После чип тюнинга нужна ли адаптация?

Детонация, капиталка или пожар: что может сломаться из-за неудачного чип-тюнинга

Чип-тюнинг – это всегда риск. Иногда большой, иногда – чуть меньше. Мы уже рассказывали о типичных заблуждениях относительно этого мероприятия, но оставили за рамками разговора важный вопрос: а что именно можно сломать чиповкой? Если говорить прямо, то почти всё что угодно.

К ак у любого врача есть своё маленькое кладбище, так и у любого тюнера есть своя маленькая помойка. Правда, помойка пополняется не только и не столько стараниями тюнеров, сколько усердием владельцев автомобилей и состоянием их техники. Давайте попробуем разобраться, какими последствиями может обернуться ошибка со стороны тюнинг-ателье, а когда всё “сломалось само”.

Великая и ужасная детонация

Начнём с конкретного примера. Клиент после чип-тюнинга пожаловался: машину на трассе “заколбасило”, после чего она встала. Если говорить точнее, она стала троить, потом и вовсе заглохла. Откат к стоковой прошивке ситуацию не исправил, нужно смотреть, что там случилось с “железом”. И при диагностике сразу выяснилось, что все четыре свечи зажигания остались без электродов. Что случилось с автомобилем, и при чём тут тюнинг?

Тут была виновата детонация. Вы все прекрасно знаете, что это такое — сгорание топливовоздушной смеси с очень высокой скоростью, приводящее к резкому повышению температуры и давления. Причиной возникновения детонации стал слишком ранний угол опережения зажигания, вызвавший перегрев выпускного клапана. Далее началось явление, которое называют калильным зажиганием. При нём воспламенение топливовоздушной смеси происходит не от искры свечи зажигания, а от перегретых деталей (выпускных клапанов, свечей, в запущенных случаях — отложений в камерах сгорания или головке поршня). Повезло, что первыми из-за калильного зажигания сдались свечи (их электроды, видимо, просто сгорели). Если бы они протянули дольше, из-за детонации, скорее всего, деформировались бы поршни. Так откуда взялась детонация?

Вполне очевидно – из-за ошибки при выставлении угла опережения зажигания. Угол этот в большинстве случаев в прошивке не хранится в виде физической величины – «градусы перед ВМТ». Чаще всего это набор шестнадцатеричных данных, требующих специальной формулы конверсии для того чтобы перевести их в градусы. Скорее всего, калибровщик в этой формуле ошибся, и вместо того, чтобы изменить угол, скажем, на градус-полтора, повернул его раза в три-четыре больше. А этого может оказаться более чем достаточно, чтобы буквально развалить мотор.

Второй классический пример появления детонации — неправильная регулировка наддува. Очевидно, что чем больше воздуха дает турбина, тем беднее получается смесь, а бедная смесь – ещё одна причина детонации. Чтобы компенсировать приток воздуха, нужно увеличивать подачу горючего. Если этого не сделать, детонация может возникнуть сразу после пуска мотора, поэтому он, вполне вероятно, развалится в первые минуты работы.

Кстати, об этом надо обязательно помнить при установке турбины или компрессора на атмосферный мотор. В этом случае тоже нужно вносить изменения в состав смеси. То есть, не только ставить “железо”, но и менять прошивку.

А вот если вы после чип-тюнинга наддувного мотора пытаетесь ездить на 92 или 95 бензине, то убиваете свою машину сами. В подавляющем большинстве случаев после чиповки можно кататься только на 98-м, ибо низкооктановый бензин почти всегда приведёт к детонации (вы же помните, что такое октановое число?). На наддувном моторе — точно.

Небольшая помощь

Вы наверняка слышали о моторах, которые, выражаясь мягко, можно назвать не слишком удачными. Вот, к примеру, V-образная «восьмёрка» N63 от BMW, побившая все рекорды по количеству поломок и стоимости содержания. Особенно в высокофорсированной своей версии S63B44O0, выдающей 555 л.с. Именно такой мотор был установлен у владельца BMW X5M, которому штатной отдачи показалось мало, и он решил её немножко «докрутить». Радость была недолгой: “эмка” в буквальном смысле сгорела. Был ли чип-тюнинг причиной пожара этого автомобиля?

На фото: под капотом BMW X5 M ‘2015–н.в.

Это как раз тот случай, когда тюнинг лишь ускорил кончину автомобиля. В развале V-образного мотора конструкторы спрятали катализаторы. Рядом — пластиковый моторный щит. Так как мотор сам по себе горячий, да ещё и с таким “удачным” расположением катализаторов, пластик не выдерживал, начинал плавиться и капать на катализатор. В США по этой причине проводили отзыв, который, правда, до России не дошёл. Само собой, как только на машине начали “вжигать”, пластик начал плавиться ещё активнее. А клиент даже не предупредил специалистов, что эта машина уже дважды горела ещё будучи в стоке, а он пытался решить эту проблему посредством обращений к дилеру.

Вероятно, что у этой машины на роду было написано сгореть. И вряд ли тюнинг можно считать причиной пожара. Тут мы имеем дело с обычной, в общем-то, ситуацией: слабые места в ходе активной эксплуатации (а для чего ещё делать тюнинг?) «накрываются» быстрее. И это нормально, к этому нужно быть готовым. А ещё лучше – никогда не покупать автомобиль с мотором N63 или S63.

А если не мотор?

Увеличение мощности и момента сказывается и на трансмиссии. И если тюнер не учитывает, что может “переварить” коробка или другие элементы трансмиссии, он вполне может их угробить. Например, такое было возможно с первыми VW Passat 1,8 TSI, оснащёнными DSG7. Тогда это были ещё “роботы” DQ200, “переваривающие” до 250 Нм. Даже в стоке автомобили имели интересную особенность: если вывернуть руль влево и дать по газам, коробка просто разрывалась от момента. И это, в общем-то, не очень странно: мотор 1,8 TSI как раз выдавал 250 Нм при 1 500 об/мин. Само собой, если мотору добавить “лошадей” и момента, эта коробка выходила из строя очень быстро.

На фото: Volkswagen Passat ‘2010–14

Другой способ навредить трансмиссии знают тюнеры, пытающиеся замерять некоторые автомобили на несинхронизированных стендах. Речь идёт о машинах с муфтой Haldex в межосевом приводе. Хотя начиная с четвёртого поколения Haldex алгоритм подключения изменился и более не зависит напрямую от пробуксовки колёс задней оси (там нет дифференциального гидравлического насоса, а подключением заведует электроника), отсутствие синхронизации между скоростью вращения передних и задних колёс для муфты может быть губительным. Впрочем, в этом случае до тюнинга дело не дойдёт вообще, а машина отправится со стенда прямиком в сервис.

Дела электрические

А теперь расскажем о таком интересном случае. На чип-тюнинг приехал Ford Focus 2 с дизельным мотором 1,8 л. Всё прошло прекрасно, но через 50 километров машина встала: пропала зарядка АКБ, аккумулятор разрядился и дальше ехать, как вы понимаете, не получилось. Казалось бы, как могут быть связаны зарядка и тюнинг? Поняли не сразу, но в итоге причину нашли: в новой прошивке была ошибка в разделе работы генератора, которая отключила зарядку. Конечно, такая ошибка — редкость, но прекрасно иллюстрирует, что произойти может всё что угодно. Почти всё.

На фото: Ford Focus ‘2004–08

Гораздо чаще можно встретить, например, умершие блоки FRM, которыми чаще других страдают BMW X1 (но и многие другие BMW тоже не исключение). Они очень трепетно относятся к собственному питанию, поэтому горят от любых его колебаний. А иногда — и сами по себе. Кстати, обычно при прошивке BMW используют внешний источник питания, так как свой аккумулятор эта машина сажает быстро. Внешний источник в том числе и помогает сократить риск выхода из строя блока FRM.

Вообще, ошибки некоторых блоков, возникающие при перепрошивке, не редкость. Например, известна склонность к отказам доводчиков электростеклоподъёмников на Land Rover Discovery. Но тут всё решается очень просто: слетает адаптация, и доводчики нужно всего лишь обучить. Тут вообще ситуация не очень однозначная: вроде, и косяк тюнеров есть, а с другой стороны — это особенность автомобиля.

Не виноватая я, он сам пришёл!

Ну, а теперь заступимся за чип-тюнинг. Бывают такие автолюбители, которые готовы спихнуть все проблемы своего автомобиля на тех, кто делал чиповку. Но зачастую они тут ни в чём не виноваты.

Иногда доходит до смешного. Например, приехал как-то на тюнинг владелец одного очень популярного корейского седанчика. И вскоре вернулся назад: с его слов, начал гудеть мотор. Мастера долго бились, но никакого постороннего звука найти не могли. Потом кого-то осенило выключить в машине печку. Владелец обрадовался: гул пропал! Печку включили — гул опять появился… В итоге выяснили, что владелец просто никогда не обращал на этот звук внимания, а прислушаться к работе автомобиля решил только после тюнинга. И выяснил, что моторчик печки, оказывается, тоже издаёт звук. Но это — мелочи. Иногда претензии к тюнерам возникают гораздо серьёзнее.

Итак, японский автомобиль приехал на удаление катализатора и перепрошивку на Евро-2. После проведённых работ машина, по словам владельца, стала “жрать” по литру масла на 300 километров пути. Как к такому “масложору” могут привести выполненные работы?

Вообще-то, никак. Причины повышенного расхода масла — чисто механические. Расход масла зависит от состояния маслосъемных колец, поршней, стенок цилиндров, коленвала, но с присутствием или отсутствием катализатора никак не связан. Хотя как раз быстрый выход из строя катализатора очень даже может быть последствием повышенного расхода масла, точнее, его вылета в выпуск. И тут уже надо не только “выбивать” или менять катализатор, но и ремонтировать мотор.

Возможно, ошибка по катализатору заставила работать мотор в аварийном режиме, не давая ему нормально раскручиваться. После удаления ошибки мотор стал работать в нормальном режиме, но начал при этом есть масло. Другого объяснения тут придумать не получается.

Что же делать?

Всем, кто делал чип-тюнинг или хочет его делать, нужно запомнить одно золотое правило: если машина ломается, никогда не говорите в сервисе, что она «чипанутая». Большинство не очень хороших мастеров сразу же отправит вас туда, где делали чип-тюнинг, даже не пытаясь разобраться в неисправности, а действуя по принципу «кто последний, тот и папа». Конечно, тюнинг может стать причиной поломки, но чаще он только помогает быстрее обнаружить слабое место в автомобиле. И даже не столько сам тюнинг, сколько желание владельца потом «топить тапку», «валить» и «вжигать». Естественно, жёсткую эксплуатацию автомобилю пережить удаётся не всегда. И виновата в этом, как правило, всё же пресловутая прокладка между рулём и сиденьем. Ну или неграмотный «прошивальщик», которых, стоит отметить, на рынке большинство.

Читайте также  Ниссан икстрейл или митсубиси аутлендер что выбрать?

Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности

Чип-тюнинг — самый простой способ сделать машину быстрее и динамичнее без серьезного вмешательства в конструкцию и больших затрат. Многие автомобилисты, покупая машину, заранее откладывают деньги на последующую перенастройку блока управления двигателем, но результат далеко не всегда соответствует ожиданиям. Объясняем, чего стоит ожидать от чип-тюнинга и к каким затратам готовиться.

Самый распространенный вариант чип-тюнинга — прибавка мощности двигателя, вместе с которой обычно обещают и ряд других улучшений: от увеличения тяги на низких оборотах до уменьшения расхода топлива. Процедура перепрограммирования занимает не больше часа, а все, что нужно сделать с машиной, — подключиться к ее электронной начинке. «Чип-тюнинг позволяет взять то, что изначально присутствует в двигателе, но зажато экологическими требованиями. Экология требует определенных рамок, а тюнинг дает мотору как следует продышаться», — объяснил руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.

Расчетная мощность некоторых автомобилей до и после незаводской перенастройки ПО
Модель До чип-тюнинга, л.с. После чип-тюнинга, л.с.
Lada Vesta 122 135
Volkswagen Polo 125 150
Hyundai Solaris 123 135
BMW 320i 184 285
Skoda Octavia 180 220
Volkswagen Tiguan 220 315
Skoda Kodiaq 180 250
Toyota Camry 249 300
Mercedes E-Class 184 230
Jaguar XF 340 400
Volvo XC60 163 270

Чип-тюнингу подвергают как атмосферные, так и турбированные моторы, но в первом случае прибавка мощности обычно не превышает 10%. Другое дело, что некоторые атмосферники изначально выпускают в нескольких вариантах мощности и, заменив прошивку, можно получить максимальный вариант, говорит Андрей Савин: «Производитель зажат законодательными ограничениями и требованиями рынка. Поэтому с одного и того же мотора на разных рынках снимается разная мощность».

С турбомоторами возможностей больше — они позволяют менять давление наддува, а это обещает прибавку мощности и момента на 30–50%. Так, фольксвагеновский двигатель 2,0 TSI можно раскачать с 220 до 315 л. с., а дизельные турбомоторы Volvo могут выдать до 270 л. с. против минимальных 163 сил.

«Фольксвагеновские TSI хорошо поддаются тюнингу. Например, для мотора 1,4 TSI все давно отлажено, его мощность легко можно поднять на 20–30 сил, что будет очень заметно», — подтверждает управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.

Помимо предельного значения мощности чип-тюнинг позволяет, например, снизить задемпфированность акселератора или адаптировать двигатель к топливу другого типа (например, 95-й бензин вместо 98-го).

Тут возможны варианты. Тюнеры обещают снижение расхода на 5–10%, но это почти невозможно проверить, так как расход в конечном итоге зависит только от манеры езды. В большинстве случаев именно стандартные заводские калибровки подходят наибольшему числу водителей и режимов движения, поэтому и будут самыми экономичными.

Крупные тюнинговые фирмы действительно могут тщательно работать с калибровками двигателя, тонко настраивая параметры потребления топлива в разных режимах, но большая часть компаний делают акцент на разгоне и быстроте отдачи, и о снижении расхода топлива в этих случаях речь не идет.

«Серьезную прибавку чип-тюнинг турбированных моторов дает путем снижения экологии и уменьшения ресурса», — объяснил Леонид Дементьев.

Наконец, автомобилист, прибегающий к чип-тюнингу, скорее всего, вообще не будет ездить экономично, добавляет эксперт: «Если ты собираешься сделать тюнинг, то собираешься гонять. А турбомотор экономичен только до тех пор, пока не начала дуть турбина».

Для каждого двигателя, вплоть до экзотических китайских моделей, можно найти большое количество прошивок. Существуют официальные заводские прошивки, программы от специализированных фирм или кустарные, сделанные чуть ли не в гаражных условиях. Чаще всего их делают на базе штатных и называют нормализированными.

Чистый чип-тюнинг подразумевает только замену программы управления двигателем. В хорошем сервисе при этом делают тест мощности на стенде до и после изменений, чтобы клиент своими глазами видел результат.

Часто тюнеры идут дальше, предлагая, например, удалить каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр или систему рециркуляции в случае дизельного двигателя. Эти операции также подразумевают внесение изменений в прошивку блока управления. Иногда их проводят для подержанных машин, владельцы которых не хотят менять дорогое «железо». Все остальное, включая замену элементов двигателя, впускной и выпускной системы, выходит за рамки чип-тюнинга.

Повышение мощности вызывает повышенные нагрузки механизмов, более быстрый износ системы нейтрализации отработавших газов, изменение самого выхлопа. Более того, плохие прошивки из-за изменения углов опережения зажигания и перенастройки подачи топлива повышают риск возникновения губительной для мотора детонации.

«Возрастает нагрузка на поршневую, шатуны, изменяется тепловой режим. Кустарная программа может не учитывать всех тонкостей работы двигателя, возникает детонация при слишком раннем зажигании, которая убивает мотор, ломает шатуны и коленвалы», — отметил управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.

«В некоторых случаях чип-тюнинг идет вразрез с длительностью службы — мотор изначально настроили определенным образом, но теперь он попадает в более напряженный режим», — добавляет руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.

В случае турбомоторов, когда тюнеры меняют давление наддува, быстрее изнашивается турбокомпрессор. Могут возникнуть и проблемы с коробкой передач, рассчитанной на определенный крутящий момент. У механической и роботизированной первыми страдают сцепление, а также синхронизаторы, особенно если водитель исповедует агрессивный стиль езды. Хуже других переносят чип-тюнинг «роботы» с сухим сцеплением. «Автоматы» излишне нагружают пакеты фрикционов, вызывая пробуксовку и изнашивая их.

Стоимость прошивки варьируется от уровня сервиса и используемого ПО. В гаражных условиях можно сделать чип-тюнинг неизвестной программой, скачанной в Сети, всего за пару тысяч рублей. А серьезные игроки рынка могут просить за услугу до 30 000 рублей. Однако конкретная стоимость сильно зависит от модели и вида работ.

Например, чиповку атмосферных «Жигулей» или «Самар» профильный сервис сделает за 3000–4000 руб., увеличить мощность Vesta 1,8 до 135 л. с. стоит 6000 рублей. За 10 000 руб. можно разогнать атмосферный мотор Hyundai Solaris 1,6 до 135 л. с. либо Kia Sportage 2,0 со 150 до 165 сил.

Skoda Octavia третьего поколения с мотором 1,4 TSI может выдать 170 л. с. всего за 14 000 руб., а довести мотор 1,8 TSI до 220 л.с. стоит 20 000 рублей. Чип-тюнинг BMW 320i актуального поколения обойдется в 24 000 руб., причем тюнеры обещают прибавку со 184 до 285 сил.

Программно отключить датчик кислорода стоит около 6000 рублей. Особняком стоит сервис замера мощности — минимум 3000 рублей.

Чип-тюнинг — это вмешательство в заводской программный код, то есть фактически — в конструкцию автомобиля, из-за чего он не может пройти техосмотр. Но Леонид Дементьев не считает такое вмешательство переоборудованием, требующим согласования: «Это всего лишь изменение софта, вмешательств в конструкцию вы не делаете. Одно дело, когда вы ставите ревущий глушитель, что является явным нарушением, а другое — грамотное вмешательство в программу управления».

К тому же способов и технологий проверки программ управления двигателем не существует, а в процессе технического осмотра никто не проводит диагностику ПО. Точно так же можно было бы запретить эксплуатацию автомобиля, не отвечающего действующим экологическим требованиям, но токсичность выхлопа на ТО опять-таки не проверяют.

Дилеры точно откажут в ремонте двигателя, если он был чипован не при помощи сертифицированных программ производителя. «Есть сертифицированные заводские прошивки, а есть сторонние, при которых с вероятностью 95% дилеры снимут с гарантии двигатель, топливную систему и коробку передач», — объяснил управляющий «ЛСД-Сервиса» Леонид Дементьев. Предъявить претензии тюнерам будет сложно — клиент, как правило, подписывает документ с отказом от последующих рекламаций.

Представители тюнинг-сервисов часто предлагают услугу возврата заводского программного обеспечения перед посещением официального сервис-центра, однако на современных автомобилях дилеры чаще всего могут отследить все эти изменения. Услуга возврата также бывает востребована перед продажей автомобиля, чтобы будущий покупатель не догадался о том, что автомобиль использовали не совсем в штатных режимах.

Тема: Что такое адаптация автомобиля .

Опции темы
  • Версия для печати
  • Подписаться на эту тему…

Что такое адаптация автомобиля .

для чего нужно адаптация как делать адаптацию автомобиля

Re: Что такое адаптация автомобиля .

ЭБУ способен приспосабливаться (адаптироваться) к изменению эксплуатационных показателей двигателя и постоянно контролирует данные от различных датчиков. По мере износа компонентов (старение датчиков и т.д.) двигателя ЭБУ реагирует на эти изменения, корректируя карту параметров (топливо подача и т.д.)

Re: Что такое адаптация автомобиля .

Натик, Это как из Баку в январе самолётом в Уренгой, улетал +3, а прилетел — 45, а из тёплых вещей только коробки картоновые от мандаринов. К утру если не замерз, то значит адаптировался.

Re: Что такое адаптация автомобиля .

Хорошо сказал!

Re: Что такое адаптация автомобиля .

Адаптация это изменение некоторых настроек ЭБУ двигателя или других контроллеров с помощью диагностического оборудования. Так покрайней мере в автомобилях VAG.

Re: Что такое адаптация автомобиля .

Re: Что такое адаптация автомобиля .

С помощью внешнего оборудования — это уже тюнинг, адаптацию ЭБУ само делает.

Re: Что такое адаптация автомобиля .

Ну не совсем тюнинг, если произвести сброс всех настроек «адаптации» в заводские, это совсем не тюнинг, тюнинг это изменение програмного обеспечения ЭБУ

Re: Что такое адаптация автомобиля .

Аха, и после сброса в заводские, ЭБУ само начнет адаптироваться ;)

Читайте также  Как увеличить клиренс Лада ларгус своими руками?

Re: Что такое адаптация автомобиля .

Рено Clio, 2001 г. в, с Европы пришла в 2009 году с пробегом 45 000, на адаптации и всяких прошивках заморачиватся не стали, в результате электронный блок управления впрыском зиму 2010-го не пережил. Замена обошлась 950 евро

Ах да, совет: ОБРАТИСЬ в специализированные центры

Re: Что такое адаптация автомобиля .

Проблема была в чём? Чёт то непонятно, если можно то поподробней. На адаптацию всё валить не надо, может стоит руки-крюки адаптировать под стандарт?

Re: Что такое адаптация автомобиля .

может и стоит руки-крюки адаптировать под стандарт)))), Но ЭБУ впрыском после морозов -40 просто сгорел, в чем именно проблема наши спецы определить не смогли, помогла лишь замена всего блока

Re: Что такое адаптация автомобиля .

Аха, само и начинает

Re: Что такое адаптация автомобиля .

у рено в морозы популярен слёт иммо. а ЭБУ меняли от недостатка знаний или оборудования, скорее всего.

вообще, как я уже писал на соседнем форуме, часто просто путают адаптацию и базовые установка. например, на фольксвагенах есть процедура базовой установки заслонки, которую все называют адаптацией, что в принципе тоже правильно. так вот оно само не сделается, а если и сделается — то замудохаешься ждать.

Re: Что такое адаптация автомобиля .

Да, это всё можно назвать адаптацией, но никак тюнингом :)

Re: Что такое адаптация автомобиля .

«. на фольксвагенах есть процедура базовой установки заслонки, которую все называют адаптацией, что в принципе тоже правильно»
это как раз в принципе не правильно!
термин базовая установка
и термин адаптация это разные вещи.
или как говорят в Одессе.
но это уже не здесь

Re: Что такое адаптация автомобиля .

а тут с какой стороны посмотреть. с одной стороны — это таки адаптация ЭБУ к заслонке — он проверяет конечные и промежуточные значения, прописывает их себе в память. с другой стороны — это процедура, которая выполняется в пункте «базовые установки» вагкома или другого сканера. вобщем это вопрос терминологии в данном случае, а о чем спросил автор топика — я лично пока не знаю ;) может он хочет адаптировать автомобиль к окружающей местности, то есть перекрасить в соответствующий камуфляж.

Re: Что такое адаптация автомобиля .

Простои пример, после замены тормозных колодок на vw passat b6 нужно делать адаптацию тормозов под новые колодки

Re: Что такое адаптация автомобиля .

Мне нравится инициализация адоптация на роботе коробке скажем на С2 Ситроене. Запускаешь и он сам начинает переключать передачи, да с такими страшными звуками. :)
По идее эту операцию нужно каждое ТО проводить или хотя бы через раз, и тогда сцепление будет долго жить. А то многие владельцы роботов жалуются на быстрое стирание диска сцепления.

Re: Что такое адаптация автомобиля .

на ктс 570 можно делать адаптации автомобиля

Если да на какие иномарки

Re: Что такое адаптация автомобиля .

Отвечая на вопрос ТС: или машина сделает адаптацию сама или не надо ей вообще заморачиваться.

Re: Что такое адаптация автомобиля .

в основном это аддитивная и мультипликативная коррекция времени впрыска, которые постепенно задаются лямбда-регулированием. Логично, чтобы контроллер нашёл «пилу» сигнала с лямбды, время впрыска буквально подбирается, на основе базовых, и если топлива постоянно надо больше, то и запоминаются добавочные коэффициенты. В большинстве случаев настраивать там нечего, разве что подгонять базовые значения (которые используются в режимах без лямбды, при прогреве, при макс. мощности) под более точные (вдруг чтото нестандартное стоит), либо обнулять всю коррекцию накопленную (после ремонта).

  • Форум
  • Техпомощь
  • Своими Силами.
  • Что такое адаптация автомобиля .

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Движок на прошивку: все секреты чип-тюнинга от Сергея Васёва

Чип-тюнинг с каждым годом набирает популярность у автомобилистов, потому что с его помощью можно достигнуть новых, улучшенных характеристик в мощности, плавности хода и даже экономичности автомобиля. Чтобы машина стала более послушной и шустрой, в её блок управления устанавливается модернизированное программное обеспечение. И никакого вмешательства в «железо»! Вы решили, что вашему верному железному коню не помешает «вправить мозги»? Тогда мы отправляемся за консультацией к одному из ведущих чип-тюнеров города Кемерово – Сергею Васёву! Уж он-то нам расскажет, как «раскачать» твою тачку даже не заглядывая под её капот!

Чтобы разобраться во всех тонкостях процесса, а заодно и посмотреть своими глазами, как это всё выглядит на деле, мы не просто беседуем с Сергеем, но и проводим тестовый чип-тюнинг автомобиля Volkswagen Polo, на который доблестно решился владелец сайта Geometria Никита Бердышев. После эксперимента мы узнаем у Никиты, как изменилось поведение его ласточки.

– Сергей, для начала давайте разберемся, что же такое чип-тюнинг?

– Чип-тюнинг – это изменение программы управления двигателя без технического воздействия на «железо». Берется заводская программа, в специальном редакторе вносятся корректировки: по зажиганию, по впрыску, по ограничениям, по крутящему моменту. В результате этих настроек, машина приобретает лучшую динамику, увеличивается комфортность езды. Так, например, убираются так называемые провалы, связанные с электронной педалью газа, слабая тяга в диапазоне до 2500-3000 оборотов… В принципе, этим все современные машины грешат. Не только иномарки, но и русские в том числе.

– Каких положительных изменений можно ожидать после проведения процедуры чип-тюнинга?

– Заводская настройка ограничивает мощность, сдерживает реальные возможности двигателя, которые он может показать. Для атмосферных моторов, которые без турбин, без компрессора, максимальная прибавка может достигать порядка 7-10% от первоначальной мощности. С турбированными двигателями ещё интереснее. Там прибавка уже порядка 15-20%. Например, если брать наш тестовый Volkswagen Polo, то его базовые 105-106 лошадей после прошивки – это уже порядка 115 «честных» лошадиных сил.

Если взять что-то более мощное, например, Toyota Land Cruiser 200 – 4,5-литровый турбодизель с 235 лошадиными силами. Максимально возможное, чего удалось добиться просто с помощью прошивки на Крузере без вмешательства в «железо» и выхлопную систему, – 330 лошадиных сил. То есть 235 было, 330 стало. Фактически, ещё один мотор в машину поставили. Ещё хочу добавить, что на европейский рынок с завода точно такой же Крузер идёт с мощностью в 286 лошадиных сил. То есть для нашего рынка её просто ограничивают, так что 330 лошадиных сил – не предел для этого мотора и на его ресурсе никак не отразится.

– Все автомобили подвергаются чип-тюнингу?

– Смотря какой рынок. Европейские машины – Mercedes, BMW, Audi, Volkswagen – они прошиваются, начиная с 95-96 годов выпуска. Если брать азиатский рынок, то в зависимости от машины – где-то с 2001-2002 года. В прошлом году наконец победили Тойоту. Она долгое время вообще не прошивалась никак. Сейчас есть возможность прошивки данной марки. Не все модели, конечно, но большую её часть, как с левым рулём, так и с правым. Это, можно сказать, прорыв.

– Как технически происходит процесс?

– Большая часть автомобилей прошивается через диагностический разъем. По времени это занимает от 5-15 минут. Как правило, на популярные автомобили прошивки у меня уже готовы. Если же прошивки нет в базе или какой-то индивидуальный заказ, то модернизация может занять от часа-двух до суток, в зависимости от сложности. Есть машины, у которых прошивка считывается порядка часа – это, например, Cadillac Escalade, Volkswagen Touareg. Встречаются машины, у которых через диагностический разъем нельзя ни считать, ни записать программу, но если разобрать непосредственно сам электронный блок управления двигателем и произвести внутрисхемное программирование, то тогда прошивка возможна. Но в этом случае, естественно, увеличивается время и трудозатраты.

– Услуга чип-тюнинга сейчас очень популярна, много предложений на рынке. Все ли чип-тюнеры одинаково профессиональны?

– Многие пробуют сейчас заниматься этим. Однако не так уж много специалистов, которые смогут восстановить блок управления при возникновении нештатной ситуации, записать тюнинг и спокойно отдать машину клиенту, чтобы он, поехав на ней, не стал кричать «Караул!». С каждым годом специалистов по чип-тюнингу становится всё больше: оборудование стало доступнее. Рынок развивается, его изучают. Но вот тех, кто знает все пути отхода «в случае чего», таких очень мало.

– А какие могут быть риски? С чем они связаны?

– Все риски связаны с непрофессиональным выполнением чип-тюнинга. Вот недавно был случай у моих коллег по цеху. Приезжает BMW 550 – столкнулись с тем, что на ней была прошивка от BMW X5, то есть от совсем другого мотора. Машина, тем не менее, ездила, работала, но естественно она ездила не так, как она это может. Расход бензина просто сумасшедший был. И когда ее вычитали, отправили на тюнинг, специалисты, которые занимаются доработкой прошивок, очень удивились. То есть они программу смотрят и «видят» совсем другую машину. Даже фотографию попросили, чтоб убедиться, что это точно не X5.

Бывают и такие случаи: пишут прошивку вроде как от такой же модели машины, а она отличается от установленной заводом. Это тоже вызывает риски. Вплоть до того, что может не работать ближний свет, климатика, рулевое управление. Например, с немцами нужно быть очень внимательным. Прошивки у них часто связаны с конкретной комплектацией автомобиля, вплоть до разницы в задних стеклоподъемниках. Но если программу записать в другой автомобиль, не соответствующий этой конкретной комплектации, то двигатель может просто отказаться работать.

Самый последний вариант: когда пишут прошивку, которая не соответствует блоку, либо отличается от той, что изначально записана. То есть надеются на русское «авось». Машина тогда просто не заводится. А перезаписать то, что было, уже нет возможности, потому что либо не считали первоначальную программу по халатности, либо блок уже не дает такой возможности. В случае записи некорректной прошивки или не той версии прошивки, он может просто перестать выходить на связь и его придется уже разбирать и паять.

Читайте также  Сколько денег нужно на оформление автомобиля?

– Когда наш герой Никита сядет за руль автомобиля, он сразу почувствует изменения?

– Период адаптации автомобиля, конечно же, есть. После проведения чип-тюнинга блок управления будет заново собирать все коррекции, параметры с датчиков мотора. Но эффект владелец ощутит сразу же. Педаль газа будет более отзывчивой, тяги «с низов» будет больше, мотор будет раскручиваться веселее.

– Что нужно знать человеку, который готовится к проведению чип-тюнинга?

– Естественно, необходимо осуществить техосмотр: проследить, чтобы автомобиль был исправен. Если забита топливная система, забит топливный фильтр, грязные форсунки и свечи, компрессия у двигателя слабая, то ждать положительных результатов не стоит. В любом случае, максимальный эффект достигается только на исправном автомобиле! Если прошивать автомобиль с поломками, можно только всё усугубить. Мы не прошиваем неисправные автомобили. Если, например, какие-то мелкие технические неисправности есть по электрике, которые не влияют на работу двигателя особо (ABS моргает, лампочка не горит), такие мелочи не повлияют на результат по чип-тюнингу. Можно закрыть на них глаза и сделать. Если же что-то с мотором не так, слабое давление в топливной системе, двигатель изначально троит, не развивает мощность, на педаль газа нажимаем, а он захлебывается, не разгоняется сразу… Тогда мы сначала отправляем на ремонт и диагностику. Мы не берём такие машины в работу.

– Кто ваши клиенты?

– Обращается очень широкий круг людей. От студентов до бизнесменов. В том числе, владельцы автосервисов, которые знают, что это такое, но у которых нет специалистов и возможности это сделать. Работать приходится не только с Кемеровом. Есть заказы из Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Томска. Часто люди сами приезжают из соседних городов. В этом месяце из Барнаула пригоняли на чип-тюнинг Nissan Murano, из Томска приезжали отец с сыном на прошивку и отключение клапана EGR на Nissan PathFinder. В прошлом году новосибирцы приезжали, барнаульцы. Помимо прошивки двигателей автомобилей, прошиваем моторы квадроциклов. У меня постоянные партнёры в Пятигорске, которые мне присылают «мозги» курьером. Я их прошиваю и в этот же день отправляю обратно. Уже порядка 25 квадроциклов прошили для Пятигорска.

– Есть ли в этом вопросе так называемая специализация?

– Мы сосредоточены только на этом. У нас и материальная база вся есть. Есть программы, загрузчики, ну, и, конечно же, компании, люди, которые умеют калибровать. Калибровкой прошивки на самом деле занимается не один человек. Их очень много. Каждый хорош в своём: кто-то хорошо делает Toyota, кто-то Honda, кто-то специализируется только на дизелях. Кто-то делает дизели, но только немецкие, например, BMW и Volkswagen, но не берётся за другие машины. Это на самом деле хорошо, позволяет добиться максимального результата.

– В чем вы видите развитие чип-тюнинга?

– Новое направление сейчас будем активно развивать. Легковой транспорт уже освоен достаточно хорошо. Есть возможность переходить на спецтехнику. Трактора, КамАЗы, МАЗы, Volvo, Scania, дизельные седельные тягачи, грузовики, самосвалы. Были заказы уже по прошивке комбайнов для сельского хозяйства John Deere. У них абсолютно одинаковые моторы, но разная мощность. Отличие именно в прошивке. С большей мощностью комбайн быстрее проходит поле и меньше тратит солярки. Соответственно, больше прибыли, меньше расходов. А по технической части они абсолютно одинаковые. То же самое с КамАЗами. Они новые идут с двигателями Cummins. С нашим дизельным топливом они очень плохо ходят, потому что много экологических ограничений, которые вводятся для снижения токсичности выхлопа. Например, специальный раствор мочевины, который используется не только в спецтехнике, но и на новых, современных легковых автомобилях с дизельным двигателем, снижает количество вредных выбросов в атмосферу, однако замерзает при температуре ниже –20 градусов. Соответственно, машина работает в полуаварийном режиме и не развивает должной мощности, то есть на ней ездить просто нельзя. А час простоя спецтехники стоит дорого. Мы всё это научились отключать без негативных последствий. Плюс, очевидное снижение расходов дизельного топлива. Соответственно, если у грузовика или трактора годовой пробег порядка 150-200 тысяч километров или 50-100 тысяч моточасов наработки, в зависимости от вида техники, то экономия получается значительная.

Есть и индивидуальные заказы. Люди ставят на катера двигатели от автомобилей. Чтобы мотор корректно работал, нужно оптимизировать программу под изменившиеся условия эксплуатации. Это всё тоже можно сделать.

– Если говорить о своих ощущениях от поездки после проведения чип-тюнинга, то нельзя сказать, что произошли кардинальные изменения, но положительный результат однозначно есть, и разницу до и после я почувствовал. Машина стала резвее, динамический диапазон стал приятнее, педаль газа – чувствительнее. Чувствуется, что тяга стала лучше. В целом, я остался доволен! Интересно было бы посмотреть, как ведёт себя после чип-тюнинга машина с турбо-двигателем.

Благодарим наших партнеров ТРК «Зимняя вишня» за помощь в организации съёмки!

10 заблуждений про чип-тнинг автомобилей

10 з аблуждений про чип-тюнинг автомобилей.

I Заблуждение первое . После чиповки увеличивается расход топлива.

Большинство людей считают именно так и каждый раз задают один и тот же вопрос — «А на сколько увеличится расход топлива?». От куда берется такой миф, он берется во-первых от незнания принципов работы электронного блока управления двигателем. Во-вторых после перепрошивки, владелец автомобиля начинает ездить в агрессивной, не свойственной для себя манере, думая, что у него спортивный болид. Во-третьих от негативного опыта знакомых, которые уже пробовали перепрошивать свои машины у нерадивых специалистов. В большинстве случаев расход мало того, что не увеличивается, он уменьшается.

II Заблуждение второе . Потеря официальной гарантии завода изготовителя.

Если машина перепрошивается грамотно, с соблюдением всех необходимых аспектов, то официальный дилер с имеющимся у него оборудованием и инструментарием не способен определить какая именно модификация прошивки установлена в ЭБУ (электронном блоке управления)

III Заблуждение третье . После перепрошивки ЭБУ обратной дороги нет.

Многих пугает безвозвратность. Люди думают, что обновив прошивку единожды, вернуть штатную будет не возможно. На самом деле, при работе с блоком управления делается резервная копия программного обеспечения и калибровок. Таким образом если в процессе работы что то пойдет не так, либо владелец автомобиля будет не удовлетворен новой прошивкой, всегда будет возможность вернуться на изначальные значения ЭБУ.

IV Заблуждение четвертое . Уменьшение ресурса двигателя.

Еще одним из частых вопросов является фраза — «. а на сколько уменьшится ресурс двигателя?». Конечно людей тревожит вопрос о ресурсе мотора, но если в прошивке выбирается баланс между различными показателями и настройки оптимальны, а не критические, радикальные, то никакого негативного воздействия на двигатель оказываться не будет. Необходимо выбирать грамотного, проверенного чип-тюнера, который пользуется проверенными прошивками.

V Заблуждение пятое . Чип-тюнинг подразумевает прошивку не только ЭБУ двигателя, но и ЭБУ АБС, АКПП и других блоков управления.

На самом деле это субъективно. Действительно, после чиповки некоторые владельцы наблюдают улучшение тормозного усилия, это объяснятся лучшим накатом. Так же отмечают, что передачи переключаются иначе, режимы и диапазоны АКПП меняются. Это действительно все так, благодаря новым настройкам блока ДВС, но еще раз повторюсь, затрагивается только ЭБУ двигателя и не более, а остальное все уже ощущения.

VI Заблуждение шестое . При перепрошивке меняется целиком программное обеспечение блока управления или что то перепаивается.

В действительности, представьте себе что у вас есть компьютер с определенным «железом», установленной операционной системой (например Windows) . Он у вас работает, но немного тормозит и не устраивает как работает. Вы можете купить новый компьютер, обновить комплектующие, переустановить операционную систему, а можете оптимизировать систему, определенными настройкам. Компьютер будет быстрее загружаться, быстрее работать и реагировать на ваши запросы. С машиной тоже самое. Вам необходимо всего лишь изменить настройки (калибровки) блока управления. Остальное не будет затронуто.

VII Заблуждение седьмое . Производитель автомобиля сделал уже все оптимально и лучше уже сделать не возможно.

Завод изготовитель действительно старается делать машины оптимальными по своим характеристикам и настройкам. Но производитель ограничен нормами экологии и вынужден «душить» машину различными способами, программным образом, установкой катализаторов, дополнительных кислородных датчиков, клапанов EGR и т.д. В линейке моторов, очень часто одни и те же двигатели имеют разную мощность. И все благодаря разным программным настройкам, калибровкам.

VIII Заблуждение восьмое . Новая прошивка блока управления двигателем обязательно выжмет все соки из машины.

Действительно, многие прошивки «закручены» на максимум, но если пользоваться прошивками грамотных производителей и найти хороших специалистов по чип-тюнингу, переживать будет не о чем. Прошивка будет сбалансирована, проверена, обкатана и вам не надо будет переживать, что машина будут работать на износ.

I X Заблуждение девятое . Машину с бензиновым двигателем прошивать не эффективно.

Существует огромное разнообразие среди прошивок. Можно прошить бензиновую машину под Евро2, можно прошить под Евро0 (условные нормы токсичности), улучшить динамику, отдачу от педали газа, добиться прироста мощности на низах, сделать машину значительно резвее и без турбины и много других изменений.

X Заблуждение десятое . Прошивать машину не оборудованную турбиной бесполезно или малоэффективно.

Конечно делая чиповку ЭБУ двигателя с турбиной гораздно интереснее. Сглаживается турбояма, значительно увеличивается эластичность при частичном нажатии на газ, снижение вероятности кик-дауна, увеличение динамики при полном нажатии на газ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: