Загустело масло в двигателе что делать?

Моторное масло загустело, почернело, вспенилось, дало эмульсию: причины (и что делать)

04 сентября 2018 Категория: Полезная информация.

Как выбирать масло для дизеля, мы писали здесь, как часто нужно его менять — здесь.

А еще недавно рассказывали, как проверять уровень масла щупом, доливать до уровня и менять смазку в дизельном ДВС.

Но что делать, если вы при проверке или замене масла обнаружили, что оно «испортилось»? О каких проблемах с мотором говорит черное, густое или слишком жидкое масло, пена или эмульсия?

Что должно насторожить при проверке уровня масла в дизеле?

От качества и свойств моторного масла в системе смазки дизельного ДВС напрямую зависит ресурс агрегата. Поэтому автовладельца должны насторожить любые изменения консистенции, цвета, состояния и уровня масла.

Повод для беспокойства владельца и серьезной диагностики — если моторное масло:

  • стало слишком вязким или слишком жидким,
  • пенится или образует эмульсию
  • слишком сильно темнеет или наоборот, не темнеет даже спустя 2 тыс. км пробега.

Возможно, проблему решит полная замена масла и промывка двигателя. В любом случае, продолжать просто эксплуатировать такую смазку нельзя.

Почему очень скоро после замены моторное масло почернело?

Потемнение свежезалитого моторного масла в дизельном двигателе уже спустя 200-500 км пробега — нормативный процесс. Это, наоборот, говорит о том, что диспергирующие и моющие присадки в составе масла работают эффективно.С накоплением различных отложений, продуктов сгорания топлива и сажи масло темнеет, и к концу срока службы может даже почернеть.

Особенно быстро это происходит на двигателях солидного возраста, и на работающих в тяжелых условиях моторах. Быстрее всего темнеет минеральное и полусинтетическое масло.

И напротив, если после замены масла в дизельном моторе оно вообще не темнеет спустя 1,5-2 тыс. км тысяч км пробега, это признак плохого качества масла. Моющие свойства в нем отсутствуют, оно не способно удерживать отложения и сажу — вся грязь остается в смазочной системе ДВС.

Но если масло в дизеле не темнеет, собирая грязь и продукты сгорания топлива, а становится черным как мазут, это повод насторожиться.

Для начала, извлеките щуп, вытрите его чистой тряпкой. Если на щупе останутся черные разводы, это признак того, что смазка в двигателе угорает.

Возможно, дело в износе ЦПГ, когда масло просачивается в камеру сгорания, а топливо — в картер двигателя, разжижая смазку. Если при этом вы наблюдаете, что расход топлива вырос, а мощность ДВС упала, выхлоп стал очень дымным — это все аргументы о том, что почернение масла связано с проблемой самого двигателя.

Другая причина быстрого почернения масла в дизельном агрегате — его перегрев, когда под влиянием постоянно высоких температур (езда на высоких оборотах, агрессивное вождение и т.п.) масло буквально закипает.

Еще масло может перегреваться из-за неправильно подобранных характеристик вязкости.

В любом случае, черное масло нужно как можно скорее поменять (лучше вместе с промывкой дизеля), а в случае проблем с ЦПГ — провести диагностику. Возможно, понадобится произвести раскоксовку забитых нагаром поршневых колец, их замену или даже капитальный ремонт двигателя.

Почему масло в дизельном двигателе загустело?

Обычно масло густеет на морозе — особенно минеральное или недорогое полусинтетическое. В норме, после запуска мотора «на холодную», оно чуть хуже циркулирует по системе смазки двигателя, но через пару секунд разжижается и эксплуатируется как обычно. Такое загустение масла — вариант нормы.

Но если масло в дизеле стало практически солидолом, и при этом оно подобрано правильно (по степени вязкости и температурному режиму эксплуатации ДВС), нужно разбираться в причинах.

Самая банальная — масло «сработалось», накопило в себе массу отложений и сажи и превратилось в гель. Причем разжижения не происходит даже после прогрева двигателя. В результате циркулирования такого геля по системе смазки двигателя происходит сильный износ всех деталей, появляются шумы, стуки, мотор может даже заклинить.

Другая возможная причина, по которой масло стало как солидол — перегрев двигателя, когда происходит полимеризация смазки. То есть склеивание компонентов — масло буквально «сворачивается» от экстремальных температур.

Наконец, масло может загустеть от того, что владелец увлекается экспериментами со смешиванием разных масел и применением вязкостных присадок, которые вроде как защищают масло от разжижения. И в некоторых случаях, такие эксперименты приводят к тому, что масло становится слишком густым.

Почему масло в двигателе стало слишком жидким?

Если масло буквально стекает со щупа, потому что сильно разжижилось — оно либо сильно постарело, либо двигатель перегревался, и вязкостные компоненты распались на частицы.

Другая причина, почему моторное масло сильно разжижилось — в картер двигателя попадают излишки топлива из камеры сгорания. Это приводит к повышению уровня смазки в том числе.

Также неправильное применение промывочных средств для дизельного ДВС может привести к тому, что остатки промывки смешаются с маслом и разжижат его. Если и использовать промывочные масла и жидкости, лучше сократить интервал следующей замены смазки на 30-50%.

Почему может вспениваться масло?

Самая частая причина вспенивания масла — его перелив, то есть превышение допустимого уровня. Перелив вредит мотору, и это нужно исправить, слив излишки смазки. Сделать это можно на СТО или своими силами.

Другая причина, почему вспенивается масло — несовместимость масла, которое было внутри двигателя (а полностью оно не уходит из системы смазки даже после слива) и нового масла, которое долили по уровню. Обычно такое бывает, когда к минеральному маслу доливают синтетику, и наоборот. Такое смешивание ухудшает свойства обоих масел. Может выпасть осадок, появляется пена.

В этом случае нужно полностью слить масло, промыть мотор и долить какое-то одно в полном объеме.

В худшем случае, масло пенится, потому что в него попала охлаждающая жидкость. Антифриз может попасть в смазку через изношенную прокладку между ГБЦ и блоком цилиндров, через трещины БЦ и ГБЦ.

Чтобы убедиться, что это действительно из-за присутствия ОЖ масло вспенилось, нужно проверить саму жидкость: капли масла подтвердят теорию, а также приложить после небольшого прогрева мотора к выхлопной трубе лист бумаги. После высыхания лист нужно рассмотреть: если на нем останутся пятна от антифриза, теория о попадании в масло ОЖ верна.

Да и плотный белый дым из выхлопной трубы тоже подтверждает предположение.

Почему на щупе появилась эмульсия?

Эмульсия — растворенное в воде масло. Если под заливной крышкой или на щупе вы находите эмульсию в виде пены или белого налета, это может быть связано с тем, что внутри двигателя образуется конденсат. Смешиваясь с маслом, он и дает эмульсию. Обычно это бывает в морозы, а также на редко используемых автомобилях.

В таких случаях достаточно сменить моторное масло и немного сократить интервал его замены.

Другая причина образования эмульсии на щупе и крышке маслозаливной горловины — попадание туда антифриза. Стоит проверить уровень ОЖ в расширительном бачке, посмотреть герметичность прокладки ГБЦ и самого блока цилиндров, проверить, плотно ли закручена крышка радиатора.

Сильный износ ЦПГ также может стать причиной попадания антифриза в моторное масло и образование эмульсии. Решать проблему с поиском утечек ОЖ стоит незамедлительно.

Эмульсия — тревожный признак, потому что эмульсированное масло теряет свои защитные и смазывающие свойства, что напрямую отражается на ресурсе двигателя.

О том, к чему приводит масляное голодание двигателя, читайте здесь.

Моторные масла ведущих производителей для дизельных ДВС в каталоге

Загустело масло в двигателе что делать?

в данной статье описаны причины возникновения несмываемого гуталина на поверхностях двигателя, фотографиями которых кишат просторы интернета, ведутся баталии в попытках разобраться откуда ноги растут, ответ очевиден, паленый бензин.

Юрий Буцкий, канд. техн. наук
Александр Хрулев, канд. техн. наук, директор Моторного центра «АБ-Инжиниринг»

«Бди!» — завещал Козьма Прутков. И хотя в его время автомобилей не было, эти слова актуальны и сегодня – в частности, применительно к заправочным станциям.

Всё началось так. К экспертам, специализирующимся на неисправностях двигателей, с небольшой временной разницей пришли три (!) схожих заявки на экспертизу – да что там схожих, практически неотличимых! Судите сами. Все три двигателя были почти новыми. Все прошли после очередного ТО порядка 10-12 тыс. км – то есть до очередного визита в автосервис им осталось совсем немного. И все три застучали и «словили клина» – так бывает при остром масляном голодании. И, наконец, у всех трех после вывинчивания сливных пробок масло из картера не полилось. Да что там не полилось – даже капля не упала.

Первая реакция была вполне естественной: масла в двигателе нет и не было! Не залили, либо долго не контролировали уровень, либо вытекло, а водитель с утра не заметил лужи под колесами. Но когда сняли поддон, обнаружили на его стенках. масло? – нет, лежащую на стенках толстым слоем странную коричневую субстанцию, напоминающую очень густой майонез или студень. Называйте как угодно, здесь важно другое – она не могла ни стекать куда-либо, ни прокачиваться масляным насосом. А потому и смазывать пары трения тоже не могла.

Почему так получилось? Предположений было несколько: залили «неправильное» масло, или во время ТО забыли его заменить, или. а может, виновато некачественное топливо? Что-то запах у него какой-то странный. Короче, загадка, разгадать которую могли только профессиональные химики, проведя анализ «гуталина».

Читайте также  Когда нужно ставить зимнюю резину на автомобиль?

Рассудив так, эксперты отдали пробу бывшего масла в «НПП Квалитет» – дескать, помогите, господа химики, разобраться нам, механикам. А заодно вот вам и образец бензина из бака пострадавшей машины – вдруг пригодится.

В «Квалитете» анализы проб провели. Причем разнообразные, включая метод ИК-спектроскопии. И вручили отчет на десятке страниц, предупредив: результаты предварительные, сделать однозначные выводы по одной пробе масла и одной пробе бензина не представляется возможным. Необходимо по меньшей мере по десятку проб того и другого – и тогда картина станет четкой и ясной. А пока заключение таково: причиной аварии явилось фальсифицированное топливо. Собирайте, ребята, образцы.

Хорошо, но что все-таки произошло? Хотя бы по предварительным данным? Читаем. Язык отчета – сухой, научный. В документе много специальных терминов. Поэтому мы не будем приводить его дословно, а продолжим рассказ в свободной форме, опираясь на мнение специалистов «Квалитета».

Итак, в превращении масла в коричневый «студень» подозревается фальсифицированный бензин. Но если кто-то его «бодяжит» – то как именно? Одна из версий такова.

При производстве синтетических каучуков (в частности, полиизопренового каучука для шинной промышленности) образуются побочные про¬дукты, содержащиеся в нижней кубовой части ректификационной колонны. Продукты эти так и называют – кубовые. Их образуется много, этих кубовых, и с ними надо что-то делать. Перерабатывать их в принципе можно, но не нужно – больно вонючи. И всё, что из них делается, тоже получается вонючим, не подойдешь. Использовать как котельное топливо тоже не получается, слишком быстро испаряется.

Раньше кубовые просто сжигали, а теперь? Не исключено, что предприимчивые ребята скупают их за копейки, а потом добавляют в бензин. Октановое число получается высоким, бензин сгорает, машина едет, все прекрасно, но лишь до поры до времени.

Дело в том, что в кубовых очень много непредельных углеводородов. Таким же получается и новоявленный бензин. А дальше происходит следующее. Температура высокая, воздух есть, понятно, что при сгорании смеси образуются оксиды азота. Не будь в бензине непредельных, они вылетали бы в выпускной коллектор и далее в каталитический нейтрализатор. Но благодаря непредельным эти оксиды азота образуют нитроэфиры, а они труднолетучие, оседают на стенках цилиндров. И маслосъемные кольца тут же сбрасывают их в картер! А надо сказать, что нитроэфиры – штука нестойкая в смысле температуры. Вот и разлагаются они с образованием кислот. А те реагируют со щелочными присадками масла и быстренько образуют мыло, которое загущает масло до полной потери текучести. Это явление мы и наблюдали, сняв поддон картера.

В чем коварство такого, извините за выражение, «топлива»? А в том, что оно способно убить любое, даже самое дорогое «супертоповое» масло – достаточно один раз заправиться, проехать километров 500, и все, «кислотный» процесс пошел. А в полной мере «эффект» проявится через несколько тысяч километров – пять, семь, десять, как в случаях, с которых мы начали этот рассказ.

Ай да кубовые. Но есть еще одна версия. Как известно, готовая продукция любого предприятия строго контролируется. А вот с полуфабрикатами проще – они могут быть и с браком, да и от «усушки» с «утряской» вполне могут пострадать. В общем – свобода, в определенных пределах. Возможно, где-то на НПЗ кто-то ворует такой промежуточный продукт – крекинговые фракции, подвергнутые риформингу, но еще не прошедшие стадию гидрирования. Октановое число у этого «недобензина» высокое, непредельных в нем пруд пруди. А дальше процесс в камере сгорания идет как в случае с кубовыми – нитроэфиры, кислоты, мыло.

И все же наши эксперты склоняются к версии кубовых. Кстати, при определенном навыке их на АЗС можно обнаружить – если хорошенько принюхаться. Запах кубовых описать трудно, но самый понятный бытовой аналог – аромат палтуса, зажаренного на прогорклом масле. Так вот, если вы заподозрили неладное, на такой АЗС лучше не заправляться.

Ну, а если случился насморк, и вы все же заправились? Спасение одно – спохватившись, немедленно меняйте масло и бензин, промывайте двигатель, заправляйтесь проверенным маслом и топливом. Ситуацию можно отследить и по масляному щупу – если на нем висит загустевшая капля и стекать не хочет, ну чистая смола, срочно меняйте масло с промежуточной промывкой.

И в заключение отметим: эта статья не претендует на полноту. Ее цель предупредить владельцев автомобилей, что заправка фальсифицированным бензином нынче вполне реальна. Ведь, как известно, «предупрежден, значит, вооружен». Мы же вернемся к теме, когда наберем необходимые статистические данные. Что касается вопроса в заголовке, ответ таков: заправляться надо. Но и бдительность тоже не помешает.

Как не допустить превращения моторного масла в «гуталин»

Начну с конкретного примера загустевания моторного масла класса вязкости SAE 10W‑40 в двигателе УАЗ. Статистика. Замена моторного масла и фильтров производилась через 15 тыс. км, а после пробега 45 тыс. км моторное масло и фильтры поменяли через 16 тыс. км. При этом через 2 тыс. км залили моторное масло «Лукойл», через 15 тыс. км – «Газпромнефть», через 15 тыс. км – «Шелл», через 16 тыс. км. – снова «Лукойл». Все моторные масла одного класса вязкости SAE 10W‑40.

После пробега 45 тыс. км автомобиль переоборудован для работы с газобалонным оборудованием. После пробега 70 тыс. км обнаружено попадание антифриза во внутреннюю полость по причине заводского дефекта головки блока цилиндров (ГБЦ). На станции техобслуживания заменены прокладка ГБЦ, штанги привода клапанов, оси коромысел в сборе с коромыслами. При этом моторное масло не заменили, посчитав, что в нем незначительное количество антифриза. Через 72,5 тыс. км после продолжительной поездки и ночной стоянки при запуске двигателя раздался посторонний звук, заклинил распределительный вал газораспределительного механизма (ГРМ) с разрушением пластиковой шестерни привода. В результате проведенной дефектовки распределительного вала ГРМ и толкателей штанг клапанов установлено:

1) наличие черных липких отложений на рабочих поверхностях всех подшипников скольжения распределительного вала (рис. 1);

2) на сопрягаемых поверхностях первого подшипника скольжения распределительного вала ГРМ имеются задиры и следы из-за масляного голодания (рис. 2);

3) отверстие канала подачи масла к первому подшипнику скольжения распределительного вала ГРМ закрыто густым по консистенции отложением (рис. 3);

4) на сетке маслоприемника большое количество липких отложений с густой консистенцией черного цвета (рис. 4).

Причиной аварии является эксплуатация автомобиля на потерявшем свою работоспособность моторном масле. Из-за чего же моторное масло потеряло работоспособность?

1. Нарушение герметичности системы охлаждения и попадания антифриза в моторное масло (после замены прокладки ГБЦ и устранения течи антифриза работавшее моторное масло не поменяли на свежее).

2. Частый перевод на моторные масла «Газпромнефть», «Лукойл» и «Шелл», принципиально различающиеся технологиями изготовления, базовой основой и присадками. Остатки масел после замены, смешиваясь со свежим, способствовали его окислению и загустеванию.

3. Поздняя замена моторного масла «Шелл» после 16 тыс. км (вместо 15 тыс. км по сервисной книжке), это усугубилось тяжелыми условиями эксплуатации автомобиля в зимнее время, когда при остывании двигателя образуется конденсат в картере двигателя, ускоряющий окисление. Именно поэтому в холодное время года следует хорошо прогревать мотор, это позволит влаге полностью испариться с поверхностей деталей и масла. Если автомобиль эксплуатируется в холодное время года без длительного прогрева двигателя, в моторном масле формируется густой осадок из-за попадания не успевших испариться воды и топлива. Для нормального функционирования двигателя масло должно оставаться текучим и легко проникать в каналы для смазки и охлаждения деталей.

4. Перевод автомобиля на газ привел к снижению мощности двигателя, что также отрицательно сказалось на работоспособности моторного масла. Как правило, при переводе двигателя на газ требуются малозольные присадки с высоким щелочным числом.

5. Загущению моторного масла также способствуют мельчайшие частички пыли, которые не может удержать воздушный фильтр, побочные продукты сгорания, высокие температуры масла из-за высоких нагрузок на двигатель.

Если зайдете в интернет, то вы увидите много случаев загустевания моторного масла, разобранные двигатели в «гуталине», и выглядят они, как сенсации: по автосервисам прокатилась волна внезапных отказов двигателей, связанных с непонятным и непредсказуемым поведением моторного масла. Безо всякого предупреждения моторное масло в двигателях вдруг превращается в Москве, Петербурге, Магнитогорске, Мурманске и в других городах в мазутообразную субстанцию. Случаи эти происходят нечасто, есть и результаты расследования причин этого явления в лабораториях, с моделированием ситуаций в выложенных роликах и форумах, попытки получить явные проявления этой смертельной болезни по резкому росту вязкости моторного масла, падению щелочного и росту кислотного чисел и др.

Как правило, эти выводы и предложения применительны лишь к конкретному случаю. Поэтому поднятая в статье тема актуальна как для станций технического обслуживания СТО, так и для автовладельцев. Ничего не меняется, пострадавший автовладелец от специалистов СТО, если автомобиль еще на гарантии, слышит три причины загустевания моторного масла:

1) использование некачественного топлива;

2) попадание антифриза или воды в масло;

3) отсутствие контроля за уровнем масла в двигателе во время эксплуатации.

Самая частая причина, на основании которой пытаются лишить гарантии, – использование некондиционного топлива. С этого момента начинается конфликт, автовладелец встает на тропу войны, которая может продолжаться месяцами и годами. На примере описанного случая и фотографий мы видим, что вина обоюдная. Специалисты СТО, осуществляющие гарантийное обслуживание автомобиля, выполняли свои обязанности непрофессионально. Вот их главные ошибки при проведении ТО.

Читайте также  Страховка не покрывает ущерб ДТП что делать?

1. По незнанию (ведь все три марки моторных масел допущены к применеию в двигателе) использовали моторные масла разных производителей («Газпромнефть», «Лукойл», «Шелл»), отличающиеся базовыми основами, присадками и технологиями производства.

2. В автомобиле через 45 тыс. км, после попадания антифриза в полость цилиндра двигателя, не поменяли моторное масло.

3. Заменили моторное масло «Шелл» после 16 тыс. км (вместо 15 тыс. км). После пробега автомобиля 45 тыс. км автомобиль переоборудован для работы с газобалонным оборудованием, при этом произошла потеря мощности двигателя и повысилась теплонапряженность его деталей. Вина пострадавшего в том, что он полностью доверился СТО, хотя мог бы обратить внимание на качество обслуживания, потребовать поменять моторное масло, в которое попал антифриз. Он не знал, что перевод автомобиля на газ для маломощного коммерческого автомобиля приведет к потере мощности и повышению теплонапряженности деталей, моторного масла, и продолжал эксплуатировать автомобиль в том же режиме, не следил за качеством масла. И все же многие автовладельцы на стороне пострадавшего. Но есть и сомневающиеся, особенно среди тех, кто занимается ремонтом автомобилей. Среди читателей есть колеблющиеся между этими точками зрения. Это тот случай, когда мы можем освежить и приобрести нужные для нас знания.

Как вы знаете, моторное масло обеспечивает условия работы движущихся деталей двигателя, выполняя пять функций.

1. Смазывает движущиеся детали двигателя (уменьшает трение и предотвращает износ).

2. Очищает двигатель от загрязняющих веществ (уменьшает количество осадка на деталях двигателя, собирает твердые частицы и поддерживает их во взвешенном состоянии).

3. Создает уплотнение гильзы для оптимальной работы двигателя (предотвращает попадание продуктов сгорания в масляный картер).

4. Охлаждает поверхности деталей.

5. Защищает от коррозии поверхности деталей.

Окисленное масло теряет все свои пять функций, становится неработоспособным и наносит ущерб практически всем деталям двигателя и самые уязвимые (в нашем примере пластиковая шестерня привода).

Масло является уникальным источником информации, которую нам надо научиться понимать и использовать на практике, как это умеют профессиональные водители. Их знания основаны на конкретных моделях автомобилей, которые невозможно распространить на все модели двигателей. Кратко остановлюсь на процессе загустевания моторного масла и превращении его в мазутообразную массу с консистенцией гуталина. Окисление масла в любом двигателе протекает, как цепная химическая реакция с участием свободных радикалов.

Первыми промежуточными продуктами окисления являются перекиси, которые превращаются в кислоты и оксикислоты, альдегиды, спирты и кетоны. В дальнейшем образуются различные асфальто-смолистые вещества, а также карбены и карбоиды, входящие в состав образовавшегося «гуталина». Ускоряют процесс окисления разложившиеся присадки маторных масел, антифриза, давление и температура. Отмечу, что увеличение температуры в картере на 10° С ускоряет окисление в 2 раза. На практике процесс окисления моторного масла в двигателе можно контролировать расзличными дорогостоящими лабораторными методами. Но для этого надо отбирать пробу и нести в лабораторию. За рубежом, например, во время технического обслуживания автомобилей качество моторного масла контролируется постоянно. Кроме того, там есть обученные специалисты в области смазочных материалов, которые периодически аттестуются.

В нашем примере на СТО подряд переходили на моторные масла трех производителей: «Газпромнефть», «Лукойл» и «Шелл», потом опять на «Лукойл». Мало того, после обнаружения антифриза в полости цилиндра при замене ГБЦ моторное масло не заменили. Автовладелец это видел, но посчитал, что масло менять рано, так как автомобиль на нем прошел всего 2 тыс. км. Он не виноват только из-за того, что доверился «спе­циалистам ТО» и не знал, что даже 0,1% антифриза ускоряет окисление и износ узлов трения. Это мои рассуждения, и многим из вас они покажутся субъективными.

Согласен, для каждого из нас практически любое полученное знание – результат опыта, основанного на примерах и ощущениях. А так как каждый по своей природе уникален, то и соотносит он прочитанное, услышанное и увиденное на свой лад, реагируя по-своему. В таком случае проблему загустевания масла можно решить только созданием неубиваемых двигателей. Этого придется ждать долго. Главное сегодня – обезопасить себя от неприятностей в двигателе из-за загустевания моторного масла. У меня автомобиль с аналогичным двигателем УАЗ, и я контролирую процесс окисления моторного масла, ведущего к «гуталину», пользуясь экспресс-прибором «Анализатор нефтепродуктов», разработанным ООО «Химмотолог» в Уфе, сайт himmotolog.ru.

Этот защищенный патентом РФ инновационный прибор вошел в число лучших 100 товаров России 2018 года.

Для работы с прибором не требуется специальная подготовка. Пользуясь им, можно определить:

1) оригинальность смазочного материала;

2) природу базовой основы масла (синтетическое или минеральное);

3) содержание воды и антифриза в масле (включая растительные);

4) оптимальное время замены масла по потере работоспособности (окисления и загрязненности). Его можно также настроить на количественное определение сажи в моторном масле и определение его моюще-диспергирующих свойств.

У прибора есть пробоотборник. Раз в месяц отбираю из отверстия маслощупа 2 мл масла и наливаю его на поверхность датчика прибора. Он показывает на дисплее диэлектрическую проницаемость масла и содержание воды (антифриза) в процентах. В моторном масле «Шелл Хеликс Плюс» SAE 10W‑40, которое использую в своем автомобиле, диэлектрическая проницаемость 2,25. В среднем через первые 5 тыс. км пробега автомобиля диэлектрическая проницаемость поднимается всего на 0,2 ед. а к 12 тыс. км на 0,5 ед. При увеличении диэлектрической проницаемости на 0,5 меняю моторное масло.

Опыт пользования анализатором показал, что при увеличении пробега до 17 тыс. км диэлектрическая проницаемость увеличилась на 0,85. Проверил в лаборатории вязкость моторного масла после 17 тыс. км пробега, она увеличилась на 45% при 100° С и составила 21 сСт, а щелочное число уменьшилось почти в 3 раза и составило 3,1 мг КОН/г. Заметил, что зимой из-за образования конденсата в моторном масле появляется вода до 0,15% и уже через 6 тыс. км диэлектрическая проницаемость возростает с 2,25 до 2,87. В таких случаях масло меняю, отстаиваю и использую на долив. От замены до замены доливаю около 1 л масла. Был случай, когда у купленного в магазине моторного масла «Шелл Хеликс Плюс» SAE 10W‑40 диэлектрическая проницаемость оказалась повышенной (2,32 вместо 2,25). Отнес в магазин, приняли обратно.

Прибор настолько универсальный, что им можно определить моюще-диспергирующие свойства отработанного масла. Достаточно после тщательного перемешивания отфильтровать отработанное масло через бумажный фильтр и определить его диэлектрическую проницаемость. Одним словом, пользуясь анализатором нефтепродуктов на ранней стадии, можно узнать о работоспособности моторного и трансмиссионного масла.

Виль Нигматуллин, заведующий кафедрой УГНТУ, канд. техн. наук, доцент

Загустело масло в двигателе что делать?

Почему моторное масло становится похожим на солидол?

опубликовано 06.11.2018

Если масло с течением времени меняет свои свойства, это не является отклонением от нормы. Уже после нескольких сотен километров пробега, вы можете заметить как масло начинает постепенно темнеть, в некоторых случаях состав становится более густым. В статье «Почему моторное масло быстро темнеет?» мы рассматривали причины потемнения масла, и рассказывали о том, что потемнение – естественный процесс выработки моторного масла. Более того, если вы заметили, что моторное масло не меняет своих свойств с течением времени и остается светлым, то необходимо в срочном порядке выполнить его замену, так как, скорее всего, вы приобрели продукт с некачественным составом, который не улавливает сажу, а отправляет ее в двигатель.
Почему моторное масло быстро густеет и становится похожим на солидол?

Потемнение масла – не единственный признак изменения его свойств со временем. Некоторые водители, проверяя уровень масла, с удивлением обнаруживают, что состав стал густым и тягучим, похожим на солидол, желе или сгущенку. Такое масло медленно стекает по щупу, и его излишняя густота является признаком появления опасной проблемы.

Причин сгущения масла много, и они могут быть разными в каждом отдельном случае.

  1. Любого типа смазки предполагают эксплуатацию в определённом температурном диапазоне. Как правило, изменение вязкости на высоких температурах не так заметно, как на низких. На морозе моторные масла густеют, и проблема густоты состава может проявиться с похолоданием. Сильно густеют, как правило, минеральные масла и не очень качественная полусинтетика, а также контрафактная продукция. С качественными синтетическими или гидрокрекинговыми маслами такой проблемы не происходит. В любом случае, после запуска мотора вязкость хорошего моторного масла должна нормализоваться. Если же этого не произошло, стоит задуматься о качестве продукта и правильности подобранного состава, который, возможно, не предназначен для эксплуатации в текущих погодных условиях.
  2. Как уже было сказано выше, масло со временем вырабатывается. И, если долго использовать моторное масло без регулярной замены, оно полностью теряет свои свойства и приобретает гелеобразную тягучую консистенцию. Причиной является то, что состав накопил огромное количество сажи и загрязнений. Разумеется, даже после прогрева состав не станет более жидким. Результатом эксплуатации отработанного масла может явиться целый ряд проблем. Это и износ всех деталей ДВС, и появление шумов, стуков, и даже заклинивание мотора.
  3. Опасной причиной загустения масла является его полимеризация. Этот процесс является следствием перегрева двигателя автомобиля, в результате которого компоненты масла склеиваются, и состав «сворачивается», превращаясь в густую массу, похожую на солидол. Во избежание подобных проблем, эксперты советуют всегда после ремонта двигателя проводить замену моторного масла.
  4. Еще одной причиной быстрого загустения масла является так называемый «SHELL-эффект». Назван этот эффект так потому, что эксперты именно этой фирмы открыли его в 40-х годах. Тогда проводилась экспертиза нескольких проб загустевшего моторного масла, в ходе которой выяснилось, что масло способно разлагаться и густеть при попадании в состав антифриза и воды. Следует отметить, что реакция случается не с каждым моторным маслом, а подобные случаи довольно редки. Однако, не стоит сбрасывать со счетов эту причину.
  5. Многие специалисты СТО приводят как причину быстрого загустения моторного масла – использование некачественного бензина. В теории, продукты неполного сгорания топлива могут вступать в реакцию с активными компонентами моторного масла, в следствие чего, состав разлагается и теряет свои свойства. Подобные доводы были и остаются весьма сомнительными, так как объем топлива, способного попасть в картер мотора не идёт в сравнение с тем объемом масла, которое находится там. К тому же, попадающий в картер бензин практически сразу же испаряется под воздействием высоких температур. Также стоит отметить, что при смешивании бензина с моторным маслом, можно наблюдать совершенно противоположную реакцию, – вязкость моторного масла практически всегда снижается, а не растет. К тому же, проблема загустения масла актуальна как для бензиновых, так и для дизельных авто.
  6. Качество состава – не последняя причина быстрой потери его свойств и загустения. Это может быть и случайно приобретенная подделка, и «эксперименты» с использованием моторных масел малоизвестных производителей, и заливка моторного масла в не слишком добросовестных автосервисах.
Читайте также  Нужно ли на автомате включать нейтралку?

Смотрите также

Комментарии 50

Привет, что в итоге было? Чем излечилось? Такая же фигня сегодня обнаружилась(

Со дна пожиже: можно ли загубить мотор слишком вязким маслом?

Мастера официальных дилерских сервисов породили немало опасных заблуждений, базируясь на рекомендациях производителей и не желая мыслить за пределами “гайдлайнов”. Чего стоит только опровергнутая многократно, в том числе производителями автоматических коробок, теория о “несменяемости” масла в АКП… Ещё одна популярная байка, тиражируемая дилерами, возникла на волне увлечения производителями маловязкими маслами вроде 0W20 и 0W30. Теперь многие проблемы с мотором объясняются мастерами использованием “слишком вязкого масла”. Попробуем разобраться, возможно ли это вообще.

Что такое SAE?

Н ачнём с пояснения простых вещей — с обозначений класса вязкости всесезонных масел по стандарту SAE, Сообщества автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers), наиболее популярному в мире. В обозначении, скажем, класса 5W30 первая цифра — это индекс вязкости при низких температурах, а вторая — при высоких.

Чтобы определить эти индексы, методика SAE предусматривает ряд инструментальных тестов: CCS – Cold Crank Simulator, MRV – Mini Rotary Viscometer для низкотемпературного диапазона и два теста при рабочей температуре — Kinematic viscosity для температуры 100 градусов и новый тест HTHS — High Temperature High Share для 150 градусов. Всё это делается с помощью точной сложной аппаратуры, и фиксироваться на этой части мы не будем.

Для каждого класса масла определен диапазон, в который должны укладываться его характеристики. Но общий смысл обозначения максимально прост: первая цифра говорит, насколько вязким является масло при холодном старте, а вторая — насколько оно выдерживает рабочие температуры. При этом каждая из цифр вовсе не означает абсолютное значение вязкости.

Для иллюстрации мы взяли результаты исследования лаборатории компании Widman International и немного адаптировали их для российского читателя.

На графиках хорошо заметно, как сильно параметры вязкости масел меняются при росте температуры. Очевидно, что пока мотор не прогреется хотя бы до 30 градусов, ему приходится очень тяжело, особенно на маслах 10W40 и 15W40.

А вот между 40 и 80 С можно наблюдать совсем интересную картину: с ростом температуры кривые начинают пересекаться. И масло 10W40 к 80 градусам становится менее вязким, чем 5W40.

Оптимальная вязкость при рабочей температуре (от 100 до 110 градусов) — от 9 до 18 мм2/с. В эти границы попадают все масла, но при даже незначительном дальнейшем росте температуры масло 5W30 теряет остатки всей вязкости и становится слишком жидким. Так что тут более вязкие масла даже имеют очевидное преимущество.

Аналогичные “сюрпризы” существуют и для низкотемпературного индекса. И, конечно же, масла с одной номинальной вязкостью и полностью соответствующие стандарту всё же могут довольно существенно различаться по характеристикам. Но для простоты объяснения я буду учитывать индексы вязкости раздельно — как масла 5W или как масла W40, говоря о низкотемпературной и рабочей вязкости, без оговорок о реальном классе масла, чтобы не вносить путаницу. Просто подразумевая, что большая вязкость соответствует большему классу вязкости, без дополнительных хитростей и оговорок.

Еще один важный момент связан с тем, что холодная вязкость масла на порядок или два отличается от вязкости при рабочей температуре. Типичное минеральное масло 15W40 при температуре около нуля градусов имеет кинематическую вязкость порядка 1 500 мм2/с, а при рабочей температуре этот параметр уже составляет всего 13 единиц. У синтетики 5W30 эти параметры меняются не так сильно: 900 мм2/с при нулевой температуре и порядка 11 при рабочей.

Вязкость зависит от температуры нелинейно: в зависимости от состава масла она резко повышается в зоне низкой температуры и достаточно плавно изменяется в области рабочих температур. Замер рабочей вязкости проводится при ста градусах Цельсия, но рабочим диапазоном обычно является зона от 20-30 градусов, когда вязкость выше номинальной уже не на два порядка, а менее чем в десять раз.

В зависимости от двигателя и режима эксплуатации температура масла внутри него существенно различается, а значит, и вязкость одного и того же масла в рабочем режиме в разных двигателях разная. Более того, она непрерывно меняется в процессе движения. Таким образом, выбор вязкости масла связан еще и с такими параметрами, как типичная длительность поездки, нагрузка и температура окружающей среды.

К тому же на температуру масла (а значит, и на его вязкость) заметно влияет состояние двигателя. Повышенный объем картерных газов, неисправная система вентиляции, дополнительная защита картера, изношенный масляный термостат, грязный маслорадиатор — всё это вносит свои коррективы в режим работы масла.

Кроме того, нужно учитывать, что масло меняет свою вязкость в процессе эксплуатации. Обычно рабочая вязкость снижается по мере вырабатывания загущающих присадок, что особенно характерно для масел с вязкостью свыше W40, а низкотемпературная вязкость, наоборот, возрастает, поскольку срабатываются и присадки, повышающие текучесть при низкой температуре. Последнее характерно для всех масел с существенной долей минеральной основы, то есть, фактически для 99% масел на рынке, потому что даже у очень дорогих эта доля менее 30% не бывает. Чистая синтетика может вести себя иначе, но это тема для отдельного разговора.

Гуще или жиже?

С учетом вышесказанного становится понятно, что никто не будет пытаться создать двигатель, которому для работы нужно масло строго определенной вязкости, не выше и не ниже заявленной в документах. Это просто технически невозможно: как я уже подробно говорил выше, вязкость масла постоянно меняется, причём в весьма широком диапазоне.

Но самый главный вывод — в том, что мотор существенную часть своего пробега работает с маслом, вязкость которого на порядок или даже два выше, чем его вязкость при рабочей температуре согласно SAE. Потому, опять же, ни один производитель не будет делать двигатель, которому могло бы повредить более вязкое масло. Даже если у вас залито масло с индексом вязкости в два раза выше, чем рекомендуемое, мотору это совершенно безразлично — он прекрасно будет работать и на этом масле. Ему это вредит не больше, чем типовая 15-минутная поездка, особенно зимой.

Конечно, в долгосрочной перспективе возможно проявление каких-то особенностей, вызванных использованием слишком вязкого масла. Но их никак нельзя назвать фатальными для всего мотора. Например, может раньше срока износиться редукционный клапан насоса, сам маслонасос или фазорегуляторы. Но и это крайне маловероятно.

Фактически мотор рассчитывается на минимальную, а не максимальную рабочую вязкость масла. Любое уменьшение его рабочего давления критично, а вот небольшое повышение вязкости и давления — практически безвредны. Они приведут к небольшим колебаниям характеристик, и не более того. И уж совершенно точно нет ни одного двигателя, в котором «масляные каналы слишком узкие» или «зазоры слишком маленькие».

Другое дело — использование слишком маловязкого масла. Как мы видели из графиков, при высоких температурах маловязкие масла могут переступить минимальный порог вязкости в 9 мм2/с. Для масла 5W30 это возможно уже при 115 градусах. Тем временем, нормальная рабочая температура в современных моторах может достигать 110 градусов, а масло им часто рекомендуют и вовсе 0W20. И тут последствия могут быть более губительными, вплоть до проворота вкладышей и износа шеек коленвала. Поэтому уж лучше более густое масло, чем более жидкое.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: