют 3,6 м, высота клиренса 40 см. Разрешенный вес прицепа составляет не больше 2 т.

Конструкция гусениц улучшает тяговые параметры машины. Используется 12 опорных катков, движение техники обеспечивают 4 колеса. Распределение нагрузки по поверхности гусеничных конструкций нагрузка на поверхность земли снижена.

На транспортном средстве могут быть установлены следующие разновидности гусениц:

  1. С открытыми металлическими шарнирами — вариант гусениц простой и надежный, крепежные элементы выполнены из качественной стали с высокой прочностью.
  2. С комбинированными шарнирами (из металла и резины) — в конструкции между элементами из металлических сплавов вставляют втулку из резины, снижающую трение машинных деталей и повышающие запас прочности и рабочего ресурса.
  3. Асфальтоходные гусеницы являются сложной конструкцией позволяют автотехнике перемещаться по городским дорогам.

Северный вездеход МТЛБ является бронированным многоцелевым и может использоваться для сложных трасс. Тягач на гусеничной тяге может проходить болотистую местность, пригорки, водоемы. На борту помещаются до 11 пассажиров. Двигатель (на 8 цилиндров) в транспортном средстве дизельного типа (V8), мощность мотора 240 л. с. и 900 Нм крутящего момента. Технические параметры машины обеспечивают разгон до 60-80 км/ч. Топливных баках помещается топливо на 500 км пути, расход на 100 км составляет 90 л.

Корпус конструкции состоит из бронированных металлических листов. Вездеход отличается хорошей проходимостью. Преимущество конструкции заключается во вместительном корпусе. Независимая подвеска в вездеходе торсионного типа. Предусмотрен щиток приборов на зимниках, на котором можно видеть параметры механических и электронных систем транспортного средства.

В северных модификациях установлена дополнительная печка.

Ширина гусениц составляет 350 мм и обеспечивает комфортное прохождение поверхностей разной степени сложности. На базе вездехода создано более 50 модификаций для геологов, пожарников, лесников и т.д. В модификациях отличаются запас топлива, конструктивные решения, мощность двигателя, объем встроенных цистерн и т.д. Преимущества транспортного средства заключаются в проходимости сложных территорий, бюджетности запасных частей, простом ремонте.

Трэкол

Востребованные вездеходы на севере марки Трэколор. Машина предназначена для езды по бездорожью, снежному насту, болотистым территориям, а также в условиях пониженных температур. Масса транспортного средства составляет 2900 кг, длина достигает 5660 мм, ширина — 2540 мм, высота — 2678 мм. Топливный бак вмещает 100 л топливной жидкости. Конструкция кузова утепленная, вместимость транспортного средства составляет 4 пассажира. Коробка передач механического типа пятиступенчатая. Рулевое управление снабжено гидроусилителем.

Грузоподъемность вездехода на плотных покрытиях составляет 700 кг, на плаву можно перемещать до 400 кг. На трассах вездеход развивает скоростной режим до 70 км/ч. Дорожный просвет составляет 490 мм. Двигатель в транспортном средстве — бензиновый инжекторного типа. Рабочий объем составляет 2,693-2,476 л.

Дополнительно можно заказать улучшенную комплектацию с добавление следующих деталей:

  • электрическая лебедка;
  • лебедочный якорь;
  • противооткатные упоры;
  • подогреватель двигателя предпусковой;
  • отопитель салона автономный;
  • автокондиционер напольного типа;
  • подогрев сидений;
  • обогреватель лобового стекла;
  • дополнительные утепляющие салон стеклопакеты;
  • защита для бампера (переднего), светотехники на корпусе;
  • тент с металлическим каркасом для перевозки грузов;
  • фара-искатель;
  • автомагнитола;
  • радиоантенна, динамики;
  • искрогаситель;
  • буксирный прибор;
  • счетчик моточасов;
  • ремни безопасности в пассажирском салоне;
  • турботаймер и т.д.

Стоимость стандартных моделей (без дополнительных элементов) — около 3 600 000-4 110 000 pуб.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: