Как восстановить распредвал своими руками?

Тема: Восстановление задранной постели распредвала на кухне (балконе).

Опции темы
  • Версия для печати
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Passat Регистрация 24.07.2006 Адрес Россия, Москва, САО Возраст 53 Сообщений 1,225

    Спасибо:
    Получено: 13
    Отправлено: 4

    Восстановление задранной постели распредвала на кухне (балконе).

    Долгая история. В общем стало давить систему охлаждения с попеременным рваньем радиатора печки, радиатора двигателя, расширительного бачка, трубки охлаждения турбины, раздутием шлангов. 3 раза сам менял прокладку ГБЦ, ибо на ней были видны прорывы. Без толку. В итоге ГБЦ была отвезена на опрессовку и шлифовку в Механику, где забраковали пару седел клапанов из-за трещин под ними. Сроки из-за отсутствия рем седел были туманными,куда шли трещины-не понятно, а финансы пели романсы, поэтому 35 килорублей, как просили наши уважаемые партнеры клуба за ГБЦ в сборе , выделить не мог.

    В итоге, благодаря нашему одноклубнику получил на руки ГБЦ с задранной постелью у зубчатой звезды выпускного распредвала ( из-за случившегося у него масляного голодания), правда с иного мотора- без СВВ APT, без родных крышек распредвалов , дюраль в общем. Уважаемая Механика запросила за восстановление напылением одной постели толи 7, толи 7,5 килорублей. Поскольку являюсь инженером, знаю, какова трудоемкость этой работы и стоимость порошка вкупе с мехобработкой, посчитал эту стоимость «слегка» завышенной.

    1. Фото задранной постели поспешно не сделал, но было ужасно. Надежду вселял участок в 7 мм шириной нетронутого задирами участка постели. Удручало, что эта постель — самая нагруженная зубчатым ремнем. Повыковыривал с лупой остатки наволоченной стали с шейки распредвала в силумине. Затем, подобрав подходящий по диаметру (несколько меньший) чисто обработанный стальной цилиндр,обернув его нулевкой с маслом, стал вручную выводить борозды, вернее убирать выпертости по краям задиров. Прям ювелирно. Вспомнил, как в молодости подгонял в полевых условиях, выводя в овал, надфилем, поршень спортивного мотора. Долго и упорно, с лупой.

    Phaeton Регистрация 23.04.2006 Адрес Череповец Возраст 42 Сообщений 3,484

    Спасибо:
    Получено: 25
    Отправлено: 0

    Чот по моему как было задранное, так и осталось. В чем восстановление то?

    Passat Регистрация 24.07.2006 Адрес Россия, Москва, САО Возраст 53 Сообщений 1,225

    Спасибо:
    Получено: 13
    Отправлено: 4

    Посчитал, что данные борозды будут играть роль лабиринтного уплотнения.

    Далее стал шлифовать вручную шейки распредвалов, своих, ибо на них имелись мелкие тонкие задиры. Для чего вывесил консолью каждый по отдельности распредвал , оперев концевую шейку на обрезок полипропиленовой трубки для воды, а другую подвесив на ленту из нулевки с маслом стал вращать равномерно распредвал. Опять таки ювелирно. (В отсутствие микрометра, разумеется). Финиш производил обратной стороной нулевки с маслом, те без абразива.

    — Добавлено чуть позже —

    Далее, зажав концевик клапанов, в дрель-шуруповерт, вращая,стал их отдирать от нагара, где отверткой, где шкуркой. Не трогая рабочих поверхностей.

    Passat Регистрация 24.07.2006 Адрес Россия, Москва, САО Возраст 53 Сообщений 1,225

    Спасибо:
    Получено: 13
    Отправлено: 4

    Собсно клапана, очищенные и отполированные, нулевкой с маслом, повторюсь -рабочие поверхности не трогаем:

    Passat Регистрация 24.07.2006 Адрес Россия, Москва, САО Возраст 53 Сообщений 1,225

    Спасибо:
    Получено: 13
    Отправлено: 4

    Passat Регистрация 24.07.2006 Адрес Россия, Москва, САО Возраст 53 Сообщений 1,225

    Спасибо:
    Получено: 13
    Отправлено: 4

    Далее притираем клапана пастой и приспособой -из присоски от мыльницы и любимой полипропиленовой трубки. Имеем уже засухаренные клапана:

    Знатный Перец Клуба VW Passat B5! Регистрация 07.05.2007 Адрес Россия, Балашиха, Глазов, удмуртия Возраст 42 Сообщений 5,821

    Спасибо:
    Получено: 870
    Отправлено: 66

    молодец конечно, но ты уверен что образив твоей нулевки не застрял теперь в гбц?
    И вообще если пастель задрало то ось колена поведет по-любому.
    И еще и крышек нет. Это же ваще пипец.
    Как ты крышки то подгонять собрался. Понятно что на гбц в принципе наплевать но валы то запоришь по-любому.

    Phaeton Регистрация 25.01.2008 Адрес Россия, Москва, СЗАО Возраст 56 Сообщений 3,773

    Спасибо:
    Получено: 53
    Отправлено: 4

    AUG, молодец что сочинил отчётик! Какой пастой притирал клапана? Как сейчас мотор работает? Машинку всю собрал?

    Phaeton Регистрация 23.09.2006 Адрес Россия, Москва, ВАО Возраст 53 Сообщений 4,360

    Спасибо:
    Получено: 200
    Отправлено: 147

    +стопицот
    я теперь до утра не усну

    Passat Регистрация 24.07.2006 Адрес Россия, Москва, САО Возраст 53 Сообщений 1,225

    Спасибо:
    Получено: 13
    Отправлено: 4

    1. Подгонку постели проводил (прошу не смеятся) с использованием ни разу не использованной длинной головки от Force вроде бы на 19. У нее чистая зеркальная поверхность, а измерение штангенциркулем не выявило овальности. Смысл был -не трогая еще живых поверхностей постели выбрать выпертости. Для визуального осмотра использовалась 10-ти кратная часовая лупа. Абразив на шкурке-нулевке-очень тонкий, с маслом, визуально силумин был чистым, после его смывки после ручной приработки, надеюсь -не внедрился.
    2. По рассказам от Владимира B5 APT эта сдвоенная крышка над постелью была вообще вдрызг изгрызена. Владелец головы переставил себе свои старые крышки и новую сдвоенную.(Если не путаю).

    Я понадеялся на немецкое качество, немецкие станки с ЧПУ с системой лазерного позиционирования от Брюль и Кьер, которые грамотно вовремя обслуживаются и поверяются и, как итог — понадеялся на высокую точность изделий на немецком потоке.

    Поэтому несколько раз контрольно ставил распредвалы, поливая постели и шейки маслом, не стягивая их ГНЦ, притягивая крышки предписанным моментом и тактильно ощущая вращал распредвалы. Собствнно распредвал лежит не только в этой постели, он центрируется всеми постелями и крышками. Первое время распредвалы вращались туговато, если не сказать тяжело, особенно выпускной, приходилось разбирать и более тонко выбирать выпертости дефектной постели, которые вроде визуально уже были выбраны, но на деле еще присутствовали. И вручную вращал-прирабатывал. Те риски на распредвале без крышки, которые видны на вторых снимках -это не риски. а потеки масла, организуемые этими траншейками. Когда усилия вращения на распредвалах примерно выровнялись (тактильно), собрал ГБЦ полностью. Разумеется с новыми МСК и сальниками.

    Притирку клапанов вел однокомпонентной пастой в тубе красного цвета с подставкой-крышкой, марку отпишу позже. Первый клапан для ускорения решил. поначалу, притереть шуруповертом, ухватив клапан за конец под сухарь, но тут-же обнаружил появление на теле клапана кольцевых рисочек и дальше притирал исключительно вручную. присоску для мыльницы подрезал по диаметру впускных клапанов и слегка посадочное место в трубку.

    Авто с того момента прошло около 5 тысяч, не очень много, но достаточно, для выявления дефектов деталей и сборки. Довольно часто крутил двигатель на 6800 (разумеется не первое время). Из замечаний по шуму-работе мотора -только старый дефектный подшипник вискомуфты гремит (займусь и им скоро). Масложер — примерно 4 риски на щупе за этот период, может и турбина подгоняет масло.

    Да вот заменил еще вчера бензонасос -сам мотор в ведро, от ATS, визуально и геометрически — 1:1 от VDO, 4 бар, 1440 рэ.

    Отдельное спасибо:

    Николаю (ник не знаю) — владельцу представленной ГБЦ (мы увидимся обязательно).

    Владимиру B5 APT, за работу в качестве Бэтмэна )

    Николаю Сонару, за представленные рассухариватель, съемник колпачков, два динамометрические ключа и собственный опыт.

    Валере Сухову за представленный съемник ГНЦ и консультирование.

    Как восстановить распредвал своими руками?

    • Мотоциклы
    • Обзоры/Тесты
      • Jawa
      • ИЖ
      • Минск
      • Урал/Днепр
      • Восход
      • Скутеры
    • Литература
      • Jawa
      • ИЖ
      • Минск
      • Урал/Днепр
      • Восход
      • Скутеры
    • Тюнинг
      • Jawa
      • ИЖ
      • Минск
      • Урал/Днепр
      • Восход
      • Скутеры
    • Фотографии
    • Видео
    • Автомобили
    • Обзоры/Тесты
      • ВАЗ
      • УАЗ
      • ГАЗ
      • Audi
      • Alfa Romeo
      • Volkswagen
      • Peugeot
      • Renault
      • Mercedes
      • BMW
      • CITROEN
      • Fiat
      • Ford
      • Skoda
      • SEAT
      • Honda
      • Mazda
      • Nissan
      • Opel
      • Volvo
      • Toyota
      • Mitsubishi
      • Daewoo
    • Литература
      • ВАЗ
      • УАЗ
      • ГАЗ
      • Audi
      • Alfa Romeo
      • Volkswagen
      • Peugeot
      • Renault
      • Mercedes
      • BMW
      • CITROEN
      • Fiat
      • Ford
      • Skoda
      • SEAT
      • Honda
      • Mazda
      • Nissan
      • Opel
      • Volvo
      • Toyota
      • Mitsubishi
      • Daewoo
    • Тюнинг
      • ВАЗ
      • УАЗ
      • ГАЗ
      • Audi
      • Alfa Romeo
      • Volkswagen
      • Peugeot
      • Renault
      • Mercedes
      • BMW
      • CITROEN
      • Fiat
      • Ford
      • Skoda
      • SEAT
      • Honda
      • Mazda
      • Nissan
      • Opel
      • Volvo
      • Toyota
      • Mitsubishi
      • Daewoo
    • Фотографии
    • Видео
    • Прочее
    • Видеоматериалы
      • Мотоциклы
      • Автомобили
      • Ремонт
      • Передачи
    • Общая литература
    • Тюнинг
    • Журналы
    • Карты дорог
    • История
    • Полезные статьи
    • Фотогалерея
    • Новости

    Календарь

    Друзья сайта

    Ремонт распредвала (распределительного вала)

    Распредвал входит в систему газораспределения двигателя, имеет определённое число кулачков, соответствующее числу цилиндров. Получая вращение через передаточный механизм от коленвала, распредвал обеспечивает согласованную работу клапанов и поршней.

    Ремонт распредвала может быть обусловлен следующими дефектами: деформация (биение), износ опорных шеек и износ кулачков.

    Во многих мастерских во время ремонта распредвала на деформацию вообще не обращают внимания. Берут и шлифуют кривые распределительные валы, полагая, что после этого они становятся прямыми. Но это не так. Распредвал станет неуравновешенным — его балансировка, тщательно выполненная на заводе-изготовителе, нарушится.

    Читайте также  Как сделать дом на колесах своими руками?

    Теоретически и кривой распредвал можно (правда, не всегда) восстановить так, чтобы все поверхности имели допустимое биение. Теоретически, потому что это слишком сложный, трудоемкий и дорогой путь, включающий целый ряд операций, в том числе восстановление поверхностей, динамическую балансировку и др.

    Гораздо проще попытаться выправить кривой распредвал так, чтобы затем прошлифовать его в ближайший ремонтный размер. Иными словами, надо разогнуть его обратно. Правда, если распределительный вал имеет задиры, да еще расположенных в разных плоскостях, то кривая его прогиба становится пространственной. Распутать такую кривую — целая наука. Но сделать это необходимо, иначе качественно выполнить ремонт распредвала не получится.

    Учитывая все эти обстоятельства, в разное время были разработаны специальные способы правки распредвалов. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

    Самый известный и распространенный способ заключается в следующем: распредвал кладется на две опоры, а усилие с помощью пресса прикладывается между ними, причем в наиболее удаленной от оси точке. Таким способом, действительно, удается поправить распределительный вал, но установить точно, в каком конкретно месте возникает деформация при правке, очень трудно.

    Еще хуже распространившийся в последние годы способ правки чеканкой. С помощью зубила и молотка по распредвалу намеренно наносится ряд сильных ударов. Возникающие вмятины и забоины, действительно, создают напряжения и деформации, разгибающие распределительный вал. Но появившиеся очаги концентраторов напряжений таковы, что распредвал вряд ли прослужит долго до поломки, особенно если речь идет о современном форсированном двигателе.

    Иногда деформированное место на распредвалу подвергают сильному нагреву, чтобы облегчить правку и снизить в процессе ее опасность поломки распределительного вала, особенно чугунного. Но в этом случае после остывания распределительный вал дополнительно деформируется, и проявляются все отрицательные последствия предыдущих способов, включая невозможность обеспечить требуемую точность правки.

    В целом ни один из перечисленных способов не гарантирует того, что распредвал после правки со временем не «вернется» в криволинейное состояние (в таких случаях говорят, что распределительный вал обладает «памятью», т. е. способностью запоминать свое предыдущее состояние). Значит, опять возможны задиры и выход двигателя из строя.

    Учитывая недостатки известных способов правки, фактически не позволяющих их использовать в ремонте распредвала, был разработан принципиально другой способ. Его назвали «поэлементной холодной правкой».

    В процессе правки по этому методу тоже используется пресс. «Ноу-хау» заключается в специальном приспособлении, с помощью которого поверхностный слой распределительного вала пластически деформируется, да так, что в нем вместо обычных для подобных случаев напряжений растяжения создаются напряжения сжатия. Избавившись от недостатков ранее известных способов, поэлементная холодная правка, как оказалось, позволяет восстановить любые распредвалы (и чугунные, и стальные) любых двигателей (от мотоциклов до экскаваторов), да еще имеющие практически любой прогиб! При этом точность правки просто поразительна.

    За годы использования способа поэлементной правки на практике накоплен огромный фактический материал о дальнейшей «судьбе» выправленных распредвалов как отечественных автомобилей, так и иномарок, включая грузовики и автобусы. Оказалось, что, в отличие от других, эти распредвалы не возвращаются в изогнутое состояние со временем. Не было и рекламаций, связанных с поломкой распределительных валов, что косвенно свидетельствует об их высокой усталостной прочности.

    А ремонт распредвала, вызванный только износом опорных шеек и кулачков, производится шлифованием изношенных поверхностей на ремонтные размеры.

    Ремонт распределительного вала

    Основные дефекты

    Распределительные валы изготавливают из углеродистых и легированных сталей марок: — 45, — 45Г2, — 40Г, — 40Х, 40ХН. Твёрдость материала валов 228.268 НВ, 45 HRC.

    Основные дефекты распределительных валов:

    изгиб вала; — скручивание вала; — износ поверхностей кулачков,;

    износ опорных поверхностей под подшипники, 2; — износ резьбы, 3.

    износ поверхностей вала от усталостных напряжений,

    износ от окисления поверхностей, — абразивный износ поверхностей,

    износ шпоночных пазов в виде смятия граней, износ боковых поверхностей паза, паз становится шире, 1.

    Эскиз распределительного вала.

    Рисунок 2. Места износа.

    Способы устранения

    пластической деформацией, правкой, рихтовкой, гибкой,

    обработкой под ремонтный размер,

    установкой дополнительной ремонтной детали,

    накаткой, — наплавкой, — напылением металлов,

    применением полимерных материалов.

    Выбор способа восстановления валов зависит от значения износа и возможностей ремонтной базы. Способ выбирают после соответствующей проверки и установления характера и степени износа поверхностей вала.

    Распределительные валы можно править рихтовкой или чеканкой. Такой вал кладётся выгнутой частью вниз на плиту и молотком наносят частые удары, пока он не выпрямится. Удары наносят также с обеих сторон выгнутой части, ограниченной углом 120 О .

    Холодную правку валов проводят вручную посредством винтовых скоб, рычагов, приспособлений под прессом. Валы и оси диаметром более 50 мм правятся с местным нагревом.

    Схемы правки распредвалов.

    После предварительной правки у ремонтируемых валов восстанавливают центровые отверстия на торцах, в которых вал устанавливался при изготовлении на производстве, это основные технологические базы. После восстановления обоих центровых отверстий ремонтируемый вал устанавливается в центры и посредством индикатора определяются биения шеек, а затем окончательно вал или ось правится.

    Сначала проверяется правильность установки вала, то есть биение рабочих или вспомогательных поверхностей рядом с центрами. Для этого на стол станка устанавливают магнитную стойку с индикатором, ножка которого упирается в проверяемую поверхность.

    Рисунок 4. Рисунок 5.

    а; б центровые отверстия и фаски распределительного вала.5. Схема нагружения вала при исправлении биения центровой фаски притиркой

    Далее, вращая вал рукой, определяется биение. Оно не должно превышать 0,02.0,03 мм. Если биение больше, то центровые фаски на валу необходимо поправить, иначе деформация вала будет определена с ошибкой.

    Шейки валов, имеющих значительный износ, обтачивают и шлифуют под ремонтный размер. При этом допускается уменьшение диаметрального размера шеек на 5%.10% в зависимости от характера воспринимаемых валом нагрузок.

    Если нужно восстановить первоначально заданные диаметральные размеры шеек, то на них после обтачивания напрессовывают или устанавливают на эпоксидном клее ремонтные втулки или компенсационные кольца, которые обтачивают или шлифуют.

    Изношенные поверхности валов шеек, кулачков, ремонтируются также наплавкой, металлизацией, хромированием, газотермическим нанесением порошковых материалов повышенной износостойкости.

    При износе до 0,15 мм, на диаметр, исходный размер шейки восстанавливается хромированием, предварительно для устранения рисок выполняют шлифование.

    Шпоночные пазы ремонтируются постановкой дополнительной ремонтной детали, изготовлением нового паза на этом же валу.

    При изгибе прогиб не допускается более 0,1 мм, при скручивании, угол между осями верхнего и нижнего отверстий не более 1,0 О … 1,5 О . Отверстия, если проверяются калибром, выбраковывается если непроходной проходит. Выбоины, риски, видимые глазом, не допускаются, деталь подлежит восстановлению.

    В последнее время применяется метод восстановление профиля кулачков электроконтактной пайкой пастообразным припоем.

    Способ заключается в нанесение припоя на изношенную поверхность кулачка. Используются припои марок ПГ-СР, ПГ-СР2, ПГ-3.

    Такой метод и такие припои позволяют получать твёрдость поверхности кулачка более 45 HRC и более.

    Перед пайкой вал тщательно очищается от загрязнений. сопоставляются размеры чертёжные и изношенных кулачков, по эти параметрам определяется необходимое количество пастообразного припоя.

    Схема приварки и поперечное сечение восстанавливаемого кулачка

    Рисунок 6. Рисунок 7.

    1 — электрод; 2 — кулачок; 1 — электрод; 2 — кулачок; 3 — лента; 4 — смесь.

    Лента 3, с нанесённым припоем, устанавливается на изношенный кулачок 2, таким образом, чтобы массив смеси 4 заполнил изношенную зону кулачка. Концы ленты свариваются с образованием шва. К наружной поверхности ленты подводятся дисковые электроды и прижимаются друг к другу, с усилием сжатия QСЖ = 800 Н.

    На дисковые электроды от трансформатора Тр подаётся напряжение 3,5.4,5 В, обеспечивающее силу тока 5000.6000 А. Кулачок приводят во вращение с переменной скоростью, пропорциональной отношению r/R.

    Широкие поверхности восстанавливают по винтовой линии с продольным перемещением кулачка. Скорость вращения и перемещения кулачка выбирается, исходя из условия перекрытия паяных швов на 30 … 40 %.

    Обкатывание кулачка 2 дисковыми электродами 1 производится до полного затвердевания припоя при одновременном жидкостном охлаждении зоны контакта между электродами и лентой.

    После восстановления кулачок шлифуются до полного удаления формирующей стальной ленты.

    Организация рабочих мест

    Весь процесс восстановления распределительного вала на одном участке провести не всегда возможно.

    Правка будет проводиться на кузнечном участке, после вал необходимо обтачивать и шлифовать, а это проводится на слесарно-механическом участке, электроконтактную приварку, пайку, наплавку, проводят на сварочно-наплавочном участке, железнение на гальваническом, нанесение полимерных покрытий на другом.

    Рабочие места на слесарно-механическом участке оборудуются слесарными верстаками, обязательно применяются прессы, ручные, винтовые, гидравлические. Необходимые работы по правке и предварительному нагреву деталей могут проводиться на кузнечном участке.

    Для обточки применяется токарный станок 16К20. Для установки валов на плиту или в центры станка, применяется специальное приспособление для их выверки и закрепления.

    Для шлифовки поверхностей применять кругло-шлифовальный станок или специальный станок для обработки кулачков и другие.

    Читайте также  Куга или аутлендер что выбрать?

    Для перемещения заготовок и деталей необходимо применять электросталь г п до 1 т.

    При необходимости применяется полирование шеек.

    Для контроля размеров и формы применяются контрольные столы и плиты. Штангенциркули, микрометры, калибры скобы.

    Восстановленные валы могут комплектоваться и сортироваться по размерам, а так же по массе, на группы.

    Распредвал диагностика, замена и установка полный обзор

    Распредвал: определение износа, снятие и установка + Видео

    Рабочие такты автомобильного двигателя синхронизирует распределительный вал — отдельный узел газораспределительного механизма. Он редко повреждается, но если не следить за его техническим состоянием, это может произойти в самый неожиданный момент. Замена распредвала проводится только после тщательной его дефектовки.

    Показания к замене распредвала

    Следить за состоянием распредвала надо регулярно и тщательно. Его неисправность способна также вызывать масштабные поломки в самом двигателе Японского автомобиля. Обычно распредвал начинает «хандрить» глухим стуком во время запуска двигателя. На холодных моторах шум может слышаться в зоне клапанной крышки.

    Опытные водители понимают внутренний голос своей машины, быстро определяют урчание двигателя и «левые», нехарактерные шумы. Они в состоянии сразу различить негромкий и ровный звук распредвала, меняющий частоту в зависимости от оборотов ДВС. Если деталь неисправна, то это сопровождается глухими постукиваниями, напоминающими удары молотка.

    • ухудшение плавности хода машины;
    • падение мощности ДВС;
    • нестабильная работа на холостых оборотах;
    • сильная вибрация мотора;
    • сложный запуск в морозы.

    Особое внимание уделяется сальникам распредвала — они не должны иметь разрывов, трещин или потёртостей. Осматривать надо также целостность привода. Однако по косвенным признакам определить износ распределительного вала сложно. Куда проще это сделать на снятой детали, осматривая её визуально со всех сторон. Нигде не должно быть выбоин, задиров, наплывов алюминия с подшипников. Признак несомненного износа — борозды и неровности на поверхностях коромысел и кулачков.

    Проверка износа распредвала

    В демонтированном состоянии распредвал также можно послушать. Для этого нужно одной рукой держать его параллельно земле, а другой — постукивать сверху. Не должно быть никаких стуков. Обязательно условие: распредвал не должен «ходить» по постели! Иначе, цепляясь за ограничитель, он будет неизбежно создавать шум, который можно ошибочно принять за неисправность.

    Качественные распредвалы редко повреждаются раньше срока. А вот китайские или перепакованные в этой стране изделия имеют твёрдость раза в 1,5 ниже, чем у оригинальных. Хороший вал делается из кованной стали.

    Замена на новый или восстановление старого распредвала

    Повреждения всегда анализируются. По царапинам и задирам на опорных шейках, трещинам и деформациям, эксперты определяют степень износа. Обязательно исследуется область посадки узла в постели. Измеряются размеры шеек и опор корпуса — используется микрометр. Если повреждения сильные, а отклонения в диаметрах большие — проводить ремонт нецелесообразно. Восстановить в таком случае деталь будет сложно, это обойдётся гораздо дороже.

    Когда дефекты незначительны — например, выработка вала слабо выражена, царапины на поверхности под сальники небольшие, проводится ремонт. В данном случае отлично поможет шлифовка поверхностей и установка новых сальников с небольшим осевым сечением.

    Одна из самых частых неполадок распредвалов — это изнашивание кулачков. Дефект этот проявляет себя обычно характерным стуком внутри мотора при запуске на «холодную». Если игнорировать первоначальные симптомы, проблема усугубится. Возрастёт шум, появится металлический лязг уже не только на стадии пуска, но и в процессе движения.

    Причинами раннего износа кулачков являются:

    • засорение маслофильтра;
    • заправка некачественным автолом;
    • частый перегрев силовой установки — металл кулачков от этого начинает «вести»;
    • низкий уровень смазки;
    • ошибочно выставленный зазор клапанов;
    • неправильно установленные фазы ГРС.

    Вторая частая неисправность — дефекты шеек опоры. К ним относят задиры, царапины, различные потёртости. Опорные элементы также прогибаются, трескаются, изменяют начальную форму. Нарушения мелкого типа вызываются естественным износом или некачественным составом моторного масла. Они легко устраняются шлифовкой и одновременной очисткой внутренних деталей автомобильного мотора — цилиндров, поршней, колец. Одновременно маслонасос и система охлаждения ДВС подвергаются тщательной диагностике, некорректная их работа исправляется.

    Искривление опорных шеек определяется не визуально, а на специальном оборудовании. Существует допустимая степень искривления, которая определяется величиной 0,05 мм (для легковых авто).

    Значительные дефекты шлифовке не поддаются, поэтому распредвал заменяется новым. Однако крайне важно суметь выявить причину, которая привела к износу. В противном случае, проблема повторится. Как правило, кулачки и опоры часто ломаются, изнашиваются раньше срока в экстремальных условиях. Когда автомобиль эксплуатируется чаще нормы, попадает в ДТП и различные столкновения.

    Видео: диагностика износа распредвала

    В ролике подробно описан износ кулачков распредвала. Как всё начинается, какие признаки возникают. Мастер показывает на примере распределительного вала Фольксваген, как определять износ элементов по фаске, в зависимости от степени тяжести — слабый, средний и полный.

    Инструменты для замены распредвала

    Наличие данных инструментов упростит процедуру:

    • набор ключей и головок, включая трещотку;
    • комплект отвёрток — обязательна шлицевая отвёртка для работы с сальником или пинцет;
    • микрометр;
    • вороток для зажима и вращения;
    • динамометр — гаечный ключ для затяжки резьбовых соединений с точно заданным моментом;
    • монтировка;
    • съёмник и оправка для запрессовки;
    • молоток.

    Обязательно подготавливается перед заменой ремкомплект, включающий помимо самого изделия: вкладыши, сальник, болты крепления. Если система с гидрокомпенсаторами, то нужно заменить и эти детали.

    Инструкция: снятие и установка распредвала

    Перед демонтажем распредвал проверяется на осевое смещение. Надо не очень сильно стукнуть по постели и прислушаться. Если деталь стучит, неисправность подтверждается. Снимается деталь в следующей последовательности:

    • ослабить хомут, отделить трубку сапуна от воздушного фильтра;
    • вытащить шланг воздушного фильтра;
    • скинуть трос подсоса;
    • изъять привод газовой заслонки;
    • вытащить клапанную крышку, открутив восемь гаек — они соединяют деталь с блоком цилиндров;
    • установить распределительный вал в конец сжатия цилиндра номер 4;
    • ослабить гайку натяжителя цепи распредвала, уперев монтировочную лопатку в башмак и крепко зафиксировав шток — если ослабить не получается, натяжной механизм полностью снять;

    ослабление цепи распредвала

    • отогнуть контршайбу и вывернуть болт крепления шестерни, освободить звёздочку распределительного вала — перед этим рычаг коробку передач поставить на четвёртую передачу, чтобы избежать проворачивания распредвала;
    • снять цепь, подвесить её на проволоку;
    • открутить фиксаторы постели к головке блока цилиндров, действуя в шахматном порядке;

    откручивание болтов постели распредвала

    • снять распредвал.

    Постель может сниматься вместе с распредвалом, как на Вазах или отдельно. Если она вытаскивается одновременно, то далее вытаскивается упорный фланец. Держится он на гайке под номером «10». После снятия фланца, вал извлекается из постели — надо немного приподнять кулачок, тем самым, освободив его от давления пружины.

    Старый распредвал обязательно подвергается дефектовке. Как и говорилось выше, если уровень повреждений значительный, ремонтировать не имеет смысла. В ходе снятия распределительного вала проверяются одновременно другие части ГРМ — коромысла, пружины, маслосъёмные колпачки.

    Установка нового или отремонтированного распредвала проводится строго по инструкции. Одно из главных правил — закручивать болты в определённом порядке и с нужным усилием. Например, для Жигулей момент затяжки составляет 18,3 Н/м.

    Далее по монтажу:

    • поставить пружину кулачка;
    • смазать постель чистым маслом;
    • установить новый распредвал так, чтобы кулачки не опирались на шайбу толкателя клапана верхней частью носика;
    • завернуть болты упорного фланца, используя ключ на «10»;
    • закрутить фиксаторы, действуя по той же схеме — через один;
    • поставить на место разрезную шестерню, цепь, шайбы — цепь рекомендуется соединять с шестернёй ниткой, чтобы не было перескока по зубьям;
    • затянуть крепёжный болт звёздочки, используя ключ на «17»;
    • установить стопорную шайбу;
    • задействовать механизм натяжения, уперев монтировку в башмак и крепко зажав шток распредвала.

    Также замену вала любой уважающий себя автомеханик проведёт одновременно с установкой новых рокеров. Их ещё называют коромыслами. Делается это потому, что выработка деталей приводит к преждевременному износу самого распредвала.

    Как заменить сальник распредвала?

    Замена сальника распредвала входит в обязательный перечень работ. Сальник или манжета представляет собой уплотнительное кольцо из эластичного материала, не позволяющее маслу вытекать из распределительного вала. Основная причина изнашивания этой прокладки — банальное устаревание. На распредвал устанавливаются 2 сальника — передний и задний.

    Неисправность элемента проявляется любым способом — изменение формы, разбухание, разрыв, появление трещин. Часто сальник просто выпадает из своего посадочного места. Неисправность уплотнителя диагностируется визуально — появление следов масла на крышке ГРМ, перескок ремня и т. д.

    Заменить передний сальник куда легче, чем задний. Достаточно скинуть клапанную крышку, ремень ГРМ тоже снять, и зафиксировать шкив от проворота монтировкой. Также демонтируется шкив с хвостовика распредвала и шпонка, расположенная за ним. Затем сальник выковыривается отвёрткой или пинцетом.

    Замена сальника распредвала

    Как заменить цепь распредвалов?

    Если газораспределительный механизм автомобиля оснащён цепным приводом, то может потребоваться замена цепи распредвалов. Несмотря на конструктивную прочность, данный элемент обрывается по причине эксплуатационного износа, низкого качества металла, заедания распредвала и других сопутствующих причин. Спровоцировать обрыв может также резкое торможение автомобиля или интенсивное наращивание оборотов.

    Читайте также  Какие права нужны для квадроцикла?

    Процедура замены цепи также не вызовет особой сложности. Надо снять металлическую клапанную крышку, провернуть коленвал до совпадения меток и зафиксировать валы. Старая цепь снимается без демонтажа шестерни коленвала. Особое внимание уделяется натяжению ведущей ветви. Она должна проводится с учётом совпадения меток на шестернях распредвалов и подшипниках.

    Примерная стоимость замены в автосервисе

    Как видим, замена распредвала проводится своими руками, в условиях домашнего гаража. Никакого специального оборудования иметь не нужно. С другой стороны, это вмешательство в конструкцию двигателя, что при неудачной попытке может вывести из строя силовой агрегат. Один из признаков неправильной работы — после замены распредвала двигатель начинает троить. Поэтому, чтобы не доводить до капитального ремонта и крупным затратам, многие автовладельцы доверяют процедуру автосервисам.

    Цена замены распредвала начинается примерно от 4000 рублей. Если нужно только заменить сальник, в СТО возьмут такую же сумму. Замена датчика вала обходится в 500 рублей. Замена цепи ГРМ легкового автомобиля, оснащённого 4-цилиндровым мотором, оценивается обычно в 6-7 тыс. рублей. На внедорожниках и кроссоверах данная процедура стоит больше — 10-11 тыс. рублей.

    Распредвал устанавливают чаще в верхней части головки блока цилиндров, но встречаются системы также с нижним расположением. Последний вариант встречается преимущественно на старых машинах или автомобилях со слабыми моторами. Верхнее расположение элемента, напротив — визитная карточка мощных ДВС с высокими рабочими оборотами.

    Распределение восстановления. Ремонт распредвалов

    В наших прошлых статьях мы начали разговор о реставрации механизмов и деталей ДВС. Мы же осветили вопросы восстановления блока и головки цилиндров, рассмотрели случаи, когда есть смысл реставрировать коленвал.

    Здесь оценим целесообразность ремонта распредвала. Как правило, распределительный вал считается одной из самых надежных и долговечных деталей двигателя, ведь его изготовляют из особых марок высокопрочного чугуна или легированных сталей с последующей термообработкой. Инженеры-проектировщики рассчитывают его ресурс на весь срок службы мотора. При этом эксплуатации данной детали подразумевают циклические знакопеременные нагрузки и повышенное термическое воздействие, к тому же вал является прецизионным изделием, поэтому ключевое требование к нему – способность сохранять свои параметры во всех режимах работы ДВС. Все вышесказанное прозрачно намекает: запчасть этого класса не может быть дешевой. И если проблема распределительный вал все-таки настигла, нужно готовиться к серьезным расходам…

    …или все же не нужно?

    Рассмотрим варианты. Новая оригинальная запчасть от официального представителя (при условии, что она еще выпускается) – это отправная точка для сравнения. Надежность и геометрические параметры идентичны исходному, но цена по плечу не каждому (а на дорогих моделях люкс-марок сравнима с ценой бюджетного двигателя в сборе). Рынок предлагает желающим сэкономить недорогие китайские аналоги, однако «слава» металлургов из КНР говорит сама за себя: лучше уж купить б/у запчасть на разборке. Если вам повезет, вы отыщите вал не хуже родного за сравнительно небольшие деньги. Недостаток такого подхода – отсутствие каких-либо гарантий. Восстановление распредвала – это золотая середина среди рассмотренных вариантов. Такое решение ненамного дороже обычного бэушного экземпляра, но представляет уже проверенный, оцененный и исправленный распредвал.

    Как обычно, подкрепим теорию цифрами. Новый распредвал на Mercedes Benz E стоит около 600 долларов США. Китайские эрзацы можно приобрести в 4 раза дешевле. Не удивляйтесь, если прослужат они в 4 раза короче. Сайт PartMart предлагает восстановить распредвал Mercedes Benz E за 120 долларов. При этом в отличие от детали с разборки, данный образец хоть и не является новой запчастью, но уже обработан и протестирован, поэтому на него можно получить гарантию.

    Нюансы реставрации распределительного вала

    Конструктивно распределительный вал представляет собой ось с выполненными на ней кулачками и отшлифованными участками между ними – опорными шейками. Профиль кулачка рассчитывается по особым формулам конструкторами двигателя и фактически программирует режимы работы ДВС: он задает величину и смещение фаз цикла газораспределения, продувку камеры сгорания, таким образом обеспечивая надежную и бесперебойную работу мотора на всем интервале частоты вращения. Кроме того, на распределительном валу находится разрезная шестерня, которая при помощи ремня либо цепи ГРМ синхронизирует обороты распределительного и коленчатого валов в строгом передаточном отношении 1:2. В теории ДВС существует 4 вида профиля: выпуклый, вогнутый, тангенциальный и безударный, при том что именно первый из них получил наибольшее распространение, а остальные считаются экзотикой и в серийных моделях применяются крайне редко. Поверхность кулачков вала, а так же опорных шеек создает пары трения с сопрягаемыми деталями: толкателями клапанов и постелью распредвала соответственно. Как правило, в зоне контакта этих пар имеет место трение скольжения (кроме случаев с роликовыми толкателями клапанов, где происходит трение качения). Кулачки также могут испытывать ударные нагрузки при контакте с толкателем. Такие условия работы на большой частоте вращения приводят к усиленному переносу металла и ускоренному износу рабочих поверхностей, а так же к локальному повышению температуры, что ускоряет изменение структуры металла, а значит и его разрушение. Конструкторы противодействуют этому негативному явлению повышением твердости рабочей поверхности (например, гальваническим хромированием, термообработкой химическим травлением и т.д.) высоким классом чистоты обработки и, самое главное, применением прогрессивных синтетических смазывающих материалов, создающих между трущимися телами масляную пленку.

    Причины и признаки отказа валов

    Первый признак неполадки — посторонний шум. Если при запуске мотора в районе ГРМ слышен нехарактерный стук – значит, пора обратиться на сервис. Конечно, неопытному водителю сложно определить, что и где именно стучит, и постукивание еще не повод для драмы, но первый звонок для того чтобы искать причину. Ведь всегда легче предотвратить неприятность, чем бороться с ее последствиями. Если игнорировать этот симптом, шум будет появляться все чаще даже при постоянной работе двигателя.

    Причина может скрываться в одной и следующих проблем:

    • износ опорных шеек распределительного вала;
    • износ рабочих поверхностей кулачков, проявление на них сколов, раковин, царапин и трещин;
    • разрушение зубьев разрезной шестерни;
    • изгиб, нарушение балансировки, а следовательно радиальное биение вала;
    • трещины на самом валу.

    Кроме того, следует обращать внимание на подтеки и следы масла в районе сальника распредвала. Если он поврежден, то условия смазки не обеспечиваются, что грозит переходом к сухому трению со всеми вытекающими (во всех смыслах) последствиями.

    Способы устранения дефектов

    Поврежденный вал прежде всего проходит тестирование на соответствие заданным параметрам. Если износ не превышает допустимых пределов восстановления, то могут быть выполнены следующие операции:

    • Шлифовка и полировка кулачка пастой гои позволит убрать мелкие дефекты поверхности такие как царапины и вмятины и обеспечить надежность покрытия масляной пленкой рабочей поверхности
    • Перетачивание опорных шеек под ремонтный вкладыш постели (в этом случае распредвал придется сдавать в ремонт вместе ГБЦ, чтобы обеспечить их подгонку после ремонта)
    • Рихтовка распредвала чеканкой либо прессом — выполняется, если допустимое отклонение от соосности не больше 0,1мм

    Когда ремонт не имеет смысла

    Если ваш вал по каким-либо причинам вышел за пределы допустимых параметров: кулачки потеряли более 2 мм своей расчетной высоты, их поверхности повредили глубокие трещины, сколы или задиры, биение вала превысило 0,2 мм, а овальность — 0,02 мм и прочее — реанимировать такую деталь, к сожалению, не удастся.

    Наплавка порошковой проволокой и газосваркой, порошково-плазменное напыление и прочие способы наращивания рабочего тела – хорошо работает в лабораторных условиях, но редко применятся на практике. Приемлемый результат обеспечивается исключительно строгим следованиям всех технологических параметров процесса наплавки/напыления, что в свою очередь требует высоких производственных затрат. Стоимость детали, отремонтированной таким способом сопоставима с ценой новой запчасти, поэтому экономическая целесообразность этих технологий появляется лишь в уникальных случаях (реставрирование ретро автомобилей и машин люкс марок штучной сборки, а также тяжелой строительной грузовой и сельхоз техники), что не является предметом данной статьи и не интересует среднестатистического владельца серийного авто.

    Что же делать, если родной распредвал не подлежит восстановлению, а цена оригинальной новой детали неподъемна? Сайт PartMart предлагает своим посетителям уникальную услугу: поиск необходимой детали на вторичном рынке и ее восстановление под заказ — для многих автолюбителем это может стать идеальным решением проблемы, что позволит надолго забыть о неисправности ГРМ.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: