Свечи зажигания без бокового электрода

«Драгоценная» искра

Применение сплавов с редкоземельными и благородными металлами в конструкции современных свечей зажигания значительно улучшает их технические характеристики и способствует увеличению срока службы.

Все ведущие производители свечей зажигания, такие как Bosch, Brisk, Denso, NGK и проч., сегодня активно используют при производстве продукции такие сплавы. Среди наиболее востребованных — с иттрием, иридием, платиной, вольфрамом, палладием. Но, пожалуй, наиболее широкое распространение получили разнообразные комбинации с иридием и платиной. Например, Denso особый упор и в поставках на первичную комплектацию, и в сегменте вторичного рынка делает на серии SIP (Super Ignition Plug) — несмотря на то что они впервые появились в ассортименте компании 10 лет назад, эти свечи до сих пор не теряют своей актуальности. Подтверждением тому может служить такой факт: при производстве в России нового (седьмого) поколения модели Camry с моторами 2,5 и 3,5 литра — одного из бестселлеров отечественного авторынка — компания Toyota устанавливает на конвейере только свечи суперзажигания Denso SIP.

Конструктивно такие свечи отличаются от привычных тем, что не один, а оба элемента, между которыми проскакивает искра, выполнены из редкоземельных металлов. Иридиевый центральный электрод используется многими производителями, но, как правило, в паре с боковым электродом из легированной стали. В свечах Denso SIP эта привычная стальная деталь является основанием для тонкого (диаметром 0,7 мм) электрода из платинового сплава.

Возникающая между двумя сверхтонкими электродами искра — более сильная, она обладает большей воспламеняющей способностью (поэтому SIP и называют свечами суперзажигания) и обеспечивает более полное сгорание топлива. Как следствие, повышается мощность мотора, снижаются расход топлива и уровень вредных выбросов, двигатель увереннее работает даже на обедненной смеси и при низких температурах воздуха. К тому же только свечи серии Denso SIP могут справиться с высокими требованиями по напряжению разряда и воспламеняющей способности, которые предъявляют некоторые самые современные двигатели (это связано с высокой степенью сжатия или использованием рециркуляции отработанных газов).

Сейчас свечами Denso SIP оснащаются примерно 20 % новых японских автомобилей, включая такие престижные и весьма дорогие машины, как представительский седан Lexus GS 4.5 Hybrid или спорткар Nissan 370Z.

Полная программа свечей зажигания NGK охватывает широкий спектр различных типов свечей: от стандартных до свечей с использованием благородных металлов. На данный момент, по мнению экспертов компании, наиболее высококачественное техническое решение представляют собой свечи зажигания с использованием иридия. Свечи имеют наконечник с напайкой из иридиевого сплава на центральном электроде, который приваривается лазером по специальной методике. Иридий – очень тугоплавкий металл. Температура плавления составляет 2450 °C, что позволяет иридиевой свече быть чрезвычайно устойчивой к искровой эрозии. При использовании иридия срок службы свечи, по сравнению с обычной, увеличивается до пяти раз. Кроме того, использование этого благородного металла позволяет выполнять центральный электрод диаметром всего 0,6 мм, что значительно снижает требуемое напряжение зажигания и позволяет фронту пламени шире распространяться в камере сгорания. Иридиевые свечи обладают эффектом самоочищения. Независимо от фактической рабочей температуры, в кольцевом зазоре между средним электродом и изолятором происходят вторичные электрические разряды, которые удаляют имеющиеся частицы нагара, тем самым гарантируя отсутствие пропусков зажигания.

В своем инновационном продукте инженеры компании NGK использовали платину. Речь идет об эксклюзивной свече зажигания LMAR9AP8J, спроектированной для сложной современной системы автомобиля Lamborghini Aventador J, функционирующей одновременно и как датчик детонации.

Эта свеча имеет два боковых электрода, а также приваренное методом лазерной сварки платиновое кольцо на центральном электроде. Вследствие применения благородного металла центральный электрод практически не подвергается высокотемпературной газовой коррозии и искровой эрозии, несмотря на жесточайшие условия эксплуатации, такие как экстремально высокие температуры и высокое давление. Кроме того, свеча оснащена тонкой резьбой M10 (шестигранник 14 мм), удлиненной до 26,5 мм. Благодаря такой конструкции в головке цилиндра остается больше места для охлаждающих каналов, что улучшает отвод тепла в этой критичной зоне.

Свеча LMAR9AP8J выполняет еще одну важную для двигателя функцию, выступая в качестве датчика для определения в нем детонации. Центральный электрод свечи соединен с независимым блоком управления, который измеряет поток ионов между электродами. Так как сигнал ионного тока пропорционален давлению в камере сгорания, с помощью специального анализа можно получить точную картину качества сгорания: блок управления двигателем уже в ранней фазе распознает пропуски зажигания и детонационное сгорание и может предпринять соответствующие контрмеры.

Кстати, другие автопроизводители также делают ставку на возможность определения детонации в двигателе. Так, например, специальная свеча зажигания LKR8AP со свойствами датчика была эксклюзивно разработана компанией NGK Spark Plug для мощного 10-цилиндрового двигателя BMW M5 (2005—2010 годов выпуска). В результате водитель нового M5 получает не только снижение расхода топлива, но и более высокий крутящий момент и большую отдачу мощности.

Ну а вообще по заявлению представителей компании NGK Spark Plug занимает сегодня лидирующие позиции не только на внутреннем рынке Японии с общей долей рынка свечей зажигания более 70%, но и является самым крупным поставщиком свечей зажигания на мировом вторичном рынке с долей порядка 30%. 58% автомобилей в Европе сходят с конвейеров с установленными свечами NGK.

BERU, чей бизнес свечей зажигания теперь принадлежит Federal-Mogul, активно экспериментирует с титаном. Точнее, уже даже не экспериментирует, а мощно продвигает в массы свое детище — новые свечи зажигания Ultra X Titan. В них реализована довольно интересная и необычная для рынка комбинация: сочетание никель-титанового сплава (обладающего высокой жаростойкостью) верхнего электрода с тонким платиновым центральным электродом.

Эта серия стала своего рода дополнением к линейке Ultra X. Ассортимент состоит теперь из 15 типов: 6 уже известных свечей зажигания Ultra X дополнены 9 новыми свечами зажигания, которые вместе составляют программу Ultra X Titan.

У этих девяти свечей нового типа Ultra X Titan верхний электрод является однополюсным и имеет Poly-V-форму новейшей разработки, обеспечивающей высокую надежность зажигания и экономию топлива. Данная Poly-V-форма представляет собой пять острых кромок, на которых попеременно появляется искра. Это дает низкое напряжение пробоя и пять возможных вариантов появления искры, за счет чего улучшается пробой искры. В сочетании с никель-титановым электродом высокой жаростойкости обеспечивается длительная постоянная мощность системы зажигания при оптимальном использовании топлива и связанным с ним топливосберегающим сгоранием с соответственно более низкими выбросами в атмосферу — при одновременно значительно более высокой износостойкости и увеличении пробега до 60 тыс. км. Тем самым нормы по сервисному обслуживанию производителей автомобилей не только полностью выполняются, но и в большинстве случаев значительно превышаются.

У шести свечей зажигания предыдущего типа Ultra X сохранена X-форма электродов, причем его жаростойкость повышена благодаря использованию никель-титанового сплава.

Среди других достоинств свечей Ultra X Titan можно отметить надежный холодный пуск и эксплуатационную надежность. Первое достигается посредством центрального электрода с платиновым наконечником, который обеспечивает превосходные характеристики при холодном пуске двигателя. Для второго реализуется коронный разряд — преднамеренный предварительный разряд, предотвращающий утечку между центральным электродом и электрической массой, что в особенности может произойти во время холодного пуска за счет образующегося электропроводного нагара. В сочетании с тонким выступающим кольцом изолятора двигатель надежно запускается даже при неблагоприятных условиях, например при очень низких температурах или частой езде на короткие расстояния.

Компания Bosch выбрала для себя другой уникальный сплав — с иттрием. И, не мудрствуя лукаво, назвала новую серию Yttrium. Основной характеристикой продукта является наличие в центральном и боковом электродах иттрия — редкоземельного химического элемента, известного своей прочностью. Свечи зажигания Yttrium производятся на немецком оборудовании с использованием оригинальных комплектующих компании Bosch и рекомендуются для современного автомобильного парка. В первую очередь они подходят для иномарок зарубежного и российского производства, гарантируя, по словам разработчиков, надежный запуск, защиту от коррозии, увеличенный ресурс и экономию топлива.

Иттрий идет и в комбинации с платиной. Одна из особенностей конструкции современных двигателей — свечи зажигания с высокими эксплуатационными характеристиками. Для двух бензиновых моделей VW Passat объемом TSI 1,8 л (118 кВт) и TSI 2,0 л (155 кВт) компания Volkswagen выбрала свечи зажигания Double Platinum («двойная платина»; платиной покрываются как боковой, так и центральный электроды) от Bosch.

И не без достаточных оснований. Данные свечи выдерживают значительные рабочие нагрузки на протяжении десятков тысяч километров, обеспечивают надежное и безотказное зажигание в любых дорожных условиях. Преимущества свечей зажигания Double Platinum от Bosch заключаются в инновационном материале — никель-иттриевый сплав и платина, максимальной долговечности и износостойкости, надежности зажигания и эффективной защите от коррозии.

Вообще ассортимент свечей зажигания компании Bosch достаточно разнообразен. В нем представлены продукты для любого двигателя с учетом требований автопроизводителей и новейших разработок компании — с центральным электродом, легированным иттрием, с электродами, покрытыми платиной, со сплавом платины с иридием, с серебряным покрытием. Количество боковых электродов в свечах зажигания Bosch варьируется от одного до четырех, а диаметр центрального электрода достигает 0,6 мм.

Читайте также  Ресурс иридиевых свечей зажигания ngk

Ну а флагманской линейкой свечей зажигания Bosch является Bosch Super 4. Ее представители стали первыми в мире свечами зажигания с четырьмя массовыми электродами и покрытым серебром заостренным центральным электродом. Они работают по принципу зажигания с поверхностно-воздушным искровым разрядом (применим в автомобилях с любой системой зажигания), доказавшему свою эффективность в ходе успешных многократных испытаний.

В зависимости от нагрузки на двигатель и степени его износа искра выбирает наиболее подходящий путь для максимально надежного зажигания от одного из четырех боковых электродов к центральному — в качестве либо воздушной, либо скользящей искры. Это защищает двигатель и катализатор, а очищающее действие скользящей искры препятствует образованию нагара на свече. Подразумевается восемь возможных искровых промежутков.

Уникальная конструкция Bosch Super 4 гарантирует оптимальную мощность двигателя в любых дорожных ситуациях — в течение всего времени использования и минимизирует риск пропусков воспламенения.

Brisk комбинирует иттрий с иридием. В серии Iridium Premium+ используется центральный электрод с иридиевым контактом и внешний электрод из сплава иттрия с медным сердечником, направленный на середину свечи зажигания. Это дает снижение требований к напряжению, существенно уменьшает искрогасящий эффект при «холодных» стартах. При этом сохраняется интервал замены 100 тыс. км.

Свечи зажигания. Как выбрать?

Одной из ключевых деталей автомобиля являются эти маленькие вещи. От них может зависеть как производительность мотора, так и расход.

    01.04.2019
  • / Полезное , Как это устроено
  • / Яков Фрудгарт

Что такое свечи зажигания?

Всё очень просто. Это устройство, которое «поджигает» смесь топлива и воздуха в двигателе с помощью разряда в несколько десятков тысяч вольт, который происходит между электродами.

Дополнительно к этому свечи могут быть индикаторами проблем, которые могут происходить с вашим двигателем, и на это стоит обращать внимание при каждом обслуживании двигателя.

Язык нагара

Со временем электроды свечей зажигания могут покрываться нагаром, и опытные механики и мотористы, да и просто автолюбители старой школы по его цвету смогут поставить точный диагноз вашему двигателю.

Начинается наша «палитра» нагаров бархатисто-чёрного цвета. Такой нагар подскажет нам о том, что смесь в двигателе слишком богата, и мотор страдает от чрезмерно высокого расхода топлива. Это в первую очередь негативно скажется на вашем кошельке, ведь в этом случае топлива слишком много, и оно догорает уже в глушителе. Поэтому детонация может негативно сказаться на вашем двигателе, вплоть до капремонта.

В противоположность богатой смеси бывает и бедная. В этом случае электрод становится светло-серым, а в особых случаях может стать белым. Но бедную смесь вы отследите и без свечей. Тяга мотора станет плохой, и двигатель будет сильно греться, вплоть до перегрева. Это очень плохой цвет.

В некоторых случаях свечи могут покраснеть. И это не связано с теми ругательствами, которые вы адресуете нерадивым таксистам по дороге на работу. Всё проще. Красный цвет сигнализирует о необходимости сменить заправку. В этом топливе слишком много присадок, и металлические отложения образуют на поверхности изоляции свечей налёт.

Иногда свеча в двигателе может пожелтеть, и это будет связано только с несоответствием типа свечи двигателю, либо плохой затяжкой свечи в канале. Такой налёт сообщает нам о перегреве свечи.

В общем, с цветами разобрались, разбираемся со свечами в целом.

Конструкция этого элемента двигателя не меняется веками, и это приводит к тому, что некоторые водители ошибочно считают, что выбор свечей зажигания так же прост, как подбор салфеток для фар, либо лампочек в приборную панель. Это не правильно. Правильные знания по выбору свечей — это геометрические размеры и калильное число. Ну или каталожный номер, по которому вы это узнаете. Дополнительно к этому стоит добавить конструкцию электрода.

Электрод? Как для сварки?

Конечно, нет. Просто электродом называется наконечник свечи, на котором происходит искрообразование, и на этом моменте мы заострим внимание.

По электродной составляющей свечи можно поделить на три типа: одноэлектродные, многоэлектродные и из тугоплавких металлов (иридий или платина).

Одноэлектродные

Свечи-ветераны. Белый корпус из керамики и металлический стакан. Такую свечу хоть в скутер, хоть в бензопилу. Искра в такой свече образуется между двумя электродами (центральный и боковой). Они самые дешёвые, но служат достаточно мало.

Многоэлектродные

Как говорит нам название, боковых электрода тут будет уже три или даже четыре. Поскольку электроды изнашиваются в порядке очереди — жить свеча будет намного дольше, однако стоит она дороже и воспламенить смесь ей труднее.

Платина

Подобные свечи пришли в гражданские автомобили прямиком из автоспорта, когда инженеры обратили внимание на то, что тонкий электрод даёт возможность увеличить стабильность и отдачу мотора, поскольку искра становится более мощной. Тонкий электрод, конечно, быстро изнашивался и его решили сделать из металла который сложно разрушить. Так свечи стали платиновыми.

Иридий в массы

После того, как инженеры наигрались в платиновые свечи — дошли руки и до иридия. Его температура плавления выше, чем у платины, он твёрже и более устойчив к температурам и коррозии.Благодаря этим показателям свеча может работать при широком диапазоне нагрузок и более эффективно сжигать топливо.

Послесловие

Теперь вы должны понимать, что свечной нагар — это очень полезная штука, а совет «поставьте платину» — это не маркетинговая уловка а хороший совет механика. Поэтому уточните у своего производителя, какие свечи он рекомендует, а для Японцев от себя я буду советовать только Iridium TT от Denso. Всем чистых электродов.

Рейтинг лучших свечей зажигания

Для того, чтобы горючее в двигателе транспортного средства сгорало в полном объеме, ему требуется правильно подобранный источник воспламенения. В моторе, работающем на базе бензина, в качестве такого устройства выступает специальная свеча зажигания, она воспламеняет топливо при помощи электрического разряда. Эта деталь напрямую влияет на долговечность работы двигателя.

Лучшие недорогие свечи зажигания с одним электродом

Bosch WR7DP

Уникальная, с точки зрения конструкции центрального электрода, свеча. Тонкий сердечник выполнен практически заподлицо с керамическим изолятором, благодаря чему искра приобретает вид плазменного разряда. Этот разряд устойчив даже при низком напряжении в бортовой сети автомобиля. При работе на качественном топливе ресурс одной свечи составляет без малого 55-60 тысяч километров – такой показатель достигается за счёт платинового напыления. Однако отечественные дороги не признают благородные металлы. В российских реалиях свечи Bosch WR7DP перегорают куда быстрее. Устанавливают их преимущественно на иномарки, такие как «Шевроле», «Хендай», «Ниссан» и др. Цена выше среднего, однако иридиевые аналоги стоят намного дороже.

  • инновационная конструкция центрального электрода;
  • искра вида плазменной дуги;
  • привлекательная цена;
  • стабильная работа при низком напряжении от аккумулятора;
  • наличие модификаций под автомобили ВАЗ, Рено, Шевроле и т.д.
  • расход топлива немного выше, чем при использовании штатных (сберегающих) свечей зажигания.

Denso W20EPR-U

Denso W20EPR-U позиционируется как стандартная свеча, предназначенная для использования в двигателях автомобилей марки «ЛАДА», «Шевроле», «Ниссан» и «Дэу». Содержит в себе сразу несколько интересных конструктивных решений, благодаря чему открывает новые грани в работе со стоковыми двигателями. Во-первых, следует отметить оригинальную форму бокового электрода с U-образным пазом. Данное решение позволило несколько увеличить площадь распространения пламени от искры, увеличив полноту сгорания топливовоздушной смеси и уменьшив выбросы (в среднем на 3,1% по сравнению со свечами ЭЗ). Во-вторых, имела место замена сердечника центрального электрода со сплошного никелевого на медный, что позволило несколько увеличить мощность движка, а также замедлить износ бокового электрода. Однако стоит признать, что рабочий ресурс Denso W20EPR-U (даже несмотря на улучшения) получился не самым большим – в лучшем случае такой свечки хватит на 30 тысяч километров пробега.

Лучшие премиальные свечи зажигания с одним электродом

Denso PK20PR-P8

Весьма распространённые свечи среди владельцев автомобилей платформы Nissan B («Рено», «Ниссан», «ВАЗ»). Приглянулись за высокий показатель рабочего ресурса (порядка 40 тысяч километров на топливе не самого высокого класса) и за соответствующую этому невысокую стоимость. В плане качества у Denso PK20PR-P8 также всё в порядке: японские производители, что называется, на славу поработали над платиновым напылением и геометрией электродов. Единственной проблемой при эксплуатации может стать маленький межэлектродный зазор, сделанный таковым ради подачи искры даже при низком напряжении сети. Тем не менее, автолюбители нисколько не смущаются приобретать данные свечи, благо, что покупка в подавляющем большинстве случаев становится полностью оправданной.

  • приемлемый рабочий ресурс;
  • хорошее качество электродного покрытия;
  • наличие типовых иридиевых аналогов (более дорогих, но более стойких).
  • недостаточный, исходя из нормативных требований, межэлектродный зазор для автомобилей Рено и подобных им (0,8 миллиметра).

NGK BKR6EIX

Иридиевая свеча зажигания, обладающая большим рабочим ресурсом. По словам многочисленных пользователей, одного комплекта хватает в среднем на 50 тысяч километров пробега, однако при использовании качественного высокооктанового топлива этот показатель может вырасти до 60-65 тысяч километров. В плане экономии топлива особой разницы с недорогими свечами не чувствуется, однако экономический фактор выражается отработкой всего срока заявленной эксплуатации.

Читайте также  Как подобрать свечи зажигания на авто?

Стоимость высокая, что обусловлено иридиевым покрытием, нанесённым на центральный и единственный боковой электрод. Оптимальный вариант для водителей автомобилей немецких («БМВ», «Ауди», «Фольксваген»), американских («Форд», «Шевроле», «Крайслер») и японских («Лексус», «Тойота», «Мазда», «Хонда») марок, которые очень заинтересованы в стабильной работе двигателя.

  • широко распространены;
  • длительный срок эксплуатации (порядка 50 тысяч километров);
  • иридиевое покрытие;
  • стабильная искра;
  • высокое номинальное качество.
  • высокая стоимость, компенсируемая качеством и долговечностью.

Лучшие свечи зажигания с двумя электродами

Denso K20TXR

Двухэлектродные свечи от японского производителя являются одними из самых удачных вариантов для комплектации двигателей авто платформы Nissan B («ЛАДА», «Ниссан», «Шевроле», «Рено»). Никаких «косяков» в работе (если это оригинальные свечи, а не подделки): ни штамповочного брака, ни перекосов при пайке электродов. Именно высоким качеством изготовления обеспечивается длительность эксплуатации (до 40 тысяч километров – ресурс сильно зависит от топлива) и стабильность подачи искры. Традиционное и менее дорогое (по сравнению с иридием и платиной) никелевое покрытие электродов придают последним устойчивость к комбинированному воздействию негативных факторов (нагар, высокие температуры и общая агрессивная среда). Расход топлива не сильно отличается от такового при использовании штатных фирменных свечей.

  • никелевое покрытие повышает устойчивость электродов к агрессивной среде;
  • стабильная искра (отрабатывает циклы воспламенения без ослабления дуги);
  • штатный, миллиметровый, зазор между боковыми и центральным электродами;
  • качественное изготовление.
  • стоят чуть дороже, чем фирменные свечи от Рено.

NGK BKR6EK

Очень хорошая свечка серии «V-Line», имеющая V-образную выточку на центральном и небольшое закругление на двух боковых электродах. Обладает лучшим временем детонации и эффективным воспламенением топливной смеси, что, в свою очередь, вызывает небольшое форсирование двигателя (прирост мощности на 1,3-1,8% превышает таковой при установке стандартных одноэлектродных свечек). Помимо всего прочего NGK BKR6EK обеспечивает более полное сгорание топлива, тем самым положительно влияя на общую экономичность движка.

Главная ирония данных свечей заключена в том, что, производимые в Японии, они не используются в японских машинах. Чаще всего эти комплекты можно встретить в автомобилях марки «ЛАДА», «Ауди», «БМВ» и «Шкода», что наглядно демонстрирует ориентированность компании на европейский сегмент.

Renault 77-00-500-168

Продукт французской компании Eyqiem официально поставляется на завод «Рено» для комплектации двигателей K7M. Обладает стандартной для свечей зажигания конструкцией, но обеспечивает немного больший вылет центрального электрода для воспламенения как можно большего количества топливовоздушной смеси. Два боковых электрода значительно повышают рабочий ресурс свечи, принимая разряд попеременно, давая друг другу время на отвод и рассеяние тепла.

Поскольку основным стремлением разработчиков при изготовлении свечей Renault 77-00-500-168 стало обеспечение максимальной стабильности работы, экономические и силовые показатели отступили на второй план. Свеча не даёт большого прироста мощности по отношению к одноэлектродным моделям, не несёт в себе экономии топлива, однако может эксплуатироваться вплоть до 40-50 тысяч километров.

Лучшие многоэлектродные свечи зажигания

Champion N9BYC4

Трёхэлектродная свеча Champion N9BYC4 – единоличный лидер по снижению показателей расхода топлива, а также увеличению мощности при дросселировании движка (в среднем на 5-5,6%) относительно одноэлектродных свечей. Кроме того, наблюдается заметное улучшение стабильности работы, даже несмотря на средненькие результаты проверки в барокамере. Из геометрических особенностей электродной части выделить, в целом, нечего – на фоне различных выточек, пазов и прочего конструктива от других производителей данная свеча выглядит канонично.

Champion N9BYC4 с успехом применяется во всех ходовых автомобилях на территории России (от немецких марок до представителей отечественного автопрома), без каких-либо намёков на фальсификацию и прочие неурядицы. Аудитория потребителей у неё довольно большая, что лишний раз доказывает правомерность включения данной модели в рейтинг.

Bosch W7 DTC Standard Super

Интересный вариант свечей от немецкого производителя, дающий максимум прироста экономичности расхода топлива относительно одноэлектродных аналогов. Обладая, в целом, стандартным строением, присущим практически всем свечкам компании Bosch, W7 DTC Standard Super преподносит несколько очень приятных «сюрпризов», выявленных в ходе проведения комплексных тестов. Испытание давлением, проведённым в барокамере, модель проходит отлично, демонстрируя хорошую устойчивость искры. При максимальном дросселировании прирост мощности не так ощутим, но положительные тенденции имеются – относительно одноэлектродных свечей ЭЗ он составил 2,3-2,7%.

Однако наибольшего успеха Bosch W7 DTC Standard Super сумел добиться в компоненте расхода. Снижение на 3,2% – великолепный результат, особенно для двигателей далеко не первой свежести. Данные свечи отлично раскупаются владельцами автомобилей «ЛАДА», «Шевроле» и VAG-группы.

Brisk Premium LOR15LGS

Brisk Premium LOR15LGS – свеча, завоевавшая славу самой продуманной и интересной по части образования искры. Все четыре боковых электрода сильно занижены относительно центрального, благодаря чему создаётся очень длинная искра, скользящая по керамическому изолятору. Данный принцип позволяет значительно усилить детонацию смеси, но с другой стороны имеет и один весьма неприятный нюанс. Искрообразование на пониженном напряжении при такой конфигурации электродов никуда не годится – тест в барокамере наглядно показывает, что в данном компоненте LOR15LGS уступает даже стандартным одноэлектродным свечам.

Тем не менее, отмечается хорошая устойчивость работы двигателя во всех режимах, а при максимальном дросселе прилив дополнительной мощности и вовсе оказывается на уровне 5%. Данные свечи с успехом обкатываются владельцами отечественных автомобилей, а также часто встречаются в японских («Тойота», «Хонда», «Лексус») и корейских («Хендай», «Киа») марках.

Всё об автомобильных свечах

Автомобильные свечи несомненно являются важнейшим элементом всего ДВС (двигатель внутреннего сгорания). Нет искры — не работает двигатель! Казалось бы, из-за такой мелочи, такой механизм не работает. Свечи, как впрочем, и все в этом мире — не вечны, на их рабочих поверхностях со временем образуется нагар, и если его не устранить вовремя есть возможность в один прекрасный день отправиться на работу на такси. Я думаю, намек понятен!? Устройство свечи. Свеча состоит из десяти основных деталей:

Устройство свечи

Теплостойкость свечи.

Большинство производителей свечей применяют нумерацию арабскими цифрами для идентификации изолятора. Эти цифры обозначают тепловое число т.е. теплостойкость свечи. Теплостойкость свечи определяется способностью выделять на головку двигателя тепло принимаемое на рабочей части свечи под воздействием продуктов сгорания.

Обычно теплостойкость регулируется изменением длины теплового конуса изолятора. Свечи с длинным изолятором называются горячими. С коротким изолятором холодными.

Различные конструкции свечей.

Высокотехнологичные свечи:

1. Свечи с U-образным желобком U-Groove

2. Платиновые долговечные свечи Plantinum Long Life

Свечи с U-образным желобком.

В связи с введением контроля над выхлопными газами возникла необходимость применения двигателей работающих на обеднённых топливовоздушных смесях и свечей обеспечивающих превосходное воспламенение и полное сгорание.

Сравним процесс роста ядра пламени в обычных свечах и в свечах с заземляющим электродом, имеющим желобок.

Обычная свеча Свеча с U-образным желобком

В обычной свече ядро пламени возникающего от электрического разряда растёт и закантачивает центральный и заземляющий электрод, образуя искровой промежуток. Поскольку температура электродов ниже, чем в ядре пламени температура последнего поглощается и препятствует росту пламени. Это называется погашающим эффектом электродов.

В отличие от этого свеча с заземляющим электродом имеющим U-образный желобок размещённым в разрядной части заземляющего электрода погашающий эффект снижается, поддерживается рост ядра пламени, и тем самым делается возможным более полное сгорание топливовоздушной смеси. Это позволяет достичь экономии топлива и большей чистоты выхлопных газов.

Долговечные свечи Plantinum Long Life.

К свечам предъявляется требование выдерживать пробег не менее 100 тыс. км. Что бы решить эту трудную проблему разработаны специальные диски из платинового сплава, обладающие высокой устойчивостью к окислению и воздействию электрического разряда. Эти диски привариваются к концу центрального электрода и к разрядной части заземляющего электрода на противоположной стороне от центрального электрода, что создаёт постоянный разряд между платиновыми дисками. Такое конструктивное решение позволило обеспечить ресурс свечи равный 100 тыс. км.

Такие платиновые свечи впервые в мире были использованы на автомобилях высокого класса TOYOTA 1982 году. С тех пор ведущие автопроизводители Мира используют эти платиновые свечи.

Иридиевые супер-долговечные Iridium Long Life.

Это качественно новые свечи реализовавшие ресурс равный 200 тыс. км. и обладающие высокой степенью воспламенения.

DENSO добилось успеха в разработке иридиевого сплава обеспечив высокую температуру плавления, устойчивость к окислению и высокую износостойкость применив электрод диаметром 0,4 мм.

В свечах IRIDIUM POWER, благодаря соединению ультратонкого иридиевого электрода с коническим заземляющим U-образным электродом, сведён к минимуму погашающий эффект электрода и обеспечено более надёжное сгорание и высокая воспламеняемость. Благодаря такому надёжному сгоранию стали возможными быстрый запуск, устойчивый ровный холостой ход и превосходное наращивание скорости.

Кроме того, высокое тепловое число свечей IRIDIUM POWER делает их наиболее подходящими для гоночных соревнований.

Свечи IRIDIUM TOUGH.

Эти свечи так же как IRIDIUM POWER имеют высокую воспламеняемость и кроме того рассчитаны на потребителей требующих долговечности свечей наравне с платиновыми. Для центрального электрода, так же как в свечах IRIDIUM POWER, используется ультратонкий иридиевый электрод диаметром 0,4 мм, но в заземляющем элетроде применено платиновое покрытие, что позволяет достичь ресурса равного 100 тыс. км. пробега на равне с платиновыми свечами.

Читайте также  Заливает свечи на мотоцикле Урал

Свечи супер-воспламенения (игла к игле).

Преимущества:

— Устойчивость к образованию нагара

— Самоочищение в холодных условиях

— Начальные потери на охлаждение существенно снижены

Свечи типа ТТ.

Также разработаны свечи типа ТТ — это свечи зажигания с двойным выступом (с двумя иглами), с центральным электродом из никеля с уменьшенным диаметром 1.5 мм и боковым электродом с наконечником так же уменьшенного диаметра в 1.5 мм.

· Приемистость и эффективность

Обнаружение неисправностей.

Свеча является единственной деталью из электрооборудования двигателя входящей в камеру сгорания её можно сравнительно легко вынимать и легко вставлять. При возникновении неполадок с двигателем для обнаружения неисправности следует проверить состояние свечей.

Нормальное загрязнение. При использовании свечей в нормальном режиме тепловой конус изолятора будет белого или светло-коричневого цвета, а износ искрового промежутка сравнительно невелик.
Углеродное загрязнение. Если эксплуатировать свечи в жёстких или ненормальных условиях на рабочей части свечи возникнут различные явления. Например, при повторяющихся поездках с низкой скоростью образуются углеродистые отложения.
Загрязнение свинцом. Из-за наличия в бензине свинцовых присадок возникают свинцовые загрязнения или оплавления, если по тепловому числу свечи не соответствуют данному двигателю или если нормальный процесс сгорания нарушен.
Перегревание. Очень белый изолятор с мелкими черными отложениями и преждевременная эрозия электрода. Это происходит, когда свеча недостаточно затянута, двигатель недостаточно прогрет, зажигание слишком раннее.
Раннее зажигание. Расплавленный или прожженный центральный или боковой электрод, раковины в изоляторе и металлические отложения на изоляторе.

Установка свечей.

1. Сначала установите свечу и без усилия закрутите её до упора.

Рекомендуем применять правильный момент затяжки:

Хотя свечи сравнительно легко вынимать и вставлять, неправильное обращение с ними может вызвать поломку свечи или двигателя.

Последствия чрезмерной затяжки свечей:

Когда уплотнительному кольцу уже некуда больше сжиматься, происходит деформация корпуса свечи, она вытягивается, а шестигранник остается на месте. Резьбовая часть при закручивании уходит глубже в головку блока цилиндров. Изолятор начинает свободно прокручиваться в корпусе, нарушается герметичность свечи. Ухудшается отвод тепла от центрального электрода, в таком состоянии свеча не очищается и перестает работать. При продолжении закручивания свечи она разрушается – резьбовая часть отделяется от корпуса.

Что нужно знать о свечах зажигания: 3 пункта, которые стоит запомнить каждому автовладельцу

Рынок автокомпонентов переполнен предложениями, что делает выбор такого необходимого каждому автомобилисту продукта, как свеча зажигания, непростым. Расскажем, по каким критериям нужно выбирать свечи, о чем стоит помнить при их установке, и как самостоятельно выявить неисправную свечу по ее внешнему виду

1. ВИДЫ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГНИЯ

Самыми распространенными являются свечи зажигания с медным сердечником центрального электрода и свечи с «двойной медью», то есть с медными сердечниками как в центральном, так и в боковом электродах. Есть свечи с платиновыми накладками, в том числе с платиной и на центральном, и на боковом электроде. Инновацией в технологиях стали свечи с оребренным изолятором центрального электрода: такое решение позволяет свече лучше противостоять влажным отложениям на изоляторе, что значительно снижает риск пробоя. А высшую строчку в иерархии свечей зажигания занимают иридиевые свечи: в их конструкции накладки на электроды выполнены из редкоземельного металла иридия. Свечи отличаются не только рядом эксплуатационных характеристик, но и рекомендованным интервалом замены. Если медные свечи зажигания рекомендуется менять через 20 000 км, то иридиевые свечи служат до 120 000 км. Разумеется, в номенклатуре производителей свечей есть и позиции, адаптированные к конкретным двигателям. Это связано с тенденцией развития компактных моторов небольшого рабочего объема. Например, двигатели V8 TFSI для Audi моделей A6, A7 и A8 имеют очень глубокие свечные колодцы. Поэтому, помимо особой конструкции свечи, здесь используется еще и специальный соединитель.

A — Гладкий керамический изолятор, предотвращающий пробой. B — Резистор, изготовленный методом высокотемпературного спекания внутри свечи. C — Тонкий медный центральный электрод — лучшее рассеивание тепла. D — Удлиненный тепловой конус, позволяющий расширить диапазон калильного числа. E — Медный сердечник. F — Увеличенный тепловой зазор существенно повышает эффективность. G — Заземляющий электрод конфигурации poly-v из титанового сплава.

Отдельно стоит упомянуть свечи накаливания для дизельных двигателей, включая «пакетные» предложения. Так, система ускоренного пуска двигателя включает в себя электронный блок управления и свечи накаливания с короткой нагревательной спиралью и уменьшенной на 2/3 зоной накаливания. Такая свеча нагревается до 1000 °C всего за 2 секунды. В качестве первичной комплектации в современных дизельных двигателях применяются свечи карандашного типа, оснащенные трехфазной системой накаливания (с нагревом перед пуском, во время пуска и после пуска). Среди новинок — керамические свечи накаливания и свечи накаливания с датчиком давления. Кстати, почерневший нагревательный элемент новой свечи подтверждает то, что каждая свеча накаливания проходит проверку работоспособности при ее производстве.

Важным параметром для свечи зажигания является калильное число — значение, определяющее способность свечи отводить тепло от камеры сгорания. Чем меньше значение калильного числа, тем выше способность свечи к теплоотводу. Не случайно в гоночных двигателях используются «холодные» свечи зажигания, то есть свечи с низким калильным числом. Как правило, свечи с низким калильным числом имеют короткую юбку изолятора, что дает возможность поглощать меньше тепла и способствует хорошему его отводу.

2. КАК ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ СВЕЧИ

Здесь также необходимо обратить внимание на ряд важных моментов. Гнездо свечного колодца в блоке двигателя может иметь либо плоское, либо коническое основание. Соответствующей формы будет и посадочная поверхность свечи. Коническое основание не требует дополнительного уплотнения, а вот для установки свечи с плоской посадочной поверхностью требуется специальная шайба. При затяжке свечи шайба несколько деформируется и таким образом обеспечивает герметичность. Эту операцию необходимо производить с помощью динамометрического ключа — не случайно на упаковках свечей указывается рекомендуемый момент затяжки. Если свеча недостаточно затянута, то через неплотное соединение высока вероятность прорыва газов из камеры сгорания. Чрезмерная затяжка может привести к повреждению резьбы, и при повторной установке — к нарушению герметичности, поскольку остаточная толщина уплотнительной шайбы будет недостаточной для того, чтобы ту самую герметичность обеспечить. При извлечении свечи по остаточной толщине уплотнительной шайбы можно определить, было ли применено чрезмерное усилие при затяжке. К сожалению, даже на профессиональных сервисах персонал далеко не всегда пользуется динамометрическими ключами при установке свечей зажигания. Смазка резьбовой части свечи при установке не требуется: свечи имеют анодированный корпус.

Вторым важным моментом при установке свечи является контроль зазора между электродами. Он предварительно выставляется производителем свечей, но лишний раз проверить этот параметр стоит: неправильный зазор может привести к пропускам воспламенения. Но если возникнет необходимость регулировки зазора, делать это нужно очень аккуратно: обломок поврежденного бокового электрода вполне может оказаться в камере сгорания.

3. О ЧЕМ ГОВОРИТ ВНЕШНИЙ ВИД СВЕЧИ

Как правило, минимальный срок службы свечей — порядка 20 000 км, но перед наступлением морозов их состояние нелишне проверить: во многом именно от свечей зависит легкий пуск двигателя в зимний период. Тем более что свеча может быть не только источником искрообразования, служащего для поджига рабочей смеси в камере сгорания, но и способна рассказать о состоянии двигателя и о проблемах, связанных с его эксплуатацией. Вот обгоревшая юбка изолятора, а центральный электрод частично расплавлен. Такие повреждения могут быть вызваны целым букетом проблем: от неверного выбора калильного числа свечи до неисправности клапанного механизма двигателя или использования некачественного топлива. Сажа на электродах? Скорее всего, проблемы связаны с неисправностью топливной аппаратуры. На электродах следы масла? Стоит проверить поршневые кольца и, в случае мотора с нагнетателем, состояние турбины. Перечислять можно и дальше — свечи действительно могут донести массу важной информации. Разумеется, во всех вышеописанных случаях свечи нуждаются в замене, даже если они не выработали определенный для них срок службы.

И еще один совет, связанный с диагностикой. Иногда на уже работавшей свече зажигания можно увидеть черную полоску, идущую вдоль изолятора. Это след пробоя. Скорее всего, причина проблемы в колпачке высоковольтного провода, который от старости «задубел» и покрылся трещинами. Такой колпачок следует заменить и, чтобы исключить риск повторения подобной проблемы в будущем, нанести специальную смазку на изолятор свечи в месте контакта с колпачком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: