Экологический класс не установлен что это значит?

Экологический класс автомобиля: как узнать, таблица, законы

Поскольку Россия является одной из стран-участниц Женевской конвенции о дорожном движении, в нашей стране существуют законодательно закреплённые стандарты, касающиеся состава выхлопных газов. В нормативных актах чётко сказано, что использовать на территории страны можно лишь те транспортные средства, которые выбрасывают в атмосферу не больше установленного количества вредных веществ. В нашей статье мы расскажем о том, что включает в себя понятие «экологический класс автомобиля» и какие классы существуют на сегодняшний день.

Что значит экологический класс автомобиля

В основе системы разделения автомобилей на экологические классы лежат исследования, касающиеся состава выхлопных газов. Установлено, что в среднем за год работы одна машина потребляет около четырёх тонн кислорода, а в воздух выбрасывает следующие продукты его переработки:

  • угарный газ – около 800 кг;
  • углероды – 200 кг;
  • оксиды азота – 40 кг.

В то же время по статистике каждый день на дорогах становится всё больше и больше новых автомобилей. Специалисты в сфере экологии всерьёз обеспокоены тем, как на экосистеме Земли скажется постоянный рост отравляющих выбросов. Естественно, что ограничить количество частных транспортных средств на законодательном уровне не представляется возможным. Вместо этого было решено ввести нормы, касающиеся максимального содержания вредных веществ в выхлопных газах. На сегодняшний день их обязаны выполнять все компании, которые производят автомобили.

Итак, какой смысл вкладывается в понятие экологического класса автомобиля? Все транспортные средства распределяются по нескольким категориям в зависимости от того, как много вредных веществ они выбрасывают в воздух во время работы. Учитывается также и то, на каком топливе работает автомобиль, ведь разрушающее действие на атмосферу оказывают ещё и испарения от топлива.

К вредным испарениям относятся:

  • СО – оксид углерода;
  • NO – оксид азота;
  • углеводороды;
  • твердые вещества мелких фракций.

Экологический класс присваивается машине во время пересечения границы государства, на таможне. У автомобиля должен быть технический паспорт, в котором и ставится пометка о том, к какому классу он принадлежит.

С чего всё началось

Документы, связанные с регламентацией выбросов транспортными средствами ядовитых веществ, начали появляться в 1992 году. Уже тогда состояние экологии в европейских странах оставляло желать лучшего. Первый стандарт, ограничивающий объём вредных выбросов, назывался Евро 1. Несколько лет спустя был принят второй стандарт, Евро 2, содержащий ещё более жёсткие нормы. В последующем благодаря активной деятельности природозащитных организаций возникли третья, четвёртая и пятая редакции экологических стандартов. В результате в таком вопросе, как экологические классы автомобилей, евро – это основной стандарт.

В нашей стране первым экостандартом для автомобилей был введённый в 2006 году Евро 2. Затем каждые два года происходила смена документа на более новый. Что касается машин, ввозимых в Россию в текущем году, они уже должны соответствовать самому современному стандарту – Евро 5.

Как законы об экологическом классе автомобиля сказываются на жизни обычных людей? В первую очередь они ограничивают возможность ввоза в страну иностранных автомобилей, которые не соответствуют актуальным нормам.

Объясним на примере, как это работает.

Допустим, кто-то приобрёл в Европе автомобиль Ситроен 2003 года выпуска и хочет перевезти его в Россию. Проблема в том, что зарегистрировать данную машину и получить на неё технический паспорт невозможно. Так как в 2003 году в европейских странах действовал стандарт Евро 3, а в России сейчас актуален более новый стандарт, экологический класс этого авто считается устаревшим. Чтобы такой проблемы не возникло, нужно было выбирать более новый Ситроен, в год производства которого уже действовал текущий экологический стандарт.

Экологические классы автомобилей

Евро-1 – стандарт, который стал первым небольшим шагом в сторону защиты окружающей среды от вредного воздействия автомобильных выхлопов. Обозначенные в нём нормативы касались только автомобилей, работающих на бензине. В Евро-1 было установлено максимально возможное содержание в выхлопных газах таких веществ, как оксид азота, оксид углерода и углеводород. Однако жёсткими эти ограничения назвать нельзя.

Евро-2 – следующий вариант экологического класса автомобилей, который предусматривал, что содержание отравляющих веществ в автомобильных газах должно быть уменьшено втрое. В России его законодательно признали в 2005 году и начали применять в 2006.

Евро-3 – первый стандарт, которому должны были соответствовать также и автомобили с дизельным двигателем. Нормы относительно количества вредных примесей в отработанных газах здесь стали ещё более жёсткими. Максимум содержания таких веществ по сравнению с предыдущей редакцией стал ниже почти на 40 %.

Евро-4 стали активно применять в странах Европы с 2005 года, а в Российской Федерации – с 2010. Автомобили, соответствующие данному экологическому классу, должны выбрасывать в атмосферу ещё на 40 % меньше вредных соединений, чем ТС класса Евро 3.

Евро-5 – последняя на данный момент редакция экологического стандарта. С 2008 года нормы этой редакции стали обязательными для грузовых автомобилей, а с 2009 и для легковых. В 2015 году этот стандарт приняли и в нашей стране. На данный момент, как в России, так и во всех государствах Европейского союза разрешены к реализации только автомобили данного класса.

После того, как получил повсеместное распространение экологический класс автомобилей Евро 5, стало опасно приобретать за границей транспортные средства иного класса. Такую машину можно ввезти на территорию страны, где действует новый стандарт, но использовать её по назначению нельзя. При въезде в Россию на таможне вы не получите технический паспорт на автомобиль класса Евро 4 или Евро 3, а значит, не сможете зарегистрировать его в ГИБДД. Такая ситуация будет иметь место независимо от того, для каких целей вы приобрели автомобиль, грузовой он или легковой, новый или с пробегом.

Единственная возможность приобрести машину экологического класса Евро 4 и ездить на ней – обратиться к надёжным отечественным поставщикам. Если на момент покупки машина уже находится на территории страны и имеет действующий ПТС, то оформления новых документов не потребуется, и на автомобиле можно будет ездить на законных основаниях.

Изменения в экологическом законодательстве коснулись не только транспорта, но и нефтеперерабатывающей промышленности. Все предприятия теперь обязаны использовать бензин, соответствующий нормам Евро 5. Данная реформа готовилась довольно долго, и в 2016 году все необходимые меры по модернизации были завершены.

Итак, экологический класс присваивается каждому автомобилю в зависимости от его характеристик. Как в России, так и в других государствах существуют нормативные акты, связанные с использованием машин того или иного класса. Так, ряд правил касается передвижения по заповедным зонам. Машинам, которые выбрасывают недопустимое количество химикатов в атмосферу, на охраняемые территории въезд запрещён.

Как узнать экологический класс автомобиля

В связи с изменениями в нормативах у автомобилистов может возникнуть необходимость переоборудования транспортного средства. Чтобы понять, придётся ли вам менять двигатель или достаточно внести изменения в документы, нужно узнать, какой экологический класс у автомобиля на данный момент. От этого будет зависеть перечень действий, которые позволят вам привести машину в соответствие действующим нормам.

Есть несколько способов, как определить экологический класс автомобиля:

1. Изучить свидетельство о регистрации машины.

Если вы ездите на автомобиле, у вас должен быть документ, подтверждающий его регистрацию. В новых свидетельствах есть строчка, которая так и называется: «экологический класс».

В этой строке словами написан номер класса: пятый, четвёртый и так далее.

Если у вас именно такое свидетельство, вы запросто узнаете, к какому классу относится ваша машина. Тогда вам нужно учитывать только изменения в законах, которые действуют с 2018 года.

Но СТС нового образца начали выдавать совсем недавно. В полученных несколько лет назад документах экологический класс не указывался. Если вы являетесь владельцем такого свидетельства, то для вашего автомобиля будут актуальны ограничения, которые вступят в силу в 2021 году.

Есть ещё один момент: экологический класс автомобиля может быть не указан в свидетельстве, но отмечен в техническом паспорте. Однако согласно новым правилам всё равно будет считаться, что класс вашего ТС неизвестен. Соответственно, все новые ограничения для вас будут актуальны. Такая ситуация расстроит водителей, особенно если они намеренно приобрели авто с высоким классом экологической безопасности, но на момент покупки соответствующую отметку ещё не ставили в свидетельство.

Чтобы в дальнейшем избежать проблем, стоит обратиться в ГИБДД и запросить оформление нового свидетельства на транспортное средство. Для этого у вас ещё есть время, поскольку изменения вступят в силу лишь через несколько лет. Заменить свидетельство на машину не сложно: процедура занимает несколько дней, а пошлина составляет 500 рублей для бумажного или 1500 для пластикового варианта.

2. Посмотреть в паспорте автомобиля.

Паспорт любого автомобиля содержит основные данные о нём, среди которых может быть и номер экологического класса. В документах нового типа для этого также есть специальная строка, где данная информация пишется словами.

В ПТС, выданных несколько лет назад, экологический класс может быть указан в графе для дополнительных сведений.

Если в вашем ПТС ничего не сказано о принадлежности машины к тому или иному классу, обратитесь к таблице Росстандарта.

3. Определить по таблице Росстандарта экологический класс автомобиля.

Экологический класс автомобиля можно определить по специальной таблице. Она составлена ведомством, занимающимся сертификацией транспортных средств, с учётом действующих в стране стандартов.

Читайте также  Зачем нужна резинка на направляющей суппорта?

В таблице учитываются два основных критерия: в каком году было произведено транспортное средство и в какой стране. Среди производителей – страны Евросоюза, а также целый ряд других государств. При этом, чтобы данные в таблице были достоверными, составители учитывали не только нормы ЕЭК ООН, но и местные законодательные ограничения, принятые в каждом из обозначенных государств.

Хотя таблица разработана в России и для россиян, нашей страны в списке нет. Дело в том, что все экологические нормативы в РФ вводились с опозданием по сравнению с европейскими странами, и долгое время они вовсе отсутствовали. Соответственно, нельзя сравнивать автомобиль, произведённый в начале 2000-х годов или ранее в России, с аналогичным ТС, привезённым из Европы.

Если вы определили экологический класс своей машины по данной таблице, но у вас остались какие-то вопросы, вы можете обратиться в электронную базу со своим VIN-кодом.

Данный код может быть расположен на разных частях автомобиля. Чаще всего это двигатель, кузовная стойка у водительского сидения, торпедо со стороны водителя, обшивка пола, дверной порог. Также идентификатор всегда можно найти в паспорте.

Итак, в помощь автолюбителям Росстандарт составил таблицу, изучив которую вы можете узнать экологический класс автомобиля. Для этого необходимо знать лишь два параметра: где был выпущен автомобиль и в каком году.

В таблице учтены нормы экологического законодательства ЕС, США и всех остальных стран, которые есть в списке производителей.

Экологические классы автомобилей: таблица

Год выпуска ТС, включительно

Не соответствуют требованиям стандартов на момент ввоза РФ (Евро1 и ниже)

Соответствуют требованиям стандартов по экологическим классам

Экологический класс в декларации по транспортному налогу

  • Важен ли для транспортного налога экологический класс автомобиля?
  • Экологический класс транспортного средства — что это?
  • Как узнать экологический класс?
  • Итоги

Важен ли для транспортного налога экологический класс автомобиля?

Величина параметров, участвующих в расчете транспортного налога, в существенной степени зависит от правил, установленных в субъектах РФ (ст. 356 НК РФ). Регионам дана возможность не только самостоятельно вводить льготы, устанавливать порядок и сроки уплаты, но и определять величину ставки для исчисления налога.

Размер ставки в зависимости от вида транспорта привязывается к разным параметрам. Для авто-, мото-, нереактивного авиа-, самоходного водного транспорта он зависит от мощности двигателя. Базовые величины ставок приведены в НК РФ (п. 1 ст. 361), но в регионе они могут меняться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения и дифференцироваться. Важно, чтобы конечный результат не отклонялся от базового более чем в 10 раз и не касался авто с мощностью, не превышающей 150 л. с. (п. 2 ст. 361 НК РФ).

Дифференцирование ставок может быть связано (п. 3 ст. 361 НК РФ):

  • с категорией транспорта;
  • его возрастом;
  • экологическим классом.

Таким образом, экологический класс транспортного средства для транспортного налога приобретает значение при выборе ставки, если такая зависимость установлена законом региона. В декларации по налогу на транспорт для указания экологического класса отведена строка 110 в разделе 2. Если ставка не привязана к этому показателю, то в соответствующей строке будет проставлен прочерк (письмо ФНС России от 20.07.2012 № БС-4-11/12083).

Подробнее о процедуре заполнения декларации читайте в статье «Порядок заполнения декларации по транспортному налогу».

Экологический класс транспортного средства — что это?

Что характеризует учитываемый при расчете транспортного налога экологический класс автомобиля?

Работа авто сопровождается выбросом загрязняющих веществ. Их состав определяется:

  • вредными веществами, содержащимися в выхлопных газах;
  • испарениями, образующимися от топлива определенного вида.

Объем этих веществ создает вполне конкретный уровень загрязнения, возникающий при эксплуатации легкового или грузового авто. По нему-то автотранспорт и поделили на экологические классы.

В РФ в настоящее время применяется деление, установленное решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (подп. 1.4 п. 1 приложения № 1). Согласно ему выделяется 6 экологических классов (от 0 до 5). Каждый из них привязан к автотранспорту определенных типов и виду топлива, на котором работает их двигатель, и соотнесен с правилами, определяющими допустимый уровень выбросов, возникающих при работе исправного авто. Более высокому экологическому классу соответствует более низкий уровень выбросов.

Как узнать экологический класс?

Однако для того, чтобы узнать, к какому классу относится автомобиль, нет необходимости обращаться к вышеуказанному решению Комиссии Таможенного союза. Сделать это можно более простым способом.

Экологический класс указывается в специально отведенной для этого строке (№ 13) современного бланка паспорта транспортного средства (ПТС). Номер экологического класса здесь приводится не цифрой, а прописью. В старом варианте ПТС, не предусматривающем наличия специальной строки, отметка о номере экологического класса может стоять в графе «Особые отметки» в левом верхнем углу документа.

О том, как мощность двигателя авто, указанную в ПТС в киловаттах, перевести в лошадиные силы, читайте в материале «Транспортный налог на автомобили в России 2019 — 2020 годы».

Итоги

Одним из показателей, влияющих на величину применяемой ставки по транспортному налогу, может оказаться экологический класс, к которому принадлежит конкретное транспортное средство. Вопрос о его использовании зависит от решения, принятого при установлении ставок в регионе.

Номер класса указывается в ПТС транспортного средства современного образца в специально отведенной для этого строке. Если ПТС оформлен на старом бланке, то сведения о номере экологического класса могут отражаться в графе «Особые отметки».

Критерии НВОС с 2021 года: не торопимся и ждем изменений правил ведения реестра НВОС

Для объектов, которые негативно воздействуют на окружающую среду (НВОС) разработаны новые критерии для присвоения категории. Новые критерии для объектов НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) действуют с 1 января 2021 года — смотрите Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. Больше всего «пострадали» II и IV категория, но в I и III также есть дополнения или исключения. Разбираемся, что делать природопользователям, если категория по новым критериям изменилась, но объекты НВОС уже стоят на учете.

Что изменилось в категорировании НВОС?

Новые критерии больше учитывают вид хозяйственной деятельности, чем объемы, по сравнению с отмененным Постановлением от 28.09.2015 № 1029. Так, например, объекты по производству пищевых продуктов относятся к I категории, независимо от производительности.

выпуск продукции из сахарной свеклы — для него сохранены суточные или квартальные объемы

объекты с локальными очистными сооружениями, которые соответствуют требованиям природоохранного законодательства о сбросах сточных вод — отнесены ко II категории

упаковка пищевых продуктов — деятельность исключена из критериев.

Учет производительности сохранен по большинству категорий, в т. ч., по деятельности в области обращения с отходами, но изменились количественные критерии. Также законодатель уточнил формулировки в перечислениях, заменив союз «и» на «и (или)». Т. е. для отнесения к определенной категории достаточно выполнения хотя бы одного из указанных критериев, а не их совокупности.

Рассмотрим изменения подробнее.

I категория

1. Дополнена объектами:

по добыче или подготовке руд титана

размещения отходов I и (или) II классов опасности, III класса (500 т и более в год)

по обогащению угля.

2. Исключены объекты:

производства фармацевтических субстанций (перевод во II категорию)

упаковки пищевых продуктов

выполнения работ по убою животных, если есть локальные очистные сооружения.

3. Уточнены количественные критерии по объектам:

производства огнеупорной керамики, фарфоровых изделий

обращения с отходами I — III классов опасности

производства продукции из сахарной свеклы

II категория

1. Дополнена объектами:

обеспечения электроэнергией, газом и паром с установленной генерирующей мощностью менее 250 МВт и более 3,5 МВт — на твердом или жидком топливе, менее 500 МВт и более 7 МВт — на газообразном топливе

по добыче полезных ископаемых, если объект не отнесен к I категории и общераспространенным полезным ископаемым

обеспечения тепловой энергией со сжиганием топлива, с проектной тепловой мощностью менее 20 Гкал/час и более 3 Гкал/час; более 3,5 Гкал/час — на твердом и жидком топливе; более 7 Гкал/час — на газообразном топливе

по производству фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит

по транспортированию с использованием межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, их сливу (наливу) на сливоналивных железнодорожных путях

по производству резиновых изделий из резиновых смесей

утилизации отходов IV и V классов опасности с применением термических способов (с проектной мощностью менее 3 т/час)

утилизации и обезвреживания отходов I — III классов на установках небольшой мощности, в т. ч., мобильных установках

обработки отходов I — III классов

утилизации отходов IV и V классов (кроме применения термических способов)

по производству бетонного раствора и асфальтобетонной смеси

выполнения работ по убою животных, если есть локальные очистные сооружения

по производству фармацевтических субстанций

инфраструктуры портов, морских портов, железнодорожного транспорта, которые не соответствуют критериям для IV категории.

2. Уточнены количественные критерии по объектам:

производства огнеупорной керамики, фарфоровых изделий

обращения с отходами

производства продукции из сахарной свеклы

складирования и хранения нефти, нефтепродуктов, агрохимикатов

производства изделий из бетона.

Обратите внимание, что теперь почти вся деятельность по обращению с отходами отнесена к I или II категории. Исключение: обработка отходов IV и V классов.

III категория

размещения отходов, после полного выполнения работ по ликвидации и (или) рекультивации, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, до снятия с учета

Читайте также  Кончился бензин на дороге что делать?

обработки отходов IV и V классов

работ на участках недр, использования водных объектов, если объекты не отнесены к другим категориям

по добыче подземных вод, если объект не соответствует критериям для IV категории

строительства капитальных объектов продолжительностью более полугода.

IV категория

Законодатель ввел новый критерий для отнесения объектов к IV категории при одновременном выполнении с другими условиями: «отсутствие выбросов загрязняющих веществ». Таким образом, он сократил количество безучетных видов хозяйственной деятельности, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Другие дополнения по объектам:

производство, в т. ч., для собственных нужд, электроэнергии (с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и горячей воды (с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час), при условии отсутствия сбросов промышленных сточных вод и загрязняющих веществ

добыча подземных вод, при отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов в окружающую среду, либо для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки)

строительство капитальных объектов длительностью менее шести месяцев.

Законодатель исключил из 4 раздела формулировку «газообразное топливо». Теперь все котельные, которые соответствуют критериям, относятся к IV категории.

Пообъектное сравнение изменений в критериях НВОС вы можете скачать по ссылке в конце статьи.

Что делать природопользователям, если объект НВОС уже поставлен на учет?

Пока ничего не делать и жить с тем, что есть. Логика такого утверждения следующая.

1. Если категория объекта НВОС по новым критериям не изменилась, то и переживать не нужно. Хозяйствующий субъект свои обязательства по предоставлению достоверных данных в Реестр НВОС выполнил.

2. Категория объекта изменилась. Рассмотрим самый страшный случай, когда она выросла до I и попала под действие федерального государственного экологического надзора, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903. Ранее объект был внесен в Реестр НВОС на региональном уровне.

Согласно п. 7.1 ст. 65 Закона № 7-ФЗ, федеральный экологический надзор распространяется на всю деятельность юридического лица или ИП, если хотя бы один объект соответствует критериям ПП № 903.

2.1. Правила создания и ведения Реестра НВОС в ред. Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 не предусматривают актуализацию сведений при изменении критериев категорирования. Все случаи, когда можно поменять данные по уже учтенному объекту, приведены в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ:

замена организации или ИП, которые ведут хозяйственную деятельность на объекте НВОС

реорганизация ЮЛ в форме присоединения

изменение адреса ЮЛ или Ф.И.О., места жительства, реквизитов документов ИП

смена адреса объекта НВОС

изменения в характеристиках технологических процессов, источников загрязнения, очистных сооружений, устройств по использованию, обезвреживанию и размещению отходов.

Данные в Реестре НВОС не меняют, если у предпринимателя не возникло хотя бы одно из перечисленных условий.

2.2. Росприроднадзор, как держатель Реестра НВОС, подтверждает данную позицию. Он указывает, что перечень оснований для внесения изменений в данные учета по ст. 69.2 Закона закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Статья 7.1 этого же Закона в него не входит.

Вы можете ознакомиться с позицией Росприроднадзора на официальном сайте ведомства, в рубрике «Часто задаваемые вопросы», или скачать текст разъяснения по ссылке в конце статьи.

Проект новых правил учета НВОС

Минприроды России подготовил проект новых Правил создания и ведения Реестра НВОС, в котором предусмотрена возможность изменения категории объекта при вступлении в силу новых критериев. Документ размещен на официальном портале публикации проектов нормативных актов 21 мая 2021 года, анонсирован на сайте ведомства.

Пункты 32-33 проекта устанавливают, что при изменении критериев категорирования НВОС территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают актуализацию сведений в реестрах, выдают предпринимателю новое свидетельство о постановке на учет. Срок — 6 месяцев со дня вступления в силу НПА. Активное участие владельца объекта в этой процедуре не предусмотрено.

Так что мы советуем предпринимателям, которым «повезло» попасть по новым критериям в сферу федерального экологического надзора, не переживать и ждать изменений в нормативном регулировании. Есть риск, что у отдельных инспекторов Росприроднадзора в регионах возникнет соблазн привлечь природопользователей к ответственности за неподачу заявления об актуализации данных в Реестре. Переубедить их помогут документы, ссылки на которые мы привели в конце статьи.

Не дыми

Как быть тем, кто со своим устаревшим транспортом проживает в районе, куда ему въезд запрещен? Корреспондент «РГ» попытался разобраться в этом вопросе. Напомним, минтранс разработал дорожную карту по введению в городах зон, в которые будет запрещен въезд автомобилей с низким экологическим классом. Документ направлен в заинтересованные министерства и ведомства для согласования. Подробности этого документа неизвестны. Но известно, что одно из предложений — это увеличение штрафа за проезд под такой знак. Сейчас штраф за такое нарушение составляет 500 рублей, как за нарушение требований любого знака или дорожной разметки. На сколько предлагает минтранс увеличить штраф за нарушение требований знаков по экологическому классу, пока неизвестно.

Слишком старые машины

Надо сказать, что пока и сами эти знаки нигде не применяются, хотя вступили в силу они еще в июле 2018 года. Проблема в том, что применять их очень сложно. Ведь большинство автомобилей у нас экологического класса не имеет. Заносить данные об экологическом классе в паспорта транспортных средств стали не так давно — в 2011 году. То есть менее 10 лет назад. По данным Госавтоинспекции, за 2017 год у нас было зарегистрировано всего 59 790 435 автомобилей. Из них 9 299 057 в возрасте от 10 до 15 лет. А старше 15 лет — 21 452 089 машин. То есть 51 процент автомобилей в России старше 10 лет и не имеет экологического класса, вписанного в паспорт.

С легковыми автомобилями ситуация чуточку лучше. Всего их зарегистрировано 46 887 145. При этом в возрасте от 10 до 15 лет — 7 773 081 машина. 14 521 023 легковушки — старше 15 лет. То есть всего 47 процентов автомобилей старше 10 лет, у которых нет экологического класса.

Согласно постановлению правительства, знаки, запрещающие въезд машин по экологическому классу, не будут распространяться на автомобили, у которых экологический класс не установлен вплоть до июля 2021 года. То есть половине автовладельцев до середины 2021 года не будут грозить ни штрафы, которые планируется ввести уже осенью этого года, ни запреты на въезд. И это уже само по себе создает социальную несправедливость. Те, кто не может раскошелиться на новый автомобиль высокого экологического класса, будут ограничены в правах. Тем, у кого автомобили вообще древние, — ничего грозить не будет.

Как оформить класс?

А что произойдет после июля 2021 года? Скорее всего, автомобили с неустановленным классом будут признаны «Евро 0». А значит, всем им будет запрещено въезжать в любые зоны с ограничениями и начнется повальный сбор штрафов.

В качестве выхода из такой ситуации разработчики дорожной карты предлагают ввести возможность упрощенного оформления экологического класса. В принципе, оформить его можно и сейчас. Для этого необходимо обратиться в специализированную лабораторию, где выдадут соответствующее заключение. Понятно, что такая экспертиза будет стоить денег. Около 5 тысяч рублей.

С полученным заключением необходимо обратиться в ГИБДД для внесения изменений в регистрационные документы, то есть в паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации. За это придется заплатить госпошлину в размере 850 рублей.

Сейчас вся лабораторная экспертиза заключается в установлении модели двигателя и проверке по базам данных компаний-производителей его экологического класса.

Как сообщил начальник Госавтоинспекции МВД РФ Михаил Черников, сейчас около 70 процентов паспортов транспортных средств в России не содержат отметки об экологическом классе. Но чтобы получить отметку, людям ничего не понадобится делать. Всю эту работу ГИБДД проведет вместе с Центральным научно — исследовательским автомобильным и автомоторным институтом «НАМИ». Предполагается, что база, которая будет содержать данные об экологических классах всех автомобилей, будет готова к июню-июлю 2021 года. То есть, как раз к моменту, когда пункт правил каснется всех тех, у кого такой класс в ПТС не указан. При этом каждый владелец авто будет уведомлен о том, к какому классу отнесена его машина.

— Если кто-то будет не согласен с присвоенным ему классом, то этот спорный вопрос будет решаться в частном порядке, — отметил Михаил Черников.

Он также рассказал, что выявлять нарушителей, въехавших под соответсвующий знак или в соответсвующую зону будут автоматические комплексы фотовидеофиксации нарушений. По его словам, вручную администрировать это нарушение бесполезно. Как сейчас камеры через базу данных получают сведения о владельцах автомобилей по зафиксированному номеру, так же они будут получать данные об экологическом классе автомобиля, проехавшего под ними.

Судам добавится работы

Однако и тут есть свои тонкости. Почему до сих пор не работают камеры, которые должны выявлять незастрахованные по ОСАГО автомобили? Потому что для этого необходимо проверять все проехавшие под камерами автомобили. А это практически невозможно. Страховщики нашли выход. Но для проверки экологического класса он вряд ли подойдет.

Читайте также  Объем масла в КПП газель бизнес

Остается вопрос, что делать тем, у кого машины изначально класса «Евро 0»? Например, пенсионеру, владеющему «Жигулями» пятой модели, да который еще и проживает в районе, ограниченном для въезда автомобилей класса ниже «Евро 2»? Избавляться от машины и оставаться без средства передвижения? Или регулярно платить штрафы?

Конечно, можно придумать специальные реестры для проживающих в этих районах людей. Но введение любого рода исключений всегда чревато ростом коррупции. Ведь тогда у пенсионеров, проживающих в таких ограниченных зонах, появятся неожиданно спортивные и раритетные суперкары, которые «Евро 2» не соответствуют, зато красивые, быстрые, мощные и дорогие.

По мнению юристов, введение таких зон вызовет массу судебных разбирательств. Но начнутся они только после того, как тех, кто проживает в этих зонах, начнут штрафовать.

Правила дорожного движения предполагают исключения для военных, пожарных, «скорых», а также машин аварийной газовой службы. Однако исключений для техники ЖКХ в них не предусмотрено. Отсюда возникает вопрос: кто будет убирать территории с ограничением въезда «Евро 4»? Мусоровозов такого класса явно недостаточно.

Избавились от хлама

Понятно, что все это делается не только для сохранения экологии. Но в том числе и для обновления автопарка. Автопарк стремительно стареет. Это вредит не только экологии, но и людям — увеличивается количество аварий по причине неисправности автомобилей. С этим давно и долго боролись в Европе. В большинстве стран были реализованы целые государственные программы, направленные на обновление автопарка. Но нигде не начинали с таких резких мер. Они принимались уже на последнем этапе.

На первом делалась невыгодной эксплуатация машин низких экологических классов. Применялось акцизное регулирование — чем выше качество топлива, тем ниже акциз на него. То есть потребителю оно обходилось дешевле. У нас же все наоборот.

Принимались программы по утилизации автомобилей. Утилизация была и остается платной, но стоит значительно дешевле. К тому же предоставляются налоговые скидки, если предыдущий автомобиль собственник утилизировал.

Кстати, и транспортный налог исчисляется с учетом экологического класса автомобиля. Именно такая политика европейских стран привела к массовой продаже подержанных машин. В результате чего они хлынули в Россию. Европа освободила свою территорию от старых машин, и после этого стала жестко ограничивать въезд по экологическим классам на ту или иную территорию.

Да, сейчас у нас стоит ограничение на ввоз автомобилей не ниже «Евро 5». Но действует оно лишь с 2016 года. Так что количество старых машин просто огромно. У нас не работают программы утилизации автомобилей. Они работали, но недолго. У нас поощряется производство дешевого топлива. Конечно, все эти меры не предполагают вывода старых автомобилей с рынка. Поэтому вводить при таком антураже запрет на въезд в те или иные зоны по экологическому классу рановато. Получается искусственное разделение людей на тех, кто имеет возможность обновить автомобиль, и на тех, кто должен остаться без средства передвижения.

Старые автомобили будут невыгодными

«Экологический класс – нулевой» — такая строчка в ПТС в скором времени может стать приговором. В Мосгордуме продолжают обсуждать инициативу, касающуюся изменения формата транспортного налога. Депутаты предлагают привязать его не к мощности автомобилей, а к экологическому классу. Это значит, что чем автомобиль будет новее и, соответственно, экологичнее, тем меньше за него придется платить. Однако такой механизм расчета выплат внедрить будет очень непросто, считают эксперты.

Случаи, когда в ПТС указан нулевой экологический класс, на вторичном рынке очень распространены. Фактически это ошибка: чаще всего речь идет об автомобилях, выпущенных и после 2005 года, когда стандарт Евро-4 стал обязательным для всех в Европе. Как пояснили корреспонденту Autonews.ru в ГИБДД, исправления в графе «экологический класс» может делать исключительно таможенный орган. При этом если в ПТС экологический класс вообще не прописан, то при постановке на учет он автоматически становится нулевым.

В Федеральной таможенной службе говорят, что произвести исправления можно, предоставив целый пакет документов. Главный из всех – сертификат о соответствии автомобиля определенному экологическому классу. При этом даже если машина попадает, например, под Евро-4 по всем таможенным каталогам, сделать соответствующую отметку без сертификата невозможно.

В Москве компаний, занимающихся выдачей подобных сертификатов, существует несколько десятков. Стоимость такого документа, в зависимости от сроков выполнения и от возраста автомобиля, составляет от 2 до 9-10 тысяч рублей. В одной из компаний, в которую мы обратились как частное лицо с просьбой выдать сертификат Евро-4 для автомобиля 2003 года выпуска, нам сообщили, что это сделать возможно.

«Установка дополнительного катализатора и прочего оборудования не потребуется. Все, что нужно, это номер ПТС, СТС, а также данные собственника транспортного средства. Никаких замеров по выбросам вредных веществ мы не делаем», — сказал собеседник.

На вопрос, каким образом будет сделан сертификат, если по всем каталогам автомобиль соответствует нормам Евро-3, в компании не объяснили: «Присылайте данные, заполняйте форму, а там посмотрим».

По словам директора научного центра «Экологическая безопасность и устойчивое развитие транспорта» НИИ автомобильного транспорта Юлия Кунина, в Европе вопрос пересмотра транспортного налога уже поднимался несколько раз. «В настоящее время там действует налог на парниковые газы. Это побуждает людей покупать как можно более экономичный и экологичный автомобиль», — сказал Кунин корреспонденту Autonews.ru.

Эксперт считает, что заменять транспортный налог на экологический не следует – нужно ввести лишь повышающие и понижающие коэффициенты, которые будут зависеть от экологического класса.

«Автомобили с нулевым классом будут попадать под повышающие ставки. Чем автомобиль чище – тем за него нужно меньше платить. Мы предлагали нечто подобное в Москве еще несколько лет назад. Все бумаги были предоставлены, однако поправки в закон так и не прошли. Для этого нужна политическая воля», — говорит директор научного центра «Экологическая безопасность и устойчивое развитие транспорта».

Прогноз относительно инициативы, предложенной депутатами Мосгордумы, у Юлия Кунина пессимистичный: «В ближайшее время поправки приняты не будут – все упрется в решение Минфина. Хотя вся документация готова, достаточно лишь обратиться в архив».

Минприроды России уже готовит предложения по внедрению системы «эко-маркировки» автомобилей. Об этом заявил министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской на пресс-конференции. Главная цель разрабатываемого документа, по словам министра, заключается в снижении негативного воздействия транспорта на окружающую среду, климат и здоровье населения.

«Помимо штрафных санкций может быть применен инструмент запрета на въезд транспорта с высоким выбросом CО2 в отдельные районы городов, например, в центр мегаполиса, на территорию охраняемых природных зон, парков и так далее. Пилотный проект планируется реализовать в Москве», — сказал Донской.

С января 2014 года, напомним, в России начала действовать норма Евро-5, как минимальный экологический порог. Все транспортные средства, ввозимые на территорию РФ, должны соответствовать этой норме. Однако в действительности допускаются для ввоза и автомобили экологического класса Евро-4. Для этого импортер должен предоставить в таможенную службу «документы о соответствии», оформленные до 1 января 2014 года.

Однако больше остальных ограничения почувствуют на себе владельцы старых грузовиков. Экологические требования к большегрузам пускай и более лояльные, чем к легковым машинам, но это не отменяет последствий тех ограничений, которые на них будут накладываться. Так, с 1 сентября 2015 года фурам с двигателем ниже класса Евро-2 запретят движение в пределах МКАД. Кроме того, грузовики с моторами класса ниже Евро-3 не смогут въезжать в пределы ТТК.

«В основном, парк старых автомобилей держат в эксплуатации либо индивидуальные предприниматели, либо мелкие корпоративные клиенты. А им нелегко будет просто обновить свой парк, учитывая, что минимальная цена, например, «ГАЗели» начинается от 600 000 рублей», — сообщил корреспонденту Autonews.ru исполнительный директор «Хино Моторс Сэйлс» Юрий Зорин.

По мнению начальника транспортного отдела 3PL-провайдера LogLab Антона Колошеина, нововведение вызовет трудности, в первую очередь, для региональных компаний, которые осуществляют заказы в Москве.

«Для московского региона такая инициатива видится вполне правильной: сейчас в столице существует большой процент новых фур, в то время как в регионах он очень незначителен. Что касается парка логистических операторов, то чаще всего они постоянно обновляют его именно для центрального региона. Продолжать вводить экологические ограничения на транспорт необходимо, но нужно это делать аккуратно и постепенно. В регионах такую инициативу можно реализовать через 5-7 лет», — считает Колошеин.

Новые экологические требования затронут не только автомобилистов и владельцев логистических компаний. На начало 2015 года в России запланирован переход на топливо стандарта Евро-4. При этом в Минэнерго обещают, что дефицита топлива высокого класса в РФ не будет. Модернизация нефтеперерабатывающих заводов идет по плану. На фоне общего снижения потребления топлива их мощностей должно хватить. Вместе с тем эксперты прогнозируют рост цен на топливо, которые будет классом выше нынешнего.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: