Профессиональные права водителя что это?

Новый закон о водителях любителях и профессионалах

Новая отметка в правах: «Профессионал и любитель».

Министерство Транспорта РФ подготовило существенные изменения в Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года. В случае вступления в силу этих изменений, в нашей стране водителей разделят на любителей и профессионалов. Так, планируется, что водители, управляющие автомобилями, осуществляющие предпринимательскую деятельность либо работающие водителями, должны будут раз в 5 лет проходить переподготовку в автошколах и сдавать экзамены. Успешную сдачу экзаменов будет подтверждать специальная отметка в водительских правах.

То есть Минтранс РФ предлагает вернуть назад старую систему выдачи прав, разделив таким образом водительское удостоверение (права) на любителей и на профессионалов. Чтобы этот закон заработал планируется также внести поправки и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В рамках этих поправок будут разработаны новые программы обучения для автошкол, которые будут разделены между водителями любителями и водителями профессионалами.

В частности, для водителей любителей будут разработаны облегченные программы подготовки, в рамках которых можно будет обучиться только на категории «A1», «A», «B1», «B», «D1», «D1E», «С1», «C1E».

Чтобы получить права категории «C», «D», «Е» (и их подкатегории для транспортировки прицепов) для работы по найму, водителям будет необходимо пройти специальную программу профессиональной подготовки, а затем сдать специальные экзамены в ГИБДД получив там отметку в водительские права.

В этом случае всем профессиональным водителям необходимо будет проходить переподготовку 1 раз в 5 лет в специальном учебном учреждении, после чего сдать снова экзамены в ГИБДД. По результатам экзаменов будет проставляться новая отметка на 5 лет, которая разрешает управлять автомобилем при использовании машины в предпринимательских целях.

В настоящий момент законопроект о разделении водителей-любителей и водителей-профессионалов опубликован на Едином портале проектов правовых актов для общественного обсуждения. Мы провели традиционный анализ нового закона и решили ответить на вопросы, которые могут возникнуть у автомобилистов в связи с возможным его введением в ближайшие годы.

Можно ли будет принимать на работу водителей-любителей?

Согласно нового закона, который разработал Минтранс РФ, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений с отметкой о профессиональной компетентности водителя с указанием срока ее действия.

То есть, по сути, в случае вступления закона в силу, водители, не имеющие специальную отметку в водительских правах не смогут устроиться на работу. Те же водители, кто будет работать водителем в момент вступления закона в силу скорее всего будут направлены работодателями на переподготовку в автошколу, с последующей пересдачей экзаменов, которые подтвердят профессиональную классификацию водителей работающих по найму.

Какая ответственность будет предусмотрена в случае, если водитель-любитель будет управлять автомобилем на котором осуществляется предпринимательская и трудовая деятельность?

Данный законопроект Минтранса РФ, который вносит изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» предусматривает, внесение изменений в статью 25. Так данную статью предлагается дополнить пунктом 4.1.

Вот выдержка из нового закона:

. 4.1 Право на управление транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности подтверждается водительским удостоверением с отметкой о профессиональной компетентности водителя с указанием срока ее действия.

То есть, в случае вступления нового закона в силу управление автомобилем для предпринимательской или трудовой деятельности без специальной отметки органов ГИБДД будет запрещено. Так что запомните, в будущем подобное нарушение будет приравнено к езде без прав.

На какой срок будут выдаваться права водителя-профессионала?

Согласно законопроекта планируется, что профессиональные права будут выдаваться сроком на 5 лет. Это будет регулироваться пунктом 6.1 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения». Вот выдержка из нового закона:

. 6.1. Отметка о профессиональной компетентности водителя подтверждает право водителя на осуществление предпринимательской и трудовой деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 5 лет.

Что нужно делать водителю профессионалу после истечения 5-летнего срока?

Согласно нововведениям предусматривается, что после истечения пятилетнего срока водители-профессионалы для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности за рулем автотранспортных средств обязаны будут пройти профессиональное обучение по программе повышения квалификации. Затем они должны обратиться в ГИБДД предоставив туда медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для управления ТС и сдать квалификационные экзамены. После успешной сдачи экзаменов, в правах водителя-профессионала проставляется специальная отметка подтверждающая допуск водителя к управлению транспортом.

Какие категории можно открыть в правах водителю-любителю?

Согласно нового закона водитель-любитель, пройдя укороченный курс подготовки в автошколе может получить в правах следующие категории: «А», «А1», «В», «В1», «D1», «D1E», «С1», «C1E».

Какие категории можно открыть в правах пройдя только профессиональную подготовку в автошколе?

Согласно нового законопроекта, в случае подписания и вступления его в законную силу, чтобы открыть в правах категории «D», «DE»,»С», «CE» нужно пройти специальную подготовку в образовательном учреждении и сдать соответствующие экзамены в ГИБДД. Эти категории в правах нужно будет подтверждать каждые 5 лет проходя соответственно переобучение и пересдачу экзаменов в Госавтоинспекции.

В противном случае водитель-профессионал потеряет право управлять транспортными средствами категорий «D», «DE»,»С», «CE», и сможет сесть за руль автомобилей следующих категорий: «D1», «D1E», «С1», «C1E».

Что будет с правами легковых категорий?

Согласно нового закона, для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности за рулем легкового автомобиля водители должны пройти специальное профессиональное обучение по программе подготовки к управлению автомобилями категории «В». Помимо этого, в рамках подготовки водителям будет разрешено осуществлять управление автомобилем категории «В1» в предпринимательских целях и для трудовой деятельности.

Если же водитель не собирается управлять автомобилем для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности, то он сможет пройти упрощенный курс подготовки.

Обучение по общеразвивающим программам в сфере управления транспортными средствами проводится для получения права на управление транспортными средствами категорий: «A1», «A», «B1», «B», «D1», «D1E», «С1», «C1E».

Профессиональное обучение проводится для получения права на управление транспортными средствами категорий: «A1», «A», «B1», «B», «D», «DE», «C», «CE» D1″, «D1E», «С1», «C1E», «Tm», «Tb» при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности.

Кстати, вот еще очень важный пункт в новом законе:

«Лица, незаконно осуществляющие предпринимательскую и трудовую деятельность, связанную с управлением транспортными средствами, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.»

О чем это нам говорит? О том, что если вы являетесь водителем-любителем, в правах которого нет специальной отметки о подтверждении прохождения профессиональной подготовки, будете управлять автомобилем в целях осуществления предпринимательской или трудовой деятельности, то будете привлечены к административной ответственности.

Когда новый закон о водителях-любителях и водителях-профессионалах начнет действовать?

Пока говорить об этом рано. Ведь данный законопроект только проходит общественное обсуждение и только после этого поступит на согласование в Правительство РФ и далее уже в Государственную Думу РФ. Но мы со своей стороны думаем так, что новый закон не найдет ни каких препятствий и в скором времени его примут и подпишут.

Правда в законную силу он все-равно сразу не вступит, так как согласно проекта закона, данные нововведения вступят в силу только по истечении двух лет со дня его официального опубликования.

Так что успокойтесь друзья, многие водители, которых сегодня напугала новость о разделении прав могут спать спокойно еще как минимум 2,5 — 3 года. Но в будущем ужесточение ждет всех без исключения водителей которые занимаются профессиональными перевозками.

Категории водительских прав

Водительское удостоверение за последние несколько лет видоизменялось. Если ранее категории подразделялись просто на «мотоцикл», «легковой авто», «грузовик», «автобус» и управление прицепом, то теперь их спектр стал шире. Категории получили подразделение на подкатегории.

В этой статье мы поможем новичкам и опытным водителям освоиться в водительских удостоверениях современного образца.

Содержание

  • Описание категорий водительских прав
  • Категория прав для управления автомобилем
  • Категория прав для общественного транспорта

Описание категорий водительских прав

Двухколёсный транспорт делится на три категории:

  • М – мопеды;
  • А1 – легкие мотоциклы;
  • А – мотоциклы.

Категория М предназначена для управления мопедами и легкими квадрициклами. Она открывается автоматически при сдаче экзамена на любую из других категорий. По сути, мопед может водить любой школьник. Обязанность получить права была введена в связи с большим количеством смертей на дорогах в результате ДТП с участием мопеда. То есть, авторы ПДД считают, что, пройдя курс теории и научившись вождению на любом серьезном транспорте, вы будете более осведомлены и аккуратны в вождении этих несложных мото-средства. Доплачивать за категорию не нужно.

Читайте также  Нужно ли мыть днище автомобиля?

Категория А1 для «слабых» мотоциклов до 125 «кубов» может быть открыта с 16-летнего возраста – в этом кроется её основная особенность. Однако обладатель прав с пометкой А1 не сможет водить крутой байк с мотором больше 125 «кубов».

Категория А – самая обширная, она позволяет управлять всеми видами мототранспорта, в том числе с коляской. Также она открывает доступ к управлению квадроциклами до 400 килограммов. То есть, выучившись на категорию А, у вас автоматически откроются категории А1 и М.

Категория прав для управления автомобилем

Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант. Но 70% машин с пробегом продается с проблемами: штрафы, залог, ДТП, лизинг и др. Поэтому перед покупкой рекомендуется проверять историю автомобиля.

Перед заключением договора купли-продажи также советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

К категории В добавилась В1 – управление трициклом и категория Е – прицеп, только вот в 2021 году эти две категории, если на них выучиться, «слипаются» вместе. Таким образом, водитель машины с прицепом должен иметь права категории ВЕ.

Те, кто обладают водительским удостоверением и водят, знают, что таблица категорий водительских прав, расчерченная на обратной стороне карточки, куда более широкая.

Всего в 2021 году водительское удостоверение в России насчитывает 16 доступных категорий, часть из которых нельзя назвать вполне «гражданскими» и доступны только курсантам, обучающимся на управление общественным транспортом.

В разряд «автомобилей», только потяжелее, также входят грузовики и автобусы. Если раньше для них существовало лишь две категории – С и D, то теперь их также «раздробили». Грузовики от 3,5 тонн попали в категории С, авто от 3,5 до 7,5 тонн оказались в С1 – средние грузовики, также отдельной категорией вынесли СЕ и С1Е – то же самое, только с прицепом.

Важное замечание и отличие: открытая категория С не позволяет управлять небольшими грузовиками до 3,5 тонн и легковыми машинами.

Категория прав для общественного транспорта

Категория D обозначает право управления автобусом. В 2021 году появились новые категории, подразделяющие автобусы на подвиды, а также позволяющие управлять трамваем или троллейбусом:

  • D1 – небольшие автобусы;
  • DE – автобусы с прицепом;
  • D1E – небольшие автобусы с прицепом;
  • Tm – трамваи;
  • Tb – троллейбусы.

В категорию «небольших автобусов» попадают транспортные средства, которые в народе принято называть «маршрутными такси». Это автомобили вроде «Газели» или «Хёндэ Богдан», которые вмещают 12-15 пассажиров.

Трамвай и троллейбус лишь недавно вынесли в отдельную категорию, ранее информацию о праве управления данными видами транспортных средств указывали.

Чем обучение водителей-профессионалов будет отличаться от обычного?

В Министерстве транспорта планируют провести реформу по подготовке шоферов и разделить водителей на профессионалов и любителей. Отметку, подтверждающую профессиональную компетентность, предлагают ставить в водительском удостоверении. Согласно изменениям в законе «О безопасности дорожного движения», без такой отметки нельзя будет управлять автомобилем по найму.

Отметка «профессиональная компетентность» будет иметь схожее значение с так называемым международным кодом «95», который является обязательным для водителей-профессионалов государств Евросоюза.

Как сказано в проекте закона, отметка о профессиональной компетентности водителя «подтверждает право водителя на осуществление предпринимательской и трудовой деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 5 лет». После чего при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и после прохождения профессионального обучения по программам повышения квалификации водителю будет предоставлено повторное право на управление транспортными средствами. При сдаче экзамена водители должны будут продемонстрировать не только практические навыки управления транспортными средствами, но и сдать теорию.

Что войдет в программу обучения водителей-профессионалов?

Водители-профессионалы должны будут сначала окончить общие курсы, дающие право на управление автобусом на 16 мест (D1) или грузовиком массой до 7,5 тонны (C1). Затем им предстоит пройти специальный курс на категории C, D или Е, а также их подкатегории для транспортировки прицепов.

Для повышения уровня подготовки водителей-профессионалов также необходимо будет пройти дополнительные курсы, на которых будет проходить обучение вождению в нештатных ситуациях, вождению сочлененного и двухэтажного автобуса, а также изучение основ безопасности при перевозке пассажиров и опасных грузов.

Программы обучения подготовит Минобрнауки в течение года после вступления закона в силу. По оценкам Минтранса, на подготовку к вступлению законопроекта в силу уйдет два года.

Что будет с водителями-любителями?

Для граждан, не желающих работать по найму, обучение упростится. Однако, как говорят эксперты, пока говорить о конкретных изменениях рано, так как программы под данный законопроект еще не разработаны. Специалисты считают нововведение избыточным, поскольку в автошколах и так готовят водителей на приемлемом уровне.

«Неизвестно упростится ли программа для водителей-любителей. В законе „Об образовании“ таких программ не предусмотрено. На сегодняшний день примерные программы предусмотрены только для основных программ: для среднего образования, для высшего и для профессионального обучения. Когда были введены эти программы, то в них уже были заложены повышенные требования к сдаче экзаменов для лиц, проходящих обучение по профессиональным программам. И это дало ощутимый результат. Вопрос сейчас в том, зачем ломать всю действующую систему, когда она дает хорошие результаты. Надеюсь, что будут найдены реальные методы для повышения квалификации водителей, работающих по найму, без таких революционных решений. Ведь сегодня огромное количество вопросов вызывает законопроект не только у автошкол, но и у ДОСААФ. Ведь призывников готовят по категории В и С, а по каким программам будут они теперь идти в армию? По найму?

В принципе, если законопроект пройдет, то сразу же возникнет много вопросов, поскольку вносятся новые нормы, такие, как, например, ограничение права на управление транспортными средствами. Да, во многих странах Европы есть девяносто пятая поправка, без нее не устроиться на работу, но ни в одной из этих стран нет запрета на управление транспортным средством в личных целях. Поэтому, что касается проекта закона, где написано, что водители с правами категории D, DE, С, CE ‎(за исключением соответствующих им подкатегорий D1, D1E, С1, C1E) без наличия в водительском удостоверении отметки о профессиональной компетентности водителя по указанным категориям с действительным сроком не допускается, то это вызывает вопрос. Куда делась категория М из программ? Они прописывают общие и профессиональные, а категории М нет вообще. Вызывает вопрос и двойное обучение. Некоторые категории будут считаться любительскими, выше — профессиональные и т. д. Но при этом целый ряд категорий от (С1 до Е) два раза заведены: и там, и там. То есть вопросов сейчас больше, чем ответов», — говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.

Как утверждает Шутылева, результатом последних изменений в обучающих программах в системе водительского образования стало то, что количество ДТП, совершенных начинающими водителями, сократилось с 2015- 2016 гг. на 46,5%. Если же сейчас отменить все наработки и снизить требования к любителям, то снизится качество их подготовки, что негативно скажется на безопасности дорожного движения.

Как оформить водительские права

1. Выберите, права какой категории вы хотите получить

В России действуют 10 категорий водительских прав и шесть подкатегорий:

    А — мотоциклы. В категорию входит А1 — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт.

«>одна подкатегория ;

  • B — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 тонны и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8. В категорию входит одна подкатегория ;
  • BE — автомобиль категории В, сцепленный с прицепом, разрешенная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки, а также автомобиль категории В, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, а общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3,5 тонны;
  • C — автомобили, за исключением автомобилей категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны. В категорию входят две подкатегории ;
  • CE — автомобиль категории C, сцепленный с прицепом, разрешенная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки, а также автомобиль категории C, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, а общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 12 тонн;
  • D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя. В категорию входят две подкатегории ;
  • DE — автомобили категории D, сцепленные с прицепом, разрешенная масса которого превышает 750 килограммов, сочлененные автобусы;
  • M — скутеры, мопеды и легкие квадрициклы. Управлять этими транспортными средствами можно, имея права любой другой категории;
  • Tm — трамваи;
  • Tb — троллейбусы.
  • Читайте также  Что нужно менять при замене паспорта?

    Чтобы управлять составами транспортных средств подкатегорий ВЕ, СЕ, DE, C1E и D1E требуется стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев.

    Имея права категории А, можно управлять транспортными средствами категории В1, но только с мотоциклетным рулем. Права категории В позволяют управлять транспортными средствами категории В1 с автомобильным рулем.

    2. Пройдите обучение в автошколе

    Обучаться в автошколе на управление автомобилем или мотоциклом можно с 16 лет. Сдать экзамен на категорию М и подкатегорию А1 можно также с 16 лет, на категории В и С — с 17 лет. Но получить права и начать управлять ТС можно только в определенном возрасте:

    • категории М и подкатегории А1 — с 16 лет;
    • категории А, В, С и подкатегорий В1 и С1 — с 18 лет;
    • категории D, Tm,Tb и подкатегории D1 — с 21 года.

    Верхней возрастной границы для управления транспортным средством нет.

    С 2014 года обучиться в автошколе обязаны даже те, кто уже умеет водить. Вас допустят к экзамену на права, только если у автошколы есть лицензия.

    3. Пройдите медкомиссию

    Обследование врачей можно пройти до поступления в автошколу или во время обучения. Медицинская справка оформляется по форме № 003-В/у и действует 12 месяцев.

    С некоторыми заболеваниями или противопоказаниями вам не выдадут права — их перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604.

    4. Соберите документы для допуска к экзамену в ГИБДД

    После обучения в автошколе и оформления медсправки, вы можете сдавать экзамен в любом отделении Госавтоинспекции — не только по месту регистрации. В этом случае отделение ГИБДД, где вы будете сдавать экзамен, запросит информацию, что ранее вам не выдавали права и вас не лишали прав, в отделении по месту вашей регистрации. В некоторых случаях вас могут попросить самостоятельно получить такую справку.

    Для допуска к экзамену нужно собрать пакет документов. Чаще всего этим занимается автошкола, но, если вы хотите сдать экзамен отдельно от группы, то можете сделать это самостоятельно.

    • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
    • медицинская справка по форме № 003-В/у;
    • документ, подтверждающий прохождение профессионального обучения в автошколе;
    • водительское удостоверение, если у вас уже есть права другой категории;
    • если вы сдаете экзамен до 18 лет — заверенное нотариусом письменное согласие на сдачу экзамена и выдачу водительского удостоверения от одного из родителей или другого законного представителя. Согласие не нужно, если вы признаны полностью дееспособным (эмансипированы) или вступили в брак до совершеннолетия;
    • документ, подтверждающий наличие Государственная пошлина не уплачивается:
    • за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) жителям Крыма, уже имевшим действительные на момент подачи документов водительские удостоверения, выданные на территории Украины, и обращающимся за получением этих документов впервые;
    •  ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, бывшими узниками фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывшими военнопленными во время Великой Отечественной войны.

    «>льготы по уплате государственной пошлины;

    Документы можно подать лично в отделении ГИБДД, где вы будете сдавать экзамен. Записаться на подачу документов можно онлайн: на mos.ru, портале «Автокод» или на портале госуслуг. Так вам не придется стоять в очереди.

    5. Сдайте экзамен в ГИБДД

    Экзамен на получение водительских прав состоит из теоретической и практической частей:

    • теоретическая часть — это тест из 20 вопросов, на которые нужно ответить без ошибок за 20 минут. Если вы допустите одну ошибку или не успеете ответить на один вопрос, вам дадут дополнительные 5 минут и 5 вопросов, на каждый из которых нужно ответить правильно. Вам придется пересдавать теоретический экзамен, если вы его не сдадите или в течение полугода после его сдачи не сможете сдать практическую часть;
    • практическая часть проводится после сдачи теоретической части. До 1 апреля 2021 года практическая часть состояла из двух отдельных экзаменов на площадке и в городе. Теперь практический экзамен один: он проводится в городе и может включать в себя элементы площадки для проверки отдельных навыков.

    Экзамен длится не более часа. В это время в автомобиле можете находиться вы, экзаменатор, инструктор по вождению и, по желанию, — другие кандидаты. Во время экзамена производится видеозапись. Практический экзамен на получение права для управления мотоциклом и мопедом состоит только из проверки навыков в условиях автодрома (площадки).

    Пересдавать каждый экзамен можно три раза. Между пересдачами теоретической части должно пройти не меньше семи и не больше 30 календарных дней, между пересдачами практической части — не меньше недели семи и не больше 60 календарных дней. После этого вас допустят к экзамену только через месяц и не позднее трех месяцев. Экзамены можно сдать и после истечения сроков. Для этого обратитесь в Госавтоинспекцию с заявлением о переносе сроков повторного теоретического или практического экзамена.

    6. Получите права

    Получать права нужно в том же отделении ГИБДД, где вы сдали экзамен. Чтобы не стоять в очереди, запишитесь на прием на портале mos.ru или на портале «Автокод». Возьмите с собой паспорт или временное удостоверение личности, если паспорт находится на замене. Фотографию на права сделают на месте.

    Перед визитом в отделение ГИБДД обязательно уплатите госпошлину . Если вы подадите заявление через портал госуслуг, госпошлину можно будет уплатить со скидкой 30%. Вы не обязаны предъявлять квитанцию об уплате, но на случай, если банк не успеет обработать платеж, возьмите ее с собой.

    Согласно пункту 24 приложения к приказу МВД России от 20 февраля 2021 года № 80, права категорий A и M и подкатегорий A1, B1 выдают в течение 15 рабочих дней, категорий B, C, D, BE, CE и DE и подкатегорий C1, D1, C1E и D1E — 30 рабочих дней, категорий Tm и Tb — 5 рабочих дней. Но на практике в большинстве случаев водительское удостоверение выдают в день обращения.

    Водительское удостоверение действует 10 лет с момента оформления, по истечении этого срока его нужно заменить.

    После получения национальных водительских прав вы можете оформить международное водительское удостоверение.

    Должностная инструкция водителя

    Для водителя, как и для любого другого сотрудника предприятия, предусмотрена должностная инструкция. Этот документ регламентирует перечень обязанностей, прав и ответственность водителей. И хотя он не относится к обязательным нормативным актам предприятия, юристы рекомендуют как можно точнее и тщательнее прописывать положения и пункты в данном документе, чтобы в дальнейшем не возникало возможности их двойного толкования.

    К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

    Образец должностной инструкции водителя

    УТВЕРЖДАЮ:
    Генеральный директор
    ООО «Поставки оптом»
    Широков /Широков И.А./
    «12» августа 2014 г.

    Должностная инструкция водителя автомобиля

    І. Общие положения

    1.1. Данный документ регулирует перечень должностных функций, задач, обязанностей, которые должен выполнять водитель организации, а также его права, ответственность, условия работы и прочие параметры.

    1.2. Водитель организации должен иметь образование не ниже среднего, стаж вождения автомобилем не менее трех лет, а также права категорий «В».

    1.3. Прием на работу и увольнение происходит в порядке, прописанном внутренними правилами организации и при обязательном наличии соотвествующего приказа со стороны руководства.

    1.4. Непосредственный руководитель водителя – директор предприятия.

    1.5. В случае отсутствия водителя на рабочем месте его обязанности переходят лицу, назначенному отдельным распоряжением руководителя компании и обладающему требуемым уровнем образования и опытом работы.

    1.6. Водитель должен быть знаком с :

    • законами РФ в области гражданского и трудового права;
    • правилами внутреннего распорядка оргаизации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
    • Уставом организации;
    • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании;
    • правилами дорожного движения, штрафными санкциями за те или иные нарушения ПДД;
    • дорожными картами региона.

    1.7. Водитель обязан владеть:

    • полными сведениями о внутреннем устройстве автомобиля, принципах его работы;
    • информацией об оснащенности автомобиля, его технических характеристиках, приборах, механизмах и агрегатах, а также о их назначении и обслуживании;
    • способами и методами выявления неисправностей, а также их устранения подручными средствами;
    • знаниями о последствиях тех или иных поломок и неисправностей в работе двигателя и прочих системах автомобиля;
    • нормами по обслуживанию автотранспортных средств, в том числе мойке, чистке кузова и салона, содержанию в гараже и т.п.

    ІІ. Должностные обязанности водителя автомобиля

    2.1. В перечень рабочих функций водителя входит выполнение следующих задач:

    • управление автомобилем,
    • своевременное прибытие на рабочее место и подача автомобиля к подъезду организации, а также постановка автомобиля в гараж после рабочей смены;
    • своевременная заправка топливом, доливка масла, и добавление прочих жидкостей, нужных для работы автомобиля;
    • следование правилам дорожного движения, соблюдение всех дорожных знаков, своевременное ознакомление со всеми изменениями, законодательно вносимыми в ПДД;
    • обеспечение безопасности пассажиров во время нахождения за рулем и движения автомобиля;
    • обеспечение сохранности имущества, находящегося в багажнике автомобиля;
    • контроль за сохранностью и целостностью самого автомобиля, в том числе оставление его на парковках и стоянках только с включенной сигнализацией, блокировка всех дверей и окон как во время движения, так и во время остановок;
    • ежедневный осмотр технического состояния автомобиля, своевременное устранение выявленных неисправностей собственными силами или при помощи специализированных автосервисов;
    • содержание автомобиля в чистоте и порядке, в том числе ежедневное утреннее мытье автомобиля на автомойке и еженедельная химчистка салона;
    • заблаговременная подготовка к дальним поездкам, ознакомление с картой местности и дорожными картами, выбор наиболее коротких маршрутов;
    • исключение употребления любых лекарств, препаратов, продуктов и жидкостей, способных повлиять на работоспособность водителя, концентрацию внимания, координацию движений и реакцию;
    • работа с маршрутными и путевыми листами, в том числе внесение сведений в документы по километражу, расходованию бензина и масла, пунктах назначения поездок и т.д., своевременное предоставление документации для отчетности;
    • выполнение распоряжений и поручений непосредственного руководителя.
    • бережное отношение к вверенному автомобилю.

    ІІІ. Права

    3.1. Водитель обладает следующими полномочиями и правами:

    • делать руководству аргументированные и обоснованные предложения по улучшению и оптимизации работы как себя лично, так и организации в целом;
    • самостоятельно принимать решения для обеспечения безопасности как себя лично, так и пассажиров при движении автомобиля;
    • требовать от руководства обеспечения безопасности труда;
    • получать всю необходимую информацию от работников автосервисных предприятий о ремонте автомобиля;
    • вносить предложения по оптимизации маршрутного движения, в т.ч. для сокращения финансовых затрат на поездки;
    • участвовать в любых корпоративных мероприятиях (совещаниях, обсуждениях, собраниях), непосредственно касающихся его деятельности;
    • вносить конструктивные предложения для устранения выявленных в процессе работы нарушений, ошибок, недочетов;
    • вступать в коммуникации с представителями любых структурных подразделений компании для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
    • отказаться от выполнения рабочих функций при наступлении угрозы жизни или здоровью.

    ІV. Ответственность

    Ответственность водителя наступает в случае следующих нарушений:

    4.1. Причинение, умышленное или неумышленное, повреждений вверенному ему автотранспорту (двигателю, системам и агрегатам, механизмам и узлам, салону и кузову), а также несвоевременное сервисное и техническое обслуживание,

    4.2. Причинение ущерба здоровью пассажиров и других участников дорожного движения;.

    4.3. Употребление любых запрещенных и разрешенных веществ, негативно влияющих на координацию, мышление, реакцию и т.д.

    4.4..Пренебрежение к исполнению трудовых обязанностей, в том числе полное уклонение от них.

    4.5. Регулярное нарушение установленных на предприятии правил внутреннего распорядка, режима труда и отдыха, дисциплины, а также нарушение любых видов безопасности.

    4.6. Несоблюдение изданных руководством организации или непосредственным руководителем распоряжений и приказов.

    4.7. Разглашение конфиденциальных сведений об организации.

    4.8. Предоставление начальству недостоверных сведений в отчетных документах;.

    4.9. Данные пункты должностной инструкции строго соответствуют рамкам действующего законодательства РФ.

    СОГЛАСОВАНО
    Руководитель транспортного отдела
    ООО «Поставки оптом»
    Мышкин /Мышкин Т.В./
    «12» августа 2014 г.

    С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН
    Иванов Р.С.
    Водитель ООО «Поставки оптом»
    Паспорт 8735 № 253664
    Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
    14.09.2012 код подразделения 123-425
    Подпись Иванов
    «17» августа 2014 г.

    Для чего нужна должностная инструкция водителя

    Должностная инструкция важна не только для рядовых сотрудников предприятия, но и для руководства. Она дает возможность координировать взаимоотношения между работодателем и подчиненными, четко определяя рабочий функционал и ответственность водителей. При конфликтных ситуациях, когда для разрешения спора требуется вмешательство судебной инстанции, должностная инструкция служит доказательством наличия или отсутствия вины со стороны сотрудника или работодателя.

    Основные правила составления должностной инструкции водителя

    Стандартной, принятой для всех формы должностной инструкции водителя не существует, так что компании могут разрабатывать и утверждать ее самостоятельно. Поскольку единого образца нет, в разных организациях сотрудники, находящиеся на одной и той же должности, могут исполнять разный функционал, но при этом основные обязанности у них должны быть схожи. Должностная инструкция водителя обычно включает в себя следующие части:

    • «Общие положения»,
    • «Должностные обязанности»,
    • «Права»,
    • «Ответственность».

    При необходимости или по волеизъявлению руководства в нее могут быть добавлены и другие пункты.

    Составлением должностной инструкции занимается обычно юрист предприятия или же специалист кадрового отдела. Оформляется она в одном экземпляре, но если водителей на предприятии несколько, то затем распечатываются ее копии в необходимом количестве.

    Каждый водитель должен быть ознакомлен с документом, также он обязан поставить под ним свою подпись, которая будут свидетельствовать о том, что работник согласен с его содержанием.

    Должностную инструкцию должен заверить и непосредственный руководитель водителя или лицо, несущее ответственность за исполнением прописанных в ней норм и правил. Руководитель предприятия также должен подписать документ.

    Составление должностной инструкции водителя

    В самом верху должностной инструкции, справа, следует оставить место для резолюции руководителя организации. Форма для нее стандартна: здесь необходимо вписать его должность (генеральный директор, директор), наименование предприятия, фамилию, имя, отчество, а также оставить строку для подписи с обязательной расшифровкой и поставить дату утверждения. Затем посередине строки нужно написать название документа.

    Основные разделы

    В первом разделе под названием «Общие положения» для начала следует отметить, к какой категории работников относится водитель (рабочий, технический персонал, специалист и т.д.), затем указывается, кому он подчиняется и кто его замещает в случае такой надобности (здесь достаточно указывать должности уполномоченных сотрудников, без фамилий). Далее в документ вносятся квалификационные требования к водителю (специализация, образование, дополнительная проф.подготовка), а также требуемый опыт работы и стаж. Тут же стоит указать, на основании каких документов происходит назначение водителя и снятие его с должности.

    Затем в этом же разделе ниже необходимо перечислить все правила, законы, распоряжения, нормативные акты, с которыми водитель обязан быть знаком, а также требования к знанию автомобиля.

    Вторая часть «Должностные обязанности водителя» касается непосредственно инструкций, которые на него возлагаются. Прописывать их нужно максимально подробно и четко, учитывая особенности предприятия, на котором трудится водитель.

    Раздел «Права» включает в себя полномочия, которыми наделяется водитель с целью эффективного исполнения своей работы. Здесь можно отдельно указать его право на различные инициативы, включая взаимодействие с руководством и другими подразделениями организации при возникновении такой потребности, а также право на участие во внутренних мероприятиях компании и дополнительное обучение.

    В разделе «Ответственность» четко устанавливаются нарушения, за которые работодатель вправе привлечь водителя к взысканию. Тут необходимо отметить, что водитель несет персональную ответственность за сохранность автомобиля и его частей, а также соблюдение правил трудового распорядка и норм безопасности.

    После оформления документ должен быть согласован с вышестоящим (над водителем) сотрудником организации (либо непосредственным руководителем, либо лицом, уполномоченным вести контроль за соблюдением правил и норм, прописанных в должностной инструкции). Здесь следует внести его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись с расшифровкой.

    Ниже необходимо указать данные о водителе: его фамилию, имя, отчество (полностью), снова название организации, паспортные данные, подпись и дату ознакомления с документом. Печатью заверять должностную инструкцию не надо, поскольку она относится к внутренним документам предприятия.

    Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: