Нужны ли права на гужевую повозку?

Является ли гужевая повозка транспортным средством?

Для современного горожанина упряжка с лошадью – экзотика и романтика, которую не встретишь на улицах мегаполиса. А для сельских жителей гужевая повозка – актуальное и в двадцать первом веке средство передвижения.

Обычный транспорт или красивая традиция?

Рассуждая о том, является ли гужевая повозка транспортным средством, следует принять во внимание, что, несмотря на бурное развитие технологий, в некоторых районах земли именно такое транспортное средство остается основным способом передвижения и перевозок различного груза.

Конные упряжки – украшение романтических свадеб, развлечение для туристов, помощь фермерам. Собачьи и оленьи упряжки – традиционный способ передвижения для жителей Крайнего Севера, где техника дает сбои в условиях сорокаградусных морозов, а ездовые животные быстро и безопасно перевозят грузы и людей. Трудно сохранить работоспособность техники и в условиях невероятной жары, где надежно движутся в заданном направлении караваны повозок, запряженных мулами, верблюдами, слонами. По всему миру миллионы людей и тонны грузов ежегодно перевозят тем же способом, что и наши далекие предки, – в телеге.

В современном мире среди разнообразных средств передвижения не утратила актуальности гужевая повозка. Фото мегаполисов, где среди потока современных автомобилей движутся конные упряжки, – тому подтверждение. А в сельской местности такой способ передвижения может оказаться более удобным и доступным.

От саней до фаэтона

Интересно, что к гужевому транспорту относятся самые разнообразные виды повозок – телеги, фургоны, двуколки, кареты, фаэтоны, коляски и даже сани, а запряжены в них могут быть не только лошади, но и ослы, ишаки, ездовые собаки, верблюды и даже слоны. Поэтому, отвечая на вопрос о том, какое транспортное средство называется гужевой повозкой, наиболее точный ответ – это вид колесного безрельсового транспорта, приводимый в движение животными.

Причем этот вид транспорта, как и большинство других, может быть пассажирским, грузовым или специального назначения. Гужевые повозки следует отличать от вьючных, тут груз закреплен непосредственно на спине или боках ездовых животных.

Данный вид транспорта является экологически чистым, но не может состязаться с автомобильным, железнодорожным и воздушным по скорости, грузоподъемности и объему пассажироперевозок. Кроме того, тягловые животные могут испугаться резких звуков, заболеть, заупрямиться во время пути. То есть, без сомнения, гужевая повозка – транспортное средство, управление которым требует соблюдения правил безопасности.

Что общего у каюра и велосипедиста

Человека, который управляет упряжкой, называют в общем случае ездовым. В зависимости от упряжных животных это может быть кучер (управляет упряжкой копытных животных) или каюр («рулит» ездовыми собаками). Независимо от вида гужевого транспорта, передвигаясь по общественным магистралям, ездовой обязан сообщать другим участникам дорожного движения об изменениях темпа или направления езды: о поворотах, перестроении на другую полосу, замедлении, ускорении и остановке. Условные знаки можно подавать рукой или кнутом, по содержанию и смыслу они похожи на жесты, которые используют простые велосипедисты.

Все по правилам

Независимо от назначения использования, следование гужевого транспорта по дорогам требует строгого соблюдения правил. Например, как и другой медленно движущийся транспорт, повозки могут следовать по одной полосе, если только ее смены не требуют соответствующие знаки. При необходимости поворота на другую дорогу кучер обязан подать соответствующий знак перед сменой полосы движения. Сворачивая в ворота или боковой проезд, ему не требуется менять полосу движения, можно оставаться на прежней.

Для передвижения в темное время суток и в условиях плохой видимости все виды гужевых повозок должны быть обязательно оснащены осветительными приборами. На торцевой стороне повозки должен быть закреплен светоотражающий элемент красного цвета. Там же рекомендовано прикрепить предупреждающий знак – красный треугольник, который будет хорошо заметен и в светлое время суток.

Право управлять повозкой надо доказать

В некоторых странах мира, например в Великобритании, управлять гужевым транспортом разрешено всем, даже детям. Это правило не менялось на протяжении последних столетий. Однако в российских условиях ответ на вопрос о том, нужны ли права на гужевую повозку, был переосмыслен совсем недавно.

В России любой вид транспорта, в том числе и гужевой, на законодательном уровне признан источником повышенной опасности. Следовательно, управление повозкой можно осуществлять только с четырнадцати лет. А с 2017 года правила стали еще более жесткими – для управления, например, конной упряжкой, требуется получить водительские права, а само транспортное средство теперь подлежит обязательной регистрации в ГИБДД.

Каждая повозка должна иметь собственный регистрационный знак, а разрешение на управление выдается сроком на 5 лет. Любопытно, что порядок получения прав на управление гужевым транспортом предполагает сдачу экзамена. Однако, как именно будет производиться обучение кучеров и выполняться проверка их мастерства, пока доподлинно неизвестно.

Необходимость получения прав на управление гужевым транспортом – дополнительное подтверждение как популярности этого средства передвижения, так и того, что даже конная упряжка является полноценным участником дорожного движения.

У лошадок тоже есть права

Новацией правил дорожного движения является отдельное внимание к соблюдению прав животных, которые будут использоваться при осуществлении гужевых перевозок:

  • Разрешено впрягать в повозку только животных, которые специально обучены этому и предназначены для такого вида использования.
  • Каждый владелец гужевого транспорта обязан соблюдать требования гуманного отношения к животным, и в случае их нарушения он может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности.
  • Нагрузка повозки должна соответствовать массе животных, которые обеспечивают ее передвижение.

И верхом, и шагом

Любопытно, что действующие в России правила дорожного движения устанавливают единые условия передвижения животных как запряженных в телеги и сани, так и вьючных и передвигающихся в стадах.

Всем видам транспорта с участием животных в городской черте разрешено передвигаться только в светлое время суток, причем занимать допускается только правую сторону.

Таким образом, все виды гужевых повозок являются полноценным транспортом, их передвижение и использование регулируются правилами дорожного движения, которые следует неукоснительно соблюдать всем, кто ими управляет.

Есть вопрос: «Можно ли ездить по городу на лошади?» Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы, которыми задаются горожане.

Читатель из Киева задал The Village интересный вопрос: если купить лошадь, то можно ли верхом ездить на работу по городу? Другими словами, использовать лошадь как обычное средство передвижения. Мы посчитали, что этот вопрос может быть интересен и жителям Москвы и Петербурга, и рассмотрели его с чисто правовой и этической точек зрения.

Можно ли перемещаться по городу
на лошади?

Максим Афанасьев

заместитель генерального директора Московского ипподрома

У нас движение по дорогам регламентируется одним документом — это правила дорожного движения, поэтому по сути, ограничить движение по городу наездников могут только ПДД. И там действительно есть целая глава, которая говорит о требованиях к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогона животных. Движение на лошади в карете — это поездка на гужевой повозке. А движение верхом — это прогон.

Требований к движению верхом и в карете несколько:

– Наездник должен быть старше 14 лет;
– Животные могут передвигаться только в крайнем правом ряду или по обочине;
– Запрещается вести животных по асфальтовой дороге при наличии иных путей. То есть если рядом с дорогой есть неасфальтированная обочина, то надо вести животное именно там;
– По поводу движения по обочине ничего не сказано, но тот факт, что гужевые повозки и животных относят к транспортным средствам, можно трактовать так, что они должны перемещаться по проезжей части. Хотя если это не создаст помех пешеходам, я лично считаю, передвигаться по тротуарам можно;
– Разрешается двигаться только в светлое время суток;
– Если вы двигаетесь в группе, то не больше пяти человек;
– Подъезжая к любому перекрёстку, человек должен слезть с животного, взять его под уздцы и перевести через дорогу;
– Запрещается оставлять животных без присмотра на дорогах.

Читайте также  Ховер или кайрон что выбрать?

В правилах дорожного движения Украины, кстати, содержатся примерно такие же требования, они перечислены в главе 7. Но должен оговориться: у нашего ипподрома много клиентов, у которых есть лошади, но никто из них не перемещается верхом по городу. Лошадей перевозят в специальных повозках, называемых коневозки.

Марина Золотавина

директор общества защиты лошадей «ЭквиХелп»

Конечно, перемещаться на лошади по городу нельзя. Начнём с того, что если лошадь не очень хорошо подкована, то на асфальте она просто гробит ноги, асфальт не подходит для лошадиных копыт.

Лошадь — большое, сильное животное, но по классификации зоологов это животное-жертва. При малейшем намёке на опасность для жизни она бросается в сторону и убегает. 500 килограммов неуправляемой массы — согласитесь, это не то, что вы хотите увидеть на улицах.

Вы можете мне возразить, что на улицах города можно встретить лошадей, которые не боятся, — это лошади так называемых «покатушников», предлагающих всем желающим проехаться верхом за 100 рублей, и лошади специальных верховых отрядов полиции.

Если говорить про полицию, то там очень серьёзная подготовка и лошадей, и всадников. Лошадь полицейского проходит такое же обучение, как служебно-розыскная собака. По сути, это оружие, и применение этого оружия оправдано, когда этим пользуются профессионалы. К тому же в полиции есть только мерины — то есть кастрированные жеребцы — они более спокойны.

Что касается «покатушников», они работают с животными, которые доведены до такого состояния, когда им уже ничего не страшно. В 90 % случаев это больные животные, у которых нет сил бороться. Кстати, примерно год назад по всем новостным лентам прошёл сюжет: «покатушники» вывели в город трёх лошадей, которых ещё не успели довести до ручки. Они сбежали, покалечили трёх прохожих и спровоцировали ДТП. Если хотите представить, что будет, если вывести здоровую лошадь в город, просто посмотрите эти сюжеты.

Еще раз — лошади не место в городе. Если вы видите «покатушников», я советую вам вызывать полицию, чтобы она проверила разрешение на занятие предпринимательской деятельностью, а главное, наличие ветеринарных документов. Чем больше таких предпринимателей будут гонять из города, тем меньше у них будет шансов получать лёгкие деньги. Тем более в Москве очень много цивилизованных мест для катания на лошади. Это вам обойдётся намного дешевле: вы будете час кататься под руководством опытного инструктора, вместо того чтобы проехать сто метров на измученном животном.

Нужны ли права на гужевую повозку?

Водителей транспортных средств, которые приводятся в движение животными, могут обязать получать права, а также знаки государственной регистрации. Об этом сообщает законопроект «О перевозках гужевым транспортом и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленный специалистами Министерства транспорта России. Целью инициативы является «установление правовых основ использования гужевых транспортных средств и обеспечение прав граждан», которые им пользуются. Законопроект был подготовлен по поручению вице-премьера Ольги Голодец, которая осенью 2015 года высказала свою обеспокоенность безопасностью дорожного движения в городах с развитым туризмом, где ездит гужевой транспорт. Документ выставлен на общественное обсуждение.

Согласно действующим ПДД, управлять гужевой повозкой имеют право лица не моложе 14 лет. Получать права для этого не нужно. По дорогам общего пользования в упряжке можно ехать либо по крайней правой полосе, либо по обочине, если это не мешает пешеходам.

В новом законопроекте детально прописаны права и обязанности коммерческих перевозчиков, использующих гужевые повозки, и пассажиров этого транспорта, популярного в туристических городах России. Проект закона касается таких вопросов, как выдача водительских удостоверений на право управления повозками, регистрация повозок и разрешений на осуществление деятельности по коммерческой перевозке таким транспортом пассажиров и багажа, а также перевозка людей для собственных нужд по автомобильным дорогам общего пользования. Также законопроектом регулируются порядок заключения договоров на перевозку гужевым транспортом, возмещения ущерба в случае утраты багажа, вопросы разрешения споров между участниками процесса перевозки и другие аспекты.

Разрешение на осуществление гужевых перевозок планируется выдавать уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном нормативным правовым актом органа государственной власти соответствующего субъекта на основании результатов сдачи экзаменов для получения «удостоверения водителя гужевого транспортного средства» на срок не менее пяти лет по месту регистрации заявителя.

«В России использование гужевого транспорта происходит не только в сельской местности, но и в городах, в частности, для перевозки туристов, новобрачных и осуществления других мероприятий. Вместе с тем в действующем законодательстве явно недостаточно норм, регулирующих правоотношения, обусловленные использованием гужевого транспорта», – считают в Минтрансе.

В проекте закона прописаны права и обязанности перевозчиков и пассажиров гужевого транспорта, предусмотрена ответственность за нарушения законодательства в этой сфере. Перечень транспортных средств, попадающих под определение гужевого транспорта, выглядит следующим образом: «коляски, кабриолеты, тележки, сани, фургоны, парадные (церемониальные) кареты, купе, фаэтоны, катафалки, двуколки, детские коляски, движение которых осуществляется тягловой силой животного (животных)». Действующие ПДД не содержат разъяснений, какой транспорт приравнивается к гужевому.

Кроме того, в законопроекте уточняются правила отношения к животным, предназначенным для перевозок. Кучеру запрещается покидать повозку на стоянках и оставлять запряженных животных на автодорогах. Кроме того, ему не разрешено «наносить им побои, истязать животное, совершать иные действия, противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным».

Также владельцев тихоходных транспортных средств планируют начать штрафовать в случае, если их действия помешают проезду иных участников движения, а за перевозку пассажиров с использованием животных, которых нет в списке разрешенных, кучеру придется заплатить до 10 тысяч рублей, собственнику кареты или телеги – 30 тысяч рублей. Если же сани неисправны, то за выезд «в рейс» на таком транспортном средстве тоже придется заплатить штраф, но уже меньший. Законопроектом, кроме того, запрещается катать пассажиров на подножке и выезжать на дороги общего пользования в темное время суток без особой «экипировки». «Гужевой транспорт должен ехать в светлое время суток по правому краю дороги. Движение в темное время суток допускается только при условии оборудования гужевого транспортного фонарями и светоотражающими элементами». Ответственность за нарушения ПДД для возчиков предусмотрена в КоАП и сейчас. Штраф для водителей повозок за нарушения ПДД составляет 800 рублей, а если в момент совершения правонарушения они находились в состоянии опьянения, то от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.

Отдельного штрафа за езду без прав проект закона Минтранса не предусматривает, поэтому, скорее всего, полиция сможет привлекать кучеров за это правонарушение по ст. 12.7 КоАП («Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством») и штрафовать на 5–15 тыс. руб. Не содержится в проекте и указание того, какая ответственность будет предусмотрена за управление повозкой, не зарегистрированной в установленном порядке.

Читайте также  Что нужно для чип тюнинга автомобилей?

Проверять, соблюдает ли кучер требования закона, будут инспекторы ГИБДД. В случае принятия законопроекта, документ вступит в силу с 1 января 2017 года.

Минтранс приравнял кучера к водителю

Удостоверение на право управления гужевым транспортом может появиться в России в 2017 году

Управлять каретами, фаэтонами, двуколками, а также санями с 1 января 2017 года станет возможно только при наличии специального разрешения и регистрационных знаков, как на автомобиле. О соответствующем законопроекте Минтранса упоминает Агентство городских новостей «Москва».

«Я не извозчик, я водитель кобылы…»

По мнению Минтранса, в действующем законодательстве «недостаточно норм, регулирующих правоотношения, обусловленные использованием гужевого транспорта». Исправить эту ситуацию и призван законопроект, который направлен на «установление правовых основ использования гужевых транспортных средств и обеспечение прав граждан, пользующихся гужевым транспортом».

В документе закреплены права и обязанности перевозчиков и пассажиров гужевого транспорта, устанавливаются запреты, обязанности и права водителей гужевых транспортных средств, а также их ответственность за нарушение законодательства о гужевом транспорте. После сдачи соответствующего экзамена «водитель кобылы» получит «удостоверение водителя гужевого транспортного средства», которое будет действовать пять лет, а также регистрационный знак на свою повозку.

Примечательно, что в ведомстве не забыли и о правах животных: «запрещается использовать в качестве тягловой силы животных, не предназначенных для обеспечения движения транспортного средства, наносить им побои, истязать животное, совершать иные действия, противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным».

По мнению руководителя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, такая инициатива недостаточно своевременна. «Возможно, лет 50 назад это ещё можно было бы вводить, — убеждён он. — Мне кажется, что в ближайшие годы такого вида транспорта не будет в принципе. Наверняка эта инициатива — реакция на какое-то дорожно-транспортное происшествие, где лошадь «понесла».

«С умерщвлением села, которое сейчас происходит, количество гужевого транспорта постоянно снижается, — считает первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту Михаил Брячак. — Во-вторых, те участки дорог, которые могут быть использованы гужевыми повозками, как правило, просёлочные и там нет интенсивного движения. Поэтому усложнять жизнь крестьянам дополнительными сборами на получение регистрационных знаков, расходом времени на получение соответствующих документов считаю нецелесообразным. И так людям в деревнях тяжело выдерживать сложившиеся проблемы в экономике».

Михаил Брячак был менее категоричен в отношении карет, разъезжающих по центру Санкт-Петербурга, Москвы, курортных городов. «Что касается использования карет в целях экскурсионно-прогулочного характера, в местах интенсивного движения, то на такую ситуацию нужно посмотреть внимательно, — считает законодатель. — Те экскурсионные кареты, которые используют городскую инфраструктуру с интенсивным движением, загруженностью, а следовательно, и рисками для безопасности дорожного движения, должны использоваться с применением норм права».

«Попал под лошадь»

Трагический случай произошёл 20 июля 2007 года в Санкт-Петербурге. Погибла пятилетняя дочь мэра Сочи Виктора Колодяжного: семья градоначальника совершала прогулку в запряжённой лошадьми карете, когда в неё врезался легковой ВАЗ и девочка выпала из повозки под колёса автомобиля. После этого правительство города одобрило постановление о дополнительных требованиях к движению гужевых повозок и саней по улицам Северной столицы. Согласно этому документу, извозчикам придётся сдавать экзамены на знание правил дорожного движения и навыки вождения, а также получать водительские права. Однако, как пояснили «Парламентской газете» в комитете по транспорту Северной столицы, просуществовало постановление недолго.

«Действительно, постановление правительства Санкт-Петербурга «О дополнительных требованиях к движению гужевых повозок (саней) в Санкт-Петербурге» было принято 15.01.2008, однако утратило силу на основании постановления правительства Санкт-Петербурга от 09.10.2008 №1249», — рассказала пресс-секретарь комитета по транспорту Санкт-Петербурга Ирина Ефимова.

По её данным, комитет по транспорту предполагал, что выдача удостоверений на управление гужевым транспортом начнётся в марте — апреле 2008 года. «Однако 16 февраля 2008 года вышло Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения», согласно которому примечание «По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может… устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней), документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а у этих транспортных средств специального регистрационного знака» было исключено, — пояснила представитель комитета по транспорту Санкт-Петербурга. — Эти изменения вступили в силу 1 июля 2008 года. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 15 января 2008 года №11 «О дополнительных требованиях к движению гужевых повозок (саней) в Санкт-Петербурге» было признано утратившим силу, чтобы привести нормативно-правовую базу в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации».

Справка «ПГ»

Выписка из Правил дорожного движения Российской Федерации

25. Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также к прогону животных

25.1. Управлять гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.

25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам.

Колонны гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80—100 м.

25.3. Водитель гужевой повозки (саней) при выезде на дорогу с прилегающей территории или со второстепенной дороги в местах с ограниченной обзорностью должен вести животное под уздцы.

25.4. Животных по дороге следует перегонять, как правило, в светлое время суток. Погонщики должны направлять животных как можно ближе к правому краю дороги.

25.5. При прогоне животных через железнодорожные пути стадо должно быть разделено на группы такой численности, чтобы с учётом количества погонщиков был обеспечен безопасный прогон каждой группы.

25.6. Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается:

оставлять на дороге животных без надзора;

прогонять животных через железнодорожные пути и дороги вне специально отведённых мест, а также в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях);

вести животных по дороге с асфальто- и цементобетонным покрытием при наличии иных путей.

Дорожный знак «Движение гужевых повозок запрещено» вводит запрет на движение гужевых повозок и саней, а также верховых, вьючных животных. Кроме того, по таким участкам дороги запрещается осуществлять и прогон скота.

Знак «Движение гужевых повозок запрещено» имеет два исключения для водителей, которые могут проигнорировать его при движении. Это водители гужевых повозок, вьючных или верховых животных, пастухи и чабаны, осуществляющие перегон скота через дорогу (или по дороге), которые:

проживают или работают в зоне, которая обозначена знаком «Движение гужевых повозок запрещено», или обслуживают предприятия, расположенные в данной зоне;

являются сотрудниками федеральной почтовой службы РФ и исполняют свои непосредственные обязанности в зоне действия знака.

Читайте также  Нужно ли открывать багажник сотруднику ДПС?

Кстати, погонщики скота, согласно Правилам дорожного движения, также являются водителями, но только в тот момент, когда перегоняют скот по проезжей части дороги.

Кстати

— Извозчик должен был иметь свой номерной знак.

— Номерной знак должен был быть прибит в соответствующем месте.

— Остановка только в определённых местах.

— Экипаж должен был быть чистый и неразбитый.

— Кафтан извозчика должен был быть в приличном виде.

Кроме того, им приходилось проходить в полиции осмотр экипажа, после которого, если всё в порядке, ставили определённые пломбы.

Существовали и ограничения по возрасту для извозчиков — от 18 до 65 лет. Специальной строкой оговаривалось, что извозчик должен отличаться трезвым поведением. Это требование не выполнялось повсеместно, особенно зимой.

Владельцев гужевых повозок хотят обязать сдавать на права и получать госномера

Министерство транспорта намерено обязать водителей гужевого транспорта получать права и регистрационные знаки на повозки с января 2017 года. В ведомстве полагают необходимым ввести государственное регулирование этой отрасли, поскольку гужевой транспорт популярен в России не только в сельской местности, но и в городах, где используется для коммерческих перевозок туристов и молодоженов. Владельцам карет, саней, телег, если они используют их в коммерческих целях, придется получать специальное разрешение. Проект соответствующего федерального закона был размещен на портале regulation.gov.ru и проходит стадию общественного обсуждения.

Законопроект был подготовлен по поручению вице-премьера Ольги Голодец, которая осенью 2015 года высказала свою обеспокоенность безопасностью дорожного движения в городах с развитым туризмом, где ездит гужевой транспорт.

«По Суздалю ходить невозможно, вот едет лошадь, вот едет машина, здесь еще три машины…

Порядок навести надо, тем более теперь, когда всем понятно, как его наводить», — заявила Голодец, добавив, что аналогичная проблема касается всех туристических городов России.

«В России использование гужевого транспорта происходит не только в сельской местности, но и в городах, в частности, для перевозки туристов, новобрачных и осуществления других мероприятий, — отмечают авторы подготовленного по поручению Голодец законопроекта. — Вместе с тем в действующем законодательстве явно недостаточно норм, регулирующих правоотношения, обусловленные использованием гужевого транспорта».

В ведомстве поясняют, что законопроект носит глобальный характер и направлен на установление правовых основ использования гужевых транспортных средств и обеспечение прав граждан, пользующихся повозками.

Законопроект касается таких вопросов, как выдача водительских удостоверений на право управления повозками, регистрация повозок и разрешений на осуществление деятельности по коммерческой перевозке таким транспортом пассажиров и багажа, а также перевозка людей для собственных нужд по автомобильным дорогам общего пользования.

Документом предполагается введение ряда терминов, касающихся перевозок гужевым транспортом. Например, гужевым транспортным средством в Минтрансе предлагают считать коляски, кабриолеты, тележки, сани, фургоны, парадные (церемониальные) кареты, купе, фаэтоны, катафалки, двуколки, детские коляски, движение которых осуществляется тягловой силой животного (животных). Стоит отметить, что действующие ПДД не содержат разъяснений, какой транспорт приравнивается к гужевому.

В случае принятия закона кучеры будут обязаны обучаться и сдавать экзамены для получения «удостоверения водителя гужевого транспортного средства» в ГИБДД. Кроме того, собственники гужевых повозок должны будут получать государственные регистрационные знаки на свой транспорт.

Основной блок законопроекта касается коммерческих перевозок гужевым транспортом. Так, например, перевозчиков хотят обязать получать разрешение на осуществление такой деятельности — их будут выдавать по месту регистрации заявителя на срок не менее пяти лет. Также законопроектом регулируются порядок заключения договоров на перевозку пассажиров и багажа гужевым транспортом, возмещения ущерба в случае утраты багажа, вопросы разрешения споров между участниками процесса перевозки и другие аспекты.

Кроме того, субъекты РФ, согласно документу, должны будут определить те автомобильные дороги общего пользования, по которым можно осуществлять перевозки гужевым транспортом.

В проекте ФЗ также прописаны и требования к обращению с животными, которые используются в качестве тягловой силы. Так, закон запрещает наносить гужевым животным побои, истязать их, совершать прочие действия, противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным.

Проект Минтранса предусматривает также внесение поправок в КоАП за нарушения правил использования гужевых перевозок. Так, например, при отсутствии разрешения на перевозку пассажиров и багажа гужевым транспортом штраф для водителя составит 10 тыс. руб., а для собственника — 30 тыс. руб.

Прописаны в проекте федерального закона и серьезные санкции за перевозку гужевым транспортом пассажиров и багажа с использованием в качестве тягловой силы животного, не предусмотренного для этого. Кучера и собственника за такое нарушение смогут штрафовать на 10 тыс. и 30 тыс. руб. соответственно.

Отдельного штрафа за езду без прав проект закона Минтранса не предусматривает, поэтому, скорее всего, полиция сможет привлекать кучеров за это правонарушение по ст. 12.7 КоАП и штрафовать на 5–15 тыс. руб. Не содержится в проекте и указание того, какая ответственность будет предусмотрена за управление повозкой, не зарегистрированной в установленном порядке.

Согласно действующим ПДД, управлять гужевой повозкой имеют право лица не моложе 14 лет. Получать права для этого не нужно. По дорогам общего пользования в упряжке можно ехать либо по крайней правой полосе, либо по обочине, если это не мешает пешеходам.

Содержится в ПДД и ряд технических требований к повозкам. Так, гужевая повозка должна быть оснащена стояночным тормозом и противооткатными упорами, а также оборудована двумя световозвращателями и фонарем белого цвета спереди и двумя световозвращателями и фонарем красного цвета сзади.

Ответственность за нарушения ПДД для возчиков предусмотрена в КоАП и сейчас. Штраф для водителей повозок за нарушения ПДД составляет 800 руб., а если в момент совершения правонарушения они находились в состоянии опьянения, то от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.

В пресс-службе Минтранса на вопросы «Газеты.Ru» не ответили. Связаться с лицом, ответственным за разработку федерального закона, «Газете.Ru» не удалось.

Директор московского салона «Золотые кареты» Марина Подолякина инициативу Минтранса оценивает положительно.

«Это правильно, что водителей гужевых повозок обяжут сдавать экзамены и получать права, — рассказала «Газете.Ru» Подолякина. — Кучеры, которые работают в нашем салоне, и так всегда передвигаются согласно ПДД, и у всех извозчиков есть права категории «B». Тем не менее есть компании, где к соблюдению безопасности на дорогах относятся не так внимательно. Кучеры могут по незнанию грубо нарушать ПДД, например, разворачиваться посередине Кутузовского проспекта, чтобы въехать в загс.

Можно вспомнить и громкую историю, которая произошла несколько лет назад в Петербурге, когда в карету, в которой по Дворцовой площади ехала дочка мэра Сочи, врезалась машина. Девушка выпала из кареты и погибла под колесами кареты».

По оценке собеседницы, количество гужевого транспорта в Москве невелико. «В столице общее число карет с лошадьми, которые сдаются в аренду, не превышает 10 единиц», — уточнила она.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: