Нужны ли права на электрокар?

Нарушители на «электричках» — нужны ли права на электромобиль?

Электромобиль, пусть он и имеет совершенно другой тип питания, такое же транспортное средство, как и обычный автомобиль с ДВС. А значит, что для того, чтобы спокойно и без нарушений закона передвигаться на нем, нужно иметь водительское удостоверение. Конечно, если электромобиль не является детским или гольфкаром.

В зависимости от типа электрического транспортного средства, нужно иметь открытую категорию в правах:

  • B — для легковых автомобилей
  • C — для грузовиков;
  • D — для автобусов.

Но существуют ли «серьезные» электрокары, передвижение на которых может быть без водительских прав и нужны ли права на электромобиль в таком случае вообще?

Как итальянцы преуспели в «хитрых» электрокарах

Авто «на батарейках», развивающие скорость не более 45 км/час, предоставляют возможность колесить по дорогам без прав. Итальянские автопроизводители взяли это во внимание и поставили в гонку за звание «самый популярный и доступный электромобиль» свои микромобили — MARANELLO SCE и Estrima Biro. Заняли ли эти представители какое-то место?

MARANELLO SCE

Забавный с виду электромобиль появился на рынке в конце 2007 года. На тот момент его стоимость далеко не всем автолюбителям была понятна и приемлема. За новый микромобиль нужно было заплатить около 22000 долларов. Исходя из предоставленной информации о технических характеристиках, основная часть его цены — это дизайнерские изыски, которые, к слову, большинству не пришлись по вкусу.

Как известно, «итальянец» является двухместным и внутригородским. Глядя на его фотографии, сложно представить этот микромобиль на междугородней трассе. Кроме своеобразного, не вызывающего доверия внешнего вида, этому также способствует его максимальная скорость — 45 км/час. Запас хода позволит преодолеть расстояние около 70-100 км, чего вполне хватит для спокойного передвижения по городу. Единственное, что останавливает в покупке (кроме индивидуальных вкусовых предпочтений в интерьере и экстерьере) — цена. За примерно те же деньги можно спокойно купить подержанный Nissan Leaf, который является полноценным по размерам автомобилем, имеющим уже хотя бы множество функций и опций, обеспечивающих комфорт водителя и пассажиров. Нужны ли права для передвижения на данном электромобиле? Нет!

Estrima Biro

С первого взгляда так и не скажешь, что на таком электрокаре можно выезжать в город, не говоря уже о трассе. На трассу, к слову, выехать не получится хотя бы из-за максимальной скорости — 45 км/час. Запас хода Estrima Biro составляет около 70 км, а средний срок жизнеспособности батареи — 300 циклов или 12000 км.

Экстерьер и интерьер у электрокара, несмотря на множественное число хвалебных отзывов (можно склоняться к тому, что они, скорее всего, оставленные сотрудниками сайтов, которые продают эти модели), все же придется по вкусу не каждому автолюбителю. Стандартную комплектацию можно дополнить подголовниками, кармашками, багажниками и дверьми. Поднимая вопрос безопасности и исходя из характеристик, представленных на сайтах дилерских центров, нужно подметить, что автомобиль имеет металлические трубы со стенках толщиной 3 мм. За новый Estrima Biro придется заплатить около 16000 долларов.

Французы показали, как надо — Citroen Ami

Французские автопроизводители Citroen представили модель Ami. С первого взгляда на этого «малыша» сразу можно определить к какой марке он относится. Отличительные формы Citroen прослеживаются в каждой детали экстерьера и интерьера.

Автомобиль является двухместным и первое, что заставляет обратить на себя внимание — это чудаковатые двери. Кроме того, что они сделаны с целью максимальной экономии (а следует, что и экологичности), вы также удивитесь их конструкции. Двери с двух сторон стоят полностью одинаковые, а следовательно распахиваются они в разные стороны. Водительская сторона открывается назад, а пассажирская по стандарту — вперёд. В салоне стоят два сидения, вместо широкой и привычной приборной панели — маленький экранчик, а привычную музыку заменяет док-станция для смартфона.

Запас хода Citroen Ami составляет около 70 км, а максимальная скорость 45 км/час. Стоимость такого утонченного «француза» составляет 6000-9000 долларов из салона. И, естественно, водительские права для него не нужны!

Нужны ли права на электрокар?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Относятся ли работы на погрузчике (электропогрузке) к работам с повышенной опасностью? Где нужно ставить отметки о прохождении медицинского осмотра водителей погрузчиков? Должны ли водители погрузчиков (электропогрузчиков) проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры?

Работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ст. 213 ТК РФ). В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Из анализа норм ст. 69, 212, 213, 328 ТК РФ, абзаца 6 п. 1 ст. 20, абзаца 5 п. 1, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (далее — Закон N 196-ФЗ) следует, что работники, работа которых связана с движением транспорта, обязаны проходить обязательные медицинские осмотры. Так, прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится только после обязательного предварительного медицинского осмотра (ст. 69, 213, 328 ТК РФ, абзац 1 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, п. 1 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 N 29н (далее — Порядок)).
Периодические медосмотры проводятся для водителей всех категорий один раз в два года с целью определения пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Это следует из положений ст. 213 ТК РФ, абзаца 2 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ; п. 3 Порядка, п. 18.1 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31.12.2020 N 988н/1420н.
В соответствии с требованиями абзаца 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Это следует также из п. 6 Порядка. утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н (далее — Порядок N 835н). Согласно ст. 2 Закона N 196-ФЗ водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). В свою очередь, транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Погрузчики являются самоходными машинами, под которыми в соответствии с п. 2 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 N 796 (далее — Правила), понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).
До 1 января 2020 г. действовали Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ПОТ РМ-008-99 (утверждены постановлением Минтруда РФ от 7 июля 1999 г. N 18) (далее — ПОТ РМ-008-99), которые распространялись на работников, эксплуатирующих или обеспечивающих эксплуатацию промышленного напольного безрельсового колесного транспорта, в том числе автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств), используемых в технологических транспортных операциях внутри (между корпусами, цехами, участками, отделениями, службами, складами, торговыми залами и другими объектами) организации. Правила распространялись только на эксплуатацию транспортных средств в пределах территорий, промплощадки организации. Пунктом 1.33 ПОТ было предусмотрено, что водители указанных транспортных средств к работе допускаются после прохождения предрейсового медицинского осмотра, проверки наличия соответствующих документов на право управления данной категорией транспорта, путевого листа, документов на груз*(1).
Однако постановлением Правительства России от 04.08.2020 N 1181 ПОТ РМ-008-99 был отменен. В настоящее время действует приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2020 N 814н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта» (далее — ПОТ). Положения ПОТ обязательны для исполнения работодателями — юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющими эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт промышленного транспорта, к которому ПОТ относит и электропогрузчики. Напольный колесный промышленный транспорт в ПОТ отнесен к транспортным средствам (смотрите п. 14, п. 27 ПОТ). Поскольку Законом N 196-ФЗ не предусмотрено исключение из правила о проведении предрейсовых медицинских осмотров в отношении водителей промышленного транспорта, полагаем, что водители электропогрузчиков должны проходить предрейсовые медицинские осмотры в том числе и в случае, когда они осуществляют движение только в пределах территории предприятия*(2).
Как следует из п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, а также п. 5 Порядка N 835н, обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Однако, как следует из вопроса, работа указанных в вопросе водителей таковой не является. Как мы поняли из вопроса, в трудовую функцию работников не входит перевозка пассажиров, а также перевозка опасных грузов, и они фактически не осуществляют такие перевозки, следовательно, послерейсовые осмотры водители электропогрузчиков проходить не должны.
Согласно п. 11 ПОТ работы с повышенной опасностью должны выполняться в соответствии с нарядом-допуском на производство работ с повышенной опасностью (далее — наряд-допуск), оформляемым уполномоченными работодателем должностными лицами.
Нарядом-допуском определяются содержание, место, время и условия производства работ с повышенной опасностью, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ. Рекомендуемый образец наряда-допуска приведен в приложении к ПОТ. Перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых с оформлением наряда-допуска, утверждается работодателем. Таким образом, относится ли та или иная работа на электропогрузчике к работам с повышенной опасностью, должен определять работодатель самостоятельно.
Согласно подп. 2 п. 5, п. 15 приказа Министерства транспорта РФ от 11.09.2020 N 368, пп. 16, 17 Порядка N 835н отметки о дате и времени прохождения водителем предрейсового и послерейсового медицинских осмотров проставляются в путевом листе (информацию об оформлении путевых листов водителям погрузчиков смотрите в материале: Вопрос: В организации (промышленное предприятие, далее — организация) эксплуатируются вилочные и фронтальные автопогрузчики. В основном они используются на территории организации, некоторые также используются для расчистки прилегающей территории. Нужно ли выдавать путевой лист водителю погрузчика? Если да, то существуют ли требования к форме путевого листа? (ответ экспертов Правового консалтинга ГАРАНТ)). Также результаты проведенных предрейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров (п. 14 Порядка N 835н).
В заключение отметим, что мы высказали свое экспертное мнение по вопросу, которое может не совпадать с мнением других специалистов. К сожалению, судебную практику по данному вопросу мы не обнаружили.

Читайте также  Сколько нужно прикатывать шипованную резину?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Ранее, отвечая на вопрос о необходимости проведения предрейсового осмотра водителем погрузчика, специалисты Роструда давали утвердительный ответ, ссылаясь на ПОТ РМ-008-99 (смотрите ответы на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, размещенные на информационном портале «Онлайнинспекция.РФ»). После вступления в силу ПОТ специалисты Роструда заняли противоположную позицию (смотрите их ответ на вопрос 4).
*(2) Подробнее о этом смотрите в материале: Вопрос: Согласно уставу муниципального казенного учреждения одним из видов его деятельности является обеспечение органов местного самоуправления городского округа служебным автотранспортом. Казенное учреждение обеспечивает служебным автотранспортом три других юридических лица, относящихся к органам местного самоуправления. Служебный автотранспорт является легковым, используется для перевозки руководителей, некоторых сотрудников, а также документов. Должны ли водители казенного учреждения проходить послерейсовый медицинский осмотр? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2016 г.).

Дичь с AliExpress. Автомобиль, для которого не нужны права

Что может быть лучше электроавтомобиля? Правильно, для нас с вами — компактный городской электрокар. Экономичный и маленький, чтобы парковка не превращалась в ад.

Китайские разработчики не только придумали подобную модель, но и запустили в серию. А самое главное, что на это авто можно водить с 16 лет, сдав экзамен за месяц. Или вовсе без прав, если попросить продавца.

Да и стоит она как старый «жигуленок». Встречайте: четырехместный городской EVEtrike.

Кто такие EVEtrike?

Всего лишь магазин на AliExpress? При подробном исследовании можно найти одноименный сайт на китайском и несколько групп в социальных сетях.

Немного. А вот если сходить в китайский «чебурнет» под названием Weibo, окажется, что EVEtrike — серийный производитель разнообразных электротележек и сопутствующего оборудования.

ВАЖНО: EVEtrike — серийное предприятие по выпуску самых разнообразных видов электротранспорта. Причем все сопутствующие агрегаты компания выпускает самостоятельно.

Поэтому у них можно купить даже маленькие электромоторы или сменные запчасти для электробайков. Но все же, главное у EVEtrike вовсе не это.

Серийные электробусы, электрорикши, электромотороллеры и компактные городские электрокары. Вот что такое EVEtrike.

Сборка производится на конвейере, однако представители указывают на возможность модификаций моторной части, салона или основной конструкции даже при одиночном заказе. Лишь бы основные узлы оставались собственными.

А выбор очень большой.

Главная модель: места и колеса на выбор

EVEtrike Etrike — одна из наиболее популярных моделей производителя. Внешне она напоминает что-то вроде Daewoo Matiz или увеличенную четырехдверную «Оку».

Полная снаряженная масса Etrike составляет 480 килограмм при максимальной полезной массе в 300 килограмм. Аккумулятор в расчет не идет. Маловато, конечно, особенно для крупных европеоидов (а мне норм, вся семья уместится + недельные покупки).

Столь небольшая собственная масса обеспечивается полным отсутствием салонной роскоши. Минимализм в чистом виде: суровые пластиковые панели, отсутствие подушек безопасности, отсутствие серьезных силовых элементов.

Приборов минимум, удобств вроде кондиционера или магнитолы нет, хотя электроподъемники и ремни на месте. Но производитель может дооснастить машину даже холодильником (за счет снижения дальности хода).

Кузов сертифицирован в своем классе и для своих характеристик. Четыре обязательных двери сопровождаются трехколесной базой и очень агрессивным капотом.

А вот передний привод у микролитражек редкость, да ещё несимметричный: задняя пара использует обычные 13-дюймовые диски. Переднее мотор-колесо использует 12-дюймовый формат и расположено в усиленном закрытом кожухе.

Колесная база составляет 1850 миллиметров при общей длине автомобиля 2,5 метра и ширине в полтора.

Для четырех возможных человек внутри маловато, но Etrike может иметь 1 переднее сиденье и пару задних или 1 переднее и лавку для груза за спиной.

Двигатель, динамика, дальность

В качестве движителя используется уже упомянутое компактное мотор-колесо с электромотором на 3 кВт (три киловатта прописью). Со стандартной батареей на 80 Ач этого достаточно на 80 километров пути со скоростью 50 километров в час.

При необходимости батарею можно сменить. EVEtrike предлагает 3 основных варианта:

  • слаботочная 48 В/5 кВт
  • стандартная 60 В/3 кВт
  • усиленная 72 В/5 кВт

Первая снизит скорость, но увеличит дальность и проходимость, вторая улучшит динамику и будет расходоваться быстрее.

Выглядит довольно смешно. Тем не менее, этого вполне может хватать на путь из дома на работу и обратно. То есть от розетки до розетки.

Таможня, права и другие юридические вопросы

В Китае подобный транспорт активно используется в городских условиях. По местным законам Etrike является электрическим мотороллером и не требует прав для вождения ввиду своих характеристик.

В данном случае учитывается как скорость передвижения, так и мощность мотора.

В России аналогичные транспортные средства согласно ч. 1 ст. 25 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ приравнены к мопедам и требуют права категории «М». Их можно получить с 16 лет, сдав соответствующий экзамен в ГАИ. Очень простой и быстрый.

Согласно постановлению постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 мопедом признается 2- или 3-колесный механический транспорт со скоростью до 50 км/ч. Известно, что мопеды оснащаются мотором с рабочим объемом до 50 куб. см. Также возможно присутствие электродвигателя мощностью от 0,25 до 4 кВт.

Впрочем, специальные права для этого «автомобиля» не нужны: в соответствии с тем же законом подойдет любая имеющаяся категория автомобильных/мотоциклетных прав.

Однако, под этот закон попадают и другие транспортные средства с соответствующей мощностью мотора: электросамокаты, гироскутеры и многие другие. Как всем нам известно, права на них на данный момент не требуют. Хотя должны при соответствующей мощности двигателя.

Кроме того, не совсем понятная схема ввоза Etrike: EVEtrike оформляет их как мопеды, электрические гольф-тележки и «самодвижущиеся сельскохозяйственные тележкой».

Для двух последних права не нужны, и таможенные пошлины платить не придется, но остаются вопросы по передвижению на дорогах общего пользования — как минимум на трассу заезжать скорее всего нельзя.

Сколько стоит машина и доставка?

Официальная стоимость базового варианта EVEtrike Etrike составляет около 225 тыс. рублей. Как старая «Калина», уже упомянутый «Матиз» или мотоцикл посвежее.

С доставкой курьез: AliExpress предлагает воспользоваться EMS, чьи услуги обойдутся в 430 тысяч.

Представители EVEtrike предлагают сделать заказ напрямую, минуя платформу Ali. Тогда доставка будет лежать в их зоне ответственности и обойдется всего в 10-40 тысяч, в зависимости от местоположения заказчика.

Да, все верно — просто привезут фурой прямо из Китая, как какой-нибудь телевизор.

Нужны ли права на электротранспорт?

Сегодня по всему Миру, да и в России, все большую популярность набирает транспорт с электро-мотором. К таким видам транспорта относятся: электровелосипеды, электроскутеры, электросамокаты и другие. Электро­транспорт это отличная замена обычному транспорту и даже автомобилю, ведь электрический транспорт это не только экологически чистое средство передвижения, но и очень компактное, которое удобное перевозить или хранить на работе или дома. Кроме того это экономия денег, так как Вам больше не нужно тратить огромные средства на покупку бензина — достаточно заряжать аккумулятор от обычной электросети 220В, в течение 5-8 часов.

Читайте также  Как утеплить моторный отсек автомобиля своими руками?

Но электротранспорт очень различается по таким параметрам, как мощность двигателя и максимальная скорость, поэтому государство регулирует их использования в рамках ПДД. Давайте разберемся на какой транспорт с электро-мотором сотрудник ГИБДД может запросить у Вас права?

Нужны права категории «М» для электроскутера

Электроскутер или электро мопед однозначно требует наличие прав категории «М» так как это постоянный участник дорожного движения. Закон о наличии таких прав вышел в 2013 году, согласно ПДД 1.2:

«Мопед» – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Эти изменения в ПДД соответствуют нормам европейского законодательства, где для различного электрического транспорта также действуют ограничения по макс. скорости и мощности электро-мотора.

Однако некоторые электрические мопеды могут иметь мотор мощность более 4 кВт и, как следствие, разгоняются быстрее, чем указанные в законе 50 км/ч. Такой электротранспорт требуется регистрировать в ГАИ. Также для легального перемещения требуется наличие страховки и открытая категория водительских прав «А».

Также следует помнить, что, согласно закону, права в России выдаются только лицам достигшим 16-летнего возраста.

Обратите внимание! В том случает, если же Вы уже взрослый и имеете права для управления автомобилем, то проходить повторное обучение и получать права на управление электроскутером Вам не требуется.

Нужны права категории «A» для электровелосипеда мощностью свыше 250Вт и скоростью более 25 км/ч

С электровелосипедами уже не так все просто, согласно той же статье ПДД 1.2:

«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Из текста статьи можно понять, что Вам необходимы права, в случае если мощность электро-мотора равна или более 250Вт, а максимальная скорость больше 25 км/ч. В том случае, если у Вас электро-мотор мощностью 250Вт и скорость равна или менее 25 км/чправа для управления НЕ НУЖНЫ.

Со стороны, к сожалению, не возможно определить мощность электровелосипеда, поэтому будьте всегда готовы, что инспектор ГИБДД может спросить у вас документы. В этом случае ссылайтесь на закон и предъявите подтверждение маленькой мощности мотора.

Для электросамоката права не нужны

Что же касается электросамокатов, то права для их использования не нужны. Даже с учетом того, что некоторые модели имеют очень мощные моторы до 1600Вт, а скорость может достигать 45 км/ч.

Дело в том, что на данный момент государство ни как не регулирует движение этого транспорта по общественным дорогам. Они причисляются к категории «пешеходов», предъявляя к их водителям соответствующие требования. Электросамокаты допускается использовать для передвижения на тротуарах, если он не создает помех другим участникам движения.

Пожалуйста внимательно изучите нашу статью и закон касающийся использования электротранспорта, надевайте шлем и помните о Вашей безопасности и окружающих.

Купить электротранспорт по низким ценам Вы можете в нашем интернет-магазине.

Нужны ли права на электромотоцикл в России в 2021 году?

  1. Категории прав на электромотоциклы
  2. Категория «М» для электромотоциклов и других транспортных средств с электродвигателем
  3. Категория «А1» для электромотоциклов
  4. Категория «А» для электромотоциклов
  5. Лазейка в законе: езда на электромотоцикле без прав
  6. Ответственность за вождение электромотоцикла без прав
  7. Как поставить электромотоцикл на учет
  8. Нужна ли страховка ОСАГО для электромотоцикла
  9. Подведем итог: закон и электромотоциклы в России

До 2013 года у многих водителей сформировалась некая парадигма: права нужны только на мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания. А нужно ли иметь водительское удостоверение для управления электробайком? И какое наказание получит водитель за вождение электромотоцикла без прав? Разбираемся вместе с вами.

Категории прав на электромотоциклы

В 2013 году в закон о безопасности дорожного движения внесли изменения . В новой системе классификации транспортных средств вместо привычных 7 категорий прав появилось 16.

И если управление двухколесной техникой раньше регламентировала одна категория, то теперь их стало три. Для каждой прописали характеристики: ДВС и электродвигатели больше не разграничивали. Сейчас мощность электромотора фигурирует в нормативном акте наравне с объемом двигателя внутреннего сгорания, максимально допустимые значения выражены в киловаттах.

Кстати, с 2020 года дорабатывается проект Минтранспорта. Кроме определения понятия СИМ (средства индивидуальной мобильности), в нем говорится об ограничении использования электросамокатов .

Разберемся с обновленным перечнем с точки зрения электробайков.

Категория «М» для электромотоциклов и других транспортных средств с электродвигателем

Категория разрешает управлять мопедом, скутером, легким квадроциклом. Максимальная конструктивная скорость не должна превышать 50 км/ч, а двигатель допустимую мощность 4 кВт .

Собираетесь приобрести байк, не превышающий эти характеристики — достаточно открытой категории «М». Приятный бонус: водительское удостоверение любой категории дает доступ к «М» автоматически.

ВАЖНО . Чтобы управлять ТС класса «Мопед» с другой открытой категорией прав, нужно пройти специальное медицинское освидетельствование. Справку предъявляют по требованию инспектора ДПС.

Тем, кто еще не отучился на права, придется пройти обучение в автошколе: изучить теоретическую часть и откатать практику с инструктором. Курсы для категории «М» доступны с 14 лет, но водительское удостоверение выдадут только в 16.

Категория «А1» для электромотоциклов

Подкатегория разрешает управлять маломощными мотоциклами:

  • модели с облегченной рамой;
  • максимальная скорость — 50 км/ч;
  • максимальная мощность электромотора — 11 кВт ;
  • средняя масса — 100 кг.

Автоматически подкатегория открывается только при наличии категории «А» . Если у вас в водительском удостоверении любая другая буква, обучаться придется отдельно.

Как и для «М» , посещать курсы «А1» можно с 14 лет, а получить сам документ в 16.

Категория «А» для электромотоциклов

Э то классическая категория «Мотоциклы» , дающая право на управление любыми моделями с боковым прицепом и без него.

Если электробайк мощнее 11 кВт и развивает скорость более 50 км/ч, то подойдет только категория «А». Получить права можно только с 18 лет, обучение можно начинать с шестнадцати. Водительские права «А» автоматически открывают владельцу категории «М» и «А1».

Лазейка в законе: езда на электромотоцикле без прав

Требования государства ужесточились, но осталась одна лазейка. Некоторые виды электромотоциклов не нуждаются в водительском удостоверении. Правда, характеристики такого байка скорее похожи на ТТХ электровелосипеда.

По законодательству права не нужны на двухколесное ТС с номинальной мощностью двигателя до 0,25 кВт, с ограничением скорости на отметке 25 км/ч.

Производители электромотоциклов не могли пропустить такую прибыльную нишу. На рынок выпущено огромное количество версий с заявленной мощностью 250 Вт и предельной скоростью 25 км/ч. Если выбрать такой электробайк, претензий от гаишников к вам не будет.

Читайте также  Венза или хайлендер что выбрать?

Если же ездить на его более мощных «коллегах», то у водителя есть шансы получить серьезные проблемы.

Ответственность за вождение электромотоцикла без прав

Водители электробайка несут ту же ответственность, что и при управлении обычным мотоциклом без ВУ. Это одно из самых серьезных нарушений ПДД, и по закону , помимо штрафа, применяются задержание ТС и отстранение от управления. Если вы рискнули прокатиться без прав — одним штрафом здесь отделаться не получится, к вам применят комплекс мер:

  • Штраф за первое нарушение составит от 5 000 до 15 000 рублей на усмотрение сотрудника ДПС. Если вас поймают повторно — сумма увеличится до 30 000 рублей.
  • Электромотоцикл отправят на штрафстоянку . Отдать «железного коня» смогут только человеку с правами и действующей страховкой. В итоге вы понесете двойные расходы .
  • Лишение водительского удостоверения заочно может отбить желание снова садиться за руль. Напомним: штраф за повторное нарушение — уже 30 000 рублей, а срок наказания может быть увеличен решением суда.

Если вы не прошли обучение в автошколе, возможно, стоит начать с маломощных электромотоциклов, документы на которые не нужны.

Конечно, иногда водителю подобного транспортного средства может повезти (пример — на видео ниже), но это, скорее, исключение из правил: и стационарные, и мобильные посты ДПС, а также сотрудники мотобата вполне успешно останавливают нарушителей.

Как поставить электромотоцикл на учет

Действующее законодательство обязывает регистрировать механические транспортные средства в местном отделении ГИБДД. Разберемся, как проходит регистрация и какие документы необходимо подготовить заранее.

Для начала поймем, на какую «зеленую» технику распространяется требование о регистрации. В редакции закона от 2013 года прописали оговорку :

«Механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Следовательно, ТС, попадающие под определение «мопед», не требуют регистрации, и если ТТХ вашего электробайка не превышают 4 кВт — регистрировать его не нужно. Достаточно иметь при себе документ от производителя, подтверждающий его мощность.

Если вы выбрали более мощную модель, то будьте готовы пройти процедуру регистрации ТС. Она несложная, но для удобства мы подготовили для вас пошаговую инструкцию:

  1. Пройти техосмотр.
  2. Получить полис ОСАГО.
  3. Оплатить госпошлину.
  4. Заполнить заявление по форме ГИБДД.

Далее нужно приехать в местное отделение МРЭО на новом электробайке и для начала подать пакет документов:

  • паспорт;
  • ПТС или СТС;
  • договор купли-продажи или иной документ, подтверждающий владение ТС;
  • полис ОСАГО;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • заполненное заявление.

После того как у вас приняли документы, сотрудник МРЭО осмотрит технику на соответствие заявленным характеристикам. Если все в порядке, то останется дождаться получения и забрать ПТС, свидетельство о регистрации и номерные знаки.

Нужна ли страховка ОСАГО для электромотоцикла

Если ваш электрический мотоцикл попадает под требование об обязательной регистрации ТС, то по закону при себе нужно иметь действующий страховой полис ОСАГО:

«Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи».

Исключение — электромотоциклы с мощностью от 0,25 до 4 кВт, которые можно квалифицировать как «мопед»: их регистрация необязательна.

Получить страховку на такую технику тоже можно. На мопеде разрешено перемещаться по дорогам общего пользования, а значит, там будут другие участники дорожного движения. Наличие страхового полиса обезопасит от финансовых последствий ДТП, но предъявлять его гаишникам необязательно.

Подведем итог: закон и электромотоциклы в России

В 2013 г. электромотоциклы вошли в перечень транспортных средств, для управления которыми нужны права. В новом законе максимально допустимая мощность электродвигателя теперь прописана наравне с объемами ДВС. При нарушениях владельцы несут ту же ответственность, что и водители топливного транспорта.

Коротко о главных нюансах законодательства:

  • Водительское удостоверение не нужно, если скорость вашего байка — до 25 км/ч, а двигатель не мощнее 0,25 кВт.
  • Хотите ездить на скорости 50 км/ч — подойдут категории «М» и «А1». Для более мощных моделей — только «А».
  • Категории «М» и «А1» можно открыть с 16 лет. Более солидная «А» доступна с 18 лет.
  • Если мощность электромотоцикла выше 0,25 кВт — кроме получения водительского удостоверения, его нужно поставить на учет в ГИБДД и оформить страховой полис ОСАГО. Без этих документов нельзя забрать ТС со штрафстоянки.

Больше информации про «зеленую» технику, от обзоров на новые модели до аналитики рынка читайте на канале в Telegram .

Кстати, а вы знаете, какие модели электромотоциклов самые популярны е в мире?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: