Прогрев двигателя зимой нужен или нет

Нужно ли прогревать двигатель перед поездкой?

Вопрос, нужно ли прогревать машину перед поездкой, делит водителей на два непримиримых лагеря. Одни утверждают, что «холодный старт» губительно действует на важнейшие узлы автомобиля, а вторые отвечают, что современная техника достаточно умна, чтобы приспособиться к любым условиям. Интересно, что каждый из них по-своему прав. Рассказываем, в каких ситуациях греть мотор обязательно, а когда это будет лишним.

Особенности холодного запуска

При низких температурах масло густеет. Его прокачка по внутренним каналам двигателя занимает больше времени. Кроме того, смазывающие, противоизносные и антикоррозийные свойства холодной жидкости значительно ухудшается.

При холодном запуске двигатель испытывает повышенные нагрузки. Даже на холостом ходу увеличивается трение, ускоряя износ высоконагруженных деталей. Если же дать полный газ через пару секунд после старта, могут проявиться скрытые повреждения металла.

Отсюда и следуют рекомендации прогревать двигатель перед поездкой — нужно дать ему плавно дойти до рабочей температуры, постаравшись снизить трение. Но многие производители автомобилей настоятельно рекомендуют отказываться от прогрева. Выясняем, почему их советы отличаются от мнения опытных водителей.

В чём минусы прогрева?

В современных машинах двигатель работает под управлением компьютера. Тот непрерывно следит за окружающими условиями, подбирая оптимальные настройки. При низкой температуре электронный блок управления повышает обороты холостого хода, меняет угол опережения зажигания и подаёт в цилиндры обогащённую смесь.

Долго прогревая двигатель перед поездкой на холостом ходу, вы подвергаете его всем опасностям неправильного смесеобразования. На внутренних стенках цилиндров, поверхности поршней, клапанах и свечах образуется нагар, который мешает нормальной работе мотора. Итог — падение мощности и сокращение интервала до капитального ремонта.

А ещё прогрев двигателя — это ущерб для окружающей среды и живущих поблизости людей. Обогащённая смесь насыщает выхлоп вредными веществами. Поэтому во многих странах действуют штрафы за долгий прогрев мотора в жилой зоне. Рекордную сумму придётся уплатить в Австрии — до 5 000 евро (свыше 400 тысяч рублей). В России штраф за прогрев мотора дольше 5 минут — 3 000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге, 1 500 рублей в остальных регионах.

Наконец, двигатель — не единственный высоконагруженный узел автомобиля. Коробку передач и редукторы можно прогреть только на ходу, когда они приводятся в действие. Свои нюансы есть и у дизельных моторов, которые очень медленно набирают температуру.

Прогревать или не прогревать?

Получается, что прогрев двигателя приносит автомобилю как пользу, так и вред. У каждого варианта есть свои преимущества и недостатки. Чтобы получить больше плюсов и меньше минусов, стоит действовать по простой схеме:

Сразу после запуска дать двигателю поработать на холостом ходу до 5 минут.

Когда обороты снизятся, медленно тронуться с места. Оптимальные обороты прогрева для бензинового двигателя — 2000–2200 об/мин, для дизельного — 1200–1500 об/мин.

Первые 5 километров не разгоняйтесь более 40–60 км/ч, чтобы плавно прогреть трансмиссию.

После прогрева по такой схеме пользуйтесь автомобилем в обычном режиме.

Понятно, что в каждой ситуации есть свои нюансы. Разбираемся, когда обязательно греть машину перед началом движения, а когда этого делать не нужно.

Летом

Когда температура воздуха превышает +15…20°, пусковые нагрузки на двигатель невысоки. Масло прокачивается быстро, нормальная смесь подаётся в цилиндры уже через несколько секунд. И всё же вам стоит подождать хотя бы полминуты, пока смазка пройдёт через все магистрали блока цилиндров. При повторном запуске горячего мотора этой рекомендацией можно пренебречь.

Весной и осенью

Ориентируйтесь на обороты холостого хода. Когда они достигают 1500–2000 об/мин у бензинового мотора и 1100–1500 об/мин у дизельного, лучше повременить с началом движения. По мере прогрева обороты снизятся, и тогда вы можете плавно стартовать. Соблюдайте указанные выше рекомендации, чтобы безопасно прогревать автомобиль на ходу.

Зимой

При температуре ниже -10° двигатель подвергается повышенным нагрузкам. Не ленитесь тратить по 2 минуты на прогрев холодного мотора. Когда морозы достигают -20°, лучше использовать всё разрешённое законом время — до 5 минут. Начинайте движение максимально аккуратно, держите малые обороты и ограничивайтесь скоростью в 40 км/ч, пока охлаждающая жидкость не достигнет рабочей температуры.

Турбомоторы

В некоторых автомобилях турбина раскаляется до 400–800°. Резкие перепады температуры сильно сокращают срок её службы. Поэтому летом бензиновые и дизельные двигатели с турбинами желательно греть перед поездкой хотя бы пару минут. Зимой рекомендации такие же, как и для атмосферных агрегатов — прогрев до 5 минут и медленный старт. Не забывайте и о плавном охлаждении. После завершения поездки дайте мотору поработать ещё пару минут на холостом ходу.

Машины старше 30 лет требуют особенного ухода. Качество изготовления сплавов и обработки металла в те времена было ниже, поэтому холодный старт наносим старым моторам особенно сильный урон. К тому же, естественный износ снижает прочность силовых агрегатов. У карбюраторных двигателей есть свои нюансы — бензин может смывать холодную смазку со стенок цилиндров. Поэтому греть ретроавтомобили обязательно — хотя бы по 2–3 минуты летом и в межсезонье, не меньше 5 минут зимой.

Предпусковые подогреватели

Дополнительные «печки» могут работать как на жидком горючем, так и от розетки. Они позволяют прогреть двигатель до рабочей температуры, не рискуя ускоренным износом и поломками. Но даже с ними нужно стартовать плавно — все остальные узлы автомобиля остаются холодными. ​

Прогрев двигателя зимой, нужно ли греть, сколько греть и зачем

Для начала стоит отметить, что вопрос «нужно ли прогревать инжекторный двигатель» звучит несколько неправильно. Вне зависимости от типа подачи топлива, будь то инжектор или карбюратор, пуск двигателя, и его дальнейший прогрев происходит по одной и той же схеме. Поэтому давайте выясним, нужно ли прогревать двигатель вообще.

Споры по поводу прогрева не утихали никогда, и владельцы автомобилей, разбившись на два лагеря, постоянно спорят о необходимости прогрева двигателя, и о бесполезности этой затеи. Кто-то садится и сразу едет, кто-то греет двигатель до рабочей температуры, и лишь после этого начинает движение.

Приверженцы теории «сел и поехал» как правило, ссылаются на авторитетных товарищей из крутых автомастерских, которые никогда не грели и все у них замечательно. И на свой личный опыт, мол, никогда не грел и ничего страшного. В крайнем случае, в ход идет пресловутый аргумент ИМХО.

Сложность объективной оценки заключается в том, что:

— износ деталей двигателя это очень долгий процесс;
— манера езды каждого водителя отличается.

Именно поэтому сложно определить, сколько проработает ваш двигатель, если вы будете постоянно его прогревать, или не будете вовсе. 75 процентов износа двигателя приходится на момент его холодного запуска.

Теория прогрева двигателя

Все детали двигателя, цилиндры и поршни не исключение, производятся из металла. Поршни чаще всего делают из легких сплавов алюминия, цилиндры из металла и чугуна. Здесь в первую очередь стоит вспомнить физику и то, что при нагреве тела расширяются, и от того, из чего это самое тело сделано, зависит время нагрева и коэффициент расширения.

Все детали двигателя настроены таким образом, чтобы зазор между цилиндром и поршнем был минимальным. Это дает наименьшие потери энергии в момент воспламенения топливной смеси. Пока детали не нагрелись до необходимой температуры и не расширились, считайте, что двигатель ваш работает не так, как это предусмотрено производителем. А уж если быть совсем точным, то цилиндро-поршневая группа вашего двигателя испытывает колоссальнейшие нагрузки, и подвержена наибольшему износу в момент нагрева до рабочей температуры. Стоит ли при этом начинать движение и дополнительно нагружать двигатель?

Прогрев двигателя зимой

Одно дело, когда на улице +10-15, и совсем другое, когда температура воздуха отрицательная. Тут в дело вступает ещё ряд факторов.

Один из них это вязкость масла, которое очень важно для работы двигателя. В момент запуска двигателя зимой, масло в поддоне достигает максимальной вязкости, а значит, не может полноценно смазывать все детали, нагрузка на масляный насос так же возрастает в разы. Да, масла бывают разные, да есть SAE 30 и 40, но даже у них есть свой предел.

Чем ниже температура воздуха, тем выше содержание в нем кислорода. А чем больше кислорода — тем беднее наша рабочая смесь. Это одна из причин, почему зимой сложнее завести двигатель. На старых, карбюраторных двигателях данная проблема решалась вытягиванием подсоса, что приводило к закрытию заслонки в камере карбюратора, и как следствие обогащению смеси.

В инжекторе этим вопросом занимается автоматика, выставляя в момент запуска раннее зажигание и увеличивая подачу топлива, повышая обороты двигателя на холостом ходу.

Сколько нужно прогревать?

Читайте также  Тип привода fwd что это?

Прогрев двигателя зимой не столь уж утомительный процесс, ведь пока вы сметаете снег с автомобиля, очищаете или отогреваете стекла и зеркала (при наличии данной функции).

Сколько нужно прогревать? Достаточно будет 3-5 минут, за это время двигатель немного прогреется, сбросит обороты. Маслу надо разогреется, только тогда оно будет полноценно смазывать все трущиеся детали.

Вот когда самое время начинать движение. Но даже в этом случае нельзя сильно давать газу, 2000 -3000 оборотов, не больше, не забывайте что рабочая температура 80-90 градусов, и пока на указателе меньше — лихачить не стоит. Трансмиссия в морозы тоже испытывает повышенные нагрузки, масло в коробке вязнет, именно поэтому так сложно переключать передачи в самом начале движения на механике, а автоматика переключается рывками.

Прогрев дизельного двигателя

Отдельно стоит обсудить тему прогрева дизельного двигателя. Ни для кого не секрет, что запускается дизельный двигатель в мороз намного сложнее, и связано это, прежде всего с особенностью воспламенения дизтоплива. В мороз дизель становится вязким, и распыление его форсунками затрудняется. Сезонность топлива играет здесь немаловажную роль.

Существует три вида солярки, каждая со своими показателями цетанового числа, температуры воспламенения, помутнения и другими:

— летняя, используется при температуре воздуха от 0 градусов и выше;
— зимняя, применяется до -30 градусов;
— арктическая, используется в условиях крайнего севера.

Многие владельцы дизелей, испытывают проблемы с запуском двигателя, именно из-за применения летнего топлива в зимний период.

Дизельный двигатель отличается от бензинового самовоспламенением, за счет резкого сжатия воздуха он нагревается до температуры 700-900 градусов, и впрыскиваемое топливо воспламеняется. Нагнетаемый холодный воздух при отрицательных температурах усугубляет проблему. Использование свечей накаливания призвано ее решить. Они нагревают воздух в камере сгорания до необходимой температуры, и уже после этого можно заводить мотор.

Установка различных дополнительных предпусковых подогревателей, дает возможность более уверено заводить двигатель автомобиля в зимний период. Это актуально как для дизельных, так и для бензиновых (инжекторных и карбюраторных двигателей). Это обеспечит более быстрый прогрев двигателя. Благо рынок сейчас предлагает массу решений, а от вас требуется лишь выбрать наиболее оптимальный.

Если до прочтения данной статьи у вас были вопросы, прогревать ли двигатель перед движением, нужно ли это и зачем, то сейчас надеемся, они отпали.

Двигатель важно и нужно прогревать. Вне зависимости от вида топлива и системы его подачи.

Время прогрева двигателя зависит от ряда факторов, и может варьироваться в зависимости от температуры окружающего воздуха, объема двигателя и оборотов.

Чем бережней вы будете относиться к автомобилю, тем дольше он прослужит без нареканий.

Смерть мотору: греть или не греть современный двигатель?

КАК ГРЕЕТСЯ МОТОР

Полностью прогретым мотор будет тогда, когда все его детали и рабочие жидкости выйдут на рабочие температуры, то есть при фиксированном режиме работы перестанут меняться. Быстрее всего прогревается охлаждающая жидкость — это тот процесс, который мы видим по изменению положения стрелки на указателе температуры. С ней же прогреваются детали верхней части двигателя (поршни, цилиндры, головка) — темп практически тот же. А вот масло в поддоне греется значительно медленнее. Откуда это видно? У кого есть бортовой компьютер, замечал, наверное, что даже после достижения нормальной температуры охлаждающей жидкости расход топлива на холостых может еще какое-то время уменьшаться. Это как раз и связано с медленным прогревом масла. И наконец, дольше всего греется нейтрализатор, а вместе с ним выходит на рабочий уровень токсичность отработавших газов. Но все скорости прогрева зависят от режима работы двигателя.


  • СОПРОТИВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ

    Почему мотору не нравится мороз? Главная причина в том, что любое моторное масло густеет на холоде. А при определенных температурах вообще может перестать течь. Минеральные масла — уже при минус 20…25 °С, лучшие синтетики — при минус 45…55 °С. В итоге узлы трения работают «всухую», резко возрастают мощности механических потерь, которые требуют лишнего бензина. Но когда мотор быстрее выйдет на нормальный уровень механических потерь? Если стоять и греться или если сразу после пуска отправиться в дорогу? Это даст ответ на вопрос об экономии — ведь лишние потери требуют дополнительного топлива.

    Проверим, сколько топлива скушает обычный впрысковый двигатель при одинаковых пробегах, но разных алгоритмах прогрева. Немного о пациенте. Чистый «европеец» 2005 года выпуска, 1,6 л рабочего объема, заявлен как Евро-4. Всю сознательную жизнь провел в России, но, кроме технического обслуживания, ничего в нем не делалось. Итак, три программы прогрева. Первый вариант — «дедовский»: полностью прогреть мотор и только после этого поехать. Второй — согласно инструкциям современных автомобилей: «пустил и поехал». А третий — это тот, который чаще всего можно встретить: завелись, смахнули снег, помахали лопатой (в общем — потянули время), а догреваем машину уже в поездке. На улице — минус 15. Аккумулятор хороший, в поддоне — дорогая синтетика. Пробег — от стоянки до работы: это около 5 километров, причем без пробок! Помечтать-то можно…

    Итак, вариант 1. Пускаемся. Стрелка тахометра устанавливается на отметке «1200», компьютер показывает мгновенный расход топлива 2,5 л/ч. Через минуту расход снижается до 1,9 л, через 10 минут — до 0,9 л. Тогда же видимые изменения на бортовом компьютере заканчиваются — стрелка на указателе температуры не доползает даже до 50 градусов и встает намертво. Для надежности ждем еще 10 минут — расход топлива уменьшается до 0,8 л/ч, что пока больше, чем обычные 0,6, наблюдаемые при полном прогреве всего мотора. Лучшего результата достичь не удается — поехали! Едем на фиксированном режиме, третья передача, 50 км/ч, светофоров по дороге нет. Расход по компьютеру — 6,4…6,6 л/100 км. Всего потратили на прогрев 0,45 л, на дорогу — около 0,33 л. Итого — около 0,8 литра.

    Вариант 2 — сели, завелись и сразу поехали. Машине это не очень понравилось, и она для начала выдала расход больше 10 л. Потом он начал быстро снижаться, но из-за короткого заезда до прежних 6,5 так и не дополз — остановился на 6,8 л. Итого израсходовали всего 0,45 л. Плюс экономия 20 минут драгоценного времени. Экономия, вроде, есть, но внушительной она кажется только на малых пробегах.

    Вариант 3 — после пуска грели мотор 5 минут, пока отскребали лед со стекол. Стартовали с расхода на холостых 1,3 л/ч. Начало пробега ознаменовалось цифрой 7,6 л/100 км, к концу заезда вернулись на 6,6. Итого с учетом пробега — 0,55 л. Лучше, чем в первом варианте, но немного хуже, чем во втором.

    1444374074_img_2171_result_1600

    УДАР ПО ЭКОЛОГИИ

    Понятно, что нежелание автопроизводителей греть автомобиль вызвано вовсе не заботой о нашем кошельке. Главный аргумент — экология. Ведь современные нормы токсичности Евро-4 и выше накладывают жесткие ограничения на содержание токсических компонентов на пусковых режимах и в период прогрева. Вот и посмотрим, что будет с токсичностью до нейтрализатора (на профессиональном сленге она называется «сырой») и после (это «сухая» токсичность).

    Итак, «сырая» токсичность при холодном пуске очень большая. Причина — необходимость резкого обогащения топливовоздушной смеси. Топливо должно быть испаренным, а при большом «минусе» на улице испаряться оно не очень-то и хочет. Да и воздух в цилиндры поступает холодный, плотный. Значит, чтобы компенсировать малую испаряемость топлива и низкую температуру воздуха, надо лить бензина значительно больше. А то, что не испарилось или испарилось уже в процесс сгорания, летит в трубу. «ЦеО» и «ЦеАши» — ну очень большие! И давить их должны каталитические нейтрализаторы. Но беда большинства современных нейтрализаторов в том, что они работают эффективно только в узком диапазоне температур и состава смеси. Температура должна быть высокой, а состав смеси — стехиометрическим, то есть воздуха в ней должно быть ровно столько, сколько необходимо для полного сгорания топлива. В противном случае эффективность резко падает.

    Любопытно, что при низких температурах в процессе прогрева за нейтрализатором может наблюдаться более высокая концентрация токсических компонентов, чем на входе! Откуда? Скорее всего, это парит несгоревший на первых пусковых циклах бензин — он «садится» на сотах активного элемента катализатора. По мере его разогрева эффективность работы растет, и, наконец, горячий катализатор при рабочем составе смеси давит практически всю токсичность. Иными словами, на пусковых режимах и при прогреве, если не используется современный катализатор с внешним подогревом, токсичность двигателя с нейтрализатором не слишком будет отличаться от его более раннего собрата, такового не имеющего. Потому главная задача — как можно быстрее вывести температуру активной зоны катализатора в рабочий диапазон.

    Читайте также  Акциз на бензин что это такое?

    Нейтрализатор греется от потока отработавших газов, и тем быстрее, чем больше их расход и температура. Но когда процесс в нем пошел, он начинает разогреваться и сам — дожигание токсических компонентов идет с выделением энергии. Поэтому температура в активной зоне работающего катализатора выше, чем у отработавших газов. И наш эксперимент показал, что даже при нормальной температуре в боксе, на режиме минимальных оборотов холостого хода, нейтрализатор не выходит на рабочий режим! Тем более на морозе. Поэтому подавить токсичность на режиме прогрева, если греть мотор на стоянке, не получится: значит, надо двигаться.

    А какова разница в выбросах? Начальное содержание СН очень высоко, под 1000 ppm, что, впрочем, ожидаемо. По мере прогрева мотора оно начинает медленно снижаться. Но даже после 20 минут прогрева, когда температура охлаждающей жидкости уже вышла на рабочий уровень, содержание остаточных углеводородов остается высоким — около 180 ppm. Антифриз—то прогрелся, а вот нейтрализатор холодный, работает неэффективно.

    Теперь пробуем погреть мотор сразу под нагрузкой, моделируя второй вариант прогрева. Начало — то же, но темпы другие: под конец заезда на выходе фиксировалось где-то 15…20 ppm. Нейтрализатор заработал! Вроде бы ответ есть…

    Но не все так просто! Мы смотрели относительные концентрации токсических компонентов, а дышим-то мы их абсолютными значениями, то есть не «пи-пи-эмами», а граммами и килограммами! То есть эти концентрации надо умножить на расход отработавших газов. На холостых при прогреве он составлял около 15 кг/ч, а вот при движении, если брать в среднем, будет около 80! Множим одно на другое и получаем: при прогреве на стоянке, вместе с дальнейшей дорогой, мы наградили природу количеством граммов остаточных углеводородов, большим практически в два раза, чем при движении сразу после пуска (4,5 грамма против 2,8).

    А вот третий вариант — когда мы немного погрелись, а потом поехали — дал еще большее снижение абсолютного выброса СН: до 2,1 грамма. Кстати, в этом варианте при движении за 5 км пути мы выбросили чуть больше грамма СН, что близко к нормам Евро-4.

    Цифры весьма показательны и в целом понятны. При движении на холодном моторе мы достаточно долго работаем на высокой токсичности, при этом расходы отработавших газов большие. Да и обдув нейтрализатора холодным воздухом при движении тоже тормозит его прогрев. При прогреве на стоянке нейтрализатор так и не выходит на штатный режим, но зато при начале движения на больших расходах быстрее начинает эффективно гасить токсичность. А при коротком начальном прогреве мотор и на стоянке не успевает изрядно «навредить», и при прогреве в движении работает значительно лучше: ведь он уже набрал какую-то температуру. Вот и результат.

    Но что мы не учли. Смердящий на стоянке автомобиль окутывает облаком дыма пространство вокруг себя, и там жить противно… А движущийся как бы размывает свое «добро» по пространству. Глобально — получается сопоставимо, а в отдельно взятой точке — ущерб от одного движущегося автомобиля в разы меньше. Но ведь на стоянке одновременно пыхтит один-два экипажа, а по дороге их ползет толпы…

    Прогревать или нет двигатель зимой? Ответ на вечный вопрос

    С приходом зимы вернулся и знакомый для автомобилистов ритуал: кузов приходится очищать от снега, лобовое стекло и боковые зеркала отогревать от наледи, а мотор начал дольше работать в холостую. Одни технические специалисты уверяют, что прогревать автомобиль перед стартом не имеет смысла, так как гораздо эффективнее машина прогревается на ходу. А вот другие уверены, что без длительного прогрева масло загустеет, и это негативно скажется на работе двигателя. Так нужно ли нет прогревать двигатель зимой и как это правильно делать?

    Как рассказал в беседе с Autonews.ru технический директор сервисного центра «Автоглобус» Андрей Конев, даже при умеренных морозах специальный прогрев двигателю не нужен. Так можно действовать (то есть не прогревать мотор перед поездкой) до наступления температуры в минус 15 градусов по Цельсию. Потому что современные масла обладают достаточной химической формулой для того, чтобы не загустевать на морозе.

    «Современные масла позволяют любому двигателю работать бесперебойно и с сохранением ресурса даже в небольшой холод. Но в более сильные морозы некоторые ограничения все-таки накладываются на запуск турбомоторов. Бензиновый атмосферный мотор можно не прогревать. А вот бензиновый с турбиной — другое дело. Чтобы турбина нагрелась, а система смазки полноценно заработала, можно прогреть мотор в течение одной минуты. Этого вполне достаточно», — считает Конев.

    Эксперт склоняется к мнению, что современные двигатели прогрева не требуют, так что нет смысла держать машину на холостых оборотах. Однако давать машине серьезную нагрузку сразу после пуска и утапливать газ на старте с места все-таки не нужно. Технические специалисты сервисных центров рекомендуют стартовать плавно и ехать первые несколько десятков метров спокойно. Так все узлы автомобиля в движении и без нагрузок дойдут до своей рабочей температуры.

    Как пояснил директор другого сервисного центра Андрей Савин, устройство современного двигателя таково, что его работу поддерживает множество электронных датчиков.

    «Не стоит забывать, что современные масла гораздо лучше тех, что заливали в автомобили в прежние времена. Да и мотор быстрее прогревается в движении, а не на холостом ходу. Также стоит сказать, что в сильный минус не стоит резко стартовать, особенно на автомобиле с полным приводом. Трогаться нужно спокойно и плавно», — посоветовал Савин.

    Более пристального внимания и длительного прогрева требует дизельный двигатель. На морозе в минус 15 градусов и ниже дизельный двигатель стоит прогреть в течение 3-5 минут. По словам Андрея Конева, у солярки есть свойство слегка загустевать в морозное время года. Поэтому чтобы топливо в фильтрах стало более жидким, машину все-таки можно прогреть несколько минут.

    При этом многие специалисты считают, что даже самое качественное синтетическое масло становится более вязким, и холодный двигатель какое-то время работает в условиях дефицита смазки, из-за чего есть риск возникновения трения металла. Поэтому самое губительное для техники — начать движение сразу после пуска резким рывком.

    Технические специалисты автосервисов поясняют, что это относится в первую очередь к машинам с большими пробегами, но даже им достаточно прогреть мотор в течение пяти минут. Потому что долгие простои на холостом ходу также не принесут технике автомобиля ничего хорошего. Оптимальным вариантом можно считать прогрев мотора в течение 3-5 минут.

    Зимняя эксплуатация гибридных машин и электромоторов отличается от стандартных бензиновых и дизельных двигателей. Потому что гибридные силовые агрегаты сами определяют режим работы, и чаще всего в холодное время года электроника запускает двигатель внутреннего сгорания уже после включения автомобиля.

    «Рекомендации здесь действуют те же, и специального прогрева тоже не требуется. Нажал кнопку пуска, подождал пару секунд для собственного психологического спокойствия, зажглись приборы и фары, после этого можно ехать. Для нормальной работы масляной системы ДВС даже в сильный мороз достаточно всего пары секунд. А вопрос прогрева электрического двигателя вообще не стоит, потому что прогревать электромотор запрещается инструкцией по эксплуатации. Его можно только охлаждать. Вообще электромотору чем холоднее, тем лучше. А идеальная температура для электродвигателя — абсолютный ноль», — рассказал технический директор сервисного центра Hybrids.ru Владимир Когут.

    В большинстве случае автовладельцы зимой прогревают свои машины гораздо дольше пяти минут, хотя, как мы выяснили выше, технических оснований для этого нет. Некоторые и вовсе включают предпусковой подогрев и дистанционно запускают двигатель за час до выхода из дома. Если машина все это время стоит на месте и вырабатывает выхлопные газы, соседи могут разозлиться. Так произошло в одном из московских дворов: водителю под стекло поместили записку с угрозами штрафа за вредные выбросы.

    Решить такую проблему в рамках правового поля крайне тяжело, но у соседей действительно есть основания возмутиться. Согласно статье 17.2 ПДД, во дворах жилых домов запрещена стоянка с работающим двигателем — прогревать машину можно не дольше пяти минут. А статья 12.28 КоАП РФ как раз рассматривает нарушения правил движения в жилых зонах и подразумевает штраф в 1500 рублей по стране и 3000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга. Однако наказать автомобилиста за долгий прогрев можно только в том случае, если машина стоит внутри двора.

    Если же автомобиль припаркован за пределами двора или общего пространства домов, а на въезде в микрорайон нет знака «Жилая зона», то греть двигатель можно. Проще говоря, если соседские окна выходят на улицу, а не во двор, то к водителям с работающим двигателем претензий быть не может. А вот те, кто паркуются возле подъезда и любят погреть мотор подольше, все-таки могут получить штраф.

    Читайте также  АКБ старт стоп что это?

    Прогрев двигателя зимой

    Товар по теме:

    Присадка в моторное масло «Супротек Актив Плюс»

    Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.

    Содержание

    • Прогрев двигателя автомобиля зимой. История вопроса
    • Как прогревать двигатель зимой в наших условиях?
    • Сколько нужно прогревать двигатель?
    • Какие процессы происходят внутри силового агрегата при работе «на холодную»?
    • А что делать, если автомобиль вообще не заводится на морозе?
      • Вывод простой.

    Нужно ли прогревать двигатель зимой? Этот вопрос можно назвать одним из самых обсуждаемых среди автомобилистов, особенно в преддверии холодов. Причём существует два диаметрально противоположных мнения. Одни автомобилисты утверждают, что прогрев двигателя зимой – обязательная процедура, без проведения которой нельзя трогаться с места и нагружать силовой агрегат. Другие – уверенны, что современным автомобилям автопрогрев машины зимой вообще не нужен и даже вреден. Где же истина? Прогревать ли двигатель зимой или нет? А если да, то, как и сколько по времени? Можно ли прогревать машину в движении? Есть ли какие-либо другие варианты, облегчающие холодный запуск?

    Прогрев двигателя автомобиля зимой. История вопроса

    Для того чтобы разобраться со всеми этими вопросами, следует заглянуть на 35 лет назад и увидеть, с чего всё началось. В те времена подавляющее большинство автомобилей были оснащены карбюраторами – устройствами, оснащёнными механическим регулированием положения воздушной заслонки, которая, в свою очередь, регулировала количество оборотов. Водителю перед поездкой приходилось её открывать, запускать двигатель и ждать, постепенно снижая вручную обороты до достижения устойчивой работы. И только после этой процедуры можно было начинать безопасное для силового агрегата движение. Более того, рекомендовалось ждать, когда температура охлаждающей жидкости повысится как минимум до 45°С, а это значит, что ответ на вопрос, нужно ли прогревать карбюраторный двигатель летом, тоже заслуживает внимание. Если в утренние или вечерние часы прохладно, то лучше прогреть.

    Что с тех пор изменилось? Современные автомобили оснащены электронным впрыском. Он в автоматическом режиме регулирует подачу топливно-воздушной смеси, позволяя силовому агрегату выходить на устойчивые обороты значительно быстрее и с меньшими проблемами. Многие производители даже рекомендуют начинать движение сразу после запуска, причём это касается как бензиновых, так во многих случаях и прогрева дизельного двигателя зимой. Основной упор при этом они делают на том факте, что при работе на холостых сильно увеличиваются расход топлива и токсичность выхлопа.

    Можно соглашаться или даже полностью доверяться рекомендациям производителей, но следует учитывать, что они ориентированы на их зимы с температурами порядка +10°С. В российских условиях автомобили эксплуатируются зимой в более жёстких условиях – в мороз и зачастую при крайне низких температурах. Всё это, естественно, вынуждает отвечать на вопрос, нужно ли прогревать двигатель зимой, утвердительно. Другой вопрос, как это правильно делать.

    Как прогревать двигатель зимой в наших условиях?

    По вопросу расхода и токсичности выброса автомобильными экспертами был проведён эксперимент. Он заключался в том, что эти показатели были проанализированы на одном и том же автомобиле, но при разных вариантах прогрева двигателя в холодное время. Исходные данные: температура воздуха -15°С, АКБ полностью заряжена, масло – высококачественная синтетика, пробег от стоянки порядка пяти километров.

    • Вариант 1. Его назвали «дедовским». Суть – прогрев двигателя на стоянке. После пуска компьютер сразу показал мгновенный расход топлива 2.5 л/ч, затем он несколько снизился до 1.9, а через 10 минут – до 0.9. Стрелка температуры охлаждающей жидкости после прогрева ещё в течение 10 минут остановилась на отметке меньшей 50°С. После начала движения расход по компьютеру – порядка 6.5 л/100км. Всего было потрачено на прогрев 0.4л, на дорогу – 0.33л. Итого 0.73л.
    • Вариант 2. Прогрев в движении – сразу после пуска двигателя начало движения. Сразу расход топлива оказался более 10 л, но потом снизился до 6.8 л. Всего израсходовано 0.45 л и плюс к этому экономия по сравнению с «дедовским» вариантом двадцати минут, что является внушительным показателем на малых пробегах.
    • Вариант 3. Короткий начальный прогрев, а затем сразу движение. После запуска до начала поездки двигатель грелся 5 минут. В начале пробега расход составлял 7.6л/100км, а к окончанию заезда – 0.55 л. В итоге это оказалось лучше, чем в первом варианте, но несколько хуже, чем во втором.

    Что же касается токсичности выхлопа, то третий вариант намного превзошёл первые два. В первом при прогреве двигателя на стоянке начальное содержание СН в выхлопе составило целых 1000 ppm, а после прогрева в течение 20-ти минут уровень содержания углеводородов снизился до 180 ppm. Во втором концентрация вредных веществ была зафиксирована на отметке порядка 20 ppm. В третьем уровень выбросов не превысил значения 2.1, а на пятикилометровом участке пробега вообще составил чуть больше одного грамма СН, что близко к нормам Евро-4 и Евро-5.

    Итоги этого эксперимента по вопросу, как прогреть двигатель зимой перед запуском, свелись в рекомендации экспертов использовать третий вариант – короткий прогрев с последующим движением.

    В реальности это часто происходит следующим образом. Двигатель заводится и работает на холостых. В это время можно смести снег, очистить лобовые стёкла, дождаться, когда нагреется салон авто и поднимется стрелка температуры охлаждающей жидкости, после чего можно начать движение.

    Сколько нужно прогревать двигатель?

    Все советы специалистов по вопросу, сколько прогревать двигатель зимой, сводятся к следующим рекомендациям:

    – от 0°С до +5°С достаточно всего лишь 2-х минут;
    – от 0°С до -10°С прогрев должен занимать 2-3 минуты, за это время силовой агрегат выйдет на нормальный рабочий режим, и технические жидкости станут прогретыми;
    – от -10°С до -20°С – от 3-5 минут, при этом после пуска двигателя следует подождать пару минут, а потом включить печку, для того чтобы отогреть стёкла;
    – -20°С и ниже – 5 минут для прогрева двигателя и ещё 10 – для салона.

    При прогреве следует обращать внимание также на температуру охлаждающей жидкости.

    Многие автовладельцы спрашивают, до какой температуры прогревать двигатель. Считается, что оптимальной температурой работы двигателя является значение в пределах 85-90°С. Однако специалисты допускают, что можно начинать движение уже при температуре порядка 50°С. При этом движение должно быть без резких нагрузок вплоть до выхода на рабочий режим с температурой 90°С.

    Как прогреть бензиновую машину на механике или автомате уже понятно, а что делать с дизелем. В этих случаях ситуация ещё более сложная, ведь кроме холодного воздуха в цилиндрах и загустевшего моторного масла, в наличии такой негативный фактор как более вязкое дизтопливо со всеми вытекающими негативными последствиями. Поэтому вывод однозначен – прогрев необходим.

    Какие процессы происходят внутри силового агрегата при работе «на холодную»?

    Главной проблемой запуска и прогрева авто зимой является повышенная вязкость моторного масла и других рабочих жидкостей. Если залито летнее масло, то загустев на морозе, оно попросту не даст стартеру провернуть коленчатый вал. А при использовании всесезонного масла всё равно приходится мириться с тем, что двигатель будет работать «на холодную» до тех пор, пока смазка не разогреется.

    Сразу после запуска система резко увеличивает обороты, подавая сильно обогащённую смесь. Часть топлива не сгорает. Она стекает по стенкам цилиндров и смешивается с маслом. При этом с деталей смывается масляная плёнка. Результат – сильное трение и повышенный износ деталей ЦПГ. Кроме того, катализатор «забивается» продуктами неполного сгорания топлива, и создаются условия для образования нагара на клапанах и форсунках. Как правило, в таких условиях уже к весне получается сформированный слой нагара, негативно влияющий на работу силового агрегата, в частности на мощность и динамические характеристики. Эти процессы протекают в любом случае сразу после запуска на морозе и, чем дольше прогрев, тем последствия более негативные.

    А что делать, если автомобиль вообще не заводится на морозе?

    Перечень причин и возможных путей устранения лучше рассмотреть в виде таблицы

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: