Не залили бензин на заправке что делать?

Недолив бензина

Многие автолюбители сталкиваются с такой проблемой, как недолив бензина на автозаправке. Водитель оплачивает в кассе определенное количество литров, но замечает, что значок уровня топлива на приборной панели начинает гореть раньше, чем он проедет тот километраж, на который должно хватить горючего. Результатом мошеннических действий сотрудников заправочных станций являются значительные расходы собственников авто, которые существенно переплачивают за приобретаемое топливо. Чтобы избежать обмана, стоит узнать, как проверить, сколько залили бензина на заправке.

Уловки АЗС по недоливу топлива

В арсенале сотрудников автозаправочных станций множество уловок, которые позволяют обманывать покупателя. Основных из них пять. И они включают как мошенничество на программном уровне, так и жульничество самих сотрудников станции – кассиров, заправщиков.

Нажатие на заправочный пистолет

Это одна из самых простых хитростей. Как работает способ – топливо в машину заливает заправщик. При этом автовладельца рядом с ним нет. В этот момент он расплачивается за услугу на кассе или сидит в машине. Во время заливания последней порции бензина работник станции отпускает рычаг заправочного пистолета раньше времени. Результат – не все оплаченное топливо попадает в бак автомобиля. Часть его остается в шланге. Разумеется, обратно в колонку горючее не сливается. Заправщик ждет, когда клиент уедет и сливает остатки горючего в подготовленную заранее емкость. Размеры недолива топлива, бензина при этом виде мошенничества впечатляют. За одну смену заправщик может «сэкономить» для себя до 100 л горючего. Недолив на одного клиента составляет в среднем 1 л.

Обман на сдаче

Не все автовладельцы имеют деньги для оплаты горючего под расчет. Они подают купюры и ждут сдачу. Но кассир говорит, что мелочи на сдачу нет. После чего предлагает, казалось бы, хороший выход из трудной ситуации – долить бензин. Вот только доливают топливо далеко не всегда, а автомобилист этого просто сразу не видит. Он замечает, что объем горючего не изменился только через какое-то время. Когда понимает, что в баке пусто, но по идее подобного быть не должно. Такой способ мошенничества срабатывает с рассеянными клиентами, не привыкшими проверять, какое количество бензина залили на заправке.

Перегибание шланга

Простой, но эффективный метод жульничества – скрутить или сделать перегиб топливного шланга. Из мест перегиба бензин до конца не вытекает. После того, как клиент уезжает, заправщик его сливает в канистру. Такой способ очень заметен, поэтому чаще всего срабатывает на мелких автозаправках, где не налажен контроль за сотрудниками.

Недолив на АЗС после отсечки

Есть модели топливных колонок, в которых предусмотрен специальный отсекающий клапан. Он срабатывает, если подача горючего завершается из-за того, что бак машины полностью заполнен. О том, что клапан сработал, свидетельствует громкий щелчок. Казалось бы, никакого мошенничества. Но на самом деле в шланге и пистолете после отсечки остается примерно 500 мл топлива. Чем и пользуются сотрудники заправочной станции. Чтобы вылить оставшиеся пол-литра, достаточно включить пистолет на несколько секунд после заправки.

Мошенничество с помощью программы

В данном случае компьютерные программы, контролирующие залив топлива, настраиваются таким образом, чтобы был недолив. При этом клиент о происходящем догадываться не будет. На экране, показывающем количество залитого горючего, он увидит правильные цифры. И будет уверен, что получил столько бензина, сколько оплатил.

В данной ситуации проблема в том, что водитель ничего не может доказать. Если действия заправщиков еще можно как-то отследить, то работу программного обеспечения нет. При этом программы, позволяющие воровать у водителей бензин, могут также контролировать работу касс, оборудование счетчиков.

Как не дать себя обмануть на АЗС

Никому не хочется оказаться обманутым. Есть несколько способов, как избежать недолива бензина на АЗС. И их водителям обязательно нужно освоить. Это поможет сохранить деньги.

Заливайте полный бак

Самый простой способ выяснить, есть ли недолив на автозаправке, − залить полный бак. При этом на станцию стоит ехать, когда загорается лампочка аварийного остатка топлива. На этот момент в баке остается еще 5 литров. Если попросить залить топливо под завязку, горючее должно начать вытекать из горлышка. Если такого не происходит, значит, бензин не долили. Правда, нужно помнить, что, кроме бака, бензин еще остается в других частях автомобиля – топливных шлангах и трубках. Поэтому если горючее залито до горлышка, то, скорее всего, недостачи нет. Если его уровень намного ниже, есть.

Используйте канистру

Один из способов, как бороться с недоливом бензина на АЗС, − при покупке использовать канистру. Преимущество метода – можно сразу увидеть, сколько топлива залито. И если обнаружен недолив, можно сразу предъявить претензии сотрудникам автозаправки. Минус – не на всех станциях соглашаются заливать топливо в тару клиента. Работники автозаправок ссылаются в этом случае на закон, что в канистры заливать бензин нельзя. Но по закону запрещено для хранения топлива использовать пластиковую или стеклянную тару. Металлическую – можно.

Что делать, если выявлено мошенничество: предъявить свои претензии оператору. Чаще всего клиенту предлагают вернуть разницу деньгами или долить бензин. Если работники заправки отказываются признавать недолив, придется приглашать администратора, делать контрольный залив и составлять акт, что объем купленного горючего не совпадает с оплаченным. В акте должны быть подписи водителя, администратора и оператора. Сотрудники АЗС редко соглашаются подписывать подобные документы, поэтому водителю придется искать свидетелей, которые согласятся поставить свою подпись. После этого автолюбителю нужно будет обратиться с актом в суд, чтобы отстоять свои права.

Не прибегайте к услугам заправщика

Избежать недолива бензина на АЗС можно, отказавшись от услуг заправщика. Тогда никто не сможет перекрутить шланг или раньше времени нажать на кнопку заправочного пистолета. Водитель сам будет контролировать залив горючего по счетчику. Такой вариант не спасет при обмане при помощи программных средств, но позволить исключить человеческий фактор.

Не заправляйтесь помногу в незнакомых местах

Чем больший объем горючего покупает автолюбитель, тем существенней будет его недостача. Чтобы не оказаться обманутым, значительные объемы бензина стоит покупать только на проверенных заправках. В незнакомых местах стоит закупать топливо по минимуму. Тогда, если водителя и обманут, его потери окажутся небольшими. Тогда как при заправке полного бака недолив может доходить до 5 – 10 л.

Следите за смотровым окошком на колонке

Чтобы проверить залитый объем бензина на заправке, сколько залили топлива в бак воителю нужно смотреть самому. Не стоит доверять это работникам АЗС. Водитель должен убедиться, что счетчик показывает именно тот объем горючего, за который он заплатил.

Заправляйтесь на количество литров, а не на сумму

Многие автолюбители предпочитают заправляться на какую-то сумму денег. Это удобно – не нужна сдача, сокращается время стояния у кассы. Но такой подход – прекрасный шанс для мошенников обмануть водителя. Сколько ему не дольют, неизвестно. И доказать это не получится, так как при покупке на сумму оплата будет не за точное количество литров, а за литры и миллилитры. Чтобы минимизировать риск недостачи топлива, лучше платить за количество топлива.

Куда жаловаться при обмане

Что водителям делать, если автозаправки не доливают бензин, − писать жалобу в Роспотребнадзор. Тогда в отношении данной станции может быть проведена проверка. Что требуется от автомобилиста – составить заявление, приложить к нему копию чека. Также желательно иметь видео, которое бы подтвердило, что при нахождении на территории АЗС водитель не делал ничего, кроме покупки горючего.

С получением видео могут возникнуть проблемы, так как работники заправки вряд ли захотят его добровольно предоставлять. Поэтому желательно заручиться свидетельскими показаниями других водителей, находящихся в данный момент на заправочной станции.

Чтобы доказать свою правоту, придется делать контрольный замер топлива, в котором сотрудники АЗС тоже могут отказать. Но, если водитель уверен в своей правоте, можно сразу позвонить в Роспотребнадзор и сообщить о правонарушении, а отправить официальное заявление в контролирующий орган уже позже. Также стоит потребовать жалобную книгу и составить в ней претензию. Ее обязаны сотрудники заправки предоставлять клиентам по первому требованию. Кроме того, о недоливе нужно составить акт, как это описано в статье выше. Его надо оформлять в двух экземплярах. Один остается водителю, другой – у сотрудников АЗС. Копию акта надо приложить к заявлению в Роспотребнадзор.

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Права потребителя при недоливе бензина на топливораздаточных колонках АЗС — НОВОСТИ

Права потребителя при недоливе бензина на топливораздаточных колонках АЗС

Права потребителя при недоливе бензина на топливораздаточных колонках АЗС

Читайте также  Что нужно для оформления купли продажи автомобиля?

Если возникли сомнения в правильности работы топливораздаточной колонки, вы можете обратиться к оператору АЗС за разъяснениями или с требованием провести контрольный замер отпуска бензина. Возможно, ваш спор закончится на этом, продавец сделает перерасчет, и вам вернут деньги добровольно.

Как вариант, вам придётся сделать контрольный замер. Для этого вам обязаны предоставить образцовый мерник, соответствующий ГОСТ 8.400-80. Мерник должен быть сухой и чистый, а также опломбированный Центром стандартизации и метрологии (далее – ЦСМ). В соответствии с п. 20.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229, средства измерения, находящиеся в эксплуатации на АЗС, подлежат государственной поверке.

Номинальная вместимость мерников может быть 10, 20, 50, 100 дм3. С помощью мерника можно выполнить проверку топливораздаточных колонок, дозаторов бензина и дизельного топлива на предмет правильности отпуска горючего в температурных пределах от –20 °С до +30 °С. Согласно рекомендациям Госкомитета, установленным МИ 1864-88, температура топлива должна быть +20 °С. Однако сама АЗС в зависимости от времени года может корректировать температуру бензина, что отражается в соответствующих протоколах (п.п. 4.3, 4.4 МИ 2895-2004). Указанные документы в случае отклонения от температурной нормы можно запросить у администрации АЗС.

При этом необходимо иметь в виду, что бензин, который будет использоваться для контрольного замера, оплачивается вами. После проведения замера бензин можно слить в бак вашего автомобиля.

Перед замером мерник проливают топливом, иначе показатели мерника будут занижены.
Мерник содержит температурную разметку со шкалой от +50 до -60 и подвижную каретку. После того как топливо залито в мерник, необходимо чтобы подвижная каретка зафиксировалась (п. 6.4.4 МИ 2895-2004). Погрешность составляет от +1 до -1 номинальной вместимости. Всё, что больше или меньше, является отклонением от нормы. Если уровень бензина ниже установившейся планки, значит, вам недолили. Не исключено, что вам могут отказать в предоставлении мерника и осуществлении контрольного замера. В этом случае, при наличии обоснованных подозрений в обмане, вы можете сообщить об этом в Управление Роспотребнадзора по пермскому краю и полицию. Не будет лишним, если вы заручитесь поддержкой очевидцев случившегося, а также сделаете запись в книге жалоб и предложений. Если у вас нет времени ожидать стражей правопорядка, вы можете обратиться с письменной жалобой в указанные органы либо прокуратуру. После вашей жалобы АЗС проверят и в случае выявления нарушений наложат административный штраф либо приостановят работу топливораздаточной колонки до устранения неисправности.

Недолив бензина нарушает обязательное условие договора купли-продажи о количестве товара (ст. 465 ГК РФ). Указанные действия, в том числе, квалифицируются как обсчёт: взимание большей суммы, чем обусловлено ценой товара; либо утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя (передача ему только части этой суммы).

Потребителям необходимо знать, что отношения, возникающие между потребителем и продавцом моторного топлива, регулируются Законом Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», ГК РФ, а также иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с положениями ст. ст. 454, 456, 465 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю) в количестве, предусмотренном договором в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену). Статья 14.7 КоАП РФ говорит о том, что обмеривание, обвешивание, обсчёт, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), влечёт наложение административного штрафа.

Если обман на заправочной станции подтвердился, на основании гражданского законодательства и Закона «О защите прав потребителей» вы имеете право: требовать долива бензина либо получить назад излишне уплаченные денежные средства, а также право на обращение в суд.

Претензии к качеству моторного топлива и вопросы недолива топлива рассматриваются отделом Госнадзора по Пермскому краю Приволжского Межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (адрес: 614068, г. Пермь, Борчанинова ул., 85).

Что делать, если на заправке недолили бензин?

Разбираемся, что делать, если есть подозрения на «недолив», и куда обращаться с претензиями.

— В моей машине бак 50 литров. Но это по документам. При этом даже на пустой больше 52-х никогда не получалось залить. Недавно подъехал на последних каплях к одной АЗС. Попросил заправить до полного. Там мне 55 литров залили. Чувствую в этом какую-то ошибку. Что делать, если на АЗС заправили бензином на больший объем, чем вмещается в бак?

Кто-то следит за тем, как меряются объёмы топлива, отпускаемого на АЗС?

Да, заправки проверяют. В частности, чтобы топливораздаточными колонками ТРК верно определяли количество топлива, прошедшее через них, эти аппараты регулярно поверяют специалисты Центра стандартизации и метрологии, а также аккредитованными организациями.

— Колонка — средство измерение, которое используется для товарных расчётов между продавцом и потребителем, — рассказал специалист Кировского ЦСМ Александр Женихов. — Соответственно, оно попадает под действие 102 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и обязательно должно быть поверено.

Как проверяют точность измерений на ТРК?

Для этого используют специальные сосуды — эталонные мерники. Они хранятся в Центре и имеют свидетельство о поверки.

Процедура поверки ТРК проводится раз в год. При этом существуют нормативы, которые влияют на погрешность измерений. Например, для некоторых марок колонок (Gilbarko) эта погрешность считается в зависимости от температуры воздуха. При +20 (±5 градусов) она составляет 0,25%, если этот диапазон шире (от -50 до +40) — 0,5%.

— В начале процедуры изучается, правильно ли оформлена документация, — рассказал специалист ЦСМ. — Соответствует ли колонка описанному в документах типу. Затем проверяем программное обеспечение, его версию. После этого — целостность пломб на регулировочных механизмах.

Первый — смачивание мерника. Сосуд наполняют топливом, а затем опустошают без каких-либо измерений. Это делают потому, что фактический объём рассчитывается без жидкости, остающейся на стенках сосуда.

Второе заполнение — контрольное. На этом этапе уже проводят сверку объёма топлива, залитого в мерник, и цифр, которые показывает дисплей колонки, причем эталонный мерник заполняют не один раз, а три. Если измерения в рамках погрешности, то ТРК считается поверенной и точной. Покупатели могут узнать об этом по блестящей наклейке с надписью «Поверено». На данный момент они есть не везде, но будут появляться.

А обычный покупатель может проверить точность налива без специалиста?

На каждой АЗС должен быть свой мерник, который, к слову, тоже проходит ежегодные поверки и получает свидетельство о поверке. Поэтому если возникли подозрения на недолив, нужно подойти к менеджеру или оператору АЗС и попросить провести показательные замеры.

Эта процедура идентична описанной выше, только добавляется важный пункт — потребитель может попросить свидетельстве о поверки этого мерника. Данные на нём необходимо сверить с данными, указанными на самом сосуде (в частности, номер и объём). В случае, если объём топлива в мернике и показания ТРК разойдутся, можно направить жалобу в Роспотребнадзор или в ПМТУ Росстандарта в Кировской области

Кстати, оплачивать «мерное» топливо не нужно. Сотрудник АЗС отправляет его в хранилище, после чего оно пройдёт процедуру очистки и вновь попадёт в цистерну на заправке.

Почему «врёт» датчик уровня топлива в баке?

Потому что он не сертифицирован. Производитель автомобиля указывает в документации приблизительный объём топлива, которое может поместиться в бак. Датчик уровня тоже может дать сбой. А мерник — нет. Особенно тот, который является эталонным, потому что ежегодно проходит поверку. Канистра, бутылка или банка тоже не могут быть средством измерения, так как их реальные объёмы отличаются от заявленных.

Коротко о главном:

1. Топливораздаточные колонки раз в год поверяют специалисты. Они устанавливают, правильно ли аппарат измеряет объём топлива.

2. Если у клиента возникли подозрения на обман, он может потребовать сотрудника АЗС провести замер. Проводить эту процедуру должны поверенным мерником.

3. В документации автомобиля указывается неточный объём бака, а датчик уровня топлива может дать сбой, поэтому верить им безоговорочно нельзя.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить

Развод на заправке. Как АЗС обманывают водителей с недоливом бензина

С 1 января 2021 года АЗС начнут штрафовать за фактический недолив топлива в автомобили. Водители приняли эту новость позитивно — проблема «обсчёта» на заправках никуда не ушла и особенно ушлые заправки зарабатывают на недоливе миллионы рублей в месяц. Юристы и технические специалисты рассказали, как обезопасить себя от недолива и правильно судиться с заправками в случае обмана.

Заливают больше, чем влезает

Читайте также  Киа соренто или спортейдж что выбрать?

Главная претензия автомобилистов к заправкам — «перелив» топлива. То есть в бак заправляют больше, чем он может вместить. Конспирологи и сторонники картельного сговора ведущих АЗС страны считают, что то ли колонки и пистолеты «регулируют» на месте умелые заправщики, то ли специальная программа внутри сервера на заправке насчитывает больше литров, чем есть на самом деле. Реальность же до смешного проста, и примерно 80 процентов автомобилистов никогда не слышали о том, что в бак может войти больше бензина, чем рассчитано заводом.

Тут в дело вступают свойства жидкостей и обычная физика. Топливо при заправке подаётся в бак под давлением, и во время процесса бензин вспенивается, как пиво. Как только топливной пены набирается больше, чем положено, включается отсечка у пистолета, и ручку приходится прожимать заново. В большинстве случаев ничего из ряда вон выходящего не происходит — после отсечки счётчик останавливается до следующего нажатия.

И здесь нужно сразу сказать, что производители автомобилей всегда указывают номинальную ёмкость топливных баков. Она в зависимости от времени года и температуры может увеличиваться или снижаться. Кроме того, топливный бак — не единственное место, где скапливается топливо. Фильтры, топливные магистрали, бензонасос и даже горловина для подачи топлива — на этих участках может скапливаться от 10 до 20 процентов «лишнего» топлива. Именно это горючее водители часто принимают за воздух, который полноценно оплачивается рублями, заработанными кровью и потом.

Но случается и особая заправочная магия. В момент остановки подачи топлива по автоматической отсечке (или самостоятельно) важно обращать внимание на показания счётчика — данные литров и рублей. Если топливо не льётся, колонка гудит, а сумма продолжает увеличиваться, то пора обращаться в компетентные органы. Администраторы заправок, если требования предъявить в тот момент, пока автомобиль стоит на АЗС, всегда будут говорить, что «у нас вчера была инспекция» и «все колонки опечатаны». Разумеется, никто не хочет увольнения и потенциально громкого скандала (возможно, даже с уголовным делом). Водителя до последнего будут уверять в честности персонала и исправности техники.

Правда, нужно сразу уточнить, что грязными приёмами любят пользоваться либо откровенно no name — заправки, либо франшизные АЗС, расположенные в отдалённых участках, доехать до которых из ближайшего крупного города можно за час-полтора.

Доказать недолив сложно, но возможно. Первый шаг — сохранить чек и, не отъезжая от колонки, потребовать контрольного замера. В присутствии водителя управляющий АЗС должен произвести замер топлива с помощью специального устройства, чтобы установить сам факт недолива бензина. Если администратор заправки отказывается от контрольной проверки, ссылается на должностную инструкцию, болезнь или визит инопланетян, сразу нужно вызывать наряд полиции. Фактически недолив топлива — это мошенничество, причём в случае с АЗС оно может расцениваться как действие в «особо крупном размере».

Оставь на жизнь

Фото © ТАСС / Донат Сорокин

Другой распространённый вид мошенничества на АЗС — обман по сумме, потраченной на заправку. К примеру, закупка АИ-95 на три тысячи рублей вовсе не означает, что водитель получит топлива именно на эту сумму. Если обратить внимание на чек после оплаты, то там часто фигурирует сумма на два-три рубля меньше. По сути, именно на эту мелочь и делают упор все АЗС, у которых в ходу мошеннические схемы. Ну в самом деле, кто будет разбираться с администрацией из-за двух недостающих рублей в чеке?

Администраторы заправки, конечно, могут сказать, что всё дело в ровном количестве топлива, но это ложь. Юрист и специалист по защите прав потребителей Роман Колосков говорит, что фактическое соответствие бензина уплаченной за него сумме — главное правило взаимоотношений клиента с АЗС.

Водитель имеет полное право требовать долить топливо. Если на АЗС на это не идут, то это нарушение прав потребителя. Два рубля разницы — не вселенская трагедия, но за день на такой разнице смена АЗС может заработать 30–40 тыс. рублей

Чтобы не платить за лишние литры, опытные водители советуют не заправлять полный бак. Заказывайте на кассе заправку на 40 литров, и никаких полных баков — так и вероятность обмана ниже, и проверить проще. Кстати, о проверках. Свойства топлива таковы, что в холодное и тёплое время года одно и то же количество бензина может занимать разный объём. К примеру, летом пять литров бензина в обычную пятилитровую бутылку могут и не влезть. В холода может произойти другая история: те же пять литров могут едва доставать до верхнего ребра пятилитровой бутылки.

Шутки шутками, а ещё в 2018 году исследовательские организации высчитали средний размер недолива на заправках. Около 20 процентов при заправке, скажем, на 500 рублей — это 100 рублей чистых денег, которые оседают в карманах у недобросовестных заправщиков. Происходит это очень просто. На любой (даже самой новой) заправке колонки рано или поздно начинают барахлить. В большинстве случаев, особенно на заправках поближе к центру Москвы или Санкт-Петербурга, автоматика запускает счётчик и подачу топлива одновременно с минимальной задержкой.

Однако чем дальше от Москвы, тем веселее история. К примеру, в одной из областей купившие известную франшизу предприниматели ухитрились провернуть операцию не с колонками, а с пистолетами. Вместо новых пистолетов поставили «слегка б/у» — и деньги в буквальном смысле слова потекли рекой. Когда обман вскрылся, то стало известно, что клапаны пистолетов работали неисправно и, пока насос колонки прокачивал первые капли топлива по шлангу, счётчик успевал накрутить лишнюю десяточку рублей.

Если «бензиновый разрыв» налицо и администраторы АЗС отказываются от нормального человеческого разговора, то сначала стоит вызвать полицию и зафиксировать не только недолив, но и отказ администрации от разбора. Дальше, если позволяют возможности и время, нужно составить обращение в Ростехнадзор. Территориальные отделения ведомства доступны на сайте. После того как копия письма о принятии жалобы в работу поступит на электронную почту, можно заказывать независимую экспертизу на той же самой АЗС. Причём порядок проведения независимой экспертизы можно изменить — её, как отмечают эксперты, можно провести и до составления жалобы в Ростехнадзор.

Дальше с результатами и данными исследований можно обращаться в суд. Только стоит помнить одно: компенсация ущерба (даже в случае победы) может оказаться существенно меньше, чем сумма, заявленная в исковых требованиях. И, само собой, на все споры с владельцами АЗС придётся потратить от трёх до шести месяцев.

С 2021 года ситуация должна измениться в лучшую сторону. Законопроект об ужесточении административной ответственности за недолив бензина на заправках предполагает крупный штраф — один процент выручки АЗС за предыдущий финансовый год, но не менее 500 тыс. рублей. За рецидив владельцы заплатят больше — повторное нарушение повлечёт за собой увеличение штрафа до трёх процентов (или суммы размером не менее двух миллионов рублей).

Как доказать недолив или плохое качество бензина. Пошаговая инструкция

Автовладельцы сегодня все чаще сталкиваются на заправках с недоливом бензина или продажей топлива плохого качества, которое выводит из строя автомобиль. Несмотря на проверки различными общественными организациями и официальными органами, а также анонсированные правительством жесткие меры, проблему это не решает. Как доказать факт обмана и вернуть потраченные деньги?

27 сентября глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции одобрила законопроект о введении штрафов с оборота для АЗС, которые попадутся на недоливе топлива.

Законопроект нами одобрен и в ближайшее время будет согласован с ведомствами и по решению Госкомиссии внесен в правительство для одобрения и последующего внесения в Госдуму. Мы постараемся внести в осеннюю сессию, но, возможно, это перейдет в весеннюю,

Он добавил, что закон о штрафах может вступить в силу уже с начала 2019 года.

Д. Мантуров. Фото: www.globallookpress.com

Министр еще в августе озвучивал параметры документа: АЗС могут быть наказаны штрафом в размере 1% от выручки за прошлый год, но не менее 500 тыс. рублей. Повторное нарушение должно караться уже 3% от выручки, но не менее 2 млн рублей.

Почему в последнее время особенно обострилась проблема недолива или продажи некачественного бензина? Минувшее лето было тяжелым для АЗС, столкнувшихся с резким ростом цен на топливо на внутреннем рынке.

Читайте также  Двигатель гибрид что это значит?

Этот рост стал следствием заметного увеличения мировых цен на нефть. Оказалось, что гораздо выгоднее продавать нефтепродукты за границу, а не в России. Делали компании это, между прочим, не только из-за привлекательности экспорта, но и из-за увеличившегося налогового бремени. Продажа топлива в России стала для многих поставщиков нерентабельной.

Телеканал «Царьград» неоднократно и подробно разбирал причины этой ситуации.

В итоге автозаправочные станции как независимых продавцов, так и крупных нефтекомпаний начали торговать бензином – по словам их представителей – себе в убыток. Логично, что они пытались и пытаются сократить потери – недоливают топливо или разбавляют бензин.

Как откровенно признает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, в кризис бензин «бодяжат» подавляющее большинство заправщиков.

«Когда идет кризис по нашему рынку – всегда идут «бодяжничество», недоливы, потому что в кризис АЗС работают в убыток и вынуждены хоть как-то компенсировать себе эту ситуацию», — сказал Танкаев.

Кстати, недоливы на заправках еще летом были зафиксированы «тайными покупателями» Федерации автолюбителей России (ФАР). О проблемах говорили и в Росстандарте: недоливы могут составлять до 20% от всего оплаченного топлива.

Что делать, если машина сломалась из-за плохого бензина

Если ваш автомобиль не заводится после заправки или же двигатель работает не так, как это было раньше, – скорее всего, дело в плохом бензине. Сразу возникает вопрос: как доказать, что вам залили некачественный бензин?

Шаг первый. Обязательно сохраняйте чек после заправки. Он станет основным подтверждением того, что вы заправили машину именно на этой АЗС. Эксперты советуют сохранять чек хотя бы в течение 2-3 дней после заправки. Если же чек утрачен – не беда. Доказательством может послужить выписка из операций по банковской карте (если оплата была безналичной), где будут отмечены продавец, время и сумма покупки.

Шаг второй. Вам необходимо зафиксировать поломку машины в сервисном центре или на станции технического обслуживания. После осмотра попросите мастера выдать заключение о причинах неисправности машины и затратах на ремонт.

Шаг третий. Уже на этом этапе проблему можно урегулировать в досудебном порядке, если продавец добровольно согласится компенсировать вам убытки. Заключение о поломке (лучше копию) нужно направить на адрес продавца топлива. К этому документу в обязательном порядке следует приложить претензию, в которой в свободной форме вы должны изложить, когда, на какой АЗС и какое топливо вы приобрели и какие убытки понесли в результате поломки машины.

В претензии необходимо указать ваши контактные данные, чтобы продавец мог связаться с вами. Претензия – важный документ в вашей защите. Поэтому она либо вручается под подпись представителя продавца, либо направляется ценным письмом по почте с описью вложения. Продавец обязан рассмотреть претензию в течение 10 дней.

Шаг четвертый. Необходимо провести экспертизу топлива. По этой причине – не сливайте бензин из бака. Если в срок до 20 дней от продавца не было никакой реакции на вашу претензию, тогда придется отправить образец бензина экспертам. Такую услугу предоставляют многие лаборатории.

К сожалению, все расходы на данном этапе вам придется взять на себя. Нужно обязательно уведомить продавца о проведении экспертизы. Для этого по каналам обратной связи (через сайт продавца), лично или телеграммой нужно указать дату, время и место проведения анализа. По результатам анализа ваш пакет документов пополнится экспертным заключением.

Шаг пятый. Если продавец отказывается удовлетворить ваши требования или тянет время, то пора идти в суд по месту своего жительства или по месту нахождения ответчика. Для этого нужно написать исковое заявление о взыскании ущерба, который вы понесли из-за некачественного товара.

Основания для возмещения предусмотрены статьей 14 закона «О защите прав потребителей», а также статьей 1095 Гражданского кодекса, которая гласит, что продавец товара обязан возместить вред здоровью или имуществу, причиненный из-за недостатков товара. В суд должны быть переданы:

копия чека на покупку бензина или выписка операций по банковской карте;

оригинал заключения сервисной станции о поломке машины;

копия претензии, которую вы направляли продавцу;

заключение экспертизы топлива.

К этим документам не лишним будет приложить и чеки, например, за транспортировку машины в сервис, за экспертизу и другие расходы в рамках дела.

В суде придется доказать:

факт покупки бензина у этого продавца;

плохое качество бензина;

связь между поломкой и плохим качеством топлива;

размер причиненного вреда.

Что делать, если вам недолили топливо на АЗС

Если с доказательствами плохого качества бензина проблем быть не должно, так как у вас на руках будут необходимые документы и заключения, то с недоливом бензина дела обстоят не так просто. Ведь когда вы доказываете плохое качество бензина, то налицо факт поломки или плохой работы двигателя автомобиля. Факт недолива топлива, напротив, неочевиден, у вас есть лишь подозрения, что вас обманули.

Шаг первый. Если вы подозреваете, что вам недолили бензин, например, если датчик топлива в бензобаке упорно показывает совсем не то количество, которое вы купили, то не спешите покидать АЗС. Не стесняйтесь подойти к другим автовладельцам и попросить быть свидетелями, записав при их согласии имена и контактные данные. Разумеется, чек за заправку нужно сохранить: в нем указано количество литров, которое вам якобы продали.

Шаг второй. Юристы советуют смело идти на АЗС, заносить произошедшее в жалобную книгу и требовать компенсации переплаченной суммы. Бывает, что продавец сразу признает вину и соглашается компенсировать вам этот недолив. Чаще всего АЗС ссылаются на то, что «что-то не так с техникой».

Шаг третий. Если продавец отказывается признать факт обмана, то следует перейти к проверочным процедурам. На каждой АЗС должен быть соответствующий ГОСТу образцовый мерник, опломбированный Центром стандартизации и метрологии (ЦСМ).

С его помощью можно произвести замер того, сколько топлива на самом деле раздает колонка. Процедуру лучше фиксировать на фото или видео. Результаты проверки следует предъявить руководству АЗС. Бензин для проверки придется оплатить из своего кармана (чек, разумеется, тоже следует сохранить).

Шаг четвертый. Замеры можно произвести также с помощью канистр для топлива. Однако понятно, что не каждый автолюбитель готов возить с собой канистры, чтобы выявлять недолив. Но если вы решили доказать свою правоту во что бы то ни стало, то канистру все же лучше иметь под рукой. Процедуру замера также нужно фиксировать на фото или видео.

Шаг пятый. По поводу окончательных действий юристы расходятся во мнениях. Недолив бензина является нарушением условия договора купли-продажи по статье 456 гражданского кодекса.

Эта статья квалифицирует такие действия, как обсчет, взимание суммы в большем размере, чем обусловлено ценой товара, или как утаивание излишней суммы от потребителя.

С зафиксированными при проверке фактами недолива можно обратиться с письменной жалобой в Роспотребнадзор или полицию (на этот случай у вас есть свидетели). В заявлении нужно указать все детали. Недолив также является нарушением закона «О защите прав потребителей», по которому продавец обязан возместить причиненный ущерб, если этот факт доказан.

Наконец, нельзя не вернуться к тому, с чего мы начинали. Если анонсированный Денисом Мантуровым законопроект будет принят и обретет силу закона, то недобросовестных заправщиков будут ждать жесткие меры за недолив. В этой ситуации, скорее всего, АЗС решит урегулировать спор с вами, «не вынося сор из избы», чтобы не получить громадный штраф с оборота.

Как видим, все эти процедуры требуют от покупателя – потерпевшего – определенных затрат и, хуже того, потерянного времени. Именно на это и рассчитывают недобросовестные продавцы – мало кому захочется возиться с доказательством потери несущественной в целом суммы (в случае недолива), чтобы потом сперва доказывать вину продавца, а потом еще отдельно взыскивать с него компенсацию за потраченные ресурсы.

Ситуация была бы куда приятнее, если бы российское законодательство позволяло в таких случаях взыскивать с виновника ощутимую сумму морального вреда или компенсаций за издержки (потраченное рабочее время и т.д.). Но и ужесточение санкций со стороны властей тоже станет дополнительным барьером на пути любителей легкой наживы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: