Акцизы на топливо что это?

Транспортный налог и акцизы

Владельцы транспортных средств часто заявляют о двойном налогообложении своих авто. Кроме транспортного налога, который они ежегодно уплачивают в региональный бюджет, автовладельцы сталкиваются с двумя акцизами. Первый заложен в цену самого авто, а второй — включен в цену бензина и дизельного топлива, так как все это подакцизные товары.

Акциз на топливо

Акцизам посвящена глава 22 НК РФ. Бензин — это не единственный подакцизный товар, но именно он интересует всех автовладельцев. Акциз на бензин появился еще в 1994 году. Рассчитывался он по октановому числу, чем оно выше, тем выше ставка.

С 2011 года октановое число было заменено на класс экологической безопасности. Ставки закреплены в ст. 193 НК РФ. Бензин, не соответствующий классу 5, с 1 января 2021 года облагается акцизом по ставке 13 624 рубля за 1 тонну. При этом ставка ежегодно растет, уже установлены значения на 2022 и 2023 года — 14 169 рублей за 1 тонну и 14 736 рублей за 1 тонну соответственно.

Бензин класса 5 более экологичен, поэтому ставка ниже. На 2021 год на 1 тонну бензина приходится 13 262 рубля акциза. Ставка на Евро-5 также вырастет в 2022 и 2023 года — 13 793 рублей за 1 тонну и 14 345 рублей за 1 тонну соответственно.

Ставка акциза на дизельное топливо существенно ниже. 9 188 рублей за тонну — в 2021 году, 9 556 рублей за тонну — в 2022 году, и 9 938 рублей за 1 тонну — в 2023 году.

Зная ставку акциза за 1 тонну бензина, можно посчитать размер акциза в 1 литре топлива. Действующий акциз на Евро-5 — 13 262 рубля за 1 тонну, следовательно, 13,26 рубля за 1 кг топлива.

Однако 1 кг не равен 1 литру бензина, так как плотность бензина меньше плотности воды. Для расчетов принимаем плотность бензина 750 кг/м3. Следовательно, 1 кг бензина соответствует 1,33 литрам.

Ставка акциза в литре бензина составляет 9,97 рублей. При цене бензина примерно в 45 рублей доля акциза в его стоимости составляет 22 %. При этом акциз — это не единственный налог в бензине. В цену включены также НДС и налог на добычу полезных ископаемых.

Ежегодный рост акцизов сказывается и на постоянном росте цен на топливо.

Акциз на автомобили

Акциз на автомобиль — это второй сбор, с которым сталкиваются автовладельцы. При этом акциз включен в стоимость как отечественного транспорта, так и иномарок, ввезенных из-за границы.

Ставка акциза зависит от мощности автомобиля, измеряемой в киловаттах или лошадиных силах. Закреплена она в ст. 193 НК РФ. Чем мощнее автомобиль, тем больше сумма акциза. Налоговый кодекс выделяет следующие группы авто по их мощности:

  • до 67,6 кВт (90 л.с.) — ставка с 2021 года 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.);
  • свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) — ставка в 2021 году 51 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 53 рубля, а в 2023 — 55 рублей;
  • свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и до 150 кВт (200 л.с.) — ставка в 2021 году 491 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 511 рублей, в 2023 — 531 рубль;
  • свыше 150 кВт (200 л.с.) и до 225 кВт (300 л.с.) — ставка в 2021 году 804 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 836 рублей, в 2023 — 869 рублей;
  • свыше 225 кВт (300 л.с.) и до 300 кВт (400 л.с.) — ставка в 2021 году 1 370 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 425 рублей, в 2023 — 1 482 рубля;
  • свыше 300 кВт (400 л.с.) и до 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 418 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 475 рублей, в 2023 — 1 534 рубля;
  • свыше 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 464 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 523 рубля, в 2023 — 1 584 рубля.

Разберем расчет суммы акциза на примере двух автомобилей. Например, Иванов И.И. решил купить в Германии BMW X5. У автомобиля 249 лошадиных сил. Следовательно, при прохождении таможни Иванов заплатит по 804 рубля за каждую «лошадь», всего — 200 196 рублей.

Или Иванов купит за границей TOYOTA Corolla, у которой 122 лошадиные силы. На таможне он отдаст гораздо меньше — 51 рубль за каждую «лошадку», то есть 6 222 рубля.

Транспортный налог

Акцизы в стоимости бензина и топлива — это еще не все. Каждый автовладелец ежегодно платит транспортный налог в региональный бюджет. Ставка налога закреплена в ст. 361 НК РФ.

Порядок расчета очень похож на расчет акциза на автомобиль, так как сумма налога напрямую зависит от мощности двигателя в киловаттах или лошадиных силах. Кроме того, на сумму налога влияет класс машины. В Налоговом Кодексе выделены следующие группы:

  • легковые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 100 до 150 л.с. включительно — 3,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
  • от 200 до 250 л.с. включительно — 7,5 рублей за 1 л.с.;
  • свыше 250 л.с. — 15 рублей за 1 л.с;
  • грузовые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 100 до 150 л.с. включительно — 4 рубля за 1 л.с.;
  • от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
  • от 200 до 250 л.с. включительно — 6,5 рублей за 1 л.с.;
  • от 250 л.с. — 8,5 рублей за 1 л.с.

Кроме того налогом облагаются мотоциклы, мотороллеры, яхты, снегоходы, гидроциклы и так далее.
Теперь вернемся к нашему примеру. Допустим Иванов владел автомобилем на протяжении 12 месяцев, следовательно, сумма налога за BMW X5 составит:

7,5 руб. * 249 л.с. * 12 мес. = 22 410 рублей в год.

А за TOYOTA сумма будет в несколько раз меньше:

3,5 руб. * 122 л.с. * 12 мес. = 5 124 рубля в год.

Важно! Транспортный налог идет в региональный бюджет. Ставки в регионах могут отличаться друг от друга. Кроме того, иногда применяется повышающий коэффициент, если машина новая и стоит больше 3 млн рублей.

Двойное налогообложение

Получается, владельцы автомобиля несут налоговую нагрузку в виде акциза в цене бензина и самой машины и ежегодно платят налог. И все эти расходы связаны с владением одним объектом — автомобилем.

В Госдуму ежегодно приходят предложения об отмене транспортного налога, так как в целом плата за пользование автомобилем уже лежит в цене бензина в виде акциза. Такое решение поможет избежать двойного налогообложения.

Кроме того, отказ от транспортного налога поможет поддержать тех автовладельцев, которые редко пользуются своим автомобилем. Ведь сейчас налог уплачивают все владельцы, даже если автомобиль фактически не используют.

Но никаких существенных изменений в части акциз и налога пока не произошло, и автовладельцы платят и акциз и сам налог. Комментарий по поводу двойного налогообложения автовладельцев даже давала ФНС в своем Письме № БС-2-21/279@ от 07.03.2017 года.

По факту объектом налогообложения акцизом признаются операции по продаже подакцизных товаров, в том числе бензина. Плательщики — производители нефтепродуктов и получатели, имеющие специальное свидетельство.

Объект налогообложения транспортным налогом — транспортное средство, в том числе автомобили, воздушные и водные суда.

С точки зрения НК РФ объекты налогообложения абсолютно разные. В одном случае это действия по реализации, а в другом — транспортные средства. Поэтому говорить о двойном налогообложении закон не позволяет.

Замена транспортного налога акцизом

Идея об отмене транспортного налога и замене его более высоким акцизом не нова. Подобную идею пытались воплотить в 2016 году, однако, акциз вырос, а налог не отменили. Есть три основные стоп-фактора для отмены налога.

Транспортный налог — региональный налог

За счет этого налога пополняется не федеральный, а региональный бюджет. Да, это не самая доходная его часть, но все же это деньги. Экономическое развитие части регионов России оставляет желать лучшего, а лишение их части доходов еще более усугубит ситуацию.

Рост цен на бензин

Просто отменить транспортный налог нельзя. Такое действие — это добровольное лишение регионального бюджета дохода, и, как следствие, сокращение финансирования части программ связанных с дорогами и транспортом. Поэтому отмененный налог нужно чем-то заменить.

Читайте также  Спускают бескамерные шины что делать?

Компенсация будет происходить за счет увеличения ставки акциза на топливо. Но в таком случае существенно вырастет цена на бензин. К тому же нельзя гарантировать, что такое решение положительно скажется на автовладельцах. Вероятно, нагрузка на тех, кто интенсивно использует авто в деятельности, возрастет.

Рост инфляции

Топливо нужно не только для того, чтобы заправлять личный автомобиль. Бензин и другие виды топлива плотно связаны со всеми производственными цепочками. Доставка сырья, перемещение товаров, доставка работников и так далее — везде задействовано топливо.

Рост цен на бензин приведет к скачку цен практически на все конечные продукты, начиная от продуктов питания, заканчивая предметами роскоши. Эксперты оценивают повышение цен при таком развитии событий на уровне 20-30 %.

Вероятно, ждать отмены транспортного налога в 2021 году не стоит.

Кто является плательщиками акцизов (нюансы)?

  • Кто может быть признан плательщиком акцизов?
  • В каких случаях возникает обязанность по уплате акцизов?
  • Какие товары являются подакцизными?
  • Операции, порождающие «акцизную» обязанность
  • Что не облагается акцизами?
  • Признаются ли плательщиками акцизов индивидуальные предприниматели и спецрежимники?
  • Кто будет плательщиком акциза, если товары продает посредник?
  • Итоги

Кто может быть признан плательщиком акцизов?

Перечень лиц, которые могут признаваться плательщиками акцизов, приведен в п. 1 ст. 179 НК РФ. К ним относятся:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, которые перемещают подакцизные товары через таможенную границу нашей страны, определяемые в соответствии с таможенным законодательством.

Как платить акцизы организациям, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

В каких случаях возникает обязанность по уплате акцизов?

Налогоплательщики акцизов имеют постоянный статус только в том случае, когда они регулярно совершают операции, облагаемые этим налогом. У остальных подобная обязанность может возникать от случая к случаю. Дело в том, что уплатить акциз любой из указанных выше субъектов должен только тогда, когда совершает какую-либо из операций, подпадающих под обложение акцизами, т.е. операцию с подакцизными товарами. Если такие обстоятельства не возникли, то это к налогоплательщикам акцизов субъекта не причисляют. Об этом прямо сказано в п. 2 ст. 179 НК РФ.

Какие товары являются подакцизными?

Подакцизными товарами являются:

  1. этиловый спирт, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый дистилляты;
  2. жидкая спиртосодержащая продукция с объемной долей этанола более 9%, кроме отдельных видов:
  • лекарств;
  • ветпрепаратов;
  • парфюмерно-косметической продукции;
  • перерабатываемых отходов алкогольного производства;
  • виноматериалов;
  1. алкогольная продукция крепостью более 0,5%, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ;

    Операции, порождающие «акцизную» обязанность

    Перечень таких операций содержится в ст. 182 НК РФ. Если говорить в общих чертах, то к ним относятся:

    1. любая реализация подакцизных товаров;
    2. передача произведенных подакцизных товаров:
    • переработчиком давальцу, а также их получение переработчиком в качестве платы за свои услуги;
    • внутри организации для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина, используемого для дальнейшего производства продукции нефтехимии, или денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции при наличии у организации необходимых свидетельств на совершение операций с этими веществами);
    • для собственных нужд;
    • в уставный капитал и т. п.;
    • участнику при выходе из общества;
    • на переработку на давальческой основе.
    1. ввоз подакцизных товаров в страну;
    2. получение отдельных видов подакцизных товаров, в том числе:
    • денатурированного этилового спирта;
    • прямогонного бензина;
    • бензола, параксилола или ортоксилола;
    • авиационного керосина.

    Внимание! На осуществление операций с отдельными товарами необходимы свидетельства на производство, переработку и т. п., предусмотренные ст. 179.1–179.3 НК РФ.

    Что не облагается акцизами?

    При условии ведения отдельного учета акцизами не облагаются (ст. 183 НК РФ):

    1. передача внутри организации одних подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров; исключение предусмотрено подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ для этилового спирта;
    2. экспорт подакцизных товаров, в том числе если их экспортирует собственник — заказчик переработки или кто-то по его поручению, а также ввоз таких товаров в портовую ОЭЗ с остальной части нашей страны;
    3. первичная реализация или передача конфиската, бесхозяйных или отказных подакцизных товаров на промышленную переработку под контролем таможенников или налоговиков либо на уничтожение;
    4. передача внутри организации:
    • произведенного этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащих парфюмерно-косметических аэрозолей, бытовой химии;
    • ректификованного этилового спирта, произведенного из спирта-сырца, подразделению, производящему алкогольные напитки;
    1. произведенных алкогольных дистиллятов (винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового) для выдержки или купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой же организацией алкогольной продукции;
    2. некоторые операции с авиационным керосином и бензолом, параксилолом и ортоксилолом.

    Признаются ли плательщиками акцизов индивидуальные предприниматели и спецрежимники?

    НК РФ в ст. 179 определяет, что налогоплательщиками акцизов являются не только юрлица, но и индивидуальные предприниматели. Основное условие здесь одно для обоих категорий хозяйствующих субъектов – чтобы им был присвоен такой статус, они должны проводить соответствующие операции. Исключение составляют перекупщики, но о них пойдет речь ниже в отдельной главе.

    Как ИП платить акцизы, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

    Для спецрежимников ситуация требует отдельного пояснения: они могут быть плательщиками акцизов, но не всегда могут применять спецрежимы. Сразу обратим внимание, что речь здесь идет только о лицах на ЕСХН и УСН.

    Теперь объясним наш вывод подробнее.

    Такие системы, как ЕСХН и УСН, недопустимы для тех, кто занят производством подакцизных товаров, в том числе на давальческих началах (подп. 2 п. 6 ст. 346.2, подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, письма Минфина России от 18.03.2011 № 03-07-06/70).

    Важно! Под производством в целях «акцизной» главы НК РФ понимается не только выпуск подакцизных товаров сам по себе, но и:

    • розлив алкогольной продукции и пива, являющийся частью общего производственного процесса;
    • любое смешение товаров в местах их хранения и реализации (кроме общепита), в результате которого получается подакцизный товар, облагаемый акцизом по большей ставке, чем само сырье.

    При совершении операций не с произведенными, а с приобретенными товарами применять упрощенку и сельхозналог можно.

    При этом нужно иметь в виду, что данные спецрежимы не освобождают лиц, их применяющих, от уплаты акцизов. Ведь в п. 3 ст. 346.1 и пп. 2–3 ст. 346.11 НК РФ в числе налогов, которые заменяются специальным, акцизы не указаны.

    Это значит, что упрощенец или плательщик ЕСХН, совершая допустимые для него подакцизные операции, должен выполнять все обязанности плательщика акциза.

    Кто будет плательщиком акциза, если товары продает посредник?

    При реализации подакцизных товаров плательщиками акцизов являются практически всегда производители. Исключение составляет продажа конфиската, бесхозяйных и отказных ценностей. Поэтому и при заключении посреднического договора платить акциз должен производитель. Причем здесь особенностью налогообложения будет то, что акциз нужно начислять уже в момент передачи подакцизной продукции посреднику, не дожидаясь продажи товаров конечному покупателю. Объясняется это положениями п. 2 ст. 195 НК РФ, который определяет дату реализации подакцизных товаров как день их отгрузки или передачи. Поэтому, несмотря на сохранение права собственности на подакцизные товары за производителем, посчитать налог нужно сразу при передаче их посреднику. Так считает Минфин России (см. письмо от 01.10.2008 № 03-07-06/87).

    Итоги

    Плательщиками акцизов являются и организации и ИП. При этом неважно какую систему они применяют. Ни один спецрежим не освобождает от обязанности платить акцизы. Но спецрежимники не вправе заниматься производством подакцизных товаров. В этом случае они должны перейти на ОСНО.

    Налоговые льготы на акцизы

    Налоговые льготы на акцизы — это преференции для налогоплательщиков по их уплате, не предусмотренные действующим НК РФ. Есть только вычеты, для которых действуют особые условия и нулевая ставка для отдельных видов продукции.

    Суть и классификация акцизных льгот

    В действующей главе 22 Налогового кодекса РФ, которая регулирует порядок и уплату акцизов, отсутствует отдельная статья, которая предусматривает налоговые льготы по акцизам, освобождаются от налогообложения только некоторые виды операций, указанные в ст. 183 НК РФ . Но налоговые льготы для плательщиков (производителей и импортеров) предусмотрены и в других нормах НК РФ в виде:

    • нулевой ставки по акцизам, предусмотренной ст. 193 НК РФ ;
    • освобождения от уплаты авансовых платежей, предусмотренного ст. 194 НК РФ и 204 НК РФ ;
    • налоговых вычетов по ст. 200 НК РФ .

    Не все плательщики понимают, чем отличается льгота в виде освобождения от уплаты налога от нулевой ставки по акцизу. Разница в том, что при освобождении операции не возникает налоговой базы и обязанности проводить начисления в учете и отчетности. При нулевой ставке необходимо правильно определить базу налогообложения, а исчисленная сумма налога всегда равна нулю.

    Предоставление налогового вычета — это уменьшение суммы акциза при покупке подакцизных товаров или при ввозе в Россию продукции и товаров, которые являются сырьем для производства подакцизных товаров.

    Льготное освобождение от уплаты авансовых платежей нормами ст. 204 НК РФ предусмотрено для плательщиков, которые предоставили банковскую гарантию и извещение об освобождении от уплаты.

    Что входит в перечень подакцизных товаров

    В ст. 181 НК РФ приведен перечень продукции, которая является подакцизной:

    • этиловый спирт;
    • спиртосодержащая продукция с долей этилового спирта более 9%, включая бытовую химию, парфюмерно-косметическую продукцию;
    • лекарственные препараты, включая изготавливаемые в аптеках;
    • препараты ветеринарного назначения, разлитые в емкости не более 100 мл;
    • пиво и пивное сусло;
    • алкоголь с долей этилового спирта более 0,5%;
    • вино, виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло;
    • табачная продукция;
    • легковые автомобили;
    • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
    • автомобильный бензин и дизельное топливо;
    • моторные масла;
    • перегонка нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа и переработка горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;
    • средние дистилляты;
    • бензол, параксилол, ортоксилол;
    • авиационный керосин;
    • нефть и нефтяное сырье;
    • гудрон и мазут;
    • природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации);
    • электронные курительные системы и жидкости для них;
    • табак, предназначенный для потребления путем нагревания;
    • виноград, использованный для производства вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина.

    Как применяют «акцизные» льготы

    Статьей 183 НК РФ предусмотрено освобождение отдельных операций с подакцизными товарами от налогообложения:

    • передача произведенного налогоплательщиком, имеющим соответствующее свидетельство, указанное в ст. 179.2 НК РФ , этилового спирта структурному подразделению для производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке;
    • реализация авиационного керосина собственного производства на территории РФ.

    Это значит, что при совершении этих операций акциз не исчисляется совсем.

    Статьей 193 НК РФ установлено применение нулевой ставки акциза по отдельным товарам:

    • этиловому спирту, реализуемому организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза (п. 1 ст. 193 НК РФ);
    • пиву с объемной долей этилового спирта до 0,5% включительно.

    Для таких случаев льготу применяют так: налог считают по формуле, предусмотренной для исчисления суммы с применением ставки. Только под ставкой понимают 0%.

    Нормами ст. 200 НК РФ предусмотрены налоговые вычеты. Эту льготу плательщик применяет путем уменьшения суммы акциза, исчисленного по правилам ст. 194 НК РФ, на суммы акциза:

    • уплаченные при приобретении подакцизных товаров;
    • уплаченные при ввозе на территорию России и в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

    Акциз на мазут и право на вычет не ранее 01.04.2020

    Письмо Министерства финансов РФ №03-13-08/94841 от 06.12.2019

    С 1 апреля 2020 года НК РФ причисляет все темные нефтепродукты, в том числе мазут, к средним дистиллятам и признает их подакцизным товаром. Поэтому с этой даты потребители мазута смогут получить двойной налоговый вычет по акцизу на средние дистилляты, если оформят свидетельство плательщика акциза и подтвердят его целевое использование в качестве топлива — котельного или бункерного.

    Что относят к средним дистиллятам

    Средние дистилляты — это некоторые виды нефтепродуктов, которые получаются в результате перегонки углеводородов. В частности, к ним относят печное и судовое топливо. Они являются подакцизными товарами (подп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ).

    Средние дистилляты — это смеси углеводородов в жидком состоянии, одновременно соответствующие двум показателям:

    плотность 750 — 930 кг/куб. м при температуре 20°C;

    температура конца перегонки 215 — 360°C (это температура, при которой перегоняется не менее 90 процентов смеси при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба).

    Такие характеристики средних дистиллятов приведены в подпункте 11 пункта 1 статьи 181 НК РФ и действуют до 01.04.2020.

    При проверке налоговая инспекция может потребовать подтверждение того, что топливо относится к средним дистиллятам. Документы, которые надо предоставить в этом случае, НК РФ не установлены. Главное, чтобы из них было видно, что топливо, с которым совершены операции, имеет физико-химические характеристики, соответствующие средним дистиллятам.

    Как платит акциз получатель

    Российская организация, которая получила (приобрела) cредние дистилляты, обязана начислить акциз, если:

    у нее есть свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

    она приобрела средние дистилляты в собственность по договору с российской организацией (подп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).

    Приобретение средних дистиллятов в собственность можно подтвердить договором купли-продажи, товарной накладной, другими документами.

    Начислить акциз надо на дату получения средних дистиллятов (абз. 8 ст. 195 НК РФ).

    Сумму акциза рассчитывают по формуле (п. 11 ст.187, п. 1 ст.194 НК РФ):

    Объем полученных средних дистиллятов (в тоннах)

    Действующая ставка акциза за 1 тонну средних дистиллятов

    Вычет акциза

    Сумма акциза, который начислен при получении средних дистиллятов, в стоимость этих подакцизных товаров не включается (подп. 6 п. 4 ст. 199 НК РФ). Данную сумму акциза можно принять к вычету с коэффициентом 2 или 1.

    Вычет с коэффициентом 2 возможен, если средние дистилляты использованы для бункеровки (заправки) объектов, по которым получено свидетельство. Это водные суда, установки и сооружения, указанные в пункте 1 статьи 179.5 НК РФ.

    Начислить акциз при получении средних дистиллятов нужно, если у покупателя есть свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами (подп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).

    Этот акциз можно принять к вычету с коэффициентом 2, если выполнены требования пункта 22 статьи 200 НК РФ. Главное требование – средние дистилляты использованы для бункеровки (заправки), в частности, объектов, которые:

    используются для судоходства или торгового мореплавания;

    ходят под Государственным флагом РФ;

    принадлежат организации на праве собственности или праве владения, пользования или распоряжения.

    Вычет возможен, если есть документы, перечисленные в пункте 22 статьи 201 НК РФ.

    Вычет с коэффициентом 1 применяют, если полученные средние дистилляты использованы не для бункеровки объектов, а для других целей. Например, при перепродаже.

    Документы на вычет

    Чтобы получить вычет, нужно приложить к декларации по акцизу за период, в котором он заявлен, подтверждающие документы.

    Для вычета с коэффициентом 1 нужно иметь:

    копию свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

    копию договора поставки (купли-продажи) топлива, которое относится к cредним дистиллятам, с российской организацией — поставщиком.

    Эти документы понадобятся и для вычета с коэффициентом 2. Но кроме них для двойного вычета нужно подтверждение того, что средние дистилляты использованы для бункеровки объектов, перечисленных в статье 179.5 НК РФ.

    Поправки в определение средних дистиллятов

    Федеральным законом от 30.07.2019 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ) с этой даты введены поправки в НК РФ, согласно которым с 01.04.2020 года средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20°C и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной или вторичной переработки нефти, значения показателя плотности которых не превышают 1.015 кг/куб. м.

    К средним дистиллятам будут относиться все темные нефтепродукты, часть из которых пока не признается подакцизными товарами или выделена в самостоятельную категорию, в том числе мазут.

    Напомним, до 01.04.2020 верхняя граница плотности в определении понятия средние дистилляты составляет 930 кг/куб. м, а это меньше характерной плотности мазута.

    Понятие «темное судовое топливо» и, соответственно, связанные с ним объект налогообложения и вычет, исключаются.

    Поправки в порядок вычета

    Закон № 255-ФЗ в целях сдерживания налоговой нагрузки на тепло- и электроснабжающие организации предусматривает для покупателей, использующих средние дистилляты в качестве топлива для производства тепла и электроэнергии, вычеты с коэффициентом 2.

    Потребители мазута также смогут получить налоговый вычет по акцизу на средние дистилляты, если оформят свидетельство плательщика акциза и докажут его целевое использование в качестве котельного или бункерного топлива. Чтобы поставить к вычету начисленный продавцом акциз, они должны будут второй раз начислить акциз, после чего смогут получить вычет в двойном размере. В итоге стоимость топлива будет возвращена к исходному значению до начисления акциза продавцом.

    Напомним, что сейчас коэффициент 2 применяется только при использовании для бункеровки судов.

    Поделиться

    Распечатать

    НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
    Электронная версия популярного журнала

    Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

    Комплекс льгот для нефтехимического комплекса

    Глава «Роснефти» Игорь Сечин в августе направил письмо президенту Владимиру Путину с предложением предоставить масштабные льготы крупным нефтегазохимическим проектам на Дальнем Востоке. Об этом РБК рассказали четыре источника, близких к правительству.

    Компания прорабатывала возможность строительства Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) в Находке, инвестиции в который оценивались в сумму до 1,5 трлн руб. Но в мае 2019 года «Роснефть» приостановила реализацию ВНХК на фоне снижения рентабельности проекта. На встрече с президентом Владимиром Путиным в «Ново-Огарево» 18 августа Игорь Сечин рассказал, что компания готова вернуться к строительству завода в случае улучшения налоговых условий. Пока на Дальнем Востоке дефицит перерабатывающих мощностей и поэтому в регионе дорогое топливо, а ВНХК будет выпускать не только нефтехимию, но и нефтепродукты, подчеркнул глава «Роснефти». В ответ на это президент поручил оформить и представить предложения для реализации проекта.

    Что известно о ВНХК

    Согласно последней публичной информации, ВНХК планирует ежегодно перерабатывать 12 млн т нефти и выпускать около 8 млн т нефтепродуктов (включая бензин и дизель) и 3,4 млн т нефтехимической продукции. Еще в начале обсуждения проекта «Роснефть» указывала, что комплекс позволит «закрыть дефицит моторных топлив на Дальнем Востоке».

    Тогда компания для реализации проекта предлагала распространить на него «благоприятный налоговый режим» и заморозить транспортные тарифы, а также пыталась привлечь деньги на проект из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Кроме того, она приглашала к участию иностранных партнеров, в том числе американскую ExxonMobil, сообщали «Ведомости», но в итоге стороны не договорились.

    Вопрос о стимулах для ВНХК находится в проработке, сказал РБК представитель профильного вице-премьера Юрия Борисова. Представители «Роснефти» и Минфина не ответили на запросы. Представитель Минэнерго отказался от комментариев.

    Что предложил Сечин

    Глава «Роснефти» предложил президенту изменить Налоговый кодекс, чтобы гарантировать «экономически эффективную модель развития крупных нефтегазохимических проектов на Дальнем Востоке», пересказали его письмо два источника РБК. В качестве стимулов предлагается увеличить обратные акцизы на нефть и нафту, поставляемые на дальневосточные нефтегазохимические проекты, которые компании могут получить из бюджета. Для обратного акциза на нефть глава госкомпании предложил ввести логистический коэффициент 2, а на нафту считать по особой формуле с повышенным коэффициентом (самой формулы в письме нет), говорят четыре источника РБК. По словам одного из них, по предложению «Роснефти» обратный акциз для нафты должен вырасти с 12,6 тыс. до 18 тыс. руб. на одну тонну с 2024 года. Это подтвердил источник, близкий к правительству.

    В таком случае при цене на нефть $60 за баррель обратный акциз на нее при переработке 12 млн т в год на ВНХК мог бы вырасти на 38 млрд руб. в год, а на нафту — на 27 млрд руб. в год, то есть в целом это ежегодно около 65 млрд руб., говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

    Эти условия Сечин предложил зафиксировать на 30 лет, говорят два источника РБК. По их словам, глава госкомпании попросил президента поручить правительству внести соответствующие поправки в Госдуму до конца сентября. На открытой части встречи с Путиным в «Ново-Огарево» Сечин сказал: «Нам нужен стабильный налоговый режим, который позволил бы планировать экономику этого предприятия минимум на 30 лет».

    По словам двух собеседников РБК, с помощью стимулов компания хочет вернуть проекту доходность примерно пятилетней давности, которая в последние годы упала из-за изменения цен на нефть и налогов. Например, в 2014 году внутренняя норма доходности (IRR) ВНХК составляла 18%, а сейчас IRR новых нефтехимических проектов — около 11%, вспоминает один из них. Льготы по обратным акцизам позволят компании увеличить доходность примерно до 20% в рублях (около 16% в долларах), говорит другой собеседник.

    За последние два года «Роснефть» второй раз предлагает ввести повышенные вычеты на сырье для ВНХК, утверждают два источника, близких к правительству. По их словам, в рамках предыдущих переговоров кабмин рекомендовал подготовить «более разумные» предложения.

    Традиционно минимальный IRR для проектов в сегменте downstream (нефтепереработка и нефтехимия) в России составляет 10–12% в долларах США, говорит аналитик Газпромбанка Евгения Дышлюк. Показатель IRR для таких проектов считается в долларах, так как они ориентированы на экспорт, а цены на продукцию на внутреннем рынке привязаны к зарубежным, объясняет эксперт.

    Одна из крупнейших в мире нефтегазовых компаний, Total, оценивает IRR своих нефтехимических проектов в разных странах (США, Алжир, Саудовская Аравия и Южная Корея) как «выше 15%». Но обычно уровень для западных компаний ниже — это объясняется в первую очередь доступом к более дешевому финансированию, отмечает старший аналитик Wood & Co. Ильдар Давлетшин. У российских проектов IRR значительно выше из-за более дорогих кредитов, а также страновых рисков, которые включают и нестабильные налоговые условия, отмечает эксперт. Но проекты в Азии (в том числе китайские), основные конкуренты ВНХК, могут изменить будущую картину в предложении нефтехимической продукции и потенциально снизить маржу проекта, добавляет он.

    Желание «Роснефти» добиться более высокой доходности понятно: нефтяные компании могут инвестировать и в добычу, которая намного рентабельнее, чем переработка и нефтехимия, так что новые проекты с IRR ниже 15% они не утверждают, говорит один из источников РБК. Другая причина — желание продемонстрировать зарубежным партнерам, что государство поддерживает проект, говорит еще один собеседник РБК.

    Зачем нужны обратные акцизы

    Обратные акцизы правительство придумало для НПЗ и нефтехимических предприятий, чтобы компенсировать им рост цен на сырье из-за налоговых маневров. Для отдельных заводов также ввели логистические коэффициенты, которые увеличивают вычеты из бюджета в 1,1–1,5 раза. Логика такая: чем дальше завод находится от границы, тем дороже его сырье, слабее позиции на экспортных рынках и, соответственно, тем больше поддержка от государства. ВНХК планируется построить на побережье Тихого океана — близко к экспортным рынкам, но далеко от источника сырья, пересказали два чиновника аргументы «Роснефти».

    Почему «Роснефть» откладывала ВНХК

    О строительстве крупного НПЗ мощностью 20 млн т вблизи Находки, на конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), «Роснефть» задумалась еще в 2006 году, говорил в то время ее глава Сергей Богданчиков (тогда Сечин возглавлял совет директоров компании). В 2010-м компания переформатировала НПЗ в нефтехимический комплекс (ВНХК) и затем неоднократно меняла конфигурацию проекта. В мае прошлого года, после десяти лет обсуждений, она исключила проект из своей инвестпрограммы.

    Проект ВНХК был рентабельным в рамках существовавшей налоговой системы, а теперь «как таковой был снят, исключен из инвестиционной программы компании» в связи с завершением большого налогового маневра, который предполагал постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), объяснял тогда первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров.

    Еще одна причина — ручное регулирование нефтеперерабатывающего бизнеса со стороны правительства, следовало из слов Федорова. «Все слышали о соглашениях [о заморозке цен на топливо], которые были продлены сейчас на три месяца. И мы считаем не нулевыми перспективы продления этих соглашений и до конца года, и может быть, на более продолжительный период времени», — говорил он.

    Тогда в Минфине заявили, что налоговый маневр в нефтяной отрасли не мог служить препятствиям для проекта «Роснефти», а, наоборот, улучшал экономические показатели реализации его первой очереди. Тем не менее нефтяная компания допускала, что вернется к проекту «при наличии привлекательных и гарантированно стабильных фискальных и регуляторных условий».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: